Научная статья на тему 'И. П. Павлов и студенчество'

И. П. Павлов и студенчество Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
596
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ерошина Т. А.

И.П. Павлов, выдающийся русский ученый, создал уникальную по количеству учеников и плодотворности их деятельности школу последователей. Это неординарное явление в истории науки объясняется ролью Ивана Петровича как крупнейшего научного деятеля современности, а также его личностными качествами, высочайшим уровнем педагогического мастерства, неординарными организаторскими способностями, специфическим отношением к студентам и сотрудникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I.P. Pavlov and studentents

A famous Russian scientist I.P. Pavlov created a unique school of followers. This is an extraordinary situation in the world's science history. It can be explained by the role of I.P. Pavlov as a greatest scientist and by his personal qualities, his pedagogical mastership his unusial organizational activities, his specific relation with stuodents and collaborators.

Текст научной работы на тему «И. П. Павлов и студенчество»

SENSITIVENESS AND DURABILITY STEREOTYPE BEHAVIOUR COMPONENTS TO CAFFEINE DEVELOPED IN RATS UNDER DIFFERENT QUANTITIES OF REINFORCEMENT

V. V.Beloshenkov

The work studies changes of stereotype food searching and food eating behaviour of rats brought

about by different dozes of Caffeine. The behaviour of rats was developed under different starting quantities of food reinforcement. It is shown that outward similar stereotypes of behaviour differ in sensitiveness and durability to the caffeine effect and thus these stereotypes have in their basis conditioned reflexes which differ in strength and limit of the cortex neuron activity.

© Т.А.Ерошина, 1999 УДК 612(092)+61:378.180.6

И.П.ПАВЛОВ И СТУДЕНЧЕСТВО Т.А.Ерошина

Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П.Павлова

П.П.Павлов, выдающийся русский ученый, создал уникальную по количеству учеников и плодотворности их деятельности школу последователей. Это неординарное явление в истории науки объясняется ролью Ивана Петровича как крупнейшего научного деятеля современности, а также его личностными качествами, высочайшим уровнем педагогического мастерства, неординарными организаторскими способностями, специфическим отношением к студентам и сотрудникам.

И.П.Павлов - это поистине уникальный феномен в русской науке. Не случайно его жизнь и творческий путь до сих пор остаются предметом пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей. Однако большее внимание в их работах обращается на научную деятельность Ивана Петровича. И нет ни одного специального труда, направленного на исследование специфики педагогической деятельности великого ученого, на его взаимоотношения со студентами, которым он отдавал много сил и времени. Данная тематика нам представляется актуальной и потому, что И.П.Павлов создал уникальную по количеству учеников и плодотворности их деятельности школу последователей. За период деятельности, совпадающий с его работой по физиологии пищеварения (до 1904 г.) он подготовил 80 учеников. А в последующие годы, вплоть до своей кончины в 1936 г., в период работы над проблемами нервной деятельности, через его лаборатории прошло около 200 научных работников [3]. Это, несомненно, неординарное явление. Закономерно

возникает вопрос, чем оно обусловлен-но.

Конечно же, на первый план выходит роль И.П.Павлова, как крупнейшего ученого современности. Но, видимо, формирование уникальной павловской школы объясняется его личностными качествами, специфическим отношением к студентам и сотрудникам. Из воспоминаний учеников Ивана Петровича становится очевидным, что каждый, кто побывал в стенах его лаборатории, сохранил в памяти не только обаяние его личности, но и определенную манеру павловской работы.

И.П.Павлов был учителем и учителем с большой буквы. И в этом качестве его влияние огромно. С 1876 года, с момента поступления в качестве ассистента к профессору К.Н.Устиновичу в Ветеринарный институт Медико-хирургической академии, он 50 лет занимался педагогической деятельностью. До 1925 года, когда в возрасте 75 лет Иван Петрович ушел с кафедры физиологии академии, многие поколения молодежи прошли через его руки. Знаменателен тот факт, что после учителя на пост на-

чальника данной кафедры вступил его ученик Л.А.Орбели.

Лекции по физиологии пищеварения, прочитанные И.П.Паловым в Военно-медицинской академии и Институте экспериментальной медицины, были обобщены в его знаменитой книге “Лекции о работе главных пищеварительных желез”, изданной в 1897 году [4]. Именно занятия с И.П.Паловым определили для многих студентов их выбор как фи-зиологов-экспериментаторов.

