Научная статья на тему 'Актуальные вопросы современности в режиссуре театрализованных представлений'

Актуальные вопросы современности в режиссуре театрализованных представлений Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
771
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР МАСС КАК ЯВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС / ЮБИЛЕЙНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ / ДЕТСКОЕ НОВОГОДНЕЕ СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ / ЭСТРАДНЫЕ КОНЦЕРТНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОЕКТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ / THEATER OF THE MASSES AS A PHENOMENON OF ARTISTIC CULTURE / FESTIVAL-COMPETITION / ANNIVERSARY THEME CONCERT / CHILDREN''S NEW YEAR''S SPORTS AND ART PERFORMANCE / SIGNIFICANT EVENTS / VARIETY CONCERT PROGRAMS / DESIGN POSSIBILITIES / LATEST TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Даянова Д. П.

В статье рассматриваются актуальные и злободневные вопросы современности в практической реализации проектов театра масс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF MODERNITY IN THE DIRECTION OF THEATRICAL PERFORMANCES

The article deals with current and topical issues of modernity in the practical implementation of projects of the theater of the masses.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы современности в режиссуре театрализованных представлений»

8. Op. cit.: Organizaciya turizma. Ucheb. Posobie. /pod obshchej red.N.I.Kabushkina.-Mn.: Novoe zna-nie.2003.-s.15

9. Zorin I.V., Kvartal'noe V.L. Turistika: Monografiya. — M.: Sovetskij sport, 2001. - 288s. УДК 7.091

Д.П.Даянова

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОСТИ В РЕЖИССУРЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В статье рассматриваются актуальные и злободневные вопросы современности в практической реализации проектов театра масс.

Ключевые слова: театр масс как явление художественной культуры, фестиваль-конкурс, юбилейный тематический концерт, детское новогоднее спортивно-художественное представление, знаменательные события, эстрадные концертные программы, проектные возможности, новейшие технологии. Dinara P.Dayanova CURRENT ISSUES OF MODERNITY IN THE DIRECTION OF THEATRICAL PERFORMANCES. The article deals with current and topical issues of modernity in the practical implementation of projects of the theater of the masses.

Keywords: theater of the masses as a phenomenon of artistic culture, festival-competition, anniversary theme concert, children's New Year's sports and art performance, significant events, variety concert programs, design possibilities, the latest technologies.

Время неумолимо летит вперед, оставляя завтрашний день в истории, которая бережно хранит свидетельства прошлого как пример и поучение, а возможно является предостережением для будущего. Уходящий год 2018 оставляет в истории большое количество ярких, зрелищных событий и праздников, которые отмечены в практической постановочной работе режиссера театрализованных представлений и праздников. Знаменательным событием для всех режиссеров, как теоретиков, так и практиков является столетний юбилей театра масс, как явления художественной культуры рассчитанное на большие зрительские аудитории, безусловно, со временем изменились технологии, однако смысл остается прежним. И сегодня режиссер театрализованных представлений и праздников, реагирует на актуальные и злободневные проблемы современности.

В практике отделения Режиссуры театрализованных представлений ежегодно осуществляется более шестидесяти постановочных работ, среди которых: постановочные работы по плану ВУЗа; социальные заказы: экзаменационные и курсовые показы; мастер-классы; дипломные постановки студентов очной и заочной формы обучения под руководством художественных и научных руководителей отделения.(см.рис.1).

Показатели режиссерско-постановочных работ отделения Режиссуры театрализованных представлений

рис.1.

17%

□ в КазГИК

□ в городе Казани

□ в Республике Татарстан

□ в городах России

По данным рисунка 1, видно, что отделение РТП на 60% обеспечивает КазГИК массовыми формами праздничных представлений, 20% постановочных работ отводится на площадки

в городе Казани, 3% постановочных работ осуществлены студентами-выпускниками под руководством художественных и научных руководителей на территории Республики Татарстан, 17% постановочных работ также осуществлены студентами-выпускниками под руководством художественных и научных руководителей в городах России: Ибреси, Нижний Новгород, Вот-кинск, Ульяновск и т.д.

