Примечания
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. М. : Педагогика, 1989. (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР).
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995. С. 213-227.
3. Кокорин С. А., Савиных В. Л. Гражданское самоопределение сельских школьников : монография. Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2013. С. 28-29.
В. И. Беляев
ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В статье обосновывается необходимость развития философии социальной педагогики как самостоятельной отрасли. Представлены различные подходы в определении объекта и предмета философии социальной педагогики.
Ключевые слова: философия, социальная педагогика, общество, сообщество, объект и предмет философии социальной педагогики.
В контексте рассмотрения вопросов философии образования возникает следующая логика: если существует объективная природа взаимосвязи и взаимодействия философии и педагогики, если социальная педагогика развивается как самостоятельная отрасль педагогического знания, следовательно, должна существовать и философия социальной педагогики. Из всего этого следует комплекс вопросов: существует ли объективная необходимость и сама реальность философии социальной педагогики; если - да, то каков должен быть её объект и предмет, так как без их определения философия социальной педагогики как самостоятельная отрасль научного знания невозможна; в каких «взаимоотношениях» должны быть философия и социальная педагогика, философия образования и философия социальной педагогики по отношению друг к другу; каковы основные проблемы философии социальной педагогики и др.
Теория и практика социальной педагогики свидетельствуют о том, что такая взаимосвязь и взаимодействие существует. Например, вопрос «преступниками рождаются или становятся» определяет и решение вопроса «перевоспитание возможно или нет». Ребёнок (человек) с ограниченными возможностями представляет собой для общества обузу, от которой нужно освобождаться, как в Спарте, или же социум и государство должны выстраивать с ними взаимодействие «без барьеров и границ»?! Одним из «водоразделов» между общей и социальной педагогиками является то, что сущностным содержанием последней является не столько воспитание, сколько перевоспитание клиента [1].
Самым трудным является вопрос: возможна ли какая-то единая («истинная») философия социальной педагогики и должны ли быть одинаковыми философские основания у различных наук и теорий, например у общей и социальной педагогик. С позиции учёного, ответ однозначный - нет, а со стороны философов также достаточно чёткий - да. И этому есть объяснение: со стороны учёного конкретной науки содержание философии (её когнитивный ресурс) служит только возможным средством для решения проблем его науки, а для философа - целью. И наоборот, для
© Беляев В. И., 2017
философа материал конкретной науки лишь одно из средств решения своих проблем, а для учёного конкретно-научная истина - цель его деятельности [2].
С точки зрения философов, философия социальной педагогики не может быть собранием разнородных философских идей, она должна быть целостна. Возникает комплекс вопросов: за счёт чего и каким образом может быть создана философия социальной педагогики? Можно применить, например, аналогию формирования философии естествознания - с помощью наложения (интерпретации, редукции) когнитивной матрицы той или иной философской системы (метафизики Аристотеля, диалектики Гегеля, позитивизма Маха, диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса...) на содержание и структуру деятельности в социальной педагогике. Однако зачастую эти философские системы исключают друг друга. Какая из них более истинна - не могут сказать сами философы, да и сам мир настолько многолик и разнообразен, что допускает не только существование взаимоисключающих теорий и концепций, а требует их взаимодействия. Поэтому оптимальным вариантом положительного отношения к философии для учёных-социальных педагогов является диалектическая позиция. Если сами философы не могут сказать, какая из философий наиболее приемлема для социальной педагогики, и оставляют это когнитивное поле принципиально плюралистическим, то учёным социальным педагогам не остаётся ничего другого, как разрабатывать (совместно с философами) самим философские основания своих наук.
Главным требованием к философским основаниям конкретных наук и теорий должно быть их наиболее адекватное и полное соответствие специфическому содержанию данной науки, современному этапу её развития с наличием перспективы будущего. Из истории философии необходимо почерпнуть комплекс таких философских идей, которые позволяют наиболее убедительно обосновать стратегию научной деятельности и получить значимые научно-практические результаты. Мера взаимодействия философии и науки может быть неодинаковой в зависимости от ситуации. Философы успокаивают: о таком плюрализме не стоит горевать: с точки зрения эволюционного развития человечества плюралистическое бытие философии и науки - это не недостаток, а, скорее, их достоинство. Каждая возьмёт для себя столько другой, сколь необходимо для успешного функционирования в рамках возможностей, предоставляемых конкретной культурой [3].
