) Загрина H.A.
УДК 612+615 (092)
И.П.ПАВЛОВ И РЕЛИГИЯ
Н.А.Загрина
Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова, г. Рязань В статье представлено отношение И.П.Павлова к религии в разные периоды его жизни.
Об отношении И.П.Павлова к религии написано немало, в основном как о воинствующем атеисте. И, пожалуй, это многих устраивало: церковь в нашей стране была отвергнута, как часть национальной культуры, атеистическая пропаганда была неотъемлемой частью идеологии. Сейчас церкви оживают и принесут в наше общество нравственное очищение; общественное сознание повернулось в сторону религии, да и мы стали иными. И теперь, судя по многочисленным обращениям журналистов, учёных, жителей нашего города, многим хочется услышать об Иване Петровиче, как об истинно верующем человеке.
Думаю, я многих разочарую, но писать о Павлове в угоду времени, сейчас, имея новые документы, способные создать исторически правдивый образ учёного, нельзя. Пришло время вернуть людям И.П.Павлова таким, каким он был в действительности: честным и прямым человеком как в науке, так и в жизни, всегда открыто высказывающим своё мнение.
20 октября 1880 г. в письме невесте Иван Петрович пишет: “Мне представляется следующее: человек имеет две противоположные стороны и так устроен, что в каждый момент
видит только одну. Хорошо настроен - только светлую. Дурно - только серую, значит полная истина-то о себе даётся только этим состоянием” [4]. Может в этих строчках таится ключ к разгадке взглядов И.П.Павлова на религию в разные периоды жизни. Й экспозиции музея представлено письмо И.П. Павлова своему ученику Е.М.Крепсу.
“25 июня 1928 года. Многоуважаемый Евгений Михайлович!
Как я уже говорил Вам, при нашем свидании, считаю религию высоким элементом человеческой жизни. Правда, я сам неверующий, вследствие некоторых неблагоприятных условий моего умственного развития, и в этом не только не вижу никакого моего преимущества пред верующими, но даже жалею об этом. Думаю, что при религиозности моя жизнь была бы и легче и чище. Только люди, так или иначе, ограниченно живущие чужими словами, не способные сколько-нибудь по-человечески почувствовать жизнь и самостоятельно задуматься над нею, могут восстать на религию.
Я знаю русскую душу, какою жизненною 1рагедиею специально на ней отзовётся настоящая пропаганда атеизма, и сколько проклятий впоследствии
вырвется из этой души на головы теперешних разрушителей религиозности.
Вы спрашиваете, есть ли большие учёные верующие? Конечно, были и есть. Я хорошо помню в каком неловком положении оказался, когда, несколько лет тому назад, стоя рядом с знаменитым английским химиком Рамзаем во время службы в Вестминстерском аббатстве по случаю 250-лет-него юбилея Лондонского Королевского Общества, вздумал развлекать его какими-то посторонними замечаниями, а он так молитвенно был настроен. Стоит ли прибавлять, что пиша всё это, я разумею настоящую религиозность, а не разные её искажения. Ничего не имею против публичного использования этого моего письма. Искренне преданный Вам - И.Павлов.” [1].
Это потрясающее письмо более полувека шло к нам из сравнительно недавнего прошлого (в 1989 году гриф секретности с писем учёного был снят), Что кроется за строчками “ Правда, я сам неверующий вследствие некоторых неблагоприятных условий моего умственного развития?”.
В роду Павловых все были служителями церкви - дьячками, пономарями. Отец учёного Петр Дмитриевич Павлов окончил семинарию и первым выбился в священники. Моральные и волевые качества, соединенные с житейским умом и тактом, помогли Петру Дмитриевичу добиться прочного признания среди рязанского духовенства. Однажды, избрав Петра Дмитриевича Благочинным, что является доказательством уважения и доверия к нему, духовенство переизбирало его на эту должность в установленные сроки до самой смерти.
Сыновей своих Пётр Дмитриевич не мыслил иначе, как с семинарским образованием. А потому, когда пришла пора, мать нашила для сыновей из старых отцовских ряс мундирчики, и глава семьи отвел их в духовное училище изучать азы божьей науки и грамоты. Окончив училище, Иван поступил в духовную семинарию, обучение в которой вспоминал с глубокой благодарностью. Отец Пётр в отношении Ивана питал особые надежды “ выучится” станет священником, будет кому передать свой приход.
Случилось Ивану Павлову прочесть статью неизвестного автора по фамилии Писарев “Всемогущее естествознание держит в своих руках ключ к познанию всего мира”, - было сказансктам.
Естествознание, а не абстрактная философия, которую изучали в семинарии. С увлечением читал Иван Павлов произведения А.И.Герцена, Н.Г.Черны-шевского, Н.А.Добролюбова, пропагандировавших передовые идеи естествознания. Неизгладимый след в сознании Ивана Павлова оставила знаменитая книга И.М.Сеченова “Рефлексы головного мозга”.