Рассмотрим на наш взгляд наиболее удачные из них. Итак, 5 апреля 2018 года в концертном зале Казанского государственного института культуры (далее КазГИК) состоялась Торжественная церемония закрытия Международного виртуального сетевого фестиваля-конкурса «Праздничность со-БЫТИЯ», который был направлен на создание альтернативного канала коммуникации для специалистов в области праздничной культуры в области драматургии и режиссуры массовых форм театрального искусства. Данный фестиваль-конкурс ориентирован на демонстрацию «лучших» работ участников и награждения самых достойных работ начинающих режиссеров и профессионалов данной сферы, помогая реализовывать творческие способности и возможности продемонстрировать свои достижения, открыть миру новые таланты. Еще раз, доказывая о безграничных возможностях театра масс, с использованием современных технических средств. (см. фото 1)

Фотография 1. Торжественная церемония закрытия фестиваля-конкурса «Праздничность со-БЫТИЯ».

Знаменательным событие для иностранных граждан проживающих на территории Республики Татарстан 11 декабря 2017 года стал Республиканский Фестиваль студенческого творчества «День иностранного студента Республики Татарстан», который прошел в Татарской государственной филармонии имени Габдулы Тукая. В рамках Республиканской программы «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 20142020 годы», федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)». Уже на протяжении четырех лет такой фестиваль позволяет всем без исключения иностранным студентам реализовать свои творческие способности в вокальных, хореографических, оригинальных и т.д. жанрах эстрадного искусства. На наш взгляд именно театра массовых форм позволяет решать столь актуальные на сегодняшний день вопросы межкультурной коммуникации. (см. фото 2-3)

Нужно отметить что фестивальное движение, как массовое празднество. Позволяет вносить нечто новое, оригинальное в культурную жизнь города, региона и страны.

Фотография 2. Хореографическая композиция «Сотворение мира»

Фотография 3. Участники фестиваля

Достойное место в работе режиссера театрализованных представлений и праздников занимает такая форма как юбилейный тематический концерт, которому, как правило, придается свойственная только ему особенная «окраска» и смысловые акценты-ассоциации, соответствующих знаменательному событию. Которые как некий стержень нанизывает и группирует вокруг себя все художественные компоненты повествования. Прошедший 15 декабря 2017 года в городе Воткинске, Дворце культуры «Юбилейный» юбилейный тематический концерт «Почувствуй себя первым» привлек внимание своей необычной историей создания школы, номер один в этом городе. Которая и по сей день доказывает, что образовательное учреждение это мир, в котором живет детство, согретое любовью, у которого есть свое богатое прошлое, и есть светлое будущее. (см. фото 4-5)

Собрав в уютном зале людей причастных к жизни школы отметить знаменательную дату и отблагодарить тех, кто оставил в ней памятный след, конечно рассказать о том, чем школа живет сегодня и показать все грани талантов коллектива школы, учащихся, выпускников и родителей.

Фоторгафия 4. Вокально-хореографический номер

«Ах школа, школа» Фотография 5. Вокально-хореографическая

композиция «Созвездие»

Также внимания заслуживает такая форма театра масс как детское новогоднее спортивно-художественное представление «Однажды сказка нас опередит... Или где искать счастье?» школы гимнастики Олимпийской чемпионки Юлии Барсуковой, которое состоялось 29 декабря 2017 года. Главной спецификой которого является спортивная основа, ведущим выразительным средством, огромная масса участников с групповыми гимнастическими номерами-эпизодами, а также выступление сольных, парных и массовых коллективов-участников художественных коллективов.

