В.С. СОЛОВЬЕВ И ЕГО НАСЛЕДИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Материалы Международной научной конференции, г. Иваново, ИГЭУ, 15 -16 ноября 2018 г.
УДК 124(470) ББК 87.3(2)522-685
ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА КАК НОВОЕ УЧЕНИЕ О МНОГООБРАЗИИ
В.И. МОИСЕЕВ
Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова, ул. Бориса Жигулёнкова, д. 23, г. Москва, 105275, Российская Федерация E-mail: vimo@list.ru
Предлагается новый взгляд на философию Владимира Соловьева как учение о многообразии. Для обозначения подобного подхода используется термин А.А. Богданова «тектология». Философия Соловьева трактуется как некая версия тектологии, в которой всеединство выступает высшим состоянием многообразия. Наряду со «всеединством» используется термин «мно-гоединство» как выражение любого состояния многообразия. Термином «всеединство» выражается максимальный синтез на максимальном числе элементов, тогда как термином «много-единство» определяется любое состояние дифференцированной целостности. Выделяются два слоя в философии Соловьева: чистотектологический и предметно-интерпретационный. Подчёркивается первичность тектологических конструкций в философии В.С. Соловьева, хотя сам философ не всегда выдерживал первичность тектологического слоя бытия в своих построениях. Утверждается первичность тектологии в отношении к телеологическим и теологическим концептам в русской философии всеединства. Это выражается в том, что высшая цель бытия и высшее начало бытия (Абсолютное) рассматриваются как всеединство, т.е. высшее текто-логическое (организационное) состояние многообразия начал бытия. На этой основе выдвигаются задачи самостоятельного развития тектологических построений философии Соловьева, а также возможных их переинтерпретаций на материале культуры. Задачи подобной переинтерпретации были поставлены и успешно решаются в новых направлениях современной философии («логика всеединства», «философия неовсеединства»), развиваемых нами.
Ключевые слова: многообразие, всеединство, многоединство, тектология, философия всеединства Соловьёва, русская философия всеединства, Абсолютное, теория многообразия, логика всеединства, философия неовсеединства
VLADIMIR SOLOVYOV'S PHILOSOPHY OF ALL-UNITY AS A NEW THEORY OF MANIFOLD
V. MOISEEV
A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry, 23, Borisa Zhigulyonkova Str, Moscow, 105275, Russian Federation E-mail: vimo@list.ru
The article gives a new perspective on Vladimir Solovyov 's philosophy as a theory of manifold. A.A. Bogdanov's term "tectology" is used to denote such a teaching. Solovyov'sphilosophy is interpreted as a certain version of tectology, in which all-unity is the highest state of manifold. Along with "all-
unity", the term "many-unity" is used as an expression of any state of manifold. The term "all-unity" expresses the maximum synthesis on the maximum number of elements, whereas the term "many-unity" denotes any state of differentiated integrity. Two layers are identified in Solovyov's philosophy: purely tectological and interpretational ones. The article emphasizes the primacy of tectological constructions in V. S. Solovyov's philosophy, although the philosopher himself did not always sustain the primacy of the tectological layer of being in his constructions. It also states the primacy of tectology in relation to teleological and theological concepts in the Russian philosophy of all-unity, which is expressed by the fact that the highest goal of being and the highest principle of being (the Absolute) are considered as an all-unity, i.e. the highest tectological (organizational) state of the manifolf of the principles of being. On this basis, proposals of independent development of tectological constructions of Solovyov's philosophy are put forward, as well as their possible reinterpretations on the material of culture. In many ways, these goals have been set and successfully achieved in the new directions of modern philosophy, such as the "logic of all-unity" and "philosophy of neo-all-unity" that we have been developing.
Key words: manifold, all-unity, many-unity, tectology, Solovyov's philosophy of all-unity, Russian philosophy of all-unity, the Absolute, theory of manifold, logic of all-unity, philosophy of neo-all-unity.
Центральным концептом русской философии всеединства является концепт «всеединство». Этот термин как философский неологизм образован соединением двух слов - «все» и «единство», выражая такой образ единства, который охватывает собою все элементы некоторого многообразия (экстенсивный аспект), в максимальной степени интегрируя их в некоторую целостность (интенсивный аспект).
