УДК 6361:115.1
DOI 10.36461/NP.2023.65.1.020
ФЕРМЕРСТВО И ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
О.А. Столярова, кандидат экон. наук, доцент; Ю.В. Решеткина, кандидат экон. наук
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный аграрный университет», г. Пенза, Россия, e-maiL: [email protected]
В статье отражены проблемы и основные направления развития личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, которые могут достичь высоких результатов в аграрном секторе региона в условиях кооперации. Это будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности региона, устойчивому развитию сельских территорий. Целью статьи является предложение основных направлений развития малых форм хозяйствования. В качестве объекта исследуется развитие аграрного сектора в личных подсобных хозяйствах и крестьянских (фермерских) хозяйствах населения Пензенской области. Применяются методы исследования - монографический, экономико-статистический, абстрактно-логический. Особое внимание уделяется обзору направлений развития личных подсобных хозяйств населения как одному из важных звеньев в решении продовольственного обеспечении населения и закрепления кадров на селе. В результате проведенного анализа производства продукции растениеводства и животноводства авторами установлено, что динамика производства этих видов продукции является положительной в крестьянских (фермерских) хозяйствах и наблюдается значительное сокращение производства продукции животноводства в личных подсобных хозяйств населения, так как они испытывают трудности со сбытом продукции и использованием инновационной техники и технологий. Наибольшее внимание авторы заострили на федеральном проекте «Развитие овощеводства и картофелеводства», который позволит самозанятым в аграрном секторе получать субсидии на покрытие части расходов. По мнению авторов не все владельцы личных подсобных хозяйств смогут оформить самозанятость. Для поддержки малых форм хозяйствования необходимо проработать законодательную базу на государственном уровне. Основные итоги проведенного исследования заключаются, во-первых, в объединении малых форм хозяйствования для создания и совершенствования потребительской кооперации, во-вторых, в повышении эффективности работы кооперативов в едином методологическом звене.
Ключевые слова: малый бизнес, посевные площади, производство продукции, самозанятые, потребительская кооперация.
Для цитирования: Столярова О.А., Решеткина Ю.В. Фермерство и личные подсобные хозяйства населения в обеспечении продовольственной безопасности региона. Нива Поволжья, 2023,1 (65), с. 4003. DOI 10.36461/NP.2023.65.1.020
Введение
Особенности развития продовольственного рынка и проблемы обеспечения продовольственной безопасности на современном этапе обусловлены усилением глобализации и монополизации в сфере реализации продуктов питания [1].
«Продовольственная безопасность» включает в себя задачу обеспечения каждому гражданину физической и экономической доступности продуктов питания в объемах не менее рациональных норм потребления, а также решение проблемы успешного функционирования национального дохода различных размеров [2].
Процесс реформирования сельского хозяйства обусловил появление и развитие в
аграрном секторе крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), важность и значимость которых для отечественного АПК стали расти с каждым годом [3].
В современный период КФХ могут и должны взять на себя функцию стабилизации и роста доходов основной массы сельского населения за счет расширения объемов производства сельскохозяйственной продукции и увеличения своей доли в получаемых от агробизнеса доходов [4].
Мы согласны с мнением А.А. Шутькова, что при обеспечении продовольственной независимости следует учитывать основополагающее положение многофункциональности сельского хозяйства, его роли и места в экономике страны, взаимосвязи с деятельностью других отраслей [5].
Методы и материалы
Исследование основано на анализе и тенденциях развития малых форм хозяйствования. Изучен большой массив статистических данных о результатах их работы за 2013-2021 годы.
Результаты и их обсуждение
В Пензенской области малые формы хозяйствования вносят большой вклад в обеспечение продовольственной безопасности как региона, так и страны.
По состоянию на 1 января 2022 г. в территориальном разделе Статистического регистра Рос-стата было зарегистрировано 1539 крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области, в то время как в 2010 г. - 2703 единицы.
