Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Мировые информационные образовательные ресурсы» (профиль «Информационные технологии в образовании»)'

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Мировые информационные образовательные ресурсы» (профиль «Информационные технологии в образовании») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СЕРВИСЫ ИНТЕРНЕТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестакова Елена Сергеевна

Обсуждается опыт организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Мировые информационные образовательные ресурсы». Дана характеристика разделов учебной программы дисциплины. Представлены задания для самостоятельной работы и рекомендации к их выполнению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестакова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Мировые информационные образовательные ресурсы» (профиль «Информационные технологии в образовании»)»

УДК 378.016:004 ББК Ч 480.27

Е.С. Шестакова

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» (ПРОФИЛЬ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

Ключевые слова : мировые информационные образовательные ресурсы, сервисы Интернета, самостоятельная работа студентов, проектирование образовательных ресурсов.

Обсуждается опыт организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Мировые информационные образовательные ресурсы». Дана характеристика разделов учебной программы дисциплины. Представлены задания для самостоятельной работы и рекомендации к их выполнению.

Одной из профессиональных задач, которые должны уметь решать студенты, обучающиеся по профилю «Информационные технологии в образовании», является проектирование и разработка цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). К их числу относятся сетевые ресурсы, электронные учебные пособия, электронные учебнометодические комплексы и т.п. Для создания таких образовательных продуктов необходимо приобрести опыт работы с программно-техническими средствами разработки. Кроме того, студенты должны знать требования к цифровым учебным ресурсам, иметь представление о наиболее качественных примерах разработки таких ресурсов как в отечественной, так и в мировой образовательной системе.

Формирование готовности студентов, обучающихся по профилю «Информационные технологии в образовании», к проектированию ЦОР осуществляется в рамках различных учебных дисциплин, в том числе при изучении дисциплины «Мировые информационные образовательные ресурсы» (МИОР) [1].

К основным разделам данной дисциплины относятся:

• «Мировое информационное пространство, глобальные информационные сети».

© Шестакова Е.С, 2013

• «Информационные ресурсы Интернета».

• «Организация информационных ресурсов негосударственного и некоммерческого сектора»

В рамках освоения теоретической части раздела «Мировое информационное пространство, глобальные информационные сети» студенты знакомятся с проблемой организации процесса информатизации образования в России и за рубежом, получают представление о структуре системы МИОР, об особенностях развития и использования в образовательном процессе мировых глобальных сетей. В ходе практической работы студенты дают анализ тенденций развития процесса информатизации образования, организационной структуры мировых информационных ресурсов, состояния и развития рынка мировой информационной среды. Приобретают навыки работы со специализированными информационно-поисковыми системами Интернета, организации поиска и выбора средств распространения информации в Глобальной сети.

По разделу «Информационные ресурсы Интернет» работа студентов заключается в изучении технологий взаимодействия с МИОР, принципов организации адаптивного веб-обучения и его внедрения в образовательную практику. В ходе самостоятельной работы студенты анализируют ЦОР, оценивают возможности их использования в традиционном учебном процессе и при организации дистанционного обучения, приобретают навыки создания и форматирования документов в ИТМЬ.

Изучение раздела «Организация информационных ресурсов негосударственного и некоммерческого сектора» направлено на знакомство студентов с существующими образовательными системами и перспективными направлениями развития МИОР. Практическая работа студентов связана с освоением умения и навыков самостоятельного проектирования и разработки ЦОР.

Программа курса включает лекционные и лабораторные занятия. Содержание лабораторных занятий составляют задания творческого характера. Рассмотрим примеры заданий для самостоятельной работы студентов на лабораторных занятиях.

Задание 1. Познакомиться с содержанием федеральных программ информатизации российского образования (перечень федеральных программ дается в презентации к лекции).

Задание 2. На основе работы с информационно-поисковыми системами Интернета заполнить таблицу 1 «Информатизация образования», отражающую основные концепции, направления и технологии информатизации образовательного процесса.

Задание 3 (по выбору). Оформить итоговую таблицу «Информатизация системы образования» на основе обобщения результатов работы студентов по заданию 2.

Задание 4. Работа с сетевыми сервисами.

А. Дайте краткую характеристику 2-3 сервисов (перечень сервисов дается в презентации к лекции):

• сервисы обмена знаниями,

• сервисы для хранения документов,

• сервисы Интернет-общения,

• сервисы для хранения фотоматериалов,

• сервисы для хранения аудиоматериалов,

• сервисы для хранения видеоматериалов,

• геоинформационные сервисы,

• сервисы хранения закладок.

