pISSN 2073-1477 Агропромышленный комплекс
eISSN 2311-8733
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА НА ОСНОВЕ КООПЕРАЦИИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ РЕГИОНА
Юлия Владимировна РЕШЕТКИНА а, Ольга Анатольевна СТОЛЯРОВА ь>'
а ассистент кафедры управления, экономики и права,
Пензенский государственный аграрный университет (Пензенский ГАУ),
Пенза, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 1002-1670
ь заведующая кафедрой управления, экономики и права, кандидат экономических наук, доцент,
Пензенский государственный аграрный университет (Пензенский ГАУ),
Пенза, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 5593-8410
' Ответственный автор
История статьи:
Получена 04.12.2018 Получена в доработанном виде 25.12.2018 Одобрена 15.01.2019 Доступна онлайн 15.02.2019
УДК 636.22/28.034+334 01, 012, 013, 014,
018
Ключевые слова:
малые формы хозяйствования, молочное скотоводство, эффективность, государственная поддержка, потребительский кооператив
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Аннотация
Предмет. Малые формы хозяйствования в молочном скотоводстве региона. Цели. Определение основных направлений развития молочного скотоводства на основе кооперации малых форм хозяйствования. Изучение основных проблем развития кооперации.
Методология. Использованы монографический, абстрактно-логический, аналитический методы.
Результаты. Установлено, что динамика производства молока в Пензенской области положительная, значительный вклад в производство вносят малые формы хозяйствования, растет доля товаров российского производства. Выводы. Повышение эффективности молочного скотоводства должно быть обеспечено на основе совершенствования потребительской кооперации, так как личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства испытывают трудности со сбытом продукции и формированием необходимой материально-технической базы. Правильно организованная работа кооперативов приносит доход малым формам хозяйствования. Аргументирован выбор направлений стратегического развития потребительской кооперации в молочной отрасли.
Для цитирования: Решеткина Ю.В., Столярова О.А. Основные направления развития молочного скотоводства на основе кооперации малых форм хозяйствования региона // Региональная экономика: теория и практика. -2019. - Т. 17, № 2. - С. 356 - 368. https://doi.Org/10.24891/re.17.2.356
Животноводство, являясь ключевой отраслью АПК, оказывает существенное влияние на формирование внутреннего агропродовольственного рынка, обеспечивает население незаменимыми питательными веществами животного происхождения и оказывает влияние на развитие других сфер народного хозяйства, во многом
предопределяя уровень жизни сельского населения [1].
Существенное влияние на ситуацию в продовольственном обеспечении оказывают развитие кооперативного предпринимательства в АПК, работа потребительских и производственных кооперативов [2].
Обеспечение населения продуктами питания российского производства, в том числе молоком, занимает важное место в социально-экономической политике как государства, так и региона.
В Пензенской области среди малых форм хозяйствования значительное увеличение производства молока наблюдается
в крестьянских (фермерских) хозяйствах (табл. 1).
Производство молока во всех категориях хозяйств Пензенской области в 2017 г. снизилось в два раза по сравнению с уровнем 1995 г. и увеличилось на 2,2% по сравнению с
2016 г. и составило 343,5 тыс. т.
В крестьянских (фермерских) хозяйствах производство молока с каждым годом растет: в 2017 г. по сравнению с 2016 г. - на 8,8%, а по сравнению с 1995 г. - в 18,3 раза. В личных подсобных хозяйствах населения наблюдается спад производства молока: в 2017 г. по сравнению с 2016 г. - на 3,4%, а по сравнению с 1995 г. - в 1,8 раза, что является отрицательной тенденцией в развитии молочного скотоводства.
По данным территориальной службы статистики, в Пензенской области за 10 месяцев 2018 г. произведено 294,6 тыс. т молока. По сравнению с 2017 г. крестьянские (фермерские) хозяйства увеличили
производство на 5,5%, а сельскохозяйственные организации - на 6%.
