Научная статья на тему 'Философские и социальные воззрения американских трансценденталистов'

Философские и социальные воззрения американских трансценденталистов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
135
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философские и социальные воззрения американских трансценденталистов»

ГАЛИНСКАЯ И.Л. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ АМЕРИКАНСКИХ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТОВ

Когда в 1836 г. группа американских литераторов, философов, историков, религиозных и общественных деятелей организовала в Бостоне Трансценденталистский клуб, в который вошли Р.У.Эмерсон, Г.Торо, Дж.Рипли, Сара Маргарет Фуллер, О.Браунсон, Т.Паркер, Б.Олкотт, Н.Готорн и др., они не имели ни какой-то определенной общей платформы, ни каких-то четких позитивных социальных программ. Опираясь, в общем и целом на достижения немецкой классической философии в том виде, в каком ее интерпретировали английский романтик Самюэл Колридж (1772-1834) и английский философ и историк Томас Карлейль1 (1795-1881), трансценденталисты согласились считать манифестом группы лекцию-статью Р.У.Эмерсона «Природа»(1836) (3). Вскоре они начали издавать и собственный журнал «Dial» («Циферблат»)2 (1840-1844): чьим редактором являлась Маргарет Фуллер, которая в это время уже была широко известна в США своим участием в аболиционистском движении. Хотя трансцендентализм -одно из основных литературных и философско-этических течений в американской общественной мысли середины XIX в., американские

1 Во время своей поездки по Европе Р.У.Эмерсон побывал в гостях у Карлейля, и тот впоследствии вспоминал, что гость из Америки «ловил его мысли на лету» и называл американских коллег своими «трансцендентальными друзьями».

2 Dial: A mag for lit., philosophy a. religion. - Boston, 1840-1844.

23

исследователи и до сих пор не пришли к единодушному мнению о том, что именно представлял собой этот социальный феномен. В прошлом веке один из участников движения, классик американской литературы Н.Готорн, рисуя в своем эссе портрет трансценденталиста, назвал это движение парадоксальной комбинацией тяжеловесности и неуловимости. Историк движения О.Б. Фрозингем отмечал тогда же, что, хотя на практике трансцендентализм был «утверждением неотъемлемой ценности человеческой личности», в теории трансценденталисты утверждали «божественную сущность инстинкта и наделяли физическую природу человека сверхъестественными свойствами» (2,с.440). Унитарианская церковь, проповедовавшая идею социального равенства людей перед богом, утверждавшая, что человек по своей природе порядочен, оказала решающее влияние на эстетические взгляды трансценденталистов, ибо они почти все были унитарианцами и к тому же священниками. Критика американской действительности осуществлялась ими с романтических, индивидуалистических, отвлеченных позиций.

В 1840 г. Джордж Рипли с группой единомышленников решил осуществить свои теоретические идеи на практике. На рассмотрение трансценденталистского кружка был представлен проект создания колонии Брук-фарм, а весной 1841 г. в Уэст-Роксбери - неподалеку от г. Конкорда, штат Массачусетс - уже выросло общежитие колонистов. «Лидеры кружка трансценденталистов оставались, однако, в стороне, предпочитая роль друзей колонии, и часто наезжая в гости» (1, с.185). Брук-фарм представляла собой целый комплекс построек: кроме общежития для колонистов, там имелись дом для приезжающих, летний коттедж, скотный двор, птичник, огород и т.д. За основу для этой сельскохозяйственной общины был взят принцип фурьеристской фаланги. Многие американские исследователи трансцендентализма обращают внимание на несоответствие индивидуалистического и отвлеченного характера трансценденталистского движения социально-утопическому фурьеристскому принципу организации колонии Брук-фарм. Некоторые даже вообще отрицают принадлежность колонистов Брук-фарм к трансценденталистскому движению (П.Миллер, Ч.Кроу,

24

Л.Свифт)1. Однако в действительности идеологическую основу организации Брук-фарм можно понять только в свете философских, религиозно-эстетических и социальных воззрений американских трансценденталистов. Это означает прежде всего, что фурьеризм вовсе не принимался колонистами целиком и безоговорочно. Они не стремились, например, искать и находить свое счастье во всеобщем благе, чему учил Ш.Фурье. Однако, как писал в 1895 г. один из участников колонии Брук-фарм Чарлз Андерсен Дана (1819-1897), который был помощником и правой рукой Рипли на протяжении всего существования колонии (с 1840 по 1847 г.), базовой доктриной фалангистов стал принцип эгалитаризма, т.е. проповедь всеобщей уравнительности как основы организации общественной жизни.

