Научная статья на тему 'Воспитательная деятельность в вузе как условие самореализации студентов'

Воспитательная деятельность в вузе как условие самореализации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / UP-BRINGING / SELF-REALIZATION / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATION / PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Виктор Владимирович, Смолъкина Татьяна Петровна, Оголъцова Елена Геннадиевна

В данной статье характеризуются подходы к воспитательной работе со студентами в вузе. Раскрываются перспективы личности в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егоров Виктор Владимирович, Смолъкина Татьяна Петровна, Оголъцова Елена Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upbringing activity in higher educational establishment as the condition student's self-regulation

Approaches to the educational work with students in high schools are characterized in the article. Prospects of the person in educational institution reveals.

Текст научной работы на тему «Воспитательная деятельность в вузе как условие самореализации студентов»

УДК 371.69(09)

В.В. Егоров, Т.П. Смолькина, Е.Г. Огольцова

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

В данной статье характеризуются подходы к воспитательной работе со студентами в вузе. Раскрываются перспективы личности в образовательном учреждении.

Ключевые слова: воспитание, самореализация, образовательный процесс, обучение, личностноориентированное обучение

V V Egorov, T.P. Smo/kina, E G Ogotisova

UPBRINGING ACTIVITY IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT AS THE CONDITION OF STUDENT’S SELF-REGULATION

Approaches to the educational work with students in high schools are characterized in the article. Prospects of the person in educational institution reveals.

Key words: up-bringing, self-realization, educational process, education, personality-oriented education.

Сегодня для молодежи характерно состояние духовной неопределенности — «смыслового вакуума». При этом невозможно ссылаться на недостаток идей воспитания. Следует отметить даже их своеобразное «перепроизводство». Вместе с тем очень многие идеи существуют в массовом сознании в качестве широко употребляемых, но неосмысленных, «непрочувствованных» понятий. Одним из таких на сегодняшний день стало понятие самореализации личности. Идея самореализации за короткий срок прошла в нашем обществе путь от неприятия ее как плода буржуазной идеологии до укоренения в повседневном языке людей самых различных социальных групп. Само же понятие стало в массовом сознании либо синонимом узкоэгоистического индивидуализма, либо эстетически привлекательной «заплатой» на месте низвергнутых идеалов «строительства коммунизма», «служения общественному прогрессу» и т.д., подобно тому, как прилагательное «гуманистический» механически заменило прилагательное «коммунистический» в многочисленных трудах по философии и педагогике [1].

В общих чертах представление о самореализации предполагает наличие у человека некоторой «глубинной» самости, заблокированных сил («истинных» желаний, устремлений, склонностей), которые необходимо непременно реализовать для достижения душевного равновесия, здоровья, счастливой и успешной жизни, что, в свою очередь, формирует особый образ себя, «этику долга по отношению к себе». Идеал самореализации - квинтэссенция новой «культуры себя».

На основании анализа работ Ф. Бредли, А. Маслоу, А.М. Каримского, С.Я. Подопригоры предлагаем следующую формулировку понятия: самореализация (самоосуществление) - процесс и одновременно результат осуществления, использования человеком своих способностей и возможностей, достижение личностных смыслов, своего предназначения в жизни.

Современная образовательная ситуация убеждает в справедливости мысли К.Ясперса о том, что воспитание приходит в упадок, если исторически воспринятая субстанция распадается в людях, которые в своей зрелости несут за нее ответственность. И тогда единственным выходом из создавшегося положения становится поиск таких целей, средств и методов воспитания, которые соответствуют изменившимся общественным условиям.

Чтобы воспитание было действенным, оно должно быть направлено на достижение конкретных целей. «Школа может создать в проекте такой тип общества, который хотелось бы осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепенно изменили бы и характер взрослого общества», - писал американский философ, создатель педоцентрической теории и методики обучения Дж. Дьюи (1859-1952).

Поскольку понятие воспитательной деятельности, необходимое для рассмотрения нашей проблемы, составляет два обширных понятия: воспитание и деятельность, определимся с общей формулировкой.

2010/1

Воспитание считают основной категорией педагогики. Однако этим термином в педагогической литературе обозначается пять разных понятий [2]:

1) воздействие на человека социального строя и окружающей действительности;

2) передача новым поколениям накопленного общественно-исторического опыта;

3) весь учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении;

4) специальная воспитательная работа для формирования системы определенных убеждений и взглядов;

5) формирование отдельных качеств.