В Пензенской области по данным сельскохозяйственной микропереписи 2021 г. 17,5 %
Земли личных подсс
обследованных крестьянских (фермерских) хозяйств не имели сельскохозяйственных угодий, 18,8 % имели менее 50 га, 41,4 % - от 50,1 до 500 га, 20,7 % - от 500,1 до 3000 га, 1,6 % - свыше 3000 га сельскохозяйственных угодий.
В личных подсобных хозяйствах населения в среднем на одну семью приходится 31 сотка (табл. 1).
В 2021 г. общая площадь земли в Пензенской области составляет 4335,2 тыс. га, в том числе площадь пашни - 2264,2 тыс. га. Удельный вес пашни в структуре сельскохозяйственных угодий в 2021 г. равен 74,5 %, который не меняется на протяжении последних семи лет.
В крестьянских (фермерских) хозяйствах посевные площади с 2013 г. по 2021 г. увеличились на 137,3 тыс. га (табл. 2).
Таблица 1
хозяйств населения
Показатель Год
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Число семей, тыс. ед. 239,6 241,8 241,7 242,3 242,8 243,5 243,9 242,9 244,4
Площадь, тыс. га 71,9 75,3 75,3 75,3 75,4 75,6 75,6 74,9 75,3
В среднем на 1 семью, соток 30 31 31 31 31 31 31 31 31
Источник: составлено по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области
Таблица 2
Посевные площади сельскохозяйственных культур в крестьянских (фермерских) хозяйствах, тыс. га
Показатель Год
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Вся посевная площадь 250,7 260,6 288,9 316,3 340,8 350,2 368,5 379,0 388,0
Посевная площадь: зерновые и зернобобовые культуры 134,5 130,5 157,0 160,8 174,7 190,4 207,0 218,7 221,3
сахарная свекла 6,5 5,4 5,8 6,9 6,7 6,5 6,7 4,2 5,0
картофель 1,8 2,1 2,7 2,3 1,6 1,3 1,0 0,8 0,6
Из данных таблицы 2 видно, что посевные площади под зерновыми и зернобобовыми культурами возросли на 65,0 %. В 2021 г. в разрезе зерновых наибольшие площади занимала озимая пшеница - 37,9 % и яровая пшеница - 24,3 %. Наименьший удельный вес занимают посевные площади под зернобобовыми культурами - 3,9 %. Посевные площади, занятые под картофелем, в 2021 г. по сравнению с 2013 г. сократились в 3,0 раза. Это связано, прежде всего, с высокой трудоемкостью производства картофеля.
В личных подсобных хозяйствах населения в 2021 г. посевная площадь под картофелем составляла 20,5 тыс. га. Для того чтобы обеспечить себя «вторым хлебом» практически все личные подсобные хозяйства населения занимаются
выращиванием этой культуры. Под кормовыми культурами (многолетними травами) в 2020 г. удельный вес посевных площадей составил лишь 4,5 % [6].
В структуре посевных площадей региона на долю сельскохозяйственных организаций в 2021 г. приходилось 71,5 %, личных подсобных хозяйств - 2,8 %, крестьянских (фермерских) хозяйств - 25,7 %.
В хозяйствах всех категорий Пензенской области сохраняется паритет в производстве растениеводческой и животноводческой продукции, на долю каждой из которых приходится около половины всего объема произведенной продукции. В 2021 г. удельный вес продукции растениеводства составил 54,7 % (в 2013 г. - 53,2 %),
продукции животноводства - 45,3 % (в 2013 г. -46,8 %).
В 2021 г. сельскохозяйственными организациями произведено 74,5 % всей продукции сельского хозяйства (в 2013 г. - 52,4 %), хозяйствами населения - 14,1 % (в 2013г. - 41,0 %).
Кроме этого наблюдается тенденция увеличения удельного веса продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями. Так, если в 2013 г. на их долю приходилось 6,6 % аграрного производства области, то к 2021 г. этот
Структура производства основных видов сельс
в % от хозяйс
показатель составил 11,4 %. В крестьянских (фермерских) хозяйствах наибольший удельный вес занимает производство растениеводческой продукции, на долю которой в 2021 г. приходилось 86,4 % общего объема произведенной продукции.