Информатизация системы образования

Название

Электронный .адрес

Авторы

КОНЦЕПЦИИ

1. Информатизация высшего профессионального образования

2........................

и т.д.

1.Ы1р://№№^е-joe.ru/sod/98/2_98/st013.html

2...............................

и т.д.

1. Богатырь Б.Н.

2..................

и т. д.

ПОНЯТИИНЫИ АППАРАТ

НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ЭТАПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИИ, ФОРУМЫ ПО ПРОБЛЕМАМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Рекомендации к самостоятельной работе

1. Выйдите на один из рекомендованных для работы сайтов.

2. Укажите степень доступности услуг веб-сервисов пользователю данного сайта.

3. Уточните перечень услуг, которые предоставляют пользователю данные вебсервисы.

4. Какие методы работы пользователя реализованы при использовании данных веб-сервисов?

5. Насколько эффективно осуществляется взаимодействие пользователя с сайтом с помощью данных сервисов?

6. Оцените архитектуру и дизайн сайта.

В. С помощью одного из сервисов разместите информацию в Интернете (фото, видео, аудио, текст, скан-копию, рисунок и др.)

Рекомендации к самостоятельной работе

Размещение фотоснимков на сайте http://flamber.ru:

1. Зарегистрируйтесь на сайте: введите логин и пароль.

2. Выберите необходимую фотографию через «Обзор».

3. Укажите тэги для фотографии.

4. Установите доступ к фотографии.

Проверьте загрузку фото на странице «Мои фотографии» (рис. 1).

^ ОфГСГфбфм пг М#4^п, - £»р1.тг» О *№ ШДУ

(я'п Грмм &ц ^Ндиш С01г> Оома

О - ~■ _ _* |>Й! !^>'| X! [Д •_________

Рис. 1. Рабочее окно сетевого сервиса

Разместите на сайте другие виды информации. Составьте для пользователя инструкцию по работе с сервисом для передачи и размещения других видов информации. Сделайте копию экрана страницы сайта с размещенным на ней ресурсом.

Задание 5 (по выбору). Выполнить перевод с английского языка на русский содержания главной страницы 2-3 англоязычных сайтов (перечень сайтов представлен в презентации к лекции).

Задание 6. Выбрать и выполнить анализ содержания одного из цифровых учебных изданий по физике (перечень ЦОР по физике представлен в презентации к лекции).

Рекомендации к самостоятельной работе

Для анализа ресурса следует руководствоваться критериями, приведенными ниже.

1. Соответствие Стандарту основного и полного среднего образования.

2. Соответствие избранному уровню образования (начальная, основная или старшая школы).

3. Наличие развитой системы цифровых учебных объектов:

• тексты;

• рисунки;

• фотоснимки;

• анимации;

• видео (в том числе видеозаписи сложных опытов с применением последних версий оборудования школьных учебных лабораторий);

• схемы и таблицы, в том числе интерактивные;

• интерактивные модели;

• тренажеры;

• звуковое сопровождение;

• элементы виртуальной реальности (виртуальные лаборатории, конструкторы, музеи, галереи и т.п.).

4. Полнота и системность представления учебной информации (фактов, понятий, законов, теорий, картины мира). Использование разнообразных способов и приемов системного представления учебной информации. Визуализация системы предметного знания.

5. Учет межпредметных связей с другими школьными дисциплинами (например, физика-биология, физика-математика, физика-история, физика-химия и т.д.).

6. Показатели качества организации учебной деятельности на основе ресурса.

7. Обеспечение различных видов деятельности учащихся:

• усвоение нового материала (режимы чтения, просмотра иллюстративного материала, прослушивания);

• отработка учебных ЗУН на основе типовых учебных заданий с применением компонентов медиасреды (моделей, симуляторов, тренажеров, конструкторов и пр.);

• формирование опыта творческой деятельности на основе заданий поискового или исследовательского характера с применением компонентов медиасреды (моделей, симуляторов, тренажеров, конструкторов и пр.); формирование ключевых и специальных компетенций средствами виртуальной среды, в том числе ИКТ-компетенций;

• самоконтроль учебных ЗУН и компетенций учащихся.

8. Обеспечение интерактивного характера (диалогового режима) учебной деятельности, реализация разных уровней интерактивности.

9. Наличие системы помощи учащимся в выполнении учебных заданий, дифференциация видов помощи.

10. Возможность сохранения результатов учебной деятельности учащегося (например, в форме цифровых учебных объектов, презентаций).

11. Наличие блока контроля учебных достижений учащихся. Применение тестовой формы контроля знаний и умений учащихся.