Яркое, зрелищное представление изумляющее своими масштабами, поразили всех зрителей без исключения, поскольку автором была предпринята попытка компилировать литературное драматургическое произведение и массовые номера художественной гимнастики в целостное произведение, которое способствует переходу спортивного праздника из развлекательного массового зрелища, в одно из средств физической рекреации. (см.фото 6)

Фотография 6. Финальный номер «Сияние»

Театрализованные представления и массовые празднества в честь знаменательных для всей страны, региона, области, города дат и важных событий в жизни человека занимают огромное место в нашей реальности. Театрализованные действа зарождают у людей идентичное, торжественное настроение, воссоздающее праздничную ситуацию, например такое праздничное мероприятие, было посвященного 75-й годовщине со дня образования Ульяновской области «История пишется каждым из нас», которое состоялось в Ленинском мемориале 19 января 2018 года. Режиссер-постановщик в своей работе обратился к опыту прошлого, и достойного отношения жителей города в сохранении исторической памяти о людях, которые внесли большой вклад в развитие региона и российского государства в целом и современниках, которые вносят свой вклад в развитие области сегодня, (см.фото 7-8].

Фотография 7. Детский хор Фотография 8. «...шел 577 день войны"

школы искусств №12.

В своей деятельности режиссер театрализованных представлений и праздников большое внимание уделяет эстрадным концертным программам, в котором концертный номер основной художественной единицей эстрадного творчества, которому свойственны: кратковременность, спрессованность действия, импровизационный характер исполнения, концентриро-ванность художественных выразительных средств, содействующих яркому выявлению творческой индивидуальности актера-исполнителя [2, с. 144]. Ярким примером служат прошедшие: 22 мая 2018 года тематический эстрадный концерт «По-детски взрослые» и тематический эстрадный концерт «В цвет», прошедший 31 мая 2018 года в концертном зале Дворца культуры «Химиков». Особенности эстрадных концертов раскрывают детский мир творческих, одаренных воспитанников эстрадной школы-студии «Дорога звезд» под управлением Иевлева А.И., и хореографического центра «Пёстрая компания» под управлением Романенко А.Ю. (см. фото 910).

Фотография 9. Финальный номер эстрадного концерта «По-детски взрослые».

Фотография 10. Хореографическая композиция «Открытая книга».

Как мы уже отмечали, богатый на торжественные события уходящий год позволил реализовать разработанные отделением Режиссуры театрализованных представлений еще один крупномасштабный проект, который прошел апробацию 25 октября 2017года в стенах КазГИК тематического вечера, посвященный 99-ой годовщине Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (ВЛКСМ), «Это время выбирало их...», как подтверждает история комсомолом был накоплен большой опыт во многих сферах государственной экономической, культурной, научной, военной, спортивной и общественной жизни, в международной деятельности. (см.фото 11-12) Нужно отметить, что данный проект нашел свою реализацию в праздновании 100-летнего юбилея Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи в бальном зале гостиничного развлекательного комплекса «Корстон». В стенах, которого собрались комсомольцы разных поколений.

ЧГ'.Ы'

1 Ч

•А

Фотография 11. Хореографическая композиция - «Небо утреннего стяг».

Фотография 12. Финальная сцена «Комсо-

мол - это эпоха».

Из проведенного нами исследования становится очевидным тот факт, что современная режиссура театрализованных представлений и праздников, это эффективный «инструмент» развития и воспитания, обладающий большими возможностями для реализаций крупномасштабных проектов с уникальным запасом новейших технологий побуждающих человека на творческую активность, т.е. массовый праздник, это всегда выражение коллективной, творческой активности, праздничного настроения и общения, чувство причастности и принадлежности к целому, к общности.

Литература

1. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия./Сост. Н.Березин; Под общей ред. А.Янак.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.С.233.

2. Режиссура театра и массового театрализованного действа: словарь-справочник/сост. Р.П. Козлова.-5-е изд, испр.и доп. - Рермь: Книжный формат, 2010. 536с.

3. Чечетин, А.И. Драматургия театрализованных представлений. //- М: Сов. Россия, 1979.

References

1.Mudrost' tysyacheletij. EHnciklopediya./Sost. N.Berezin; Pod obshchej red. A.Yanak.-M.: OLMA-PRESS, 2006.s.233.