В структуре производства основных видов сельскохозяйственной продукции крестьянских (фермерских) хозяйств наибольший удельный вес, начиная с 2013 г., приходится на семена подсолнечника, который в 2021 г. равен 25,6 % (табл. 3).
Таблица 3
эзяйственной продукции по категориям хозяйств, всех категорий
Показатель Год
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Сельскохозяйственные организации
Зерно (в весе после доработки) 81,7 80,7 81,8 82,5 79,6 76,5 78,4 78,4 76,5
Сахарная свекла 88,4 88,7 87,9 88,6 89,5 89,7 89,2 92,7 90,1
Семена подсолнечника 75,5 76,4 79,5 78,8 75,8 75,6 75,7 75,4 74,1
Картофель 7,3 8,5 11,0 10,1 10,3 9,5 10,6 13,2 12,7
Мясо (в убойном весе) 72,2 79,6 85,4 89,7 89,3 90,7 92,3 93,4 93,8
Молоко 45,4 47,7 46,8 46,3 47,8 50,4 50,1 55,0 65,4
Яйца 67,5 62,5 63,2 57,4 58,8 53,5 48,2 48,4 57,9
Личные подсобные хозяйства населения
Зерно (в весе после доработки) 0,7 0,7 0,6 0,5 0,6 0,8 0,5 0,4 0,5
Сахарная свекла 0,3 0,3 0,3 - - - - - -
Семена подсолнечника - - 0,3 0,4 0,6 0,5 0,5 0,5 0,3
Картофель 90,8 87,8 82,2 83,2 82,6 83,7 85,1 82,9 83,4
Мясо (в убойном весе) 26,9 19,6 13,7 11,1 9,7 8,5 6,9 5,9 5,4
Молоко 48,9 44,0 43,0 41,2 38,9 35,4 35,0 30,6 21,3
Яйца 31,9 36,8 35,9 36,3 34,4 37,3 34,8 30,4 29,5
Крестьянские (фермерские) хозяйства
Зерно (в весе после доработки) 17,6 18,6 17,6 17,0 19,8 22,7 21,1 21,2 23,0
Сахарная свекла 11,3 11,0 11,9 11,4 10,5 10,3 10,8 7,3 9,9
Семена подсолнечника 24,5 23,6 20,2 20,8 23,6 23,9 23,8 24,1 25,6
Картофель 1,9 3,7 6,8 6,7 7,1 6,8 4,3 3,9 3,9
Мясо (в убойном весе) 0,9 0,8 0,9 1,0 1,0 0,8 0,8 0,7 0,8
Молоко 5,7 8,3 10,2 12,5 13,3 14,3 14,9 14,3 13,3
Яйца 0,7 0,7 0,9 6,3 6,8 9,2 17,0 21,2 12,6
Источник: составлено по данным территори статистики по Пензенской области
Производство животноводческой продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2021 г. по сравнению с 2020 г. увеличилось по таким видам продукции, как молоко, яйца. Однако в 2021 г. по сравнению с 2020 г. наблюдается снижение их производства. В 2021 г. произведено лишь 0,8 % мяса (в убойном весе) от общего его объема производства в области. Это связано с высокими производственными затратами и низким уровнем рентабельности производимой продукции.
го органа Федеральной службы государственной
В личных подсобных хозяйствах населения произошло резкое сокращение производство мяса (в убойном весе) и молока. Так, производство молока в 2021 г. по сравнению с 2013 г. снизилось с 171,4 до 81,7 тыс. т или в 2,1 раза. Это связано со снижением поголовья коров, с возникшими проблемами, связанными с реализацией молока, поскольку не во всех районных центрах имеются молокоперерабатывающие предприятия.
Мы поддерживаем мнение ученых, что пока еще низким остается удельный вес продукции,
реализуемой через государственные структуры, ярмарки и муниципальные продовольственные рынки. В этой связи целесообразно наращивать сбыт фермерской продукции посредством активизации участия в сетевой торговле [7]. Произведенная хозяйствами населения животноводческая продукция сбывается в значительной части через систему заготовок потребкооперации и на кооперативных рынках [8].
