Научная статья на тему 'МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОЙ ПОЭЗИИ МУБОРАКИ ВАХОНИ'

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОЙ ПОЭЗИИ МУБОРАКИ ВАХОНИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / БОГ / ЧЕЛОВЕК / ЧУВСТВО / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гулхасан Мирхасан

В этой статье дискутируется вопрос антропоцентристности. Также показано соотношение между миром и человеком в поэзии Мубораки Вахани, считающего человека причиной, целью и концом творения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF MAN IN PHILOSOPHICAL POETRY OF MUBARAK WAKHANI

This article discusses the issue of anthropocentrism. In addition to that the author shows relationships between the world and human in the poetry of M. Wakhani in which it is emphasized that whatever exists in the world is present in human being as well.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОЙ ПОЭЗИИ МУБОРАКИ ВАХОНИ»

ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ ЦАР

В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Аннотация. В статье говорится о специальном месте Центрально-Азиатского региона в современной международной системе, о наличии здесь ресурсов власти, транзитных путей, водной возможности доступа к важным областям Южной и Восточной Азии. Эти факторы, а также обнаружение в этой области городов Бухара, Хивы, Самарканда, которые в течение столетий были культурными и торговыми центрами Азии, позволяют оценивать автомобиль как элемент системы.

Ключевые слова: государства Центрально-Азиатского региона; концепция хартленда; политическая трансформация; политико-экономическое развитие

TRANSFORMATION OF THE STATE POLICY OF THE STATES OF SAR DURING THE POST-SOVIET PERIOD

Abstract. This article is about the special place central-Asian region in modern international system. These factors, and also a finding in this region of the cities of Bukharas, Khiva, Samarkand which within centuries were cultural and shopping centres of Asia, allow to estimate CAR as an element of system.

Key words: The states of the central-Asian region; the concept Kharthland; political transformation; political-economical development.

Сведения об авторе: Исмоилов Фируз Шамсуллоевич - аспирант 3-го курса Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: sattori1990@mail.ru

Information about the author: Ismoilov Firuz Shamsuloevich - the 3rd year post-graduate student, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОЙ ПОЭЗИИ МУБОРАКИ ВАХОНИ

Гулхасан М.

Институт философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан

В философии Мубораки Вахани человек определяетсяется как самопознающее разумное существо, сотворенное Богом. К проблеме человека мыслитель приближается с точки зрения мистического теологического антропоцентризма и во всех обстоятельствах высоко оценивает его способности.

Антропоцентризм - это этическая система, представляющая собой человекоцентризм. Сообразно антропоцентрическому убеждению человеку присуща совершенная нравственность или процесс, где его место и положение выше чем у других нечеловеческих сущесть. Исходя из этого положения, все природные ресурсы должны быть направлены для блага и пользы человека. Согласно этому мнению, человек находится в центре вселенного и человеческие ценности предпочтительны, чем другие.

По убеждению Муборака, человек, как бесценное явление, свое начало берет из божественной силы. Он совершенствует свои частные вопросы в общих божественных вопросах и благоустраивания потустороннего мира.

Если место человека в антропоцентрическом учении М. Вахони ограничивается только толкованием этих воззрений, тогда оно не имело бы никкакой ценности. Однако его мировоззрение как антропоцентрическое миропонимание имеет глубокое гуманистическое значение и составляет основу его социально-нравственного учения.

Человек как общественное явление занимается как умозрительной, так практической деятельностью в этом мире. Его практическая деятельность состоит в том, что он интерпретирует свои связи и обязанности самому себе, этому миру и Богу. При своей деятельности человек проявляет усердия, чтобы объединиться с Богом и это его положение побуждает его прежде всего познать самого себя и это познание осуществляется через этические нормы человека. Следует отметить, что практическая деятельность человека реализовывается через единобожие и поэтому он должен определить свое место и осознать с чего начать свою деятельность.Человек может достичь единобожия посредством божественной науки.

Для упрочения сущности единобожия человек должен использовать теорию познания. Согласно учению исмаилитов, познание из соотведённого переходит к творцу. Человек познает сущность Бога, и это познание берет своё начало не из разума, а из чувства. Человек первоначально познает сотворенного, а затем через это познание размышляет о Творце. Отсюда логически следует, что слово формула мусульманского вероисповедания является идейным выводом пророка и познанием мира.

