Научная статья на тему 'ТРЁХЧАСТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ С ОЛЕНЯМИ И ДРЕВОМ ЖИЗНИ'

ТРЁХЧАСТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ С ОЛЕНЯМИ И ДРЕВОМ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК / КАРТИНА МИРА / ДРЕВО ЖИЗНИ / КОСМОГОНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дударев Сергей Леонидович, Керцева Галина Николаевна

Анализируется культовый предмет начала раннежелезного века, найденный в пос. Мостовском Краснодарского края, состоящий из железной пластины с композицией из бронзовых фигур, отражающей древнюю картину мира обитателей северо-западных предгорий Северного Кавказа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREE-PART COMPOSITIONS WITH DEER AND TREE OF LIFE

The authors analyze the cult object of the early Iron Age, accidentally found in the village Mostovsky, Krasnodar Territory, and consisting of an iron plate with a composition of bronze figures - deer - male and female, and two spectacle-shaped double spirals, reflecting the image of the universe, the ancient "picture of the world", with the tree of life, the world tree in the center of it, which structured and connected the universe , and deities in the form of deer, personifying cosmic forces and givers of earthly blessings in the views of the inhabitants of the northwestern foothills of the North Caucasus.

Текст научной работы на тему «ТРЁХЧАСТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ С ОЛЕНЯМИ И ДРЕВОМ ЖИЗНИ»

RAR

УДК 93/94 ББК 63.4

DOI 10.34685/Ш.2022.39.4.006

ТРЁХЧАСТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ С ОЛЕНЯМИ

И ДРЕВОМ ЖИЗНИ

Дударев Сергей Леонидович

доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятельнауки Кубани, Почетный работник сферы образования РФ, г. Армавир, Россия, 352900, dudarev51@mail.ru

Керцева Галина Николаевна,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории и археологии РСО-Алания,

gal.volnaya@yandex.ru

Аннотация

Анализируется культовый предмет начала раннежелезного века, найденный в пос. Мостовском Краснодарского края, состоящий из железной пластины с композицией из бронзовых фигур, отражающей древнюю картину мира обитателей северо-западных предгорий Северного Кавказа Ключевые слова

Раннежелезный век, картина мира, древо жизни, космогония.

В пос. Мостовском Краснодарского края местными жителями была случайно обнаружена железная пластина длиной приблизительно 30 см. Она не дошла до нас в сохранности и разломана на три части. Ее левая часть имеет ручку, с помощью которой предмет переносился. К пластине, по-видимому, прилиты объёмные бронзовые фигурки двух оленей: самки и самца, между которыми расположены две очковидные двойные спирали, закреплённые с помощью бронзовых скоб (Илл.1.). У животных схожая стилизация. У самца по сторонам от головы изображены ветвистые рога, направленные вперёд. Они не дошли до нас полностью. Правый рог отломан, но сохранился и присутствует на фото. Левый также отломан и утрачен, но сохранились его нижние ответвления. Концы рогов заострены. У самки изображены торчащие вверх заострённые уши подтреугольной формы. Длинные морды обоих

оленей направлены вперёд, у самца морда слегка закруглёна на конце. У обоих животных изображён короткий горизонтально торчащий хвостик. У самки шея прямая расположена вертикально, у самца она выгнута вперёд.

Животные и спирали изготовлены из круглого в сечении бронзового прута, но расплющенного в области рогов и скакательного сустава

Илл.1. Зооморфная композиция с оленями из пос. Мостовского.

задних ног. Прут начинается с головы животного и заканчивается заострённым хвостом, он дважды зигзагообразно изогнут в области перехода головы в шею, а потом шеи в туловище. Отдельно к пруту, изображающему голову и туловище животного прикреплены из других прутов ноги животного, а также уши у самки и рога у самца. Двойные спирали также скручивались из бронзового прута.

