Научная статья на тему 'ДРЕВНЕЙШИЕ ТРАДИЦИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕЛКОЙ ПЛАСТИКИ В БАКТРИИ И СОГДЕ'

ДРЕВНЕЙШИЕ ТРАДИЦИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕЛКОЙ ПЛАСТИКИ В БАКТРИИ И СОГДЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ТАДЖИКИСТАН / БАКТРИЯ / СОГД / ЭНЕОЛИТ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / АНТРОПОМОРФНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ / НАЛЕП / ГЛИНЯНАЯ СТАТУЭТКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сайфуллоева Шахноз Изатуллоевна

Материал статьи посвящен произведениям мелкой пластики Бактрии и Согда эпохи энеолита - бронзового века, которые сохранились на территории Таджикистана. Они представляют значительный научный интерес, так как отражают истоки появления антропоморфных фигурок - произведений искусства, зародившегося еще в эпоху неолита. В этот период в пределах Бактрии и Согда фигурки изготавливались из глины с ручной лепкой или вырезанием из камня. Дано описание артефактов из Куруксая, Кангуртута, Тандирйула, Гелота, Саразма. Автор констатирует, что число сохранившихся статуэток весьма незначительно для формирования достоверных заключений по иконографии или области использования. Данный вид изобразительного искусства получил особое распространение в эллинистический период и раннее средневековье. Фигурки энеолита - бронзового века показывают первые шаги развития антропоморфной коропластики на территории Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OLDEST TRADITIONS OF MAKING SMALL PLASTICS IN BACTRIA AND SOGD

The material of the article is devoted to the works of small plastic art of Bactria and Sogd from the Eneolithic - Bronze Age, which have been preserved on the territory of Tajikistan. They are of considerable scientific interest, as they reflect the origins of the appearance of anthropomorphic figurines - works of art that originated in the Neolithic era. During this period, within Bactria and Sogd, figurines were made of clay with hand molding or stone carving. The description of artifacts from Kuruksay, Kangurtut, Tandiryul, Gelot, Sarazm is given. The author states that the number of surviving figurines is very small for the formation of reliable conclusions on iconography or area of use. This type of fine art was especially widespread in the Hellenistic period and the early Middle Ages. The figurines of the Eneolithic - Bronze Age show the first steps in the development of anthropomorphic coroplasty in Central Asia.

Текст научной работы на тему «ДРЕВНЕЙШИЕ ТРАДИЦИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕЛКОЙ ПЛАСТИКИ В БАКТРИИ И СОГДЕ»

♦-♦

УДК 902. 6 (575.3)

ДРЕВНЕЙШИЕ ТРАДИЦИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕЛКОЙ ПЛАСТИКИ В БАКТРИИ И СОГДЕ

САЙФУЛЛОЕВА Ш. И., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша

Археологическая наука обладает многочисленными находками бакт-рийской и согдийской антропоморфной пластики, в том числе сохранившейся в границах Таджикистана. Заслуживают особого внимания истоки этой области изобразительного искусства. Древнейшие артефакты свиде-

133

тельствуют, что она зародилась еще в неолите, во всяком случае, не позднее последнего этапа этого периода. Приведем материал по находкам из памятников Таджикистана, имеющий отношение к коропластики периодов энеолита - бронзого века

Древнейшая для пределов Таджикистана антропоморфная статуэтка (рис.1, слева) происходит из могильника бронзового века Куруксай, расположенного вблизи г. Нурек. Она обнаружена внутри очага с обгоревшими костями, расположенного вблизи одной из могил. Статуэтка терракотовая, но плохого обжига, изображает сидящего человека с вытянутыми ногами. Она была покрашена, о чем свидетельствуют следы черной краски на лице и теле. Условно смоделированная головка слегка откинута назад. Нос показан защипом, брови показаны краской в виде отрезков. Глаза были показаны налепами (сохранился лишь левый), тиснением подчеркнут его зрачок, черной краской тонкими отрезками нарисованы ресницы. Частично сохранившаяся кисть правой руки лежала на животе. Другими признаками этого произведения являются плоская грудь, выпуклые ягодицы и разомкнутые ноги. Такие статуэтки характерны для Геоксюрских поселений Южного Туркменистана, обнаруженные в слое Намазга 3 (конец ГУ-первая половина III тысячелетий до н.э.). По иконографии эта статуэтки наиболее близка к образцам из Каратеппы и Ялангачтеппы [12, 161-163].

