Научная статья на тему 'Философская антропология Иосифа Бродского'

Философская антропология Иосифа Бродского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
950
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стрелец Ю. Ш.

Статья представляет собой оригинальный опыт исследования взаимоотношений философии и искусства как самостоятельных и взаимообогащающих друг друга языков Духа. Конкретным предметом поиска их единой метафизико-антропологической основы стало творчество поэта-лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского. Первая часть статьи посвящена теоретическому контексту антропологических оснований поэзии Бродского, а вторая является их конкретно-иллюстрированным прочтением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философская антропология Иосифа Бродского»

Стрелец Ю.Ш.

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИОСИФА БРОДСКОГО

Статья представляет собой оригинальный опыт исследования взаимоотношений философии и искусства как самостоятельных и взаимообогащающих друг друга языков Духа. Конкретным предметом поиска их единой метафизико-антропологической основы стало творчество поэта-лауреата Нобелевской премии - Иосифа Бродского. Первая часть статьи посвящена теоретическому контексту антропологических оснований поэзии Бродского, а вторая является их конкретноиллюстрированным прочтением.

Странное, а, может быть, и совсем не правомочное название у статьи, которая перед вашими глазами? Гением Бродского называли, как об этом свидетельствует книга Льва Лосева «Иосиф Бродский» из серии «ЖЗЛ», а вот философом...? «На просьбу журналиста: «Расскажите о вашей жизненной философии» отвечал: «Никакой жизненной философии нет. Есть лишь определенный убеждения» [1, с. 149].

Взаимосвязь между убеждением и философией можно было бы поставить под вопрос, если бы они не совпадали в жизни и творчестве поэта, если бы сама его жизнь и творчество не были бы единым целом: «между Бродским в жизни и Бродским в стихах принципиальной разницы нет»[1]. Что же их объединяет и роднит? По мнению Л. Лосева

- это умение открывать метафизическую подоплеку в простом и обыденном: « В то время, когда откровенно поставленные метафизические темы казались окончательно устаревшими, Бродский только ими и занимался» [1, с. 8].

(Хорошо известно отношение философии марксизма-ленинизма-диалектического материализма - к метафизике. Последняя трактовалась как подход, исследующий якобы высшие, недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего. Этому «научно несостоятельному» способу мышления была противопоставлена диалектика как истинное, адекватное действительности, ее осмысление.

Теперь-то к метафизике вернулось звание «первофилософии»: «Действительность, на изучение которой направляют свои усилия многие отдельные науки, - только одна, и к ней, к ее простому и целостному, можно

приблизиться лишь с помощью метафизического способа рассмотрения» [2].

И. Бродский жил в иные времена, в паузе между огромной мировой историей метафизики и ее недавней реабилитацией в постсоветской философии. Так что ему довелось заполнить эту паузу «собой», и, не будучи общепринятой, метафизика казалось нефило-софией, а те, кто к ней фактически обращался, - нефилософами. Здесь источник скептического отношения Бродского к тому, что считалось «философией»: доктрины, идеологизированные концепции, стремящиеся к системному оформлению. Бродский же был принципиальным антидоктринером и отвергал всяческие системы. Знаком метафизичности для него была не системность, а вечность. Л. Лосев вспоминает: «В дни суда над Бродским один бесталанный советский поэт, недурной человек, с удивлением сказал мне: «Дали прочитать его стихи, они какие-то. архаичные» [1, с. 9]. Архаичной выглядит древность в глазах современности, на самом же деле, она сопрягает прошлое и настоящее в вечности, которой нужно быть равномощным, чтобы это понять и стать истинно современным.

Метафизика и занимается вечным, а применительно к человеку, в антропологическом ключе, - бессмертным, ибо смерть имеет отношение лишь к человеку, его жизни (смерть вещи - метафора), а бессмертие -только к человеческой душе. Лев Лосев замечает: «Независимо от степени и характера религиозности в стихах Бродского, одно, несомненно - именно он возвратил в русскую поэзию исчезнувший было из нее метафизический дискурс. Он сам иногда ставил себе в заслугу возвращение в стихи слова «душа». Действительно, «душа» - одно из самых вы-

сокочастотных слов в словаре Бродского -204 употребления» [1, с. 168].

