Научная статья на тему 'Тактика осмотра места происшествия по фактам взрывов на объектах транспортной инфраструктуры'

Тактика осмотра места происшествия по фактам взрывов на объектах транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1355
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИКА / ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ / ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА / ВЗРЫВНЫЕ УСТРОЙСТВА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / CRIMINOLOGY / CRIME SCENE INVESTIGATION / EXPLOSIVES / EXPLOSIVE DEVICES / TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малыхин И. В., Симоненко Е. И.

В статье рассматриваются тактические особенности осмотра места происшествия по фактам взрывов на объектах транспортной инфраструктуры. Обострение различных политических, социальных, экономических проблем, появление территорий конфликтных ситуаций, повышение количества террористических актов и их угроз все эти беды не обошли и Россию. Под пристальное внимание попали и объекты транспортной инфраструктуры, которые играют огромную роль в пассажирообороте страны. При раскрытии и расследовании преступлений по фактам взрывов на объектах транспортной инфраструктуры большое внимание уделяется особенностям осмотра места происшествия, связанного с разрушением частей или целого транспортного средства, а также массовой гибелью людей. Такие явления вызваны чаще всего или террористическим актом, или технической неисправностью объекта транспорта, или человеческим фактором. Уголовных дел, возбужденных по указанным фактам, совсем немного. А из этого следует, что отсутствие практики у следователей или дознавателей в этой области ведет к существенным нарушениям и недостаткам в работе при осмотре места происшествия. Так, правоприменительная практика свидетельствует о том, что при осмотре места происшествия по фактам взрывов на объектах транспортной инфраструктуры участники осмотра сталкиваются с рядом проблем объективного характера. Выбор тактических приемов осмотра места происшествия, связанного с применением взрывных устройств или взрывчатых веществ, напрямую зависит от тех факторов, которые вызывают затруднения при производстве данного следственного действия. Главной задачей участников осмотра является полное и точное его проведение, поскольку тщательно спланированный и грамотно проведенный осмотр играет первостепенную роль в раскрытии и расследовании преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TACTICS OF CRIME SCENE INVESTIGATION ON THE FACTS OF EXPLOSIONS AT THE OBJECTS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE

The article deals with the tactical features of the crime scene investigationon the facts of explosions at the objects of transport infrastructure. The aggravation of various political, social and economic problems, the emergence of territories in conflict situations, the increase in the number of terrorist acts and their threats all these troubles have not bypassed Russia. The objects of transport infrastructure, which play a huge role in the passenger turnover of the country, are also under close attention. In the detection and investigation of crimes on the facts of explosions at the objects of transport infrastructure, much attention is paid to the peculiarities of crime scene investigation associated with the destruction of parts or the whole vehicle, as well as mass death of people. Such phenomena are caused most often either by a terrorist act, or by a technical malfunction of a transport facility or by a human factor. There are very few criminal cases initiated on these facts. It follows from this that the lack of practice of investigators or inquiry officers in this area leads to significant violations and shortcomings in the scene crime inspection. Thus, law enforcement practice shows that during the inspection of the scene of explosions at the objects of transport infrastructure, the participants of the inspection face a number of objective problems. The choice of tactical methods for inspecting the scene of an incident involving the use of explosive devices or explosives directly depends on those factors that cause difficulties in the production of this investigative action. The main task of the participants of the inspection is to complete and accurate its conduct, as carefully planned and competently conducted inspection plays a primary role in the detection and investigation of crimes.

Текст научной работы на тему «Тактика осмотра места происшествия по фактам взрывов на объектах транспортной инфраструктуры»

ТАКТИКА ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПО ФАКТАМ ВЗРЫВОВ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ

TACTICS OF CRIME SCENE INVESTIGATION ON THE FACTS OF EXPLOSIONS AT THE OBJECTS OF TRANSPORT

INFRASTRUCTURE

УДК 343.13

И.В. МАЛЫХИН

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

IGOR V. MALYKHIN

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Е.И. СИМОНЕНКО,

кандидат филологических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

EKATERINA I. SIMONENKO,

Candidate of Philological Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются тактические особенности осмотра места происшествия по фактам взрывов на объектах транспортной инфраструктуры.