Структура сельскохозяйственного производства по категориям хозяйств устойчиво трансформируется в пользу сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств [3].
Поголовье коров в личных подсобных хозяйствах населения Пензенской области в
2017 г. по сравнению с 2010 г. сократилось на 41,4 тыс. голов. В крестьянских (фермерских) хозяйствах отмечена положительная тенденция роста поголовья коров за анализируемый период с 5,6 тыс. до 12,8 тыс. голов (рис. 1).
Стагнация молочного скотоводства, связанная с резким сокращением поголовья крупного
рогатого скота и производства молока на протяжении последних лет в хозяйствах населения, низкими темпами роста производства в сельскохозяйственных организациях, приводит к высокой импортозависимости внутреннего рынка молочных продуктов от зарубежных поставщиков и снижению среднедушевого потребления молока и молочных продуктов, что негативно сказывается на уровне жизни населения [4].
По мнению авторов, успешное развитие молочного скотоводства в рамках малых форм хозяйствования может обеспечить сельскохозяйственная кооперация. В условиях кооперации личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства могут организовать надежные каналы сбыта молока, заниматься его переработкой, осуществляя функции продвижения конечной продукции на рынок молока и молочной продукции, что будет способствовать повышению эффективности отрасли молочного скотоводства за счет снижения полной себестоимости 1 ц молока и роста рентабельности его производства.
Проведенный анализ реализации молока и молочных продуктов по категориям сельскохозяйственных товаропроизводителей показал, что личные подсобные хозяйства не могут найти каналы сбыта молока, уровень товарности молока составляет 48% (табл. 2).
Уровень цен на диктуют посредники, затем реализующие молоко перерабатывающим предприятиям. Продажа молока посредникам осуществляется по очень низким ценам [5]. В 2017 г. личные подсобные хозяйства продавали молоко по 15 - 17 руб. за 1 л, в то время как средняя цена реализации 1 л молока по Пензенской области составляла 24 руб. (табл. 3).
В 2017 г. цена реализации 1 т молока выросла в 2,2 раза по сравнению с 2010 г., однако, анализируя цены реализации молока питьевого цельного пастеризованного (2,5-3,2% жирности), можно сделать вывод, что они выше цен на продукцию товаропроизводителей в 1,8 раза.
Большую роль в реализации молока, по мнению авторов, должны играть сельскохозяйственные потребительские кооперативы. В настоящее время в Российской Федерации невелика роль сельскохозяйственных потребительских кооперативов в поддержке малог о агробизнеса. Доля услуг кооперативов в сфере сельскохозяйственного производства не превышает 1% (переработка и сбыт продукции, снабжение материально-техническими ресурсами). Доля сельскохозяйственных потребительских
кредитных кооперативов в кредитовании малых форм хозяйствования не превышает 6% от общего объема полученных последними кредитов и займов. Членами сельскохозяйственных потребительских
кооперативов являются около 1% личных подсобных хозяйств населения, 2% КФХ, 5% сельскохозяйственных организаций, причем указанные показатели на протяжении последних пяти лет снижаются [6].
Рынок молока и молочной продукции выступает как экономический механизм, который объединяет производителей сырого молока, перерабатывающие предприятия, торговые организации и потребителей готовой продукции.
В Пензенской области весь объем товарного молока ориентирован на такие каналы сбыта, как рынки, перерабатывающие организации, система общественного питания (табл. 4).
Ситуация на рынке молока и молочной продукции сложилась таким образом, что в 2017 г. потребление продукции на душу населения составило всего 52% от рекомендуемых Институтом питания РАН норм потребления. В 2017 г. по сравнению с 2005 г. потребление молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) в расчете на душу населения области в год снизилось на 60 кг и составило 203 кг. В структуре расходов жителей России удельный вес продуктов питания с 2014 по 2016 г. непрерывно возрастал и достиг 38% (в 2014 г. доля продуктов питания, по данным Госкомстата РФ, составляла 36,5%) [7].
