3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
4. Бузская О. М. Экология коммуникаций // LAP Lambert Academic Publishing, 2015.
5. Баркова Э.В. Философия диалога культур как форма надежды на сохранение мира // Диалог культур: социальные, политические и ценностные аспекты. Материалы Московского форума, посвященного памяти Гейдара Алиева. М., 2015. С. 103-115.
6. Баркова Э.В. Трансформации коммуникативных технологий в экофилософской перспективе глобализации // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 3 (38). С. 132-136.
КОСТИН ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ - аспирант кафедры истории и философии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова ([email protected])
KOSTIN, PETR A. - Ph.D. student, Department of History and Philosophy, Plekhanov Russian university of Economics.
УДК 141.2:332.142
КОРАБЛЕВ Д.Г. ФИЛОСОФИЯ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ МЕСТО В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Ключевые слова: зеленая экономика, принцип системности, принцип экоцентризма, устойчивое развитие.
Статья исследует особенности интеллектуальной системы современного общества в условиях глобальных экологических проблем, выделяет в философии экологизма, в целом, два основных подхода - такие, как теория экологической модернизации и теория устойчивого развития, в рамках которых развивается теория и философия зеленой экономики. Делается вывод об исходных принципах философии зеленой экономики, о месте в ней концепции экологического императива.
KORABLEV D.G.
PHILOSOPHY OF GREEN ECONOMY AND ITS PLACE IN THE INTELLECTUAL SYSTEM OF
MODERN SOCIETY
Keywords: green economy, the principle of systemness, the principle of ecocentricism, sustainable development.
The article investigates the peculiarities of intellectual system of modern society in conditions of global philosophic problems; it defines two main approaches in the ecologist philosophy as the whole, namely, ecological modernization theory and the theory of sustainable development, in the limits of which a theory and philosophy of green economics is being developed. It makes the conclusion about the initial principles of philosophy of green economy, about the place in it of concept of ecological imperative.
Современная цивилизация находится на переломном этапе своего экономического развития: еще в 70-х годах ХХ столетия человечество столкнулось с проблемой конфликта между последствиями быстро развивающейся мировой экономики и экологическим состоянием окружающей среды. Экологический, энергетический, сырьевой кризисы, носившие до этого времени спорадический и локальный характер, приобрели глобальный масштаб и детерминировали негативные последствия для планеты в целом. В настоящее время как нельзя актуальным становится исследование теоретических оснований подходов, которые используются и могут быть использованы в будущем для решения экологической проблемы как глобальной проблемы современности.
Противоречие между масштабами размеров производственно-хозяйственной деятельности человека и ресурсно-экологическими возможностями биосферы привело к неблагоприятным последствиям экологического неблагополучия, которые характеризуются устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды и представляют угрозу для здоровья людей и самого их существования, как биологического вида. Важно отметить, что экологический кризис в настоящее время проявляется не только в активном воздействии человека на природу без учета его отдаленных последствий, но и в усилении влияния измененной людьми природы на развитие самого человека.
Проблема экологического кризиса изучается представителями различных направлений в науке, от экономики природопользования до социологии и политологии [1]. Эта проблема стала объектом как научной межкультурной коммуникации, так и предметом пристального внимания ученых в отдельных странах. Естественно, что в такой ситуации в последние десятилетия востребованной стала философия экологизма как гуманистическая идеология, направленная на сохранение и поддержание ценности человеческой жизни и природы в целом [2].
Философия экологизма обусловила возникновение таких подходов в общественной идеологии, как теория экологической модернизации и теория устойчивого развития. Они представляют собой изменения в научном мышлении в соответствии с новейшими, современными экологическими требованиями и нормами, следование которым должно вести к устранению проблем между социально-экономической жизнью человека и окружающей средой, между природой и обществом. При этом настоящие теории имеют коренные отличия: если теория экологической модернизации зародилась в рамках инвайронментальной социологии, или экосоциологии, и направлена на изучение изменения социальных практик, институционального развития и реформ, связанных с изменением состояния окружающей среды, то теория устойчивого развития имеет более фундаментальный, философский характер, разрабатывая глобальные модели развития. Понятие устойчивого развития включает удовлетворение потребностей настоящего поколения, не ставящее под угрозу возможности будущих поколений удовлетворить их собственные потребности. Под этим определением понимается создание такой социально-экономической системы, которая обеспечит на длительную перспективу не только высокий уровень жизни, но и её качество: рост реальных доходов, повышение образовательного уровня, улучшение здравоохранения и окружающей среды, снижение социальных и экологических рисков, социальные гарантии и блага. В то время как теория экологической модернизации уделяет основное внимание экономическим категориям, принципам роста потребления и экономической эффективности, оставляя на периферии исследований проблемы экологических систем, теория устойчивого развития объединяет в себе вопросы социально-экономического и экологического порядка.
