Научная статья на тему 'Кафедра теории коммуникации, риторики и русского языка Алтайского государственного университета'

Кафедра теории коммуникации, риторики и русского языка Алтайского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
113
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чувакин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кафедра теории коммуникации, риторики и русского языка Алтайского государственного университета»

НАУЧНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ СИБИРИ

Кафедра теории коммуникации, риторики и русского языка Алтайского государственного университета

Середина 1980 - 1990-х г. ХХ века - время, когда в нашей стране происходят фундаментальные изменения в речевой коммуникации: человек начал превращаться из фактора речекоммуникативного пространства в его центр и вместе с тем оказался не способным достичь этого; стала резко возрастать коммуникативная активность россиян и вместе с тем размываться речекоммуникативные нормы; появилась тенденция к замене господствовавшей многие десятилетия коммуникативной парадигмы монологического типа на коммуникативную парадигму диалогического типа; обострилась проблема речевой гармонии и речевой агрессии. Эти и аналогичные процессы потребовали нового подхода к исследованию языка и изучению его в университете: с позиций Человека Говорящего, в связях с широким кругом гуманитарных наук - философией, семиотикой, герменевтикой, коммуникативистикой и др.

Все эти события отразились и на судьбе существовавшей в 1990-е г. в составе филологического факультета кафедры современного русского языка: из ее состава к началу 1994-1995 учебного года была выделена кафедра русского языка и стилистики, получившая свое современное название в декабре 2003 г. (основатель и первый заведующий кафедрой А.А. Чувакин, д-р филол. наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (в 1998-2002 г. кафедрой заведует канд. филол. наук, доцент Т.В. Чернышова).

Кафедра готовит специалистов в области русской филологии и связей с общественностью, а также преподает русский язык и культуру речи, риторику и разные коммуникационные дисциплины на других факультетах университета, участвует в обучении будущих преподавателей высшей и средней школы на факультете педагогического образования. На кафедре, со дня ее основания, ведется подготовка магистров (сначала по программе «Русский язык», а затем - и по программе «Риторика и речеведение») и кандидатов наук; в 1999 г. были приняты первые докторанты. За время существования кафедры ее окончили более 160 специалистов и бакалавров и 20 магистров; 24 аспиранта защитили кандидатские диссертации, два сотрудника и один докторант защитили докторские диссертации.

Основное научное направление кафедры может быть выражено следующим словосоединением: человек - коммуникация - текст. Это сложный, комплексный объект. Он рассматривается как предмет гуманитарного знания: коммуникация посредством естественного языка неотделима от Человека Говорящего, от его практической и теоретической деятельности, а сам язык признается не просто средством коммуникации, но в нем видится человек - «творец, создатель» (Д.С. Лихачев), центр всех коммуникативных систем социума. Главный научный результат, полученный кафедрой, - выдвижение, формирование и развитие идеи филологической теории коммуникации как междисциплинарной области филологии, имеющей статус интегрирующей филологической дисциплины. Ее смысловым центром представляется Homo Loquens - та фигура, на изучение которой фактически сориентированы все филологические науки и дисциплины на современном этапе развития филологии. Членами кафедры разрабатываются разные ас-