Обострение различных политических, социальных, экономических проблем, появление территорий конфликтных ситуаций, повышение количества террористических актов и их угроз - все эти беды не обошли и Россию. Под пристальное внимание попали и объекты транспортной инфраструктуры, которые играют огромную роль в пассажирообороте страны.

При раскрытии и расследовании преступлений по фактам взрывов на объектах транспортной инфраструктуры большое внимание уделяется особенностям осмотра места происшествия, связанного с разрушением частей или целого транспортного средства, а также массовой гибелью людей. Такие явления вызваны чаще всего или террористическим актом, или технической неисправностью объекта транспорта, или человеческим фактором. Уголовных дел, возбужденных по указанным фактам, совсем немного. А из этого следует, что отсутствие практики у следователей или дознавателей в этой области ведет к существенным нарушениям и недостаткам в работе при осмотре места происшествия.

Так, правоприменительная практика свидетельствует о том, что при осмотре места происшествия по фактам взрывов на объектах транспортной инфраструктуры участники осмотра сталкиваются с рядом проблем объективного характера. Выбор тактических приемов осмотра места происшествия, связанного с применением взрывных устройств или взрывчатых веществ, напрямую зависит от тех факторов, которые вызывают затруднения при производстве данного следственного действия. Главной задачей участников осмотра является полное и точное его проведение, поскольку тщательно спланированный и грамотно проведенный осмотр играет первостепенную роль в раскрытии и расследовании преступлений.

Ключевые слова: криминалистика, осмотр места происшествия, взрывчатые вещества, взрывные устройства, транспортная инфраструктура.

Abstract: the article deals with the tactical features of the crime scene investigationon the facts of explosions at the objects of transport infrastructure.

The aggravation of various political, social and economic problems, the emergence of territories in conflict situations, the increase in the number of terrorist acts and their threats - all these troubles have not bypassed Russia. The objects of transport infrastructure, which play a huge role in the passenger turnover of the country, are also under close attention.

In the detection and investigation of crimes on the facts of explosions at the objects of transport infrastructure, much attention is paid to the peculiarities of crime scene investigation associated with the destruction of parts or the whole vehicle, as well as mass death of people. Such phenomena are caused most often either by a terrorist act, or by a technical malfunction of a transport facility or by a human factor. There are very few criminal cases initiated on these facts. It follows from this that the lack of practice of investigators or inquiry officers in this area leads to significant violations and shortcomings in the scene crime inspection.

Thus, law enforcement practice shows that during the inspection of the scene of explosions at the objects of transport infrastructure, the participants of the inspection face a number of objective problems. The choice of tactical methods for inspecting the scene of an incident involving the use of explosive devices or explosives directly depends on those factors that cause difficulties in the production of this investigative action. The main task of the participants of the inspection is to complete and accurate its conduct, as carefully planned and competently conducted inspection plays a primary role in the detection and investigation of crimes.

Keywords: criminology, crime scene investigation, explosives, explosive devices, transport infrastructure.

Россия является самой большой в мире страной по площади и протяженности транспортных магистралей. Соответственно, преступления самой различной направленности и видовой принадлежности на данных объектах совершаются достаточно часто.

Осмотр места происшествия по фактам взрывов на объектах транспортной инфраструктуры является первоначальным и неотложным действием, которое можно проводить до возбуждения уголовного дела. Данное следственное действие требует специальных знаний в криминалистической технике и тактике от следователя и участвующих в нем специалистов.

Правоприменительная практика убедительно свидетельствует о том, что «на месте происшествия участники осмотра, как правило, и на подготовительном этапе, и на протяжении всего осмотра сталкиваются с рядом проблем объективного характера, которые впоследствии определяют использование особенных тактических приемов при его проведении» [2].