Научно обоснованная норма потребления молока составляет 390 кг в год на душу населения. Фактическое потребление молока в 2017 г. составило 203 кг, что на 48% ниже нормы (табл. 5).
На взгляд авторов, для успешного развития рынка молока и молочной продукции необходимо решить следующие задачи:
- рост объемов производства молока путем увеличения поголовья коров и повышения их продуктивности;
- увеличение уровня товарности молока в личных подсобных хозяйствах населения;
- повышение инновационно-инвестиционной привлекательности молочного скотоводства на основе продолжающегося строительства крупных молочных комплексов;
- развитие кооперативных связей между личными подсобными хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Создание кооперативов началось с принятием Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», который определяет правовые и экономические основы создания и деятельно сти сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации1. В законе указано, что членами потребительского кооператива могут быть признающие устав потребительского кооператива, принимаю щие участие в его хозяйственной деятельности и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями граждане и (или) юридические лица, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, граждане, являющиеся членами или работниками сельскохозяйственных организаций и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств, граждане, занимающиеся садоводством, огородничеством или животноводством, и сельскохозяйственные потребительские кооперативы. В редакции этого закона от 08.12.1995 (с изменениями и дополнениями от
1 Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-Ф3.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8572/
23.04.2018) изложен порядок распределения прибыли кооператива, уточнены такие понятия, как личное трудовое участие, неделимый фонд кооператива. При внесении изменений в закон целесообразно отразить роль кооперативов в развитии экономики региона, государственную политику в отношении кредитной кооперации, так как кооперативы должны способствовать социальной стабильности, повышению уровня жизни сельского населения.
Сельскохозяйственные производители, как поставщики сырья предприятиям-
монополистам, для защиты своих интересов объединяются в кооперативы. В странах Европы большая доля молока перерабатывается на предприятиях, принадлежащих кооперативам сельхозпроизводителей.
Цена переработанного молока, ассортимент продукции диктуются рынком, в то время как цена сырого молока с учетом качества коллективно (как правило, ежегодно) устанавливается членами кооператива на максимально возможном уровне, о б е с п е ч и в а ю ще м б е с п е р е б о й н ы й в о с п р о и з в од с т в е н н ы й п р о ц е с с
на перерабатывающем предприятии [8].
В Государственной программе «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2022 годы»2 указано, что производство молока к 2022 г. должно составить во всех категориях хозяйств 325 тыс. т; племенное условное маточное поголовье сельскохозяйственных животных должно быть увеличено до 22,9 тыс. условных голов. Общий объем бюджетных ассигнований на развитие отрасли животноводства составит 19 195,97 млн руб., в том числе в 2019 г. 905,76 млн руб. за счет средств федерального бюджета. Эта программа включает подпрограмму «Поддержка малых форм хозяйствования», где заявлено о поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств, но не сказано о личных подсобных хозяйствах населения. Поэтому эти хозяйства должны
2 Государственная программа Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2022 годы». Утверждена постановлением Правительства Пензенской области от 18.09.2013 № 691-пП. URL: http://docs.cntd.ru/document/424055925
объединяться с фермерами и создавать потребительские кооперативы.
На территории Пензенской области по линии областного Министерства сельского хозяйства успешно реализуются и эффективно работают инструменты государственной поддержки начинающих фермеров, семейных ж и в о т н о в о д ч е с к и х х о з я й с т в ,
сельскохозяйственной кооперации. Рост кооперации в деревне, прежде всего, выгоден сельским жителям, напрямую получающим от кооперативов услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности сельского подворья [9]. В регионе зарегистрировано 1 821 крестьянское фермерское хозяйство, более 400 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Крестьянские (фермерские) хозяйства испытывают негативное воздействие ценового диспаритета, высоких издержек. Для этих хозяйств актуальны технико-технологические проблемы производства, заготовки, переработки и сбыта получаемой продукции [10].