Метафизика - ракурс видения мира, способ его осмысления, однако сфера ее приложения в частных случаях может быть различной: Бог, природа, история, человек. Последнее, то есть бытие человеческое, для философской антропологии всегда было и будет привилегированным, как Бог для религии (теологии) или природа для науки. Если наука дает нам объективированное знание (не путать с объективным), то есть из ее предмета человек «выносится за скобки», дабы «слишком человечным» содержанием не деформировать реальность, то философия дает субъективированное (не путать с субъективным) знание, пропущенное через призму человека, его мировоззрения, потребностей, интересов, духовно- нравственного и религиозного опыта и т. п. Философия не стесняется и не стыдится «ангажированности» всем человеческим; она подобна зеркалу, отражающему, прежде всего, человека, а затем весь мир, взятый в отношении к нему. Наука же подобна, скорее, увеличительному стеклу, направленному на мир и человека, как его элемент. Отсюда, наук, например, химий не может быть «много»: американской, французской, русской и так далее, если, конечно, речь идет не о школах. Философий, напротив, может быть множество: древнегреческая, индийская, немецкая, а также персонально: философия Канта или Вл. Соловьева, Достоевского или Бродского.

Между тем, Л. Лосев настаивает: «Когда Бродский писал:

Я не философ. Нет, я не солгу.

Я старый человек, а не философ, хотя я отмахнуться не могу от некоторых бешеных вопросов, -

он предостерегал против вычитывания из его стихов «концепций», не говоря уже о идейных системах:

«Соединять начала и концы занятие скорей для акробата.

Я где-то в промежутке или вне» [1, с. 174-175].

Поразительно точно Бродский «обзывает» акробатами тех, кто, называя себя философами, таковыми не являлись: насквозь идеологизированные специалисты в области философии главной целью считали поиск рациональной (и желательно оригинальной) вербально-концептуальной оболочки марксистско-ленинских идей и идеалов, идолооб-разных, по своей сути и действию. (Следует учесть, к тому же, и факты сознательного или бессознательного извращения этих идей на практике.)

Между тем, настоящая философия всегда разворачивается, как раз, «где-то в промежутке или вне». Вот как об этом говорил наш современник, принадлежность которого к истинным философам никем не оспаривается, Мераб Мамардашвили: «Когда я говорю «философия», то иногда это специальность, квалификация, отрасль культуры или духовный деятельности человека, а иногда это термин для обозначения того элемента или остановки, паузы, интервала [разрядка моя - Ю.С.], который присущ устройству жизни нашего сознания, присущ актам человеческим - будь то акт написания романа, создания шедевра ремесленного или акт научного наблюдения и рассуждения» [3, с. 33]. И далее, «.философия в смысле таких актов - самая распространенная вещь. В той мере, в какой нам удается возвыситься над своей собственной естественной природой, приблизиться к образу человека, мы прибегаем к философствованию. Именно, возвышаясь к собственно человеческому в нас самих, мы и совершаем эти паузы. Это нечто вроде музыки мироздания» [3, с. 34]. И поэзии, добавим.

Сказанное подталкивает к пониманию, что Бродский был «натуральным» философом, говорившим на ином - поэтическом -языке и, при этом, на едином языке Духа.

Гераклит произнёс всем известные слова: «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», и если применить их к проблеме взаимоотношения философии и искусства, конкретно поэзии, можно сказать, что философия не повторяет поэтическое слово, как, впрочем, и поэзия не есть переложение на свой специ-

фический язык философских идей и смыслов. Читая строки тех мастеров художественного слова, которых мы называем, одновременно, философами, мы понимаем, что имеем дело именно с одновременностью: «нельзя дважды...», можно только раз и сразу.

Философия и искусство - разные, специфические языки Духа (наряду с наукой и религией) и все же «предметом», лежащим в поле их выразительности, выступает единый и вечный, по сути своей, Дух - трансцендентный, а также стремящийся к совпадению с ним дух человеческий. В этом смысле прав и М. Хайдеггер, увидевший, что философия и поэзия близки напрямую, так как (хотя и) стоят на разных (соседних) вершинах. Дух един, но «веет, где хочет»: в философии и религии, науке и искусстве. Проблема - в переводе с одного «диалекта» на «другой». О том, что поэзия не переводится, и не только с одного языка на другой (Шекспир для русского, Пушкин для англичанина.), но и на язык прозы, в рамках одной лингвистической системы, сказано немало. Если же и можно прозаически пересказать стихоТворение, так встает вопрос: поэтическое ли это творение, или, помимо рифмы, специфических тропов и лирических «придыханий», ничто его с поэзией не роднит?

