Научная статья на тему 'Философия профессионально-личностной самореализации студентов в процессе воспитательной деятельности'

Философия профессионально-личностной самореализации студентов в процессе воспитательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ягодкина Валерия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия профессионально-личностной самореализации студентов в процессе воспитательной деятельности»

В.В. ЯГОДКИНА

ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одной из серьезных научных проблем в современной России, на наш взгляд, можно считать явление, связанное с кризисом в системе высшего профессионального образования. К сожалению, организация воспитательной деятельности в вузе как составляющая его компонента носит нестабильный характер и не содействует в полной мере созданию необходимых предпосылок для формирования стратегий профессионально-личностной самореализации студентов. Подобная тенденция прослеживается и в определении понятия «воспитательная деятельность», которое традиционно рассматривают как педагогическую категорию.

Подобное восприятие, как считает автор, на сегодняшний день привело к тому, что как в научной, так и научно-популярной литературе бытует мнение, что воспитательную деятельность в вузе необходимо строить по принципу школьной системы воспитания, ориентируясь на развитие способностей и потенций воспитанника. Автор исходит из того, что понятие «воспитательная деятельность в вузе» имеет явно выраженное философское звучание, являясь кросскультурным пространством для выбора и реализации стратегий профессионально-личностной самореализации студентов в вузе.

Необходимо отметить, что идея самореализации за короткий срок прошла в нашем обществе путь от неприятия ее как плода буржуазной идеологии до укоренения в повседневном языке людей самых различных социальных групп. Само же понятие стало в массовом сознании либо синонимом узкоэгоистического индивидуализма, либо эстетически привлекательной «заплатой» на месте низвергнутых идеалов «строительства коммунизма», «служения общественному прогрессу» и т.д., подобно тому, как прилагательное «гуманистический» механически заменило прилагательное «коммунистический» в многочисленных трудах по философии и педагогике.

В общих чертах представление о самореализации предполагает наличие у человека некоторой «глубинной» самости, заблокированных сил («истинных» желаний, устремлений, склонностей), которые необходимо непременно реализовать для достижения душевного равновесия, здоровья, счастливой и успешной жизни, что, в свою очередь, формирует особый образ себя, «этику долга по отношению к себе». Идеал самореализации - квинтэссенция новой «культуры себя».

Поскольку формирование личности, стремящейся к профессионально-личностной самореализации, является целью воспитательной деятельности в вузе, необходимым условием получения ожидаемого результата становятся постоянно и сознательно организуемое совершенствование системы воспитательной деятельности в контексте выбора стратегий истинной профессионально-личностной самореализации студентов, преодоление застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм по воспитанию будущих молодых специалистов. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитательной деятельности немыслима без опоры на научно-теоретическое философское знание закономерностей развития личности в процессе онтогенеза, ибо в противном случае существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс становления стратегий профессионально-личностной самореализации студентов, искажения его подлинной человеческой природы и техницизма по отношению к личности воспитанника в целом.

В свете современной социально-экономической ситуации в высшей школе особенно актуальным становится требование к вузам подготовить специалиста, способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и, следовательно, успешной профессионально-личностной самореализации, поскольку, чем богаче будет его натура, тем ярче и полноценнее она проявится в сфере профессионально-личностных интересов. Эта задача, по мнению автора, должна решаться высшей школой с учетом особенностей организации воспитательной деятельности в современных социально-экономических условиях (коммерциализация, девальвация высшего образования).

Говоря о профессионально-личностной самореализации студентов в вузе, необходимо использовать оптимальное сочетание фундаментального, гуманитарного и профессионального знания, обеспечивающее формирование целостного сознания на основе системного знания, при помощи которого возможны успешное решение проблем профессионально-личностной самореализации и полноценное развитие личности.

Самореализация личности, как показывают современные исследования, выступает в качестве системообразующего принципа жизнедеятельности. Стремление к самопроявлению является основным рычагом активности человека. Под понятием «студент» мы будем понимать динамически развивающуюся систему, стремящуюся к профессионально-личностной самореализации, самоактуализации, самопроявле-нию всех своих потенций и возможностей, в которой представлены различные уровни организаций (уровни материальные, социальные, духовные).