Выбору тактики осмотра места происшествия способствует ряд условий: обстановка места происшествия, границы территории, подлежащей осмотру, решение вопроса об исходной точке осмотра, время года и суток, условия воздействия факторов внешней среды. Главной особенностью тактики осмотра мест происшествий по фактам взрывов на объектах транспортной инфраструктуры является использование различных способов осмотра. Как правило, на первой стадии осмотр проводится от центра к периферии (эксцентрическим способом), а после получения первоначальных данных - фронтальным либо линейным способом. Однако для более эффективного осмотра места происшествия и полного обнаружения, выявления, фиксации и изъятия

следов преступления считаем необходимым использование выделенных способов осмотра как в отдельности, так и в совокупности.

Выбор тактического приема в ходе осмотра места происшествия обусловлен важностью наиболее полного и точного определения места обнаружения отдельных фрагментов транспортного средства, взрывных устройств, необходимых для реконструкции обстоятельств взрыва.

Осмотр места происшествия по фактам взрыва на объектах транспортной инфраструктуры является длительным и трудоемким. Трудоемкость осмотров связана, прежде всего, с большой площадью, определяемой расстоянием разлета осколков и других элементов взорвавшегося устройства, предметов окружающей обстановки, максимальными дальностями проявления действия ударной волны, которые могут составлять сотни метров (а в случаях катастрофических взрывов - тысячи метров) [4].

В таких случаях для того, чтобы установить причину взрыва, используют радиальную систему координат. Сущность данной системы координат состоит в том, что участникам осмотра необходимо выбрать одну базисную точку на местности, зафиксировать радиальные углы и дальность отдельных объектов. Для проведения соответствующих измерений можно использовать дальномер, а также теодолит или буссоль.

Особенности использования указанной системы координат можно продемонстрировать на примере расследования авиакатастрофы самолета ТУ-154, произошедшей в районе горного хребта Сихоте-Алинь Хабаровского края в декабре 1995 г. Примерно на высоте 9600 м самолет начал падение и затем столкнулся с поверхностью, скалистым выступом горного хребта, окруженного хвойным лесом. Обломки самолета, багажа,

фрагменты тел пассажиров были обнаружены в 1,5 км от точки столкновения. В ходе осмотра места происшествия с применением указанного метода был установлено, что после того, как самолет потерпел крушение и столкнулся с горным хребтом, произошел топливовоздушный взрыв авиационного керосина.

Таким образом, главной задачей осмотра места происшествия по факту взрыва является правильная оценка ситуации, в которой необходимо использовать определенные средства для обнаружения и фиксации следов, привлекать специалистов и правильно выбирать тактику действий. Все это в совокупности обеспечит эффективность осмотра [9].

При осмотре места происшествия по преступлениям, связанным с применением ВУ и ВВ, важным является поиск, обнаружение, фиксация и изъятие следов (объектов) криминалистического взрывоведения. К ним относятся различные взрывные устройства, взрывчатые вещества, средства взрывания, их составные части и следы взрыва. Необходимо подчеркнуть, что на месте происшествия, связанном с обнаружением ВУ и ВВ, остаются различные следы:

1. Следы транспортировки ВУ и ВВ.

Это группа следов, определяющая пути подхода преступника к объекту минирования и его отхода. Здесь можно обнаружить следы транспортных средств и следы обуви. Если установлено, что преступник проник через преграду на объект минирования, то в месте проникновения можно обнаружить следы рук, одежды, орудий взлома и забытые вещи.

Нередко перед установкой ВУ преступник скрытно наблюдает за объектом, оставляя при этом дополнительные следы на месте наблюдения - следы биологического происхождения. Однако отличительной особенностью рассматриваемого нами вида осмотра места происшествия является то, что установить возможную причастность данных следов к факту совершенного преступления практически невозможно. Данное обстоятельство обусловлено несколькими причинами:

- значительным удалением места подготовки к совершению преступления (место подъезда, место наблюдения, где вероятно были обнаружены следы) от места взрыва;

- особенностями следообразования: данные следы могли быть образованы в результате эксплуатации, например, подвижного состава пассажирских поездов (сброс очистных вод, пищевых, бытовых отходов и посторонних предметов на железнодорожные пути);

- внесением изменений в имеющуюся обстановку участниками спасательных и аварийных

работ, не имеющими никакого отношения к расследованию факта взрыва.