Следовательно, «единобожие есть знание пределов неба и земли и знание того, что эти два предела без взаимного существования и содействия друг с другом в положении и степени не могут бытьединственными» [5, с. 274].

При доказательстве этого убеждения исмаилитские мыслители использовали различные теории, в частности теорию сходства большого мира с маленьким миром.

Человек, которого М. Вахони показывает нам в суфийскомсиянияим, с одной стороны, должен пройти последовательно определенные ступени и стадии, чтобы получить для себя урок от того, что он переживает и видит. Несомненно, такой человек должен пройти эти ступени и стадии под руководством совершенного человека, который заблаговременно знает этот путь.

«Подобно тому, как корабль, сохраняя направление своего движения над водой, переносит пассажиров с одного места на другое, точно также истинный призыв обращает в науку и тех, кто сели на нее и восприняли её,доведёт до конечной цели» [3, с. 109-110].

С точки зрения М.Вахани, человек является слабым, обладающим большой волей. Человек, по мнению М.Вахани, по пути достижения совершенства должен исчерпывающе сосредоточиться, усиленно созерцать божественную добродетель и Его милосердие.

О боже, очисти меня своей добродетелью, Поскольку, я - пес твой, есть несовершенный. Ты можешь своей добродетелью сделать меня совершенным, Если захочешь сделать Муборака рабом [3].

Следует отметить, что этот вид деятельности человека связан со стремлением человека к совершенствованию, со стремлением познать, какими качествами он должен обладать для этого и что он должен сделать для этого, что является предметом этики как особой науки. Если мы представляем, что Бог является истинным творцом и познаётся своей созидательностью, тогда Он является причиной творения. Мир и его атрибуты, признаваемые в форме единного бытия, и его переход от потенции к актуальности связаны с созидательностью истинного творца.

М. Вахани, хотя признаёт изначальность мира, однако он считает истинным сущностное предшествование бога в отношении этого мира. В исследовании его творческого наследия придется констатировать тот факт, что в его философской системе макромир противостоит микромиру. Существа макромира, и особенно небесные тела, оказывают воздействия на земные существа. Из исследования взглядов и убеждений М.Вахани следует, что макромир является вместилищем высоких вещей, разума, душ, небес, святилища, существ, которые были сотворены из ничего. Он считает человека и мира одинаковым, где не мир не велик, не человек ни ничтожество или наоборот:

Считать человека и мира два мира,

То, что имеется в мире, то и есть в человеке [3, с. 305].

Понятие «гуманизм» как социально-философская, политическая и нравственная категория в сфере философии и гуманитарных наук имеет множества определений. Одно из значений гуманизма является мыслительский дух человека, который направлен на осуществление достижений человеческих надежд, его высоких идеалов и счастливой жизни. Если исходить из высказывания Барбары Смоукер «понятия гуманизма охватывает духовное положение, мысли, мировоззрение, политические усердия и старания и мыслительский склад ума отдельной личности или группы, которые направлены для обеспечения счастья людей» [12, с. 406]. Если вникнуть в суть гуманизма, то вырисовывается, чтогуманизм является определенной исторической системой, в которой системой, в которой трансформируются идеи и мысли человека, его мировозрение, ценности; признается право человека на свободу, духовное совершенство; рассматриваются в нем желаемые нормы взаимоотношения между людьми. Историческую социально-политическую эпоху Ренесанса и Европы (XV-XVI в.) принято считать временем теоретического осмысления и становления гуманизма. Однако действительность такова, что на востоке и особенно на мусульманском Востоке понятие человечности издавна известно и в течение многих веков писатели и мыслители в мусульманском мире творили труды и высказывали свое мнение и отношение относительно этого вопроса.

М. Вахани сущность содержания человека рассматривает в рамках статического теологического антропоцентризма. В этом вопросе, как Сократ и, особенно вдохновляясь Н. Хусравом, М.Вахани высоко оценивает место человека в реально существующем мире.

Посредством греческой философии М.Вахани хорошо был знаком с работами философов Запада и Востока Конфуция, Лао Цзи, Зараистра, Сократа, Цицерона и др., и в своей философской системе использовал их концепции относительно совершенного человека. Но следует отметить, что основным движущим и вдохновляющим источником по данному вопросу для него явились священный Коран, предания о словах и действия Мухаммада (хадисы) пророка и имамов семьи пророка, которые высоко ценили роль и место человека в иерархии мироздания.

