Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 13 (409).
Философские науки. Вып. 46. С. 56—59.
УДК 101.9
ББК 87.70
ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
И. С. Акулова
Магнитогорский государственный технический университет им Г. И. Носова,
Магнитогорск, Россия
Рассматривается проблема формирования нравственной личности. Будучи актуальной во все времена, особую значимость она приобретает в современную эпоху. «Общество потребления» формирует индивида, ориентированного прежде всего на материальные ценности и ведущего эгоистически-гедонистический образ жизни. Неуемная жажда физических наслаждений и удовольствий разрушает человека, пробуждая в нем животное начало. Раскрывается роль философии в формировании духовного мира личности, ее моральных ценностей.
Ключевые слова: общество потребления, гедонизм, философия, нравственность, нравственная личность, моральные ценности.
Характеризуя современное западное общество, многие мыслители справедливо называют его «обществом потребления», ибо в основе морально-нравственных установок лежат утилитарно-прагматические и эгоистически-гедонистические мотивы.
Развитие цивилизации привело к значительному росту научно-технических достижений, что позволило обеспечить высокий уровень производства и, следовательно, потребления людьми материальных благ. Одним из оснований идеологии индустриального общества стала просветительская идея прогресса. Именно индустриализм впервые породил способ производства, обладающий самоподдерживающейся способностью к росту и экспансии. Идея прогресса преломилась в общественном сознании буржуазного общества в убеждение, что все новое заведомо лучше старого. Прогресс переориентировался на сокращение жизненного цикла производимой продукции, ускоренную смену ее поколений. Это породило особое явление: экономику предложения и общество потребления.
Сегодня производители самых разных товаров и услуг, используя различные средства массовой информации и иные рычаги воздействия на сознание и психику людей, пропагандируют гедонистический образ жизни, который требует соответствия ему всей системы ценностей и ценностных ориентаций. Таким образом, предпринимается попытка замены нравственных механизмов гедонистическими установками. Этот путь заводит в тупик. Ценности, ориентированные лишь на физическую компоненту человека, в значительной степени ограничивают личность, не позволяя ей раскрываться и совершенствоваться в полном
объеме заложенных в нее природой и обществом возможностей. В конечном итоге это приводит не только к духовному опустошению и нравственному разложению, но и физической деградации.
Важная роль в развитии всесторонности человека и, прежде всего, его духовно-нравственной составляющей, принадлежит философии, в лоне которой зародилась, а потом и обособилась в самостоятельную науку этика. Мыслители разных эпох и направлений создавали свои концепции, раскрывающие суть должного поведения и нравственных ориентиров. Так, например, Сенека в своих «Нравственных письмах к Луцилию» советует другу, как прожить достойную жизнь в древнеримском обществе.
В Средние века этика не сдавала своих позиций, хотя ее развитие шло в несколько ином аспекте. Рассуждения о нравственности и поведении человека имели место в рамках религиозной веры. Любое отклонение от христианской морали называлось «грехом». Церковь пыталась контролировать даже самую интимную жизнь людей. В работе «О супружестве и похоти» А. Аврелий дает советы супругам-мирянинам, каким образом им полагается вести себя, вступая в брачные половые отношения. И если супруги (заметим — законные, венчанные) получают удовольствие от сексуальной жизни, это объявляется грехом и именуется как нечто «скотское».
В эпоху Возрождения, в связи с процессом секуляризации, происходит пересмотр нравственных ориентиров. Воспевается красота человеческого тела, ну а если человек стремится к чувственным удовольствиям, это вовсе не свидетельствует об его безнравственности.
Образец нравственного поведения представил И.Кант, сформулировав свой знаменитый категорический императив. Невероятно сложную задачу ставит немецкий мыслитель перед человеком. Крайне тяжело вести себя так, чтобы каждую минуту быть образцом (законом) для поведения других людей. И, тем не менее, И. Кант ставит такую задачу.
Обилие мировоззренческих систем обуславливается неопределенностью, непредсказуемостью и альтернативностью развития общества и индивида, что исключает их заведомую правильность. Ценность каждого учения определяется, прежде всего, тем, в какой мере оно способствует самосовершенствованию личности, помогает человеку оставаться (или становиться) человеком. В этом отношении мировоззренческие учения неравнозначны. Одни сеют национальную или классовую рознь и ненависть, другие учат добру, красоте, мудрости. Философия в целом по своей сути — не догма, а предупреждение. Ни одна философская теория (даже самая фундаментальная) не может исчерпывающе объяснить человеку смысл его существования, сформулировать окончательное определение нравственной жизни. Философия, являясь по сути своей свободомыслием, исходит из того, что факт проживания человеком своей жизни определенным образом (даже самым достойным) может ничего не значить для другого человека. И кто-то, взявший за образец чужой рецепт проживания достойной жизни, в итоге может оказаться глубоко дезориентированным в своем индивидуальном бытии. Так как даже огромное по своему содержанию философское мировоззрение не в состоянии дать исчерпывающие ответы на все вопросы, предложить однозначные решения стоящих перед человеком проблем, поскольку каждый человек неповторим, и в целом неповторима его жизнь.