Главный вопрос философии социальной педагогики - как создать оптимальную модель, обеспечивающую гармоничное развитие и процветание человека, общества и мира; как создать из общества сообщество, не «стирая» индивидуальности каждого? Очевидно, такой «порядок» возможен только при одном условии - предоставлении разумной свободы развития индивиду, обществу и миру в целом. Эта свобода должна быть «заперта» в системе гуманистических ценностей. Следовательно, необходимо создание базисной системы всеобщих (универсальных) ценностей и утверждение (интериоризация) их в качестве мировоззренческих оснований для всех социумов и индивидов. Главное условие при этом - они не должны подавить фундаментальных национальных ценностей и традиций конкретных народов и этносов, подавлять их индивидуальность и уникальность. Тогда может быть решена проблема ликвидации двойных, тройных и других стандартов в формировании отдельных социумов и мира в целом, а через это -
достижение единства сознания и поведения личности, следовательно, создания доверия и взаимопонимания между людьми и целыми народами - главного условия достижения гармонизации взаимоотношений и взаимодействия человека с обществом, социальными и этническими группами, самим собой, о чём и мечтал Я. А. Коменский [4].
Главная опасность, возникающая при этом, - возможность формирования личностных стереотипов, развитие конформизма и т. п. Поэтому генеральная линия в структуре философии социальной педагогики определяется следующим: следует думать и заботиться об одном и том же (утверждении гуманистических ценностей), а делать (реализовывать их) по-своему, т. е. путь достижения, условно говоря, «сообщества индивидуальностей» лежит через разумную свободу индивидуальностей, в него входящих, - главную ценность, условие, форму и способ сохранения индивидуальности, развивающейся в гуманистическом обществе, и достижение на этой основе его единения, т. е. превращения его в сообщество. Без взаимодействия (синтеза) социальной педагогики с философией эту генеральную проблему человечества решить невозможно.
В поисках концептуальных основ построения философии социальной педагогики можно идти от разных позиций: от состояния и потребностей социума к личности; от индивида через воспитание и образование к обществу; через усиление роли социального воспитания и образования в социально-экономической и общественно-политической деятельности социума и государства; через усиление гуманистической и прагматической направленности социальной педагогики; через усиление индивидуально-прагматического социально ориентированного направления в социализации и т. д. Тогда необходимость усиления гуманизации и организации «свободного» социального воспитания вытекает из фундаментального закона бытия, согласно которому каждое явление бытия по мере своего развития стремится к выявлению своей меры, своего качества, развёртывания всей полноты своей природы, что в свою очередь является необходимым условием развития бытия в целом, а главное - достижения его гармонии, упорядоченности, всеединства, что и составляет фундаментальные сущностные основы философии и социальной педагогики.
Через это может быть определён в первом подходе и объект философии социальной педагогики - процесс социализации как раскрытие, реализация бытийной сущности человека, развития его целостности и неповторимости, идентификации и самореализации в гармонии с окружающим миром, а предмет -гармонизация бытия человека, социальных групп и т. д. на основе снятия динамичных противоречий бытийной сущности человека (этнических групп и т. д.) социальной педагогикой; стабилизации на этой основе общественных отношений, центрирующим элементом которых выступает сам человек. Существует несколько уровней этих противоречий: человек и мир внутри него, человек и общество, человек и социальная (этническая) группа, человек - государство и т. д. [5] Философия социальной педагогики рассматривает основные проблемы (противоречия) человека и общества в аспекте гармонизации бытия человека и общества, мира на основе целостного видения рефлексии взаимодействия и взаимопроникновения философии и социальной педагогики.
В определении предмета философии социальной педагогики можно идти и от определения философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. При этом определяются узловые точки соприкосновения и взаимосвязи философии и социальной педагогики: взаимодействие человека с природой (человек как часть природы); взаимодействие человека с обществом и
самим собой (человек как существо социальное); взаимодействие сознания и поведения (общественного и индивидуального) и др. Все эти сферы (аспекты, направления) взаимодействия интегрируются в одном понятии - «бытие», и тогда объект философии социальной педагогики может быть определён следующим образом: «социальное бытие человека и общества в аспекте гармонии», или «гармония социального бытия человека и общества», или просто «гармония социального бытия», или же «гармония социальных смыслов бытия», а предметом -«гармонизация бытия человека и общества». Может быть и другой вариант: объект -«социализация как гармонизация бытийных смыслов (индивида, групп, этносов и т. д.)», а предмет - «процесс гармонизации взаимодействия человека с обществом в социальной педагогике». Безусловно, это первые прикидки и варианты в определении объекта и предмета философии социальной педагогики. Могут быть и иные подходы и варианты, но совершенно ясно, что их разработка - необходимое условие для дальнейшего развития теории и практики социальной педагогики.