Применительно к философии и поэзии это означает, что и здесь перевод невозможен как двухступенчатая процедура, сначала одно, затем другое: поэтический смысл -философский смысл. Возможен ли тогда философский анализ поэтического текста? Смеем утверждать, что возможен, но только в том случае, если перевода не будет, а будет прямое философское прочтение самой философии, удобно расположившейся на «чужой вершине». «Поза», в которой она возлежит, или способ обращения с ней поэта, относится к сфере собственно эстетического, поэтического мира, смыслы же, рождающиеся у того, кто «посетил сей мир.» - неотъемлемая собственность философии.

Такой подход позволяет аналитику цитировать стихотворные строфы, не озабочи-ваясь специфическими литературоведческими процедурами, методами и проч., а, повто-

рюсь, напрямую вчитываться в собственно философские значения и смыслы. Последние тогда становятся не «набалдашником изящной трости» и не моралью умной басни, а первой мыслью поэта, который, будучи таковым до мозга костей, и не может родить ее иначе, как телесно-поэтически.

С помощью такого подхода, на наш взгляд, преодолеваются обычные герменевтические трудности, всегда, так или иначе, завязанные не столько на проблему понимания, сколько - перевода с одного языка Духа на другой. Глубина же самого понимания будет зависеть лишь от неформальной квалификации читателя: философа, считывающего философские смыслы, теолога, слушающего язык религии, поэта, или человека, который должен им стать в максимально возможной степени, если он претендует на адекватное проникновение в мир стиха. Ситуация может быть названа презумпцией понимания (или непонимания); перефразируя Протагора, скажем: человек, который нечто читает, есть мера своего понимания, и в рамках этой меры, заданной им самим, он прав безусловно. С другой стороны автор текста, как Паниковский, «не обязан всему верить», понимать своего читателя. Он свое дело сделал, когда, в меру своих сил, попытался запечатлеть и не «запечатать» Дух на бумаге.

Конкретным репрезентантом Духа на Земле является человеческая душа (Дух, которому «душно» в теле). Поэзия, как, впрочем, и философия, - «ответ души на существование» (И. Бродский). Они бессмысленны вне индивидуального жизненного опыта - квинтэссенции философской антропологии, сплавляющей в одно целое и жизнь, и философию, и творчество, так что специально говорить о философии ее носителю становится делом ненужным. Когда философия тождественна конкретной жизни, это означает, что она - философия - присутствует в жизни сполна, является философией в подлинном ее значении и смысле.

Поэт рос в религиозно индифферентной семье и в атеистическом обществе, но всегда жадно интересовался метафизическими воп-

росами, начав с основ индуизма и буддизма. И все же его больше привлекала собственно человеческая, антропологическая тематика, иначе говоря, все, чем жив человек в его подлинном (аутентичном) значении. Так родилось представление о близости его мировоззрения к важнейшему, но не единственному учению о человеке - экзистенциализму. «Молодость Бродского пришлась на период, когда топика экзистенциализма была в искусстве центральной. Ни Кьеркегор, ни Достоевский, ни Шестов, ни Камю не научили Бродского быть экзистенциалистом, но помогли осознать те интуиции, которые были свойственны ему изначально: ощущение одиночества и заброшенности в мире, абсурда бытия пред лицом смерти, страстный индивидуализм, чувство вины и ответственности, стремление к солидарности со всеми, кому плохо» [1, с. 176]. Так, греховности в традиционным христианском понимании он предпочитал экзистенциальную вину человека, состоящую в его несоответствии самому себе, или в том, что он в жизни «меньше самого себя».

Стать равным самому себе, считал поэт, удается только в творчестве. Отсюда берет начало тезис о том, что «эстетическое выше этического». Искусство делает человека личностью, высшей формой эстетической практики является поэзия, следовательно, поэтическое творчество есть окончательная цель человечества как вида. Эта логическая цепочка развернута Бродским в его нобелевской речи, а акцент на эстетическом лежит в русле давней традиции: вспомним слова Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир». А еще раньше великий Платон рассуждал о том, что Истина, Добро и Красота - суть одно. Однако, Истина от нас скрыта, Добро

- полускрыто - полуоткрыто, а Красота открыта. Следовательно, самые широкие врата в это каллокагатийное единство Истины, Добра и Красоты открывает человеку именно Красота. Она же, одновременно, есть Добро и Истина.

