УДК 130.2
СТАРКОВ С.А.
К ЭКОФИЛОСОФСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ КРИТЕРИЕВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ОБЩЕСТВА
Ключевые слова: общество, субъект, экологическое регулирование экономики, критерий, устойчивое развитие, коэволюция, гуманизация экономики, экологически ориентированное образование.
Раскрыты условия экологического воздействия общества на экономику, показана востребованность экофилософской парадигмы для их обоснования. Экологическое регулирование предполагает изменение пространства «экономика-социум-экология», при котором выявляется потенциал коэволюции, партнерского отношения общества к природе. Раскрывая критерии такого регулирования, автор подчеркивает их роль и функции в философии экономики.
STARKOV, S.A.
TO ECOPHILOSOPHICAL RESEARCH OF CRITERIA OF ECOLOGICAL REGULATION
OF ECONOMIC SYSTEM OF SOCIETY
Keywords: society, subject, ecological regulation of the economy, criterion, sustainable development, co-evolution, humanization of the economy, ecological-oriented education.
The purpose of the article is to justify the conditions of environmental impact on the economic life of modern society and determine the necessary criteria. The novelty of the article is determined by the ecophilosophical analysis, which allowed to reveal the potential of the co-evolutionary strategy and the role of partnership interaction between the ecology of society, the economy and the natural environment. Revealing the criteria for ecological regulation of the economy, the author emphasizes importance of its functions in the development of the philosophy of the economy. The main criteria are: recognition of the self-worth of nature, environmental expediency in economic decision-making, cultural and moral assessment of the system of environmental standards developed today; humanization of the economy and the criterion of environmentally oriented education.
Социально-философская концепция устойчивого экономического развития, которая является альтернативой модели экономики, ориентированной на неограниченный рост уровня потребления, тесно связана с экологизацией пространства экономики. Экономическое развитие в ней, опираясь на целостность системы «человек-биосфера», включает в себя единство, взаимодействие экологической, социальной и экономической форм человеческой деятельности. Экологизация экономики при первом приближении может быть рассматрена как особое расширение и преобразование экономического пространства: вместо трактовки традиционного использования и перерабоки природных ресурсов, здесь экономика опирается то новое понимание природной среды и взаимодействие с ней общества, которое открывается в экофилософском мировоззрении, включая соответствующую ему этику и культуру.
Это экологизация экономики осуществляется в особом концептуальном пространстве, которое функционирует как сфера, в которой открываются экологические законы и отношения на уровне их бытия, т.е. сфера предельной открытости природы для общества в контексте принципа коэволюции и устойчивости взаимодействия общества и природы. Здесь важно подчеркнуть: хотя экологическое пространство давно выделено в традиционной экономической деятельности как сфера ее воздействия на природу, но только в рамках экофилософски осмысленной модели партнерства происходит его своеобразная гуманизация: в ней открываются те параметры, в которых экологическая среда и ее законы выявляют жизнеобеспечивающие перспективы развития экономики. Таким образом, в ракурсе экофилософского мировоззрения экология становится особым инструментом стратегичееского регулирования экономики, определяющим ее целевые ориентиры, основания устойчивости ее функционирования и в целом - конструктивный режим ее функционирования.
Хотя в современной социальной философии проблема экологизации экономики уже рассматривается, однако, здесь еще нет развернутого обоснования и понимания того, что только на основе перехода к экофилософской парадигме выявляется взаиморегулирование экономики и экологии, в котором экономика приобретает новое социально-экологическое измерение. [1]. Так, О.В.Башорина отмечает, что «экологизация экономики, под которой понимается процесс интеграции социально-экологической ответственности власти, бизнеса и индивида, обязательственно обеспечивающий минимизацию негативного антропогенного воздействия на природу, возникающего в ходе жизнедеятельности общества, и стимулирующий сбалансированное решение социальных и экономических проблем хозяйствования, является фактором развития социального государства»; и для анализа содержания и процесса экологизации экономики важную роль играет раскрытие аксиологической, ресурсосберегающей, лимитирующей, стимулирующей, возмещающей, эволюционной и гармонизирующей ее функций. [2. С.3]. Противоречие здесь в том, что О.В. Башорина, выходя на идею активного воздействия экологии на экономику через ракрытие функций экологии, включая и аксиологическую, в то же время не учитывает уровень партнерских связей с природой как важнейшего условия обновления самой экономики. Здесь основанием экологического воздействия становится согласование интересов власти, бизнеса и индивида в направлении минимизации негативного антропогенного воздействия на природу.