Подобная горизонтальная композиция с оленями оригинальна. Зато в Грузии в погребении № 357 Жинвальского могильника (III в. н.э.) известна бронзовая фибула в виде фигурки оленя1 (Илл.2.), где присутствуют все элементы рассмотренной нами композиции. Она представлена в нашей статье с двух сторон, как она дана в разновременных публикациях грузинских коллег2. Кроме того, данная фигурка оленя стилистически близка изображениям из пос. Мостовской. Однако моделировка у фигурки рельефная. У оленя заострённые уши, выделены, острые окончания веточек рогов, выделен скакательный сустав. К фибуле прикреплены две цепочки, на концах которых находятся очковидные подвески. В данной связи, на наш взгляд, находка из пос. Мосто-вского представляет предмет вторичного использования. Представленные на железном пруте бронзовые фигурки оленей и очковидные сдвоенные спирали могли быть взяты из частей бронзовых фибул и использованы для изготовления рассматриваемой композиции.

Бронзовая фибула-брошь с изображением оленя известна из погр. 199 (конец III — начало IV в. н.э.) могильника в Душети3 (Илл.3.). Олень повернут направо; голова рога повернуты анфас. В то время как шея туловище и ноги в профиль. Фигура животного очень пластично смоделирована, голова несколько схематизирована.

Илл.2. Бронзовая фибула из Жинвальского могильника: а. По Рамишвили Р.М., и др.,1982; б. По Georgien..., 2001.

1 Рамишвили Р.М., Рчеулишвили Г.Г., Маргвелашвили М.Г., Чихладзе В.В., Глонти М.Г., Циклаури Д.К., Роба-кидзе Ц.Ш., Циклаури И.Д., Церетели К.Б., Чиковани

50 Г.Ч. Основные результаты работ Жинвальской архео-

логической экспедиции //Полевые археологические исследования в 1980 году (краткие сообщения). Тбилиси, 1982. С.52-57. Табл.LXXXШ,8.

2 Georgien. Schätze aus dem Land des Goldenen Vlies. Bochum: Deutsches Bergbau-Museum Bochum 2001. S.447.

3 Georgien. Schätze aus dem Land des Goldenen Vlies.

Bochum: Deutsches Bergbau-Museum Bochum 2001.

Taf.431.

К удлиненной морде прикреплено кольцо. Рога разделены на семь отростков с обеих сторон; две половины рогов соединены между собой перемычкой. На концах этой перемычки были прикреплены двойные цепочки, одна из которых сохранилась. Живот и задние бедра украшены солнечными символами. Оборотная часть обработана чисто; корпус выдолблен. Сзади к задней ножке прикреплен крючок в качестве держателя для иглы сделанный из железа, он находится на вытянутой вверх задней ноге. На кольцах,

vY

Илл. 3. Бронзовая фибула-брошь с изображением оленя из погр. 199 могильника в Душети.

Илл.4. Булавки с изображениями козлов из Боржоми. Илл.5. Булавка с изображением оленя из могильника Рвели.

прикреплённых к передней и задней ногам, висят бронзовые цепи, одна на передней и две на задней; они заканчиваются тонкими листовыми подвесками. Эта фигура по своей конструкции соответствует фибуле, которую носили в качестве нагрудного украшения. Подобные броши можно найти только в Восточной Грузии в горах и предгорьях, в верхних долинах Алазани, Лори (армянская область, граничащая с Грузией), Арагви и Ксани. Они характерны для материальной культуры того времени, которое непосредственно предшествовало введению христианства в Грузии. С христианизацией Грузии около 330 года н.э. этот вид мелкой пластики перестает существовать.

Фигурки копытных животных, выполненные из бронзового круглого в сечении прута, известны в Грузии начиная с XV в. до н.э. Например, бронзовые фигурки копытных на булавках: козлов из Боржоми (Илл.4.) или оленя из долины Боржоми (могильник у с. Рвели (погр.9) (Шида Картли) (Илл.5.)4.

Аналогичные фигурки животных, в том числе и оленей мы встречаем в святилище Шилда 2 половины II тысячелетия до н.э. (Илл.6.) вблизи городища Нелкари (Кварельский район)5,

Там же. S.304. №155; S. 303. №154.

Майсурадзе В.Г., Панцхава Л.Н. Святилище Шилда. Тбилиси, 1984. (на груз. яз.). С.109. Табл. XXI-XXIII.