12. Функциональные характеристики ресурса.

13. Наличие встроенных инструментов учебной деятельности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• поисковых систем,

• навигаторов,

• указателей,

• справочной системы,

• редакторов текста и презентаций,

• экспертных систем (в частности, определителей, систем решения задач и пр.).

• инструментов для моделирования,

• средств математической обработки информации,

• и др.

14. Наличие развитого гипертекстового аппарата, использование технологий гиперграфики и гипермедиа.

15. Наличие полноэкранного режима учебных демонстраций, пошагового режима просмотра видео и анимаций.

16. Возможность манипуляции учебными объектами с помощью «мыши».

17. Ориентация на эффективное использование потенциала интерактивной доски.

18. Обеспечение автоматизированного контроля и учета усвоения материала учащимися, статистика результатов их учебной работы, вывод данных учета успеваемости на печать.

19. Возможности экспорта и импорта учебных объектов в базу данных ресурса.

20. Наличие инструментов, позволяющих учителю осуществлять проектирование учебного процесса (учебного курса, учебного занятия, презентационных материалов к занятию) с использованием материалов ресурса.

21. Поддержка многопользовательской работы как на одном компьютере, так и в локальной сети (наличие сетевой версии электронного пособия).

22. Информационно-методическая поддержка ресурса.

23. Наличие учебно-методических материалов для учителя (программы обучения, календарного и тематического планирования, методических рекомендаций по подготовке учебных занятий, УМК занятий или их отдельных примеров).

24. Наличие дополняющих учебное пособие электронных изданий других жанров

(задачника, виртуальной лаборатории, тестирующего комплекса, справочно-

энциклопедического пособия, библиотеки мультимедиа объектов и пр.).

25. Интеграция с системами поддержки единого информационного пространства, в частности, наличие сайта Интернет-поддержки для CD-версии пособия.

26. Наличие Интернет-версии электронного пособия.

27. В качестве дополнительных критериев, позволяющих оценить преимущества конкретного цифрового ресурса, могут быть использованы:

• сведения о признании.

• наличие грифа «Допущено Министерством образования и науки РФ».

• наличие грифов и сертификатов других организаций.

• наличие дипломов победителей конкурсов.

• наличие дипломов участников выставок.

• участие в поставках Министерства образования и науки, региональных поставках.

28. Экономические условия поставки:

• условия поставки CD-версии пособия (в частности стоимость 1 экз. пособия с учетом объема поставки; учет единовременной поставки пособий по ряду учебных предметов; число учебных предметов, входящих в комплект поставки; порядок оплаты; система скидок и льгот и пр.).

• условия поставки Интернет-версии электронного пособия для регинального образовательного портала (в частности с учетом стоимости единовременной поставки контента по ряду учебных предметов; количество учебных предметов, входящих в комплект поставки; методического и технического сопровождения версий контента; порядка оплаты контента; системы скидок и льгот на период использования и пр.).

• перспективы обновления версии издателем и условия поставки обновленной версии электронного издания Заказчику.

• условия доставки CD-версии пособия.

• условия доставки контента Интернет-версии цифрового пособия.

• ценовые предложения комплектации образовательных услуг.

• сроки предоставления услуг [2, С. 267-268].

Задание 7. Повторить уровни взаимодействия пользователя с интерактивной средой и их характеристики. Определить уровни взаимодействия пользователя с интерфейсом двух ЦОР, представленных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (сетевой адрес: http ://school-collection.edu. ru/, раздел Коллек-

ции/Физика/Интерактивные модели по физике). Результаты анализа необходимо продемонстрировать с применением в презентации MS Power Point.

Задание 8. Создать новый раздел цифрового образовательного ресурса «Фундаментальный физический эксперимент» (рис. 2).

Рис. 2. Ресурс «Фундаментальный физический эксперимент»

Рекомендации к выполнению задания

Рекомендации к самостоятельной работе

Ресурс «Фундаментальный физический эксперимент» содержит материал об истории постановки важнейших физических опытов.

1. Познакомьтесь с содержанием фундаментального физического эксперимента (ФФЭ). Содержание каждого опыта представлено в виде отдельного цифрового модуля, включающего следующие элементы:

• описание ФФЭ,

• опорный конспект к опыту,

• презентация опорного конспекта (MS Power Point или Macromedia Flash)

• задания к опыту,

• помощь к заданиям,

• тест,

• биография ученого,

• учебно-методический комплекс (УМК) урока,

• УМК лабораторной работы,

• конструктор для интерактивной доски,

• макет интерактивной модели,

• инструкция к интерактивной модели,

• модель опыта,

• каталог моделей, видео, анимаций,

• каталог медиаобъектов,

• оглавление [3].

