Научная статья на тему 'Фестиваль как способ организации межкультурного взаимодействия в пространстве диалога культур'

Фестиваль как способ организации межкультурного взаимодействия в пространстве диалога культур Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРСНАЯ ПРАКТИКА / ФЕСТИВАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / МИССИЯ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Язвинская Т.Н.

В статье рассматривается фестивальная музыкальная деятельность как неотъемлемая часть единого развивающего образовательного пространства, равноценный образовательный ресурс наряду с учебными дисциплинами ДМШ. Акцент делается на раскрытии особенностей педагогической деятельности как своеобразной метадеятельности, которая становится миссией педагога, «сотворяющего» пространство становления Человека, Личности, Музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фестиваль как способ организации межкультурного взаимодействия в пространстве диалога культур»

Современные педагогические технологии

41

венные способы, развивать собственные идеи, проявлять активную позицию, размышлять над содержанием и критически его оценивать, то есть обретают профессионально-значимые качества и компетенции, необходимые им в дальнейшей педагогической деятельности.

Список литературы:

1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

2. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2011. - 432 с.

3. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.

4. Цецорина Т.А. Развитие индивидуальных способов проработки учебного текста как условие эффективности самостоятельной работы // Инновации в образовании: теория и практика. - Белгород, 1998. - С. 109-112.

5. Цецорина Т.А. Конструирование индивидуально -ориентированных учебных текстов по математике // Современное физико-математическое образование: проблемы, поиски, находки. Сборник материалов международной научно-методической конференции. - Белгород, 2004. - 272 с.

6. Цецорина Т.А. Организация образовательного процесса в школе на основе ресурсного подхода: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2002. - 22 с.

ФЕСТИВАЛЬ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

© Язвинская Т.Н.*

Детская музыкальная школа, г. Лыткарино

В статье рассматривается фестивальная музыкальная деятельность как неотъемлемая часть единого развивающего образовательного пространства, равноценный образовательный ресурс наряду с учебными дисциплинами ДМШ. Акцент делается на раскрытии особенностей педагогической деятельности как своеобразной метадеятельности, которая становится миссией педагога, «сотворяющего» пространство становления Человека, Личности, Музыканта.

Преподаватель фортепианного отдела, кандидат педагогических наук.

42

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Ключевые слова: конкурсная практика, фестивальная деятельность, метадеятельность, образовательное пространство, межкультурное взаимодействие, диалог культур, развитие творческой личности, самореализация, миссия педагога.

Конкурсная практика в целом рассматривается как феномен музыкальной культуры и образования, исторически и социально обусловленный. Изменение экономической и политической ситуации в России в последнее десятилетие повлекли за собой реструктуризацию всей сферы культуры, что требует новых подходов к проблеме моделирования, организации и управления конкурсными мероприятиями.

Передача накопленных поколениями знаний и культурных ценностей происходит в процессе образования как единой системы обучения и воспитания. Содержание образования «вычерпывается» и пополняется из наследия культуры, науки, а также из жизни и практики человека [4, 7]. То, что в культуре и педагогике обозначается как воспитание, в науке об обществе называется социализацией. Это дает нам основание рассматривать образовательный процесс как социокультурное пространство личностно-профессионального становления музыканта в ходе его социализации.

Новое понимание педагогической деятельности в современной школе (в том числе музыкальной) определяет ее как своеобразную метадеятельность, расширяющую границы образовательного пространства в связи с введением в образовательный процесс занятий внеучебного цикла в качестве равноценного образовательного ресурса наряду с учебными дисциплинами [2, 9]. Т.е. понятие «образовательное пространство» расширяется: образовательной площадкой становятся библиотеки, музеи, центры творчества, творческие коллективы, различные виды художественно-творческой деятельности и художественной практики, в рамках которых реализуются различные формы межкультурного взаимодействия. И здесь очень многое зависит от конкретной деятельности педагога, моделирующего пространство развития (образовательную «траекторию») каждого своего ученика. Но это еще (и прежде всего) педагогическое пространство, в рамках которого реализуются дидактические отношения «преподавание-учение» как «место встречи» всех участников образовательного процесса: изучаемой культуры, культуры ее носителя - преподавателя-посредника и «становящейся» культуры ученика [10]. Т.е. в образовательном пространстве происходит становление человека в культуре в ходе его самоосуществления и самореализации. И здесь нам важно, в каком именно сегменте образовательного пространства происходит это самоосуществление и самореализация юного музыканта?