Идея равенства существовала в американской общественной и политической жизни еще со времени Войны за независимость 1775-1783 годов. Как замечает специалист по раннему периоду американской истории английский политолог Дж.Р.Поул в книге «Поиск равенства в американской истории», идея равенства была в Америке «абстрактной концепцией, основанной на неверифицируемом постулате о том, что все люди созданы равными, который даже в принципе неспособен воплотиться в политическую реальность» (5, с.1). Это означает, что идея равенства в США была утопической с самого начала ее появления в сфере общественной мысли. Хотя идея равенства, заявляет Поул, выдвигается на протяжении более чем двухсотлетней истории существования американского государства, но и посей день американцы балансируют между равенством и неравенством. Поул, правда, высказывает надежду на то, что будущие поколения американцев смогут «определять свои предпочтения, выбирая не между равенством и неравенством, а между концепцией равенства и какой-нибудь другой идеей», но судьбу эгалитаризма в американской истории он оценивает весьма пессимистично (5, с.358).

Идея равенства оставалась столь же насущной и спустя шесть десятилетий после окончания Войны за независимость (когда

1 Miller P. The transcendentalists: An anthology. - Cambridge, 1950;

Crowe Ch. Gerge Ripley: Transcendentalost and Utopian socialist. - Athens, 1957;

Swift L. Brook farm: Its members, scholars, and visitors. - N.Y., 1900.

25

образовалась колония Брук-фарм), как и в дни сражений у городов Конкорд и Ленсингтон в апреле 1775 г., где английские войска понесли первые большие потери на американской земле. Ко времени возникновения Брук-фарм социальные воззрения одного из основателей колонии американского публициста Ореста Браунсона были широко известны в США, ибо он принимал активное участие в политической жизни страны. Браунсон «не имел ни малейшей иллюзии на тот счет, будто Америка осуществила идею равенства, но в отличие от большинства своих современников он понимал и то, что в Америке не достигнута подлинная свобода конкуренции» (5, с .137). Браунсон строил свое понимание идеи социальной справедливости на учении французских утопистов и верил в то, что революционные традиции Войны за независимость позволят осуществить свою идею эгалитаризма на практике. Поэтому, когда в колонии Брук-фарм начала функционировать школа, в нее были посланы учиться наряду с дочкой кухарки и дети Браунсона, и младший брат Фуллер, дети известного американского историка Джорджа Бэнкрофта (1800-1891). (До вступления в колонию Брук-фарм кухарка служила в семье Ч. А. Дана, и в других зажиточных бостонских семьях; и лишь желание дать образование своей дочери, привело ее в число фалангистов Брук-фарм.)

Однако при всем стремлении основателей фаланги к полному эгалитаризму добиться на практике действительного равенства участников колонии им так и не удалось. Одна из учениц школы Брук-фарм Ора Джаннет Седжуик вспоминала впоследствии, что и кухарка, и ее дочь почти никогда не садились обедать за стол вместе со всеми колонистами1. Подобные ситуации случались все чаще, и, хотя они рассматривались колонистами только как незначительный отход от фурьеризма; они вызывали текучесть среди колонистов и классовую конфронтацию между входящими в колонию священниками, учителями, студентами, юристами, с одной стороны, и рабочими, ремесленниками и другими простыми людьми - с другой. Конечно, руководители колонии стремились, чтобы простой люд поднимался до среднего образовательного уровня интеллигентных колонистов, поскольку

1 Sedgwick O.G. A girl of sixteen at Brook farm. - Atlantic monthly, Boston, 1900, vol. 85, N3, p. 396.

26

считали, что «подлинное демократическое равенство» может быть достигнуто только путем повышения простых людей до уровня членов кружка, а никак не путем снижения уровня последних. Функционировавшая в Брук-фарм школа явилась ярким примером прекрасных намерений колонистов. О принципах работы школы в колонии писал Ч.А.Дана в 1844 г., причем излагал суть намерений организаторов колонии следующим образом: каждый ребенок независимо от его социального и финансового положения должен получить в Брук-фарм законченное образование, ибо «таково его право» (4, с.8). Впрочем, благие намерения основателей колонии были неосуществимы, ибо далеко не у всех встречали поддержку.

