Научная статья на тему 'Фестиваль культурного обмена'

Фестиваль культурного обмена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕСТИВАЛЬ / КОНКУРС / ИННОВАЦИИ / ПОТЕНЦИАЛ / РЕЖИССЕР ТЕАТРА МАСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / РЕКЛАМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН / FESTIVAL / COMPETITION / INNOVATION / POTENTIAL / DIRECTOR OF THE THEATER OF THE MASSES / PROFESSIONAL COMMUNICATION / ADVERTISING ACTIVITIES / CULTURAL EXCHANGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Охотникова Т. В.

Фестиваль-конкурс известная форма художественно-массовой деятельности. Она востребована современным временем. Статья о существующих, скрытых возможностях данной формы театра масс, которые позволяют по-новому существовать фестивалю-конкурсу по эстраде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Охотникова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FESTIVAL OF CULTURAL EXCHANGE

Festival-competition is a well-known form of artistic and mass activity. It is in demand in modern times. The article is about the existing, hidden possibilities of this form of theater of the masses, which allow the festival-competition on the stage to exist in a new way

Текст научной работы на тему «Фестиваль культурного обмена»

Т.В.Охотникова

ФЕСТИВАЛЬ КУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА

Фестиваль-конкурс - известная форма художественно-массовой деятельности. Она востребована современным временем. Статья о существующих, скрытых возможностях данной формы театра масс, которые позволяют по-новому существовать фестивалю-конкурсу по эстраде.

Ключевые слова: фестиваль, конкурс, инновации, потенциал, режиссер театра масс, профессиональное общение, реклама деятельности, культурный обмен.

Tatiana V.Okhotnikova FESTIVAL OF CULTURAL EXCHANGE. Festival-competition is a well-known form of artistic and mass activity. It is in demand in modern times. The article is about the existing, hidden possibilities of this form of theater of the masses, which allow the festival-competition on the stage to exist in a new way.

Keywords: festival, competition, innovation, potential, Director of the theater of the masses, professional communication, advertising activities, cultural exchange.

Фестивали-конкурсы существуют на эстраде с древнего мира. Начало свое (как форма массового действа) фестиваль берет от античных мистерий. Развиваясь далее, фестиваль принимает в свое действо шествия, игры, театрализованные представления, концерты и другие художественные формы. «Фестиваль» с иностранного переводится как «праздничный», «веселый», «празднество». Словарь Ожегова С.И. так дает трактовку этому понятию «фестиваль-музейный, театральный, или другой смотр лучших достижений искусства. Обычно фестиваль является соревнованием, участники которого выделяются специальными жюри в результате предварительных отборочных просмотров [1].

Но потенциал использования данной формы имеется. Докажем эту выдвинутую гипотезу на примере виртуального сетевого фестиваля-конкурса «Праздничность со-БЫТИЯ», который проходил с ноября по март 2018 года в Казанском государственном институте культуры.

Считаем, что данное нововведение (виртуально-сетевой) вскрывает дополнительные возможности фестиваля:

- во-первых - это участие огромной аудитории в самом действе (фестиваль-конкурс) дистанционно. И это выгодно: минимальные материальные затраты, возможность выбрать лучшую работу и послать ее на этот конкурс, реклама себя как специалиста и многое другое;

- во-вторых - знакомство с лучшими работами специалистов праздничной культуры. Обобщение опыта. Учеба;

- в-третьих - возможная площадка для рекламы профессиональной деятельности - режиссуры театрализованных представлений и праздников;

- в-четвертых - фестиваль-конкурс можно рассматривать как модель (систему) профессионального общения.

Об этом подробнее.

Фестиваль-конкурс - виртуальное сетевое мероприятие. Направлен фестиваль на создание альтернативного канала коммуникации для специалистов праздничной культуры. Подразумевается, что он (фестиваль) послужит (в том числе и) моделированием системы профессионального общения режиссеров театрализованных представлений и праздников.