В рамках реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров в Пензенской области за период 2012-2018 гг. организовано 227 крестьянских фермерских хозяйств, а в рамках развития семейных животноводческих ферм - 51 фермерское хозяйство. На поддержку направлено 808 млн руб. из средств федерального и регионального бюджетов. За период реализации мероприятий по поддержке сельскохозяйственной кооперации зарегистрировано 1 7 кооперативов, выделено средств федерального и регионального бюджетов на сумму 169,6 млн руб. Принятые меры по стимулированию развития животноводства активизировали деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств по строительству животноводческих ферм и увеличению поголовья животных [11]. В октябре 2018 г. Пензенская область награждена Золотой медалью за эффективную реализацию мероприятий государственной поддержки малых форм хозяйствования.
Как показывает практика, успешное развитие малого и среднего бизнеса в отрасли молочного скотоводства может обеспечить
сельскохозяйственная кооперация. Этот институт может функционировать только при активной деятельности предпринимателей, представляющих малый бизнес в сельскохозяйственном производстве. Такая взаимообусловленность привела к патовой ситуации, поэтому необходимо внешнее воздействие со стороны государства, что, в свою очередь, требует разработки долгосрочной программы кооперативного строительства на селе [12].
Основной проблемой в рамках кооперации является сбыт и переработка молока. В настоящее время весомым препятствием стал диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и ресурсы, используемые в производстве [13], поэтому основным фактором стабильного развития кооперации является государственная поддержка личных подсобных хозяйств, фермеров и в целом сельскохозяйственных потребительских
кооперативов. Основными направлениями деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов являются кредитование сельского населения и малых форм хозяйствования, переработка и сбыт продукции сельского хозяйства [14].
Сокращение производства молока в личных подсобных хозяйствах Пензенской области может быть сдерживающим фактором развития кооперации, поэтому для этой категории хозяйств необходима определенная сумма субсидий. В настоящее время регионам в рамках выделяемой субъекту Российской Федерации единой субсидии предоставлена возможность самостоятельно определять направления, порядок и условия предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам, а также устанавливать критерии, предъявляемые к получателям субсидий, размеры ставок, перечень документов, необходимых для получения субсидий, и порядок распределения средств между мероприятиями, направленных на
развитие агропромышленного комплекса региона [15]. В единую региональную субсидию входит государственная поддержка племенного животноводства, начинающих ф е р м е р о в , р а з в и т и я с е м е й н ы х животноводческих ферм, грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для укрепления их материально-технической базы. Вне единой региональной субсидии остались несвязанная поддержка в растениеводстве, субсидии на 1 кг молока, субсидии по инвестиционным кредитам и другие [16]. Единая субсидия включает новую формулу расчета распределения бюджетных ассигнований между бюджетами субъектов РФ [17]. При государственной поддержке требуется рассмотреть возможность кредитования под выращивание ремонтного молодняка, субсидирования возмещения процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) [18].
Среди основных причин успешного развития малого бизнеса на Западе - эффективность системы налогообложения, целостное налоговое законодательство и налоговые льготы со стороны государства [19].
В настоящее время в регионе незначительна доля малых форм хозяйствования в льготном кредитовании. Так, в 2017 г. доля крестьянских (фермерских) хозяйств составила 8,5%, а кооперативов - 1,3%, что обусловлено льготными кредитами сроком до одного года. Государство должно оказывать поддержку малому и среднему бизнесу, особенно в части определения, начисления и уплаты налогов, так как без совершенствования системы налогообложения трудно выдержать конкуренцию с крупным бизнесом. Кооперативы по действующему Налоговому кодексу РФ не имеют специальных льгот.