В Пензенской области работает государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области», на реализацию которой в 2021 г. было направлено 2319,59 млн. руб.
В Пензенской области программы «Агро-стартап» реализуются в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». «Агростартап» представляет собой грант, выделяемый главе крестьянского фермерского хозяйства (КФХ) на приобретение участков и техники, строительство и модернизацию объектов сельхозпроизводства, на другие аналогичные цели. Это дает возможность создавать новые рабочие места, увеличивать доходы сельских жителей. Изменения объемов производства неизбежно связаны с изменением доходности хозяйств [9].
Для того, чтобы предприниматели могли получать кредиты, особенно при нехватке собственных средств, увеличен предельный уровень риска более, чем в два раза. Этот уровень риска за предпринимателей берет на себя корпорация малого и среднего предпринимательства в рамках, так называемого, «зонтичного» механизма поручительств, т.е. с 4,5 % до 10 % от лимита поручительств. Введение в практику этой меры поддержки позволит получать льготные кредиты хозяйствующим субъектам с неблагоприятным финансовым положением, что послужит гарантией для продолжения предпринимательской деятельности и сохранения рабочих мест [10].
В регионе с 1 января 2023 г. вступили в силу новые правила предоставления государственной поддержки для малого аграрного бизнеса. Принятое Постановление Правительства РФ № 695 от 18.04.2022 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов правительства Российской Федерации» позволяет самозанятым в сельском хозяйстве получать субсидии на покрытие части расходов. С этого года все виды субсидий могут получать самозанятые, то есть те, кто ведет личное подсобное хозяйство.
Личным подсобным хозяйствам будут компенсировать затраты на выращивание крупного рогатого скота до двухлетнего возраста. Государство будет возмещать расходы на переработку
мяса, если его будут делать самостоятельно или на специализированном предприятии. Такая поддержка будет рассчитана на килограмм живой массы крупного рогатого скота.
С января 2023 года начал работать федеральный проект «Развитие овощеводства и картофелеводства». Субсидии (в том числе самозанятым и физическим лицам-владельцам личного подсобного хозяйства) будут выдаваться и за выращивание картофеля и других овощей в закрытом грунте.
Кредиты могут получить самозанятые по сниженной ставке от 15,4 % годовых. На развитие личного подсобного хозяйства кредит предоставляется на сумму до 700,0 тыс. руб. Его могут получить не только самозанятые фермеры, но и просто граждане, ведущие личное подсобное хозяйство. Кредиты могут предоставляться сроком до двух лет (например, на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных, минеральных удобрений, средств защиты растений и т.д.) и сроком до пяти лет (например, на приобретение сельскохозяйственных животных, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции и т.д.).
В настоящее время владельцам личного подсобного хозяйства предлагают оформить самозанятость, они смогут реализовывать свою продукцию физическим лицам, например, покупателям на местном рынке и платить налог 4 % с полученного дохода.
На наш взгляд не все владельцы личных подсобных хозяйств могут оформить самозанятость, так как большинство из них не будут довольны ставками налога, а некоторые из-за неграмотности (пожилые люди).
Однако согласно ст. 217 (п. 13) налогового кодекса РФ (редакция от 28.12.2022 г.) «средства, полученные налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при целевом использовании их на развитие личного подсобного хозяйства: приобретение семян и посадочного материала, кормов, горючего, минеральных удобрений, средств защиты растений, молодняка скота и племенных животных, птицы, пчел и рыбы, закладку многолетних насаждений и виноградников и уход за ними, содержание сельскохозяйственных животных (включая искусственное осеменение и ветеринарию, обработку животных, птицы и помещений для их содержания), покупку оборудования для строительства теплиц, хранения и переработки продукции, сельскохозяйственной техники, запасных частей и ремонтных материалов, страхование рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции» освобождаются от налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий: если общая площадь земельного участка, который
находится на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"; если ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на указанных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников. На основе Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ максимальная площадь земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в собственности одного человека должна составлять 0,5 га.