Мы рассматриваем образование как совместную деятельность преподавателя и ученика, как их межкультурное взаимодействие. Определяющим фактором в контексте межкультурного взаимодействия выступает диалог, понимаемый в идее культуры не как диалог различных мнений или представлений, а как диалог различных культур [3], т.е. межкультурный диалог.

Современные педагогические технологии

43

По М.М. Бахтину, образовательное пространство (в широком смысле) может рассматриваться как пространство диалога культур прошлых, настоящих и будущих, где «... общение в культуре осуществляется на основе произведения (в нашем случае - музыкального), подлежащего пониманию» [1]. Диалогическое понимание культуры предполагает наличие следующих видов и форм диалогического межкультурного взаимодействия:

1. диалог как форма педагогического общения, как творческий акт, как акт развития ученика в ходе межкультурного взаимодействия преподаватель-ученик [13];

2. диалог с самим собой как с другим. «Мыслить - значит говорить с самим собой ... слышать себя самого» [3];

3. диалог как форма общения с автором произведения, где слушатель-исполнитель вступает в диалог с героями, авторами, другими слушателями, критиками, культурами, эпохами.

4. диалог с прошлыми и настоящими культурами как форма одновременного бытия и общения людей разных времен, эпох. Человек всякий раз заново открывает новые миры, обретая их лично для себя, ин-териоризируя (то есть, переводя во внутренний план), присваивая их.

Именно в образовательном пространстве как пространстве культуры заложены возможность понимания и интерпретации, актуализация этой возможности, здесь реализуются коммуникативные процессы, вырабатывается новая информация [8]. Инвариантной моделью организации опыта межкультурного взаимодействия являются многообразные исторические формы проявления культуры, которые базируются на традиции и представляют собой способы передачи культурных ценностей и народного опыта, отбирающие полезные элементы из практики своего и других народов [6].

Всем этим параметрам отвечает понятие фестиваля, располагающее множеством форм и методов, которые на практике реализуются в культуротворческих, культуроохранных, рекреативных, образовательных и коммуникативных технологиях социально-культурной деятельности.

Фестивали творчества для детей и юношества представляют собой массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства и являются одной из самых популярных форм социально-культурной деятельности, в которой реализуются культуротворческие и педагогические технологии. Фестиваль ломает старые стереотипы, но и поддерживает традиции, оживляют культурную жизнь города, воспитывает вкусы зрителей, способствует обмену опытом, выявляет значительные творческие достижения за определенный период.

Носина В.Б. считает, что культурно-образовательным потребностям общества отвечают сегодня получающие все большее распространение исполнительские конкурсы фестивального типа, значительно обновившие современную конкурсную практику. Это мнение разделяет также А.И. Исенко,

44

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

подчеркнув значительные перспективы фестивальных форм с их широким и разнообразным комплексом мероприятий, просветительской миссией [5].

Отметим особенности фестиваля-конкурса:

- вовлечение в конкурсный процесс гораздо большего количество участников и педагогов, чем традиционные, «академические» конкурсы;

- создание ситуации участия, не травмирующее детскую психику, что, к сожалению, часто происходит в ходе традиционных конкурсов. Все дети получают те или иные знаки поощрения, важные в воспитательном отношении;

- осуществление комплексной программы, в которую заложен широкий спектр музыкально-образовательных, художественно-творческих, психологических и педагогических задач, направленных на достижение образовательной цели - развитие творческой личности учащихся;

- создание стартовых площадок для детей и молодых музыкантов, студентов школ, колледжей и вузов;

- отход от жестких условий ограниченного количества наград и строго регламентированных программ профессиональных конкурсов. Фестиваль при этом остается соревновательным мероприятием;

- вовлечение в этот процесс родителей, которые естественно приобщаются к делу художественного воспитания ребенка.

Т.е. у конкурсов-фестивалей прекрасные перспективы, они привлекают все большее количество участников, их уровень неуклонно повышается. В связи с этим необходимо отметить тенденцию последних лет: внутри фестивалей зарождается организация исполнительских конкурсов, что говорит об уже явно обозначенной профессиональной ориентации [5].