Благодаря кооперации решаются проблемы демографии, устойчивости развития сельских территорий, укрепления социальной сферы [20]. Создание кооперативов необходимо для развития социальной инфраструктуры в сельской местности, повышения занятости сельских жителей, увеличения их доходов и сокращения безработицы. Стратегическое
развитие потребительской кооперации в молочной отрасли среди малых форм хозяйствования может быть эффективно при решении следующих задач:
- увеличение размера государственной поддержки потребительских кооперативов (в подпрограмме «Поддержка малых форм хозяйствования»3 указано, что общий объем бюджетных ассигнований на реализацию продукции до 2022 г. составит 2 892 247,6 тыс. руб., в том числе в 2019 г. из средств федерального бюджета - 384 044,7 тыс. руб. и из средств бюджета Пензенской области - 30 771,2 тыс. руб.);
- обеспечение такого уровня подготовки кадров для кооперативов, который будет способствовать организации закупок молока и сбыта молочной продукции, так как для развития сельской кооперации губительным стало значительное сокращение профессиональных кадров на районном уровне [20];
- совершенствование организации рынков сбыта молока и молочной продукции за счет проведения «ярмарок выходного дня», организации специализированных рынков, где реализуется продукция сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- использование потребительскими кооперативами современных технологий при производстве продукции для повышения производительности труда и снижения трудоемкости производства молочной продукции (в «Концепции развития системы потребительской кооперации Российской Федерации на 2017-2021 годы»4 указано, что
3 Правительство Пензенской области. Постановление
от 18.09.2013 № 691-пП «Об утверждении государственной программы Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2022 годы» (с изменениями на 08.11.2018)». URL: http://docs.cntd.ru/document/424055925
4 Концепция развития системы потребительской кооперации на 2017-2021 годы. URL: https://ircoop.ru/images/docs/ %D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF %D1%86%D0%B8%D1%8F_
%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0 %B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE %D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BA%D0%BE %D0%BE%D0%BF
%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_ %D0%BD%D0%B0_2017-2021.pdf
основной проблемой, препятствующей развитию заготовительной деятельности, является недостаточность средств, необходимых для развития материально-технической базы заготовительной деятельности потребительской кооперации);
- увеличение доходов каждого члена кооператива, рост уровня занятости сельского населения в «молочном» бизнесе;
- совершенствование финансово-экономических инструментов, используемых в деятельности потребительских кооперативов (кредитование, страхование рисков, лизинг), так как принятый в январе 2017 г. новый порядок льготного кредитования не способствует развитию кредитной потребительской кооперации.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.20165 субсидии предоставляются по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. Авторы считают, что необходимую финансовую помощь кооперативы могут получить через механизм субсидий и льготного кредитования.
5 Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1528 (ред. от 16.10.2018) «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и о внесении изменений в пункт 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. URL: http://www. consultant. ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=LAW&n=309238&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.9484320617201326#03933392110123798
Таблица 1
Динамика производства молока по категориям хозяйств, тыс. т
Table 1
Changes in milk production by category of farms, thousand tonne
Категории хозяйств Год 2017 г. к 1995 г., %
1995 2014 2015 2016 2017
Хозяйства всех категорий 691 326,7 331,8 336 343,5 47,9
Сельскохозяйственные организации 436 155,8 155,4 155,6 164,1 37,6
Личные подсобные хозяйства населения 252,5 143,6 142,6 138,4 133,8 52,9
Крестьянские (фермерские) хозяйства 2,5 27,3 33,8 42 45,7 18,3 раза
Источник: составлено по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области
Source: Authoring, based on the Territorial body of Federal State Statistics Service for Penza Oblast data Таблица 2
Реализация молока и молочных продуктов по категориям хозяйств, тыс. т
Table 2
Sales of milk and dairy products by category of farms, thousand tonne
Категории хозяйств Год
2010 2014 2015 2016 2017
Хозяйства всех категорий 302,2 228,7 232 233,3 255,3
Сельскохозяйственные организации 148,6 143,8 146 144,8 152
Личные подсобные хозяйства населения 142,8 62,9 59,2 54,3 64,5
Крестьянские (фермерские) хозяйства 10,8 21,9 26,7 34,2 37,8
Источник: составлено по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области
Source: Authoring, based on the Territorial body of Federal State Statistics Service for Penza Oblast data Таблица 3
Динамика цен на молоко и молочные продукты в Пензенской области
Table 3
Changes in the prices for milk and dairy products in the Penza Oblast
Показатель Год
2010 2014 2015 2016 2017
Цена на молоко за 1 т, руб. 11 384 18 627 19 050 21 786 24 995
Потребительские цены за 1 кг, руб.
