Научная статья на тему 'Знаменитые рязанцы: две жизни, две судьбы'

Знаменитые рязанцы: две жизни, две судьбы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Узбекова Д. Г.

Представлен материал о взаимоотношениях в жизни и научной деятельности двух знаменитых ученых, уроженцев Рязани, физиолога И.П. Павлова и фармаколога Н.П. Кравкова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The famous inhabitants of Ryazan: two lives, two fates

The article presents materials about relations and scientific activity of physiologist I.P. Pavlov and pharmacologist N.P. Kravcov, two famous scientists and inhabitants of Ryazan.

Текст научной работы на тему «Знаменитые рязанцы: две жизни, две судьбы»

©Узбекова Д.Г.. 1999 УДК 612+615](092)

ЗНАМЕНИТЫЕ РЯЗАНЦЫ: ДВЕ ЖИЗНИ, ДВЕ СУДЬБЫ

Д. Г. Узбекова

Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П.Павлова

Представлен материал о взаимоотношениях в жизни и научной деятельности двух знаменитых ученых, уроженцев Рязани, физиолога И.П.Павлова и фармаколога Н.П.Кравкова.

В 1849 г. в семье священника Петра Дмитриевича Павлова родился сын Иван, которому было суждено стать великим физиологом с мировым именем. Через 16 лет (в 1865 г.) в Рязани в семье военного писаря Павла Алексеевича Кравкова родился сын Николай, который впоследствии станет знаменитым ученым, основоположником отечественной фармакологии. По воле случая Н.П.Кравкова крестил в Николо-Высоковской (Николы-Долго-шеи) церкви священник П.Д.Павлов.

Оба мальчика росли любознательными. Оба в раннем юношеском возрасте читали и перечитывали книгу И.М.Се-ченова "Рефлексы головного мозга". И эта книга в дальнейшем во многом способствовала стремлению к изучению проблем биологии и медицины. Высшее образование Павлов и Кравков получили в Петербурге. В разные годы они окончили университет, получив степень кандидата естественных наук, а затем для расширения и пополнения своего образования поступили и окончили Военно-медицинскую академию (ВМА). Их имена занесены на мраморную доску в конференц-зале ВМА, как блестяще окончивших академию. А затем оба ученых прошли двухгодичную заграничную научную командировку. В студенческие годы они почти не общались.

И.П.Павлов уже несколько лет заведовал кафедрой физиологии в ВМА, когда в 1899 г. был объявлен конкурс на должность заведующего кафедрой фармакологии в академии. В числе 5 претендентов на эту должность был молодой ученый Н.П.Кравков. Конкурсная

комиссия, состоящая из крупных ученых - физиолога И.П.Павлова, патолога П.М.Альбицкого, биохимика А.Я.Данилевского, единодушно проголосовала за избрание Н.П.Кравкова. С этого времени И.П.Павлов и Н.П.Кравков работают вместе в ВМА.

И.П.Павлов высоко ценил научные исследования Н.П.Кравкова и радовался, что фармакология твердо встает на путь эксперимента. Сам И.П.Павлов в молодые годы прошел основательную подготовку в области фармакологии. В 1879 г. С.П.Боткин, узнав о блестящих исследованиях молодого физиолога по кровообращению, пригласил И.П.Павлова для заведования экспериментальной физиологической лабораторией, в которой исследовались новые лекарственные средства. Здесь под непосредственным руководством Ивана Петровича был выполнен ряд работ, посвященных фармакологии сердечных средств. С 1890 по 1895 г. Павлов заведовал кафедрой фармакологии в ВМА - той кафедрой, которой впоследствии до конца своей жизни руководил академик Н.П.Кравков.

Основная задача фармакологии, по мнению И.П.Павлова, расширение ее в сторону патологии и терапии. В экспериментальной терапии он видел синтез теории и практики - фармакологии и клиники. Широко пропагандируемый И.П.Павловым с 90-х годов прошлого столетия метод экспериментальной терапии оказал несомненное влияние на последующие научные работы Н.П. Кравкова и его учеников. Отношение к

этому методу Н.П.Кравков высказал в своем учебнике "Основы фармакологии": "Можно сказать, что идеалом фармакологического эксперимента является изучение действия лекарства на организм животных, у которых можно было бы вызвать целый симптомокомплекс той или иной болезни, наблюдаемой на человеке"[3].

Изучение действия лекарственных веществ с помощью метода изолированных органов, которым занимался Н.П.Кравков, не противоречило павловской физиологии. Разработанная Крав-ковым методика изолированного уха кролика, по выражению И.П.Павлова, превосходила все другие методики этого рода. Сам И.П.Павлов не отвергал аналитические методы исследования и применял их в своих работах. Он отмечал, что "безмерно много способствовали и способствуют успеху физиологического исследования те, кто указали и ввели в него наркотические средства, кураре, всякие разрезы, перерезки, иссечения и, наконец, как верх аналитического способа - уединение (изоляцию) живых отдельных органов. Таким образом, получены были основные бесспорные факты, установлен точный физиологический анализ." [6].