‘«Теперь так мало греков в Ленинграде, что мы сломали греческую церковь, дабы построить на свободном месте концертный зал» («Остановка в пустыне»)

Единое духовное основание мира может быть усмотрено только целостным человеком; каждый судит по себе, и для гармоничного внутри индивида мир полон гармонии и смысла, так же как для «расколотой» личности и мир хаотичен, бессмыслен. В Библии, как признался Бродский, на него самое сильное впечатление произвела Книга Иова, утверждающая необходимость для человечества морально-духовных опор, «мужества быть» перед лицом страданий и смерти. Бродский может разделять представления А. Камю об абсурдности мира и «бесполезности страданий», в этом смысле, однако, в отличие от Камю, абсурду он противопоставляет веру, которая выше любого абсурда. Человек без веры - вещь, одна из многих в мире, а с этим поэт согласиться не мог, не желал ни в коем случае. Бродский - сторонник партикуляризма, частного человека, а в обществе, между тем, «идея экзистенциальной исключительности заменяется идеей анонимности» [1, с. 155]. Личностное Бродский противополагает вещному, как живое -смертному. Да и сама смерть приходит к уже безжизненному телу, завоевывает уже образовавшееся «пустое место». Гарантом жизни, ее содержанием и основной крепью выступает любовь: «Связанные узами любви, люди суть, существуют» [1, с. 172].

Не менее любви Бродского интересует природа Зла. Выступая перед выпускниками элитного колледжа в 1984 г., он говорил, что «надёжнейшая защита от зла - это предельный индивидуализм, самостоятельность мышления, оригинальность, даже, если угодно - эксцентричность» [1, с. 155]. Если Бродский и использовал местоимение «мы»1, то это была не уступка всепронизывающей идеологии коллективизма, а осознание коллективной вины нации, допустившей появление этого режима. Но даже и в этом контексте на первый план выдвигается сугубо личное чувство позора и стыда, персональной ответственности за деяние «мы».

Зло, по мнению Бродского, обусловлено не социально-экономическими факторами, как тому учил марксизм - ленинизм, а антропологическими; есть нечто в самой

природе человека, что делает его злым, обеспечивая победу злого начало над добрым. Но есть и любовь: «Христианское требование вселенской любви как единственной альтернативы самоистреблению человечества Бродский безусловно принимал» [1, с. 151].

Общественное зло - продолжение антропологического, его объективация. Здесь слышны мотивы такого влиятельного в двадцатом веке антропологического направления мысли как персонализм, который глубоко представлен Н.А. Бердяевым: «В объективированном историческом мире нет священного, которое могло бы перейти в вечную жизнь... Свобода духа не есть отвлеченное провозглашение прав, а есть высшее состояние, которое должен достигнуть человек. Рабы должны быть освобождены путем социального акта, но они внутри могут оставаться рабами, победа над рабством есть духовный акт» [4].

Несмотря на декларируемую Бродским собственную аполитичность (он любил говорить, что у поэзии и политики общее только начальные буквы «п» и «о»), в 1979 г. он написал эссе «О тирании», где обозначил последнюю как комбинацию всех трех дурных форм государственного устройства, описанных у Аристотеля: тирании, олигархии и охлократии (власть толпы). В 20 веке, считал поэт, они стали неразделимы. Измученный политическими преследованиями, он склонен был видеть в философии теоретическую базу ненавистной ему идеологии, для которой человек - не цель, а средство для каких-то иных, ложных целей. Такого рода философию он и не принимал, отталкивал от себя, как сизый от холода пловец отталкивает грязные льдины.

Бродский не чурается «прозаических» тем, если они касаются человеческого существа: «Критика марксистской политэкономии в «Речи о пролитом молоке» сжата до категорических формул: «Труд не является товаром рынка, так говорить - обижать рабочих». «Труд - это цель бытия и форма». Исток этих идей в гегелевской «Феноменологии духа», где говорится, что сущность труда состоит в том, чтобы со-

здать вещь, а не в том, чтобы ее потребить» [1, с. 162].

Политическая философия Бродского вполне непротиворечива внутри самой себя, продолжая «западническую» традицию и принципиально отрицая коммунистические идеалы. В то же время, поэт был глубже своих политических взглядов и представлений; как мыслитель, он заявил в одном из своих интервью 2000 года: «Самый большой враг человечества - не коммунизм, не социализм или капитализм, а вульгарность человеческого сердца, человеческого воображения. Например, вульгарное, примитивное воображение Маркса. Вульгарное воображение его русских последователей» [1, с. 173].

