Научная статья на тему 'ФИГУРКИ ОЛЕНЯ В МЕЛКОЙ БРОНЗОВОЙ ПЛАСТИКЕ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА '

ФИГУРКИ ОЛЕНЯ В МЕЛКОЙ БРОНЗОВОЙ ПЛАСТИКЕ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Центральный и Северный Кавказ / ранний железный век / кобанская культура / центрально-закавказская археологическая культура / скифы / Древний Восток / мелкая бронзовая пластика / зооморфное искусство / фигурки оленей / Central and Northern Caucasus / early Iron Age / Koban culture / Central Transcaucasian archaeological culture / Scythians / Ancient East / small bronze sculpture / zoomorphic art / deer figurines

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Керцева (Вольная) Галина Николаевна

Цель. Анализ бронзовых фигурок оленя из памятников раннего железного века Центрального и Северного Кавказа. Процедура и методы. В статье анализируется мелкая бронзовая пластика Центрального и Северного Кавказа, представленная фигурками оленей, с помощью историко-типологического, стилистического, семиотического методов. Через стилистические особенности фигурок изучаются их происхождение и датировка. Результаты. Выделены 6 типов бронзовых фигурок оленей, отличающихся позой, пропорциями, стилистикой изображения, ведущими своё происхождение от разных культурных традиций, которые оказали влияние на формирование прикладного искусства Северного Кавказа. Выявлены особенности изображения оленей из памятников различных областей Северного Кавказа. Теоретическая и/или практическая значимость. Фигурки оленя составляют большой процент в мелкой бронзовой пластике раннего железного века Центрального и Северного Кавказа, но комплексно они не изучались. В ходе новых археологических охранно-спасательных раскопок стали известны новые находки фигурок оленей в мелкой бронзовой пластике, а работа с кавказскими коллекциями в российских и зарубежных музеях позволила выявить новые экземпляры. Бронзовые фигурки оленей обнаружены в памятниках различных культур, однако они имеют черты сходства, что позволяет типологизировать их на уровне всех памятников Центрального и Северного Кавказа. Также был изучен генезис этих предметов, проблема которого не решена до сих пор и сохраняет свою актуальность.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEER FIGURINES IN SMALL BRONZE SCULPTURES OF THE EARLY IRON AGE OF THE CENTRAL AND NORTHERN CAUCASUS

Aim. To conduct an analysis of bronze figurines of a deer from the sites of the early Iron Age of the Central and North Caucasus. Methodology. The article analyzes small bronze sculptures of the Central and Northern Caucasus, represented by deer figurines, using historical, typological, stylistic, and semiotic methods. Through the stylistic features of the figurines, their origin and dating are studied. Results. There are six types of bronze deer figurines, differing in pose, proportions, style of depiction, originating from different cultural traditions that influenced the formation of the applied arts of the North Caucasus. The features of deer depiction from sites in various regions of the North Caucasus are revealed. Research implications. The article is relevant from theoretical and practical points of view, since deer figurines make up a large percentage of small bronze sculptures of the Early Iron Age of the Central and Northern Caucasus, but they have not been studied comprehensively. During new archaeological rescue excavations, new finds of deer figurines in small bronze sculpture became known; work with Caucasian collections in Russian and foreign museums made it possible to identify the new specimens. Bronze figurines of deer were discovered in sites of various cultures, but they have similarities, which makes it possible to typologize them at the level of all the sites of the Central and Northern Caucasus. The genesis of these objects was also studied, the problem of which has not yet been solved and remains relevant.

Текст научной работы на тему «ФИГУРКИ ОЛЕНЯ В МЕЛКОЙ БРОНЗОВОЙ ПЛАСТИКЕ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА »

УДК 902. 3

DOI: 10.18384/2949-5164-2023-5-139-150

Фигурки оленя в мелкой бронзовой пластике раннего железного века центрального и северного кавказа

Керцева (Вольная) Г. Н.

Институт истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, д. 46, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Анализ бронзовых фигурок оленя из памятников раннего железного века Центрального и Северного Кавказа.

Процедура и методы. В статье анализируется мелкая бронзовая пластика Центрального и Северного Кавказа, представленная фигурками оленей, с помощью историко-типологического, стилистического, семиотического методов. Через стилистические особенности фигурок изучаются их происхождение и датировка.

Результаты. Выделены 6 типов бронзовых фигурок оленей, отличающихся позой, пропорциями, стилистикой изображения, ведущими своё происхождение от разных культурных традиций, которые оказали влияние на формирование прикладного искусства Северного Кавказа. Выявлены особенности изображения оленей из памятников различных областей Северного Кавказа.

Теоретическая и/или практическая значимость. Фигурки оленя составляют большой процент в мелкой бронзовой пластике раннего железного века Центрального и Северного Кавказа, но комплексно они не изучались. В ходе новых археологических охранно-спасательных раскопок стали известны новые находки фигурок оленей в мелкой бронзовой пластике, а работа с кавказскими коллекциями в российских и зарубежных музеях позволила выявить новые экземпляры. Бронзовые фигурки оленей обнаружены в памятниках различных культур, однако они имеют черты сходства, что позволяет типологизировать их на уровне всех памятников Центрального и Северного Кавказа. Также был изучен генезис этих предметов, проблема которого не решена до сих пор и сохраняет свою актуальность.