Реальное решение этой проблемы сводится к тому, чтобы раскрыть, в каких формах экологического сознания и действия люди, которые находятся и осознают себя в экологическом пространстве и выступают проводниками исследованной В.И. Вернадским ноосферы и экологических законов и норм, способны воздействовать на цели и ориентиры экономики, ее приоритеты, т.е. какой образ природы через ракурс экофилософии должен быть принят как экологическая детерминанта экономики. [3]
Таким образом, понятие «экологическое регулирование экономики» выражает такое изменение содержани единого пространства «экономика-социум-экология», в котором раскрывается социокультурный, гуманистический потенциал партнерского отношения субъекта современной экономической деятельности к природе.
Для уточнения специфики взаимодействия «экономика-экология» актуальным становится определение критериев экологического регулирования экономики, т.е. его показателей, меры допустимых изменений и признаков. Критерий экологического воздействия на экономику, раскрываемый в контексте экофилософии, выражает те субъективные и объективные признаки, или условия, через которые осуществляются изменения в экономике под воздействием содержания партнерского взаимодействия общества с природой. Так, если современная экономика объективно разрушает экологическую среду, то этот ее общий результат - критерий ошибочности самого этого типа взаимодействия. В данном случае этот негативный результат выступает критерием ложности отношения к природе как объекту эксплуатации, - как следствие включения природы в отношение «господство-подчинение». Критерий, следовательно, - это особый способ проверки истинности конкретной модели реальности и тех практических отношений, которые из нее следуют. Так, практика в качестве критерия истины показывает, истинны ли даннные выводы научного исследования, его результаты. Следовательно, критериями экологизации экономики выступают показатели устойчивого развития экономической системы общества, в которых раскрывается потенциал партнерских отношений общества и природы.
В рамках экофилософской парадигмы критериями экологического регулирования экономики становятся, поэтому, факторы, содержание которых действительно показывает воздействие экологической сферы на экономику. Именно благодаря им такое воздействие переводится из сферы долженствования в объективную реальность, открывая сами экологические свойства и законы. Поэтому данные критерии - это также показатели экологического сознания и мировоззрения, позволяющие видеть и исследовать такое
воздействие. Именно таким образом экономика способна не только осваивать широту экологических возможностей общества, но и включаться в сохранение целостности экобио-социальных систем, чтобы обеспечивать перспективы и механизмы своей устойчивости.
В содержании экологического воздействия на экономику открываются такие стороны, как изменение экономического самосознания и его приоритетов, нормы экологической культуры и этики, включение ресурсов природы не только как сырья, но и в качестве социального и культурного ресурса. Именно через такое внедрение начинает формироваться партнерское взаимодействие экономики и экологии. Источником такого взаимодействия и его востребованности в обществе является осознание того, что оно направлено на решение коренных проблем современного человечества.
0.М. Бузская, обосновывая концепцию экологии коммуникаций, предложила систему критериев, которые могут быть продуктивны в разработке модели экологического регулирования и экономической системы общества. «В качестве критериев экологии социокультурных коммуникаций в диссертации указаны: развитие культурной памяти и культурно-исторической преемственности; принцип социокультурной мембраны, очищающей информационные каналы и определяющей условия информационного обмена; утверждение статуса нравственно-эстетических ценностей, культурной нормативности и социальной ответственности. Установление взаимного интереса, ориентированного на ценность культуры Другого, обусловило также необходимость введения в качестве критерия диалогичности как формирования содержательности такого пространства «между», в котором происходит утверждение и трансляция высших ценностей культуры». [4. С.19]
Такие критерии экологические воздействия на экономику должны показывать, что эти компоненты его содержания должны действительно быть источниками изменения самой экономики - ее переориентации на модель устойчивого развития. Если посмотреть на содержание изменяющейся экономики, то здесь должно быть укрепление ее гуманистических ориентиров, изменение ценностных и целевых ориентаций, отказ от доктрины неогранниченного роста.
Современная философия экономики уже начала активно осваивать «зеленые технологии», включаться в оптимизацию и повышение эффективности природопользования. Здесь возникают признаки партнерства общества с природой. Однако само партнерство как основная экофилософская парадигма - еще не осмыслено и не принято в политике и практике взаимодействия экономики и природной среды. [5].