2. Зайдите на страницу ресурса.

3. Введите логин и пароль.

4. В разделе ресурса «Опыты» найдите соответствующий опыт.

5. Зайдите в режим редактирования страницы. На странице «Опыт .... «название» ...» вы можете представить информацию об истории постановки опыта, включить ссылки на следующие элементы:

• опорный конспект,

• презентация опорного конспекта,

• конструктор для интерактивной доски.

Изображения и отдельные файлы могут быть загружены на страницу «Опыт .... «название» ...» через действия «Обзор», «Загрузить», «Обновить».

6. В разделе «Опыт .... «название» ...» необходимо создать следующие подразделы:

• Биография ученого,

• Задания к опыту,

• Рекомендации к заданиям,

• УМК урока,

• интерактивная модель опыта инструкция по работе с моделью.

7. В разделе «Коллекции объектов» создайте новую коллекцию медиаобъектов к данному опыту. Данное действие можно совершить через ссылку «Добавить», ввести название коллекции и нажать кнопку «Создать».

8. В разделе «Тесты» добавьте тест к опыту путем выполнения следующих действий: перейти по ссылке «Создать тест», ввести название теста, нажать кнопку «Создать», добавить вопрос, ввести варианты ответа (несколько вариантов добавляются через ссыл-

ку «Добавить вариант ответа») и при необходимости загрузить изображение через «Обзор»; нажать кнопку «Создать».

Задание 9. Разработать конструктор для интерактивной доски к одному из указанных фундаментальных физических экспериментов (прилагается перечень фундаментальных физических опытов и дидактические материалы к ним). Студентам предлагается ряд примеров разработанных конструкторов (рис. 3).

Рекомендации к самостоятельной работе

1. Познакомьтесь с содержанием фундаментального физического опыта

2. Для разработки конструктора используйте Microsoft Power Point. Примеры конструкторов, выполненных с помощью редактора презентации, даны в инструктивных материалах к лекции.

3. В качестве основы для разработки конструктора можно использовать опорный конспект к опыту.

4. Конструктор содержит краткое описание физического явления, инструкцию по работе с конструктором, демонстрацию физического явления, сборки экспериментальной установки и принципа ее действия.

5. Для демонстрации физического явления или принципа действия экспериментальной установки используйте элементы настройки анимации.

Рабата с моделью

ш

Название части прибора Номер

Источник света (дуговая лампа)

Стеклянный баллон

Коромысло с крылышками

Вакуумный насос

Термобатарея

г~

Рис. 3. Имитационная модель опыта П.Н. Лебедева: интерактивный конструктор (авторская разработка студента ПГГПУ Д.С. Габова)

Задание 10. Разработать занятие по истории физического эксперимента для дистанционного курса, используя рекомендуемый конструктор сайтов. Инструкция к работе с конструктором сайтов прилагается.

Рекомендации к самостоятельной работе

Программа занятия должна включать следующие блоки:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• блок представления информации (учебный материал);

• блок усвоения информации (тренажеры, примеры решения задач и выполнения заданий, систематизирующие таблицы, вопросы или тесты для самоконтроля и т.п.);

• блок ориентировки (оглавление, указатели, гиперссылки, элементы навигации и т.д.);

• блок обработки информации (замена, редактирование, дополнение и т.п.).

Как показал опыт преподавания дисциплины «Мировые информационные образовательные ресурсы», выполнение предложенных заданий обеспечивает включенность будущих инженеров в мировое информационное образовательное пространство, позволяет познакомиться с конкретными областями знаний и образовательными ресурсами для их усвоения. Работа над проектами позволяет студентам приобрести навыки анализа предметной области знаний, самостоятельного поиска информации в Интернет, ее критической оценки, систематизации и обобщения, проектирования и разработки предметных ЦОР для размещения в глобальной сети.

Библиографический список.

1. Мировые информационные образовательные ресурсы: учеб.-метод. комплекс по дисциплине «Информационные системы и технологии». Профиль «Информационные технологии в образовании»// авт.-сост. Е.С. Шестакова. - Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун.-т, 2011. - 32 с.

2. Оспенникова Е.В. Использование ИКТ в преподавании физики в средней общеобразовательной школе: методическое пособие. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. - 655.

3. Ремизова Е.С. Оспенникова Е.В. Подготовка будущих учителей физики к формированию у учащихся системы знаний по истории фундаментального физического эксперимента в современных условиях развития высшего педагогического образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 11. - С. 65-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.