Ключевые слова: Центральный и Северный Кавказ, ранний железный век, кобанская культура, центральнозакавказская археологическая культура, скифы, Древний Восток, мелкая бронзовая пластика, зооморфное искусство, фигурки оленей

DEER FIGuRINEs iN sMALL BRoNZE sculptures of THE EARLY iRoN AGE

of the central and northern caucasus

G. Kertseva (Volnaya)

Institute of History and Archeology of the Republic of North Ossetia-Alania ul. Vatutina 46, Vladikavkaz 362025, Russian Federation

Abstract

Aim. To conduct an analysis of bronze figurines of a deer from the sites of the early Iron Age of the Central and North Caucasus.

© CC BY Керцева (Вольная) Г. Н . , 2023 .

Methodology. The article analyzes small bronze sculptures of the Central and Northern Caucasus, represented by deer figurines, using historical, typological, stylistic, and semiotic methods. Through the stylistic features of the figurines, their origin and dating are studied. Results. There are six types of bronze deer figurines, differing in pose, proportions, style of depiction, originating from different cultural traditions that influenced the formation of the applied arts of the North Caucasus. The features of deer depiction from sites in various regions of the North Caucasus are revealed.

Research implications. The article is relevant from theoretical and practical points of view, since deer figurines make up a large percentage of small bronze sculptures of the Early Iron Age of the Central and Northern Caucasus, but they have not been studied comprehensively. During new archaeological rescue excavations, new finds of deer figurines in small bronze sculpture became known; work with Caucasian collections in Russian and foreign museums made it possible to identify the new specimens. Bronze figurines of deer were discovered in sites of various cultures, but they have similarities, which makes it possible to typologize them at the level of all the sites of the Central and Northern Caucasus. The genesis of these objects was also studied, the problem of which has not yet been solved and remains relevant. Keywords: Central and Northern Caucasus, early Iron Age, Koban culture, Central Transcaucasian archaeological culture, Scythians, Ancient East, small bronze sculpture, zoomorphic art, deer figurines

Введение

Мелкая бронзовая пластика, изображающая животных, встречается в памятниках Северного и Центрального Кавказа эпохи поздней бронзы - раннего железа: кобанской, центральнозакавказской, зан-дакской, каякентско-хорочаевской археологических культур. На основе культур эпохи бронзы развивается искусство раннего железного века. Аналогии зооморфным предметам кавказского типа встречаются в памятниках Урарту, Иберийского и Колхидского царств, ходжалы-кедабек-ской, хеттской и луристанской культур Территория Северного и Центрального Кавказа длительное время являлась мостом между степной зоной - миром кочевников, Закавказьем и Передней Азией . В силу этого в зооморфном искусстве встречаются самые разные художественные направления, которые свидетельствуют о различных культурных контактах

Главными объектами охоты на территории Северного и Центрального Кавказа в энеолите, эпоху бронзы, были олени . Число изображений оленя увеличивается в скифский период, несмотря на то, что остеологический материал в памятниках Кавказа рисует картину уменьшения значения охоты, которая в эпоху железного века играла подсобную роль Со скифами связывают

изображения оленей на скалах с Верхнее Лабкомахи, в западной части хребта Нара-тюбе у с. Ленинкент в Дагестане.

Бронзовые фигурки оленей, выполненные в мелкой бронзовой пластике, на территории Северного и Центрального Кавказа появляются лишь в скифский период (УН-ГУ вв . до н . э . ). Среди них можно выделить несколько типов фигурок оленя . В основу типологии положено расположение ног животного, моделировка фигуры и форма рогов, размеры фигурок, дополнительные элементы на туловище (обмотка лентой или проволокой или их имитация), степень детализации элементов фигурок Важную роль играют функциональные особенности фигурок (на-вершия, подвески, статуэтки)

Типология фигурок оленей, выполненных в мелкой бронзовой пластике

Тип 1 (рис . 1) - скульптурные изображения оленей высотой 90-150 мм с длинными ногами, собранными в одной точке Ноги расположены под острым углом к туловищу На ногах изображены плюсны и копыта. Моделировка туловища цилиндрическая, вытянуто-цилиндрическая морда сужена к концу Выделяется нос Углублениями показаны ноздри Глаза

крупные, круглые или миндалевидные, переданы достаточно натуралистично .

Уши средних размеров, торчат кверху, со- В большинстве случаев это - навер-

единены с рогами . Ствол рогов и отрост- шия булавок.

ки - дуговидные. Шея длинная, в виде Этот тип происходит из памятников

дуги . Хвост короткий, торчащий кверху Дагестана, Южной Осетии, Краснодар-

с небольшим наклоном к спине. Фигурки ского края и Грузии (рис. 1.1-1.4, 1.13,

1. Кавказ

2-3. Хевсуретия. Грузия

4. Могильник у с. Рвели, погребение 9. Шида Картли. Долина Боржоми, Грузия

5. Аладжа-гуюк. II пол. III тыс. до н. э. Турция

6. Аладжа-гуюк

7. Курган Бериклдеви

8. Красноярский край

9. Ордос, V-VI вв. до н.э.

10. Красноярский край.

11. Скифы. VII в. до н. э.

12. Могильник Аржан-2

13. Краснодарский край

14. Шанхай III в. до н. э., Исторический музей

15. с. Прис, Цхинвальский р-н, Южная Осетия, VII-VI вв. до н. э.

