Научная статья на тему 'Свобода как ценностное основание семьи'

Свобода как ценностное основание семьи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
532
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СВОБОДА / СЕМЬЯ / ЦЕННОСТИ / ДОБРАЯ ВОЛЯ / СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / FREEDOM / INDIVIDUAL FREEDOM / FAMILY / VALUES / GOOD WILL / FAMILY VIOLENCE / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хакова Галина Сергеевна

В статье рассматривается свобода как одна из величайших ценностей человека и основание семьи. Выступая против крайней абсолютизации семейных ценностей в противовес личной свободе, автор акцентирует внимание на том, что семья вовсе не исключает индивидуальной свободы, хотя и предполагает несколько иную расстановку приоритетов и появление новых обязанностей, а открывает дополнительные просторы ее реализации. Отдельно поднимается проблема свободы детей, которая в условиях роста детского насилия в семье становится особенно актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM AS A VALUE BASIS OF THE FAMILY

The article deals with freedom as one of the greatest values of the humanity and the family foundation. Arguing against the absolutization of family values as opposed to personal freedom the author focuses on the fact that the family does not exclude individual freedom, though presupposes a slightly different placing of priorities and new responsibilities, but opens up additional opportunities for its implementation. In the paper the issue of the freedom of children, which becomes particularly relevant in the conditions of the spiral of children’s violence in the family, is raised.

Текст научной работы на тему «Свобода как ценностное основание семьи»

Хакова Галина Сергеевна

СВОБОДА КАК ЦЕННОСТНОЕ ОСНОВАНИЕ СЕМЬИ

В статье рассматривается свобода как одна из величайших ценностей человека и основание семьи. Выступая против крайней абсолютизации семейных ценностей в противовес личной свободе, автор акцентирует внимание на том, что семья вовсе не исключает индивидуальной свободы, хотя и предполагает несколько иную расстановку приоритетов и появление новых обязанностей, а открывает дополнительные просторы ее реализации. Отдельно поднимается проблема свободы детей, которая в условиях роста детского насилия в семье становится особенно актуальной.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/7-1/53.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 7(69): в 2-х ч. Ч. 1. C. 188-190. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/7-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

3. Титова Т., Фролова Е., Салахова А., Гараев Д., Скибо Д., Вятчина М., Галимуллина А. Диаспоры и сообщества мигрантов в Республике Татарстан: женская трудовая миграция: этносоциологические очерки. Казань: ЗАО «Мир без границ»; ООО «Глаголь», 2013. Ч. II. 245 с.

4. Фролова Е. В. Семейно-брачные отношения и этнокультурные практики в среде женщин-мигрантов в Республике Татарстан // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 5 (55). Ч. II. С. 198-200.

INTEGRATION OF MIGRANTS IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN: ADAPTATION STRATEGIES AND RELATIONS WITH THE LOCAL POPULATION

Frolova Elena Valer'evna, Ph. D. in History, Associate Professor Kazan (Volga Region) Federal University Elenaieup@mail. ru

The article analyzes the adaptation strategies of migrants and issues related to the interaction of migrants and the host population (by the example of the Republic of Tatarstan). In this context, the author studies the level of the intragroup solidarity of various groups of migrants, the peculiarities of their social contacts, factors that obstruct the interaction of migrants with the local population. The author substantiates the position that among migrants the focus mainly on ethnic isolation is retained, which contributes to the preservation of the cultural distance of migrants from the host population.

Key words and phrases: migration; integration; ethnic culture; interethnic marriage rate; intragroup consolidation; adaptation.

УДК 124.5

Философские науки

В статье рассматривается свобода как одна из величайших ценностей человека и основание семьи. Выступая против крайней абсолютизации семейных ценностей в противовес личной свободе, автор акцентирует внимание на том, что семья вовсе не исключает индивидуальной свободы, хотя и предполагает несколько иную расстановку приоритетов и появление новых обязанностей, а открывает дополнительные просторы ее реализации. Отдельно поднимается проблема свободы детей, которая в условиях роста детского насилия в семье становится особенно актуальной.