Такое положение, неопределенно обозначая границы предмета педагогики, является одной из причин развившегося в ней кризиса. Фактически первое из перечисленных значений термина воспитания является объектом исследований социологии, второе носит философский характер, третье является синонимом термина «образовательный процесс» (на основе которого педагогика оказывается наукой об образовании, в которое входит и воспитание, и обучение). Наконец, именно четвертое значение с добавлением ограничения «в образовательном учреждении» соответствует тому, что вкладывается в понятие «воспитание школьника», «воспитание студента» как в специфическую деятельность школьных педагогов-воспитателей или руководящего и преподавательского состава высшего учебного заведения, направленных на становление у воспитываемого желаемых нравственных качеств. Чаще всего в педагогической литературе не указывается, о каком из значений термина «воспитание» идет речь: считают, что это значение легко определяется из контекста. Это, конечно, допустимо, но только не в случае, когда речь идет о предмете научного исследования.

По своей сущности воспитание является одним из процессов, обеспечивающих социализацию. Его специфика состоит в том, что этот процесс не активируется самим индивидом, а навязывается воспитываемому извне.

Воспитание как внешнее воздействие на личность взрослого большинством студентов рассматривается как неприемлемое, унижающее их действие. Новые моральные нормы, ценности возникают у взрослого лишь в процессе убеждения. Явное воспитание (точнее, перевоспитание) взрослых возможно лишь в условиях исправительных (пенитенциарных) учреждений.

Таким образом, воспитание — один из процессов социализации индивида, происходящих при жизни индивида в любом обществе. В этих процессах индивид осознает целесообразность определенных нравственных норм и отвергает их или включает их в свою систему ценностей. В образовательном учреждении социализация должна стать направляемой, однако ее результаты не поддаются контролю и оцениванию на экзаменах и зачетах: студент может знать нравственные нормы, но не признавать их частью своих убеждений.

Нравственность индивида проявляется в его поступках, осуществляемых чаше всего вне вуза. Поэтому в вузе необходимо создать условия для направления социализации студента.

Воспитание в высшей школе понимается нами как специальная работа сотрудников вуза, направленная на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, предусмотренных получаемым образованием.

Определим вторую составляющую понятия, рассматриваемого в нашей работе в качестве условия самореализации личности студента. Важнейшим основанием онтологии и антропологии является признание человека существом имманентно способным к деятельности, при этом деятельность рассматривается как форма бытия и способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

-обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;

-становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

-является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;

-создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов;

-является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития;

-обеспечивает познание и преобразование окружающего мира;

-является универсалией культуры субъект-объектного ряда.

В своем понимании воспитательной деятельности мы опираемся также на трактовку Д.И. Фельдштейном роли деятельности в развитии и воспитании: «В отечественной психологии установлено, что постоянным основанием развития человека как личности выступает деятельность. Только овладевая системой деятельностей, задаваемых обществом в процессе воспитания, ребенок развивается как личность» [3].

Отсюда следует, что воспитательная деятельность является необходимым условием самореализации личности (причем как воспитателя, так и воспитанника).

Сегодня происходят изменения условий формирования личности, что обусловлено действием следующих тенденций:

1) усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, что ведет к становлению нового типа общества с «префигуральной культурой» (ориентирующегося на будущее). Это требует организации новых моделей воспитания, построенных на сотрудничестве взрослых и воспитанников;

2) идет преодоление тоталитаризма в педагогике, переосмысление идей и практики коммунистического воспитания;

3) дает о себе знать акцентирование значимости индивидуально-личностного начала в формировании личности.

Как отмечает Н.Ф. Голованова, «действие этих тенденций требует смены парадигмы педагогики, где продолжает господствовать концепция, абсолютизирующая воспитание» [2].

К очевидным и наиболее нетерпимым рецидивам тоталитаризма в воспитании можно отнести, прежде всего, то, что воспитаннику в воспитательном процессе изначально приписывается, каким быть; он не принимается воспитателями (не только преподавателями, но и родителями) таким, каков он есть, ибо тоталитарное общество открыто декларирует презрение к индивидуальности. Поскольку тоталитарное сознание всегда стремится избегать неудач, педагогические действия воспитателя направлены, в первую очередь, на борьбу с недостатками в личности воспитанника, на «выкорчевывание» пороков вместо взращивания добродетелей и достоинств. Для партнерства места не остается, т. к. только подавление воспитуемых своей властью, наблюдение их послушания дает взрослым чувство собственной значимости; двойственная тоталитарному сознанию недостаточная рефлексия приводит к тому, что в воспитательной деятельности в качестве самого надежного средства избирается слово.