Для чего нужна такая система, и что важно при ее создании? Общаясь со студентами заочного обучения, работая на курсах повышения квалификации, мы диагностировали нехватку общения, разговоров о любимом деле, обсуждения проблем (а они общие, так как деятельность специалистов осуществляется в сходных условиях, по одним событиям и датам, приблизительно по общим программам и подходам и т. д.). Важное при создании системы - стабильность в связях, стабильность в деятельности. Следовательно, данный фестиваль может выступать как единый подход к сотрудничеству, ориентировать на решение современных проблем праздничных событий, на взаимодополняемость и взаимопомощь в профессиональной деятельности в едином культурном пространстве. Он предполагает объединение усилий вокруг общих проблем, ориентацию на лучшее. Это мы выяснили на I этапе исследования заявленной проблемы.

II этап моделирования системы профессионального общения включает в себя изучение возможностей учреждений социокультурной сферы и других объектов, связанных в единое культурное пространство, в том числе и квалификацию специалистов.

На III этапе все необходимые данные являются исходным материалом самой системы общения специалистов (кто учит, кто учится, кто делится опытом и т. д.).

IV этапом моделирования системы общения (посредством фестиваля-конкурса) является упорядочивание целей, задач деятельности, формирование интереса к различным сторонам профессиональной деятельности (разные номинации фестиваля). Развитие же самой системы профессионального общения зависит от умелой организации фестиваля и сотрудничества.

Таким же образом мы можем подробно рассмотреть все другие предложенные инновационные составляющие. Например: фестиваль как возможная площадка для рекламы (спонсоров, участников-артистов, режиссеров-постановщиков, технологий и т. д.). Вернемся к самому фестивалю.

Итак, мы выяснили, что виртуальный сетевой фестиваль-конкурс является уникальным информационно-коммуникативным каналом культурного обмена. Сетевое взаимодействие, характеризуется тем, что в центре внимания находится не информация сама по себе, а персона и событие. Где событие и есть «бытие» (наша жизнь, какие-то события), а персона - это личность, либо творческий коллектив, либо носители технологий (в нашем случае - сценарные, режиссерские, звуко-свето-технологии, сценографические, актерские и др.).

Данный фестиваль, по-сути, это творческое самовыражение драматурга, режиссера-тансовщика, звуко и свето режиссеров, исполнителей-актеров, художников-постановщиков, творческих коллективов и др. Это особая форма существования искусства в реальном времени социокультурного пространства. Это и праздник, и соревнование.

Фестивали-конкурсы - это всегда представление своих творений на зрительский суд и суд экспертов. Представленные работы проходят через конкурс, сопоставляются и сравниваются для того, чтобы выявить лучшие.

Широкий круг профессиональных интересов определяется фестивалем. Это и традиционный опыт, и новизна. Общение специалистов - главный компонент, организующий сценическую реальность, помогающий участникам фестиваля существовать в едином тоне. Фестиваль является нейтральным посредником для обмена опытом, для реализации потенциальных возможностей всех участников данного общения. Фестиваль как поле культурного обмена. И так, обобщим.

Основной целью проведения виртуального сетевого фестиваля-конкурса является организация творческого конкурса среди режиссеров и постановщиков различных театрализованных праздничных форм, а также поддержка талантливых создателей проектов в области искусства и культуры театра массовых форм.

Задачи виртуального сетевого фестиваля-конкурса:

- популяризация творческой, педагогической и организаторской деятельности по созданию разных массовых форм театрального искусства;

- обобщение опыта лучших драматургов и постановщиков в области праздничного искусства с целью повышения уровня культуры массового зрителя;

- мотивация к общению специалистов данной области с целью формирования сценарной культуры режиссеров-постановщиков и развития их творческого потенциала;

- творческое самовыражение и показ личных достижений специалистов праздничной культуры.

К участию в фестивале-конкурсе допускаются: специалисты, руководители организаций и учреждений социокультурной сферы, профессионалы - режиссеры театрализованных представлений и праздников, а также широкий круг научных и общественных деятелей, практиков-сценаристов, интересующихся проблемами в данной отрасли культуры, студенты, обучающиеся в учреждениях культуры и искусств.