Понятие «человек» в Коране очень употребительно и имеет множество синонимов. В священном Коране имеется отдельная сура под названием «Человек». Человек в Коране воспринимается достаточно высоко, он возвышается до положения наместника Бога на земле: «И вот, сказал Господь своим ангелам: «Я установлю на земле наёмника». Они сказали: «Разве Ты установишь на ней того, что будет там производить нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу тебе и святим тебя? Он сказал: «Понятие, Я знаю то чего вы не знаете!».

Согласно священному хадису: «Если не ты Я, не сотворил бы небеса» [9]. Бог создал небеса и землю только ради человека. По этому поводу верно отмечает Омар Хайям, когда говорит: «Цель от всего творения являемся мы» [10, с. 24]. В Коране положение человека в иерархии подчинения возвышается над ангелами, так как Бог повелевает ангелам поклониться человеку.

Как известно, антропоцентризм является понятием, обозначающим нравственную тему человекоцентризма. Согласно этому учению, исламский антропоцентризм - это человек с совершенным нравом или качеством, благодаря которым он стоит выше по положению, чем другие нечеловеческие существа. Исходя из этого положения, все ресурсы природы должны предназначаться для человека и служить его интересам. Человек, согласно этому положению, находится в центре вселенного, и человеческая ценность более возвышенна и предпочтительна, чем другие ценности. Согласно воззрению М.Вахани, человек является бесценным творением, который вычерпывает силы из божественной мощи и совершенствует свою чистоту в единстве и общности с богом. Кроме того возведение посюстороннего и потустороннего миров связано с

бытием ивеличием человека. Творение человека является наиблагороднейшей заслугой и милосердием Бога перед человеком:

Когда он стал истым из Его творения, Он пришёл в облике человека.

Когда он стал человеком своей формы и присутствием, Добродетель возник в мире (добродетели) Бога [2, с. 32].

М. Вахани, будучи чутким мыслителем, еще хорошо понимал место и достоинство человека, когда читал и понимал Коран:

Самый лучший Творец Бог этого мира, Наилучшим его творением есть человек [2, с. 28].

Человек является наиболее осведомлённым и знающим творением Бога и все сущие этого мира и явлении природы сотворены для его обслуживания: Бог сказал: Он лучше знает [все] имена, Он знает [сущности] земли и небеса. Он открыл ему знание мира, Нет для него тайны, он знает [1, с. 509].

Или он говорит:

День и ночь как небеса служат Ему,

Солнце в Его ведение и Луна служит Ему [1, с. 600].

Тонкий мистик М. Вахани опирался на священний хадис «Если бы не бог, Я не сотворил бы небеса» [9, 63] о чем мы говорили выше, он считает человека причиной, целью и концом творения:

Своим милосердием и благородством быт, Закончил сотворение мира в человеке [2, с. 36].

Одна из проблем, о которой М.Вахани в своей книги «Капля из моря» (Катрат-ул-бахр) выражает «своё отношение при рассмотрении места и положения человека, является равенство между человеком и миром. Но следует отметить, что в рассматрении данного вопроса он не является первым, т.е. эти проблема до него оказалась предметом последования нескольких пожеланий мыслителей, принадлежащие различным философским школам» [4, с. 67].

Как известно, в истории древней философии последователи стоицизма первыми рассматривали проблему равенства между человеком и миром (мир и души). Согласно учению стоицизма «человек в действительности является образцом микромира и имеет у себя внутри своего мира». Человек в исламской философии является микромиром в протововес миру, т.е. микромиру. Мухиддин Ибн-улАраби один из известных мыслителей исламского средневековая (1165\1240) очень широко и всестороне говорит по этому вопросу. Он всвоей работы «Мекканские откровения» («Ал-Футухат ал-маккийа») относительно человека и его совершенствования говорит: «Аллах сотворил человека как оргинальноецелое в котором соединеи идеи микромира» [6, с. 604].

Один вождей суфизма Джалолиддин Мухаммад Балхи рассматиривает человека в форме микромира, но в смысле макромира:

То форме ты являешся микромиром, Но смыслу ты есть макромиром [9, с. 605].

