Научная статья на тему 'Человек как высшая ценность: метаморфозы современной цивилизации'

Человек как высшая ценность: метаморфозы современной цивилизации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4086
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЦЕННОСТЬ / СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ПРЕДМЕТНЫЙ МИР / ВЕЩЬ / ТЕХНИКА / MAN / VALUE / MODERN CIVILIZATION / OBJECTIVE WORLD / THING / TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хакова Галина Сергеевна

Рассматривается человек в его связи с вещественно-предметным миром. Век высоких технологий, создав общество изобилия, утвердил культ денег и вещей, которые становятся знаком социального статуса личности. Оказавшись во власти материальных ценностей, человек превращается в их раба, встав на службу им самим же искусственно созданного мира. Подчеркивается необходимость переоценки ценностей, возвращения человека на высшую ступень их иерархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Man as High Value: Metamorphoses of Contemporary Civilization

A person is considered in his connection with the real-object world. From these positions one of the main features of modern civilization is revealed. The age of high technology, having created a society of abundance, approved the cult of money and things that become a sign of the social status of the individual. Once in the power of material values, a person turns into their slave, having risen to the service of the artificially created world. It emphasizes the need to reassess values, return a person to the highest level of their hierarchy. The paradox of the current situation lies in the fact that it not only put the thing in place of a person, but also created the conditions for the reverse movement.

Текст научной работы на тему «Человек как высшая ценность: метаморфозы современной цивилизации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 13 (409).

Философские науки. Вып. 46. С. 53—55.

УДК 172

ББК 87.70

ЧЕЛОВЕК КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ: МЕТАМОРФОЗЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Г. С. Хакова

Магнитогорский государственный технический университет им Г. И. Носова,

Магнитогорск, Россия

Рассматривается человек в его связи с вещественно-предметным миром. Век высоких технологий, создав общество изобилия, утвердил культ денег и вещей, которые становятся знаком социального статуса личности. Оказавшись во власти материальных ценностей, человек превращается в их раба, встав на службу им самим же искусственно созданного мира. Подчеркивается необходимость переоценки ценностей, возвращения человека на высшую ступень их иерархии.

Ключевые слова: человек, ценность, современная цивилизация, предметный мир, вещь, техника.

Одной из величайших загадок Вселенной является человек. И потому не случайно становится он предметом глубоких философских размышлений, жарких дискуссий и споров. Определяя его место в этом мире, еще в VI в. до н. э. Лао-цзы говорил: «Есть четыре великих сферы: Путь, Небо, Земля, Человек, и Человек занимает среди сфер первое место» [7]. Это уникальный феномен, понять и познать который совсем не просто. «Человек, словно в зеркале мир, — многолик. Он ничтожен — и он же безмерно велик!» — писал о нем персидский поэт и философ О. Хайям [3].

Принадлежность человека к двум мирам (природному и социальному) объясняет широкий диапазон его потребностей, интересов, ценностей, поведения, в границах которого он перемещается от самого низменного до самого возвышенного. С одной стороны, человек может демонстрировать красивые и благородные поступки и отношения, мысли и чувства, вызывая почет и уважение, с другой, напротив, пасть низко, становясь объектом всеобщего презрения. Вместе с тем, природа не создала более разумного существа, чем человек. Именно разум контролирует, анализирует, оценивает и принимает решения. Именно он позволяет осознать, что человек есть высшая ценность на Земле. Предметный же мир встает на службу Homo sapiens. Однако сегодня мы наблюдаем перестановку в этой иерархии ценностей.

Преобразуя окружающее пространство, человек создает искусственную среду своего обитания, материальный, вещественно-предметный мир. Органично вписавшийся в жизнь человека, он становится необходимым условием существования и развития личности. Исторически определилось место каждого из элементов в системе «человек — вещь», а именно: вещь для человека. Мир пред-

метов и вещей — это также мир ценностей (материальных), очень важных и значимых в жизни индивида и общества. Но они всего лишь условия нашего комфорта (экономия времени, сокращение расстояний, свобода, наслаждение и т. д.).

В разных культурах и на разных исторических этапах можно наблюдать порою совершенно противоположные отношения человека к предметам, искусственно созданного им мира. В рамках одной эпохи они обесценивались, в другую же становились объектом культа и поклонения.

Проблема соотношения человека и вещи не устарела, и сегодня она особенно актуальна.