пекты тривиума: проф. А.А. Чувакиным - методологические вопросы филологии, коммуникативная модель риторики, эвокационная составляющая художественной коммуникации («Основы научного исследования по филологии» (1990; в соавт.); «Смешанная коммуникация в художественном тексте: Основы эвокационного исследования» (1995); «Категория образа автора как инструмент интерпретации художественного текста» (2001; «Энциклопедический словарь-справочник «Творчество В.М. Шукшина»: проблемы и решения» (2004); доц. Т.В. Чернышовой - ком-муникативно-когнтитивная методология стилистического исследования языка СМИ «Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект)» (2003); «Конфликтогенные» тексты как результат взаимодействия языкового и неязыкового в сфере газетной публицистики» (2004)); «Лингвокогни-тивные структуры, обеспечивающие взаимодействие автора и адресата в сфере современной массовой коммуникации» (2004); «Язык СМИ в зеркале языковой личности» (2005); доцентом В.В. Копочевой - познание языка в контексте рационализма и фидеизма («Вербальный фидеизм: современные проявления и истоки» (2002); «Время в русской культуре и языке» (2003); «Парадигмы познания и языка: рационализм и фидеизм» (2003); доцентами Ю.Н. Земской, И.Ю. Качесовой, Л.М. Комиссаровой, Н.В. Панченко, к.ф.н. Е.А. Кузнецовой - риторические аспекты коммуникации (Ю.Н. Земская, «Жанровая модель в аспекте спичрайтинга» (2004.); И.Ю. Качесова, «Текст в аспекте его аргументативных характеристик» (2000); «Время и пространство поля аргументации как основа формирования коммуникативной толерантности восприятия» (2003); Л.М. Комисарова, «Лингво-когнитивная соционическая компетенция языковой личности» (2004); Н.В. Панченко, «Композиционное построение риторического текста» (2000); «Риторическая природа PR - текста» (2004); Е.А. Кузнецова, «Ораторская маска как свое-чужое в монокультурной коммуникации» (2001)).

Результаты теоретического исследования на материале современной речевой коммуникации публикуются в межвузовском сборнике научных статей «Человек - Коммуникация - Текст» (издается с 1997 г. К настоящему времени вышло шесть выпусков). Коммуникационной проблематике посвящены проводимые кафедрой научные конференции международного и федерального уровня («Человек - Коммуникация - Текст», 1995-1998 ; «Русский язык и культура речи как дисциплина государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы», 2003; «Коммуникативистика в современном мире: человек в мире коммуникаций», 2005), две Интернет-конференции (образовательный портал Auditorium.ru), а также многочисленные региональные научные семинары.

Прикладным аспектом филологической коммуникативистики служит теоретическая разработка и апробирование в учебном процессе новых филологических дисциплин и специализаций. Этот аспект занимает важное место в деятельности кафедры, что обусловлено и ее спецификой и тем обстоятельством, что проф. А.А. Чувакин с 1992 года является членом Президиума Совета по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию при Минобразования и науки РФ. Так, по инициативе кафедры Совет по филологии внес в перечень специализаций по специальности «Филология» специализацию «Риторика» (кафедрой же разработан паспорт данной специализации); А.А. Чувакиным разработана программа учебной дисциплины «Основы филологии» и готовится учебное пособие по курсу. Гриф совета по филологии присвоен двум учебным пособиям, подготовленным для использования по новым для фило -логического образования дисциплинам: «Основы общей риторики» (2000); «Основы теории текста» (2003). Во многих вузах России высоко оценены учебное пособие Т.В. Чернышовой «Современный публицистический дискурс» (2003), хрестоматия «Теория текста. Теория аргументации. Риторика» (Под общ. ред. Ю.Н. Зем-

ской, 2003), а также сборник магистерских программ по специализации «Русский язык» (составлен совместно с коллегами, работающими на других кафедрах филологического факультета АлтГУ), получивший в 2002 г. гриф Совета по филологии.

Значительное место на кафедре занимает изучение языка В.М. Шукшина. Язык писателя нами рассматривается как основа его художественно-коммуникативной системы, что позволило сформулировать основные принципы лингвистического шукшиноведения. При участии членов кафедры составлен и отредактирован первый том уникального издания - «Энциклопедический словарь-справочник "Творчество В.М. Шукшина"» (научный редактор А.А. Чувакин, Барнаул, 2004); проект выполняется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 96-04-06090). Другие материалы, связанные с шукшинской темой, представлены в республиканских сборниках «Язык и стиль прозы В.М. Шукшина» (1991) ; «Язык прозы В.М. Шукшина: Теория. Наблюдения. Лексикографическое описание» (2001), а также в сборниках тезисов всероссийских и международных конференций «В.М. Шукшин. Жизнь и творчество», проводимых филологическим факультетом университета при участии кафедры. Исследование конкретного материала стимулировало занятия писательской лексикографией, теоретическими вопросами языка художественной литературы. В связи с этим отмечу вклад доц. Л.А. Музюкиной в разработку важнейших для шукшиноведения (и не только!) проблем региональной лексикографии («Материалы к словарю географических терминов Алтайского края» (2001)).