в Мцхете6. Для таких фигурок животных характерна цилиндрическая моделировка туловища, которая сложилась на территории Ближнего Востока и Закавказья в эпоху бронзы. Мы часто видим такие изображения животных в лу-ристанском искусстве, в кобанской культуре. С изображением из пос. Мостовского эти фигурки роднит способ цилиндрической моделировки туловища, выгнутая вперёд шея.

Илл.6. Фигурки оленей из святилища Шилда.

В Грузии профильные фигурки оленей достаточно часто встречаются на подвесках из цепочек. Например, такие подвески мы видим в кладе середины VIII — VII в. до н.э. в с. Чабарухи недалеко от Пасанаури (Восточная Грузия) (Илл.7.), на правом берегу реки Арагви7. Здесь же была найдена очковидная спираль из бронзы8. Цепь состоит из продолговатых колец. Четыре схематические фигуры оленей, которые в значительной степени соответствуют друг другу9. Самые ранние параллели с этими фигурами оленей можно найти на могильном поле Самтавро; поэтому их также называют "оленями типа Самтавро". Аналогичные фигурки встречаются в районе Шида Картли и Пасанаури, но также и в так называемом Каз-бекском кладе10.

8

9

Мцхета. Итоги археологических исследований. T.II. Тбилиси, 1978. Рис.109, 261.

Schätze aus dem Land des Goldenen Vlies. Ausstellungskatalog des Deutschen Bergbau-Museums Bochum. Bochum: Deutsches Bergbau-Museum, 2001.S.121.

Там же. Taf. 113. Kat. № 226.

Там же. Taf. 111. Kat. №227.

Tallgren А.М. Caucasian monuments. The Kasbek Treasure. — ESA. 1930, vol. 5. Fig.30, 33; Кол. Комарова. Фотоархив ИИМК.

4

6

7

вами, олень имел космическое, солярное, небесное, а также хтоническое значение12.

Поэтому не случайно сочетание фигурки оленя с солярными символами в виде двойной спирали, которые в археологической литературе получили название «очковидные привески» Они хорошо известны в эпоху поздней бронзы — раннего железа как в Закавказье, в частности в Грузии в могильниках Шида Картли и Имере-тии (Илл.8, а, б.), в том числе на южном склоне гор Центрального Кавказа, так и на Северном Кавказе, особенно в памятниках кобанской культуры (Тлийский, Верхне-Кобанский13, Сер-жень-Юртовский14, и др. могильники).

Илл.7. Бронзовая цепь с подвесками в виде оленей из Чабарухи.

Если обратиться к семантике изображений оленя, то согласно зафиксированным в Грузии материалам, владыка, или ангел зверей представляется в образе самки оленя белого цвета или с белым пятном на лбу, необычного размера, со светящимися рогами, перевитыми или вывернутыми рогами, пятнистой шкурой. Это животное сторожит стадо и если охотник не сможет отличить его от других животных и убьёт его, то гибель охотника неминуема. У грузин Дали как хозяйка зверей, их пастырь появляется в образе белого оленя или лани. Она связана с культом плодородия. Сын Дали является солярным символом. Рыжеволосость Дали также связывает её с солнечными культами. В Сванетии существовал ритуал, посвящённый Дали как утренней звезде. На рассвете охотник произносил молитву: «Слава тебе, утренняя звезда. Слава Дали, Афсату слава»11.

Беря образ оленя шире, обратим внимание на то, что в верованиях древних кавказцев олень воплощал образ солнечного божества, его рога символизировали священное древо жизни. Это животное было связано с культом плодородия, земледелия, а также являлось символом воды преисподней, так и воды дождевой. Иными сло-

Илл.8. Очковидная спираль из бронзы: а. Шилда Картли (по Schätze aus dem Land...)15; б. Имеретия (Кол. Комарова)16

К.Х. Кушнарева прослеживала мотив двойной спирали в ювелирном искусстве Шумера, которое оказало сильное воздействие на более поздние культуры Передней Азии и Кавказа. Данный мотив встречается на Южном Кавказе,

12

13

14

11 Вирсаладзе Е.В. Грузинский охотничий миф и поэзия. М., 1976. С. 33, 113, 102, 132-133.