Таким образом, фестиваль-конкурс представляет собой:

- подструктуру (неотделимую часть) единого развивающего образовательного пространства, обеспечивающую реализацию принципа целостного подхода к образованию (интеграция обучения и воспитания);

- пространство единства знания, понимания и опыта (в традиционных терминах педагогики) [10, 11];

- пространство совместной творческой деятельности, в которой все ее участники достигли бы наивысшего уровня развития своих способностей и раскрытия творческого потенциала;

- пространство, в котором человек созидает самого себя, раскрывает свой творческий потенциал, что может осуществляться только в условиях овладения им культурой, в культурной деятельности как специфически человеческом способе преобразования природных задатков и возможностей. При этом «саморазвитие осуществляется ...

Современные педагогические технологии

45

в условиях культурной деятельности (не досуговой, а творческой, высокоэффективной, качественной)» [7]. «Культура - это не какая-нибудь часть жизни личности, а ее глобальная функция...», целью которой является «глубинное преобразование субъекта» [12];

- пространство консолидации педагогического опыта, в рамках которого реализуется особый вид посреднической педагогической деятельности как способа гармонизации отношений субъектов межкультурного общения и взаимодействия, как инициатора преобразования и созидания развивающей гуманистической педагогической среды, культурных объектов, самой социокультурной среды [1, 8];

- пространство реализации педагогических функций, таких как целевая, просветительская, воспитательная (социализирующая), организационная, управленческая, координирующая, информационная, коммуникативная, проектировочная, оценочная, актуализационная и др.

От того, как преподаватель спроектирует образовательную траекторию каждого ученика (как систему условий и факторов, где субъективно задаются множество отношений и связей; как поля и сферы жизнедеятельности юных музыкантов), зависит «осуществление» субъектности, развитие этого ученика (или его «неосуществление», неразвитие) [13].

Рассматривая фестиваль как интегративное развивающее образовательное пространство, в рамках которого происходит становление личности молодого музыканта, как «творческую платформу» для самореализации в ходе художественно-творческой практики, мы ориентируемся на желаемые результаты, которые «проявляются» в ученике в виде приобретенных им качеств и свойств.

Назовем основные:

- приобщенность к изучаемой культуре, интерес к ней, направленность на ее познание и понимание, личностное к ней отношение, обретение личностного опыта; творческая активность личности, ценностное отношение к «другим» культурам; независимость мышления, критическое осмысление и выработка суждений, основанных на моральных ценностях; осознание собственной ответственности за настоящее и будущее; стремление к самосовершенствованию, осознанное самоограничение;

- осознание, осмысление и переосмысление собственной культуры, опыта, знаний о себе, оценок, мнений, отношений в свете других культур и нравственных ценностей; открытость и направленность к диалогическому межкультурному взаимодействию; уважение к другим культурам, склонность к сотрудничеству, способность к переменам, умение выстраивать толерантные отношения в ходе межкультурных взаимодействий;

46

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- самоопределение как выбор направлений художественно-творческой деятельности (исполнитель, теоретик, дирижер, менеджер культуры, продюсер и т.п.);

- самоорганизация жизненного пути.

Таким образом, проектирование и выстраивание такого рода образовательного пространства, все элементы которого станут обучающими, развивающими, социализирующими становится миссией педагога, «сотворяющего» пространство становления Человека, Личности, Музыканта.

Список литературы:

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. - М.: Наука, 1986. - С. 80-160.

2. Бережная М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи средствами художественного творчества / М.С. Бережная. - М.: ИХО РАО, 2007. - 257 с.

3. Библер В.С. Две культуры. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 31.

4. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы /

О.С. Газман // Новые ценности образования. - М., 1996. - С. 20-67.

5. Детские исполнительские конкурсы: достижения, проблемы, перспективы / под ред. А.В. Малинковской // По материалам секции «Исполнительство и педагогика» в рамках Х Международной научной конференции «Музыкальное образование в контексте культуры» 1-3 ноября 2010 г. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2010.

6. Каяк А.Б. Методология исследования культурных обменов в музыкальном пространстве / А.Б. Каяк. - М.: Академический Проект, 2006.-256 с.

7. Крылова Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования. - М., 1996. - С. 67-184.

8. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3-х томах. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. - Таллин: «Александра», 1992. - С. 55-68.

9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: учеб. пособие для студентов / А.В. Мудрик. - М.: ИПП, 1997. - 365 с.

10. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.В. Сенько. -М.: «Академия», 2000. - 240 с.

11. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 272 с.

12. Старовойтенко Е.В. Культурная психология личности: монография / Е.В. Старовойтенко. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2007. - 160 с.

13. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. -М.: Тривола, 1994. - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.