Современные педагогические технологии
37
7. Письмо Минобразования России от 13.11.2003г. № 14-51-277 / 13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onli-ne.cgi?req=doc;base=EXP;n=450589.
8. Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант-Плюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req= doc;base= EXP;n=308747.
9. Рогова Г.А. Элективные курсы как содержательная основа профильного обучения [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования». - № 56. - Режим доступа - http://vio.uchim.info/Vio_58/ cd site/articles/art 4 7.htm.
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ
© Цецорина Т.А.*
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
В статье представлен обзор некоторых способов организации работы студентов с учебным текстом, применимых как на учебных занятиях, так и в процессе их самостоятельной работы.
Ключевые слова компетентностный подход, активные и интерактивные методы обучения, способы организации работы с учебным текстом.
Преобразования, происходящие в системе высшего профессионального образования, предъявляют новые требования к организации учебной работы студентов вуза. Федеральные государственные образовательные стандарты разработаны на основе компетентностного подхода и содержат требование к проведению в среднем не менее двадцати процентов занятий в интерактивных формах, подразумевающих активную деятельность студентов и взаимодействие студентов и преподавателя. В этих условиях традиционная лекционно-семинарская система организации учебного процесса становится малоэффективной. В связи с этим в последнее время появилось множество новых исследований, направленных на поиск новых интерактивных форм организации учебного процесса, позволяющих включать студентов в активную деятельность [1, 2, 3].
* Доцент кафедры Алгебры, теории чисел и геометрии, кандидат педагогических наук.
38
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Вместе с тем, в процессе обучения студентов вузов не снижается ценность теоретических знаний и не может быть принижена роль теоретической подготовки в процессе становления бакалавра или магистра. При изучении многих дисциплин сохраняется необходимость за относительно небольшой период времени аудиторных учебных занятий усвоить достаточно большой объем важной теоретической информации.
Таким образом, возникает проблема - как создать условия, позволяющие студентам получать необходимый объем теоретической информации, эффективно её усваивать, и при этом быть активными участниками образовательного процесса, находиться во взаимодействии друг с другом и с преподавателем?
Одним из вариантов решения данной проблемы может стать организация на учебных занятиях работы студентов с учебным текстом.
Несмотря на появление различных инновационных технологий в современном образовательном процессе, учебный текст остается одним из самых важных средств обучения и наиболее распространенным источником учебной информации. Однако чтобы работа с текстом была эффективной, необходимо обучать студентов различным способам такой работы [4, 6].
Одним из важных моментов в организации этой работы является наличие собственного экземпляра текста у каждого студента, при этом текст после занятия студентом преподавателю не возвращается, кроме отдельных случаев, когда это необходимо для проверки работы. Конечно, такой способ затратен, если преподаватель готовит тексты на каждое занятие и не имеет возможности использовать их повторно. Однако преподаватель может разместить тексты на каком либо электронном ресурсе образовательного учреждения или предоставить их студентам в электронном виде, в таком случае студенты могут самостоятельно распечатать свой экземпляр текста для работы на занятии.
Собственный экземпляр текста позволяет студенту работать с информацией в индивидуальном темпе, делать пометки, выделять главное и выполнять специальные задания преподавателя.
Необходимо сказать несколько слов о содержании учебных текстов, используемых в работе. Разумеется, это не просто ксерокопии из учебников. Выбор того или иного способа работы с текстом должен соответствовать содержанию текста. Поэтому составление текстов является довольно сложной задачей и заслуживает отдельного рассмотрения [5]. При этом важно использовать не только общепринятые учебные пособия, но и авторские работы, статьи практикующих учителей, опубликованные результаты научных исследований. Таким образом, еще раз подчеркнем, что содержание текста и выбираемые преподавателем способы работы с ним, которые он предлагает студентам, должны находиться в тесной взаимосвязи.
Итак, рассмотрим некоторые способы организации работы с текстом, применяемые нами в ходе изучения ряда методических дисциплин при под-
Современные педагогические технологии
39
готовке студентов направления 050100.62 Педагогическое образование, профилей «Математика», «Математика и информатика». Некоторые из них известны, и уже невозможно установить точно, кто их придумал. Другие оригинальны, и придуманы, либо преобразованы нами в ходе работы и при непосредственном участии студентов.
1. Краткий конспект. Студенты читают текст и составляют краткий конспект, записывая самую важную, на их взгляд информацию. Допустимы сокращения, схемы, таблицы. Объем конспекта - на усмотрение студента.
2. Краткий конспект с ограничением объема. Студенты читают текст и составляют краткий конспект, записывая самую важную, на их взгляд информацию. Причем преподаватель заранее ограничивает количество слов или предложений в таком конспекте (например, не более 10 предложений). Способ побуждает к выделению самой существенной сжатой информации.
3. Блок-схема. Заключается в составлении блок-схемы к тексту. Используются традиционные для алгоритмической блок-схемы обозначения.
4. Опорный конспект. Данный прием известен - составление опорного конспекта к тексту с последующим обсуждением и «конкурсом» на лучший опорный конспект по тексту. Можно даже предусмотреть приз (шутливый или вполне серьезный).