Четыре глиняных статуэтки конца Ш-начала II тысячелетий до н.э. сохранились в Кангурттуте (Дангаринский район). Одна из них (из погребения 26) объемная и имеет высоту 27,5 см. Она изображает женщину. Глаза щелевидные, рот показан вырезом, нос - защипом глины. Плечи и бедра выделены отчетливо, руки опущены вдоль тела. Подчеркнуты пупок и груди. Ноги кривые, левая нога длинее правой, стопа левой ноги согнута назад. Еще три статуэтки лежали в погребении 74. Отчетливо выражен пол изображенных персонажей: мужчина, женщина и фигурка ребенка, лежавшая между ними. Высота мужской статуэтки 33 см, его голова повернута в сторону, где лежала женская фигурка. Ноги изогнутые, руки не сохранились. Глаза и рот показаны условно, однако хорошо переданы глаза. На женской фигурке высотой 27,5 см ноги опять же изогнуты, руки находятся на уровне груди, подчеркнуты брови и нос [4, 369].

Глиняная объемная статуэтка из погребения 2 могильника второй половины II тысячелетия до н.э. Тандырйуль (на территории селения Немат-бача Турсунзадевского района) имеет высоту 37,5 см и изображает сидящего человека. Она изготовлена из глины темно-красного цвета с добавленем большого количества песка. Голова с округлым затылком вылеплена отдельно и посажена на туловище с помощью штырка. Лицо персонажа вылеплено реалистически, это лицо молодого бородатого мужчины, оно овальное, с удлиненным большим носом, углубленные глаза щелевидные. Подбородок плоский, лопатообразный, борода показана вертикальными рельефными линиями. Туловище показано прямым, мышцы

плеч и ягодицы тщательно смоделированы. Левая рука протянута вперед и приподнята на уровень грудной клетки, другая рука представлена лишь кистью. В кисти левой руки имеется какой-то предмет прямоугольной формы с боковым отверстием. Левая нога вытянута вперед, правая нога представлена только стопой. Пальцы ног показаны черточками. Учитывая тот факт, что правые рука и нога представлены лишь кистью и стопой, можно полагать, что статуэтку прислоняли к стене так, чтобы смотреть на нее в профиль.В таком случае просматривалась левая сторона фигурки.

Поиск аналогов для данной статуэтки, датируемой бронзовым веком, уводит нас к поселениям анауской культуры из слоя Намазга 5. В пределах Северной Бактрии глиняные статуэтки второй половины II тысячелетия до н.э., смоделированные весьма схематично (рис.1, справа), обнаружены в Сапаллитеппе [2, 47] и Джаркутане [6,79].

Таким образом, глиняные статуэтки бронзового века входили в состав погребального инвентаря и имели культовое назначение. Ограниченное количество находок из Таджикистана не позволяет делать выводы по их иконографическим особенностям.

Для этого следует обратиться к материалам из близлежащего к Гиссар-ской долине региона - долины Сурхандарьи, которая также составляла часть Северной Бактрии. Много образцов антропоморфных глиняных фигурок второй половины II тысячелетия до н.э. сохранилось в могильнике Бустан - 6. Среди них встречаются стоящие фигурки, но преобладают образцы, показывающие сидящих людей. Как правило, руки и ноги показаны условно, а черты лица иногда вовсе не обозначены.

Однако на отдельных статуэтках ясно выявляются глаза и брови, нос, одежда, пуповина на животе и другие признаки. Более того, иногда можно выяснить куда - вверх или вниз - изображенный персонаж смотрит, а также его пол. Встречаются фигурки, изображающие молящихся или жертвователей, отдельные образцы показывают обнаженных мужчин. Как правило, кисти обеих рук, согнутых в локтях, прижаты к груди. Вместе с тем, большинство статуэток поломаны, возможно, намеренно, перед тем, как их положить в могилу [1, 298-315].

В эпоху бронзы на территории Бактрии, как и Маргины, находили широкое применение и каменные составные статуэтки. Все они имеют культовое назначение и изображают сидящих людей. Туловище вырезали из черного стеатита, обязательно подчеркнув одежду, голову и руки делали из белого алебастра или мрамора. Невозможно выяснить, что находится на голове персонажей-головной убор или сложная прическа. Женщины наряжены в платье, мужчины частично или полностью обнажены. Есть мнение, что эти статуэтки изображают богов и богинь, другие видят в них олицетворение умерших людей. К сожалению, в результате незаконных раскопок множество статуэток было разграблено.