15

16

Кривицкий В.В. Религиозные представления населения Северного Кавказа в эпоху поздней бронзы и раннего

железа по памятникам прикладного искусства. Санкт-Петербург, 2012. С.41.

Техов Б.В. Центральный Кавказ в XVI-X вв. до н.э. М., 1977. С.148, рис.105.; Он же. Тайны древних погребений. Владикавказ: Проект-пресс, 2002. 512 с.

Козенкова В.И. Типология и хронологическая классификация предметов кобанской культуры. Восточный вариант//САИ В2-5. М., 1982. С.160, табл. XXIV, 32-34; Она же. Культурно-исторические процессы на Северном Кавказе в эпоху поздней бронзы и в раннем железном веке (узловые проблемы происхождения и развития кобанской культуры). М., 1996. С.23, рис.7, 12.

Schätze aus dem Land., рис. 113. Kat. Nr , 226.

Имеретия (Кол. Комарова). Фотоархив ИИМК^.505.28.

Илл.10. Навершие колонны. Двин.

Илл.9. Великентский сосуд ^—Ш тыс. до н.э.

где он известен как в наскальных изображениях, так и на крупных глиняных сосудах, а также на культовых очагах (Шенгавит, Караз, Кике-ти, Амиранис-гора, Кюль-тепе и др.). Позднее двойная спираль с петлей посредине, которая на древнем Востоке была бесспорным культовым символом и встречается на многих украшениях (серьги, подвески, диадемы), получает широкое распространение на всей территории Кавказа Их эквивалентом могут являться сдвоенные концентрические окружности на великентских сосудах IV—III тыс. до н.э. (Илл.9.). Такие спирали известны в Закавказье в памятниках VIII—VII вв. до н.э. (Ахтала, Маралын-дереси и др.). Исследователи еще во второй половине XX в. обратили внимание на то, что двуспиральные фигуры помещались на некоторых восточногрузинских мечах эпохи поздней бронзы — раннего железного века, что должно было придать им сверхъестественную силу17. Этот факт хорошо подтвердился в обобщающих трудах К.Н. Пицхелаури, который опубликовал серию данных мечей18. В свое время Н.Е. Урушадзе высказала мнение, что спираль является одной из производных от знака солнца, огня с унаследованным принципом движения.

Мотив двойной спирали известен также на навершиях каменных колон из древнего Двина (Илл.10.), поясных пряжках середины I тыс. до н.э.

Илл.11. Внутренний серединный столб аварского дома.

с территории Центрального Кавказа (Гори) (Илл.12.). Он выявлен и в этнографическом материале — например, на внутренних серединных столбах старого аварского дома (Илл.11.), женских аварских украшениях (Илл.13.) и др. 19 М.Г. Гаджиев высказался в пользу того, что мы имеем дело, возможно, с идеограммами, оберегами, а центральную фигуру этих композиций «можно интерпретировать и как древо жизни, и как антропо- или зооморфное существо»20. Р.Г. Магомедов полагает, что композиция из двойных спиралей связана с идеей

17 Кушнарева К.Х. Древнейшие памятники Двина. Ереван, 1977. С.90-91.

18 Picchelauri K. Waffen der Bronzezeit aus Ost-Georgien// Arcaologie in Eurasien. Band 4. 1997. Taf. 45, 601,605-607; 46, 611-617, 619-620.

19 Кривицкий В.В. Указ. соч. С.30.

20 Гаджиев М.Г. К изучению искусства ранних земледель-

цев Дагестана // Памятники древнего искусства Даге-

стана. Махачкала, 1990. С22.

Илл.12. Пряжка середины I тысячелетия до н.э. Музей Гори.