Всеединство тем самым выражает определённое состояние многообразия некоторых элементов - мыслей, чувств, действий, людей, атомов и т.д. Многообразия могут быть самые различные. Дело не столько в содержательных аспектах конкретных многообразий и их элементов, сколько в предположении разных состояний любых многообразий - от максимальной внеположенности и независимости до максимума синтеза и интеграции (всеединства).
Тем самым в русской философии всеединства была предположена определённая философия и теория многообразия, некоторое «учение о многообразии», в котором допускалось, что многообразия могут быть самые разные и в них могут реализовать себя различные состояния многообразий, вплоть до всеединства.
Разработке и обоснованию гипотезы русской философии всеединства как новой логики и теории многообразия была посвящена монография «Логика всеединства»1, в которой проанализированы крупные произведения пяти представителей русской философии всеединства - В.С.Соловьёва, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, С.Л.Франка и Л.П.Карсавина. В Приложении к этой монографии есть раздел, посвящённый образам логики всеединства в философии
A.Ф.Лосева2. Отдельному анализу логики всеединства в «Оправдании добра»
B.С.Соловьёва посвящена монография «Логика добра»3. Система логико-
1 См.: Моисеев В.И. Логика всеединства. М.: ПЕР СЭ, 2002. 415 с. [1].
2 Там же. С. 360-368.
3 См.: Моисеев В.И. Логика добра. Нравственный логос Владимира Соловьева. М.: Едиториал УРСС, 2004. 400 с. [2].
философских представлений, реконструируемых в указанных монографиях, была названа «логикой всеединства». Центральная структура логики всеединства позднее была выражена в виде новой формальной аксиоматической системы - так называемой Проективно модальной онтологии, подробная логика которой была представлена в моей монографии «Логика открытого синтеза»4.
Стоит заметить, что ярко выраженная логико-конструктивная линия в русской философии всеединства была замечена не только нами. Например, Н.А.Бердяев называл философский стиль Владимира Соловьёва «интеллектуальным конструктивизмом»5. Пожалуй, первая попытка эксплицировать новое учение о многообразии, присущее В.С.Соловьёву, принадлежит Ю.И. Левину6. Он пишет: «Внимательное чтение философских текстов Вл. Соловьева (далее С.) показывает, что в основе большей их части лежит некий единый "образ", "парадигма", или "схема" - условно можно назвать ее "основной схемой" (ОС), или "схемой всеединства", - являющаяся, таким образом, инвариантом философии С. и обусловленная, по-видимому, соловьевской интуицией изоморфизма (или, по крайней мере, гомоморфизма) всех частных сфер жизни и мысли» [5, с. 676]. Сравнительному анализу подхода Левина и логики всеединства посвящено Приложение 13 в монографии «Логика всеединства».
Попробуем остановиться на этом аспекте философии В.С. Соловьева (как основоположника русской философии всеединства) более подробно, рассматривая его философию как своеобразное учение о многообразии, как своего рода «тектологию» - «всеобщую организационную науку», если выражаться словами А.А. Богданова (Малиновского).
Когда мы говорим о многообразии некоторых элементов, то предполагаем, что дано множество элементов близкой природы. Это, например, множество атомов, живых организмов, множество людей, обществ и т.п. Главный вопрос в отношении к любому многообразию - какова его причина, почему есть много чего-то? И первая категория, которая здесь встречается - это категория общего: у всех элементов многообразия есть нечто общее, например то, что они все - атомы, люди и т.д. Размножая общее, элементы тем самым реализуют его как повторяющееся, т.е. как общее для многого.
Кроме того, элементы многообразия могут образовать и нечто целое, например, атомы формируют молекулы, клетки - ткани, люди - общество... Целое - иная категория, нежели общее. Если общее - повторяющееся во многом, то целое - это такая сумма, в которой возникает новое качество, отсутствующее у слагаемых. Такое качество иногда называют «сверхаддитивным»
4 См.: Моисеев В.И. Логика открытого синтеза: в 2 т. Т.1. Структура. Природа. Душа. Кн.1-2. -СПб.: ИД ^ръ», 2010. 744 с. [3].
5 См.: Бердяев Н. А. Владимир Соловьев и мы // Современные записки. 1937. Кн. 63. С. 370 [4].
6 См.: Левин Ю.И. Инварианты философского текста: Вл.Соловьев // Избр. труды. Поэтика. Семиотика. М.,1998. С.676-742. [5]; Левин Ю.И. Структурный инвариант философии Вл. Соловьева// Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С. 102-109 [6].