Как явстувует из приведенного примера М. Вахани относительно этого вопроса больше опирается на «Маснави» Д. Балхи. Но мы по этому вопросу мы можем обратится к «Сущности истины» (Забдуту-л- акоик») идеи каторой использованы «Пять трактатов относительно разяснения мира и души» («Панджрисала дар байаниафакваанфус»). М.Вахани следуя за древными мыслителями считает человека телескопом зеркалом в которых отражается облик мира: Мир велик, но незначителен свет, То, что имеется в мире То, что в мире сотворено, Оно тесно связано с [сотворениям] человека [1, с. 606].

Мыслитель открыто говорит о том что человек иногда не оценивает своего достоинства, хотя этот мир несмотря на его величавость вместится внутри человека: Какая полеза от того что человек не узнал своё достоинство, Хотя по величивости он как этот мир, Вся истина может вместиться в нём. То, что есть в мире есть и оно в человеке, Этого сделал священний Бог в одно мгновение [1, с. 606].

Мыслитель говорит о том, что всякое сущее которого сотворил Великий Аллах оно существует полностью в человека. Этот макромир находится в микромире, что сведетельствует о том, что все это является созданием тот от кого просят помощи: То, что сотворил Аллах в мире, Он полностью скрыть в этом мире. Тот мир вместится в этом мире, Тот от кого просят помощь [1, с. 608].

М. Вахани предупреждает человека быть благадарным в ответ на милости и милосердии Бога и что он должен быть бланадарным и послушным Богу за Его доброти и милосердие:

Своим милосердием даром и великодушах, Бог тебе воспитывает о, человек. Поскольку он является неблагодарным, Милость Бога не сравнима [1, с. 607].

По Мубораку мир прои всем свом величии - ничто перед величим человека и человек которому неизвестна человеческая честь и ранг его положения не имеет морольного права считать себя человеком: Мир такой велик как человек,

Тот, кто не знает самого себя не есть человек [1, с. 168].

Мыслитель с сожалением отличает, что люди которые забывают смысл своего со творения свое место и положение в этом мире их можно назвать людми номинально:

О, человек если ты в своей сущности не намерен объединится [с Богом], Мы терпем человеческие качества, мы коровы и ослы [1, с. 619].

Другая сторона философия человечности М.Вахани - это отношение человека человеку и это отношение должно быть осуществлено на о основе достойного поведения. Обижать и унизить человека не достоино высокого положения человека. Он считает, что человек не только не должен обижать и унижать человек, но и при столкновении с ним в конорликте допускать спесь и високомерия: Никогда не наноси рану человеческой души, Не коли его кинжалом жестокости и неспреведливости. Будь земным, о Муборак, как земля, Чтобы быть в числе искренных людей [1, с. 620].

Несомненно, одна из причин возникновения споров и войны между людьми был и была и остаётся религиозный фанатизм. В большинстве случаев беды и несчастья, которые имеют места в истории человечества происходят также из за подобного фанатизма, ибо среди всех религиозных течений и в том числе Исламе к сожаленю были и имеются также фанатичные люди. В то время как, если мы обратимся к основным исламским источникам, то выяснется что фанатизм чужд Исламу.

Величие М.Вахани в том, что он следуятрадициям исламской толерантности и гениям мистик верит что все религии не смотря на различие в обычиях моления и средств изъяьления вероисповедовании с точки зрения идеи и цели одинакова. Все пророки в разных языках и разных времена проповедовании единию истину Божий свет т.е. Божья Истина во все времена являлась в образе пророков.

Следует отметить, что в вопросах веротерпимости Муборак проявил определенную смелость, высказав мысль о том, что ересь и неверие это есть неповиновение и непослушание Бога и его Пророка, для всех других врата рая

открыты; рай предназначен не только для мусульман, но для всех истинно уверовавших, если член мусульманской общины-уммат непокорен, его место в аду. С другой стороны, мыслитель справедливо утверждает, что в каждом человеке присутствует «куфр», поэтому целью истинно верующего является, прежде всего, борьба с собою, своими пороками, своим «куфр»-ом:

О Муборак, не должно людям делать зло Вначале сумей уничтожить неверие в себе [1, с. 133].