Необходимость переосмысления проблемы профессионально-личностной самореализации современного студента в новых условиях предопределяет тот факт, что в состоянии нестабильности, неопределенности система воспитания в высшей школе становится особенно «чувствительной» к единичным флуктуаци-онным воздействиям и способна изменять характер своего воздействия. Индивидуальная стратегия профессионально-личностной самореализации студента, содержание которой определяют векторы его развития, обладает, считает автор, способностью такого поведения. Следует актуализировать поиск оптимальных стратегий воспитания, включающих в себя элементы самоуправления и самоорганизации как механизмы профессионально-личностной самореализации студента в условиях нестабильной среды. Нелинейность в аспекте социосинергетики предполагает новое понимание воспитательной деятельности в вузе в качестве информационного обмена субъекта со средой информации, как мера активности синергетических систем формирует некоторую хаотическую область знаний, которая, обладая творческой силой, детерминирует процессы профессиональноличностной самореализации студента. Поэтому правомерно осмыслить иные паттерны формирующегося социального характера личности студента не только с помощью понятия «самосозидающий человек», но и понятия «информационный человек». Характер развития современного мира, синергетическое понимание организационных процессов в обществе, принятие Россией Болонской декларации, социокультурный кризис идентичности студента, изменение его мотивационно-ценностных ориентаций требуют нового понимания профессионально-личностной самореализации в процессе воспитательной деятельности в вузе.

Анализ философской литературы, в частности работ таких российских и зарубежных авторов, как А. Маслоу, К. Роджерс, Л.В. Рябова, Д. Стэнли и др., о проблеме самореализации личности выявляет богатые творческие возможности в теоретическом наследии как отечественных, так и зарубежных исследователей. Проблема самореализации, по мнению некоторых исследователей (С.Я. Подопри-гора), интересовала ученых и практиков еще в античной Греции в русле этической

концепции эвдемонизма. Интерес к этому феномену возобновился вновь на рубеже Х1Х-ХХ вв. в британском неогегельянстве (Ф. Брэдли, Т. Грин, Б. Бозанкет).

Впервые понятие самореализации (эеИ-геаПгаНоп) употребил в 1962 г. Ф.Г. Бредли. Разработка проблематики самореализации продолжается в прагматизме (Дж. Дьюи), интувитивизме (Г. Калдервуд), утилитаризме (У. Уолисс), феноменологической этике (А. Гарнет). В середине XX в. самореализация вновь оказывается в центре внимания исследователей, благодаря работам американских психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм) гуманистической и экзистенциальной ориентации, сформировавших «психологическую силу» [1, с. 129] как альтернативу бихевиоризму и психоанализу. Концепция самореализации ассимилируется гуманистикой и превращается в целую философско-мировоззренческую систему. Данное представление о самореализации, в общих чертах, предполагает наличие у человека некоторой «глубинной» самости, заблокированных сил («истинных» желаний, устремлений, склонностей), которые необходимо непременно реализовать для достижения душевного равновесия, здоровья, счастливой и успешной жизни, что формирует особый образ себя.

В то же время возникшая проблемная ситуация актуализирует новые подходы, методы познания. Мы видим перспективу в анализе стратегий профессионально-личностной самореализации студента, исходя из принципа самоде-терминации, а также новых синергетических знаний, применительно к личностно-ориентированной воспитательной деятельности в вузе.

В современных условиях развития общества значительно усиливается роль воспитательной деятельности вуза в становлении профессиональной компетентности и самореализации личности студента, происходит смещение акцента от внешней детерминированности к самодетерминации как фактора успешности профессионально-личностной самореализации выпускника.

В общих чертах представление о самореализации предполагает наличие у человека некоторой «глубинной» самости, заблокированных сил («истинных» желаний, устремлений, склонностей), которые необходимо непременно реализовать для достижения душевного равновесия, здоровья, счастливой и успешной жизни, что, в свою очередь, формирует особый образ себя, «этику долга по отношению к себе». Идеал профессионально-личностной самореализации -квинтэссенция новой «культуры себя».

