Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ И БУДУЩЕЕ'

ФИЛОСОФИЯ И БУДУЩЕЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ПОЛИТИКА / ГЕГЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ / КУЛЬТУРА / СОЦИОЛОГИЯ / МОРАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Раматов Д., Умарова Р., Султанов С., Назарова Н., Хасанов М.

В данной статье представлен образ философии в истории и его будущее. Кроме того, возглавлены цитаты великих философов о будущем развитий гуманитарных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY AND THE FUTURE

This article publishes the image of philosophy in history and its future. In addition, quotes from great philosophers about the future developments of the humanities are headed.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ И БУДУЩЕЕ»

Раматов Д., доктор философских наук

профессор кафедра социальных наук Умарова Р. доцент

кафедра социальных наук Султанов С. и.о.доцент кафедра социальных наук Назарова Н. старший преподаватель Хасанов М. старший преподаватель кафедра социальных наук Ташкентский государственный транспортный университет

ФИЛОСОФИЯ И БУДУЩЕЕ

Аннотация: В данной статье представлен образ философии в истории и его будущее. Кроме того, возглавлены цитаты великих философов о будущем развитий гуманитарных наук.

Ключевые слова: философия, политика, гегельская идея, культура, социология, моральные установки.

Ramatov D., doctor of philosophy

professor

Department of Social Sciences Umarova R. associate professor Department of Social Sciences

Sultanov S. acting associate professor Department of Social Sciences Nazarova N. senior lecturer Khasanov M. senior lecturer Department of Social Sciences Tashkent State Transport University

PHILOSOPHY AND THE FUTURE

Annotation: This article publishes the image of philosophy in history and its future. In addition, quotes from great philosophers about the future developments of the humanities are headed.

Keywords: Philosophy, politics, Hegelian idea, culture, sociology, moral principles.

Философы обратились к образам будущего лишь после того, как они оставили надежду познать вечность. Философия началась как попытка бегства в мир, в котором ничего никогда не менялось бы. Первые философы предполагали, что различием между прошлым и будущим можно пренебречь. Лишь после того, как они восприняли фактор времени всерьез, их заботы о будущем этого мира постепенно вытеснили желание познать мир иной.

Ганс Блюменберг предположил, что философы начали терять интерес к вечному в конце Средневековья, и что XVI в., век Бруно и Бэкона, был тем периодом, когда философы попытались принять время всерьез. Блюменберг, возможно, и прав, но эта потеря интереса стала полностью осознанной лишь в XIX в. Именно тогда в западной философии под эгидой Гегеля ясно обозначились сомнения не только в отношении попыток Платона оставить фактор времени в стороне, но и в отношении кантовских планов раскрыть внеисторические условия возможности темпоральных феноменов. Тогда же, благодаря Дарвину, люди получили возможность увидеть свое единство с остальной природой, осознать себя как совершенно преходящих и случайных, но от этого — нисколько не хуже. Совместное влияние Гегеля и Дарвина переместило философский интерес от вопроса «Кто мы?» к вопросу «Кем мы должны пытаться стать?».

Эта смена интересов отразилась на самосознании философов. Если Платон и даже Кант стремились рассматривать общество и культуру, в которых они жили, с внешней позиции, — неизбежной и неизменной истины, — то более поздние философы постепенно отказались от подобных надежд. Поскольку фактор времени берется всерьез, мы должны отбросить приоритеты созерцания над действием. Мы должны согласиться с Марксом, что задача философов — не столько объяснить преемственность между прошлым и будущим, сколько помочь сделать будущее отличным от прошлого. Мы не должны претендовать на роль, общую со жрецами и мудрецами. Наша роль больше сходна с ролью инженеров или юристов. В то время как жрецы и мудрецы разрабатывают свою программу, современные философы, подобно инженерам и юристам, сначала должны выяснить, что нужно их клиентам.

Назначение философии Платона было в том, чтобы уйти от действительности и подняться выше политики. Гегель и Дарвин, поскольку они приняли в расчет фактор времени, часто изображались как

те, кто «покончил» или «завершил» философию. Но покончить с Платоном и Кантом еще не значит покончить с философией. Сейчас мы можем более адекватно описать их деятельность, чем они сами могли это сделать. Мы можем сказать, что они отвечали на запрос времени: заменить образ человека, устаревший в результате социальных и культурных изменений, на новый образ, лучше приспособленный к этим изменениям. Добавим, что философия не может завершиться, пока не прекратятся социальные и культурные изменения. Ведь в результате этих изменений устаревают прежние мировоззренческие картины и возникает потребность в новом философском языке для описания новых картин.

Джон Дьюи — философ, который, подобно Марксу, одинаково восхищался Гегелем и Дарвином, — предположил, что мы, в конце концов, оставим созданное Платоном и Кантом представление о философе как о мудреце, знающем безусловные внеисторические законы необходимости и начнем рассматривать философию как вырастающую «из конфликта между унаследованными институтами и несовместимыми с ними современными тенденциями». «То, что может показаться нереальными притязаниями в контексте метафизических формулировок, — писал Дьюи, — становится очень значимым, когда увязывается с борьбой социальных

98

верований и идеалов»28.