Ключевые слова и фразы: свобода; индивидуальная свобода; семья; ценности; добрая воля; семейное насилие; ответственность.

Хакова Галина Сергеевна, к. филос. н., доцент

Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова solvaJ@yandex. т

СВОБОДА КАК ЦЕННОСТНОЕ ОСНОВАНИЕ СЕМЬИ

Свобода - одна из величайших человеческих ценностей, которая является не менее значимой, чем жизнь и здоровье. Более того, сама жизнь человека приобретает смысл лишь в условиях его свободы. «Посох мой, моя свобода - сердцевина бытия...» [2], - писал Осип Мандельштам. Ее воспевали великие поэты, во имя нее солдаты шли на смерть. И, конечно же, феномен свободы не мог не попасть в поле зрения мыслителей, становясь предметом частых философских размышлений, хотя при этом само понятие свободы в истории философии трактовалось весьма по-разному.

Несмотря на то, что проблема свободы обсуждается не одно тысячелетие, она до сих пор остается актуальной и является предметом научных исследований, философских дискуссий, профессиональных споров и обыденных разговоров. Кроме того, следует отметить особую остроту ее характера в современном мире в свете происходящих, особенно в последнее время, политических, экономических, религиозных и иных социальных явлений и процессов.

Не меньший интерес проблема свободы вызывает применительно к такой малой социальной группе как семья. В системе общества ценность последней неоспорима, ибо она выполняет такие важные социальные функции, как воспроизводство человеческой жизни, воспитание подрастающего поколения.

Вместе с тем ценность для общества, безусловно, представляет качественный показатель этих процессов, который во многом обусловлен содержанием и характером семейных ценностей, а также отношений, складывающихся между членами семьи и создающих особую атмосферу, в которой появляется на свет, а потом живет и формируется ребенок как личность. Только благоприятная атмосфера является условием правильного, комфортного и полноценного развития ребенка. Это совершенно очевидно. Вопрос другой: что значит «благоприятная среда»? В специальной литературе можно найти различные ее характеристики, не согласиться с которыми невозможно. Но, на наш взгляд, особое значение имеет феномен индивидуальной свободы в семье.

Бытует мнение, что, создавая семью, человек жертвует своей свободой, поскольку ему приходится отказываться от всего личного (прежние интересы, друзья и т.п.), подчинять индивидуальные потребности

ISSN 1997-292X

№ 7 (69) 2016, часть 1

189

и интересы семейным ценностям. Жесткое противопоставление семейных интересов личной свободе индивида несправедливо и даже опасно. Конечно, семья требует от человека определенного анализа его до семейной жизни и расстановки новых приоритетов, но не призывает (за исключением, возможно, отдельных случаев) к полному отказу от прошлого, привычного, любимого. Человек - существо свободное, и он должен оставаться таковым и в условиях семейных уз. Конечно, у каждого человека, который приобретает новый статус с образованием семьи или вхождением в нее, появляется и новый круг обязанностей. Но необходимо понимать, что семья - это не рабство, которое отнимает свободу, заковывая в кандалы семейных забот и вечных неразрешимых проблем, а напротив, она открывает новое пространство ее реализации. Ведь сама семья, не говоря об отдельных культурах, создается на основе доброй воли и общего решения обоих субъектов, непосредственно вступающих в семейный союз.

Кроме того, любовь как основа брака и семьи необходимым образом предполагает уважение партнера, в том числе его права на личную свободу. Там же, где этого нет, нельзя говорить о любви. Ведь любовь исключает любое оскорбление и всякую агрессию.

Семья как структурное образование предполагает наличие в ней определенных связей и отношений. Исследуя феномен семьи, социологическая наука в одной из классификаций выделяет такой ее тип, как авторитарная семья, во главе которой стоит один из супругов, обладающий верховной властью, когда он навязывает свою волю в решении основных вопросов семейной жизни. Совершенно очевидно, что в такой семье свобода других ее членов сведена до минимума.