Важнейшим теоретико-практическим подходом к решению современной экологической проблемы в рамках теории устойчивого развития стала концепция «зелёной экономики». Этот термин и направление в экономической науке появился относительно недавно - около четырех десятилетий назад. Это направление базируется на трех фундаментальных принципах:
1) взаимосвязи всего живого на планете,
2) отказа от требования удовлетворения постоянно растущих потребностей в условиях ограниченного количества ресурсов,
3) отказа от бесконечного расширения сферы влияния в ограниченном пространстве.
Концепция «зелёной экономики» ставит перед собой цель сделать более гармоничным
сосуществование природы и социума, с его экономической деятельностью. Нынешняя же экономическая модель, по мнению представителей «зеленой экономики», неэффективна, улучшая материальное благополучие отдельных групп населения земного шара, она вызывает такие экологические проблемы, как утрата биологического разнообразия, истощение природного капитала, изменение климата, широкомасштабная бедность. Все это представляет реальную угрозу не только настоящему, но и будущим поколениям, и для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие человечества, необходим переход к качественно иной, «зелёной экономике». В условиях этой экономики производство, распределение и потребление товаров не приведет к негативным экологическим последствиям и одновременно повысит благосостояние человека, пусть и в долгосрочной перспективе.
Философско-теоретическим основанием концепции зеленой экономики стала философия экологической экономики, которая появилась во второй половине 80-х годов двадцатого столетия как альтернатива инвайронментальной экономике, как подход, целью
которого было осмыслить и решить проблемы, связанные с взаимодействием окружающей среды и общества, Среди ее наиболее известных представителей - Р.Норгаард, Х.Дейли, Р.Костанца, Дж. Ван дер Берг. Экологическая экономика является новой междисциплинарной областью исследования, которая направлена на взаимосвязь между экосистемами и экономическими системами в самом широком смысле. Эти отношения занимают центральное место во многих современных проблемах человечества и создания устойчивого будущего, и не могут полностью быть отражены в какой-либо одной конкретной научной дисциплине. Понятие «междисциплинарная» в данном случае означает, что экологическая экономика выходит за рамки наших обычных представлений о научных дисциплинах и стремится интегрировать и синтезировать другие дисциплины. По словам Р.Костанца: «Несмотря на то, что интеллектуальные инструменты, которые мы используем в этом поиске важны, они являются вторичными по отношению к цели решения важнейших проблем управления использования планеты человеком. Мы должны выйти за пределы инструментов и методов так, чтобы не оказаться «человеком с молотком, которому все кажется гвоздем» [3].
Философия экологической экономики, как исходные, принимает принципы детерминизма, системности и целостности. Экологическая экономика исходит из качественно новой, по сравнению с инвайронментальной, модели, где экономическая система - это часть общества, которое, в свою очередь, является подсистемой природы, экосистемы. Таким образом, в экологической экономике экономика представляет собой открытую подсистему более масштабной экосистемы. А поскольку экосистема является константой, необходимо обратить внимание на использование в экономике природных ресурсов и абсорбционную способность экосистемы в отношении тех потерь, которые она несет вследствие того, что экономика ее использует. Непрерывная обратная связь между экономической системой и экосистемой дает каждой из них возможность развиваться - и в этом состоит принцип коэволюции. С этой точки зрения становится очевидным, что задачи экономики должны соответствовать задачам экологии, а не наоборот. И, кроме того, что экономика зависит от ресурсов экосистемы, она не может существовать без людей, поэтому физическое, эмоциональное и духовное здоровье, а также общественный, или «социальный», капитал людей, определяют и будут определять экономические результаты. В свою очередь, на такое здоровье влияют атрибуты или характерные свойства экосистемы.