Рис. 1 / Fig. 1 Фигурки оленей типа 1 / Type 1 of Deer figurines

Источник: 1 - Доманский Я . В . Древняя художественная бронза Кавказа в собрании Государственного Эрмитажа. М: Искусство, 1984. Илл. 65; 2-3 - Национальный музей Грузии . Собрание Ермакова. Конец 2 тыс . до н . э . Unterwegs zum Goldenen Vlies: archäologische Funde aus Georgien .

Saarbrücken: Theiss, 1995. Abb. 199-200. Фотоархив ИИМК. Q506,62; 4 - Georgien. Schätze aus dem Land des Goldenen Vlies. Bochum: Deutsches Bergbau-Museum Bochum 2001. Abb. 174. P. 274; 5 - Музей анатолийских цивилизаций. Temizsoy I . The Anatolian Civilizations Museum . The Guide book. № 1-2 . P 48, fig. 4; 6 - Vedat Idil. Ankara . Istanbul. 1993. P. 39; 7 - Национальный музей Грузии . XIV-XII вв . до н . э . Unterwegs zum Goldenen Vlies: archäologische Funde aus Georgien . Saarbrücken: Theiss, 1995. Abb . 97; 8 - Артамонов Сокровища саков . М. , 1973. Фото 130; 9 - 6th-5th century BC The British Museum // Википедия [сайт]. URL: https://ca.wikipedia. org/wiki/Ordos_(cultura)#/media/ Fitxer:BronzePoleTopOrdos6th-5thCenturyBCE. JPG (дата обращения: 06.10.2023); 10 - Артамонов М. И . Аму-Дарьинский клад. Алтайские курганы. Минусинские бронзы . Сибирское золото. М. : Искусство, 1973. Фото 163; 11 - Скифы . VII в. до н . э . [Электронный ресурс] URL: http//www. e-tiquities/ com/a-scythian-bronze-deer- Scythian (дата обращения: 06.10.2023); 12 - Чугунов К. В. , Парцингер Г. , Наглер А . Золотые звери из долины царей . Открытия российско-германской археологической экспедиции в Туве . СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2004. С. 10; 13 - Краснодарский краеведческий музей . № 8462. 69; 14 - Китай . Исторический музей [сайт] gutx. com .tr; 15 - Древности Южной Осетии (эпоха античности). 15 открыток. Цхинвал: Республика, 2008.

1.15) с соединёнными в одной точке четырьмя длинными тонкими ногами, на шее имеется петля, туловище цилиндрическое, шея уплощённо-цилиндрическая, небольшой хвост лежит на спине, один рог состоит из двух веточек, другой фраг-ментирован

Скульптурная фигурка в виде стоящего оленя с длинными тонкими ногами, расположенными под острым углом к туловищу, происходит из культового места близ высокогорного с. Чадаколоб (Дагестан) и является верхней частью булавки .

В такой же позе - с четырьмя соединёнными в одной точке ногами - изображались фигурки козлов в скифо-си-бирском зверином стиле из памятников Центрального Казахстана: Тасмола [6, табл. 12, рис. 4] и Южной Сибири: Ордос, Минусинская степь, Хакасия, мог. Толстый мыс [1, табл . 127-130, 161, 163], Южного Приуралья: с. Сара, кург. 7 [6, табл 12, рис 3] Стилистически близки северокавказским и центральнокавказ-ским изображениям бронзовые фигурки из памятников азиатской Скифии - могильник Аржан-2 (II пол . VII в . до н. э . ), 2-й Пазырыкский курган V-IV вв . до н . э . , из Минусинской степи, Ордоса, а также из Китая (III в . до н. э . ) (рис. 1. 8-1.14).

Изображения копытных в такой позе чаще всего являются навершиями штандартов, либо привесками Они, скорее всего, восходят к анатолийским образцам (рис . 1. 5-1. 6) . Фигурка оленя, найденная в Краснодарском крае (КГИАМЗ), стилистически близка фигуркам из Юго-Восточной Чечни и Северо-Западного Дагестана

Фигурки стоящих оленей с ногами, расположенными под острым углом к туловищу (в ряде случаев ноги сходятся в одной точке), известные на наверши-ях булавок и жезлов, видимо, имеют общие истоки . Наиболее древние аналогии фигурке оленя найдены в Аладжа-Гуюке (Анатолия) и датируются II половиной III тыс до н э (рис 1 5-6) Позже они появляются в Центральном Закавказье (Бе-риклдеви XIV-XIII вв . до н. э . ) (рис. 1. 7),

на Южном Кавказе в эпоху поздней бронзы в Лчашене и в эпоху раннего железа -в Айруме, Паравакаре, Верхнем Талине, Нижнем Баязете [5, рис . 1, 2, 27, 27а, 28, 30, 61, 62] (рис. 1. 7-1.13), в Центральном Закавказье (Бериклдеви) (рис . 1. 7). 1 тип оленя с ногами в одной точке встречается также и в скифской зооморфной пластике (рис. 1. 8-1.12) и даже в Китае (рис. 1.14). Скорее всего, этот тип изображения появился на Северном Кавказе из Закавказья. Одновременно он распространился и в скифской культуре По аналогиям из Хевсуретии (рис. 1. 2-1. 3) [11, р. 272, Taf. 199, 200] этот тип северокавказской мелкой пластики может датироваться II половиной - концом V в . до н . э .