Безусловно, в жизни бывают исключительные (экстремальные) моменты, но именно моменты, когда требуется принятие жесткого и твердого решения, которое осуществляется волею одного из членов семьи, берущего на себя такую ответственность. В обычных же условиях, как правило, все решения принимаются сообща.

Свобода как возможность и способность человека выражать свою добрую волю, самостоятельно принимать решения и действовать в соответствии с этими решениями является важной характеристикой благоприятных семейных отношений и той среды, в которой живет и формируется ребенок. Однако свобода не предполагает бесконтрольного проявления индивидуальной воли, а предъявляет серьезные требования к ее субъекту.

Во-первых, у каждого человека есть своя «территория» свободы. И, как любая другая территория, она имеет свои границы. Именно они, как это не парадоксально звучит, выступают гарантией свободы. Ведь граница - это та линия, тот рубеж, через который не должен переступать ни один человек. Есть мой дом, и в нем я хозяйка, следовательно, другому человеку здесь делать нечего! Это мой карман, и чужой руке в нем делать нечего! Унизить, оскорбить, обидеть человека - это тоже значит нарушить эти границы, посягнуть на его свободу.

Известно, что любое явление сохраняет свое качество в определенных рамках и границах. Меняются последние - меняется качество явления. Это относится и к феномену свободы. Если убрать границы - получим свободу без границ, где человек волен делать все, что захочет. Но безграничная свобода - это уже не есть свобода, это анархия, произвол, беспредел. И если один начинает действовать, исходя из личных желаний и амбиций, не принимая во внимание окружающую действительность, других людей, то последствия могут оказаться катастрофическими.

Состояние современного общества таково, что многие поняли свободу как вседозволенность, не имеющую границ. Итог: высокий уровень преступности, рост алкоголизма, наркомании, проституции. Свобода и беспредел - это не одно и то же. Неотъемлемым свойством первого является наличие границ, второго - их отсутствие.

Во-вторых, свобода предполагает ответственность личности за принимаемые решения, за совершение конкретных действий. С одной стороны, следует подчеркнуть объективный характер феномена ответственности, поскольку она представляет собой совокупность требований, предъявляемых обществом своим гражданам в случае совершения ими вредных и опасных для общества или отдельных лиц поступков. С другой стороны, это явление субъективного порядка, отражает внутреннее состояние личности и связано с его сознанием и чувствами. Будучи явлением объективного и субъективного порядка, ответственность характеризует уровень социального развития: в одном случае - общества, в другом - человека. Говоря об ответственности как социальном феномене вообще, следует отметить, что данное явление, характеризующее особое отношение человека ко всему окружающему, свойственно обществу с определенным уровнем культуры, с развитыми формами общественного сознания. Как явление субъективного порядка ответственность характеризует уровень сознательности и нравственной культуры человека. При этом мера ответственности всегда, без каких-либо условностей должна соответствовать мере активности личности в ситуации выбора.

О феномене индивидуальной свободы следует говорить не только в отношении взрослых членов семьи, но и детей. Конечно, человек в начале своего жизненного пути во многом зависит от родителей и не может принять серьезного самостоятельного решения. Но даже у этого маленького человечка должна быть своя территория свободы, право на участие в жизни семьи и личное мнение.

К сожалению, нередко встречаются ситуации, когда родители, имея власть над ребенком, часто навязывают ему свою волю, используя все возможные рычаги давления, включая и такие запрещенные, как, например, подкуп и необоснованное наказание. Такие отношения, направленные на подавление личности, являются благоприятной почвой, на которой произрастают серьезные психологические комплексы, нравственные пороки, формируется слабый, бесхарактерный либо, напротив, жестокий и агрессивный человек.