Каменная мужская статуэтка из Гелота (высота 13,2 см, ширина 8,2 см) была привязана к ноге погребенной женщины (рис. 2). Она не сос-

тавная, ее овальная нижняя часть плоская и служила в качестве основания. У мужчины округленное лицо, прямой нос, «улыбающиеся» губы, большие миндалевидные глаза и плавно изогнутые брови. Голова плавно переходит в плечи, короткая шея, плечи широкие. Руки сомкнуты в области живота, большие пальцы обеих рук приподняты и касаются друг друга, другие пальцы каждой руки собраны в кулак.

Очень красиво показаны уши и прическа, которая не закрывает уши и лоб. Волосы расчесаны прямыми прядями и в виде толстой косички собраны позади шеи. Положение рук показывает, что мужчина занят богослужением. Фигурки с такой позой персонажа встречаются среди находок из Ирана и Междуречья, но для Центральной Азии гелотский образец не имеет аналогов. Вместе с тем, по прическе, точности и изяществу проработки глаз и внутренней части ушей это произведение имеет близость к бактрийским составным статуэткам, изображению сидящей женщины на конце булавки из Гонура, а также фигурке богини, сидящей на льве, вырезанной на печати из Северного Афганистана [5, 63-66].

Фрагменты согдийских терракотовых статуэток на границах Таджикистана сохранились лишь на городище Саразм (IV - III тысячелетия до н.э.). Одна из них изображает женщину, голова которой сидит на вытянутой шее и имеет форму птичьей головки. У нее прямые плечи и конические груди, толстые ноги сомкнуты (рис. 3).

От другой статуэтки сохранились лишь сведенные вместе короткие толстые ноги. Эти фигурки имеют сходство с образцами из Геоксюр-ского оазиса, хотя ареал распространения таких статуэток весьма широкий - от Туркменистана до Балуджистана [7, 124-125].

Исследуя вопрос о происхождении в Центральной Азии антропоморфных терракотовых изображений, приходится обратиться к археологическому материалу джейтунских поселений, где сохранились глиняные фигурки, имеющие отношение к неолиту. Моделировкой фигуры они схожи с произведениями палеолитического времени, когда женское тело изображалось обнаженной и толстой. Иногда оно показано уродливой, чтобы отчетливо проявились внешние признаки, свойственные женщине-родительнице.

Образ богини-матери подчеркивает культ женщины-земли, в нем отражалась идея природы-производительницы.

Из шести статуэток плохой сохранности из необожженной глины, найденных в поселениях Джейтуна, лишь два фрагмента имеют антропоморфный характер. Первый фагмент-головка, сохранившаяся в одноименном поселении и датируемая поздним неолитом. В ней брови и нос выделены рельефом. Второй фрагмент представляет собой торс с одной конической грудью. Вторая грудь, как и голова, руки, ноги не сохранились. В изображении живота ощущается преувеличенность.

Также заслуживает внимание джейтунская каменная поделка подтре-угольной формы, напоминающая изображение человека в сидячем по-

ложении. В ее верхней части имеется отверстие, очевидно, что это - амулет, который носили на шнурке [3, 37-38].

Первые терракотовые (не из сырой глины) фигурки датируются энео-литическим периодом. Эти женские фигурки Джейтуна также несут в себе священный смысл, однако теперь изображенная женщина имеет нежную талию, хотя ее ягодицы большие, а грудь свисающая.

Джейтунские фигурки, изображающие обнаженную женщину, малочисленны. В них моделировка весьма упрощенная, иногда обнаружить в них человеческий образ сложно. Женское лицо плоское, только для подчеркивания носа прилеплена выпуклая тонкая полоска глины [8, 97].

Как отмечает В. М. Массон и В. И. Сарианиди, среднеазиатские терракоты эпохи бронзы, передающие образ богины-прародительницы, имеют иконографическое сходство с шумерской Инаной и Вавилонской Иштаром [9,122].

В ахеменидскую эпоху, как свидетельствуют художественные источники, воспроизведение женских изображений не приветствовалось, если не сказать, что они запрещались. Вместе с тем, археологической наукой доказано, что население Западного Ирана все еще придерживалось доахеменид-ских культов, что нашло вопощение в терракотовых и костяных фигурках Богини - Матери. Там зафиксировано два вида изображения женщины -прародительницы:

1) с жестом «Венеры стыдливой» (одна рука прикрывает грудь, другая-лоно);

2) вместе с младенцем.

Миниатюрная бактрийская костяная подвеска V-IV вв. до н.э. высотой 2,8 см в виде фигуры нагой Богини-Матери сохранилась в Халчаяне (в районе Куй-Турабектепа). Кроме того, на этом городище сохранились фрагменты трех терракотовых статуэток обнаженной богини, которые, правда, относятся к античному периоду (II-! в. до н.э.) [10, 218-221].