На основании анализа работ американских психологов А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, известного исследователя в области этики Ф.Г. Бредли, автора монографии «Индивидуальная стратегия как способ культурной идентификации» С.Я. Подопригоры автор считает возможным предложить следующую формулировку понятия: профессионально-личностная самореализация (самоосуще-ствление) - процесс и одновременно результат осуществления, использования человеком своих профессиональных, индивидуальных способностей и возможностей, достижение личностных смыслов, своего предназначения в жизни.

Важнейшим основанием онтологии и антропологии является признание человека существом имманентно способным к деятельности, при этом деятельность рассматривается как форма бытия, способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Исходя из этого следует, что способность и готовность студента к профессионально-личностной самореализации определяются уровнем развития его деятельности, направленной на выработку умений, необходимых для достижения успеха в выборе и реализации стратегии собственной профессионально-личностной самореализации.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность не только обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей, становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей, но и является сферой реализации личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов. Воспитательная деятельность создает условия для самореализации студента в системе профессиональных отношений и его социальных интересов, является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития, обеспечивая познание и преобразование окружающего мира, выступая в качестве универсалии культуры субъект-объектного ряда, является необходимым условием профессионально-личностной самореализации студента.

Актуальность философского осмысления проблемы профессиональноличностной самореализации студентов в процессе воспитательной деятельности в вузе и происходящих сегодня в обществе изменений условий формирования личности обусловлена действием следующих тенденций: усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, что ведет к становлению нового типа общества с «префигуральной культурой», что требует организации новых моделей воспитания, построенных на сотрудничестве; идет преодоление тоталитаризма в педагогике, переосмысление идей и практики коммунистического воспитания; дает о себе знать акцентирование значимости индивидуально-личностного начала в формировании личности.

Многообразие отдельных актов воспитательной деятельности создает информационный хаос, который отражает различные формы и способы профессионально-личностной самореализации студента. Эта ситуация является необходимым условием существования индивида. Личность развивается посредством преобразования хаоса на основе раскрытия и реализации своего личностного потенциала. В условиях переходного общества, выхода системы высшего образования на европейский уровень актуализируются процессы самодетер-минации студента. В связи с этим на первый план выдвигается его стратегия профессионально-личностной самореализации. Новые условия расширяют рамки свободы творчества и требуют от студента повышения ответственности, самоконтроля, развития инициативы.

Профессионально-личностная самореализация студентов выступает как единичная «флуктуация», которая в силу своего характера неоднозначности может влиять на развитие воспитательной среды, стабилизируя ее или разрушая. Необходимо осознавать этот противоречивый идентификационный процесс деятельности студента в контексте социокультурной эволюции и коэволюции.

Для того чтобы прояснить проблему о профессионально-личностной самореализации студента, следует обратиться к содержанию понятий «индивид» и «индивидуальность», поскольку именно они позволяют охарактеризовать человека как самобытный и оригинальный феномен, понять особенности его про-фесиионально-личностной самореализации.

«Индивидом» обычно называется отдельный представитель человеческого рода. Это понятие не включает в себя каких-либо конкретных социальных характеристик человека. Неповторимые особенности человеческого индивида (в том числе биологические и социальные), то особенное, что отличает одного человека от другого, фиксирует понятие «индивидуальность»,

Размышляя об индивидуальной жизни как факте выбора стратегии профессионально-личностной самореализации следует помнить, что во внешнем облике человека выражается многое, но проблема самореализации этим не

исчерпывается. Так, человек - существо, соединяющее в себе временное и вечное. Ценность вечного понятна, а временное? Сиюминутное. Подход к индивидуальной жизни как культурному факту позволяет сконцентрировать внимание именно на временности индивидуального бытия. Сиюминутное бесследно. Возникает вопрос о возможности постижения следа бесследности. Некоторую возможность здесь предоставляет биографический подход. Как индивидуальный культурный факт человек - субъект биографии, и когда мы размышляем о его професиионально-личностной самореализации, он интересует нас именно в таком качестве. Биография - уникальный ход индивидуальной жизни. Жизненный путь человека является, с одной стороны, важнейшей ценностью его бытия, в которой концентрируются все его потребности. А с другой - постоянно присутствующей «сверхдеятельной» системой, регулирующей его поведение. Человеческая индивидуальность выступает как сотворец своего жизненного пути. Другой сотворец - культурно-исторические обстоятельства. При биографическом подходе объектом исследования является человек, занятый практикой жизни. Его собственная самосозидательная и самореализующая активность составляет для него элемент этой практики. Отдельные действия человека суммируются в его биографию, которая понимается как осуществление жизненной активности от рождения до смерти. Интерпретируемая таким образом биография оказывается ценностью, которая не исчерпывается суммой отдельных потребностей и жизненных целей индивида. Биография служит главной регулирующей структурой поведения, в которой присутствуют фиксация прошлого, предвосхищение будущего и действия в настоящем.