И все же философия почти всегда стремилась к ориентации людей на общечеловеческие, моральные принципы, поставив своей задачей формирование нравственной, духовно богатой личности.
В последние годы в российском образовании наблюдается планомерное сокращение часов на гуманитарные учебные дисциплины, в том числе, и на философию. Но преподавание философии в вузах крайне необходимо, прежде всего для того,
чтобы формировать у современного студента четкую жизненную позицию, стройную систему морально-этических взглядов и критическое мышление. Важное значение имеет привитие общечеловеческих ценностей, таких как добро, гуманизм, толерантность и др. Будущий специалист, получающий высшее образование, помимо профессиональных знаний должен обладать высоким уровнем общей культуры. «Напичканный» лишь техническими знаниями, и не образованный в сфере духовной культуры, может представлять серьезную опасность для общества.
Кроме того, молодые люди, не обладающие критическим мышлением, сформированным мировоззрением, моральными принципами и твердой жизненной позицией, легко могут стать орудием манипуляции для разрушительной экстремистской идеологии или религиозных деструктивных сект. Так 20 февраля 2017 г. миссионерский отдел Челябинской епархии выступил с предупреждением о распространении на Южном Урале турецкого деструктивного культа «Союз Мирового Братства». «Вероучительная доктрина секты сводится к тому, что человечество находится на краю гибели, спастись можно только соединившись с космосом через совершение самоубийства... Предварительно нужно все имущество передать руководителю организации». Это, как отмечают в Челябинской епархии, «позволяет квалифицировать организацию как своеобразный психопатологический «клуб самоубийц». Случаи самоубийств среди последователей культа уже известны в мире, «Союз Мирового Братства» отнесен к одной из самых опасных деструктивных организаций, утверждается в заявлении. «Отделения «Союза Мирового Братства», к сожалению, имеют место быть на Южном Урале: их деятельность отмечена в Челябинске и в Миассе. В группы входят преимущественно женщины. Есть и дети — их приводят безответственные матери, попавшие под влияние секты. Деятельность культа носит конспиративный характер: люди собираются в частных домах, тайно. Вербовка — пока, во всяком случае, — происходит по принципу «пришел сам, приведи знакомого», — говорится в сообщении. В настоящее время Челябинская епархия собирает информацию об этом культе [11].
Список литературы
1. Вопросы современной науки : кол. моногр. / под ред. Н. Р. Красовской. — М., 2016. — Т. 15. — 198 с.
2. Акулова, И. С. Необходимость наличия философских ценностей в мировоззрении современных российских студентов / И. С. Акулова // Экономика и политика. — 2014. — № 1 (2). — С. 10—11.
58
И. С. Акулова
3. Акулова, И. С. Успешность политики мультикультурализма в городе Магнитогорске / И. С. Акулова // Экономика и политика. — 2016. — № 2 (8). — С. 8—11.
4. Experiences of tolerance: historical and philosophical analysis of multiculturalism (on the example of Magnitogorsk, Russia) / I. S. Akulova, S. S. Velikanova, E. B. Plotnikova et al. // The Social Sciences (Pakistan). — 2016. — Т. 11. — № 27. — С. 6532—6535.
5. Витик, С. В. Управление общественными отношениями / С. В. Витик, И. С. Акулова/ — Магнитогорск, 2015. — 160 с.
6. Копейкин, Н. В. К вопросу о ценностях современной молодежи / Н. В. Копейкин, Г. С. Хакова // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Магнитогорск, 2016. — С. 91—94.
7. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. — М. : Проспект, 1985. — 312 с.
8. Филатов, В. В. МГТУ им. Г. И. Носова в социологическом измерении (2004—2008 гг.) / В. В. Филатов, И. С. Акулова, Г. А. Воронина. — Магнитогорск, 2009. — 316 с.
9. Хакова, Г. С. К вопросу о современных проблемах высшего профессионального образования / Г. С. Хакова // Наука и образование в современном обществе: вектор развития : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 7 ч. — М. : Ар-Консалт, 2014. — С. 98—101.
10. Хакова, Г. С. К вопросу о формировании нравственных принципов личности / Г. С. Хакова // Фундаментальные проблемы науки : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (20 июня 2015 г., Уфа). — Уфа: АЭТЕРНА, 2015. — С. 72—75.