2. Следы, образованные при установке ВУ.

Как на месте установки ВУ, так и рядом с ним,

могут быть оставлены следы, связанные с размещением (установкой) и маскировкой. Разновидностью таких признаков маскировки могут быть: «измененная цветность поверхности гравийного покрытия полотна дороги, шпал, элементов металлических конструкций, их неестественное расположение и взаиморасположение, наличие посторонних предметов и установка отдельных элементов растительности под вид озеленения» [4]. Нередки случаи обнаружения объектов, указывающих на средства доставки взрывного устройства (сумки, пакеты, коробки, свертки, обрывки бумаги).

На месте происшествия возможно обнаружение вещественных доказательств, свидетельствующих о подготовке к совершению преступления (металлические провода, шпагаты, липкая лента), на поверхности которых могут остаться следы, образованные рабочими поверхностями частей инструментов, использованных преступником, а также фрагменты перечисленных объектов, ранее составлявшие единое целое.

На месте преступления могут быть изъяты запаховые следы. Однако считаем, что результативность использования изъятых в ходе осмотра места происшествия запаховых следов в дальнейшем для расследования фактов использования ВУ и ВВ будет осложнена присутствием других запаховых следов (следы горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов), наличие которых может негативно повлиять на процесс идентификационного исследования.

3. Следы, образованные при взрыве ВУ.

На месте взрыва следы отображаются в окружающей обстановке и в определенной степени обусловливают признаки проявления взрыва, его природы и конструкции конкретного взрывного устройства. При осмотре места взрыва необходимо соблюдать общие правила обнаружения, фиксации, изъятия и осмотра материальных следов на месте происшествия. Очень важно отделить следы собственно взрыва от следов разрушений, последствий пожара, заливания водой, обвала насыпи и т.п. [5].

В связи с этим одной из задач осмотра, связанного с фактом взрыва, кроме поиска традиционных следов (следов транспортного средства, следов обуви, следов рук, следов биологического происхождения), является определение вида и массы ВВ в тротиловом эквиваленте (как правило, это безоболочеч-ные фугасные заряды), способ подрыва ВУ и определение уровня профессионального ма-

стерства лица, производившего подрыв. Однако определение вида ВВ на месте происшествия с помощью наборов тестов иногда затруднено или даже в некоторых случаях невозможно по причине сильного загрязнения места осмотра биологическими объектами. Проведение такого рода предварительного исследования возможно только лишь в лабораторных исследованиях при условии правильного отбора проб.

При осмотре следует учитывать то, что объекты, находящиеся в непосредственном контакте с зарядом ВВ, подвергаются бризантному (дробящему) действию, которое проявляется в виде локальных деформаций металла, разрушений в виде вмятин, воронок, а также локальных областей полных разрушений на таких объектах, как дерево, стекло, полимерные материалы и им подобные.

На теле человека о бризантном действии свидетельствуют тяжкие телесные повреждения (разрывы кожного покрова, жировой и мышечной тканей или полная дезинтеграция тела). Например, «взрыв электродетонатора промышленного изготовления ЭД-8, который содержит около 2 г бризантного ВВ, может привести к травматической ампутации 1-2 фаланг пальцев руки, которые контактируют с ВУ, взрыв тротиловой шашки массой 75 г приводит к травматической ампутации кисти руки. С помощью сведений о характере повреждений на теле пострадавших, источником которых является заключение судебно-медицинского эксперта, можно оценить массу взорванного заряда, поскольку существуют определённые закономерности механизма повреждения тела человека при взрывных воздействиях» [6].

Обратим внимание на то, что при осмотре места происшествия особое внимание необходимо уделять эпицентру взрыва, так как при тщательном осмотре могут быть обнаружены остатки взрывного устройства, различные его части и остатки взрывчатых веществ. Зона разлёта осколков ВУ зависит от конструкции устройства, вида ВВ и условий, в которых произошел взрыв. Так, например, «взрыв ВУ на основе конденсированного ВВ может привести к разлёту металлических осколков, превышающему радиус зоны фугасного действия: взрыв электродетонатора (капсюля-детонатора) № 8 (масса ВВ около 2 г) приводит к полету осколков на расстояние около 25 м, гранаты Ф-1 (до 60 г ВВ) - около 200 м, осколочно-фугасного снаряда калибра 152 мм (4.5 кг ВВ) - 1500 м» [3].