Этот тип фигурок, как правило, является навершием булавок, штандартов, жезлов и посохов

Тип 2 (рис . 2) - фигурки-статуэтки стоящего оленя с характерными крупными рогами с параллельными 3-5 отростками, направленными вверх, высота 3090 мм Происходит из Северной, Южной Осетии и Дагестана.

Представителем такого типа является фигурка оленя из Хосрехского святилища VIII - I половины VII в до н э (рис 2 1) [3, с 52-53, рис 7 27] Этот тип имеет аналоги на памятниках северо-восточного Ирана (Дайламан) Х-VI вв . до н. э . (рис. 2 . 8-2.10) [7, с. 241, фото 13], Азербайджана (рис. 2 .13-2 .14). Также изображения встречаются на территории Грузии: Боржоми, Самтавро XIV-XIII вв . до н. э . , Чабарухисхеви VIII-VII вв . до н. э . [11, foto 227]. Схожие изображения оленей характерны для Центрального Кавказа - могильники Тлийский (рис. 1. 20-1. 21), Кобанский, Верхняя Рутха (Рис. 1.17-1. 20) [9, рис. 55-56; 10, taf 31 6], ст Казбек, из Джейрахского ущелья (рис 2 5-2 6, 2 14)

Ноги, сужающиеся книзу, расположены параллельно, направлены вперёд, левая и правая - сдвоены . Моделировка туловища цилиндрическая, морда вы-

1. с. Хосрех. Зандакская культура

2. Доланлар

3-4. Самтавро, VIII-VII вв. до н. э.

5-6. Тлийский могильник

7. Кобанский могильник, 2 четверть I тыс. до н. э.

8. Иран

9. Бронза. Марлик, 1400-1100 гг. до н. э.

10. Алмаш, Северный Иран

11. Джейраховское ущелье

12. с. Химой, Чечня

13-14. Клад в с. Молла Исаклы, Азербайджан, I в. до н. э.

I в. н. э.

Рис. 2 / Fig. 2. Фигурки оленей типа 2 / Type 2 of Deer figurines

Источник: 1 - Абакаров А . И. , Давудов О . М. Археологическая карта Дагестана. М . : Наука, рис.19 .16; 2 - Азербайджанский национальный музей [Электронный ресурс]. URL: https:// руни. рф/Файл:Deer-shaped_breath_ornament_made_of_bronze_from_Dolanlar_(Khojavand).jpg (дата обращения: 23.02.2023); 3-4 - Национальный музей Грузии; 5-6 - Техов Б. В. Центральный Кавказ в XVI-X вв . до н . э . М. : Наука, 1977. 240 с . Рис . 115 .1-2; 7 - Доманский Я . В . Древняя художественная бронза Кавказа в собрании Государственного Эрмитажа . М. : Искусство, 1984. Илл. XIV. ГЭ. №1731/71; 8 - Иранский национальный музей: [сайт]. URL: wwwflickr.com (дата обращения: 23.02.2023); 9 - Музей Лувр: [сайт]. https://upload.wikimedia. org/wikipedia/commons/e/ ec/Figure_de_cervidé_%28Louvre%2C_AO_25192%29 .jpg; 10 - [Электронный ресурс] http://am-lashculture. blogfa . com/post-9 . aspx (дата обращения: 23.02.2023); 11 - Козенкова В . И . Типология и хронологическая классификация предметов кобанской культуры . Восточный вариант // САИ. 1982. № 3 . Табл. XXV,14; 12 - Виноградов В. Б. , Марковин В . И . Археологические памятники Чечено-Ингушской АССР (материалы к археологической карте . Т. X. Грозный, 1966. Рис . 3 . 3; 13-14 - Агаев Г. , Квачиздзе В . О «бронзовом кладе» из кувшина, найденном в селе Исмаиллинского района [Электронный ресурс]. URL: https://azerhistory.com/?p=20830 (дата обращения: 23.02.2023)

тянуто-цилиндрическая, «обрубленная» . Для этого изображения характерна примитивизация. Глаза и уши в редких случаях слегка намечены окружностями, в большинстве случаев отсутствуют. Хвост очень короткий, иногда только намечен, направлен кверху, вниз или отсутствует

Фигурки оленя из Северного и Центрального Кавказа 2 типа представляют собой статуэтки, т к ноги широко расставлены и фигурки могут стоять на горизонтальной поверхности, однако в

ряде случаев они снабжены петлями для подвешивания Скорее всего, ведут свои истоки с территории Северо-Восточного Ирана. По аналогиям могут датироваться У1-1У вв . до н . э .