«древа жизни»21. Такая композиция воплотилась и в головном уборе древнего населения Дагестана. Бронзовые двухлопастные подвески в 1,5 оборота были характерны на Северо-Восточном Кавказе для памятников гинчинской культуры эпохи средней бронзы22. Данные подвески, пришивались к головному убору, поскольку их невозможно носить в ушах. Позднее подобный головной убор сохранился в материалах Бежтинского могильника VIII—Х вв. Аналогичная идея двойных подвесок существует в традиционном головном уборе чохто, по сторонам — два диска в виде чеканных из серебра розеток», которые «могли представлять собой двоичный символ богини»23. Этот головной убор сохранялся до 30-х гг.ХХ в. у аваро-андоцез-ских народов, традиционно проживавших в труднодоступных высокогорных районах и сохранивших архаичный пласт материальной и духовной культуры (Илл.14.).

Илл.14.Чохто с круглыми пластинчатыми привесками (по М.Д. Сагитовой).

21 Магомедов Р.Г. О сосудах со знаками в системе трехчаст-ных композиций великентской культуры // Археологическое наследие Кавказа: актуальные проблемы изучения и сохранения. XXXI Крупновские чтения. Материалы Международной научной конференции, посвященной 50-летию Крупновских чтений и 50-летию Дербентской

54 археологической экспедиции. Махачкала, 20-25 апреля

2020 г. / отв. ред. М.С. Гаджиев. Махачкала, 2020. С.122.

22 Сагитова М.Д. Чохто: этнографический и археологический аспекты изучения // Новейшие открытия в археологии Северного Кавказа: Исследования и интерпретации. XXVII Крупновские чтения. Материалы Международной научной конференции. Махачкала, 23-28 апреля 2012 г. Махачкала, 2012. С.374.

23 Голан А. Миф и символ. М., 1993. Рис. 364,1.

Таким образом, мы видим примеры создания трёхчленной горизонтальной композиции. В центре может находится «столб», «дерево», «божество», а по бокам круглые элементы: волюты на колонах, концентрические окружности или спирали на поясных пряжках или головных уборах.

Симметричная композиция с двумя оленями, направленными к центру известна на золотой диадеме из кургана Хохлач (Илл.15.). В центре, над женским бюстом, возвышалось древо жизни с фигурками оленей по сторонам. Далее с двух сторон симметрично располагались ещё по два дерева со стоящими перед ними горным козлом и оленем, замыкали композицию деревья, по одному на каждом конце. Сохранились

Илл.15. Курган Хохлач. Золотая диадема.

только центральная сцена и часть фриза с правой стороны24.

На Кавказе с его древними традициями такая композиция сохраняется в традиционном женском костюме и элементах традиционного жилища довольно долго25.

Предполагаем, что рассмотренная композиция из пос. Мостовского, относится к кругу горнокавказских культур начала эпохи раннего железа, поскольку изображения оленей весьма схематичны, что придает им архаический вид, в отличие от более реалистичных фигурок оленей середины I тысячелетия до н.э. — начала I тысячелетия н.э. Предмет, на наш взгляд, отражает образ вселенной, древнюю «картину мира» в представлениях обитателей северо-западных предгорий Северного Кавказа, в центре которой находились древо жизни, мировое древо (его эквивалентом во многих мифологиях была мировая гора), структурировавшее и связывавшее мироздание, и божества в образе оленей, олицетворявшие космические силы и подателей земных благ. Предмет с данной композицией, возможно, использовался при культовых церемониях, празднествах, и был переносным (наличие боковой ручки), что предполагало его употребление

24 Засецкая И.П. Магия золотой диадемы из кургана Хохлач. СПб., 2015. С.11-12. ил. 5; 6 а.

25 Благодарим М.Д. Сагитову за информацию об этнографических и археологических параллелях, связанных с древом жизни.

вне того сакрального пространства, в котором он мог содержаться постоянно.

Список использованной литературы

1. Вирсаладзе Е.В.Грузинский охотничий миф и поэзия. М., 1976. 360 с.

2. Гаджиев М.Г. К изучению искусства ранних земледельцев Дагестана // Памятники древнего искусства Дагестана. Махачкала, 1990. С. 11-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Голан А. Миф и символ. М., 1993. 375 с.

4. Засецкая И.П. Магия золотой диадемы из кургана Хохлач. СПб., 2015. 64 с.