5. Ключевые слова. Студенты читают текст, затем пытаются записать ключевые слова. Снова читают и подчеркивают ключевые слова в тексте. Озвучивают полученный результат, обсуждают.
6. Текст с отложенным заданием («чтение с последействием»)
Здесь подразумевается группа способов работы, включающая в себя несколько вариантов применения. Суть их в том, что студенты читают текст и после прочтения получают какое либо конкретное задание к нему, причем задание студентам заранее неизвестно. При этом студенты могут выполнять задания индивидуально, с последующим обсуждением, в группах или парах, также с последующим обсуждением и подведением итогов. Один из наиболее интересных способов работы для студентов, так как содержит своего рода «интригу».
Варианты «отложенных заданий»:
- «Вопросы после текста». Студенты читают текст, затем откладывают его, и получают список вопросов. Необходимо как можно точнее ответить на вопросы, не подсматривая в текст. При этом студенты могут дополнять ответы друг друга, подсказывать друг другу, пока ответ не будет исчерпывающим. Этот ответ записывается в тетрадь всеми.
- «Оценка положительных и отрицательных сторон». Студентам предлагается оценить положительные и отрицательные стороны того или иного явления, технологии, метода и пр., и сделать вывод о целесообразности его применения.
40
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- «Мое отношение». Студенту предлагается высказать свое отношение к факту, методу, информации в тексте, желательно привести аргументы.
- «Пиктограммы». Студентам предлагается без использования слов с помощью картинок, символов и пр. зашифровать тот или иной фрагмент текста, свойство, так, чтобы была возможность вспомнить его содержание, посмотрев на «шифровку». Возможны и другие варианты заданий.
7. Текст с предварительным заданием. Дается текст и задание к нему: читая, найти ответы на вопросы, пометить непонятные места, сделать пометки «верно-неверно-спорно» и т.п. Вместо задания может быть сформулирован единственный вопрос, требующий размышления и выводов, прямого ответа на который в тексте не содержится.
8. Взаимные задания. Студенты читают текст и продумывают задания к этому тексту. Обмениваются заданиями. Обсуждают задания, выбирают наиболее удачные. Работа организована в группах.
9. Презентация. Составить по тексту презентацию. При этом презентация может быть компьютерная (если есть возможность провести занятие в компьютерном классе), но необязательно. Гораздо интереснее вариант, когда студенты оформляют реальные «слайды» формата А2 на ватмане. Метод наиболее интересен при организации работы в группах. Текст может быть как одинаковым, в этом случае можно устроить конкурс презентаций, так и различным - повышается информативность занятия.
Безусловно, охватить все возможные варианты организации работы с текстом невозможно, так как на основе перечисленных способов можно сформировать новые, меняя одно из условий либо составляя комбинации приемов. При этом мы намеренно не рассматриваем в данной статье варианты организации современной качественной интерактивной лекции-презентации с мультимедийной поддержкой, которая также может быть весьма эффективной.
Достоинства рассмотренных способов работы с учебным текстом состоят, прежде всего, в том, что они позволяют заменить однообразную утомительную запись под диктовку активным и интересным действием, в котором при правильной организации принимают участие все студенты, присутствующие на занятии. Информация, получаемая при этом студентами, приобретает эмоциональную окраску, «переживается» ими, становясь, таким образом, частью их субъектного опыта. Преподаватель из лектора превращается в организатора, помощника, партнера, что способствует установлению сотрудничества между студентами и преподавателем. Не менее важной является и «косвенная» польза - в ходе работы студенты не только эффективно усваивают непосредственную учебную информацию из текста, но и осваивают различные формы организации работы, учатся придумывать собст-
Современные педагогические технологии
41
венные способы, развивать собственные идеи, проявлять активную позицию, размышлять над содержанием и критически его оценивать, то есть обретают профессионально-значимые качества и компетенции, необходимые им в дальнейшей педагогической деятельности.
Список литературы:
1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
2. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2011. - 432 с.
3. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.
4. Цецорина Т.А. Развитие индивидуальных способов проработки учебного текста как условие эффективности самостоятельной работы // Инновации в образовании: теория и практика. - Белгород, 1998. - С. 109-112.
5. Цецорина Т.А. Конструирование индивидуально -ориентированных учебных текстов по математике // Современное физико-математическое образование: проблемы, поиски, находки. Сборник материалов международной научно-методической конференции. - Белгород, 2004. - 272 с.
6. Цецорина Т.А. Организация образовательного процесса в школе на основе ресурсного подхода: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2002. - 22 с.
ФЕСТИВАЛЬ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
© Язвинская Т.Н.*
Детская музыкальная школа, г. Лыткарино
В статье рассматривается фестивальная музыкальная деятельность как неотъемлемая часть единого развивающего образовательного пространства, равноценный образовательный ресурс наряду с учебными дисциплинами ДМШ. Акцент делается на раскрытии особенностей педагогической деятельности как своеобразной метадеятельности, которая становится миссией педагога, «сотворяющего» пространство становления Человека, Личности, Музыканта.
Преподаватель фортепианного отдела, кандидат педагогических наук.