Сохранившаяся фрагментарно, серебрянная статуэтка из храма Окса, датируемая не позднее II в. до н.э., изображает местный образ богини плодородия и материнства. В ней ярко отражен синкретизм образа, вобравшего в себя особенности иконографии Деметры, Афродиты и Анахиты. Ее считают прототипом изображения богинь плодородия в кушанский более поздний, период. Статуэтка богини найдена в том же месте, где находились бронзовая фигурка Силена Марсия, играющего на флейте, а также выполненные из слоновой кости и украшенные великолепной резьбой ножны акинака. Фигурка богини сначала вырезана из дерева, затем деревянная основа обтянута тонким слоем (1мм) серебра. Проработка деталей изображения выполнена резьбой и чеканкой. Высота сохранившейся части статуэтки 7,6 см, сохранившаяся ширина- 4,6 см. Левая сторона туловища вместе с левой рукой и нижняя часть статуэтки разъедены коррозией. Толщина в наиболее широкой части 1,6 см. Голову богини венчал калаф, от которого остался небольшой выступ на затылке. Лицо персонажа ок-

руглое, форма глаз-миндалевидное, волосы, уложенные в крупные локоны, валиком обрамляют лицо и скрывают уши. Богиня наряжена в эллинистическую одежду-хитон и гиматий. Поза персонажа соответствует жесту «Ве-неры стыдливой» - правая рука полусогнута на локте и находится под грудью, кисть левой, не сохранившейся, руки, вероятно, находилась на уровне бедра [11, 290-296].

Таким образом, из вышеизложеного можно понять, что в этот период в Бактрии и Согде статуэтки изготавливались ручной лепкой. Сохранившееся число статуэток весьма незначительно для формирования достоверных заключений. Данный вид изобразительного искусства получил особое распространение в эллинистический период и раннее средневековье. Терракоты энеолита - бронзового века показывают первые шаги антропоморфной пластики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесова Н. А. Бустон VI- некрополь огнепоклонников доурбанистической Бактрии. - Самарканд: МИЦАИ, 2013. -502 с.

2. Антонова Е. В., Виноградова Н. М. О летних и осенних разведках в Регарском районе в 1974 г//АРТ. - Вып. 14 (1974 г.). -Душанбе: Дониш, 1979. -С. 93-109. -С. 99-102, рис. 3; Масов Р., Ранов Ф. Гиссарская культура и ее роль на ранних этапах этногенеза таджикского народа (тадж., рус., англ.). -Душанбе, 2014. -72 с.

3. Антонова Е. В. Антропоморфная скульптура древних земледельцев Передней и Средней Азии. -М.: Наука, 1977. -228 с.

4. Виноградова Н. М. Земледельческие памятники Южного Таджикистана в эпоху поздней бронзы//Археологические вести. -№.11. -СПб., 2004. - С. 71-94. - С. 88, рис. 13 (1, 2); Виноградова Н. М. Исследования на поселении эпохи бронзы Кангурттут//АРТ. -Вып. 26 (1986 г.). -Душанбе - Худжанд, 2006. -С. 364-386.

5. Виноградова Н. М., Кутимов Ю. Г. Погребальные памятники эпохи бронзы в Южном Таджикистане (могильники Гелот и Дарнайчи). -М.: ИВ РАН, 2018. -276 с.

6. Виноградова Н. М. Новые памятники эпохи бронзы на территории Южного Таджикистана//Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства (Сборник статей). -М.: Наука, -1987. - С. 76-91.

7. Исаков А. И. Исследование Саразмского отряда в 1984 г//АРТ. - Вып. 24 (1984 г.). -Душанбе: Дониш, -1993. -С. 117-130; Исаков А. И. Исследование Саразмского отряда в 1984 г//АРТ. - Вып. 24 (1984 г.). -Душанбе: Дониш, 1993. -С. 117-130.

8. Коробкова Г. Ф. Средняя Азия и Казахстан//Неолит Северной Евразии. -М.: Наука, -1996. -С. 87-134.

9. Массон В. М., Сарианиди В. И. Среднеазиатская терракота эпохи бронзы. Опыт классификации и интерпретации. -М.: ГРВЛ, 1973. -202 с.

10. Пугаченкова Г. А. Халчаян (К проблеме художественной культуры Северной Бактрии). -Ташкент: Фан, 1966. -285 с.

11. Узянов С. А. О серебряной статуэтке, найденной в Тахти-Сангине//Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства (Сборник статей). -М.: Наука, 1987. -С. 290-296.