Таким образом, все перечисленные группы следов содержат криминалистически значимую информацию, которая может быть получена при грамотном и квалифицированном осмотре места происшествия, а также в ходе их пред-

варительного исследования соответствующими специалистами.

Кроме участия специалиста-криминалиста в осмотре места происшествия, обязательным является участие специалиста-взрывотехника и специалиста в минно-взрывном деле (сапера). Участие в осмотре места происшествия сапера продиктовано необходимостью соблюдения мер безопасности, поскольку на путях подхода к месту подрыва преступники могут устанавливать дополнительные ВУ. Также на месте происшествия возможно обнаружение остаточных неразорвавшихся частей ВУ и ВВ, которые могут сдетониро-вать [6, с. 215].

С помощью полученной при осмотре места происшествия информации, ее оценки специалистом можно судить о профессии изготовителя ВУ, его навыках и специальных познаниях в военном и промышленном взрывном деле, в области химии и технологии изготовления ВУ и ВВ. В том случае, если на месте происшествия обнаружили невзор-вавшееся взрывное устройство, специалист сможет обосновать причины дефектного срабатывания и реальной опасности найденного ВУ или ВВ. Следует помнить, что «выводы предварительных взрывотехнических исследований используются в первую очередь для организации поисковой и разыскной работы по «горячим следам»» [1].

Наряду с описанием в протоколе осмотра, фотографированием, составлением планов и схем необходимо собрать все пригодные для транспортировки следы (по возможности с предметами-носителями). Также следует обращать внимание на упаковку вещественных доказательств, изымаемых с места взрыва и направляемых для проведения криминалистической экспертизы. Очень часто при упаковке микроколичеств взрывчатых веществ нарушаются основные требования, предъявляемые к ним. Так, например, самым оптимальным способом упаковки данных веществ является упаковка в герметичную стеклянную тару. Используемый часто для этих целей полиэтилен значительно уступает стеклу, так как пропускает пары взрывчатых веществ (например, тротила). Полиэтилен может быть использован в качестве упаковки для крупных вещественных доказательств, однако при этом их необходимо обернуть в несколько слоев плотной полиэтиленовой пленки или поместить в герметично запаянные полиэтиленовые пакеты. Также следует отметить, что в такую упаковку нужно поместить куски ваты или фильтровальной бумаги, которая послужит сорбирующим материалом, способным впитывать пары ВВ.

Итак, при качественном осмотре места происшествия по факту взрыва на объектах транспортной инфраструктуры и комплексном иссле-

довании имеющихся следов можно получить следующую разыскную и доказательственную информацию:

- вид ВУ и способ взрывания;

- вид ВВ и его тротилового эквивалента;

- положение ВУ в момент взрыва, его форму и массогабаритные параметры;

- способ транспортировки, установки и маскировки взрывного устройства;

- сведения о профессиональных навыках преступника и другую дополнительную информацию.

Однако важно учитывать, что только при комплексном подходе к осмотру места происшествия, проводимому во взаимосвязи со всеми следственными и процессуальными действиями, оперативно-розыскными, вспомогательными и

другими мероприятиями, возможно комплексное исследование и оценка обстановки места происшествия, следов преступления и иных объектов, имеющих значение для дела.

Таким образом, процесс собирания следов преступления включает в себя наиболее сложные этапы их поиска, обнаружения, фиксации и изъятия. В зависимости от особенностей следственной ситуации по фактам взрывов на объектах транспортной инфраструктуры возможно использование различных тактических приемов осмотра места происшествия. Главной задачей при этом остается наиболее полное и точное проведение указанного следственно действия, так как это играет первостепенную роль в раскрытии и расследовании преступлений.

Литература

1. Арешина Н.Ф., Бакин Е.А. Осмотр места происшествия при преступлениях, совершенных путем взрыва, и некоторые аспекты криминалистических исследований изъятых вещественных доказательств. - Москва, 2001. 78 с.