Семинарист Павлов букваль-но”заболел”рефлексами! Мог ли он предполагать, что это слово произнесённое И.М.Сеченовым, станет основой его будущего учения о работе мозга. Юный Павлов, сын священника, воспитанник духовной семинарии всё чаще задавал себе вопрос: в чём смысл и цель его жизни? Пламенные призывы проповедника естествознания Д.И.Пи-сарева оказали сильное влияние на семинариста Ивана Павлова.
В своей автобиографии И.П.Пав-лов пишет: “Под влиянием литературы
60-х годов, в особенности Писарева, наши умственные интересы обратились в сторону естествознания, и многие из нас - в числе этих и я - решили изучать в университете естественные науки. ”[6].
В 21 год Павлов решает покинуть отчий дом, чтобы обучаться естественным наукам в столице. Отец отказывает ему в материальной поддержке, под крышей дома “долго гремит его бас”. Но, по мере несомненных успехов сына в науке, отношение отца становится более терпимым, он пишет Ивану письма на латыни.
“Возлюбленнейший мой сын, как не радоваться мне, видя успехи твои на путях познания”. Петр Дмитриевич был мудрым человеком: он
предоставил всем своим сыновьям возможность работать в таких областях, как медицина, химия, зоология, весьма далеких от религии.
Сыновья, с годами отошедшие от религиозной жизни, уважали веру отца. В мае 1888 г. в день 50-летнего юбилея деятельности священнослужителя отца Петра, старшие сыновья Иван и Дмитрий послали своему отцу золотой наперстный крест.
И в свой последний приезд в Рязань, 19 августа 1935 г. Иван Петрович отслужил на могиле родителей панихиду.
Л.А.Орбели в своих воспоминаниях описывает инцидент, заставивший его предположить, что Иван Петрович неверующий.
На заседании памяти С.П.Боткина будучи председателем Общества русских врачей, И.П.Павлов запретил служить панихиду: “Чёрт его знает, что за манера завелась у нас, ни с того, ни с сего служить панихиду? Мы, учёные, собираемся почтить память учёного, а
тут вдруг почему-то панихида. Я думаю надо изменить этот порядок.... Я приду на заседание Общества и должен буду нюхать запах ладана! Совершенно непонятно!”
На следующий день Иван Петрович глубоко сожалел об этом: “ Какого дурака я свалял вчера! Как я не подумал! Мне не хотелось нюхать ладан, а я не подумал о том, что чувствуют члены семьи. Они же верующие люди. Я не верующий, но должен же я всё-таки считаться с верующими. Никогда себе этого не прощу. Я это понял, как только увидел выражение лиц вдовы и остальных членов семьи” [5].
Был прецедент в жизни учёного, когда он бессознательно толкнул своего коллегу и товарища Богоявленского на самоубийство. На вопрос Богоявленского “Что там за гробом?, “Ничего, кроме червей”, - ответил И.П.Павлов и был потрясён этой трагедией.
Поздний И.П.Павлов признает необходимость религии для нравственной поддержки слабых и больных людей. “Вера существует для того, чтобы дать возможность жить слабым. Она необходимая опора в фантазиях. Это как бьг инстинкт слабой натуры.....
Это вполне естественно, что раз человек обижен жизнью, раз у него несчастье такое, что нет надежды на счастье и благополучие и т.д, что тут удивительного, что человек обращается к религии и рассчитывает на помощь свыше” [9].
Иван Петрович любил ходить в церковь на пасхальную заутреню, но не из религиозных побуждений, а из-за приятных' контрастных переживаний. Будучи сыном священника, он еще в детстве любил этот праздник. Он объяснял эту любовь особенно
радостным ощущением праздничных дней, следующих за великим постом.
Рождественские праздники Иван Петрович любил и чтил по той причине, что и пасхальные, и еще по другим соображениям.... “Я иногда отдыхал в Рождество и теперь отдыхаю... ведь это праздники - Рождество и Воскресенье - ведь это огромнее исторические праздники, они вовсе с религией не связаны....Ведь речь идет о величайшем человеке - Иисусе из Назарета...Он первый сказал, что вы все равны, все рабы божии, принимая, что перед природой мы, конечно, все рабы, ничтожества, и это нужно понимать, что есть праздник идейного уничтожения рабства и водворения этой идеи, что все люди равны и нет белой и и черной кости” [3].
Убеждения Ивана Петровича Павлова не помешали ему жениться на верующей Серафиме Васильевне Кар-чевской, которая стала преданным другом Ивану Петройичу Павлову на всю жизнь.
В одном из писем к ней он пишет: “Сам я в бога не верю, никогда не молюсь, а твои известия об этих моментах производят на меня какое-то особенно жуткое впечатление... Бог, молитва - не есть, очевидно, свидетельство правды, искренней глубины” {4]. Много позднее, уже будучи женой, она досадовала в письме подруге: “У меня в доме всё безбожники и первый из них ». - Иван Петрович” [7].