Тип 3 (рис. 3) - подвески в виде оленя высотой 2-3 см . У фигурки цилиндрическое, преувеличенно удлинённое туловище . Ближе к шее - петля для подвешивания В ряде случаев петля находится на туловище . Левые и правые ноги соедине-

1-13. Новогрозненский могильник

14. с. Элистанжи, Чечня

15. Бельтинский могильник

16. Ялхой-Мохкский могильник 3 погребение 2

17. Ножай-Юртовский могильник I погребение 7

18. с. Галайты, Чечня

19. с. Хунзах

20. с. Курен-Беной

Рис. 3 / Fig. 3. Фигурки оленей типа 3 / Type 3 of Deer figurines

Источник: 1-13 - Виноградов В . Б . Новогрозненский кобанский могильник VI-V вв . до н . э . // Археологические памятники Чечено-Ингушетии . Грозный, 1979. Рис . 1. 5; 14 - Дударев С. Л. , Мамаев Х. М. , Хасбулатова З . И . Новые материалы по археологии и этнографии Ч . И . Новые находки скифского времени из сел . Элистанжи и Майртуп // Новые материалы по археологии и этнографии Чечено-Ингушетии . Грозный, 1987. Рис . 1; 15 - Виноградов В . Б . Клад Второго Бельтинского мог. // КСИА, 186. 1986. Рис . 1. 25; 16 - Махортых С. В . , Петренко В . А . Новий могильник сюфського часу в ЧеченоЛнгушети // Археолопя . 1987. № 59 . Рис . 2 . 39; 17 -Виноградов В . Б . Центральный и Северо-Восточный Кавказ в скифское время (VII-IV вв . до н . э . ) (Вопросы политической истории, эволюции культур и этногенеза). Грозный, 1972. Табл . 114; 18 -Багаев М. Х. Культура горной Чечни и Дагестана в древности и средневековье . VI в . до н . э . -XII в . н . э . М . : Наука, 2008. 445 с . ; 19 - Давудов О . М. Культуры Дагестана эпохи раннего железа» Махачкала, 1974. Табл. XIV. Рис . 26 .11; 20 - Типология и хронологическая классификация предметов кобанской культуры. Восточный вариант. САИ Вып. В2-5. М. : Наука, 1982. Табл.ХХУ11

ны попарно . Ноги размером с туловище или немного короче На туловище и шее -имитация навитой ленты или проволоки Этим подчёркнута функция фигурок как подвесок. Рога показаны стволом с двумя ветвями, соединены вверху

Такие подвески характерны для восточных областей Северного Кавказа В Дагестане известна аналогичная фигурка-подвеска оленя из окрестностей с . Хунзах [2, с . 94, табл . XIV. 2]. Этот тип изображений имеет аналогии из могильников VII-VI вв. до н . э . Восточной Чечни: Ножай-Юртовского I, погр. 7 вв. до н . э . ),

Галайты, Элистанжи, Новогрозненского

По мнению исследователей, предметы из Элистанжи, в т ч и фигурка оленя,

имеют позднекобанский облик [4, с. 12]. Более ранние аналогии происходят из Луристана (Иран) Х-VI вв . до н . э. Цилиндрическая моделировка и навитые ленты на туловище и шее характерны для восточного варианта кобанской культуры, а также передневосточной бронзовой пластики По аналогии с погребениями из Восточной Чечни этот тип может датироваться VI-IV вв . до н . э .

Тип 4 (рис . 4) - довольно крупные фигурки-подвески стоящего животного, высотой 9-15 см, с петлёй, крепящейся к цепочке . Фигурки полые внутри . Моделировка туловища уплощённая Ноги соответствуют пропорциям реального живот-

1. Кавказ

2. Тлийский могильник, погребение 349

3. Кобан

4. Чабаручис хеви

5. ст. Казбек

6. Казбекский клад 7-10. Казбекский клад.

Рис. 4 / Fig. 4. Фигурки оленей типа 4 / Type 4 of Deer figurines

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: 1 - Доманский Я . В . Древняя художественная бронза Кавказа. М. : Искусство, 1984. Илл. XXII; 2 - Техов Б . В . Тайны древних погребений . Владикавказ: Проект-пресс, 2002. Т. 18 . 6; 3 - Уварова П . С Могильники Северного Кавказа. МАК VIII . М. , 1900. Табл. XXXVIII . 3; 4 - Unterwegs zum Goldenen Vlies : archäologische Funde aus Georgien . Saarbrücken: Theiss, 1995. Abb. 227; 5 - Фотоархив ИИМК. Q 39666. Коллекция Ольшевского; 6 - Уварова П . С. Коллекции Кавказского музея . Т. V. Тифлис, 1902. Та£ III; 7-10 - Собрание ГИМ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pinterest. com/pin/558446422516977043/ (дата обращения: 23.02.2023).

ного, параллельны, либо левая и правая соединены вместе, в ряде случаев сужаются к низу. Концы ног часто отогнуты . Иногда намечены плюсны и копыта . Морда длинная, цилиндрическая, обрублена на конце . Нос изображён в виде 2 углублений-точек в торцевой части морды, глаза в виде 2 круглых налепов, либо отсутствуют. Рот изображён приоткрытым. Уши длинные листовидные, направлены горизонтально, либо отсутствуют Рога достаточно крупные, идущие параллельно, на них 2-4 дуговидные веточки . Шея длинная цилиндрическая . Форма ног -вытянуто-прямоугольная, в ряде случаев отогнута стопа Иногда по туловищу и шее проходит линия из треугольников, направленных вершинами в разные стороны . На большинстве фигурок изо-

бражён небольшой, направленный вниз хвостик На спине близко к шее фигурок имеются петли для крепления цепочек

Фигурки вырезаны из воскового листа, а затем согнуты (своеобразная «развёртка») . Этот тип оленей был найден на ст. Казбек, в Тлийском и Кобанском могильниках, в Джейрахском ущелье Ингушетии, недокументированные - на территории Северной Осетии . Они характерны для Южной Осетии (ст . Казбек) и Грузии (Пасанаурский клад) . Эти фигурки Б . В . Техов датирует киммерий-ско-скифским периодом У1-У вв . до н . э . [9, с . 230]. Аналогии этому типу известны в Центральном Закавказье .