В чем опасность существующего сегодня подхода к оптимизации природной среды? Сложность достижения сбаланнсированного вззаимодействия экономики и экологии в том, что экосистемы существуют как автономная саморегулируемая природная среда, которая подчиняется собственным законам. В экосистеме «присутствуют так называемые пороговые эффекты. Накопление эффекта может сегоня вызвать сбой в системе, хоотя вчера он себя никак не проявлял. Система имеет сложные связи и взаимосвязи, которые при планировании деятельности специалисты не могут оценить... «сложная» экосистема предаолагает «сложное» к ней отношение» [6. С. 189].
Выявление автономности природного воздействия на экономическую сферу жизни общества снимает те ограничения, внешние для природной среды, в которых могут возникнуть ее сбои и отклонения. С этих позициий продная среда оказывается более усттойчивой и «надежной» для экономики и природоохранной плитики, чем любые внешние ддля природы экономические расчеты.
Таким образом, критериями экологического регулирования экономики являются:
1. Признание самоценности природной среды, который входит в содержание экофилософского мировоззрения и осваивается через принцип партнерства «экология-экономика-общество». Именно такая автономность выступает основным гарантом защиты самой окружающей среды, - решение проблемы, которое обеспечивается именно в модели устойчивого экономического развития. Автономность природной среды - это, месте с тем, с условие самого партнерства как способа взаимодействия с ней системы производства.
Данный критерий показывает, что осмысление самоценности природной среды - это фактор ее защиты.
2. Культурно-нравственная оценка разработанной сегодня системы экологических нормативов, которая является сегодня основой природоохранной политики. Здесь фиксируется граница вмешательства в экологическую среду. «Вся сфера экологического нормирования и стандартизации, особенно связанная с техногенным загрязнением среды, -отмечает И. Захаров, так или иначе опирается на гигиенические нормы и использует установленные предельно допустимые концентрации (ПДК) или предельно допустимые дозы (ПДД) вредных агентов. ПДК — это та наибольшая концентрация вещества в среде и источниках биологического потребления (воздухе, воде, почве, пище), которая при более или менее длительном действии на организм — контакте, вдыхании, приеме внутрь — не оказывает влияния на здоровье и не вызывает отставленных эффектов». [7].
Если экологическое нормирование осущетвляется лишь в рамках химического соответствия и связано с правонарушениями, это хорошо вписывается в современную природоохранную политику, которая не основана на экофилософской парадигме. Культурно-нравственный критерий здесь тесно связан с таким принципом экологической этики, как «не навреди», в котором речь идет не о качестве технологичеких загрязнений, а о сохранении и поддержании жизни в принципе. Поэтому данный критерий переносит акцент с технологической на моральную сторону контроля окружающей среды, что взаимодействует с принципом признания ее самоценности.
3. Критерий экологической целесообразности при принятии решений в сфере экономики. Если цели современной экономики ониентированы на рост потребления и в отношении к этому - на сохранение природной среды как источника, способного обеспечить полученияе потребительских услуг и стоимостей, то цели экологически ориентированной экономики - это сохранение устойчивости и безопасности самого пространства отношения «экономика - экология-общество».
Критерий экологической целесообразности экономики открывает целый ряд связанных с ним компонентов и принципов. Прежде всего, в соответствии в ней должно меняться экономическое сознание и мировоззрение людей, т.е. набор экономических принципов, нормативов, стандартов. Это возможно при отказе от антропоцентризма и переходе на принцип экологоцентризма. И формой соответствующего сознания, которое связывает экономику, социум и культуру, является формирование экологической этики - как модели экономического поведения человека.
Это не противоречит задачам и целям развития экономики, но углубляет ее задачи и смысл в обществе. Важные сдвиги в экономическом сознании и поведении возникают уже при ценностном изменении современной экономической парадигмы. Действительно, если рассматривать окружающую природную среду не только с точки зрения получения сырья для производства, а главным образом с позиций интересов человека, то можно видеть, что не только ценами, моделью «затраты-выгоды», но и никакими другими экономическими показателями невозможно полностью выразить ту ценность, какой является для человека природа, окружающая среда. Эти новые экологические императивы по отношению к современному обществу ясно выразил один из теоретиков системного подхода Эрвин Ласло, который заявил, что «мы нуждаемся в новой морали, в новой этике, которая основывалась бы не столько на индивидуальных ценностях, сколько на необходимых требованиях адаптации человечества как глобальной системы к окружающей природе. Такая этика может быть создана на основе идеала почтения к естественным системам». [Цит. по: 8] Критерий экологической целесообразности в экономике открывает направления формирования экономических позиций «человека экологического», который будет выступать проводником интересов, направленных на изменение целей современного производства.