Для организации, проведения и подведения итогов фестиваля-конкурса создается Оргкомитет. Оговариваются его функции Оргкомитета: формирование и утверждение состава, порядка работы жюри; формирование списков участников и победителей по номинациям; обеспечение организационной подготовки и проведение фестиваля-конкурса.

Основные задачами комиссии следующие: организация работы конкурсной комиссии; создание равных условий для всех участников фестиваля-конкурса; организация объективной и независимой экспертной оценки проектов, представленных на виртуальный сетевой фестиваль-конкурс; соблюдение принципов гласности в освещении результатов работы комиссии.

Перечислим номинации виртуального сетевого фестиваля-конкурса: «Идея проекта», «Режиссерский акцент», «Театральное пространство праздника», «Разнообразие средств художественной выразительности», «Поиск образного решения постановки», «Традиционное куль-

турное наследие и инновации в творчестве», «Полифункциональность праздничного действа».

Основными критериями в работе конкурсной комиссии фестиваля по отбору проектов являются:

- в номинации «Идея проекта» оцениваются: художественные особенности драматургического произведения (сценария): замысел постановки (сценария), авторское своеобразие (почерк) в построении образов, разрешении конфликта, богатство и разнообразие речи произведения и его стиля; актуальность, злободневность и значимость идейного содержания с позиции современного зрителя.

- в номинации «Режиссерский акцент» оценивается способность режиссера сосредоточить (с помощью выразительных средств) внимание зрителей на желаемом, главном и существенном, умение выявить те основополагающие идеи, в которых реализуется творческий оригинальный замысел как в сценарной работе, так и в постановке.

- в номинации «Театральное пространство праздника» оцениваются: мизансцена тел и композиция пространства, темпо-ритм, атмосфера, сценическое общение, художественное оформление постановки и др.

- в номинации «Разнообразие средств художественной выразительности» оценивается: использование разнообразных способов идейно-художественного воздействия на аудиторию (образ, прием, свет, звук, музыка, манера актерской игры, документ, реальный герой, шумы, художественно-декорационное оформление и т.д.).

- в номинации «Поиск образного решения постановки» оценивается: создание единой композиции, монтажное соединение (связки) между эпизодами, сценарно-режиссерский ход, т.е. подчинение всех компонентов постановки единому образному видению, в том числе и образ территории.

- в номинации «Традиционное культурное наследие и инновации в творчестве» оцениваются: режиссура и постановка народного праздника (фольклорно-обрядового действа и т.д.) и адаптация его к современным условиям), креативность (способность творчески и по-новому решать проблемы и создавать оригинальные произведения искусства), интерактивность (создание максимально комфортных условий для диалога зрителей с праздничной средой в реальном и виртуальном пространстве).

- в номинации «Полифункциональность праздничного действа» оценивается: проявление множества функций праздника (гуманистической, компенсаторной, эстетической, символической, коммуникативной, позитивной, воспитательной, духовно-хранительной, развлекательной и т.д.); распространение норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества; способность произведения внести вклад в духовное оздоровление социума, преодоление социальной апатии, смягчение социальной напряженности, формирование чувства патриотизма (и т.д.).

Фестиваль «Праздничность со-БЫТИЯ» прошел. Подводя итоги, можно сказать следующее: статус международного подтвержден участием в нем режиссеров из г. Ашхабада (Туркменистан), Анталия (Турция), Шарм-эль Шейха (Египет), Удмуртской Республики, Челябинска, Екатеринбурга, Республика Татарстан, Кировской обл. и др.

Фестиваль виртуальный, следовательно, подразумевалось маркетинговая работа в этом стиле. В интернете важная информация располагалась, так же была видеореклама, которую посмотрели более 1,5 тысяч пользователей сети (инстаграм и Вконтакте). Рекламой фестиваля служил поиск партнеров и спонсоров, а также афиши, пригласительные билеты, личное общение преподавателей и студентов со зрительской аудиторией и аудиторией на просторах интернета.