Необходимо на государственном уровне проработать законодательную базу, чтобы реально помочь личным подсобным хозяйствам по предоставлению материально-технических, финансовых ресурсов и т.д. Следует указать на то, что в стране недостаточно развит и такой инфраструктурный элемент, как система сельскохозяйственного консультирования, которая обеспечивает малый аграрный бизнес и сектор личных подсобных хозяйств необходимыми технологическими, юридическими и другими консультациями [11].
Одной из основных причин успешного развития малого бизнеса на Западе является эффективность системы налогообложения, целостное налоговое законодательство и налоговые льготы со стороны государства [12].
Мы согласны с мнением ученых, что «сами по себе фермерские хозяйства, без поддержки, не могут решить многие проблемы, начиная с сертификации продукции и земель, заканчивая реализацией продукции» [13].
Как показывает практика, успешное развитие малого и среднего бизнеса в отрасли сельского хозяйства может обеспечить сельскохозяйственная кооперация [14]. Отсутствие поддержки ЛПХ в отношении закупочно-сбытовой деятельности приводит к оттоку сельских жителей в крупные города. Для увеличения выпуска продукции необходимо объединять личные подсобные хозяйства в кооперативы. Наиболее
наглядно проявляется необходимость и эффективность кооперации в земледелии [15].
Создание сельскохозяйственных потребительских сбытовых и перерабатывающих кооперативов позволит рационально использовать всю произведенную продукцию [16]. Система потребительской кооперации России должна внести существенный вклад обеспечение продовольственной безопасности страны через организацию в более широких масштабах закупки продукции, произведенной хозяйствами населения [17, 20].
В Пензенской области сельскохозяйственным кооперативам оказывается поддержка со стороны государства в виде субсидий (частичное возмещение затрат) на: развитие животноводства и рыбоводства; мелиорацию земель; приобретение техники. Большая роль отводится кооперативам по заготовкам сельскохозяйственной продукции. Поэтому для успешного их развития необходимо сотрудничество с личными подсобными хозяйствами населения.
Заключение
Наиболее приемлемой формой государственной поддержки личных подсобных хозяйств является их поддержка через потребительские кооперативы, поэтому целесообразно выделять субсидии кооперативам и распределять их между членами кооператив - личными подсобными хозяйствами. Это будет не только способствовать наращиванию производства сельхозпродукции, но и стимулировать создание таких кооперативов [18].
В регионе для закупок сельскохозяйственной продукции у крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств населения необходимо развивать систему потребительской кооперации, что будет способствовать развитию сельских территорий, минимизации издержек и увеличению финансового результата. Для развития предпринимательской деятельности малых форм хозяйствования необходимо совершенствование организационно-экономического механизма, развитие системы государственной поддержки.
Литература
1. Нуралиев С.У. Продовольственная безопасность и торгово-сбытовая политика в условиях глобализации. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2017, № 1, с. 9-12.
2. SiLanteva E.S. EnsuringoffoodsecurityinRussianFederation. RJOAS, 2017, № 5. URL: https://cyber-Leninka.ru/ articLe/n/ensuring-of-food-security-in-russian-federation (дата обращения: 03.03.2023).
3. Куренная В.В., Айдинова А.Т. К вопросу о роли крестьянских (фермерских) хозяйств в функционировании масличного подкомплекса региона: тенденции и перспективы. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2017, № 1, с. 53-57.
4. Kolesnik N., Akasheva V., Shibileva O. Development of Peasant Farm Enterprises as a Factor in Stabilizing and Improving the Quality of Life of the Rural Population. RegionoLogy, 2021, № 2, р. 380-400. DOI:10.15507/2413-1407.115.029.202102.380-400
5. Шутьков А.А. Аграрная реформа, этапы и результаты: проблемы модернизации и продовольственной безопасности. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2017, № 4, с. 2-6.
6. Столярова О.А., Решеткина Ю.В. Развитие кормовой базы молочного скотоводства, Сурский Вестник, 2022, № 3 (19), с. 96-99.
7. Козлов М.П., Сущенцова С.С. Современные тенденции и среднесрочные перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях импортозамещения продовольствия. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2017, № 11, с. 61-67.
8. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Ткач А.В. Развитие животноводства в условиях санкций и эмбарго. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2022, № 7, с. 35-42.
