IDEOLOGICAL BACKGROUND OF NATURAL AND PHILOSOPHICAL SIGHTS OF NASIR
KHUSRAW
Nazaramonov Sh.
The work is devoted to the study of social and cultural historical conditions of formation and development of natural and philosophical views of Nasir Khusrav.
All facts brought by the author witnesses that genius natural-philosophical works of Nasir Khusraw originated based on social and cultural, and historical and political epoch conditions.
Key words: epoch, formation, social cultural conditions, history facts, natural philosophy, nature,
space.
Сведения об авторе: Назарамонов Шахбоз - старший преподаватель кафедры философии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 908 775777, е-mail: nshahboz@mail.ru, shahboz vd@gmail.com;
Information about the author: Nazaramonov Shahboz, senior teacher, Chair of Philosophy, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.:(+992) 908 775777, е-mail: nshahboz@mail.ru, shahboz vd@gmail.com
ФИЛОСОФИЯ СУФИЗМА И ИСМОИЛИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ МУБОРАКИ ВАХОНИ
Гулхасан Мирхасан
Институт философии, политологии и права Академия наук Республики Таджикистан
В настоящей статье рассматривается вопрос, о том был ли таджикский мыслитель XIX века Мубораки Вахони последователем суфийского направления. Согласно фактам приведенным в статье несмотря на то что философ не примыкал к суфиям, он занимался чилланишини-сорокодневным уединением для поста и молитв, присущего суфиям и в его творчестве встречаются многочисленные суфийские термины.
Мубораки Вахони является одним из уникальны ниповторимых личностей в литературной и научной истории Бадахшана но к сожалению его жизнь и творчество до настоящего времени остаётся не исследованными и не известиыми широкому кругу читатели.
Он был учёным, который для выражения своей мысли искал путь как в философии так и в мистицизме (ирфоне).
Творчество Мубораки Вахони в целом проникнуто мудростью и глубокой философией религии. Оно тесно приплетается с кораническими сентенциями, религиозными хадисами и этическами повестованиях. Язык произведений Мубораки Вахони очень прост, его высказавания и мысли понятны каждому.
Мубораки Вахони являлся последователем великого мистика Шохнематуллои Вали и относился к «чилланишинам» (чилланишины это люди, которые в течение сорока дней и ночей уединяются от мира сего в каком нибудь укромном месте и полностью предаются молитвам и чтению религиозных книг). и мудрым людям своего времени. В то время был
В этой статье на примере творчества Мубораки Вахони мы попытались показать мудрость великого мыслителя и на основе результатов исследования обосновать был ли он суфием или нет. Хотелось бы также констатировать, что в рамках одной статьи раскрыть всю философию Мубораки Вахони является архисложной задачей. Несмотря на это автор этих строк используя доступную ему литературу старается доказать приавержность Муборака к суфизму. По мнению автора самим веским и ярким доказательством мистической практики Муборака является его привреженность к идеям знаменитного мистика Шохнеъматуллохи Вали.
Он как Шохнеъматуллохи Вали поставит человека в центре своих философских рассуждений.
Чтобы понять эту тему, прежде всего, нужно понять человеческое существо, и что оно охватывает. По словам одного ученого «человеческое существо является основом основ, всеобъемлющим бытиём, великой копией (Бога) и совершенным существом»[1].
Согласно суфийскому вероучению человеческим «Я» является душа и человек посредством духовных странствии возвращается к своему источнику реальной Истине(Бог).
И необходимым условием в этом странствии является самопознание.
Суфийское (мистическое) течение можно понимать как тропу к самопознанию и пророческим высказываниям, и ясно, что абсолютная истина достигается путём последовательной и кровопотливой суфийской (мистической) доктрины и суфийской (мистической) практики. Например, «три качества, которые появляются в человеке вследствии суфийской (мистической) практики, можно определить таким образом.
1) Восприятие высших видов понятия, которые достигаются вследствие стараний.
2) Способность перемещения тела, несмотря на его вес
3) Немедленное понимание является следствием знания. Обычно эта способность
достигается путём долгих стараний и упорного труда, но последователи мистицизма
достигают её путём интуиции и прозорливости [2].
Мубораки Вахони своим творчеством показывает, что солик является исследователем мысли прозорливого (мудрого) и эта мысль достигается путём упоминания (зикру тазареъ). Заслугой этой мысли является то, что она напоминает человеку, что он состоит не только из плоти и крови и что его место выше места ангелов. Это не тот человек, который находится между жизнью и смертью, а это тот, кто является частицей божественного духа.