2.Rezhissura teatra i massovogo teatralizovannogo dejstva: slovar'-spravochnik/sost. R.P. Kozlo-va.-5-e izd, ispr.i dop.- Rerm': Knizhnyj format, 2010. 536s.

3. Chechetin, A.I. Dramaturgiya teatralizovannyh predstavlenij. //- M: Sov. Rossiya, 1979.

УДК 130.1

Д.М.Коломыц, О.Г.Коломыц ДИАЛЕКТИКА АРХЕТИПА В МИФОЛОГИИ

Представленная статья посвящена рассмотрению диалектики архетипа, то есть переживания страха и тревожности как глубинного переживания, создавшего соответствующий архетип и выраженного в мифологии «конца света». Статья разбивается на две смысловых части потому, что нужно рассмотреть понятие 'архетип' и понятие 'конец света'. В статье даётся определение, что архетип - это глубинное переживание, уходящие в подсознание и связанное с главными человеческими заботами. Одним из архетипов является ожидание конца света. В свою очередь, ожидание скорого конца света в массовом сознании связано с преобладанием в нём религиозного миропонимания и с тем, что человек перестаёт надеяться на лучшее будущее. На примере архетипа конца света мы стремились показать, что, опираясь на его понимание как глубинного переживания, можно успешно продвигаться вперёд в изучении мифотворчества, самих архетипов, а также и в изучении законов взаимодействия сознания и подсознания.

Ключевые слова: диалектика, архетип, апокалипсис, конец света, мифология, переживания, сознание, подсознание.

Dmitry M. Kolomyts, Olga G. Kolomyts DIALECTICS OF THE ARCHETYPE IN MYTHOLOGY The article is devoted to the consideration of dialectics of the archetype, that is the experience of fear and anxiety as a deep experience, which created the corresponding archetype and expressed in the mythology of the "end of the world". The article is divided into two semantic parts because it is necessary to consider the concept of 'archetype' and the concept of the 'end of the world'. The article provides a definition of an archetype as a deep experience that goes into the subconscious and is connected with the main human concerns.

One of the archetypes is the expectation for the end of the world. In turn, the expectation of an early end of the world in the mass consciousness is due to the prevalence of the religious worldview in it and to the fact that a person ceases to hope for a better future. Using the example of the end-of-the-world archetype, we sought to show that, based on the understanding of how deep-seated experience can be, we can successfully advance in the study of myth creation, the archetypes themselves, and also in studying the laws of interaction between consciousness and the subconscious.

Key words: dialectics, archetype, apocalypse, the end of the world, mythology, experiences, consciousness, the subconscious.

Статья посвящена рассмотрению диалектики переживания страха и тревожности как глубинного переживания, создавшего соответствующий архетип и выраженного в мифологии конца света.

Статья разбивается на две смысловых части потому, что нужно рассмотреть понятие 'архетип' и понятие 'конец света'. Длинное цитирование вызвано необходимостью показать разнообразие понимания понятия 'архетип'. Считается, что имеется 32 определения термина [4].

Некоторые из них ничего не проясняют, как то, что это «прообраз, первоначальный образ, идея», «врождённые психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества», «находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний», «бессознательный пласт культуры, источник мифологии, аккумуляция родовой памяти человечества» и т.д. [5]

Какое-то понимание вносит следующее определение: архетипы «являют собой архаичные типы понимания мира, выкристаллизовавшиеся в итоге многократных повторений типичных переживаний, повторяющихся жизненных ситуаций, типов судьбы и т.п. Архетипы составляют содержание коллективного бессознательного. Примерами архетипа являются образы Родины - матери, Героя, побеждающего дракона, Сына, нашедшего своих родителей, Мудрости в образе старика и др.. Можно добавить архетипы из книг Юнга: маски, тени «Я» [4]. И они «бессознательно и априорно формируют активность воображения, вследствие чего воплощаются, как правило, в мифах, верованиях, снах, бредовых фантазиях, произведениях литературы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.