9. Сущенцова С.С., Агнаева И.Ю., Казора М.Ю. Экономическая модель эффективности крестьянских (фермерских) хозяйств в пространственном развитии России. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2022, № 12, с. 73-77.
10. Родионова О. Прямые и косвенные меры поддержки хозяйствующих субъектов АПК в условиях санкционного давления. Экономика сельского хозяйства России, 2022, № 8, с. 13-17.
11. Петриков А.В. Сельская локальная экономика: специфика и актуальные проблемы развития в России. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2022, № 10, с. 2-8.
12. Федоренко И.А. Актуальный взгляд на налогообложение малого бизнеса в контексте экономической и продовольственной безопасности. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2017, № 11, с. 52-55.
13. Кундиус В.А., Стрельцова Т.В. Новые формы объединений на принципах кооперации в развитии органического сельского хозяйства. Экономика сельского хозяйства России, 2022, № 2, с. 37-43.
14. Столярова О.А., Решеткина Ю.В.Основные направления развития молочного скотоводства на основе кооперации малых форм хозяйствования региона. Региональная экономика: теория и практика, 2019, т. 17, вып. 2, с. 356-368.
15. Мазлоев В.З. Кооперация труда и производства в интегрированных формированиях. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2022, № 11, с. 51-56.
16. Минаков И.А. Тенденции и перспективы развития молочного скотоводства в малых формах хозяйствования. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2022, № 1, с. 43-48.
17. Жилина Е.В., Никитина А.А., Буранбаева Л.З. Роль потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности регионов Российской Федерации. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2023, № 1, с. 43-48.
19. Минаков И.А. Направления и результативность государственной поддержки аграрной экономики. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2022, № 10, с. 9-15.
20. Субаева А.К., Арбузова М.С. Анализ рынка материально-технической базы сельского хозяйства. Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии, 2012, № 2 (18), с. 124-129.
UDC 6361:115.1
DOI 10.36461/NP.2023.65.1.020
FARMING AND PRIVATE SUBSIDIARY PLOTS OF THE POPULATION TO ENSURE FOOD SECURITY IN THE REGION
O.A. Stolyarova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor; Yu.V. Reshetkina, Candidate of Economic Sciences
Federal State Budgetary Educational. Institution of Higher Education "Penza State Agrarian University",
Penza, Russia, e-mail: [email protected]
The article presents the problems and main directions of development of private subsidiary and peasant (individual) farms, which under the conditions of cooperation can achieve high results in the agricultural sector of the region. This can help ensure food security in the region and sustainable rural development. The purpose of the article is to propose the main directions for the development of small farmings. The development of the agricultural sector in private subsidiary plots and peasant (individual) farms of the population of the Penza Region is presented as an object. The following research methods were used in the study: monographic, economic-statistical, abstract-logical. Special attention is paid to the review of the development directions of private subsidiary plots of the population as one of the important links in solving the food supply of the population and the
retention of Labour force in rural areas. As a result of the analysis of crop and Livestock production, the authors noted that the production dynamics of these types of products in peasant (individual) farms is positive, and Livestock production in private subsidiary plots of the population is significantly declining, because they have difficulties with the distribution of products and the use of innovative equipment and technologies. The authors focused mainly on the federal project "Development of Vegetable and Potato Farming", which enables seLf-empLoyed farmers in the agricultural sector to receive subsidies to cover part of their costs. According to the authors, not aLL owners of private subsidiary pLots wiLL be abLe to register seLf-empLoyment. In order to support smaLL forms of farming, the LegaL foundations must be deveLoped at the state LeveL. The main resuLts of the research carried out are, firstLy, bringing together smaLLer forms of farming to create and improve consumer cooperation and, secondLy, increasing the efficiency of cooperatives in a singLe methodoLogicaL Link.
Keywords: smaLL business, cuLtivation areas, production, seLf-empLoyed, consumer cooperation.
References
1. NuraLiev S.U. Food security and trade-marketing policy in the context of globalization. Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2017, No. 1, pp. 9-12.