или «эмерджентным». И тогда многообразие своим бытием вызывает к бытию целое, интегрирующее элементы данного многообразия.
Таким образом, через многообразие могут реализовать себя общее и целое, которые суть виды единого, а само многообразие выражает в большей мере аспект многого. Следовательно, многообразие - способ существования единого через многое, когда единое так или иначе выражает себя через многое - от простого повторения общего до больших или меньших степеней интеграции в целое. В любом многообразии есть как момент многого, так и момент единого, так что в итоге оно есть некое многоединое (многоединство) - единство единого и многого.
В термине «многоединство» также соединены два слова - «многое» и «единое», но есть определённое отличие от термина «всеединство». Если последнее, как уже было отмечено, выражает в себе экстенсивный и интенсивный максимум единого для данного многого, то в более «спокойном» термине «многоединство» предполагаются любые пропорции и формы соотношения единого и многого - от минимальности до максимальности. Многоединство - это любая дифференцированная целостность, которая может выражаться и в виде простой рядоположенности некоторых элементов (с минимумом единства между ними), и в формах всё большего синтеза элементов, вплоть до всеединства. Всеединство же - это интегративный предел многоединства, когда синтез охватывает и все элементы некоторого класса, и максимально интегрирует их между собою.
Слово «многоединство» следует понимать не как «много единств», а как «единство многого», и в этом смысле лучше было бы использовать выражение «единомногое». Но, стремясь достигнуть согласования с центральным в философии В.С. Соловьева термином «всеединство», лучше всё же использовать именно вариант «многоединство», где момент «единства», как во «всеединстве», идёт вторым, а на первом месте стоит момент выражения многого.
«Многоединство» - это по большому счёту синоним слова «многообразие», но в первом всё же более явно звучит аспект «единства», в то время как во втором он более затушёван и на первый план выходит аспект многого.
Но вернёмся от синтаксиса к семантике категории многообразия. Как видим, любое многообразие в более точном категориальном смысле - это то или иное многоединство, т.е. состояние бытия, в котором так или иначе находят свою координацию начала единого и многого.
Кроме того, многообразие на одном и том же наборе элементов (атомов, клеток и т.д.) может находиться в разных состояниях, например в большей или меньшей мере интегрируя одни и те же элементы в целое. Допустим, есть здоровая ткань, а затем она заболевает и оказывается более слабым целым для своих элементов-клеток. Или люди познакомились и стали друзьями - из них возникло некоторое целое, которого до этого не было.
В этом случае русская философия всеединства может быть представлена как учение о многообразиях и разного рода их состояниях, в первую очередь о некотором максимально-интегральном их состоянии - всеединстве. В моно-
графии «Логика всеединства» выясняется не только общая структура, но и разного рода вариации общей логики всеединства у разных представителей русской философии всеединства. Например, С.Н. Булгаков был склонен выводить на первый план логику антиномий и делать её предельно напряжённой для более адекватного выражения природы Абсолютного7. У Павла Флоренского подобная же тенденция сочетается с попытками выразить логику всеединства как своеобразный символизм8. В «Непостижимом» С.Л.Франка образы логики всеединства предстают как разновидность docta ignorantia («учёного незнания») Николая Кузанского и момент антиномизации распространяется на всякое начало бытия9. В «Философии истории» Л.П.Карсавина всеединство рассматривается как множество «качествований» психо-телесного бытия, разделённых
10 тт
на планы идеального и эмпирического всеединства . Но в целом следует отметить, несмотря на указанные вариации, все представители русской философии всеединства в основном придерживаются базовых конструкций логики всеединства как нового учения о многообразии.
Более того, такой тектологический подход к делу оказывается настолько важным, что учение о многообразии кладётся в основание данной философии, предполагается как бы, что из тектологии можно вывести всё иное. Вот почему в центре находится идея всеединства: поняв, что такое всеединство, нужно попытаться все многообразия привести ко всеединству, тем самым будут решены все проблемы. Это прямо-таки некоторый «тектологический золотой ключик»!
Что же в нём такого особого, в чём его тайна, как из него можно вывести всё прочее?