Наука и техника как продукт человеческой мысли и деятельности подняли современную цивилизацию на небывалую высоту в ее развитии. Их роль в жизни человека и общества неоспорима. С их помощью человек раздвинул границы когда-то им еще невидимого, неслышимого, но чувственно воспринимаемого мира, создал огромное множество невероятно сложных предметов и вещей, никогда не существовавших в природе.

Однако, создав общество изобилия, техническая цивилизация не сделала человека более счастливым и свободным. Огромные успехи в сфере науки и техники обусловили высокие темпы развития производства. Последнее направлено на создание товаров и услуг для человека. Но характерной особенностью нынешней ситуации является то, что искусственно созданный мир человеком начинает поглощать его самого. Мощный поток материальных ценностей порождает ненасытную жажду их приобретения. Оказавшись во власти неживых объектов, человек теряет самого себя.

Компьютеры, сотовые телефоны, кондиционеры, DVD-плееры, цифровые фото- и видеокамеры

54

Г. С. Хакова

и т. д. прочно вошли в нашу жизнь, делая ее легкой, красивой, комфортной. Однако они перестали быть просто средствами, превратившись в цель и смысл человеческого существования. Мы уже не преклоняемся перед культурой и образованием. Век высоких технологий и скоростного производства утвердил культ денег и вещей. Они создают нам настроение, формируют наш характер и даже определяют судьбу. О них мы думаем, их страстно желаем.

В имидж современного человека необходимым образом включается вещественный компонент, который в современном обществе приобретает первостепенное значение. Сегодня мы нередко не только встречаем, но и провожаем по одежке. Главным в оценке личности становится не богатство его внутреннего, духовного мира, а его материальное состояние, которое становится знаком социального статуса личности. Человек не чувствует себя ущербным, если не прочитал У. Шекспира, не посетил выставку, не сходил в театр. Но ощущает свою неполноценность, если не обладает какой-либо вещью. Мы перестали получать удовольствие от простого человеческого общения, зато получаем истинное наслаждение, став хозяином столь желанной вещи. Нам не по себе не от того, что мы что-то не знаем, а от того, что мы чем-то не владеем. Оказавшись во власти вещей, во власти материальных ценностей, человек становясь их рабом. И уже не вещь служит человеку, а человек служит вещи. Этому служению он отдает свои силы, здоровье, время, любовь.

Главные ценности человеческой жизни, прежде всего нравственные, деформировались. Мнимой оказалась свобода. Зависимость человека от предметного мира сегодня настолько велика, что без

какой-то вещи, даже в рамках небольшого промежутка времени, человек оказывается совершенно беспомощным, растерянным и психически неустойчивым. Любовь к человеку сменилась любовью к деньгам, забота о ближних — заботой о вещах. Хозяевами детских площадок сегодня являются не дети. На этой ранее территории звонкого смеха и счастливого детства, расположились куда более дорогие человеческому сердцу ценности. А взрослые дежурят у окна не для того, чтобы наблюдать за играми своих детей, а чтобы фиксировать факт наличия на месте собственного автомобиля. Жизнь человека с ее высоким смыслом и предназначением утратила всякую ценность. Ради вещей и денег люди готовы идти на преступления.

Абсолютная захваченность вещественным миром смещает Человека с его пьедестала, вознеся на это место Вещь. Настало время, когда необходимо произвести переоценку существующих ценностей, вернуть человека на высшую ступень их иерархии. Необходимо повернуть человека лицом к самому себе. Мы наконец должны обратить внимание на что-то, кроме вещей с их потребительной ценностью, на факт нашего бытия здесь и теперь, без которого не было бы никаких ценностей вообще. Все материальное преходяще. Это то, чего человек может лишиться в любой момент своей жизни. Ведь у него не сложно отнять дом, машину, деньги. Но что невозможно отнять у человека, так это его духовный, внутренний мир: его знания, убеждения, его веру, надежду, любовь. А потому приоритетными для личности должны быть духовные ценности. И современное общество должно их пропагандировать и насаждать.

Список литературы

1. Вопросы современной науки : кол. моногр. / под ред. Н. Р. Красовской. — М., 2016. — Т. 15. — 198 с.

2. Никитин, Д. С. Виды и влияние паблик рилейшнз на общественное сознание на примере организации ОАО «БАШКИРЭНЕРГО» / Д. С. Никитин, И. С. Акулова // Экономика и политика. — 2012. — № 5 (5). — С. 51—53.

3. Хайям, О. Рубаи, стихи, афоризмы [Электронный ресурс] / О. Хайям. — URL: https://hayam. spinners.ru.