Были моменты в 'жизни Ивана Петровича, когда он сам сожалел о том, что неверующий. В марте 1893 г. в приступе отчаяния, когда два дня не поступало писем о состоянии тяжело заболевшего сына, Иван Петрович обмолвился такой фразой: “Как завидую
я простому верующему человеку, в подобных обстоятельствах он может на-
I
ходить себе какое-то утешение и поддержку в молитве, надежде на бога, а я лишен этого. ”[8].
Один из учеников Ивана Петровича Е.М.Крепс в своих воспоминаниях приводит рассуждения учёного по поводу религии.
“Человеку религиозному, верующему в бога, силу придает вера, что есть высший судья, справедливый и милостивый, который за страдания, за праведные дела даст ему царство божие на том свете. Эта вера помогает ему жить, терпеть горести, лишения”.
“Моя вера - это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс наук. Я верю, что человеческий разум и его высшее' воплощение - наука, избавит род людской от болезней, от голода, от. вражды, уменьшат горе в жизни людей. Эта вера давала и даёт мне силы вести свою работу. Почему многие думают, что я верующий человек в смысле религиозном. Потому, что я выступаю против гонения на церковь, на религию. Я считаю, что нельзя отнимать веру в бога, не заменив её другой верой. Большевику не нужна вера в бога, у него есть другая вера - в коммунизм.” [10].
Обращаясь в Совнарком по поводу разрушения Храма Сцасителя он пишет: “Обращаюсь к правительству, наверное, не один, должны же остаться ещё порядочные люди (пусть безгласные) в моём отечестве. Весь я русский, всё, что есть во мне, всё вложено в меня моею русскою обстановкою, её историею, её великими людьми.
Ломать всё русское - мучить меня, как других тоже чувствующих. Не мо-
/
жет быть, чтобы уничтожение памятников великого прошлого великого русского никого не тронет.
Как можно было без ломки русского сердца снести уничтожение памятника величественного 1-го года-Храма Спасителя. А теперь только что услышал - собираются разрушать Троицкий собор в Ленинграде, скромную деревянную церковку, где молился Пётр Великий, чрезвычайная русская личность.
Кажется, если я не ошибаюсь, она горела, но восстановлена на том же месте в совершенно (л. 2 об) прежнем виде. Всё равно единственный памятник.
Голландия, чужая сторона, бережёт до сих пор домик, где работник Пётр Великий жил простым рабочим, а мы (далее зачёркнуто: русские, с легким сердцем....”).
Тяжело, невыносимо тяжело сейчас йа моей родине жить особенно русскому по национальности. (Ив. Павлов) “[2].
И.П.Павлов защищает репрессированных, призывает прекратить дискриминацию детей священнослужителей при поступлении в ВУЗы, даже в знак протеста уходит из Военно-Медицинской Академии, в которой прослужил полвека.
После беседы с Иваном Петровичем его двоюродный племянник вспоминает: “Мне было совершенно ясно, что мой милый собеседник, хотя и “безбожник,” но “безбожник” какого-то особого рода, не чистой воды, и что связанны^ с религией переживания,
хотя бы относящиеся к давнему времени, ему не противны, что от старого у него в душе остался какой-то влажный след, который еще не высох и не замёрз. Мне было это понятно и потому, что, как известно, воспринято в детстве, не скоро изживается человеком” [8]. .
Признать существование бога Павлов не мог и отрицать того, на что у него не было эксперимента не мог.
Стремление к фактам пронизывало всю его жизнь-научную, общественную, личную.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архив АН СССР ЛО, ф 259, оп 2, д 1063, л 1-1 об.
2. Архив АН СССР JIO, ф 259,оп 1-а, д.9, л 2-2 об.
3. Григорьян H.A. “Иван Петрович Павлов”. М., 1999.-С. 161-162.
4. Журнал “ Москва”. -1959. -N10. -С. 157; 165.
5. Орбели Л.А.” Воспоминания”,М., 1966. — С. 77-79.
6. Павлов И.П. Автобиография //Полное собр. соч. -М.; Л., 1949. - Т.6. - С. 441.
7. Павлова С.В. Из воспоминаний. -Рязань, 1948. - С. 264. (Архив музея И.П.Павлова, N 3368. Машинопись).
8. Павлов А.Ф. Воспоминания об академике Иване Петровиче Павлове.-Рязань, 1946. -С. 178-179. (Архив музея И.П.Павлова, N 3369. Машинопись).
9. Павловские клинические средц.-М., 1954. -Т.1.-С. 215.
10. И.П.Павлов в воспоминаниях современников. - Л., 1967. - С. 130-132.
I.P.PAVLOV AND RELIGION
N.A.Zagrina
This article presents attitude of LP.Pavlov to religion in different periods of his..life.