Молоко питьевое цельное пастеризованное (2,5-3,2% жирности) 30,64 37,86 41,15 43,96 45,67
Масло сливочное 193,39 279,41 309,8 395,21 430,67
Сыры сычужные, твердые и мягкие 258,21 357,16 373,82 409,43 449,6
Источник: составлено по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области
Source: Authoring, based on the Territorial body of Federal State Statistics Service for Penza Oblast data
Таблица 4
Каналы сбыта молока и молочных продуктов в Пензенской области, тыс. т
Table 4
Milk and dairy product distribution channels in the Penza Oblast, thousand tonne
Год Общий объем Для Для Для перерабатывающих Другие
реализации государственных потребительской предприятий каналы
нужд кооперации и организаций оптовой торговли реализации
2000 139,8 23 - 108,2 8,6
2010 151,7 - - 149 2,7
2014 140,6 - - 139,3 1,3
2015 142,6 - - 141,3 1,3
2016 140,6 - - 139,1 1,5
2017 148,9 - - 148,9 -
Источник: составлено по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области
Source: Authoring, based on the Territorial body of Federal State Statistics Service for Penza Oblast data Таблица 5
Потребление основных продуктов питания на душу населения, в год (2005-2017 гг.)
Table 5
Per capita consumption of basic foodstuffs per year, 2005-2017
Показатель 2005 2010 2015 2016 2017
Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо), кг 53 64 70 72 73
Молоко и молочные продукты 263 275 205 200 203
(в пересчете на молоко), кг
Яйца, шт. 200 222 224 225 227
Картофель, кг 162 124 132 134 135
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия 112 104 99 101 102
в пересчете на муку, крупу, бобовые), кг
Источник: составлено по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области
Source: Authoring, based on the Territorial body of Federal State Statistics Service for Penza Oblast data
Рисунок 1
Поголовье коров по категориям хозяйств (2010-2017 гг.), тыс. голов Figure 1
Cow livestock by category of farms, thousand animal unit, 2010-2017
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Тихомиров А.И. Совершенствование механизмов государственной поддержки животноводства // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 6. С. 72-78. URL: https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-6-72-78
2. Ткач А.В., Жукова О.И. Кооперативное предпринимательство в укреплении продовольственной безопасности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018.№ 3. С. 35-41.
3. Бондаренко Л.В. Экспертная оценка сценария развития отечественного аграрного сектора и эффективности различных форм хозяйствования // Экономика сельскохозяйственных
и перерабатывающих предприятий. 2017. № 5. С. 43-46.
4. Тихомиров А.И. Экономическая эффективность развития подотраслей животноводства // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 1. С. 76-84.
URL: https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-1-76-84
5. Кравченко Т.С., Сухочева Н.А. Потенциал экономического роста крестьянских (фермерских) хозяйств // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 2. С. 30-36.
URL: https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-2-30-36
6. Ткач А.В. Российское село и кооперация: сегодня и завтра (международная научно-практическая конференция) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. № 4. С. 63-67.
7. Крылатых Е.Н., Фролова Е.Ю. Экспортные возможности молочного комплекса России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. № 12. С. 8-13.
8. Суровцев В.Н., Никулина Ю.Н. Стратегия развития агрохолдингов и фермерских хозяйств: новые институциональные формы кооперации деятельности // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 7. С. 71-78. URL: https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-7-71-78
9. Ткач А.В., Черевко А.В. Кооперация в агропромышленном комплексе России на современном этапе: тенденции, проблемы, перспективы // Экономика сельскохозяйственных
и перерабатывающих предприятий. 2017. № 7. С. 39-48.