4. Хакова, Г. С. Нравственная культура как условие развития современной цивилизации / Г. С. Хакова // Информационные технологии в науке нового времени : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (20 июня 2016 г., Курган) : в 2 ч. Ч. 2. — Уфа : АЭТЕРНА, 2016. — С. 45—47.

5. Хакова, Г. С. К вопросу о формировании нравственных принципов личности / Г. С. Хакова // Фундаментальные проблемы науки : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (20 июня 2015 г., Уфа) : в 2 ч. Ч. 2. — Уфа: АЭТЕРНА, 2015. — С. 72—74.

6. Хакова, Г. С. Человек и техника в циклах овеществления и персонализации / Г. С. Хакова // Кризис образования как иррациональное явление : сб. ст. Всерос. науч. конф. — Магнитогорск : Магнитогор. гос. техн. ун-т им Г. И. Носова, 2006. — С. 309—316.

Человек как высшая ценность: метаморфозы современной цивилизации

55

7. 10000 афоризмов великих мудрецов [Электронный ресурс]. — URL: https://books.google.ru/ books?isbn=5457047687 (дата обращения 1511.2017).

Сведения об авторе

Хакова Галина Сергеевна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии Магнитогорского государственного университета им. Г. И. Носова. Магнитогорск, Россия. solvaf@yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2017. No. 13 (409). Philosophy Sciences. Iss. 46. Pp. 53—55.

MAN AS HIGH VALUE: METAMORPHOSES OF CONTEMPORARY CIVILIZATION

G.S. Khakova

The Nosov Magnitogorsk State Technical University. Magnitogorsk. olvaf@yandex. ru

A person is considered in his connection with the real-object world. From these positions one of the main features of modern civilization is revealed. The age of high technology, having created a society of abundance, approved the cult of money and things that become a sign of the social status of the individual. Once in the power of material values, a person turns into their slave, having risen to the service of the artificially created world. It emphasizes the need to reassess values, return a person to the highest level of their hierarchy. The paradox of the current situation lies in the fact that it not only put the thing in place of a person, but also created the conditions for the reverse movement.

Keywords: man, value, modern civilization, objective world, thing, technique.

References

1. Agalakova N.I., Akulova I.S., Baranov G.V., Botabaev N.E., Varavva V.V., Kaldybekova Zh.B., Mekleyev V.M., Petrov G.L., Rivkin T.V., Sivkov Yu.V., Syrmanova K.K., Khazikova T.S., Shishonina N.V., ed. Krasovskoy N.R. Voprosy sovremennoi nauki. T. 15 [Questions of modern science. Vol. 15.]. Moscow, 2016. 198 p. (In Russ.).

2. Nikitin D.S., Akulova I.S. Vidy i vliyanie pablik rileishnz na obshchestvennoe soznanie na primere organizatsii OAO "BAShKIRENERGO" [Types and influence of public relations on public consciousness on the example of the organization of JSC "BASHKIRENERGO"]. Ekonomika ipolitika [Economics and Politics], 2012, no. 5 (5), pp. 51—53. (In Russ.).

3. Khayyam O. Rubai, stikhi, aforizmy [Rubai, verses, aphorisms]. Available at: https://hayam.spinners.ru, accessed 15.11.2017. (In Russ.).

4. Khakova,G.S. Nravstvennaya kul'tura kak uslovie razvitiya sovremennoi tsivilizatsii [Moral culture as a condition for the development of modern civilization]. Informatsionnye tekhnologii v nauke novogo vremeni: v 2 ch. Ch. 2 [Information technology in the science of modern times in 2 hours. Part 2]. Ufa, AERTERNA Publ., 2016. Pp. 45—47. (In Russ.).

5. Khakova G.S. K voprosu o formirovanii nravstvennykh printsipov lichnosti [On the question of the formation of moral principles of personality]. Fundamental'nye problemy nauki: v 2 ch. Ch. 2 [Fundamental problems of science in 2 hours. Part. 2]. Ufa, AERTERNA Publ., 2015. Pp. 72—74. (In Russ.).

6. Khakova G.S. Chelovek i tekhnika v tsiklakh oveshchestvleniya i personalizatsii [Man and technology in the cycles of materialization and personalization]. Krizis obrazovaniya kak irratsional'noe yavlenie [The crisis of education as an irrational phenomenon]. Magnitogorsk, The Nosov Magnitogorsk State Technical University Publ., 2006. P.p 309—316. (In Russ.).

7. 10000 aforizmov velikikh mudretsov [10000 aphorisms of the great sages]. Available at: https://books. google.com/books?isbn=5457047687, accessed 15.11.2017. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.