«Вульгарный» означает пошлый, упрощенный до искажения, и в наибольшей степени этот признак обнаруживается в исследованиях самых сложных вещей, связей и отношений в мире. Таким, прежде всего, является человек и вся антропологическая проблематика. Сказать, что человек биосоциальное существо, природа которого биологическая, а сущность социальная, что человек - совокупность (ансамбль) общественных отношений, значит сказать правду, но не всю правду. Человек - биосоциодуховное существо. Душевно - духовное измерение человеческого бытия относительно (а, в ряде аспектов, абсолютно) самостоятельно и не может трактоваться как «верхний этаж» социальности, как совокупность функций высшей нервной деятельности. Утверждать такое, значит «упрощать до искажения», терять специфику именно человеческого существования, не сводимого ни к биологической, ни к психологической, ни к социальной составляющим. Даже к одному только душевно -духовному измерению несводим человек без потери его качества.

Философско - антропологический подход предполагает рассмотрение человека на всех «этажах» его существа вкупе. Лишь в этом случае мы выходим на его антропологическое ядро - сущность, потенциально обеспечивающую уникальность, незаменимость, автономность и даже самодостаточ-

ность любого индивида, а также существование - конкретно-историческую «развертку», реализацию сущности в определенном биосоциодуховном пространстве и времени мира.

В таком контексте и пребывает человек в стихах Бродского, обретая «презумпцию уважения» к нему, несмотря ни на какие его реальные или мнимые заслуги и достижения, социальную карьеру или морально - нравственное состояние. При утверждении реального принципа гуманизма все заслуги «выносятся за скобки»: человек как минимум достоин нашего признания в силу того, что он появился на свет, реализуя тем самым Промысел Божий. Эта интуиция пронизывает творчество всех гуманистов мира, и Бродский в их числе:

«Обычно тот, кто плюёт на Бога,

плюёт сначала на человека».

Итак, можно не считать себя философом, не быть утвержденным в этом качестве особым профессиональном сообществом, но быть им по существу, «по всей своей жизни». Таков «случай» Иосифа Бродского.

Обратимся теперь непосредственно к его творчеству, например, к стихам из, пожалуй, самого яркого сборника «Часть речи» [5, с. 464]. (Бродский гордился названием, его потрясала мысль о том, что нечто созданное человеком, его «часть речи» больше, чем он сам как биологическая особь или социальная единица).

«Метафизических» понятий в стихах Бродского действительно предостаточно: мастер деталей, описаний самых разных вещей и их свойств (взять, к примеру, «Большую элегию Джону Донну») постоянно пытался их «фундировать», сопроводить «басовыми» интонациями. Так появляются, и не иногда, а планомерно, понятия «пространство», «время», «жизнь»,

«смерть», и т. п.

Любая вещь вписана в « космос», который, таким образом, из бедного, в содержательном плане, понятия превращается в емкое, иллюстрируется конкретными способа-

ми, формами своего существования. (В соответствии с законом логики, предельно общие понятия скудны по содержанию и приобретают его в процессе конкретизации).

«Напоенный» содержанием «космос» преображается, раскрывается, теряет свой трансцендентный характер, свою «скрытность»:

«Скрытность? Но космос вовсе не скрытность. Наоборот: в космосе

видно все невооруженным взглядом, и спят там без одеяла» [5, «Вертум», с. 395].

Если космос и «пустыня», то ее освещает рождественская звезда:

«Привыкай к пустыне, милый, и к звезде, льющей свет с такою силой в ней везде» [5, «Колыбельная», с. 424].

В том случае, когда трансцендентное пространство обозначено конкретно, через «земной знак», дополнительная нагрузка не нужна:

«Райские птицы поют, не нуждаясь в упругой ветке» [5, «Мы жили в городе

цвета окаменевшей водки», с. 443].

Поэт считает себя обязанным даже защищать «космос», как нечто изначально упорядоченное, от порядка рукотворного, амбициозно претендующего на сверхразумность и при этом схематизирующего действительность:

«И заполночь облака, воспитаны

высшей школой расплывчатости или просто

задранности голов, отечески прикрывали рыхлой

периной голый космос от одичавшей суммы прямых

углов» [5, «Воспоминание», с. 449].

Человеческие амбиции (не притязания!) смешны перед лицом космоса:

«Никто никогда ничего не знает

наверняка» [5, «Назидание», с. 359].

«Звезда глядела через порог.

Единственным среди них, кто мог знать, что взгляд ее означал, был младенец; но он молчал»

[5, «Бегство в Егтпет», с. 359].