4. Критерий гуманизации экономики. Несмотря на то, что современная экономика направлена на рост потребления и благосостояния людей, она создает дискомфортную жизненную среду, в первую очередь, на основе ухудшения экологических показателей и
территории. Также и система производства - техника, организация труда, диктат ускоряющегося времени самого процесса производства - все это отчуждает производство от человека, как и сам процесс труда. Критерий гуманизации экономики выступает показателем реальности осуществления партнерства «экономика-экология». Гуманизация экономики, «озеленение», переход на природовоспроизводящие технологиии, усиление средств охраны окружающей среды - выступает как оздоровление всего пространства существования людей. Лишь на основе признания самоценности природы может вообще оцениваться как негативная такая искусственно созданная природная среда, которя загрязняет пространство жизни человека и общества. Критерий гуманизма здесь - это особая норма стремления общества к возвышению природного начала в системе культурных и моральных ценностей. [9].
5. Критерий экологически ориентированного образования. Образование - это путь вхождения человека в общество и вместе с тем - путь осмысления себя как личности. Если экофилософская картина мира означает серьезное изменение системы кординат, в которых переосмысливаются понятия «природы», «экономика», «человек», «пространство и время», «ценности», «цели», то именно образование способно сформировать людей, которые могут жить и действовать в такой экофилософски ориентированном мире. Современное образование не выделяет ценность природы как существенную основу бытия человека в обществе. Поэтому в системе современных ценностных ориентаций пока отсуствуют такие, оторые направленны на развитие экологической этики и экологического сознания. Но очевидно, что именно изменение существующей сегодня системы образования является условием корректировки сознания личности и в перспективе - общества и формирования политики, направленной на экологическое регулирование экономического бытия современного общества.
Литература и источники
1. Баркова Э.В. Экофилософское измерение модели экономики счастья // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. №5(387). С.38-43.
2. Башорина О.В. Экологизация экономики как фактор развития социального государства. Автореф. дисс... канд. экон. наук. Томск , 2013 24 с.
3. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере I в кн.: Русский космизм: Антология философской мысли. M.: Педагогика-Пресс, 1993. 368 c.
4. Бузская ОМ. Современные социокультурные коммуникации. Автореф. дисс. ... канд. философ. наук. M., 2014. 25 с.
5. Баркова Э.В. Концепция автотрофности человечества В.И. Вернадского в экофилософской перспективе развития «зеленой» экономики // Научные исследования в сфере общественных наук: инновации и опыт: Сборник научных трудов по материалам I Mеждународной научно-практической конференции. M.: НОО «Профессиональная наука», 2016. С. 4-10.
6. Желбунова Л.И. Экологическая составляющая экономического развития России II Вестник науки Сибири. Серия Экономика и менеджмент. 2012. №4. (5). С. 186-191.
7. Захаров И. Экологические нормы и стандарты [Электронный ресурс] URL: http://ru-ecology.info/term/13713/ S. Этос науки: коллективная монография I отв. Ред. Л.П. Киященко и Е.З. Mирская. M.: Academia, 2008. 544 с.
9. Баркова Э.В. Экофилософия как ответ на гуманитарные вызовы эпохи: к вопросу о предпосылках становления «зеленой» культуры России и мира II Mатериалы ежегодных Mоисеевских чтений. 2014. Т.3. С. 109-116.
References and Sources
1. Barkova E.V. Ekofilosofskoe izmerenie modeli ekonomiki schast'ja // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 5 (387). S. 38-43.
2. Bashorina O.V. Jekologizacija jekonomiki kak faktor razvitija social'nogo gosudarstva. Avtoref. diss. kand. jekonomicheskih nauk. Tomsk , 2013. 24 s.
3. Vernadskij V.I. Neskol'ko slov o noosfere / v kn.: Russkij kosmizm: Antologija filosofskoj mysli. M.: Pedagogika-Press, 1993. 36S c.
4. Buzskaja O.M. Sovremennye sociokul'turnye kommunikacii II Avtoreferat diss.. .kand. filosof. nauk. M., 2014. 25 s.
5. Barkova E.V. Koncepcija avtotrofnosti chelovechestva V.I. Vernadskogo v ekofilosofskoj perspektive razvitija "zelenoj" ekonomiki // Nauchnye issledovanija v sfere obshhestvennyh nauk: innovacii i opyt: Sbornik nauchnyh trudov po materialam I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.: NOO «Professional'naja nauka». 2016. S. 4-10.