Частью глобального кризиса, переживаемого человечеством на рубеже веков, можно считать кризис в области теории и практики воспитания. Он проявляется на всех уровнях: ценностносмысловом, целевом, содержательном, технологическом, результативном (О.С. Газман). Фактически все проблемы, обозначенные десять лет тому назад К.Н. Шварцман в книге «Философия и воспитание» применительно к западному обществу, в полной мере встали перед нашей педагогикой 90-х гг. XX в. Вместе с тем современная отечественная ситуация воспитания в историкокультурном отношении беспрецедентна. Как справедливо полагает И.А. Колесникова, «впервые за тысячелетия развития общества характеристики и качества, привить которые стремятся воспитаннику образовательные институты, ориентируясь на философию гуманизма, на религиозные принципы, оказываются ненужными, невостребованными, т. к. мешают действовать эффективно, быть социально успешными в условиях выживаемости».

В теории и практике воспитательной деятельности существует ряд стереотипов, которые следует по возможности скорее преодолеть, в т. ч. ограничение функциональной роли воспитания как дополнительной по отношению к учебному процессу; наличие представлений о «множественности» воспитания - нравственном, эстетическом, трудовом, патриотическом и др.; иллюзия того, что возможно задать универсальную цель и содержание воспитания для всех; вера во всесилие педагогического влияния на человека форм воспитательной деятельности.

Отметим, что теория практической (воспитательной) деятельности - это «система знаний высокой степени обобщенности, ориентированных на объяснение тех или иных сторон действительности и составляющих основу практических действий» [2]. Сама по себе теория (в данном случае воспитательной деятельности) не является самоцелью: она лишь основа для практической деятельности воспитателя, реализующего воспитательную функцию.

Помочь преодолеть охарактеризованное нами выше положение в теории и практике воспи-

2010/1

тательной деятельности, которая более всего ориентировалась на индивидный способ развития человека, может прежде всего то, что основой идеологии воспитания должна стать его реальная гуманизация. Настоятельность задачи гуманизировать воспитание, утвердить особые гуманистические принципы воспитательной деятельности сегодня ясно осознается на всех уровнях. Ее успешное решение зависит и от состояния теоретической разработки проблемы. Сегодня известны два типа представлений о судьбе воспитания:

а) консервативный (стремление упростить задачу, свести дело к «косметическому ремонту» и на основе теории коммунистического воспитания);

б) ультрареволюционный (воспитание не может быть гуманистическим и его позволительно ликвидировать).

Каждый из этих типов заслуживает критики. Широко распространено мнение: критерии гуманизма применимы к целям воспитания и только к ним. Отсюда гуманизация воспитания предстает лишь гуманизацией его целей. Но негуманные принципы и средства несовместимы с гуманными целями и наоборот. Поэтому в воспитании нет ничего, что было бы нейтральным по отношению к критериям гуманистичности — негуманистичности. Кроме того, в самих гуманистических принципах, на которых мы пытаемся строить сегодня воспитательную практику, содержатся противоречия. Одно из них состоит в том, что уважение студента преподавателем ни в коем случае не гарантирует формирование уважения к преподавателю со стороны студента, более того создает опасность возникновения потребительского отношения к педагогам как к обслуживающему персоналу.

На сегодняшний день одной из особенностей осуществления воспитательной деятельности в вузе является такое явление современного образования, как коммерциализация, благодаря которой одно из важнейших гуманистических требований - реальная доступность образования -зачастую нарушается, что может превратить образовательную и воспитательную деятельности во второстепенные, угрожая стать главным направлением в учебных заведениях. Однако рынок диктует свои требования и по отношению к вузам, и по отношению к современным студентам. Исходя из этого особенно остро встает вопрос о необходимости пересмотра принципов воспитательной деятельности в вузе, чтобы воскресить студенчество как сообщество людей, имеющих собственное мнение, активную жизненную позицию.

Актуальность своевременного включения в перечень требований к аккредитации вузов критерия воспитательной деятельности подчеркивается реформированием системы высшего образования, позволяя проанализировать формы и методы организации воспитательной деятельности в вузе.

Как считают исследователи, одним из принципов гуманистического воспитания может быть следующий: «умей сделать самостоятельно правильный выбор, самостоятельно правильно решить проблемы жизни, иными словами, действуй не как тень другого (пусть и безмерно достойного человека), но как суверенная автономная личность, не как объект, марионетка в чужих руках, а как субъект - творец себя и своих обстоятельств» [2].

