УДК 343.98 Н.А. КОНОВАЛОВ
старший преподаватель, кафедра криминалистики и предварительного расследования в ОВД, Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова E-mail: Konovalov.nic@yandex.ru
UDC 343.98 N.A. KONOVALOV
Senior lecturer, Department of сrationalistic and preliminary investigation in the police, Orel Law Institute of the Interior of Russia named after V.V. Lukyanov E-mail: Konovalov.nic@yandex.ru
ФИКСАЦИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ СЛЕДОВ И ОБЪЕКТОВ НА МЕСТЕ ПРОИСШЕСТВИЯ FIXATION OF TRACES AND OBJECTS LOCATION AT THE SCENE OF CRIME
В статье рассматриваются возможности определения расположения мест происшествия с помощью портативных электронных навигационных приборов во время осмотра места происшествия и проверки показаний на месте, фиксации местоположения объектов и следов при производстве этих следственных действий, а также применения этих приборов для восстановления обстановки при производстве следственных экспериментов.
Ключевые слова: навигация, прибор, следственное действие, местоположение, ориентир, доказательство, след, фиксация, координаты, ось, широта, долгота.
The article studies the possibilities of localization of the accident scene, objects, traces and different landmarks by using portable electronic navigation devices during the investigative action such as searching accident scene, verification of testimony and experimental investigation.
Keywords: Navigation device, landmark, investigative actions, accident scene location.
Увеличение в нашей стране парка автомобилей и специальных самодвижущихся машин различного назначения не могло не отразиться на безопасности дорожного движения вообще и безопасности движения в удаленных местностях в частности. Учитывая, что подразделения дорожно-патрульной службы сосредоточены вблизи дорог с усовершенствованным покрытием, являющихся крупными транспортными магистралями, дороги без усовершенствованного покрытия, расположенные в открытой сельской местности, являются привлекательными для езды на автомобилях без водительского удостоверения, в состоянии алкогольного опьянения, на автомобилях, техническое состояние которых не удовлетворяет предъявляемым требованиям. Кроме того, производство сельскохозяйственных и других работ на открытой местности в значительном удалении от неподвижных ориентиров невозможно без привлечения автомобильного транспорта и самодвижущихся специальных машин. При этом отсутствие поблизости контролирующих органов в лице сотрудников дорожно-патрульной службы приводит к появлению у некоторых водителей чувства безнаказанности и соответственно к нарушениям с их стороны. Нарушения же часто приводят к причинению участникам дорожного движения и другим гражданам вреда здоровью различной степени тяжести и даже к смерти одного и более лиц, за что предусмотрена административная и уголовная ответственность согласно ст. 12.24 КоАП РФ и ст. 264 УК РФ. Кроме того, на открытой местности совершается масса других преступлений, для раскрытия
и расследования которых необходимо чётко фиксировать расположение места происшествия и обнаруженных на нём следов и предметов. К таким преступлениям относятся убийства, изнасилования и другие, сюда же следует отнести и незаконную вырубку леса, хищения с пастбищ скота, сокрытие орудий и следов преступлений, совершённых не на открытой местности, а в других местах, создание схронов с оружием и боеприпасами, незаконное выращивание наркосодержащих растений. Необходимость определения координат места происшествия на открытой местности и соответственно фиксации местоположения следов и предметов, там обнаруженных, возникает при расследовании авиакатастроф, преступлений, совершённых с использованием взрывных устройств, различных нарушений, повлекших взрывы на складах, находящихся на значительном удалении от населённых пунктов, - во всех тех случаях, когда следы и объекты расположены на значительной площади.
Список преступных действий на открытой местности можно продолжать и продолжать, но вернёмся к сути нашей статьи. Одной из задач осмотра места происшествия вне населённых пунктов при совершении ДТП на грунтовых дорогах с неусовершенствованным покрытием, да и на других дорогах при отсутствии постоянных ориентиров, а также других вышеуказанных происшествий и преступлений является обеспечение возможности восстановить обстановку места происшествия по истечении длительного времени. Отсутствие постоянных ориентиров осложняет выполнение этой задачи.
© Н.А. Коновалов © N.A. Konovalov
12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - SCIENCE OF LAW
На основании сказанного вопросы практического обучения будущих сотрудников ГИБДД и следственных подразделений основам осмотра места происшествия и «привязки» предметов в вышеуказанных условиях, по нашему мнению, являются достаточно актуальными.
Преподаватели кафедры криминалистики и предварительного расследования в ОВД Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, в том числе и автор настоящей статьи, на основе многолетнего опыта проведения практических занятий с курсантами и слушателями по осмотру места происшествия, а также на основе опыта работы в следственных и экспертно-криминалистических подразделениях системы МВД России пришли к выводу о необходимости отдельного рассмотрения вопросов фиксации положения места происшествия и предметов, имеющих к нему отношение, на открытой местности при отсутствии или значительном удалении от неподвижных ориентиров с использованием портативных электронных навигационных приборов.
