Научная статья на тему 'Филология как искусство понимания'

Филология как искусство понимания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3572
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Долженко Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Филология как искусство понимания»

ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ЭКОНОМИКА УРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ 12-13 ноября 2015 г. С. 113-114

УДК 80

ФИЛОЛОГИЯ КАК ИСКУССТВО ПОНИМАНИЯ

Н. Г. Долженко

Существенные и глубокие изменения в политической, экономической и культурной жизни общества, наблюдаемые с сер. 1980-х годов, вызвали серьёзные преобразования речевой коммуникации на рубеже 20 и 21 вв. Научное сообщество отмечает «коммуникативный феномен: повышение коммуникативной активности россиян», изменение форм речевой коммуникации, «повышение функциональной значимости национальных языков и культур России при стремлении сохранить статус русского языка как государственного» [5: 18], можно отметить также возрастающее внимание наиболее активной части общества к проблемам культуры языка и речи. В обществе возникает понимание того, что миром владеет тот, кто владеет информацией, в жизни же успешен тот, кто успешен в процессе коммуникации. Более того события последних лет ещё раз подтверждают истину: решать любые проблемы, на всех уровнях можно только посредством слова - через общение. Проблема понимания актуальна как никогда. Это означает приоритет коммуникации и развитие представления о том, что добиваться понимания и согласия можно только через общение, а для успеха в жизни необходимо быть грамотным в коммуникационном плане.

Российская система гуманитарного образования отреагировала на данные перемены: в образовательные стандарты, на наш взгляд, весьма своевременно были введены новые общеобразовательные филологические дисциплины. В системе подготовки бакалавров государственных учреждений высшего профессионального образования по направлению «Филология» введён курс «Основы филологии» (автор Чувакин А.А.), при подготовке магистров - курс «Филология в системе современного гуманитарного образования».

Программа «Основы филологии» составлена доктором филологических наук, профессором А.А. Чувакиным на кафедре русского языка, стилистики и риторики Алтайского государственного университета, поддержана Президиумом Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию в 2003 г. (опубликована в 2006 г.) и введена в учебный план подготовки бакалавров филологии. В Югорском государственном университете этот курс читается с 2010 г., составлена рабочая программа курса, в целом готов учебно -методический комплекс дисциплины.

Параллельно разрабатывается программа курса «Филология в системе современного гуманитарного образования», данная дисциплина вводится в учебный процесс подготовки магистров филологии. В Курском государственном университете профессором А.Т. Хроленко разработаны и читаются два курса учебного плана магистратуры: «История и методология филологии и филологического образования» и «Актуальные проблемы филологии и филологического образования», в 2013 г. вышла книга «Основы современной филологии». В Югорском государственном университете дисциплина «Филология в системе современного гуманитарного образования» введена в планы подготовки магистров филологии в 2013 г.

Серьёзная подготовка филолога в современных условиях не представляется без фундаментальных знаний как в избранной специальности, так ив смежных дисциплинах. Названные курсы призваны способствовать приобретению именно таких компетенций. В условиях интеграции основных филологических наук, прежде всего лингвистики и литературоведения, ценность обозначенного подхода бесспорна. Студенты получили возможность шире взглянуть на проблемы лингвистики, литературоведения, фольклористики, риторики, стилистики, текстологии, других наук и дисциплин, которые станут основой их профессии. Новые компетенции, формируемые в рамках названных курсов, несомненно, расширят общую филологическую подготовку, филологическую зоркость, общий взгляд на глобальные и частные проблемы всех гуманитарных наук.

Именно филология как учение о СЛОВЕ своей целью имеет решение глобальной проблемы - проблемы понимания. Только СЛОВО, только внимание к СЛОВУ, бережное к нему отношение является сутью филологии, что в конечном итоге способствует разрешению всех имеющихся конфликтов, споров.