10. Козлов М.П., Сушенцова С.С. Современные тенденции и среднесрочные перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях импортозамещения продовольствия // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.
2017. № 11. С. 61-67.
11. Балашов А.П. Анализ развития крестьянских (фермерских) хозяйств // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018. № 6. С. 43-46.
12. Сарайкин В.А., Янбых Р.Г. Оценка деятельности сектора сельскохозяйственных потребительских кооперативов на основе анализа показателей финансовой отчетности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. № 12.
С.59-64.
13. Мыльников Е.А., Головина С.Г., Володина Н.Г., Смирнова Л.Н. Развитие фермерства
в Курганской области: условия и перспективы // Экономика сельского хозяйства России.
2018. № 3. С. 6-12. URL: https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-3-6-12
14. Палаткин И.В., Афанасьева М.С., Кармышова Ю.В. Жизненный цикл сельскохозяйственного потребительского кооператива: механизм перехода по стадиям // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. № 11. С. 56-60.
15. Грудкина М.А. Механизм предоставления единых субсидий необходимо совершенствовать // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. № 12. С. 54-58.
16. Алтухов А.И. Государственная поддержка сельского хозяйства - основа совершенствования территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве страны // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. № 11. С. 2-9.
17. Рудой Е.В., Поддуева И.С. Ключевые изменения государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли в РФ // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 1. С. 2-11. URL: https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-1-2-11
18. Ворожейкина Т.М. Угрозы продовольственной безопасности: будет ли в России молоко? // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 3. С. 43-47.
URL: https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-3-43-47
19. Федоренко И.А. Актуальный взгляд на налогообложение малого бизнеса в контексте экономической и продовольственной безопасности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. № 11. С. 52-55.
20. Крылов В.С., Баюнов В.А., Михеев Е.Ю. Через пилотные проекты сельхозкооперации
к успешному развитию аграрных районов России // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 2. С. 85-89. URL: https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-2-85-89
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-1477 Agro-Industrial Complex
elSSN 2311-8733
DAIRY CATTLE BREEDING ON THE BASIS OF COOPERATION OF THE REGION'S SMALL BUSINESSES: THE MAIN AREAS OF DEVELOPMENT
Yuliya V. RESHETKINAa, Ol'ga A. STOLYAROVAv
a Penza State Agrarian University (Penza SAU), Penza, Russian Federation
ORCID: not available
b Penza State Agrarian University (Penza SAU), Penza, Russian Federation
ORCID: not available
• Corresponding author
Article history:
Received 4 December 2018 Received in revised form 25 December 2018 Accepted 15 January 2019 Available online 15 February 2019
JEL classification: 01, 012, 013, 014, 018
Keywords: small enterprise, dairy breeding, efficiency, State support, consumer cooperative
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Abstract
Subject This article considers the issues related to the development of small businesses in the dairy cattle breeding of the region.
Objectives The article aims to define the main directions of development of dairy cattle breeding on the basis of cooperation of small enterprises of the Penza Oblast as a case study.
Methods For the study, we used monographic, abstract-logical methods, and the analytical approach.
Results The article describes the directions of strategic development of consumer cooperatives in the dairy industry of the Penza Oblast. A significant growth of milk production in the Penza Oblast is caused by the effective activities of small enterprises. Conclusions Improving the efficiency of dairy farming should be ensured through the improvement of consumer cooperatives, as private subsidiary holdings and peasant farm enterprises are experiencing difficulties with the sale of products and formation of the necessary material and technical base.