Учебная работа кафедры связана с общефилологической и коммуникационной составляющими подготовки филологов и специалистов по связям с общественностью. На филологическом отделении кафедра обеспечивает преподавание введения в общую филологию и основ научного исследования по филологии, тео -рии текста, стилистики, риторики, на отделении связей с общественностью - преподавание теории коммуникации, логики и теории аргументации, общей и профессиональной риторики, стилистики и литературного редактирования и др. Преподавателями кафедры читается ряд элективных курсов, том числе: коммуникативное воздействие (доц. Н.В. Панченко), введение в рекламоведение (доц. И.Ю. Качесова), лингвосоционические основы ПР-деятельности (доц. Л.М. Коми-сарова), имиджелогия, спичрайтинг, копирайтинг (доц. Ю.Н. Земская и к.ф.н. Е.А. Кузнецова, семиотика политического дискурса (доц. В.В. Копочева) и др.

Работая со студентами, филологами и «связистами», преподаватели стремятся совместно и ними искать ответы на вопросы о том, остается ли человек челове -ком вне коммуникации; как сделать ее «правильнее» и успешнее; как убедить друг друга и что такое манипуляция; что есть мир человека и мир текстов... поче -му современный специалист-гуманитарий не может обойтись без знаний в области филологии и без развитых коммуникативных, языковых и риторических компетенций.

Студенты, обучающиеся на кафедре, имеют возможность пройти следующие специализации:

• По специальности «Филология»: Риторика (специализация открыта в 1994 г.).

• По специальности «Связи с общественностью»: Связи с общественностью в сфере управления; Связи с общественностью и реклама в коммуникационном процессе (с 2004 г.).

Поскольку в учебной работе кафедры преобладают дисциплины новые, часто еще только складывающиеся, то важной задачей, решаемой кафедрой, является обеспечение учебных дисциплин и специализаций программами и учебно-методическими материалами для студентов. Назову некоторые из них: Основы научного исследования: Сборник методических материалов / Сост. Л.А. Кощей, В.Д. Моро-

зов, Н.В. Панченко, А.А. Чувакин (2002); Основы филологии: Программа учебной дисциплины / Сост. А.А. Чувакин (2003); Риторика: Сборник методических материалов по специализации / Сост. Ю.Н. Земская, И.Ю. Качесова, Н.В. Панченко, А.А. Чувакин (2001); Основы профессиональной коммуникации и риторики: Программа учебной дисциплины для студентов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» / Сост.: Ю.Н. Земская, И.Ю. Качесова, Н.В. Панченко, А.А. Чувакин (2002); Стилистика современного русского языка: Методическое пособие к курсу / Сост. Т.В. Чернышова (2004); Теория аргументации. Риторика: Методические материалы к курсам / Сост. Ю.Н. Земская, И.Ю. Качесова, Н.В. Панченко и др. (1998); Теория текста: Программа учебной дисциплины / Сост. Н.В. Панченко (2003); Этнопсихология и языки культуры: Сборник методических материалов к курсу / Сост. В.В. Копочева (2002).

Кафедра является общественно значимым подразделением университета. На ее базе функционирует Алтайское региональное отделение Российской риторической ассоциации (председатель проф. А.А. Чувакин, ученый секретарь доц. И.Ю. Качесова); кафедра сотрудничает с лабораторией юридической лингвистики и развития речи АлтГУ (доц. Т.В. Чернышова - соруководитель лаборатории); совестно с секцией послевузовского филологического образования Совета по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию кафедрой ведется работа по опытной проверке «Временных требований к подготовке кандидатов филологических наук» (проф. А.А. Чувакин - сопредседатель секции); три сотрудника кафедры - проф. А.А. Чувакин, доцент Н.В. Панченко и ассистент канд. филол. наук Е.А. Кузнецова - работают в диссертационном совете Д 212.005.01 при АлтГУ - соответственно председателем, ученым секретарем и техническим секретарем совета.

В настоящее время завершается подготовка к созданию регионального Центра коммуникативистики.

А.А. Чувакин

Алтайский государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.