Надо сказать, что личной дружбы между этими двумя учеными не было, возможно, из-за разности в возрасте и характерах. Но в трудные минуты жизни земляки помогали друг другу. Так, в мае 1922 г. должны были состояться выборы на должность заведующего кафедрой педиатрии ВМА профессора Н.И. Красногорского, талантливого ученика И.П.Павлова, впоследствии ставшим крупным педиатром и физиологом, действительным членом АМН СССР. Поскольку ситуация в ВМА в те годы была крайне сложной, Иван Петрович обратился к Кравкову со следующей просьбой: "Глубокоуважаемый Николай Павлович! Обращаюсь к Вам с очень большой просьбой: передайте мне Ваш шар на баллотировку кандидатов на педиатрическую профессуру. Право же почти за 50 лет лабораторной деятельности я

научился отличать способных от неспособных, дельных от пустоцветных. К тому же, в теперешнее, невыразимо скорбное для Родины время, какой у меня может быть другой мотив, кроме искреннего желания ввести в Академию, с которой связан 45-летней работой, истинно достойного нового деятеля. А проф. Н.И.Красногорского я должен считать самым энергичным, самым умственно сильным из всех моих теперь уже многочисленных сотрудников. Неужели будет больше справедливости и толка, если теперешний академический лидер посадит на кафедру по его личному усмотрению, кто ему угоден. Еще раз прошу: подарите мне хоть это утешение среди беспрерывных горестей нашей теперешней жизни. Я как-то заходил к Вам, но никак не дозвонился, не достучался. Искренне преданный Вам Ив. Павлов."

Н.П.Кравков, глубоко уважавший Ивана Петровича Павлова и ценивший труды Красногорского, посвященные объективному изучению физиологии головного мозга ребенка, сразу откликнулся на просьбу своего коллеги: "Я так искренне, глубоко Вас уважаю, так понимаю Ваши переживания, что, конечно, смело вручаю Вам свой баллотировочный шар" [1].

Были между учеными и научные дискуссии. Так, например, когда И.П. Павлов начал разрабатывать метод условных рефлексов, Н.П.Кравков выражал сомнения относительно возможности объективного изучения высшей нервной деятельности. Выступая в прениях по докладам учеников И.П.Павлова о проделанных опытах по изучению условных рефлексов, Н.П. Кравков, обращаясь к Ивану Петровичу, сказал: "Признавая правильность данных и верность пути, по которому идет анализ, я хотел бы только отметить, что ... ваши опыты, мне кажется, не затрагивают самого психического процесса. То, что вы получаете - это результат процесса, результат ряда ассоциаций, самого же процесса вы не исследуете" [7]. В ответном слове Павлов подверг критике

ошибочные воззрения Кравкова, хотя и отметил, что "научный прогресс прочнее обеспечивается столкновением мнений" [7]. Однако несколько лет спустя опыты Павлова и его учеников убедили Кравкова в возможности экспериментального изучения высшей нервной деятельности. "Я приветствую этот метод и введение его в изучение фармакологических вопросов,- сказал Н.П.Кравков с трибуны. - Именно благодаря отсутствию строго объективного метода фармакологические знания из области центральной нервной системы являются очень схематичными" [8]. В последующем, Н.П.Кравков неоднократно выступал официальным оппонентом по многочисленным работам учеников И.П. Павлова, в основе которых был положен метод условных рефлексов: за редким исключением он давал им положительную оценку.

Одним из таких исключений был отзыв Н.П.Кравкова о диссертации М.Я.Безбоковой: "Материалы к физиологии условных рефлексов", выполненной под руководством И.П.Павлова. На заседании конференции ВМА 2-го мая 1913 г. эта диссертация была отклонена ввиду недостаточного экспериментального материала (всего одна собака) и большого количества опечаток. Выслушав отрицательный отзыв официального оппонента профессора Н.П.Кравкова, Иван Петрович был глубоко возмущен и в сердцах "выразил сомнение в научной компетенции Н.П.Кравкова в учении об условных рефлексах" [5]. Спустя несколько дней, на повторном обсуждении диссертации Безбоковой, академическая конференция единогласно выразила свое глубокое уважение к научной компетенции профессора Н.П. Кравкова и сочувствие по поводу незаслуженного и тяжелого упрека, брошенного ему И.П.Павловым. [5]. Однако, такие научные разногласия между двумя учеными были редкими и не влияли на их рабочие отношения.

В 1914 г. академик И.П.Павлов вместе с другими профессорами ВМА представил Н.П.Кравкова к присвоению

(

13. Зак. 2450.

почетного звания академика ВМА, а позднее - к присуждению Кравкову звания члена-корреспондента Академии наук СССР.