Развитие филологии и культуры Западной Сибири: история и современность

Предметом филологии является слово. Объекты выделяются не столь однозначно. Профессор А.А. Чувакин пишет об «изменениях в составе объекта филологии. Традиционно исходной реальностью и базовым объектом филологии признается текст» [5: 19]. Именно это положение фиксируется, например, новейшими энциклопедическими словарями. См., например: «ФИЛОЛОГИЯ/.../ - содружество гуманитарных дисциплин /.../, изучающих духовную культуру человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов. Текст во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей- исходная реальность Ф.» [1: 544]; «Филология /.../ - область гуманитарного знания, имеющая своим непосредственным объектом главное воплощение человеческого слова и духа - т е к с т» [3: 592].

Представляется, что в число объектов филологии конца ХХ - начала ХХ1 вв. входит не только текст, но и естественный человеческий язык и сам Homo Loquens[4: 259-263].

Курс «Основы филологии» включает вопросы определения понятия «филология», рассматривает проблемы возникновения, становления и развития филологической мысли как в мировом масштабе, так и отечественной, многоаспектное изучение всех трёх объектов филологии и обязательное представление методов филологии. Практической частью курса является овладение элементами комплексного анализа текста, филологического анализа текста, дискурсивного анализа, сравнение и сопоставление различных текстов. На семинарских занятиях и коллоквиумах обсуждаются проблемы: язык и речь, формы существования языка, подход к языку, включающий идеи В. фон Гумбольдта о языке как творческой энергии народа, проявлении духа народа и учение Ф. де Соссюра о языке как системе знаков, понимание текста и дискурса как филологических реалий (см. [2]. Проблема человека как субъекта речевой деятельности.

Курс «Филология в системе гуманитарного образования» предполагает глубокие и серьёзные размышления над вопросами: Что такое филология? Что собой представляет современная филология? Каково её место в системе других гуманитарных наук и дисциплин, и не только гуманитарных. Филология рассматривается как наука общечеловеческая. Исследуется структура филологии как научного знания, специфика гуманитарного и филологического знания, филология в системе наук. На групповые дискуссии выносятся следующие темы: «Текст и дискурс», «Текст как интеграционное начало филологии», «Языковая глобализация и научное мышление», «Культурная ценность многоязычия», «Роль языковой личности в сбережении слова» (см. [7]).

Эти темы вызывают живой интерес у студентов-филологов, а проблемы, обозначенные в планах занятий, побуждают изучать классические и современные работы, делать собственные выводы.

Понимание того, что происходит поворот филологических наук к проблемам коммуникации, выдвижение ее в число основных понятий филологии помогает студентом осознать целостность филологии как совокупности наук, увидеть интегративные процессы в современной филологии. Единство филологии предполагает обращение к основам таких коммуникативно ориентированных научных дисциплин, как семиотика, герменевтика, теория текста, текстология, риторика, стилистика теории и др.

Важным является и осознание того, что меняется облик и самой коммуникации. Для филологии процесс общения уже не только и не столько передача информации от субъекта к объекту, а, по крайней мере, взаимодействие субъектов, направленное на достижение понимания и согласия или на поиск путей достижения этих самых понимания и согласия.

Литература

1. .Аверинцев, С.С. Филология // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.

2. де Соссюр, Ф. Труды по языкознанию. М., 1977.

3. Степанов, Ю.С. Филология // Русский язык. Энциклопедия. - М., 1997.

4. Чувакин, А.А. Курс основ филологии: к проблеме модернизации высшего филологического образования // Риторика и модернизация образования. - М., 2004.

5. Чувакин, А.А. Филология и филологическое образование в условиях информационного общества // Языки и литературы народов Горного Алтая: международный ежегодник -2005. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. - С. 18-21.

6. Чувакин, А.А.Основыфилологии :учеб. пособие / А.А. Чувакин; подред.А.И. Куляпи-на.—М.: Флинта: Наука, 2011. — 240 с.

7. Хроленко, А.Т. Основы современной филологии: учеб. пособие / науч. ред. О.В. Никитин. - М. : ФЛИНТА, 2013. - 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.