Собственно, это и есть главный вопрос русской философии всеединства, и вся она - большой ответ на основной тектологический вопрос этой философской школы. Например, В.С.Соловьёв в такой тектологической манере формулирует главную задачу нашего бытия - спасение нашего мира, который во зле лежит: этот мир «не есть какой-нибудь новый, безусловно отдельный от мира божественного, состоящий из своих особых ... элементов, а это есть только другое, недолжное взаимоотношение тех же самых элементов, которые образуют и бытие мира божественного. Недолжная действительность природного мира есть разрозненное и враждебное друг другу положение тех же самых существ, которые в своем нормальном отношении, именно в своем внутреннем единстве и согласии, входят в состав мира божественного» [7, С.122], т.е. спасение мира - это изменение отношений на тех же элементах многообразия бытия, приведения их в соответствие с должной системой отношений.
Хочу вновь подчеркнуть эту идею: русская философия всеединства - это первично тектологическая философская система, в основании которой лежит
7 См.: Моисеев В.И. Логика всеединства. С.143-165.
8 Там же. С.166-196.
9 Там же С. 197-232.
10 Там же. С. 232-252.
тектологическое учение о многообразии как многоединстве и всеединстве, и всё прочее должно быть выведено из первичной тектологической структуры.
Не поняв этого, мы никогда не поймём основные идеи и методы этой философии. Например, многие эксплуатируют второе название этой философской школы как «русской религиозной философии», поскольку в ней много религиозных интерпретаций. Но следует чётко отдавать себе отчёт, что первичным для философов этого направления (особенно для Соловьева) была именно тектологическая структура бытия, в то время как все более предметные и содержательные (в том числе, религиозные) конструкции представляли собой вторичные попытки найти соответствующие эквиваленты в материале культуры и жизни тем или иным первично тектологическим конструкциям. И не потому Соловьев принимает христианство в своей философии, что он религиозен и родился в христианской стране, а потому, что, с его точки зрения, христианский логос в наибольшей мере соответствует тектологическим структурам всеединства в области практической жизни. Не будь этого, и он бы принял другой религиозный опыт или отверг его вообще - всё в зависимости от того, каково было бы его соотношение с первичной тектологией.
Отсюда же становятся понятными и многие другие особенности философии Соловьева.
Например, давно замечена странность его терминологии. Допустим, синтез науки, философии и религии он называет «свободной теософией», а высшую степень общественной жизни, где личности перестают быть границей друг для друга, - «церковью». Если сравнивать значения этих терминов с их историческим содержанием, то конечно может возникнуть много недоумений. Но нужно понимать, что для Соловьева первичной опять-таки является некоторая тектоло-гическая структура состояния того или иного многообразия (многоединства), и лишь затем он ищет подходящий для этого термин, и если и находит таковой, то опять-таки наполняет его своим тектологическим смыслом, который часто далёк от общеупотребительного значения.
Или, несмотря на столь выраженную христианскую религиозность, учение Соловьева оказалось отвергнутым всеми христианскими церквями. Не странно ли?
Нет, не странно, если мы вновь вспомним о первичности для него тектоло-гических определений, для которых религиозные облачения были во многом вторичными. По-видимому, это интуитивно ощущали представители всех церквей, не приемля подобный подход.
Таким образом, если понимать важность тектологических структур в философии Владимира Соловьева, то можно провести интересное преобразование с его философской системой.
В первую очередь необходимо будет выделить два слоя в его философских построениях: 1) первично-тектологический, где строится чистое учение о многообразии (многоединстве) и его высшем состоянии всеединства, независимо от конкретных предметных воплощений, и 2) вторично-интерпретационный, когда он пытается найти в материале культуры (прошлой, настоящей и будущей) со-
держательные состояния многообразий, которые бы в наибольшей степени соответствовали своим тектологическим прообразам.
Важно выделить и дифференцировать эти два слоя, в связи с тем чтобы иметь возможность видеть полную анатомию и физиологию данной системы. Далее можно делать следующее.
Можно исследовать чистый тектологический слой на предмет разного рода теоретических критериев - непротиворечивости, полноты, дальнейшего развития тектологических моделей и т.д.
Также можно проанализировать содержательно-интерпретационный слой - насколько он коррелирует с тектологическими прообразами, нет ли здесь более релевантных коррелятов, в том числе в материале современной культуры, не оказали ли влияние на такие корреляции те или иные субъективные приверженности философа и т.д.