«И по комнате, точно шаман, кружа, я наматываю, как клубок, на себя пустоту ее, чтоб душа знала что-то, что знает Бог» [5, «Как давно я топчу, видно по каблуку», с. 278].

И то же время, преодолевая высокопарность, поэт иронически снижает ее градус:

«Говоря «бесконечность», в виду всегда я имел искусство деленья литра без остатка на три при свете звезд, а не избыток верст» [5, «Колыбельная

трескового мыса», с. 213].

Таков его ответ «времени и пространству, мнимо

величавым и возводящим в куб все, что сорвется с губ» [5, с. 213].

Время не зря появляется рядом с пространством, они нерасторжимы не в физическом, а в антропологическом измерении:

«Что ты любишь на свете сильней всего?» «Реки и улицы - длинные вещи жизни»

[5, «Темза в Челси», с. 177].

«.человек есть конец самого себя и вдается во Время» [5, «Колыбельная

трескового мыса», с. 218]

«Ничего на земле нет длиннее,

чем жизнь после нас, воскресавших со скоростью, набранной к ночи курьерским» [5, «Bagatelle», с. 220].

Гарантом существования любой вещи, считает Бродский, является ее «вписанность» в пространство - время:

«Чем незримее вещь, тем оно верней, что она когда-то существовала на земле, и тем больше она - везде»

[5, «Римские элегии», с. 284].

«С точки зрения времени, нет «тогда»: есть только «там». И «там», напрягая взор, память бродит по комнатам, точно вор.»

[5, «Келломяки, с. 322-323].

Так в безучастные (физические) пространство и время проникает человек, осмысливая их собой:

«Ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии» [5, «Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером», с. 371].

«Человеку всюду

мнится та перспектива, в которой он пропадает из виду. И если он слышит

звон,

то звонят по нему: пьют, бьют и сдают

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

посуду»

[5, «Памяти Геннадия Шмакова», с. 379].

«Пока существует взгляд, существует даль» [5, «Храм Мельпомены», с. 440].

И. Бродский, подобно Иммануилу Канту, осуществляет свой «коперниканский переворот», делая акцент на субъекте, а не объекте, на человеке, «естественным» продолжением которого выступает космос, время, пространство, вещи.:

«.пространство, которому кажется

ничего

не нужно, на самом деле нуждается

сильно во взгляде со стороны, в критерии

пустоты.

И сослужить эту службу способен

только ты»

[5, «Назидание», с. 362].

Не вещь, но человек - мера всех вещей, он не только беспределен, но и сам устанавливает пределы:

«У вещей есть пределы. Особенно -

их длина, неспособность сдвинуться с места»

[5, «Келломяки», с. 323].

«В одушевленном теле

свет узнает о своем пределе.»

[5, «Эклога 5-я (летняя)», с. 303].

Иосифа Бродского особенно волнуют «паузы в бытии», отсутствие суеты, когда все уснуло:

«Геенна спит, и Рай прекрасный спит».

Не спит только душа:

«Нет, это я, твоя душа, Джон Донн.

Здесь я одна скорблю в небесной выси о том, что создала своим трудом тяжелые, как цепи, чувства, мысли»

[5, «Большая элегия Джону Дону», с. 21].

«Я мыслю, следовательно, существую», сказал некогда Декарт, а Бродский уточняет: «у меня есть душа, следовательно, я существую». Душа, которая никогда не спит -гарант человеческого существования, средоточие жизни.

А жизнь борется со временем:

«Век на исходе. Бег времени требует жертвы, развалины. Баальбек его не устраивает; человек тоже.

Подай ему чувства, мысли, плюс воспоминания. Таков аппетит и вкус времени» [5, «Fin de Siecle», с. 373].

Время приносит страдание, так что оружием борьбы с ним является не только память, но и забвение:

«...но забыть одну жизнь человеку

нужна, как минимум, еще одна жизнь. И я эту долю прожил»

[5, «Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером», с. 370].

Время дает жизни пространство, оно же с жизнью кончается, уходя в смерть.

Смерть - важный лейтмотив в творчестве Бродского, которому удается найти к ней свой, особенный подход. Нетрудно бояться или презирать смерть, как это делали многие поэты до него, важно ее понять, выявить смысл и цель:

«Без злых гримас, без помышленья злого, из всех щедрот Большого Каталога смерть выбирает не красоты слога, а неизменно самого певца»

[5, «Стихи на смерть Т.С. Элиота», с. 45].