Проблема свободы маленьких граждан приобретает сегодня особую актуальность еще и в связи с тем, что отмечается рост физического детского насилия в семье. Порою обращение родителей со своими детьми имеет самые крайние формы грубости и жестокости. Последствия такого отношения к ребенку могут быть страшными. Это все формы детской девиации: бродяжничество, алкоголизм, преступность, наркомания, проституция,

гомосексуализм. И, конечно же, совершенно чудовищно, когда общение самых близких людей заканчивается детской инвалидностью и даже смертью. И таких примеров сегодня немало. В семье встречается и другая крайность, когда ребенку позволяют делать все, что он захочет. Результат - эгоистичный, капризный, неуправляемый индивид, который идет на поводу собственных желаний и амбиций, не учитывая интересы других людей, характер ситуации.

Эти два крайних полюса, когда свобода практически исключается из деятельности ребенка и, наоборот, доводится до произвола, нередко встречаются в семейной практике. Поэтому задача взрослых заключается не только в том, чтобы предоставить ребенку свободу, но, главное, необходимо научить его быть свободным, а значит, научить быть ответственным за свои решения и поступки.

Признание индивидуальной свободы в рамках семьи означает уважение личного пространства каждого, что является одной из главных потребностей для любого человека. Именно уважение, в том числе прав и свобод индивида, наряду с таким прекрасным чувством, как любовь, выступает надежным основанием семьи, поскольку способствует сохранению ее целостности и здоровой атмосферы.

Список литературы

1. Ахметзянова М. П. К проблеме человека «общества риска»: философский аспект // Мировоззренческие основания культуры современной России: сб. материалов VI Международной научной конференции. Магнитогорск, 2015. С. 19-21.

2. Мандельштам О. Э. Посох [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/POEZIQ/MANDELSHTAM/stihi.txt (дата обращения: 15.05.2016).

3. Хакова Г. С. Свобода как образ жизни и условие формирования нравственной культуры личности // Социокультурная среда учреждения дополнительного образования как фактор развития индивидуальности ребенка: сб. материалов XI научно-практической конференции Правобережного центра дополнительного образования для детей. Магнитогорск, 2005. С. 41-45.

FREEDOM AS A VALUE BASIS OF THE FAMILY

Khakova Galina Sergeevna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Nosov Magnitogorsk State Technical University solvaf@yandex. ru

The article deals with freedom as one of the greatest values of the humanity and the family foundation. Arguing against the abso-lutization of family values as opposed to personal freedom the author focuses on the fact that the family does not exclude individual freedom, though presupposes a slightly different placing of priorities and new responsibilities, but opens up additional opportunities for its implementation. In the paper the issue of the freedom of children, which becomes particularly relevant in the conditions of the spiral of children's violence in the family, is raised.

Key words and phrases: freedom; individual freedom; family; values; good will; family violence; responsibility.

УДК 340

Юридические науки

В статье исследуются исторический опыт и современные формы существования традиционного общественного института кабардинцев - хаса. Выявляются основные аспекты и формы ее существования в социально-политической истории Северного Кавказа. Определяется значимость хасы в общественно-политической жизни кабардинцев в настоящее время. Характеризуется созданная в КБР правовая база, которая обеспечивала становление и функционирование местного самоуправления как одной из форм осуществления народовластия. Делается вывод, что в такой форме в постсоветский период хаса стала одним из значимых механизмов сохранения и воспроизводства этнокультурной идентичности кабардинцев.

Ключевые слова и фразы: сословно-представительное собрание; хаса; кабардинцы; этническая культура; этнокультурная идентичность.

Хачеритлов Мухарби Жумалдинович, к. филос. н.

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова elbrusm@mail. гы

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЭТНОКУЛЬТУРЕ КАБАРДИНЦЕВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В настоящее время успех проводимых в РФ социально-политических, экономических преобразований, направленных на развитие гражданского общества и правового государства, сохранение и развитие России как федеративного многонационального государства зависит от эффективной этнической политики на всех

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.