Наконец, можно попытаться осуществить переинтерпретацию чистого тектологического слоя на материале современной культуры. При этом следует заметить, что проект философии всеединства при условии выделения двух сло-ёв своей организации оказывается постоянно открытым проектом: во-первых, можно всегда далее развивать чистый тектологический слой (учение о многообразии), в том числе привлекая для этого современные и неклассические средства теоретического познания, и во-вторых, в силу исторической изменчивости культуры, будет возникать постоянная необходимость обновлять координации тектологических архетипов и их интерпретаций в текущей культуре.
Реализация данного проекта предпринята нами ещё с конца 1990-х годов. Идея обнаружения и выделения чистого тектологического слоя в русской философии всеединства была названа, как уже отмечалось, термином «логика всеединства». В этом направлении проведена большая работа, выделены основные концепты логики всеединства - своего рода тектологические узлы, вокруг которых происходит организация производных тектологических структур. Были показаны также различные примеры реализации философами чистых тектологических структур логики всеединства на конкретном содержательном материале культуры. Результаты данного исследования, как отмечено выше, представлены в двух монографиях - «Логика всеединства» и «Логика добра».
Позднее стали реализовываться другие задачи проекта, в том числе в направлении дальнейшего развития чистого тектологического слоя логики всеединства средствами неклассической математики и логики. В итоге проект логики всеединства оторвался от чисто интерпертационной методологии и развился в самостоятельное философское направление - философию неовсеединства11.
В конце отметим ещё один важный аспект философии В.С. Соловьева. Он выводит телеологию и теологию из тектологии.
11 См.: Моисеев В.И. Очерки по философии неовсеединства: Опыт математического прочтения философии. Аксиология. Логика. Феноменология. М.: ЛЕНАНД, 2018. 632 с. [8]; Моисеев В.И. Человек и общество: образы синтеза. В 2 т. М.: ИД «Навигатор», 2012. 711 с. [9].
В самом деле, в нашем относительном бытии разорваны и не совпадают сущее и должное. В качестве должного Соловьев опять-таки рассматривает состояние всеединства, т.е. максимально интегрированное состояние любого многообразия. А это и значит, что должное (цель, телеология) выводится из высшего состояния многообразия начал, т.е. чисто тектологического состояния. Так осуществляется вывод телеологии из тектологии.
Более того, из тектологии выводится и природа Абсолютного, т.е. не просто телеологическое, а теологическое начало. Оно понимается опять-таки как состояние всеединства всего многообразия бытия, т.е. как тектологическое состояние, лишь обладающее максимальными экстенсивными и интенсивными определениями.
Что из этого следует?
Тектологический слой в философии всеединства Соловьева является первичным, его определения безусловны и определяют собой все иные структуры и методы. И лишь в той мере, в какой содержание конкретных фрагментов бытия будет соответствовать тем или иным тектологическим конструкциям, они смогут получить свою релевантную оценку и значение. Это и есть «максима всеединства». И даже если Соловьев не до конца сам был предан этому идеалу всеединства, например определяя «положительные начала» как данные пассивному разуму человека в божественном откровении12, то самое важное и ценное в линии философии всеединства, основанной Соловьёвым, - это именно текто-логический базис, его первичность во всех оценках и выводах, даже если сам автор этой линии не всегда был последователен в её проведении.
Часто Соловьева рассматривают как эпигона западных философских традиций, например диалектики Гегеля или феноменологии Гуссерля. Или оценивают его как сугубо религиозного апологета. Теперь же мы можем понять, что все эти оценки поверхностны и не имеют реального отношения к сути вопроса.
В лице В.С. Соловьева мы имеем пример мыслителя нового типа, который положил в основание всех своих построений первичность чистых тектоло-гических структур, некоторое универсальное и новое учение о многообразии (многоединстве) с его высшим состоянием как всеединством. Причём, в отличие от предшествующих метафизических традиций, его отличает именно максимальная приверженность тектологической первичности для всех иных построений - телеологических или теологических. Например, у христианских мыслителей тектология если и была, то она всегда оказывалась подчинённой первичности содержательно-религиозного материала. Соловьев же, не изменяя религии, идёт до конца в её оправдании как максимальном выражении тектоло-гических идеалов всеединства. Далее, в отличие от Гегеля с его жёсткой триа-дической тектологией, Соловьев ставит вопрос об универсальной тектологии с любыми алгоритмами организации чистых многообразий, органично скоординированных с эмпирическими многообразиями. В отличие от Гуссерля с его
12 См., напр.: Соловьев В.С. Сочинения / Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Т. 3. М.: Наука, 2001. С. 21.