И.П.Павлов был абсолютно точен, по нему можно было буквально проверять часы. Выглядел он всегда скромно и безукоризненно опрятно. Студентов впечатляла оригинальная методика изложения материала: сначала производилась демонстрация опыта на животном, когда учащиеся должны были усваивать наглядные факты и лишь после этого Иван Петрович давал объяснения, обобщая и систематизируя материал, создавая на этой основе стройную концепцию. Он давал право задавать студентам вопросы по ходу лекции и с большим оживлением отвечал на них. Павлов любил и ценил красноречие. Но понимал его своеобразно. В его лекциях можно было встретить такие высказывания: “Считая лучшим красноречием язык фактов, позволю себе прямо обратиться к тому опытному материалу, который дал мне право говорить на тему моей речи ...” [2]. Его речи сверкали афористически законченными формулировками, высказываниями, близкими по смыслу и форме к изречениям. Для студентов он был истинным художником слова. Вот яркий пример: “Двенадцатиперстная кишка, получив такую массу жира и “рассудив”, что ей с такой массой не справится, отправила часть жира в желудок. Видите, какая поучительная вещь, какая, говоря просто, умница кишка” [2]. В лекциях Ивана Петровича не было эффектных словооборотов, пышных метафор, показного юмора, внешней развлекательной приправы для поддержания интересов слушателей. Наглядный опыт, в котором выражалась суть дела, немногословный и творчес-

кий комментарий - этим отличался стиль лекций великого ученого. Лекторское мастерство И.П.Павлова подкреплялось могучим обаянием его неординарной личности. Особенно поражало, как вспоминал его студент Ю.П. Фролов, движения пальцев. Казалось, будто руки аккомпанировали каждой фразе [2].

Таким образом, хотя Иван Петрович часто повторял, что любит учить показом, он одновременно прекрасно учил и рассказом. Не случайно его лекции пользовались колоссальной популярностью у студентов. “На втором курсе, когда мы приступили к систематическому слушанию лекций Ивана Петровича, - вспоминает академик Л.А. Орбели, - уже при первых его словах стало ясно, что пропустить какую-нибудь из его лекций невозможно, в такой степени живо и увлекательно они протекали.” [4]. Показателем высочайшего качества преподавания И.П.Павлова является тот факт, что именно его студенты составили и издали курсы лекций своего учителя. Это: “Краткий курс физиологии по лекциям И.П.Павлова” (1897 г.) Н.Богомолова, В.Стасевича, С.Фридмана, А.Шкарина под редакцией В.И.Вартанова; “Физиология в опытах” (1898 г.) Б.Богданова, А.Демина, И.Ци-товича под редакцией И.П.Павлова и другие [6].

Формализм был чужд для И.П. Павлова. Это проявлялось и на экзаменах, где он требовал от студентов не зазубренных фраз, а глубокого понимания материала. Как педагог он понимал, что для будущего врача не достаточно, чтобы тот вызубрил курс физиологии, сколько необходимо, чтобы врач научился логически мыслить, а для этого нужно связать глубокие знания с клиникой. Совместно с биохимиком профессором А.Я.Данилевским И.П.Павлов в течение многих лет читал лекционный курс для студентов старших курсов по новейшим проблемам физиологии. Многие ведущие отечественные специалисты-физиологи начали свою деятельность со студенческой скамьи, ра-

ботая во внеучебное время в павловской лаборатории. Это П.К.Анохин, К.С. Абуладзе, Л.А.Орбели, И.С.Цитович и многие другие.

Они отмечают, что индивидуальным воспитанием своих учеников и сотрудников Иван Петрович, в сущности, не занимался. Воспитывала та особая атмосфера дружного научного поиска научной истины, творчества, открытости и коллективизма, которую сумел создать в своей лаборатории великий ученый. “В лаборатории не могло быть и речи о том, чтобы кто-то засекретил свое открытие или скрыл свои неудачи: успехи и ошибки делались общим достоянием; каждому было известно, над чем работает другой, какое освещение придается новым фактам ...” [6]. И.П. Павлов сумел создать такой коллектив единомышленников, где ни одна способность сотрудника не пропала даром и ни одно разумное его предложение не было отвергнуто. У него единственной меркой для человека служило только желание и умение работать. Иван Петрович считал, что нет ни абсолютно плохих, ни абсолютно хороших работников. Плохого при соответствующей обстановке можно сделать хорошим или по крайней мере полезным работником. Поэтому увольнения даже неспособных сотрудников случались очень редко. И.П.Павлов всякому умел дать работу по силам и способностям. Он отлично понимал, что прогресс науки - в коллективном труде. “В том коллективе, которым мне приходится руководить, - отмечал И.П.Павлов, - все делает атмосфера. Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. У нас зачастую и не разберешь - что “мое”, а что “твое”, но от этого наше общее дело только выигрывает” [7].

К студентам он относился так же, как и к сотрудникам, работавшим в лаборатории. В павловских научных учреждениях процесс воспитания и формирования новых кадров не сводился исключительно к подражанию учителю. Молодые сотрудники не сразу

приступали к самостоятельной работе, а довольно длительное время “присматривались” к жизни лаборатории. Иногда работа новичков начиналась с повторения или дублирования экспериментов других сотрудников. А уже потом начиналась разработка такой темы, которая продолжала исследования другого работника. Как считает Э.А.Асратян, такой прием введения молодежи в курс дела позволял И.П.Павлову проверить заслуживающие внимания факты и выявить индивидуальные особенности и наклонности новых сотрудников [1]. Иван Петрович часто присутствовал на опытах своих учеников, регулярно просматривал протоколы их экспериментов, обсуждал с ними полученные факты. Умело и ненавязчиво он направлял процесс их научного становления, учитывая индивидуальные особенности каждого. Посредников между И.П.Пав-ловым и учениками не существовало. Общение по поводу каждой частности текущей работы было у него со всеми сотрудниками постоянным. Он был доступен для каждого из них, никогда не отказывался от рядовой работы. Как истинный русский интеллигент, Иван Петрович очень терпимо и уважительно относился к окружающим его людям. Несмотря на многочисленность лаборантов, практикантов, докторов, работавших в его лаборатории, он всегда называл их по имени и отчеству.