Дьюи серьезно отнесся к знаменательному замечанию Гегеля, что философия рисует серое на сером только тогда, когда формы жизни, себя исчерпали. Для Дьюи это означает, что философия всегда паразитирует на результатах развития культуры и общества, — всегда является реакцией на эти результаты. Он истолковал гегелевскую идею историчности как призыв к тому, что философы не должны пытаться быть авангардом общества и культуры, но должны удовлетвориться ролью посредников между прошлым и будущим. Их задача — соединить старые и новые верования, гармонизировать их, а не противопоставлять друг другу. Подобно инженеру и юристу, философ полезен в решении определенных проблем, возникающих в определенных ситуациях — когда язык прошлого пришел в конфликт с потребностями будущего. Позвольте мне предложить три примера таких конфликтов. Первый — это необходимость примирить моральные установки, облаченные в язык христианской теологии с новой научной картиной мира, возникшей в XVII в. В XVII и следующем веке философы пытались рассматривать моральные интуиции как нечто иное, чем воля вневременного, но все еще антропоморфного божества, чье существование было трудно совместить с механистической картиной мира, предложенной Галилеем и Ньютоном.

28 Reconstruction in Philosophy. The Middle Works of John Dewey, 1899—1924, ed. Jo Ann Boydston et al. (Carbondale: Southern Illinois University Press, 1976—1983, vol. 12), p. 94.

Использованные источники:

1) Jumaniyoz Ramatov, Rozigul Umarova, Rashid Baratov, Mirshod Khasanov, Siroj Sultonov, & Fayzulla Kushakov (2022). MODERN REQUIREMENTS FOR THE SPIRITUAL IMAGE OF YOUNG PEOPLE AND ITS MANIFESTATION IN PRACTICE. Academic research in educational sciences, 3 (10), 582-586.

2) Nazarova, N. (2020). YOSHLARDA RAQOBATBARDOSHLIK SIFATLARINI SHAKLLANTIRISHNING KONSEPTUAL ASOSLARI. O'zMU Xabarlari.

3) Nazarova, N. J., & Nalibaeva, Z. O. (2022). THE INFLUENCE OF SOCIAL INSTITUTIONS ON THE FORMATION OF COMPETITIVE QUALITIES IN YOUTH. Thematic Journal of Applied Sciences, 2(2).

4) Ramatov, J. S., & Umarova, R. (2021). Ensuring Human Rights at a New Stage of Uzbekistan's Development. European Journal of Life Safety and Stability (2660-9630), 12, 117-120.

5) Баратов, Р. У. (2019). ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. Интернаука, (20-2), 5-6.

6) Кушаков, Ф. А., Хасанов, М. Н., Баратов, Р. У., Раматов, Ж. С., & Султанов, С. Х. (2022). ЯНГИ УЗБЕКИСТОНДА ИНСОН ХУКУКЛАРИ ВА СУЗ ЭРКИНЛИГИ. Academic research in educational sciences, 3(10), 803-810.

7) Мадалимов, Т. А. (2022). БРАХМАНИЗМ ИБТИДОСИ. АТМАН ТУШУНЧАСИНИНГ ФАЛСАФИЙ ВА ДИНИЙ КЕЛИБ ЧЩИШИ. Academic research in educational sciences, 3(4), 265-268.

8) Раматов, Ж. С., & Баратов, Р. У. (2022). ИЖТИМОИЙ ТАРАККИЁТНИНГ ЭТНОМАДАНИЙ ЖИХДТЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3(6), 759-764.

9) Раматов, Ж. С., & Хасанов, М. (2022). АБУ НАСР ФОРОБИЙНИНГ ФАЛСАФИЙ КАРАШЛАРИ, ХУСУСАН, ИНСОН МАЪНАВИЙ КАМОЛОТИ ХАКИДАГИ ИЛМИЙ-ФАЛСАФИЙ ТАЪЛИМОТИ. Central Asian Academic Journal of Scientific Research, 2(7), 83-92.

10) Раматов, Ж. С., Хасанов, М. Н., & Валиев, Л. А. (2022). ШАРК УЙГОНИШ ДАВРИ МУТАФАККИРЛАРИНИНГ СИЁСИЙ-ХУКУКИЙ ТАЪЛИМОТЛАРИ (АБУ НАСР ФОРОБИЙ, АБУ РАЙХОН БЕРУНИЙИНГ СИЁСИЙХУКУКИЙ КАРАШЛАРИ АСОСИДА). Academic research in educational sciences, 3(6), 705-712.

11) Раматов, Ж. С., Хасанов, М. Н., & Валиев, Л. А. (2022). ЯНГИ УЗБЕКИСТОН ЁШЛАРИ ВА УЛАРНИНГ ИЖТИМОИЙ ХИМОЯСИ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(6), 1338-1344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.