УДК. 321.2
Эргашев У.А. преподаватель кафедра общественных наук и спорта Ферганский политехнический институт Республика Узбекистан, г. Фергана
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация. В данной статье научно анализированы нравственно-этические аспекты глобализации экологических отношений.
Ключевые слова: этические нормы, глобальная экологическая стабильность, национальные и универсальные нормы этики, ценность, экологическая культура, экологическое образование.
Ergashev U.A. lecturer
Department of "Social Sciences and Sports " Fergana Polytechnic Institute Republic of Uzbekistan, Fergana
PHILOSOPHICAL ASPECTS OF HUMAN MORAL AND ECOLOGICAL CULTURE
Annotation. In this article contains a scientific analysis of the moral and ethical aspects of the globalization of environmental relations.
Key words: ethical norm /global environmental stability/ national and universal norm of ethics; value; ecological culture; ecological education.
Опыт исторического развития человечества показал, что при переходе от одного общественно-политического строя к другому возникают разрывы между традиционностью и преемственностью в отношениях «природа-общество-человек». В частности, дестабилизация экономической и политической жизни непосредственно наблюдается в экологических отношениях. Однако глобализация экологических отношений требует совершенствования управления этим процессом с духовно-нравственной точки зрения.
Понять роль экологической этики в рациональном управлении отношениями «природа-общество-человек».Уместно частично рассмотреть взаимосвязь с ценностями, которая является важным философско-этическим понятием. Ценности являются важными факторами, регулирующими культурное развитие общества и личности. Именно
поэтому этот вопрос тщательно изучается философами, социологами, антропологами и психологами.
Чувство любви к близким дано не каждому, воспитать такое чувство -очень трудная задача, так как воспитать любовь к природе означает отношение к себе, в этом суть экологической этики и культуры человека..
Экологическая морально-этическая ответственность человека сводится к вопросам того, насколько нравственно он действует в окружающей природной среде и на каких действиях основывается, осознает ли он, что природа является национальным общественным богатством, и может ли он распоряжаться ею, его отношение к природе основано на принципах гуманности.
Решение вышеперечисленных проблем является критерием формирования экологической и нравственной культуры у человека. Нравственное отношение человека к природе определяется в его повседневной деятельности. В настоящий момент нравственно -экологическая деятельность каждого человека определяется посредством целей и задач общества. Здесь возникает необходимость выработки научно-методического консенсуса норм экологической этики и использования его на практике. Поэтому нормы экологической этики должны основываться на конкретной научно-методической системе, которая служит формированию ценностного отношения к природе и установлению социально-этических норм. В классической литературе в этике имеются в виду модели поведения, возникающие в человеческих отношениях. Если присмотреться к этому сокращенному понятию, то можно увидеть, что отношение и поведение человека к природе напрямую связано с нравственностью и этической экологической культурой. Формирование человеческих качеств всегда должно учитываться при реализации этической экологической культуры. Человеку необходимо не прятать в своей оболочке свои человеческие качества, не отделяться от общества, наоборот, мобилизоваться на общественно-творческую, нравственно-экологическую деятельность, то есть воплощаться как социальная личность. Как уже говорилось выше, человек по своей природе социален. Поэтому понятие человека характеризуется социальными условиями, социальным содержанием, социальной активностью, оценивается его социальным положением и целевым назначением. Человеку всегда свойственен высокий уровень активности и творчества. Соответственно, сущность его человечности становится невидимой, раскрываются его способности.
Экологическая нравственная культура человека формируется в ходе его природоохранной деятельности, эта особенность возникает в обществе, социальной группе, семье, кругу друзей и формирует уникальную микросреду, в которой необходимо единство объективности и субъективности, существенного и несущественного а также и случайных факторов. Этическая культура способствует тому, что экологическая
культура становится все более совершенной. В этом смысле можно сказать, что мир человека - это мир окружающей его среды, поэтому отношение человека к природе должно иметь этическую окраску, а это означает, что экологическая этика и культура неразрывно связаны с духовной зрелостью человека.
Например, состояние общественного мнения граждан и общественности в Узбекистане и его изучение имеют важное значение в исследовании уровня экологической этики. В том смысле, который мы рассматриваем, он характеризуется большим акцентом на экологической этике и культуре, а также разоблачением ущерба природной среде средствами массовой информации. На этом этапе необходимо уделить особое внимание изучению и учету мнения общественности. Потому что, прежде всего, общественное мнение - это социальное явление, выражающее не только точку зрения отдельного человека, группы или определенных социальных слоев, но и волю, настроение, цели и стремления всего общества.
Общественное мнение у узбеков формируется в первую очередь на основе окружения. Махалля - уникальное и неповторимое социальное явление, свойственное преимущественно узбекскому народу и нации. Соседская жизнь - это существование. Его важная роль в том, что соседство с детства прививает человеку чувство заботы о природной среде. С этой точки зрения, «после обретения Узбекистаном подлинной независимости восстанавливаются исторические традиции узбекского народа, принимаются меры на всех уровнях по восстановлению демократического органа самоуправления, такого как махалля, которое сейчас приобрело новый смысл».
Таким образом, методологической основой этико-экологической культуры является целое философское учение. Вообще говоря, в основе этого философского учения лежит отношение человека к природе, деятельность высокого уровня, основанная на любви к окружающей среде. По своей сути это означает единство и гармонию отношений между природой и обществом, между человеком и природой. Об этом писали философы древнего мира (Эпикур и др.), основавшие теорию этики. В гармонии с природой человек совершенствуется физически, социально и духовно. Поэтому важно развивать экологическое нравственное сознание и культуру в связи с формами общественного сознания, которое проявляется как выражение социально-экологического поведения людей и принципов отношения к ценностям, представляет собой гармонию между «человеком-природой». -общество".
Использованные источники: 1. Расулева Г. Позиционная социобиология. //Экологический журнал. — 1999. — № 5 с. — С. 31-33.
2. Чориев С. Экологическая политика и личное развитие. //Экологический журнал. — 1999. — № 1-2. - С. 9.
3. Абдуллаев З. Экологические отношения и экологические концепции. — С. 17-41.
4. А.А.Мадаминов. Влияние СМИ на политическую культуру молодёжи. Вопросы науки и образования. 2018. 7 (19).
https://scholar.google.com/citations?view_op=view_citation&Ы=ru&user=_3wa Dc4AAAAJ&citation_for_view=_3waDc4AAAAJ:HoB7MX3m0LUC
5. А.А.Мадаминов. "Морально-нравственное формирование человека в трактатах учёных Фараби и Бируни". Достижения науки и образования, 2018. №13. 48стр.
https://scholar.google.com/citations?view_op=view_citation&hl=ru&user=_3wa Dc4AAAAJ&citation_for_view=_3waDc4AAAAJ:UeHWp8X0CEIC
6. Эргашев У. А. Гармонично развитое поколение-решающая сила развития Нового Узбекистана //Экономика и социум. - 2021. - №. 11-2 (90). - С. 730732.