Как научный руководитель Иван Петрович был очень строг, что способствовало высокому качеству научной работы его учеников. Их деятельностью он руководил изо дня в день. У него была феноменальная память: она удерживала огромное количество фактов. Он знал и помнил все, что делается по каждой данной им теме, и ни одна вариация опытов не осуществлялась без его санкций. Иван Петрович учил проверке и перепроверке фактов, требовал научной честности и добросовестности. В последнем письме, обращенном к учащейся молодежи, особенно бросается в глаза исключительная требовательность ученого. Павлов подчеркивает

важность этого момента, важность скромности. “Не давайте гордыне овладеть вами” [7] - учил величайший русский мыслитель. Он справедливо отмечал, что научная деятельность невозможна без азарта и страсти. Именно исключительная сила страсти может преодолеть затруднения, которые неизбежно возникают на пути исследователя. Как человек необычайно яркий, болеющий за дело своей жизни, Иван Петрович очень бурно реагировал на ошибки своих учеников и ассистентов при проведении опытов. Но эти вспышки гнева были кратковременными. Он говорил: “Брань делу не помеха”, был совершенно незлопамятен. Зато похвала учителя была самой лучшей и справедливой оценкой труда его учеников, предметом их величайшей гордости.

Педантично строгий и даже придирчивый там, где дело касалось науки, Иван Петрович был прост и доступен в отношениях с учениками и сотрудниками в обыденной жизни. Он был увлекательным собеседником, живо интересовался и политической жизнью, и искусством. Наряду с громадной эрудицией по своей специальности, он прекрасно знал классическую литературу, историю, разбирался в живописи, увлекался коллекционированием, любил и ценил музыку. На квартире у Павловых организовывались небольшие концерты, в которых принимали участие его ученики, которые умели играть на музыкальных инструментах (А.Д.Сперанский, П.С.Купалов, Н.И.Красногорский). Его отношение к родным и близким, всесторонне развитая личность ученого, имело несомненное воспитательное значение для его учеников и студентов.

И.П.Павлов- был совершенно немеркантильным человеком. Он часто оказывал помощь, в том числе и материальную, совершенно незнакомым людям, даже когда в их числе оказывались ловкачи, пользующиеся добротой, отзывчивостью и крайней доверчивостью ученого в обыденных делах [1,6].

Своих учеников Иван Петрович, что называется, доводил до ума. Он всячески содействовал тому, чтобы каждый из них, достигнув определенного уровня, становился самостоятельным научным руководителем в другом учреждении. При его содействии получили возможность самостоятельной работы Б.П.Бабкин, В.Н.Болдырев, А.Ф.Самойлов, Л.А.Орбели, В.В.Савич, А.Д. Сперанский, Д.С.Фурсиков, П.К.Ано-хин и многие другие [1]. Страстный садовод, Иван Петрович называл своих учеников, вышедших на самостоятельную дорогу, “отсадками”. Единство павловской школы особенно сказывается в том, что каждый из этих “отсадков”, в какой бы степени он ни был самостоятельным, какие бы научные исследования он не проводил, обязательно возвращался к своему учителю, делился с ним своими успехами, неудачами, сомнениями.

Думается, что все это способствовало созданию уникальной научной школы Ивана Петровича Павлова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асратян Э.А. Иван Петрович Павлов (1849 -1936). - М.: Наука. 1974. - 456 с.

2. Ажигин А. В. Красноречие фактов // Науки и религия. - 1967. - № 1. - С. 26-28.

3. Бирюков Д.А. И.П.Павлов. - М.: Медицина, 1966. - 76 с.

4. Мозтухин А.С. И.П.Павлов в Военно-медицинской академии // Воен.-мед. журн. - 1974. - № 9. -С. 91-92.

5. Орбели Л.А. Воспоминания о И.П.Павлове. -М.: Наука, 1966. - 237 с.

6. И.П.Павлов в воспоминаниях современников. -Л.: Наука, 1967.-384 с.

7. Павлов И.П. Общественно-научные статьи // Полн. собр. соч. - М.; Л., 1950. - Т. 1. - С. 22-23.

I.P.PAVLOV AND STUDENTENTS T.A.Eroshina

A famous Russian scientist I.P.Pavlov created a unique school of followers. This is an extraordinary situation in the world's science history. It can be explained by the role of I.P.Pavlov as a greatest scientist and by his personal qualities, his pedagogical mastership his unusial organizational activities, his specific relation with stuodents and collaborators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.