Один из советников Рипли по финансово-экономическим вопросам некий Джеймс Кей из Филадельфии писал в 1844 г. музыковеду и переводчику Джону Салливену Дуайту, участнику кружка трансценденталистов и колонисту Брук-фарм, о том, как можно поправить финансовые дела колонии. Одной из предложенных им мер было исключение из школы «тех 3-4 учеников, которые платят за пансион и образование половинную плату» (4, с.8). Кроме того, Кей предлагал, чтобы ученики старших классов выходцы из бедных семей начали бы работать в виде платы за образование. Истинная подоплека заботы Кея проскальзывает, впрочем, в его письме, когда он касается уже совершенно иного вопроса. Он был в действительности обеспокоен вовсе не финансовыми затруднениями колонистов, а тем, чтобы его сын не учился в одном классе с «нечистыми детьми» (4, с.9), и позволял себе гневаться, поскольку колонисты игнорировали неоднократные его намеки на этот счет. Однако, поскольку Кей не был членом колонии, голос его ничего не решал. Но спустя много лет, после того как Брук-фарм прекратила свое существование, одна из колонисток Амелия Рассел вспоминала, что в окрестностях колонии распространялись самые нелепые сплетни и россказни о жизни в Брук-фарм. Многие, пишет она, «смотрели на нас, как на язычников, которые вернулись в состояние полуварварства» (4, с.10). Вот почему теперь уже порой трудно установить, где правда о жизни колонистов переплетается с вымыслом. Ясно лишь то, что колонисты стремились укрепить соединявшие их узы и пробовали создать новый тип сознания.

27

Для этой цели они считали целесообразным не только совместное учение, но и организацию совместных развлечений. Яркая зарисовка этой попытки создана Готорном в его «Романе о Блайтдейле»1, в котором, конечно же, не отражается скрупулезно жизнь Брук-фарм, но показаны только основные черты жизни колонистов. Колонисты музицировали, танцевали, устраивали костюмированные балы, ставили пьесы и даже исполняли целиком оперы. Основатели колонии стремились также создать равновесие между интеллектуальным и физическим трудом в фаланстере. Так, например, Дж.Рипли являлся не только основателем, администратором и руководителем колонии. Он преподавал в школе математику и философию, принимал активное участие в интеллектуальных дискуссиях, а, кроме того, собственноручно доил коров. Ч. А. Дана также преподавал греческий и немецкий, трудился в поле, чистил посуду и руководил обслуживанием в столовой. Как вспоминали позднее мужчины-колонисты, они считали своим долгом выполнять женскую работу, отчего не гнушались ни стиркой белья, ни готовкой обеда. Ч.А. Дана заявлял позднее, что дабы преобразовать общество, переделать мир и осуществить демократию в социальных отношениях, колонисты считали просто необходимым заниматься сельским хозяйством (к тому же это давало им возможность регулярно бывать на свежем воздухе). Одновременно они стремились «использовать всякую возможность для занятий, старались знакомиться со всеми достижениями литературы и науки» (4, с.15). Это стремление объять необъятное, одновременно стать «Дианой и школьной учительницей», было характерным для идеологии основателей колонии Брук-фарм.

Пропагандист фурьеризма в США Альберт Брисбейн (1809-1890) призывал искать спасение от социальных зол индустриализации «в создании общин на кооперативных началах» (2, с.124). Утопическая программа Брисбейна, который мечтал превратить колонию Брук-фарм в настоящий фаланстер, построенный по всем правилам фурьеристской теории, требовала, чтобы участники не только говорили о «доктрине универсального единства» и о «законе групп», но и сами разделились бы на такие «группы» и «секции». Однако, как замечает американский

1 Hawthorne N. Blithedale romance. - N.Y., 1964.

28

литературовед и историк В.В. Брукс, это не помогло, ибо «колония уже выдохлась. Она не была больше добровольным объединением, а потому утратила свою привлекательность; настали черные дни, и колонии пришел конец» (1, с.277). Брисбейн лично знал Фурье и был не только пропагандистом его идей, но и переводчиком его трудов. Он часто посещал Брук-фарм и подолгу жил среди колонистов. Брисбейн считал возможным создание идеального сообщества, несмотря на то, что у каждого индивида существуют свои желания и свои стремления. Достаточно удовлетворить эти желания, полагал Брисбейн, и все члены сообщества окажутся счастливыми. Дело только остается за тем, чтобы проанализировать и классифицировать желания и стремления каждого («страсти», как писал Фурье). Желания людей - по Брисбейну - состоят из тех, что соответствуют чувствам человека, т. е. из четырех аффектов (дружба, любовь, амбиция, патернализм), а также из трех весьма туманных «разъединяющих и направляющих страстей, которые получили у него название соревновательных, изменяющих и комбинированных» (4, с.17). Социальная гармония, согласно воззрениям Брисбейна, может существовать только в отдельных группах и секциях. Так, царство животных и растений имеет собственную гармонию. «Скелет человеческого тела является примером костной гармонии, а кости в сочетании с мускулами и другими частями человеческого организма составляют его физическую гармонию. Закон неизменяем, но имеется бесконечное разнообразие в его проявлениях; такие проявления столь же богаты и сложны, как и различные сферы и части Вселенной», -писал Брисбейн (4, с.18). Все люди, занимающиеся общественно-полезным трудом, должны объединяться в «группы» или «серии групп». «Группа» - основная единица трудового процесса, она должна состоять по крайней мере из семи индивидов. «Серия групп» составляется по этому же принципу: она должна состоять минимально из трех групп. «Группа» и «серия групп» уподоблялись Брисбейном центру с двумя крыльями. Состоящая из семи индивидов «группа» должна иметь три подразделения 2-3-2, т.е. по два индивида на каждом крыле и три лица в центре. «Серия» же групп делилась на центральную группу и два крыла, причем центральная группа должна быть сильнее, чем две крайние. Идея

29

Брисбейна состояла в том, чтобы исключить во время работы неэффективную конкуренцию между индивидами и группами.