Тип 5 (рис . 5) - небольшие фигурки-подвески оленя с отверстием на шее или

1-4. Кумбулта, Северная Осетия

5. Луристан. X—VI вв. до н. э.

6. Дайламан. Северо-Западный Иран. IX в. до н. э 7-9. Кобан

10. Могильник Заюково-З, погребение 148

11. Кобанский могильник

12. Могильник Терезе, гробн. 1. к. XII—VIII вв. до н. э. 13 — Шилда. Кахетия. ХМ-ХП вв. до н.э.

14-15. Тлийский могильник

16. Казбекский клад.

17. Заюковский могильник

18. Кавказ

19. Кобан

20-23. Кобанский могильник

24-28. Кобанский могильник, погребение 12

29. с. Чми

30-32. Кобанский могильник.

33. Кобанский могильник, погребение 6

34. Верхняя Рутха

Рис. 5 / Fig. 5. Фигурки оленей типа 5 / Type 5 of Deer figurines

Источник: 1-4 - Motzenbäker Ingo Sammlung Kossnierska : der digorische Formenkreis der kaukasischen Bronzezeit. Berlin: Museum für Vor-und Frühgeschichte, 1996. Taf. 31. 6, 35.9, 90. 67; 5 - Иранский национальный музей: [сайт]. URL: flickr. com (дата обращения: 23.02.2023); 6 -Куликан У Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов . М. : Центрополиграф,2010 . Фото 13; 7-9 - Cantre E. Recherches_anthropologiques_dans_le_Caucase . Paris, 1882. Pl . XXV. 2, XXV. 5, XXV. 7; 10 - Кадиева А . А . , Демиденко С. В . , Емкужев А. А. Погребение предскифского времени с бронзовым нагрудным убором из могильника Заюково-3 // Кавказология . 2020. № 2 . Рис . 6 . 3; 11 -Доманский Я . В . Древняя художественная бронза Кавказа . М. : Искусство, 1984. Илл . XIX; 12 - Козенкова В . И . Биритуализм в погребальном обряде древних «кобанцев» . Могильник Терезе конца XII-VIII вв . до н . э . М. : Памятники исторической мысли, 2004. 220 с . Фото 3; 13 - Unterwegs zum Goldenen Vlies : archäologische Funde aus Georgien . Saarbrücken: "tteiss, 1995. Abb .148; 14-15 - Техов Б . В . Тайны древних погребений . Владикавказ: Пронет-пресс, 2002. Фронтиспис; 16 - Уварова П . С. Могильники Северного Кавказа // Материалы по археологии Кавказа, собранные экспедициями Московского археологического общества. Вып. 8 . М. , 1900. Табл. XX. 2; 17 - Виноградов В . Б . Центральный и Северо-Восточный Кавказ в скифское время (VII-IV вв . до н . э . ) (Вопросы политической истории, эволюции культур и этногенеза). Грозный, 1972. Рис . 30.23; 18 - Curtis J. , Kruszynski M. Ancient Caucasian and Related Material in "tte British Museum . British Museum Occasional Paper no . 121. London, 2002. Pl. 5e, 107; 19 - Коллекция Ольшевского . Фотоархив ИИМК. Q396. 66; 20-22 - Венский музей естественной истории . Инв . № 41169; 41528;41581; 23 - Уварова П . С. Могильники Северного Кавказа // Материалы по археологии Кавказа, собранные экспедициями Московского археологического общества . Вып . 8 . М. , 1900. Табл . CV. 8; 24-28 - Archeologie comparee . Caucaseet nord de l Iran . Paris, 1989. № 27117 . P 79. 29 - Фотоархив ИИМК. Q593. 67; 30-32 - Венский музей естественной истории . Инв. № 41. 657; 42.182; 42.206; 33 - Венский музей естественной истории. Инв. № 11692.242; 34 - Уварова П С Могильники Северного Кавказа // Материалы по археологии Кавказа, собранные экспедициями Московского археологического общества . Вып . 8 . М . , 1900. Табл. CV. 9;

35-36 - Ulrike L. Иран . Archeologische Mittelungen aus Iran Band 28 1995-1996. Рис . 20 .1.

петлёй на спине у шеи У оленей широко расставленные короткие, сужающиеся книзу ноги (составляют S длины туловища), что наводит на мысль, что фигурки были не только подвесками, но одновременно и статуэтками В ряде случаев сохранились остатки цепочки, длиной 2-3 см

Морда короткая, цилиндрическая, в форме конуса или усечённого конуса с небольшими уплощёнными широкими рогами, расположенными параллельно Туловище цилиндрическое, сплошное, литое. Шея длинная цилиндрической формы, направлена вперёд или строго вертикальна Фигурки слегка уплощены Ствол рогов прямой или слегка изогнутый, с 2-3 короткими, немного изогнутыми, широкими в основании и тупыми на концах веточками, направленными в разные стороны Уши, рот, ноздри и глаза не изображались (аналогии этому типу известны в Центральном Закавказье).