С точки зрения экологической экономики, у человека есть особое место в общей системе, потому что он понимает свое место в более масштабной системе и несет ответственность за управление ею в интересах устойчивого развития целого. Человеческая культура, технологии, предпочтения, понимание, - все это развивается во взаимодействии друг с другом, отражая как широкие экологические возможности, так и ограничения. Кроме этого, экологическая экономика отличается от традиционной экологии тем, что придает особое значение взаимосвязи между культурной и биологической эволюцией.
Необходимо отметить, российские ученые традиционно обращали пристальное внимание на вопросы разработки концептуальных основ взаимодействия общества и природной среды, управления социально-экологическими отношениями на международно-региональном и национально-государственном уровнях. Среди их трудов можно отметить такие, как «Глобальная экология» (1977) М.М.Будыко, «Экология и устойчивое развитие» (1997) О.К. Дрейера и В.А. Лося, «Человек и ноосфера» (1990) Н.Н. Моисеева, его же «Коэволюция человека и биосферы (кибернетический аспект)» (1985), «Надежды на выживание человечества: концептуальная экология» (1993) Н.Ф. Реймерса, и многие другие.
Особого внимания заслуживают научные достижения в области философии экологической экономики академика Н.Н. Моисеева. Исследуя философские аспекты экологической проблемы, Н.Н. Моисеев ввел в научный оборот понятие экологического императива, суть которого заключается в том, чтобы ограничивать безудержное вмешательство в биосферу, использовать только те технологии и способы деятельности человека, которые направлены на коэволюцию общества и природы [4]. Ученый
акцентировал внимание на том, что система норм и правил, которой должны руководствоваться люди в своей социальной и производственной практике, обязана учитывать законы биосферы и установившиеся в ней отношения и способствовать их сохранению.
В рамках экологического императива одним из ключевых действий в организации гармоничного соразвития общества и природы становится научно обоснованное регулирование биологических видов (в том числе и человека) в пределах занимаемой ими экологической ниши; деятельности и поведения человечества в допустимых границах; отношений человека со всеми компонентами его социоприродного окружения; производств, ресурсных потоков, рождаемости, потребления, социальной защиты и т.д. Именно с осмыслением необходимости регулирования связана экологизация сознания человечества. Понимание его глубинного смысла является истоком для постижения новых ценностных ориентаций человечества, которые формируют новые мировоззренческие установки и новый характер потребностей личности, мотивирующих ее устремления к экологически обоснованной деятельности и поведению.
Экологический императив становится основанием для формирования новой социальной идеологии, новой социальной политики, нравственности и морали. Проблема природно-экологического переходит в социокультурную область [5, 6].
В целом философия экологической экономики следует научному принципу экоцентризма, который предполагает необходимость сохранения биосферы как естественной основы жизни на Земле и базируется на признании равноценности природы и цивилизации, как элементов экосистемы на всех уровнях - от локального до глобально-планетарного и шире - уровня Бытия как целого [7], необходимости их совместного развития, коэволюции.
В завершение, следует отметить, что, хотя в настоящее время широко известными теоретическими подходами к практическому решению экологической проблемы современности являются подходы, сформулированные большей частью экономистами, политологами, социологами, тем не менее, одна из важнейших ролей в этом процессе должна принадлежать философии [8]. Философы были первыми, кто обратил внимание науки на проблему взаимоотношения между обществом и природой еще два столетия назад, философы принимали активное участие в разработке решений экологических проблем во второй половине ХХ столетия. Синтез философии и экономической науки в решении экологической проблемы в современных условиях станет плодотворным направлением в развитии понимания глобальных проблем современности.
Литература и источники
1. Проблемы экологии России / К. С. Лосев, В. Г. Горшков, К. Я. Кондратьев и др. ; отв. ред. В. И. Данилов-Данильян, В. М. Котляков. М.: ВИНИТИ, 2013. 348 с.
2. Понизовкина И.Ф. Еще раз об экологии // Вестник Российского философского общества. 2009. № 1. С.128-131.