Главное условие разработки проблем философии социальной педагогики -создание режима постоянного конструктивного диалога, в котором философы и социальные педагоги (специалисты смежных наук) могут услышать друг друга как равный равного: тогда они совместно связывают «когнитивными скрепами» конкретно-научное и философское знание - эти две важнейшие подсистемы современной культуры. На основе такого сотрудничества и рождается внутренняя взаимосвязь социальной педагогики с конкретными философскими идеями, что и составляет основу синтеза философского и социально-педагогического знания. Этот синтез не есть что-то данное, а тем более тождественное себе и реальности. Его постоянно приходится создавать и пересоздавать вместе с развитием философии, социальной педагогики и смежных с ними наук, а также всей культуры в целом. Главная цель этого синтеза - создание гармоничного единства между философией и социальной педагогикой - этими двумя областями научного и рационального знания, подсистемами культуры, что и должно выступать главным механизмом разрешения социально-философских и социально-педагогических проблем.
Эта цель достигается путём профессионального диалога с содержанием как философского, так и социально-педагогического знания; их анализа, интерпретации, взаимного перевода, устранения логических противоречий и достижения, в конечном счёте, на этой основе взаимной поддержки между парадигмальными философскими и социально-педагогическими теориями. Когнитивными скрепами, осуществляющими связь философии с социальной педагогикой, являются философские основания социальной педагогики в целом, а также отдельных педагогических и общественных наук.
Предметом философии является чистое всеобщее, всеобщее как таковое. Идеальное всеобщее - «цель и душа философии». При этом философия исходит из возможности постигнуть всеобщее рационально-логически, внеэмпирическим путём. Предметом же любой науки является частное, единичное, конкретный аспект мира, эмпирически и теоретически полностью контролируемый, а потому осваиваемый и практически. Характер внутреннего взаимоотношения философии и частных наук имеет диалектическую природу, являя яркий пример диалектического противоречия, стороны которого, как известно, одновременно и предполагают, и отрицают друг друга, и поэтому необходимым образом дополняют друг друга в рамках некоего целого.
Таким целым выступает человеческое познание со сложившимся в нём историческим разделением труда, имеющим под собой сугубо оптимизационно-адаптивную, экономическую основу эффективной организации человеческой деятельности. В этом разделении труда по познанию окружающей человека
действительности как некоей противостоящей ей целостности философия акцентирует в своём предмете познания (моделирование) всеобщих связей и отношений мира, человека, их отношения между собой, ценой абстрагирования от познания просто общего, а тем более частного и единичного. И единственно, где она серьёзно «спотыкается» при таком рационально-всеобщем подходе к изучению бытия, это - человек, который интересен и возможен в качестве человека только своей индивидуальной, уникальной экзистенцией и целостностью.
Любая же конкретная наука не изучает мир в целом или в его всеобщих связях. Но при этом всю когнитивную энергию направляет на познание своего частного предмета, изучая его во всех деталях и структурных срезах. Собственно наука стала наукой только тогда, когда сознательно ограничила себя познанием частного, отдельного, конкретного, относительно которого возможно эмпирически собирать, количественно моделировать и контролировать достаточно полный и потому впоследствии практически используемый объём информации. С точки зрения познания действительности как целого философия и частные науки одинаково односторонни. Объективная действительность как целое безразлична к способам познания, она суть - единство всеобщего, особенного и единичного. Всеобщее в ней существует не иначе как особенное и единичное, а единичное и особенное существуют не иначе как единичное и особенное проявление некоего всеобщего. Поэтому адекватное познание действительности как целого, составляющее высшую теоретическую и практическую задачу человечества, требует дополнения и «взаимопросвечивания» результатов философского и частнонаучного познания [6].