У оленей маленький, едва намеченный, свисающий вниз хвостик Такие изображения встречаются в кобанской культуре ещё с доскифского периода, но продолжают существовать и в скифский период Для этого типа фигурок характерна примитивизация образа оленя Этот тип напоминает скульптурные керамические фигурки эпохи бронзы и, видимо, ведёт от них свои традиции Представляет один из древнейших изображений оленя в мелкой бронзовой пластике

Такой тип фигурок встречается в Южной Осетии (Тлийский могильник), Северной Осетии (Кобанский могильник, могильник Верхняя Рутха, сс Кумбулта, Камунта, Чми, Куртатинском ущелье), Кабардино-Балкарии (Чегем, Заюков-ский могильник, могильник Терезе), Южной Осетии (сс. Велура, Жриа), Дагестане (Большой Буйнакский курган III-V вв . ), Грузии (ст Казбек) Чаще распространён в центральном и западном варианте ко-

банской культуры. Судя по аналогиям, это одни из ранних типов фигурок оленей . Наиболее ранние датируются XII-VIII вв. до н . э . Вне Кавказа аналогии этому типу встречены в Луристане .

Это наиболее многочисленные изображения оленей, имеющие своё происхождение от техники лепки из глины и имеющие многочисленные аналогии в глиняных статуэтках. Однако в керамической пластике изображений именно оленей нами не встречено

Тип 6 (рис . 6) - достаточно редкий тип оленя, который в единственном экземпляре был найден в Кобанском могильнике Возможно, является импортом

Фигурка и шея оленя цилиндрические и покрыты плетением из рядов косичек, имитирующих шерсть, 4 широко расставленные уплощённые ноги со слегка отогнутыми наружу копытами, рога прямые параллельны друг другу, с 3 веточками на концах. Морда цилиндрическая, обрубленная, выпуклым налепом изображён достаточно большой круглый глаз. На шее имеется петля для подвешивания . Также фигурка могла являться и статуэткой . Аналогичное изображение козла известно из Северной Осетии - с. Лисри, Кобанский могильник; Южной Осетии -с . Зарцем (Дзарцемский могильник) (VII-IV вв . до н . э . ) [8, с . 69, табл . XV, рис. 1.10], и Аджарии - г. Кобулети.

1. Фигурка оленя, с. Кобан

2. Фигурка барана, Кобанский могильник

3. Фигурка козла, с. Лисри, случайная находка

4. Фигурка барана, с. Кобулети, VII в. до н. э.

5-6. Фигурка козла, с. Зарцем, Дзеарцемский могильник

Рис. 6 / Fig. 6. Фигурки оленей типа 6 / Type 6 of Deer figurines

Источник: 1 - Уварова П . С. Могильники Северного Кавказа // Материалы по археологии Кавказа, собранные экспедициями Московского археологического общества . Вып . 8 . М . , 1900. Табл. XXXVII . 8; 2 - Cantre Е. Recherches anthropologiques dans le Caucase. Paris, 1882. Pl. XXVI . 8; 3 - Марковин В . И . Некоторые итоги археологических разведок в Северной Осетии // Материалы по археологии и древней истории Северной Осетии . Орджоникидзе, 1969. Рис. 8 . 2; 4 - Unterwegs zum Goldenen Vlies: archäologische Funde aus Georgien . Saarbrücken: Theiss, 1995. Abb . 122; 5-6 - Сланов А . Х. Железный век на территории Южной Осетии . Цхинвали: Ирыстон . Табл. XV

Рис. 1.10-11

Заключение

Таким образом, в эпоху поздней бронзы - раннего железа на территории Северного Кавказа в рамках археологических культур Северного и Центрального Кавказа выделяется 6 типов изображений фигурок оленей

Тип 1 (II половина - конец V в . до н э ) представлен навершиями булавок. На Северном и Центральном Кавказе характерен для горных районов Грузии и Дагестана. Имеет аналогии и прототипы в искусстве хеттов, Урарту и восточных районах скифского мира

Тип 2 (VIII - I половина VII в . до н . э . ) в большинстве случаев представлен статуэтками В ряде случаев имеются петли для подвешивания Характерен для Северной и Южной Осетии, а также Дагестана Имеет достаточно много аналогий среди находок Северного Ирана и Восточного Кавказа Возможно, истоки этого типа именно оттуда

Тип 3 (VII-VI вв . до н. э . ) представлен подвесками Характерен для восточного варианта кобанской культуры (Чечня, Дагестан) Имеет аналогии с переднево-

сточной бронзовой пластикой (навитые ленты на туловище)

Тип 4 ^^ вв . до н . э . ) - фигурки-подвески из памятников Центрального Кавказа Характерен для позднекобан-ской культуры

Тип 5 (ХП-ГУ вв . до н . э . ) наиболее ранний и многочисленный (около 40 экз . ) . Распространён в центральном и западном варианте кобанской культуры, связан с керамическими технологиями . Представлен статуэтками-подвесками Имеет аналогии в луристанском искусстве

Тип 6 ^П-ГУ вв . до н . э . ) - статуэтки-подвески Известен только в Кобанском могильнике . Аналогии в виде других копытных известны в Южной Осетии и Аджарии

Различные по типу бронзовые фигурки, изображающие оленей, обнаруженные на территории Северного и Центрального Кавказа, свидетельствуют о различных направлениях контактов населения этой территории как с кочевниками-скифами, так и с населением Северо-Восточного и Центрального Кавказа и Северного Ирана

Дата поступления в редакцию 02.10.2023

ЛИТЕРАТУРА

1 Артамонов М И Сокровища саков М : Искусство, 1973 280 с

2 . Давудов О . М. Культуры Дагестана эпохи раннего железа. Махачкала: ИИЯЛ, 1974. 190 с .