В предисловии к посмертному переизданию учебника Н.П.Кравкова "Основы фармакологии" Иван Петрович называет автора "выдающимся естествоиспытателем, привлекшим к себе чрезвычайное внимание, в особенности своими последними, к величайшему сожалению, преждевременной смертью оборванными работами... В фармакологии, конечно, должны иметь первенствующее значение анализ физиологического действия лечебного вещества и соотношение этого действия с этиологией и симптомами патологических состояний. А это в данном случае достигнуто в высшей степени помимо крупного таланта и страстной исследовательской энергии, благодаря еще и предварительной первоклассной как физиологической, так и патологической школе автора" [2].

Ученик Кравкова А.И.Кузнецов писал: "Едва ли будет преувеличено утверждение, что Н.П.Кравкову в отечественной фармакологии принадлежит такая же роль, как И.П.Павлову в русской физиологии" [4]. Действительно, оба корифея внесли в науку большие вклады. Так, И.П.Павлов, изучая условные рефлексы, раскрыл тайну высшей нервной деятельности, а Н.П.Кравков методом изолированных органов установил функциональную роль сосудистых стенок. Вершина научных достижений первого - учение о физиологии и патологии высшей нервной деятельности, второго - о физиологии и патологии сосудов. Открытия обоих ученых поражали и восхищали весь научный мир.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кравков Н.П. Письмо И.П.Павлову. - 1922.

2. Кравков Н.П. Основы фармакологии. - 9-е изд. -Л., 1924.-С. 1-2.

3. Кравков Н.П. Основы фармакологии. - 13-е изд. - Л., 1930. - Т. 1. - С. 27.

4. Кузнецов Н.И., Кравков Н.П. - М.. 1948. - С. 14, 74.

5. Летопись жизни и деятельности академика И.П.Павлова. 1849-1917 / Сост. Н.М.Гуреева и

Н.А.Чебышева. - Л.. 1969. - Т. 1. - С. 114. 132. 157, 165.

6. Павлов ИЛ. Лекции, статьи, выступления по физиологии пищеварения // Поли. собр. соч. - М.: Л., 1946. - Т. 2. - С. 474.

7. Труды Общества русских врачей в Санкт-Петербурге. - СПб. 1906. - Т. 73. - С. 416.

8. Груды общества русских врачей в Санкт-Петербурге. - СПб. 1908. - Т. 75. - С. 285.

О Корнеев П.В.. 1999 УДК 612(092)+61:15

THE FAMOUS INHABITANTS OF RYAZAN: TWO LIVES, TWO FATES

D.G.Uzhekova

The article presents materials about relations and scientific activity of physiologist I.P.Pavlov and pharmacologist N.P.Kravcov, two famous scientists and inhabitants of Ryazan.

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

И.П.ПАВЛОВА

П.В.Корнеев

Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П.Павлова

И.П.Павлов - выдающийся представитель естественнонаучного материализма. Идеи, которые он использовал при обобщении своих опытов, совпадают с идеями материалистической диалектики. Кроме того, он был убежденным атеистом. Велик его вклад и в этику науки.

Научная деятельность И.П.Павлова -яркий пример творческого сотрудничества естествознания и философии. Еще в отроческом возрасте И.П. Павлову стали известны работы русских филосо-фов-материалистов. Впоследствии он вспоминал, что еще в 14-15 лет читал произведения выдающегося философа-материалиста Н.Г. Чернышевского и был поражен их реалистичностью. Глубокое влияние оказал на И.П.Павлова крупный философ-материалист Д.И.Писарев; физиолог Л.А.Орбели, хорошо знавший И.П.Павлова по многолетней совместной работе, в своих “Воспоминаниях'’ отмечал. что И.П.Павлов высоко ценил Д.И.Писарева и очень им увлекался. Вспоминая свои студенческие годы, И.П.Павлов говорил, что для него и его товарищей по учебе философское понимание мира было живой жгучей потребностью. Работы русских философов-материалистов, изучение естественных наук и собственные научные исследования были той основой, на которой сформировалось материалистическое мировоззрение И.П. Павлова.

Осмысливая и обобщая свои опыты, И.П.Павлов последовательно применял принцип детерминизма, то есть ха-

рактерную для материалистического мировоззрения мысль о закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Он сам неоднократно (например, в статье "Ответ физиолога психологам” [2, с. 167]) подчеркивал основополагающее значение этого принципа для науки. Принцип детерминизма И.П. Павлов соединял с понятиями движения и развития. И окружающую среду, и живой организм он рассматривал в движении, изменении. Среда существует “в беспрерывном движении” [2, с. 95], и в организме происходит “своеобразное движение нервных процессов” [2, с. 95]. Подходя к движению дифференцированно, И.П.Павлов выделял развитие как особый вид движения. Он видел великую заслугу Ч.Дарвина в обогащении всей умственной работы человечества “гениальной иллюстрацией идеи развития” [2, с. 63].

В своих научных исследованиях И.П.Павлов постоянно использовал и понятие связи. Особым видом связи являются рефлексы. Одним их предшественников рефлекторной теории И.П. Павлова был великий французский философ и ученый XVII в. Декарт. Творчество Декарта носило многоплановый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.