Одним из оснований утверждать, что Мубораки Вахони являлся мистиком служит то что он в жаркое лето и в зимю стужу уединялся от мира сего на 40 дней и ночей в укромном месте. В это время он поклонялся Богу, читал религиозные книги и писал религиозные трактаты. (Чилланишини) Человек, который совершает этот обряд, не должен говорить об этом никому, так как чилланишини - это великая тайна, и тот, кто открывает эту тайну, никогда не достигнет своей цели. Обряд, или традиция «чилланишини» имеет долгую историю и широко практиковался пророками и «авлиёуллох» - Друзьями Бога.
Пророк Мусо (мир над ним) по велению Бога на горе Тур уединился на 30 дней, и пришло ему откровение от Бога, что он должен ещё на 10 дней уединиться и предаться молитвам. Поэтому обряд стал называться «чиллой». Впоследствии этот обряд приобрёл великое значение.
Старики из селения, где жил Мубораки Вахони рассказывают, что, когда Муборак решил уединиться от мира сего и посвятить остаток жизни поклонению богу, он позвал свою жену и, объяснив ей свою цель сказал ей: «отныне ты свободна и, если пожелаешь, дарузнала это, стала плакать и просить его, чтобы тот не прогнал её, что ей кроме него никто не нужен и она не будет смотреть на него как на своего мужа и будет до конца дней своих верой и правдой служить ему и волосами своими прибрать избу его»[3].
Решив быть отшельником, чтобы как можно больше поклониться Богу, чтобы разгадать чудес всевышнего, он в своём селении построил себе скромное уединённое жилище.
Другим доказательством, что он действительно является суфием является то, что великий мыслитель всегда использовал скрытые мудрые изречения. Здесь Мубораки Вахони в описании «зот» сущность и «сифот» свойства Бога использует разнообразные скрытые мудрые изречения. Например, лоязоли - это то, что Бог является вечным, он верный, преданный, искренний, зеркало души, истинный путь, тень благосклонности, лик света и так далее. Он пишет: Сарчашмаи зинда кист, лаъли бебор, Зулматкадаи зиёст андар шаби тор. Ходй, ки туро хатар намояд, ради дуст, Оинаи дил сафо кун аз ранги губор [4].
Для образованных суфиев философию творения Мубораки Вахони показывает посредством символов и говорит, что наше самопознание есть следствие благосклонности Всевышнего. И продолжает: мы должны покориться волю всевышнего, но в то же время Мо хаймаи ошно бар коф задем, Худро бар сояи лутфи алтоф задем. Таслим бикушову вафой ради дуст, Филчумла ризои уст, чун лоф задем [5]" .
В суфийской философии великого мыслителя многократно встречаются такие выражения как: ишщ (любовь, страсть), меыр (симпатия, благосклонность), меыр (верный, преданный, искренний). Любовь-это титул преданности и должна иметь духовное состояние и моральное свойство.
По Мубораку Вахони первейшей обязанностью верного влюбленного является преданность своей возлюбленной. Но в то же время великий философ отмечает, что его любовь в этом и в другом мире относится только к Всевышнему: Ишк аз пайи медр чуз нагардад ба вафо, Содик, чу гар ошик аст, гуяд, ки биё. Моро зи ду кавн нест максуду мурод,
Матлаб ба чузам зи медр биллод ба Худо [6].
Творчество Мубораки Вахони всецело охвачено суфийскими терминами и толкованиями, даже для выражения своей мысли он использует суфийский говор, стиль и диалект.
Как было упомянуто выше, всё творчество Мубораки Вахони состоит из толкований и объяснений и из чистых суфийских терминологий. В качестве примера приведём несколько образцов. В названии его книги «Кашф-ул-салавот» слова «кашф», макошифа (открытие, изобретение, изобретатель, откровение) является чисто суфийской терминологией или «Толиб-ул-матлуб» оба слова толиб-ищущий и матлуб -желанный, относятся к той же терминологии.
«Катрат-ул-бахр»-это то самое специальное выражение или единство бытия, «Вахдати вучуд», где указывается будто человеческая душа является частицей мировой души, которая является пленницей в человеческом теле. Как та капля, которая была разлучена с рекой и всегда стремилась к присоединению с нею, человеческая душа тоже всегда стремится к воссоединению со своей основой (асли худ)"
Как у Джалолиддина Мухаммада, который говорит: Бишнав аз най чун дикоят мекунад, Аз чудоидо шикоят мекунад. К-аз найистон то маро бубридаанд, В-аз нафирам марду зан нолидаанд. Сина хурдам шарда-шарда аз фирок, То бигуяд шарди васфи иштиёк [7].