11. Внимание! Будьте осторожны! 20 февраля // dostup1.ru — URL: https://news.mail.ru/ society/28832265/?frommail= 1.
Сведения об авторе
Акулова Ирина Сергеевна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии Магнитогорского государственного университета им. Г. И. Носова. Магнитогорск, Россия. akulova_i@list.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2017. No. 13 (409). Philosophy Sciences. Iss. 46. Pp. 54—59.
PHILOSOPHY AS A THEORETICAL BASIS FOR THE FORMATION OF THE MORAL PERSON
I.S. Akulova
The Nosov Magnitogorsk State Technical University. Magnitogorsk. akulova_i@list. ru
The problem of the formation of a moral personality is considered. Being relevant at all times, it acquires special significance in the modern era. «Consumer society» forms a consumer, focused primarily on material values and leading a selfishly hedonistic way of life. Unquenchable thirst for physical pleasures and pleasures destroys a person, awakening in him an animal principle. The role of philosophy in the formation of the spiritual world of the individual, its moral values is revealed. Teaching philosophy in universities is extremely necessary and, first of all, in order to shape a modern student's clear life position, a harmonious system of moral and ethical views and critical thinking. The future specialist who receives higher education, in addition to professional knowledge should have a high level of general culture.
Keywords: consumer society, hedonism, philosophy, morality, moral personality, moral values.
References
1. Agalakova N.I., Akulova I.S., Baranov G.V., Botabaev N.E., Varavva V.V., Kaldybekova Zh.B., Mekleyev V.M., Petrov G.L., Rivkin T.V., Sivkov Yu.V., Syrmanova K.K., Khazikova T.S., Shishonina N.V., ed. Krasovskoy N.R. Voprosy sovremennoi nauki. Т. 15 [Questions of modern science. Vol. 15]. Moscow, 2016. 198 p. (In Russ.).
2. Akulova I.S. Neobkhodimost' nalichiya filosofskikh tsennostei v mirovozzrenii sovremennykh rossiiskikh studentov [Necessity of the presence of philosophical values in the worldview of contemporary Russian students]. Ekonomika ipolitika [Economics and Politics], 2014, no. 1 (2), pp. 10—11. (In Russ.).
3. Akulova, I. S. Uspeshnost' politiki mul'tikul'turalizma v gorode Magnitogorske [The success of the policy of multiculturalism in the city of Magnitogorsk]. Ekonomika ipolitika [Economics and Politics], 2016, no. 2 (8), pp. 8—11. (In Russ.).
4. Akulova I.S., Velikanova S.S., Plotnikova E.B., Khakova G.S., Chernykh O.P., Chernobrovkin V.A. Experiments of Tolerance: historical and philosophical analysis of multiculturalism (on the example of Magnitogorsk, Russia). The Social Sciences (Pakistan), 2016, vol. 11, no. 27, pp. 6532—6535.
5. Vitik S.V., Akulova I.S. Upravlenie obshchestvennymi otnosheniyam [Management of public relations]. Magnitogorsk, 2015. 160 p. (In Russ.).
6. Kopeikin N.V., Khakova G.S. K voprosu o tsennostyakh sovremennoi molodezhi [To the question of the values of modern youth]. Smysly, tsennosti, normy v bytii cheloveka, obshchestva, gosudarstva [Meaning, values, norms in the being of man, society, state]. Magnitogorsk, 2016. Pp. 91—94. (In Russ.).
7. Peccei A. Human qualities. Moscow, Prospekt Publ., 1985. 312 p.
8. Filatov V.V., Akulova I.S., Voronina G.A. MGTU im. G. I. Nosova v sotsiologicheskom izmerenii (2004— 2008 gg.) [The Nosov Magnitogorsk State Technical University in the sociological dimension (2004—2008)]. Magnitogorsk, 2009. 316 p. (In Russ.).
9. Khakova G.S. K voprosu o sovremennykh problemakh vysshego professional'nogo obrazovaniya [On the problem of modern problems of higher professional education]. Nauka i obrazovanie v sovremennom obshchestve: vektor razvitiya: v 7 ch. [Science and education in modern society: the vector of development in 7 parts]. Moscow, Ar-Consult Publ., 2014. Pp. 98—101. (In Russ.).
10. Khakova G.S. K voprosu o formirovanii nravstvennykh printsipov lichnosti [On the question of the formation of moral principles of personality]. Fundamental'nye problemy nauki [Fundamental problems of science]. Ufa, 2015, Pp. 72—75. (In Russ.).
11. Vnimanie! Bud'te ostorozhny! [20 fevralya Attention! Be careful! 20 Feb.]. Dostup1.ru. — Available at: https://news.mail.ru/society/28832265/?frommail=1, accessed 15.11.2017. (In Russ.).