2. Вишневецкий К.В., Гаевой А.И., Гусев А.И. Криминалистическое обеспечение первоначального этапа расследования преступных взрывов. - Москва: Юрлитинформ, 2008. 136 с.

3. Дильдин Ю.М., Мартынов В.В., Семенов А.Ю., Шмырев A.A. Место взрыва как объект криминалистического исследования. - Москва: ВНИИ МВД СССР, 1989. 72 с.

4. Долгинов С.Д. Осмотр места взрыва: вопросы организации и тактики проведения // Вестник Пермского университета. 2014. Вып. 1 (23). С. 275-285.

5. Казакевич О.Ю., Волченков В.В., Забардин С.Н. Методические рекомендации по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с применением взрывных устройств. - Москва, 1994. 84. с.

6. Кузнецов А.А. Особенности планирования и организации осмотра места происшествия по факту взрыва // Актуальные проблемы права: теория и практика. 2014. № 29. С. 214-217.

7. Кумыков С.Х. Криминалистические аспекты осмотра места происшествия // Теория и практика общественного развития. 2016. № 5. С. 107-108.

8. Муреев К.А. Осмотр места происшествия по факту взрыва на газопроизводстве / Расследование преступлений, связанных со взрывами, техногенными авариями и катастрофами. - Н. Новгород, 2005. С. 150-157.

9. Прохорова А.П. Особенности осмотра места происшествия, связанного с авиакатастрофой // Бизнес в законе. 2008. № 4. С. 63-70.

10. Топорков А. Собирание и исследование объектов взрывотехники // Записки криминалистов: альманах. 1994. Вып. 4. С. 213-221.

= References =

1. Areshina N.F., Bakin E.A. Osmotr mesta proisshestviya pri prestupleniyakh, sovershennykh putem vzryva, i nekotorye aspekty kriminalisticheskikh issledovanii iz»yatykh veshchestvennykh dokazatel'stv. - Moskva, 2001. 78 s.

2. Vishnevetskii K.V., Gaevoi A.I., Gusev A.I. Kriminalisticheskoe obespechenie pervonachal'nogo etapa rassledovaniya prestupnykh vzryvov. - Moskva: Yurlitinform, 2008. 136 s.

3. Dil'din Yu.M., Martynov V.V., Semenov A.Yu., Shmyrev A.A. Mesto vzryva kak ob»ekt kriminalisticheskogo issledovaniya. -Moskva: VNII MVD SSSR, 1989. 72 s.

4. Dolginov S.D. Osmotr mesta vzryva: voprosy organizatsii i taktiki provedeniya // Vestnik Permskogo universiteta. 2014. Vyp. 1 (23). S. 275-285.

5. Kazakevich O.Yu., Volchenkov V.V., Zabardin S.N. Metodicheskie rekomendatsii po raskrytiyu i rassledovaniyu prestuplenii, sovershennykh s primeneniem vzryvnykh ustroistv. - Moskva, 1994. 84. s.

6. Kuznetsov A.A. Osobennosti planirovaniya i organizatsii osmotra mesta proisshestviya po faktu vzryva // Aktual'nye problemy prava: teoriya i praktika. 2014. № 29. S. 214-217.

7. Kumykov S.Kh. Kriminalisticheskie aspekty osmotra mesta proisshestviya // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2016. № 5. S. 107-108.

8. Mureev K.A. Osmotr mesta proisshestviya po faktu vzryva na gazoproizvodstve / Rassledovanie prestuplenii, svyazannykh so vzryvami, tekhnogennymi avariyami i katastrofami. - N. Novgorod, 2005. S. 150-157.

9. Prokhorova A.P. Osobennosti osmotra mesta proisshestviya, svyazannogo s aviakatastrofoi // Biznes v zakone. 2008. № 4. S. 63-70.

10. ToporkovA. Sobiranie i issledovanie ob»ektov vzryvotekhniki // Zapiski kriminalistov: al'manakh. 1994. Vyp. 4. S. 213-221.

(статья сдана в редакцию 02.02.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.