Please cite this article as: Reshetkina Yu.V., Stolyarova O.A. Dairy Cattle Breeding on the Basis of Cooperation of the Region's Small Businesses: The Main Areas of Development. Regional Economics: Theory and Practice, 2019, vol. 17, iss. 2, pp. 356-368. https ://doi.org/10.24891/re.17.2.356
References
1. Tikhomirov A.I. [Development of mechanisms of the State support of livestock production]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii, 2018, no. 6, pp. 72-78. (In Russ.)
URL: https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-6-72-78
2. Tkach A.V., Zhukova O.I. [Cooperative entrepreneurship for food security]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2018, no. 3, pp. 35-41. (In Russ.)
3. Bondarenko L.V. [Expert estimation of the scenario of domestic agrarian sector development and efficiency of various forms of managing]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2017, no. 5, pp. 43-46. (In Russ.)
4. Tikhomirov A.I. [Economic effectiveness of livestock subsector development]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii, 2018, no. 1, pp. 76-84. (In Russ.)
URL: https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-1-76-84
5. Kravchenko T.S., Sukhocheva N.A. [Potential of economic growth of peasant farms: regional aspect]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii, 2018, no. 2, pp. 30-36. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-2-30-36
6. Tkach A.V. [Russian Village and Cooperation: Today and Tomorrow (International Scientific-Practical Conference)]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2017, no. 4, pp. 63-67. (In Russ.)
7. Krylatykh E.N., Frolova E.Ya. [Export potential of dairy complex of Russia]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2017, no. 12, pp. 8-13. (In Russ.)
8. Surovtsev V.N., Nikulina Yu.N. [Strategy of agroholdings and farms development: new institutional forms of activity cooperation]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii, 2018, no. 7, pp. 71-78. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-7-71-78
9. Tkach A.V., Cherevko A.V. [Cooperation in Agro-Industrial Complex of Russia on the Modern Stage: Trends, Problems, Prospects]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2017, no. 7, pp. 39-48.
(In Russ.)
10. Kozlov M.P., Sushentsova S.S. [Current trends and medium-term prospects of development of peasant (individual) farms in conditions of foodstuffs import substitution]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2017, no. 11, pp. 61-67. (In Russ.)
11. Balashov A.P. [Business entities: problems and practices]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2018, no. 6, pp. 43-46. (In Russ.)
12. Saraikin V.A., Yanbykh R.G. [The evaluation of agriculture cooperative sector performance on the base of the analysis of their financial indicators]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2017, no. 12, pp. 59-64. (In Russ.)
13. Myl'nikov E.A., Golovina S.G., Volodina N.G., Smirnova L.N. [The development of farming in the Kurgan region: conditions and prospects]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii, 2018, no. 3, pp. 6-12. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-3-6-12
14. Palatkin I.V., Afanas'eva M.S., Karmyshova Yu.V. [The life cycle of agricultural consumer cooperative: the mechanism of transition in stages]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2017, no. 11, pp. 56-60. (In Russ.)
15. Grudkina M.A. [The unified subsidy submitting mechanism is necessary to improve]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2017, no. 12, pp. 54-58. (In Russ.)
16. Altukhov A.I. [State support for the development of agriculture is the basis for improving
the territorial-sectoral division of labor in the country's agro-industrial production]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2017, no. 11, pp. 2-9. (In Russ.)
17. Rudoy E.V., Poddueva I.S. [Key changes in state support for the agricultural sector in Russian Federation]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii, 2018, no. 1, pp. 2-11. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-1-2-11
18. Vorozheykina T.M. Threats of food security: whether there will be in russia a milk? Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii, 2018, no. 3, pp. 43-47. (In Russ.)
URL: https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-3-43-47
19. Fedorenko I.N. [The current view on the taxation of small businesses in the context of economic and food security]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2017, no. 11, pp. 52-55. (In Russ.)
20. Krylov V.S., Bayunov V.A., Mikheyev E.Yu. [Successful development of the agrarian regions of Russia using pilot projects of agricultural cooperation]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii, 2018, no. 2, pp. 85-89. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-2-85-89
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.