Факторы, определяющие биографию, а с ней и развитие человека, разделяются на два класса. Во-первых, формирование посредством наследственности или среды («социальная обработка») и, во-вторых, самосозидание и собственно профессионально-личностная самореализация (формирование студентом в процессе воспитательной деятельности собственной личности и жизненного пути). Роль самосозидания в развитии студента, естественно, менее заметна, чем его «социальная обработка», включающая воспитание.

Благодаря воспитательной деятельности в вузе, ориентированной на личность студента и направленной на создание условий для его профессионально-личностной самореализации, расширяется возможность выбора стратегий профессионально-личностной самореализации.

Изучение студента как личности позволяет сделать вывод о том, что его возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера, интеллекта и определения жизненной стратегии самореализации личности.

Основной парадокс самосозидания и профессионально-личностной самореализации заключается в том, что студент становится способным к созидательному и компетентному руководству собственным развитием тогда, когда он уже в значительной мере сформирован процессами, остающимися за пределами его сознательного контроля, в число которых, несомненно, входит воспи-

тательная деятельность, способствующая становлению профессиональноличностной самореализации студента.

Рассмотрев проблему профессионально-личностной самореализации студентов в процессе воспитательной деятельности с точки зрения философии, автор считает целесообразным учитывать стратегию развития нашего государства, которое определяет возможность достижения долгосрочных целей в развитии России только при наличии в стране высокоинтеллектуального человеческого потенциала с высоким уровнем духовного, научного и творческого развития, стремящегося к успешной профессионально-личностной самореализации на благо того сообщества, представителем которого он себя ощущает. Стратегия развития индустриальной цивилизации предполагает наличие человеческого потенциала, сформированного в кросскультурном пространстве воспитательной деятельности и осознающего себя представителем мирового культурного сообщества. В связи с постановкой такой отдаленной конечной цели происходящие сегодня изменения, касающиеся системы высшего образования в России, активно способствуют созданию условий для формирования нового кросскультурного пространства воспитательной деятельности и профессионально-личностной самореализации личности выпускника высшего профессионального учебного заведения.

Исходя из вышесказанного следует, что воспитание студентов представляя специальную деятельность сотрудников вуза, направленную на создание условий для профессионально-личностной самореализации студентов путем раскрытия вариантов материального воплощения личности, и выступает как способ овладения человеком естественного и социального миров. Человек становится личностью благодаря усвоению транслируемого воспитательной деятельностью социального опыта, результат усвоения которого определяет успешность профессионально-личностной самореализации студентов. Таким образом, воспитательная деятельность в вузе, формируя свое кросскультурное пространство, является определяющей в вопросе формирования личной биографии студента и реализации его профессиональной стратегии.

Литература

1. Подопригора С.Я. Индивидуальная стратегия как способ культурной идентификации / С.Я. Подопригора. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2003. 371 с.

2. Путин В.В. Тема определяющего значения: вступительное слово / В.В. Путин // Высшее образование сегодня. 2006. № 6. С. 3-4.

3. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г Фокин. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 224 с.

4. Фурсенко А.А. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2010 года / А.А. Фурсенко // Высшее образование сегодня. 2006. № 1. С. 3-6.

5. Шаповалов В.И. Законы синергетики и глобальные тенденции / В.И. Шаповалов, Н.В. Казаков // Общественные науки и современность. 2002. № 3. С. 141-148.

ЯГОДКИНА ВАЛЕРИЯ ВИТАЛЬЕВНА родилась в 1974 г. Окончила Ростовский государственный педагогический университет. Организатор по воспитательной работе со студентами филиала Донского государственного технического университета (г. Волгодонск). Область научных интересов - социальная философия, педагогика. Автор 8 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.