Смерть, говорит поэт, не зла и не мелочна. Это жизни, как «сумме мелких движений», важны все мелочи и вещи, а смерти нужна только сама жизнь - источник всех «мелочей».

«Здесь на земле,

от нежности до умоисступленья

все формы жизни есть приспособленье»

[5, «Разговор с небожителем», с. 111].

Смерть рвет эти связки с миром поочередно, в этом ее «милость» к человеку:

«Последнее время я сплю среди бела дня.

Видимо, смерть моя

испытывает меня» [5, «Натюрморт», с. 137].

«Мы боимся смерти, посмертной казни.

Нам знаком при жизни предмет боязни: пустота вероятней и хуже ада.

Мы не знаем, кому нам сказать «не надо»

[5, «Мы не пьем вина на краю деревни»,

с. 148].

Вещь, в отношении к смерти, занимает лучшее положение:

«Чувство ужаса

вещи не свойственно. Так что лужица подле вещи не обнаружится даже если вещица при смерти»

[5, «1972 год», с. 169].

И все же, самоопределение человека без смерти немыслимо, невозможно; она, как и жизнь, - мера человеческого в человеке:

«Бей в барабан о своем доверии к ножницах, в коих судьба материи скрыта. Только размер потери и делает смертного равным Богу»

[5, «1972 год», с. 170].

Смерть каждого человека - дыра в бытии, равная Вселенной:

«Но каждая могила - край земли»

[5, «Стихи на смерть Т.С. Элиота», с. 46].

И здесь вспоминаются слова И.В. Гете, который, выйдя однажды на сельское кладбище, произнес: «Под каждой из этих плит лежит целая Вселенная».

Благодаря смерти человек познает свою истинную цену:

«Волхвы забудут адрес твой.

Не будет звезд над головой.

И только ветра сиплый вой расслышишь ты, как встарь.

И молча глядя в потолок, поскольку явно пуст чулок, поймешь, что скупость - лишь залог того, что слишком стар.

Что поздно верить чудесам.

И взгляд подняв свой к небесам, ты вдруг почувствуешь, что сам -Чистосердечный дар»

[5, «1 января 1965 года», с. 44].

Как часто мы ждем даров, ждем чуда, не понимая, не замечая, что высший дар и чудо - ты сам, «который ждет».

И этому чуду можно сказать:

«Остановись, мгновенье! Ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо»

[5, «Зимним вечером в Ялте», с. 87].

Сам человек неповторим:

«все будут одинаковы в гробу. Так будем хоть при жизни разнолики!»

[5, «Anno Domini», с. 84]

Залог и утверждение разноликости -творчество:

«Бейся, свечной язычок, над пустой

страницей, трепещи, пригинаем выдохом

углекислым,

следуй - не приближаясь! - за вереницей литер, стоящих в очередях за смыслом.

О, сколько света дают ночами сливающиеся с темнотой чернила!»

[5, «Римские элегии», с. 282]

Свет смысла - цель творчества:

«.точно Муза объясняет Судьбе то, что надиктовала» [5, с. 280].

Источником самого творчества, и Бродский не сомневается в том, выступает любовь. Для нее он находит особые краски, без пылкости и восторженности по поводу ее прихода, без гневного ворчания по поводу ее ухода. Любовь - метафизическое состояние, равное жизни и смерти, знаменатель их единства. О близости любви смерти писали многие философы экзистенциалисской традиции, и Бродский прямо ее выражает:

«Смерть придет и найдет тело, чья гладь визит с мерти, точно приход женщины отразит.

Это абсурд, вранье: череп, скелет, коса.

«смерть придет, у нее

будут твои глаза» [5, «Натюрморт», с. 140].

И все же смерть имеет отношение только к тому, что живо, к жизни, которую делает таковой лишь любовь:

«Это ты, горяча, ошую, одесную раковину ушную мне творила, шепча.

Это ты, теребя штору, в сырую полость рта вложила мне голос, окликавший тебя.

Я был попросту слеп ты, возникая, прячась,

даровала мне зрячесть.

Так оставляют след»

[5, «Я был только тем, чего.», с. 294].

Тот, кто сотворен, и сам способен творит:

«Не удивляйся, моя специальность -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

метаморфозы.

На кого я взгляну - становятся тотчас

мною»

[5, «Вертумн», с. 393].

Следствие этой метаморфозы - ответственность: за все, что вокруг, потому что это твое, потому что это ты:

«Почему все так вышло? И будет ложью на характер свалить или Волю Божью. Разве должно было быть иначе?