Итогом является еще и активное сотрудничество (общение) всех со всеми, создаваемая база данных лучших сценаристов, режиссеров (видеорежиссеров и звукорежиссеров в том числе), а так же картотека передовых проектов и карточка конкретных специалистов праздничной культуры, которые могут по каким-то деталям, технологиям (и т. д.) осуществлять консультации, принимать на практику студентов и прочее.

Следующее, что необходимо отметить: сетевое взаимодействие участников фестиваля в корне отличается от реального, существующего в современной конкурсной системе, а использование интернета расширяет продуктивность этого взаимодействия.

Это все позволяет перестроить деятельность по организации и проведению фестивалей, как минимум. Потенциал такой деятельности заключается еще и в активизации самого

организационного процесса, и в формировании сетевой коммуникации специалистов праздничной культуры.

Сетевые информационные ресурсы сегодня существенно изменились, как и способы пользования ими. Новым являются: комфортность предоставленной интеллектуальной среды, созданная атмосфера сотрудничества, развитие творчества и других направлений человеческой деятельности самообразование, воспитание, формирование активной жизненной позиции и т. д.).

Сетевой режим позволяет всем участникам оперативно «погрузиться» в рассматриваемую проблему, получить быстрый доступ и работать в едином информационном пространстве, а так же служит каналом распространения опыта работы, просвещать клубную аудиторию, обмениваться мнениями, рекламой деятельности в области театра массовых форм.

В рамках фестиваля прошла научно-практическая конференция «Инновации и традиции праздничных проектов». Лучшие из лучших обобщали свой опыт по проблемам: традиции и инновации праздничной культуры: опыт поиска в современной социокультурной ситуации; рынок праздничной культуры; характерные тренды Республика Татарстан, городов России и мира; праздничная культура: специфика сценарно-режиссерских технологий.

Предлагаем считать данный фестиваль культурным обменом. Вся информация для потенциальных участников на сайте виртуального сетевого фестиваля-конкурса: https://sites.google.com/view/eventkazgik/главная.

Литература

1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт рус. яз им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополнение / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова - М.: Азбуковник, 2004. - 239 с.

References

1. Ozhegov S.I. i Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 80000 slov i frazeologicheskih vyrazhe-nij / Rossijskaya akademiya nauk. Institut rus. yaz im. V.V. Vinogradova. - 4-e izd., dopolnenie / S.I. Ozhegov i N.Yu. Shvedova - M.: Azbukovnik, 2004. - 239 s.

УДК 796

Д.А.Рыбалкин, В.А.Гаврилов

СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ

СОТРУДНИКОВ ОВД

В статье рассматривается возможность использования спортивных праздников в целях формирования культуры в сфере физической рекреации сотрудников органов внутренних дел. Приводится актуальность внедрения спортивных праздников в досуговую деятельность сотрудников органов внутренних дел. Раскрывается организация спортивных праздников на примере спартакиады.

Ключевые слова: физическая рекреация, спортивные праздники, спартакиада, сотрудники органов внутренних дел, мотивация, спортивный досуг

D.A.Rybalkin, V.A.Gavrilov SPORT FESTIVAL AS MEANS OF PHYSICAL RECREATION FOR LAW-ENFORCEMENT OFFICERS The article considers the possibility of using sports events in order to form culture in the field of physical recreation of internal affairs departments staff. It also states the relevance of introduction of sports events in the leisure activities of internal affairs departments staff. The author defines the organizational process of sports festivals such as Spartakiad.

Key words: physical recreation, sports holidays, sports festival, internal affairs departments staff, motivation, sports leisure time

В настоящее время профессиональная деятельность большего количества сотрудников ОВД ограничена двигательной активностью, вследствие чего возникает гиподинамия и низкая мотивация к осуществлению своих профессиональных обязанностей, что негативно сказывается на состоянии здоровья и работоспособности.

Компенсация нехватки двигательной активности для лиц, служащих в ОВД будет способствовать профилактике негативных последствий излишне эмоционального напряжения, сформирует положительный настрой и мотивацию на трудовую деятельность[6].

Такая компенсация должна происходить посредством организации систематической дви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.