Брисбейн ратовал за изменяемость содержания труда. Он считал, что индивид не должен заниматься одной и той же деятельностью более двух-трех часов подряд. Индустрия, полагал он, будет настолько высоко развита, что каждый индивид сможет заниматься той работой, которая ему по душе, и трудиться он будет только рядом с теми, кто, подобно ему, любит свою работу. Это создавало бы - по Брисбейну -«комбинированное удовольствие» интересного труда в приятном обществе. В своей работе «Сжатая экспозиция доктрины ассоциации, или План реорганизации общества»1 Брисбейн утверждал, что участие индивида во многих отраслях индустрии не сделает его никчемным работником, от этого убережет его принадлежность к группе, ибо в ней всегда будет один высококвалифицированный работник по каждой специальности. Все это предполагало создание самодостаточного общества, члены которого могут удовлетворять все свои жизненные потребности.

Эти идеи Брисбейна вызвали саркастическое замечание Эмерсона который писал в своих биографических заметках, что для создания одного идеального человека придется объединить около двух тысяч лиц, ибо только тогда можно быть уверенным, что в общине имеется «и хороший повар, и парикмахер, и поэт, и судья, и мастер по изготовлению зонтиков» и т.д. (4, с.21).

Особый религиозный вклад в идеологию колонистов Брук-фарм внес американский священник-унитарианец Уильям Генри Чаннинг (1810-1884). «Когда много лет спустя вспоминали о Брук-фарм и связанных о нею людях, - пишет В.В.Брукс, - фигура Уильяма Генри Чаннинга заслоняла все другие, становясь как бы символом колонии» (1, с.191). Чаннинг был фурьеристом и сыграл большую роль в истории Брук-фарм, хотя, как отмечает О.Б.Фрозингем, обстоятельства помешали ему стать настоящим колонистом (4, с.31). Он даже отказался от прихода в Нью-Йорке и перевелся в церковь в Уэст-Роксбери, чтобы полностью отдаться своему увлечению Брук-фарм, но плохое здоровье, домашние

1 Brisbane A. A concise exposition of the doctrine of association or Plan of the reorganization of society. - N.Y., 1843.

30

обстоятельства и множество других причин помешали ему осуществить это желание. Однако, как пишет, В.Л.Паррингтон, «до конца своих дней он оставался социалистом, принимавшим активное участие в коллективистских движениях, и любовно хранил в своем сердце память о Брук-фарм - великой школе ученых-социологов» (2, с.406), будучи одним из ведущих фурьеристов своего времени. Именно стараниями У.Г.Чаннинга Брук-фарм под конец превратилась в настоящую фурьеристскую общину, что и вызвало резко критическое отношение Эмерсона. Создание в колонии усилиями Чаннинга помещения для молитв соответствовало его доктрине превращения фаланги в религиозную общину, где каждый должен был возлюбить своего ближнего. Однако и этим мечтам Чаннинга не суждено было сбыться. В марте 1846 г. в здании фаланстера произошел пожар и оно сгорело дотла. Вскоре колония Брук-фарм вообще распалась. Ирония судьбы, замечает американский исследователь Р.Френсис, состояла в том, что крах Брук-фарм произошел как раз в то время, когда колонисты говорили о расцвете «новой жизни», которую, по их мнению, должен был вдохнуть в общину возврат к религиозному чувству и превращение общины в христианский союз.

Список литературы

1. Брукс В.В. Писатель и американская жизнь. - М., 1967. - Т.1. - 424 с.

2. Паррингтон В.Л. Основные течения американской жизни: Америк.литература со

времени ее возникновения до 1920 года. В 3-х т. - М., 1962. - Т.2. - 591 с.

3. Emerson R.W. The early lectures of Ralph Waldo Emerson / Ed. by Whicher S.E. a. Spiller

R.E. - Cambridge, 1959. - Vol. - XXVII, 545 p.

4. Francis R. The ideology of Brook-farm// Studies in the American Renalssance. - Boston, 1977,

p. 1-48.

5. Pole J.R. The pursuit of equality in American history. - Berkeley etc., 1978. - XV, 380 p. -

(Jefferson memorial lectures).

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.