5. Козенкова В.И. Типология и хронологическая классификация предметов кобанской культуры. Восточный вариант//САИ В2-5. М., 1982.

6. Козенкова В.И. Культурно-исторические процессы на Северном Кавказе в эпоху поздней бронзы и в раннем железном веке (узловые проблемы происхождения и развития кобанской культуры). М., 1996.

7. Кривицкий В.В. Религиозные представления населения Северного Кавказа в эпоху поздней бронзы и раннего железа по памятникам прикладного искусства. Санкт-Петербург, 2012.

8. Кушнарева К.Х. Древнейшие памятники Двина. Ереван, 1977.

9. Магомедов Р.Г. О сосудах со знаками в системе трехчастных композиций великентской культуры // Археологическое наследие Кавказа: актуальные проблемы изучения и сохранения. XXXI Крупновские чтения. Материалы Международной научной конференции, посвященной 50-летию Крупновских чтений и 50-летию Дербентской археологической экспедиции. Махачкала, 20-25 апреля 2020 г. / отв. ред. М.С. Гаджи-ев. Махачкала, 2020. С.122.

10. Майсурадзе В.Г., Панцхава Л.Н. Святилище Шилда. Тбилиси, 1984. (на груз. яз.). 115 с.

11. Мцхета. Итоги археологических исследований. Т.П. Тбилиси, 1978. 115 с.

12. Рамишвили Р.М., Рчеулишвили Г.Г., Мар-гвелашвили М.Г., Чихладзе В.В., Глонти М.Г., Ци-клаури Д.К., Робакидзе Ц.Ш., Циклаури И.Д., Церетели К.Б., Чиковани Г.Ч. Основные результаты работ Жинвальской археологической экспедиции //Полевые археологические исследования в 1980 году (краткие сообщения). Тбилиси, 1982. С.52-57.

13. Сагитова М.Д. Чохто: этнографический и археологический аспекты изучения // Новейшие открытия в археологии Северного Кавказа: Исследования и интерпретации. XXVII Круп-

новские чтения. Материалы Международной научной конференции. Махачкала, 23-28 апреля 2012 г. Махачкала, 2012. С.374.

14. Техов Б.В. Центральный Кавказ в XVI-X вв. до н.э. М., 1977.

15. Техов Б.В. Тайны древних погребений. Владикавказ: Проект-пресс, 2002. 512 с.

16. Georgien. Schätze aus dem Land des Goldenen Vlies. Bochum: Deutsches BergbauMuseum Bochum 2001. 472 p.

17. Picchelauri K. Waffen der Bronzezeit aus Ost-Georgien//Arcaologie in Eurasien. Band 4. 1997. 87 s., 116 taf.

18. Schätze aus dem Land des Goldenen Vlies. Ausstellungskatalog des Deutschen BergbauMuseums Bochum. Bochum: Deutsches BergbauMuseum, 2001. 476 s.

19. Tallgren А.М. Caucasian monuments. The Kasbek Treasure. — ESA. 1930, vol. 5.

20. Кол. Комарова. Фотоархив ИИМК.

THREE-PART COMPOSITIONS WITH DEER AND TREE OF LIFE

Dudarev Sergey Leonidovich,

DSc, professor, honored worker Sciences of the Kuban, Honorary Worker spheres of education of the Russian Federation, Armavir, Russia, 352900?

dudarev51@mail.ru

Kertseva Galina Nikolaevna,

PhD, Senior Researcher Institute of History and Archeology North Ossetia-Alania,

gal.volnaya@yandex.ru

Abstract

The authors analyze the cult object of the early Iron Age, accidentally found in the village Mostovsky, Krasnodar Territory, and consisting of an iron plate with a composition of bronze figures - deer -male and female, and two spectacle-shaped double spirals, reflecting the image of the universe, the ancient "picture of the world", with the tree of life, the world tree in the center of it, which structured and connected the universe , and deities in the form of deer, personifying cosmic forces and givers of earthly blessings in the views of the inhabitants of the northwestern foothills of the North Caucasus.

Keywords

The beginning of the early Iron Age, the picture of the world, the tree of life, cosmic forces.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.