Хочется отметить, что проблема эта не нова, но ранее ее решение осложнялось отсутствием возможности широкого использования для ориентирования на местности специальных приборов из-за их высокой стоимости и значительных габаритных размеров, которые делали невозможным их приобретение и перемещение в составе криминалистических и следственных чемоданов сотрудниками следственно-оперативной группы.
В настоящее время решить проблему приобретения и использования навигационных приборов помогают системы GPS и ГЛОНАСС. Навигационные приборы этих систем, обладающие незначительными погрешностями, малыми временными рамками определения местоположения, малыми габаритами и невысокой ценой могут быть совершенно спокойно включены в состав следственных и криминалистических чемоданов и использованы для определения ориентиров при расследовании ДТП и других преступлений в рассматриваемых условиях. В дополнение к таким приборам для проведения замеров потребуется простейшее оборудование:
1. соответственно портативный автомобильный GPS или ГЛОНАСС - навигатор;
2. компас;
3. измерительная рулетка или лазерный дальномер;
4. прочный шпагат;
5. лёгкие столбики-вешки длиной до пятидесяти сантиметров из дерева, металла или лучше из прочных, но лёгких композитных материалов;
6. таблички с номерами для обозначения обнаруженных следов и предметов;
7. металлическая капсула.
Теперь перейдем к методике фиксации места происшествия и находящихся на нём следов и предметов на открытой местности при отсутствии неподвижных ориентиров (см. рис. в конце текста статьи). Для этого по прибытии на место происшествия необходимо определиться с границами, отправной точкой и способом осмотра места происшествия. Из всего разнообразия
способов для осмотра значительных по площади мест расположения следов и предметов мы рекомендуем, как наиболее подходящий, способ осмотра от периферии к центру. Для осмотра небольших площадей, по нашему мнению, можно применять любой из разработанных криминалистической наукой способов.
Определившись со способом и направлением осмотра, следует установить координаты точки начала осмотра по широте и долготе в соответствии с показаниями электронного навигационного прибора. После определения широты и долготы отправной точки осмотра следует составить записку с указанием фабулы происшествия, заверить ее подписями понятых и следователя, поместить в металлическую капсулу. Капсулу опечатать и закопать в грунт на глубину, обеспечивающую её безопасность как минимум при вспашке земли. На месте, где закопана капсула с запиской, надо установить столбик-вешку.
Затем с помощью компаса следует определить северное направление (для небольшой площади осмотра) и направление всех сторон света (для значительной площади осмотра). На удалении не менее 15-ти метров от первого столбика надо установить остальные, в зависимости от количества сторон света. Столбики необходимо соединить между собой шпагатом. Таким образом, мы получим оси координат, к которым возможно осуществить «привязку» следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия. Для осмотра значительных площадей это позволит разделить место происшествия на сектора осмотра.
Важно, что помещение в грунт капсулы в определённой ситуации следует производить после производства замеров в отсутствии участников ДТП и других заинтересованных лиц и лишь в присутствии понятых в связи с тем, чтобы избежать возможного уничтожения ориентиров.
Логично, что у читателя может возникнуть вопрос о предназначении металлической капсулы с запиской и необходимости ее помещения в грунт на месте отправной точки осмотра. Ответ прост. Таким образом мы фиксируем расположение места происшествия непосредственно на местности. Вызвано это тем, что современные портативные навигационные приборы, даже самые точные, все же имеют определенные погрешности, а капсула является своеобразным «маяком», позволяющим после её отыскания с помощью металло-искателя точно установить ранее определённую точку начала осмотра. Содержание записки, находящейся в капсуле, позволит удостовериться в том, что это то самое место происшествия. После восстановления точки начала осмотра выполнение описанных выше действий в обратном порядке позволит нам восстановить обстановку места происшествия для производства других следственных действий, например следственного эксперимента.
При производстве проверки показаний на месте, когда подозреваемый, обвиняемый, свидетель или потерпевший показывают ранее неизвестное следователю
место, помещение в грунт металлической капсулы с запиской, так же как при осмотре места происшествия, позволит зафиксировать на местности координаты его
расположения, произвести привязку обнаруженных следов и предметов.
Условные обозначения:
1 — автомобиль;
2 - пятно вещества бурого цвета;
3 - вешка, указывающая точку, местоположение которой определено по навигатору, где следует поместить в грунт металлическую капсулу с запиской, установить компас для определения сторон света, а также отправная точка определения северн ой и восточной осей координат для производства измерения расстояний;
4 - вешка, указывающая северное направление (северная ось координат);
5 - вешка со шпагатом, указывающая восточное направление (восточная ось координат);
^ -линии «привязки» объектов на схеме к северной и восточной осям координат;
—► X - указатели относимости цифровых обозначений расстояний к линиям «привязки».