Мы платили за всех, и не нужно сдачи»

[5, «Мы не пьем вина на краю деревни»,

с. 148].

Отвечать за все может только свободный человек.

Свобода для Бродского, - не сакраментальная фраза о «познанной необходимости», ибо она не может быть вторичной по отношению к этой необходимости. Надо различать свободу и благоразумие, как смелость и трусость. А в нашем отечестве смелость - не какое-то дополнительно - желаемое качество человека, а основа его «само-стояния», его отличия от толпы:

«.. .он знает, что для праздника толпе совсем необязательна свобода»

[5, «Anno Domini», с. 83].

«Свобода -

это когда забываешь отчество у тирана, а слюна во рту слаще халвы Шираза, и хотя твой мозг перекручен, как рог

барана,

ничего не каплет из голубого глаза»

[5, « Я не то что схожу с ума, но устал за лето», с. 208].

«Если выпало в Империи родиться,

лучше жить в глухой провинции у моря.

И от Цезаря далеко, и от вьюги.

Лебезить не нужно, трусить, торопиться.

Говоришь, что все наместники - ворюги?

Но ворюга мне милей, чем кровопийца»

[5, «Письма римскому другу (из Марциала)», с. 149].

Свободу Бродский не связывает с обязательным тираноборством и социальными обличениями:

«.отчизне мы не судьи.

Меч суда

погрязнет в нашем собственном позоре:

наследники и власть в чужих руках.»

[5, «Anno Domini», с. 84]

Угроза свободе и человеческой самостоятельности происходит не только из какой-то определенной страны, но имеет глобально - метафизические очертания:

«Новое оледененье - оледененье рабства

наползает на глобус» [5, «Стихи о зимней

кампании 1980-го года», с. 290].

«Прогресса нет, и хорошо, что нет»

[5, « Элегия», с. 85].

И. Бродский часто сталкивался с отвратительными явлениями, которые политически выдержанным языком назывались прогрессивными, или показателями прогресса.

«.и в полынье

лучше барахтаться, чем в вязком, как мед, вранье» [5, «Назидание», с. 360].

То же, что можно было бы отнести к критериям истинного прогресса, благо человека, например, уважение к его достоинству, как таковому - современный мир предпочитает не замечать. Самые очевидные вещи забалтываются, утопают в псевдодемократических процедурах поиска «консенсуса»:

«.Доказанная правда есть, собственно, не правда, а всего лишь сумма доказательств. Но теперь не говорят «я верю», а «согласен»

[5, «Посвящается Ялте», с. 94].

Вера не отменяет сущего, но достраивает его до потребного будущего:

«Не в том суть жизни, что в ней есть, но вера в то, что в ней должно быть»

[5, «Пенье без музыки», с. 123].

И не важно, в конце концов, что «от всего человека вам остаётся (обратите внимание: вам!) «часть речи». Были, по мнению Бродского, такие поэты, которые своей «частью» воссоздали речь « как целое»:

«На столетие Анны Ахматовой»

Страницу и огонь, зерно и жернова, секиры острие и усеченный волос -Бог сохраняет все; особенно - слова

прощенья и любви, как собственный

свой голос.

В них бьется рваный пульс, в них слышен

костный хруст, и заступ в них стучит; ровны и глуховаты, поскольку жизнь - одна, они из смертных уст звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.

Великая душа, поклон через моря за то, что их нашла, - тебе и части тленной, что спит в родной земле, тебе благодаря обретший речи дар в глухонемой вселенной»

[5, с. 369].

Нет нужды доказывать, после всего «показанного», что и голос Иосифа Бродского, его «часть речи» навсегда вплетены в звукосмысловые волокна мира. И еще одно: та философия, что не «прочиталась» нами в стихах И. Бродского, ждет, очевидно, другого читателя: океан - не бассейн, через одну трубу не вытечет.

Список использованной литературы:

1. Лосев Л.В. Иосиф Бродский: опыт литературной биографии. - 2-е издание, испр. - М.: Молодая гвардия, 2006 - 447(1) с.: илл. - («Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.,; Вып. 1027).

2. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФА - М, 2007. - с. 265.

3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд., изм. и дополн. - М: Прогресс, 1992.

4. Бердяев Н.А. О назначении человека. О рабстве и свободе человека. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. С. 108, 109.

5. Бродский И. Часть речи: Избранные стихотворения. - Изд. 2-е, дополненное. - СПБ.: Азбука - классика, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.