2. SiLanteva E.S. EnsuringoffoodsecurityinRussianFederation. RJOAS, 2017, № 5. URL: https://cyber-Leninka.ru/articLe/n/ensuring-of-food-security-in-russian-federation (accessed: 03.03.2023).
3. Kurennaya V.V., Aydinova A.T. The roLe of peasant (individual) farms in operation oilseeds sub-compLex of region: trends and prospects. Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2017, No. 1, pp. 53-57.
4. KoLesnik N., Akasheva V., ShibiLeva O. Development of Peasant Farm Enterprises as a Factor in Stabilizing and Improving the QuaLity of Life of the Rural Population. Regionology, 2021, № 2, p. 380-400. D0I:10.15507/2413-1407.115.029.202102.380-400
5. Shutkov A.A. Agrarian reform, stages and resuLts: ProbLems of modernisation and food security. Economy of AgricuLturaL and Processing Enterprises, 2017, No. 4, pp. 2-6.
6. StoLyarova O.A., Reshetkina Yu.V. DeveLopment of the feed base of dairy cattLe breeding, Sursky Vest-nik, 2022, No. 3 (19), pp. 96-99.
7. KozLov M.P., Sushchentsova S.S. Current trends and medium-term prospects of deveLopment of peasant (individuaL) farms in conditions of foodstuffs import substitution. Economy of AgricuLturaL and Processing Enterprises, 2017, No. 11, pp. 61-67.
8. Kaurova O.V., MaLoLetko A.N., Tkach A.V. DeveLopment of animaL husbandry under sanctions and embargoes. Economy of AgricuLturaL and Processing Enterprises, 2022, No. 7, pp. 35-42.
9. Sushchentsova S.S., Agnaeva I.Yu., Kazora M.Yu. Economic modeL of the efficiency of peasant (farmer) farms in the spatiaL deveLopment of Russia. Economy of AgricuLturaL and Processing Enterprises, 2022, No. 12, pp. 73-77.
10. Rodionova O. Direct and indirect measures to support economic entities of the agro-industriaL compLex in conditions of sanctions pressure. Economics of AgricuLture of Russia, 2022, No. 8, pp. 13-17.
11. Petrikov A.V. RuraL LocaL economy: specifics and actuaL probLems of deveLopment in Russia. Economy of AgricuLturaL and Processing Enterprises, 2022, No. 10, pp. 2-8.
12. Fedorenko I.A. The current view on the taxation of smaLL businesses in the context of economic and food security. Economy of AgricuLturaL and Processing Enterprises, 2017, No. 11, pp. 52-55.
13. Kundius V.A., StreLtsova T.V. New forms of organisations according to the principLes of cooperation in the deveLopment of organic farming. Economics of AgricuLture of Russia, 2022, No. 2, pp. 37-43.
14. StoLyarova O.A., Reshetkina Yu.V.Dairy cattLe breeding on the basis of cooperation of the region's smaLL businesses: the main areas of deveLopment. RegionaL Economics: Theory and Practice, 2019, voL. 17, issue 2, pp. 356-368.
15. MazLoev V.Z. Cooperation of Labor and production in integrated formations. Economy of AgricuLturaL and Processing Enterprises, 2022, No. 11, pp. 51-56.
16. Minakov I.A. Trends and prospects for the deveLopment of dairy cattLe breeding in smaLL forms of management. Economy of AgricuLturaL and Processing Enterprises, 2022, No. 1, pp. 43-48.
17. ZhiLina E.V., Nikitina A.A., Buranbaeva L.Z. The roLe of consumer cooperation for ensuring food security in the regions of the Russian Federation. Economy of AgricuLturaL and Processing Enterprises, 2023, No. 1, pp. 43-48.
19. Minakov I.A. Directions and effectiveness of state support of the agrarian economy. Economy of AgricuLturaL and Processing Enterprises, 2022, No. 10, pp. 9-15.
20. Subaeva A.K., Arbuzova M.S. The anaLysis of the market of materiaL-technicaL base of agricuLture. Vestnik of ULyanovsk State AgricuLturaL Academy, 2012, No. 2 (18), pp. 124-129.