Такие термины как, ориф (мудрый), ирфон (просвещение), (правда), мууиц (правый, правильно поступающий, говорящий, думающий), васил (соединения), намози ба цузъ ва хуш\ъ (молитва со скромностью и благоговением, покорностью и почтительностью), то есть молитва со смирением, и послушностью у божественного порога и многие другие слова и выражения, восхваляющие Аллаха, и встречающиеся в произведениях Мубораки Вахони являются суфийскими выражениями.
В случае сильного стремления части к целому, капли к морю и света к своему первоисточнику, о котором сказано в рассказе о ночи восхождения Пророка (да благославит его Аллах и приветствует), когда свет (нур) последнего из Пророков (да благославит его Аллах и приветствует) отделился из света Всевышнего и свет (нур) Пророка (да благославит его Аллах и приветствует) стремился к своей основе (асл) и к воссоединению с ней, Аллах послал Джабраила на встречу ему и он дошёл до своей цели
Мубораки Вахони как и другие суфии говорит: Нур ба асли хеш шуд мудточ, Хосташ кирдигор бар мероч. Чдбраилаш фирист эзиди пок, Рав дабибам хурон бар афлок [8].
Как было сказанно Мубораки Вахони относился к «Маснавии Маънави» Джалолиддини Балхи с изысканной благосклонностью. И это прослеживается во всех его произведениях, в частности оно яснее проявляется в «Кашф-ул-салавот». Единство бытия в произведениях Джалолиддина Руми показано ясно и открыто, чем в произведениях других мыслителей. Его знание (ирфон) является исламской крепостью, где сохраняются единство бытия, любовь ко всем мирским ценностям, понимание шариата и тариката и вера в единство Бога.
Философию единства бытия, возникновения всех вещей и существ и начало создания Мубораки Вахони показывает из одного источника и это повеление и воля является слово «кун» (будь):
Килки чудаш чу баркашид ракам, Омад андар падиди лавду калам. Зеру боло зи кофу нун паймуд, Ч,умла омад падид кун фармуд [9].
По мнению Мубораки Вахони источником создания всех вещей и явлений является перо и великодушие Всевышнего. И разнообразность всех этих вещей и явлений является следствием его творения, так как он является великим живописцем: Сибгатиллод нест чуз зоташ, Адсани сибгати уллумоташ [10].
Мубораки Вахони в прямом смысле является суфием и мудрецом. Он три раза совершил обряд «чилланишинй». Он был человеком свободным и безмятежным и всегда сторонился славы и известности, предпочитал быть в неведении, в тени и поэтому его имя было не узнано мыслителями и поэтами его времени. Он был глубоко уверен, что Бог любит человека
безызвестного. Ввиду этого он предпочел остаться в безызвестности и всю жизнь жил в уединении. И трёхкратное совершение обряда «чилланишинй» является следствием этих его убеждений.
Его книга «Ходжот и муноджот», как видно из её названия, является вполне суфийским произведением и полна специальных суфийских терминологий. Вот некоторые примеры из этой книги:
Послушание и согласие являются частью суфийской этики и в словаре даются в значение переношени всех трудностей. В суфийской терминологий.
1) философии это значит как утихомирение страсти, искоренение высокомерия и тщеславия, покорение и приручение её (страсти).
Например: «О Боже, ниспошли мне то, что ты пожелаешь»[11].
2) Блеск, свет (тацаллй) Появление сути и свойства (зот ва сифот), улуыият, нури макошифа (божественный свет (нур), которые светятся в сердце мудреца делятся на четыре части: 1) тачаллии суравй 2) блеск света (нур), 3) блеск духовный, моральный, 4) блеск интереса.
Великий мыслитель отмечает это так: «Солнце, свет которого сверкает и сияет над всеми и мавло (господин) судьба, которого является свидетелем единства Всевышнего»[12]. Или:
«Не жалей моё бессилие и слабость, которые ты сам подарил мне и не прикрой солнце, которому ты дал свет и блеск»[13].
Хуршед ба суяш ва оламе шаб накунй, Торики чадон ба худ мукарраб накунй. Аз партави чуди лутф султони вафо, Як ладза тади зиё ё раб накунй[14].