3 . Давудов О . М. Святилище у высокогорного селения Хосрех // Древние и средневековые посе-

ления Дагестана / отв . ред. М . -З . О . Османов . Махачкала: ИИЯЛ, 1983. С. 43-56. 4. Дударев C. Л . , Мамаев Х. М. , Хасбулатова З . И . Новые находки скифского времени из с . Эли-станжи и Майртуп // Новые материалы по археологии и этнографии Чечено-Ингушетии. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1987. С. 6-23 .

5 . Есаян С. А . Скульптура древней Армении . Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1980. 75 с .

6 . Королькова Е . Ф . Звериный стиль Евразии . СПб . : Петербургское Востоковедение, 2006. 272 с . 7. Куликан У Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов / пер . с англ. Л . А. Игоревского.

М . : Центрполиграф, 2002. 223 с .

8 . Сланов А . Х. Железный век на территории Южной Осетии . Цхинвал: Ирыстон, 1989. 111 с .

9 . Техов Б . В . Археологические памятники Южной Осетии . Цхинвал-Владикавказ: Ир, 2006.

546 с

10 . Motzenbäker Ingo Sammlung Kossnierska: der digorische Formenkreis der kaukasischen Bronzezeit .

Berlin: Museum für Vor-und Frühgeschichte, 1996. 294 p. 11. Unterwegs zum Goldenen Vlies: archäologische Funde aus Georgien . Saarbrücken: "tteiss, 1995. 343 p

REFERENCES

I. Artamonov M. I . Sokrovishcha sakov [Treasures of the Saks]. Moscow, Iskusstvo Publ. , 1973. 280 p .

2 . Davudov O . M. Kultury Dagestana epokhi rannego zheleza [Cultures of Dagestan of the Early Iron

Age], Makhachkala, IYAL Publ. , 1974. 190 p.

3 . Davudov O . M. [Sanctuary near the high-mountain village of Khosrekh]. In: Osmanov M. -Z . O . Ос-

манов Drevniye i srednevekovyye poseleniya Dagestana [Ancient and medieval settlements of Dagestan], Makhachkala, IYAL Pub l. , 1983, pp . 43-56. 4. Dudarev S . L. , Mamaev Kh . M. , Khasbulatova Z. I . [New finds of the Scythian time from the village . Elistanzhi and Mayrtup]. In: Novyye materialy po arkheologii i etnografii Checheno-Ingushetii [New materials on the archeology and ethnography of Checheno-Ingushetia]. Grozny, Checheno-Ingushs-koye knizhnoye izd-vo Publ. , 1987, pp . 6-23 .

5 . Yesayan S . A . Skulptura drevneyArmenii [Sculpture of ancient Armenia]. Yerevan, Izd-vo AN ArmSSR

Publ. , 1980. 75 p .

6 . Korolkova E. F. Zverinyy stil Yevrazii [Animal style of Eurasia]. St . Petersburg, Peterburgskoye Vosto-

kovedeniye Publ. , 2006. 272 p.

7 . Kulikan U. Persians and Medes. Subjects of the Achaemenid Empire (Rus . ed. : Igorevsky L. A . , trans.

Persy i midyane. Poddannyye imperii Akhemenidov. Moscow, Tsentrpoligraf Publ. , 2002. 223 p. )

8 . Slanov A . Kh . Zheleznyy vek na territorii Yuzhnoy Osetii [The Iron Age on the Territory of South Os-

setia]. Tskhinval, Iryston Publ . , 1989. 111 p .

9 . Tekhov B. V. Arkheologicheskiye pamyatniki Yuzhnoy Osetii [Archaeological monuments of South Os-

setia] Tskhinvali-Vladikavkaz, Ir Publ , 2006 546 p 10. Motzenbäker Ingo Sammlung Kossnierska: der digorische Formenkreis der kaukasischen Bronzezeit. Berlin: Museum für Vor-und Frühgeschichte, 1996. 294 p.

II. Unterwegs zum Goldenen Vlies: archäologische Funde aus Georgien. Saarbrücken, Theiss, 1995. 343 p .

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Керцева (Вольная) Галина Николаевна - кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Отдела археологии Института истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания;

e-mail: gal. volnaya@yandex. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Galina N. Kertseva (Volnaya) - Cand. Sci. (History), Assoc . Prof. , Senior Researcher, Department of Archeology, Institute of History and Archeology of the Republic of North Ossetia-Alania; e-mail: gal. volnaya@yandex. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Керцева (Вольная) Г. Н . Фигурки оленя в мелкой бронзовой пластике раннего железного века Центрального и Северного Кавказа // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2023. № 5 . Циркумпонтика. Вып. V. С. 139-150. DOI: 10.18384/2949-5164-2023-5-139-150

FOR CITATION

Kertseva (Volnaya) G . N . Deer figurines in small bronze sculptures of the early Iron Age of the Central and Northern Caucasus . In: Bulletin of State University of Education. Series: History and Political Sciences, 2023, no 5, Circumpontica, iss V, pp 139-150 DOI: 10.18384/2949-5164-2023-5-139-150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.