3. Costanza, R., Herman, E. Daly, and Joy A. Bartholomew. Goals, agenda, and policy commendations for ecological economics. In R. Costanza (ed.), Ecological economics: The science and management of sustainability. Columbia University Press. 1991
4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
5. Ивлева М.И. Бытие человека с точки зрения субстанциального подхода: экологический аспект // Человек в современных научных и философских концепциях мироздания сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука» ; Редакторы: Н.А. Краснова, Т.Н. Плесканюк. 2016. С. 5-13.
6. Ivleva M.I., Yablochkina I.V., Kornilova I.M., Lyudvig S.D., Vasyakin B.S. Ecological aspect of investment projects for the development of specially protected nature territories (by the example of the Sochi national park) // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 4. С. 1293-1303.
7. Ivlev V.Yu., Barkova E.V., Ivleva M.I., Buzskaya O.M. Environmental approach to the study of the modern stage of information society development: research prospects // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 16. С. 9113-9124.
8. Баркова Э.В. Экофилософия как ответ на гуманитарные вызовы эпохи: к вопросу о предпосылках становления «зеленой» культуры России и мира // Материалы ежегодных Моисеевских чтений. 2014. Т. 3. С. 109-116.
КОРАБЛЕВ ДЕНИС ГЕННАДЬЕВИЧ, аспирант кафедры истории и философии РЭУ имени Г.В.Плеханова ([email protected] )
KORABLEV, DENIS G. - Ph.D. student, Department of history and philosophy, Plekhanov Russian University of Economics.
УДК 130.2:331.101.1
СТАРКОВ С.А.
ЧЕЛОВЕКОРАЗМЕРНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ЭКООРИЕНТИРОВАННОЙ
РЕГУЛЯЦИИ ЭКОНОМИКИ
Ключевые слова: человекоразмерность, экономическая жизнь общества, субъект, глобализация, счастье, бытие, обладание.
Обоснована методологическая роль категории «человекоразмерность» как выражения свойств субъектов экономической жизни. Показано, что экофилософское мировоззрение обеспечивает развитие экономического бытия человека и общества на основе целостности и гармонического взаимодействия с природой.
STARKOV, S.A.
HUMAN-DIMENSION AS A PRINCIPLE OF ECOORIENTED REGULATION OF ECONOMY
Keywords: human-dimension, the economic life of society, the subject, globalization, happiness, being, possession.
It reveals the methodological role of the category «human-dimension» as an expression of the properties of subject of economic life. It is shown that ecophilosophical worldview provides the development of economic being of a human and society on the basis of integrity and harmonious interaction with nature..
Глобализация современного мира исследуется, в основном, как формирование надрегиональных структур, в первую очередь, связанных с обновлением финансово-экономического, и технологического пространства, что оставляет в тени проблему субъкта. Однако смысл проблемы заключается в следующем: каким должен быть человек по своим субъектным параметрам, чтобы соответствовать глобализации как новому масштабу предметности, требующей регулирования и переработки? Поскольку объединенного планетарного человечества как субъекта еще не существует, то можно говорить о ценностно-мировоззренческих моделях субъектной ориентировки, в которых обеспечивается сохранение и реализация самого свойства субъектности - как способности людей противостоять миру в формах знания, культуры, нравственности и разумности, обеспечивая тем самым в глобализации «меру человеческого». А данная мера выражается в возможности включения нового содержания, возникающего на основе глобализации, в такие формы. [1]
Однако, здесь возникает важное условие: так же, как глобализация выявляет надрегиональные нормы и стандарты, требующие своего регионального освоения и внедрения, так и ее субъектное введение в указанные формы требует некоторой общей основы, способной перевести гуманитарные нормы на уровень глобального мира. Такой основой становится сегодня экофилософская парадигма, так как «в структуре современного научного познания определяющими интегрирующими тенденциями становятся тенденции «экологизации» (как когда-то «физикализации», «математизации», «кибернетизации» и т.д.). [2]
Почему эта парадигма сегодня становится в основе современной теоретической и практической деятельности, расширяя вместе с тем пространство общения? Природная среда - это и есть та общепланетарная «предметность», в рамках которой согласовываются интересы мирового сообщества, и вместе с тем - начинает формироваться субъектная сторона процесса глобализации. Но этот процесс актуализирует вопрос о формировании современного типа «человекоразмерности» - той среды и ее структуры, в которой человеческое субъектное, нравственно культурное и разумное «присутствие» оказывается внутренней определющей формой.