3) Слабость, бессилие (аьз): Согни мой стан в бессилии и нужде, чтобы был твоей клюшкой (чавгон).
4) Отдаление и близость (;уруб ва баъд). О боже создай и играй в моих тайнах, не оставь на завтра, который так близок и не говори мне, что видно'4'96.
5) Суфийские термины. И в «Ходжот и муноджот»-е мы находим: Твои желанные страстно влюблены, верны и одержимы.
Чуз костаи ту нест ошик нагардон, Чуз костаи ту нест содик ба чадон. Онро, ки алим гардондат талабад, Мачнунсифатанд мубтало арди чадон[15].
6) Мелодия (наво, напев), матив (нацма), песнопения (соз). Это выражение очень известено в суфийской философии. Оно используется и в суфийской философии Мубораки Вахони.
Хуш нагмасарои сунъи созест наво, Созест дар у биё, навоест маё. Дар як паи соз шодмонанд ба ракс, Ин бо Хизр аз маёварй о, ки биё [16].
7) В «Ходжот и муноджот»-е читаем: «Я принимаю от тебя, если это тело, я принимаю душу, если это закреплено твоим велением, не срази меня стрелою взгляда своим, если эта стрела не из твоих ресниц и не проливай
я принимаю душу, если это закреплено твоим велением, не срази меня стрелою взгляда своим, если эта стрела не из твоих ресниц и не проливай кровь мою, если эта не твоя стрела». Аз хаданги тири мижгони ту ходам духт дил, Сина нолону ба дармони ту хостам сухт дил. Нагсалам пайванд зи нахчири мудаббат то кием, Фазли султони ту ходам, то ба ман андухти дил[17].
8) Испытание и проверка Это известный суфийский термин и все суфии страшатся и боятся божья испытания. Муборак тоже страшится этого испытания и проверки и он пишет:
Бар мо чи мадол аз имтидони ту буд, Дар токати банде, к-у номи ту буд. Гардан шиканад, гар имтидон медорй, Як-як варакаш, гар имтидони ту буд[18]. натермин. Об этом напоминает в своих произведениях Мирзо Абдулкодир Бедил: «Каждый отшельник в этой долине имеет свою цель, свое желание и требование».
Суфи Мубораки Вахони отмечает в своем «Ходжот и муноджот»-е «Долина прошения это путь к вечности, а нахождение этой долины достигается путём долгого поиска». Абдулкадир Бедил отмечает:
Чустучу оинадори матлаб аст, Мераси ба манзил, агар афти ба род[19].
9) Удивление, изумление и недоумение (тахайюр ва хайрат)
В поиске единства Бога и долины любви путник всегда пребывает в изумлении и растерянности. Путник в поиске единства пребывает в растерянности и остаётся в изумлении перед прелестью и величием Всевышнего. Фаридаддин Аттор отмечает: Дар ин манзил касе, ки пештар рафт, Бадри гомаш таъбири пештар рафт[20]. «удивлением мы украшаем наш облик и находимся в незнание и в Но Мубораки Вахони так говорит об этом:
«удивлением мы украшаем наш облик и находимся в незнание и в неведение» Натура дарения, которая предпочитает пылинку перемен и изменения и украшенния образа, не проходит сквозь зеркало моей души.
Мо бол ба дайрату даво бар задаем, Хораст ба зиллату чафо бар задаем. Чуз суммати нахуст нарастем ба дадр, Домон пайи лаззату даво бар задаем[21].
10) Изумление и единичность (единство) обилия (тахайюр ва вахдати касрат)
О Боже, образ, который является воображением души, не изменяй, и образ, который является изменяемым не представь в другом месте, солнце, которое сияет над четвертым небом и это божественное единство в образе всевышнего.
Ваддоният аст шамъу касрат фонус, Касрат чу ичобу пардаи ваддат чу арус. Анвори зиёву шамъу фонус на ба пушт, Ин чо ба дакикат аст ба дайрат чосус [22]. В итоге привидённые доводы и выдержки из творчаства Мубораки Вахони свидетельствют о том что он выбрал суфийский образ жизни и считает свой выбор единственным верным путём для достижения истины и правды и сам он, как отмечают бесчисленые его записи, после прохождения духовного этапа достиг своей цели и приобрёл высочайшую нить (силк-суфийский толк) слияние с Богом (фанофиллох).