версией тектологии как «формальной феноменологии», Соловьёв не ограничивается только тектологией чистого сознания, но широко обобщает тектологи-ческие структуры на всё бытие.
Остаётся теперь понять более конкретно, какое именно новое учение о многообразии пытался развивать в своей философии Владимир Соловьев и его последователи. И здесь мы встречаем очень много проблем, поскольку это учение не имеет прямых аналогов в современных структурных науках (математике, логике) и необходимо создание новой математики, новой науки, для того чтобы не только универсально, но и вполне строго выразить эту соловь-евскую тектологию. Это и есть задачи, которые ставят и решают проекты логики всеединства и философии неовсеединства.
Список литературы
1. Моисеев В.И. Логика всеединства. М.: ПЕР СЭ, 2002. 415 с.
2. Моисеев В.И. Логика добра. Нравственный логос Владимира Соловьева. М.: Едитори-ал УРСС, 2004. 400 с.
3. Моисеев В.И. Логика открытого синтеза: в 2 т. Т. 1. Структура. Природа. Душа. Кн. 1-2. СПб.: ИД «Мiръ», 2010. 744 с.
4. Бердяев Н.А. Владимир Соловьев и мы // Современные записки. 1937. Кн. 63. С. 370.
5. Левин Ю.И. Инварианты философского текста: Вл.Соловьев // Избр. труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. С. 676-742.
6. Левин Ю.И. Структурный инвариант философии Вл. Соловьева // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С. 102-109.
7. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В.С. Собрание сочинений. Т. 3. 2-е изд. СПб., 1911-1914. С. 3-181.
8. Моисеев В.И. Очерки по философии неовсеединства: Опыт математического прочтения философии. Аксиология. Логика. Феноменология. М.: ЛЕНАНД, 2018. 632 с.
9. Моисеев В.И. Человек и общество: образы синтеза. В 2 т. T. 1. М.: ИД «Навигатор», 2012. 711 с.
References
1. Moiseev, V.I. Logika vseedinstva [Logic of all-unity]. Moscow: PER SE, 2002. 415 p.
2. Moiseev, V.I. Logika dobra. [Logic of the good]. Moscow: Editorial URSS, 2004. 400 p.
3. Moiseev, V.I. Logika otkrytogo sinteza v 2 t., t. 1. Struktura. Priroda. Dusha [Logic of open synthesis in 2 vol., vol. 1. Structure. Nature. Soul]. Saint-Petersburg: ID «Mir"», 2010. Book 1-2. 744 p.
4. Berdyaev, N.A. Vladimir Solov'ev i my [Vladimir Solovyov and we], in Sovriemiennye zapiski, 1937, book 63, p. 370.
5. Levin, Yu.I. Invaiianty filosofskogo teksta: Vl. Solov'ev [Invariants of philosophical text: Vl. Solovyov], in Izbrannye trudy. Poetika. Semiotika [Selected works. Poetics. Semiotics]. Moscow, 1998, pp. 676-742.
6. Levin, Yu.I. Strukturnyy invariant filosofii Vl. Solov'eva [A structural invariant of Vl. Solo-vyov's philosophy], in Logicheskiy analiz yazyka. Kul'turnye kontsepty [Logical analysis of language. Cultural concepts]. Moscow, 1991, pp. 102-109.
7. Solov'ev, V.S. Chteniya o Bogochelovechestve [Readings about Godmanhood], in Solov'ev, V.S. Sobranie sochineniy. T. 3 [Collected works. Vol. 3]. Saint-Petersburg, 1911-1914. P. 3-181.
8. Moiseev, V.I. Ocherki po filosofii neovseedinstva: Opyt matematicheskogo prochteniya filosofii. Aksiologiya. Logika. Fenomenologiya [Essays on the philosophy of neo-all-unity: The experience of mathematical interpretation of philosophy. Axiology. Logic. Phenomenology]. Moscow: LENAND, 2018. 632 p.
9. Moiseev, V.I. Chelovek i obshchestvo: obrazy sinteza v 2 t., t. 1 [Man and Society: Images of synthesis in 2 vol., vol. 1]. Moscow: ID «Navigator», 2012. 711 p.