Рис. 2. Гелот. Каменная статуэтка молящегося мужчины. Раскоп 6, погребение 2. II тысячелетие до н.э.

Рис. 3. Терракоты Саразма.

- муаррих-историк-historian -

ДРЕВНЕЙШИЕ ТРАДИЦИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕЛКОЙ ПЛАСТИКИ В БАКТРИИ И СОГДЕ

Материал статьи посвящен произведениям мелкой пластики Бактрии и Согда эпохи энеолита - бронзового века, которые сохранились на территории Таджикистана. Они представляют значительный научный интерес, так как отражают истоки появления антропоморфных фигурок - произведений искусства, зародившегося еще в эпоху неолита. В этот период в пределах Бактрии и Согда фигурки изготавливались из глины с ручной лепкой или вырезанием из камня. Дано описание артефактов из Куруксая, Кангуртута, Тандирйула, Гелота, Саразма. Автор констатирует, что число сохранившихся статуэток весьма незначительно для формирования достоверных заключений по иконографии или области использования. Данный вид изобразительного искусства получил особое распространение в эллинистический период и раннее средневековье. Фигурки энеолита -бронзового века показывают первые шаги развития антропоморфной коропластики на территории Центральной Азии.

Ключевые слова: Центральная Азия, Таджикистан, Бактрия, Согд, энеолит, изобразительное искусство, антропоморфное изображение, налеп, глиняная статуэтка.

АНЪАНАХ,ОИ БОСТОНИИ СОХТАНИ ХАЙКАЛЧАХ,ОИ ХУРД ДАР БОХТАР ВА СУГД

Маводи макола ба осори санъати хайкалчасозии Бохтар ва Сугди давраи энеолит -асри биринчй бахшида шудааст, ки дар каламрави Точикистон махфуз мондаанд. Онхо шоистаи таваччухи зиёди илмй мебошанд, зеро сарчашмаи пайдоиши пайкарахои антропоморфй - санъатеро, ки аллакай дар давраи неолит ба вучуд омадаанд, инъикос мекунанд. Дар ин давра дар худуди Бохтар ва Сугд хайкалчахоро аз гил ё аз санг тайёр мекарданд. Намунахое тавсиф карда шудаанд, ки аз Куруксой, Кангурттут, Тандирйул, Еелот ва Саразм ёфт шудаанд. Мутаассифона, шумораи хайкалчахои то рузхои мо бокимонда барои баровардани хулосахои боэътимод ва сохаи истифодаи онхо хеле кам аст. Ин навъи санъати тасвирй, махсусан дар давраи эллинистй ва ибтидои асрхои миёна тараккй кард. Хайкалчахои давраи энеолит - асри биринчй кадамхои нахустини дар сарзамини Осиёи Миёна тараккй кардани ин сохаи санъати тасвириро нишон медиханд.

Калидвожадо: Осиёи Марказй, Точикистон, Бохтар, Сугд, энеолит, санъати тасвирй, тасвирхои антропоморфй, колаб, хайкалчаи гилин.

THE OLDEST TRADITIONS OF MAKING SMALL PLASTICS IN BACTRIA AND SOGD

The material of the article is devoted to the works of small plastic art of Bactria and Sogd from the Eneolithic - Bronze Age, which have been preserved on the territory of Tajikistan. They are of considerable scientific interest, as they reflect the origins of the appearance of anthropomorphic figurines - works of art that originated in the Neolithic era. During this period, within Bactria and Sogd, figurines were made of clay with hand molding or stone carving. The description of artifacts from Kuruksay, Kangurtut, Tandiryul, Gelot, Sarazm is given. The author states that the number of surviving figurines is very small for the formation of reliable conclusions on iconography or area of use. This type of fine art was especially widespread in the Hellenistic period and the early Middle Ages. The figurines of the Eneolithic -Bronze Age show the first steps in the development of anthropomorphic coroplasty in Central Asia.

Key words: Central Asia, Tajikistan, Bactria, Sogd, Eneolithic, fine arts, anthropomorphic image, molding, clay figurine.

Маълумот дар бораи муаллиф: Сайфуллоева Шах,ноз Изатуллоевна - омузгори кафедраи санъатшиносии Донишкадаи давлатии санъати тасвирй ва дизайни Точикистон.

Тел.: (+992) 985843505. E-mail: Saifulloeva86@mail.ru

Information about the author: Sayfulloeva Shakhnoz Izatulloevna - Lecturer at the Department of Art Criticism of the State Institute of Fine Arts and Design of Tajikistan. Tel.: (+992) 985843505. E-mail: Saifulloeva86@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.