С учётом этого с уверонностью можно сказать, что несмотря на то, что он был мусулманином - исмоилитом, он всю свою любовь и преданность к Имаму времени передавал на суфийской манере и выражал это своё чувство с широким применением мистической (ирфони) терминологии.
Литература:
1. Ибн-ул-Араби. Меканские откровения. (Ал-Футухат-ул макийя) Санкт Петебург.1975.стр 250
2. Идрис Шох. Суфизм. «Статья Ал-Газали из Персии». М,.. Л994.стр 185.
3. Из слов жителя деревни Ямг (Вахон) Мамадбеки Курбон. 65-года.
4. Мубораки Вахони. Куллиёти Саодат.1320/1902./подлинник/.Из собрания материал.(на персидском язык).стр 425.
5. Мубораки Вахонй. Девони Куллиёт.1320\1902.стр.715.\подлинник\.(на персидском язык).
6. Джалолиддин Мухаммади Балхи. Маснавии Маънави.Техрон.1341.ч.1.
7. Мубораки Вахони.Кашф-ул-салавот.1314/1896.стр.725/ подлинник /.(на персидском язык).
8. Мубораки Вахони.Хочот ва муночот.1316 /подлинник/ на персидском языке.
9. Абдулкодири Бедил. Куллиёти осор. Душанбе.1999.стр 225.
10. Фараидаддини Аттор.Куллиёт. Душанбе.1964. стр 205.
11. Саид Содики Гавхарин. Шархи истилохоти тасаввуф.Техрон.1374.(на персидском язык). стр 925.
ФИЛОСОФИЯ СУФИЗМА И ИСМАИЛИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ МУБОРАКИ ВАХОНИ
Гулхасан Мирхасан
Основной смысл статьи заключается в том, что был ли мыслитель Муборак Вахани суфием или нет. Автор использовал множество суфийской терминологии и отмечает, что одевал он суфийскую «хирку» и проводил сорок дней в одиночестве (чилланишини-сорокоднёвка).
Ключевые слова: суфизм, мистицизм, любовь, мудрость, божественный свет, блеск, свет, симпатия моральное свойство, мудрый.
PHILOSOPHY OF SUFIZM AND ISMAMIZM IN WORKS OF MUBORAKI VAKHONI
Gulhasan Mirhasan
The main sense of the article is that the thinker Muborak Vakhani was Sufi or not. The author used a lot of sufi terms and pointed out that he wore sufi's khirqa , and sat forty days on solitude (chilashini).
Key words: suffizm, mysticism, love, wisdom, divine light, brilliance, light, liking moral property, is wise.
Сведения об авторе: Гулхасан Мирхасан - соискатель Института философии, политологии и права Академия Наук Республики Таджикистан, тел.: (+992) 93 5005790, e-mail: Gulhasan@rambler.ru.
Information about the author: Gulhasan Mirhasan, researcher, Institute of Philosophy, Political Science and Law, Academy of the Sciences of the Republic of Tajikistan, tel.: (+992) 93 5005790, е-mail: Gulhasan@rambler.ru.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ ТАДЖИКСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Шомуродов Б., Зикиров Х., Джаъфари Марям
Таджикский государственный педагогический университет им. Садриддина Айни
«Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира»1, гласит статья 1 Декларации принципов толерантности.
Важность этой проблемы в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наши самовыражения и способы проявлений человеческой индивидуальности, гармонии в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замены культуры войны культурой мира.
16 ноября стал Международным днем толерантности. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроений. Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта, как толерантность.
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран.
Таджикистан, с 8-миллионным населением, и географически, и политически составляет основу Центральной Азии. В этом регионе возникла одна из древнейших цивилизаций мира, здесь проходил Великий шелковый путь. История таджикского народа своими корнями уходит в глубь веков и насчитывает более трех тысячелетий. Процветавшие на этой территории государства древнегоБахтрия, Согд, Хорезм, Хорасан,Мавераннахраоставили яркий след в развитии мировой культуры и человеческой цивилизации.
В 1992 году, провозгласив свою государственную независимость, Таджикистан вступил в эпоху возрождения своих духовных и интеллектуальных ценностей, коренных преобразований в экономической, политической, социальной и правовой сферах. Спустя более чем столетие таджикский народ, вновь став свободным, имеет возможность самому решать свою судьбу, приумножать культуру, обеспечить духовное возрождение.
В Таджикистане идет строительство демократического правового государства и светского справедливого гражданского общества с открытой рыночной экономикой и сильной системой социальной защиты.
1 Декларация о принципах толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.