И это совпадает с утверждениями современных наук о человеке, в частности психологии о том, что в каждом человеке существуют свои комплексы, формирующиеся в различные периоды его жизни и связанные с определенными жизненными ситуациями - в семье, коллективе, обществе. Эти комплексы влияют на нрав и характер человека, формируя в нем различные привычки, качества, черты характера. Чувство религиозной нетерпимости, обуславливающее девиантное поведение, агрессию, так же имеет свои корни в каких-либо комплексах человека. Это значит, что эта проблема имеет не только политические и социальные корни, но и психологические.

Общеизвестно, что суфийское миропонимание - вахдати вуджуд и идея богочеловека обусловили возникновение суфийской философии ненасилия, и творчество Муборака подтверждает факт того, что он всецело следовал ей. У него прослеживается даже некий негативныйненасилия, и творчество Муборака подтверждает факт того, что он всецело следовал ей. У него прослеживается даже некий негативный всплеск эмоций в отношении фанатично настроенных людей: Иди и делай то, что тебе велено Господом, Кто тебе сказал обижать народ. Ты сам не способен на многое,

Так почему доставляешь хлопоты другим [11, с. 163].

Хотя в настоящее время ислам стал восприниматься немусульманскими народами как религия, содержащая в себе агрессию (на наш взгляд это мнение насаждается из определенных соображений, целей и интересов), это мнение, при всем желании, нельзя транслировать на суфизм, ибо как справедливо заметил Л. Яковлев «не стоит забывать, что теоретики раннего суфизма... считали целью своего учения нравственное совершенствование человека, а не создание массовых организаций, участвующих в политической жизни стран и народов. Именно политическая «неангажированность» учения привлекла к нему крупнейших интеллектуалов исламского Возрождения -ученых и поэтов. Также влекла их и глубокая терпимость этого учения, допускавшего любой, лишь бы искренний Путь к Богу. Этот скрытый , но мощный экуменизм, ненавистный тем, кто манипулирует верой и убеждениями людей в политических целях, открыл суфизму путь к сердцам европейцев» [11, с. 165].

Литература:

1. Вахани М. Девони Куллиёт, 1320/1902 (на персидском языке).

2. Вахани М. Катрат-ул-бахр, 1320/1902 ( на персидском языке).

3. Вахани М. Толиб-ул-матлуб, 1315/1900 (на персидском языке).

4. Гулхасан М. Гностические направленности в мировозрении М.Вахани // Известия Академии наук Республики Таджикистан. - 2006. - №1.- С. 65-74.

5. Додихудоев Х. Исмоилия ва озодандешии Шарк. Душанбе, 1989.

6. Ибн-ул-Араби. Меканские откровения (ал-Футухат-ул макийя). СПб., 1975.

7. Куран. Тегеран, 1380/2001.

8. Маршал Г. С. Фиркаи исмоилия / тарчумаи Фараддини Бадрои. Чопи дуюм. Техрон, 1369 (на персидском языке).

9. Фурузонфар Б. Хадис в Маснави Джалалиддини Руми. Тегеран, 1956.

10. Хайям У. Рубоиёт. Душанбе, 1968.

11. Яковлев Л. Суфи, кто они // Суфии. Восхождение к Истине. М., 2001.

12. Barbara S. Humanizm. Bromley, 2005. P. 263.

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОЙ ПОЭЗИИ МУБОРАКИ ВАХОНИ

Аннотация. В этой статье дискутируется вопрос антропоцентристности. Также показано соотношение между миром и человеком в поэзии Мубораки Вахани, считающего человека причиной, целью и концом творения.

Ключевые слова: антропоцентризм, Бог, человек, разума, чувство, микромиром, макромиром, толерантность.

THE PLACE OF MAN IN PHILOSOPHICAL POETRY OF MUBARAK WAKHANI

Abstract. This article discusses the issue of anthropocentrism. In addition to that the author shows relationships between the world and human in the poetry of M. Wakhani in which it is emphasized that whatever exists in the world is present in human being as well.

Key words: anthropocentrism, God, man, intellect, feeling, micro world and macro world, tolerance.

Сведения об авторе: Гулхасан Мирхасан - соискатель Института философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан, e-mail: gulhasan@rambler.ru

Information about the author: Gulhasan Mirhasan, researcher, Institute of Philosophy, Political Science and Law, Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.