6. Zhelbunova L.I. Jekologicheskaja sostavljajushhaja jekonomicheskogo razvitija Rossii // Vestnik nauki Sibiri. 2012. Serija Jekonomika i menedzhment. №4. (5). S. 186-191.
7. Zaharov I. Jekologicheskie normy i standarty [Jelektronnyj resurs] URL: http://ru-ecology.info/term/13713/
S. Jetos nauki: kollektivnaja monografija / otv. Red. L.P.Kijashhenko i E.Z.Mirskaja. M.: Academia, 200S. 544 s.
9. Barkova E.V. Ekofilosofija kak otvet na gumanitarnye vyzovy jepohi: k voprosu o predposylkah stanovlenija «zelenoj» kul'tury
Rossii i mira // Materialy ezhegodnyh Moiseevskih chtenij. 2014. T. 3. S. 109-116.
СТАРКОВ СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ - аспирант кафедры истории и философии РЭУ имени Г.В. Плеханова ([email protected])
STARKOV, SERGEY A. - Ph.D. student, Department of history and philosophy, Plekhanov Russian University.
УДК 009
ГРИГОРЯН А.Э.
ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ЭКООРИЕНТИРОВАННЫХ
КОММУНИКАЦИЙ ГОРОДА
Ключевые слова: городская среда, коммуникации, экология города, каналы экоориентированных коммуникаций, модели городских коммуникаций.
Раскрывается роль и направленность экоориентированных коммуникаций в современном городе, подчеркнута регулятивная роль городских коммуникаций. Выявлены особенности центра и периферии в экоориентированных коммуникациях, раскрыты их функции в формировании перспективной модели «зеленого города», важной для его развития и экологической безопасности.
GRIGORYAN, A.E.
CENTER AND PERIPHERY IN THE SPACE OF ECO-ORIENTED COMMUNICATIONS OF THE CITY
Keywords: urban environment, communications, city ecology, channels of eco-oriented communications, models of urban communications.
The purpose of the article is to reveal the content and role of eco-oriented communications in regulating the system of a modern city, to show the demand for the preservation of the functions of the center and periphery and interactions between them, providing a space for a dialogue which is necessary for solving environmental problems. For this, the interaction of a number of factors is considered: the state of the ecological environment in the city and its dynamics; transformation that information into the system of urban eco-communications of different levels; inclusion of the city's subjects into the dialogue, which tasks are to assess the state of the urban environment, identify and discuss the fields of its development. The novelty of the article is in the system-complex approach to the study of the center and periphery of urban eco-oriented communications, which allowed to reveal deeply their status and regulatory functions.
Переход общества к современному типу его организации изменяет его структуру, связи, ценности; обновляется его пространство, другим становится время, коммуникации, сам человек. Все это охватывает и города: прежде они были индустриальными центрами, а сегодня в условиях постиндустриализма превратились в центры коммуникации, встроенные в региональное и международное пространство коммуникационных процессов и потоков. И теперь именно эти потоки - питательная среда, основа и главный жизненный ресурс любого города, особенно крупного.
Коммуникации выражают и содержание городской системы, и функции ее регулирования. И так как город является источником экологических опасностей и рисков, создавая собственную урбанизованную среду, - особую экосистему, в которой должна поддерживаться граница допустимых загрязнений воды, воздуха, почвы, разного рода выбросов и отходом промышленности, то существует и система экооринтированных коммуникаций, в которых содержится отношение властей города и его населения ко всей совокупности экологических проблем, оценка их динамики, одобрение или критика предлагаемых и вводимых природоохранных мероприятий. Это коммуникации служебные, публичные, частные, культурные, межличностные, государственно-административные, массовые, выраженные в рекламе, презентациях.
Однако городские коммуникации представлены не только межсубъектными связями. Они также выражают системные балансы города - установление необходимого соотношения между устойчивостью и изменением, между использованием ресурсов и их возобновлением, между культурно-«человеческой» и системно-организационной сторонами. Среди них сегодня актуальным является поддержание определенного равновесия между тенденцией экологической среды города к ухудшению (вызов), и наращиванием средств и методов предотвращением этой опасности (ответ). Состояние экологической среды в городе является