Обсуждение проблем взаимодействия философии и социальной педагогики доказательно подтверждает фундаментальный закон развития науки: разработка направления «Философия социальной педагогики» является одним из ярких свидетельств интеграции и дифференциации наук в сфере культуры как целостной системе жизнедеятельности социума. Философия определяется как «универсальный теоретический язык культуры», который не только систематизирует и конкретизирует проблемное поле социальной педагогики, придавая ей всеобщность объективность и конкретность, но одновременно она придаёт и новые импульсы развития её теории и практики как жизненно необходимых условий достижения гармонизации индивидуального и общественного бытия.
Философия позволяет социальной педагогике заглядывать в глубь прошедших эпох, сверять образование не с конъюнктурой времени или устоявшимися догмами, а с тем вечным, что объединяет человечество. Ключ к такому видению дал Платон. Образование и смыслы жизни человека у античного философа и его учителя Сократа основаны на единственном и универсальном, «сдвоенном» критерии компетентности - единстве профессионализма и нравственности. Время требует компетентного человека: в нём одновременно развиты все его способности и природные механизмы на структурирующей вселенской основе - духовности (связь с человечеством и Вселенной), или соборности (единство индивидуальности и общества на основе высокой нравственности), или биосоциального всеединства (взаимосвязи человека с миром и социумом) [7].
Как утверждают практически все крупнейшие учёные прошлого столетия, если такой человек не формируется, то само существование человечества может оказаться под угрозой уничтожения. Гуманизация и гармонизация жизнедеятельности общества и его главного субъекта - человека сегодня (и в будущем) обретает сверхактуальное значение. В этой связи главные надежды на «очеловечивание» мира возлагаются на образование. Среди специалистов в этой сфере всё более становится сторонников того, что гармонизация жизнедеятельности
мирового сообщества посредством гуманизации образования есть императив третьего тысячелетия нашей эры. Очевидно, это и составляет главное направление в поиске объекта и предмета философий образования и социальной педагогики. Одновременно это обстоятельство определяет и сущностную основу синтеза философии, образования и социальной педагогики. Поэтому будущее их развития определяется не их «самостийностью» и обособленностью, а сотрудничеством и партнёрством.
Смыслы бытия определяют наше движение сегодня и в будущем (в отношении «непредсказуемого» прошлого в том числе). Они связывают нас с прошлым и настоящим, формируют стратегию индивидуального, национального и мирового пути развития в единстве их исторической перспективы. Философия вместе с социальной педагогикой отвечает на вопросы: что есть и куда идёт человек, общество, страна, мир. Костяк (скелет) науки образуют теории, а их несущие конструкции - законы и закономерности. Философия социальной педагогики должна быть живой, т. е. диалектичной, прагматичной - полезной и целесообразной наукой, указывать пути к достижению единения человека и общества, построению гуманистического (оптимистического) мира (сообщества). В этом смысле XXI век должен стать веком гуманитарно-социальных наук.
Примечания
1. Беляев В. И., Савченко Т. А. История социальной педагогики : учеб. пособие для студ. вузов социального профиля / под ред. В. И. Беляева. М. : Ритм, 2011. С. 18.
2. Философия науки / под ред. С. А. Лебедева. Изд. 5-е. М. : Изд-во «Академический проект. Альма Матер», 2007. С. 6.
3. Там же. С. 8-9.
4. Беляев В. И., Савченко Т. А. Указ. соч. С. 225-226, 230-232.
5. Пищулин Н. П., Огородников Ю. А. Философия образования. М. : Центр инноваций в педагогике, 1999. С. 69-73.
6. Философия науки. С. 661-662.
7. Пищулин Н. П., Огородников Ю. А. Указ. соч. С. 63-64.
Ю. Ю. Власова, Е. А. Князькова, Л. С. Пастухова, А. Ю. Чигарина
ШКОЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ ОЛИМПИАДА: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
Статья посвящена анализу основных результатов первого Всероссийского конкурса «Школьная проектная олимпиада». Показаны механизмы отбора лучших практик развития проектных компетенций школьников.
Названы основные проблемы социального проектирования в общеобразовательных организациях. Рассмотрены пути интеграции внеурочной проектной деятельности с развитием школ и регионов.
Ключевые слова: проектная деятельность, социальное проектирование, конкурс, экспертиза проектов.
© Власова Ю. Ю., Князькова Е. А., Пастухова Л. С., Чигарина А. Ю., 2017 14