В этом аспекте реформы высшего образования, ведущие к достижению «единства в многообразии» и возвращению вузу статуса интегратора, содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей значительно расширяют возможности организации воспитательной деятельности в вузе как условия самореализации студентов. Совместное использование знаний, международное сотрудничество способны открыть новые возможности для изменения парадигмы воспитания высшей школы, исключив ее формальный характер (базирование большинства мероприятий на так называемых коллективных творческих мероприятиях).

На наш взгляд, в процессе вступления Казахстана в зону мирового высшего образования может возникнуть опасность стирания особенности российского высшего образования - ориентированности на то, чтобы выпускаемые специалисты досконально, а не по «среднеевропейским стандартам», анализировали условия жизни своего народа.

Так, необходимо, на наш взгляд, учитывать популярность американской системы образования, которая является свидетельством торжества специфических отношений между образовательными институтами и рынками рабочей силы. Модель построения высших учебных заведений США постепенно перемещается в Европу. Ориентация на рынки во многом диктует и специфическое структурное построение образовательных институтов, и высокую коммерциализацию самой образовательной системы.

О.В. Занданова. ПОТЕНЦИАЛ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Коммерциализация высшего образования, о присутствии которой в системе высшего образования Казахстана говорилось ранее, является важнейшим феноменом сегодняшнего дня, и успех англосаксонской модели подготовки специалистов — наиболее очевидное тому подтверждение. Именно в Соединенных Штатах Америки и Великобритании, где влияние на высшую школу корпоративных отношений наиболее сильно, сложилась самая привлекательная для иностранных студентов модель высшего образования, которая сегодня является эталонной для Европы.

Однако коммерциализация образования, означающая постоянную ориентацию образовательных институтов на рынки труда, приводит к коренным изменениям самого университетского образования, привнесению в него рыночных элементов и рыночных отношений. Но образование перестает быть таковым, если оно не решает вопросы становления личности, лишается ценностных коннотаций в отношении культуры и значимости общественного блага.

Поэтому, говоря о воспитательной деятельности в вузе как условии самореализации студентов, необходимо учитывать существовавшее десятилетия в Казахстане коммунистическое воспитание, целью которого было формирование борца за дело класса, что свидетельствует о его крайне низком гуманистическом воспитании. Тогда как западные специалисты в области воспитания полагали его основной целью развитие свободы, достоинства личности; формирование иерархии интеллектуальных способностей, максимальное развитие рациональной автономной личности (П. Херст, Р. Питерс, К. Харрис); подготовка людей к хорошей жизни (М. Уорнок); научение человека творить себя как личность (Ж.-П. Сартр).

Обращение же казахского общества к принципам гуманизма в организации воспитательной деятельности, по нашему мнению, еще не в полной мере принесло свои результаты, что может затруднить самореализацию студентов в процессе вхождения Казахстана в зону мирового высшего образования.

Именно поэтому тема организации воспитательной деятельности в вузе как условия самореализации студентов становится особенно актуальной. На наш взгляд, в поиске ориентиров современной воспитательной деятельности возрастает миссия таких областей знания, как философия и философия воспитания. Основными задачами последней являются:

- исследование, обоснование и формирование моральных ценностей, поиск способа их усвоения и присвоения в процессе воспитательной деятельности;

- внесение ясности в вопрос о методах и формах приобщения личности студента к системе моральных ценностей, необходимых для его самореализации.

Решение этих задач невозможно без учета культурных универсалий, формирующих человека как представителя мирового культурного сообщества, что под силу только философии.

Литература

1. Кузнецов С.В. Самореализация молодежи: новая социальная утопия? // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. - СПб.: Изд-во БГТУ, 1996.

2. Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация на личность: учеб. пособие. -Волгоград: Перемена, 2003.

3. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.

Егоров Виктор Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе Карагандинского государственного технического университета.

Смолькина Татьяна Петровна, кандидат педагогических наук, проректор по методической работе Карагандинского государственного технического университета.

Огольцова Елена Геннадиевна, преподаватель кафедры «История Казахстана» Карагандинского государственного технического университета.

Egorov Viktor Vladimirovich, doctor of pedagogical science, professor, pro-rector on educational work of Karaganda State Technical University.

Smol’kina Tatiyana Petrovna, candidate of pedagogical science, pro-rector on methodological work of Karaganda State Technical University.

Ogoltsova Elena Gennadievna, teacher of department «History of Kazakhstan» of Karaganda State Technical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.