Научная статья на тему 'Феноменология культуры А.-Т. Тименецки'

Феноменология культуры А.-Т. Тименецки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
551
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
феноменология жизни / онтопоэзис / Тименецки / Ингарден / Гус- серль / индивидуация / phenomenology of life / ontopoesis / Tymieniecka / Ingarden / Husserl / individuation

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тимощук Е. А.

Замысел статьи – познакомить читателя с современным популяризатором феномено-логических идей, основателем Всемирного института феноменологии Анной-Тере-зой Тименецки. Ее первая известная публикация называлась «Сущность и существо-вание: сравнение философии Романа Ингардена и Николая Гартмана» (1957). В даль-нейшем сфера философских поисков расширилась до космологического синтеза ан-тичности, Лейбница, Бергсона и Гуссерля в терминах креативности и конститутив-ности культуры. Эта сфера настолько широка, что её можно облечь только в концеп-туальные формы, предложенные самим автором, а именно – онтопоэзис жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenology of culture of A.-T. Tymieniecka

A.-T. Tymieniecka, the Polish-born American philosopher who was an important follower and teacher of phenomenology died on her 91 year June of 2014. Anna-Teresa embodies the spirit of the post-war quest in Husserlian philosophy. For 10 years she worked in the mainstream of her teacher, Roman Ingarden, and then formed her own current "phenomenology of life", which features antique sophistication and nonclassic constitutiveness. Anna-Teresa received a classical philosophical education in Europe, and, proceeding from Husserl and Ingarden, has developed an independent non-classical worldview, combining phenomenology, postmodernism, existentialism.

Текст научной работы на тему «Феноменология культуры А.-Т. Тименецки»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 4. С. 85-88.

УДК 100 Е.А. Тимощук

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ А.-Т. ТИМЕНЕЦКИ

Замысел статьи - познакомить читателя с современным популяризатором феноменологических идей, основателем Всемирного института феноменологии Анной-Терезой Тименецки. Ее первая известная публикация называлась «Сущность и существование: сравнение философии Романа Ингардена и Николая Гартмана» (1957). В дальнейшем сфера философских поисков расширилась до космологического синтеза античности, Лейбница, Бергсона и Гуссерля в терминах креативности и конститутив-ности культуры. Эта сфера настолько широка, что её можно облечь только в концептуальные формы, предложенные самим автором, а именно - онтопоэзис жизни.

Ключевые слова: феноменология жизни, онтопоэзис, Тименецки, Ингарден, Гуссерль, индивидуация.

Анна-Тереза Тименецки (28 февраля 1923 - 7 июня 2014) - польскоамериканский философ, яркий и самобытный феноменолог современности. В Ягеллонском университете Кракова ее наставником был Р. Ингарден. Его влияние стало основополагающим для Анны-Терезы, которая много лет считала себя его последователем, постоянно находясь в переписке со своим учителем. В качестве своей жизненной миссии Тименецки поставила цель донести учение Ингардена, а также распространить феноменологию в США. Не случайно ее первая американская публикация называлась «Двадцать реальных долларов», где автор призвал к восстановлению бытия вслед за его редукцией [1]. Такая интенция совпадает с позицией Ингар-дена, который разграничивал разные уровни бытия и возражал против отрицания физического мира. Ингарден и Тименецки согласны в том, что в феноменологии Гуссерля был преувеличен аспект трансцендентального сознания, не уделялось внимания сущностям конкретных предметов.

Впоследствии в одном из писем Р. Ингарден указал ученице на то, что у нее развилась собственная философская система - ни он, ни Гуссерль никогда не допускали «метексиса» - участия идеальных сущностей в вещах

[1]. Круг ее интересов в философии действительно расширился: она перечитала Сартра, Мерло-Понти; увлекалась Пиаже, Бисвангером; общалась с Расселом, Марселем, Лавеллем, Рикером. Вслед за Декартом, Лейбницем и Гуссерлем Анна-Тереза поставила цель представить философию как универсальную науку.

Ее феноменология весьма оригинальна, не похожа ни на Гуссерля, ни на Ингардена. Тиминецки полагает, что нашла точку опоры всей философии в теме феноменологии жизни и человеческого состояния в единстве всего сущего [2, р. 181]. При этом, если основу мировоззрения А. Шюца, например, составляет строгая феноменология сознания Гуссреля, то Тиме-нецки отталкивается от анализа интенциональных структур творческого мышления у Ингардена, находя в креативности источник динамической эксфолиации жизни, процессуальности семиозиса, неожиданных смысловых перекрестков цивилизации. Другим постоянным источником вдохновения для нее была античность, чьи категории она переосмысливает в неклассическом ключе.

Анна-Тереза исходит из того, что траектории логоса в тематизации жизни весьма извилисты, и поэтому диалог межу западной и восточной философией является просто необходимостью. Микрокосм человека стоит перед бесконечностью мегамира с одной стороны и трансцендентной судьбой - с другой [3, р. 4]. Поэтому для выживания человеку в его земном суще-

© Е.А. Тимощук, 2015

86

Е.А. Тимощук

ствовании необходима мера между индивидуальным и социальным, автономией и зависимостью, усилием и покоем. Она приходит к морали взаимодействия, принципу аре-тейи, внутреннего виртуального пространства как возможности конститутивной фиксации середины между точками удаления [4].

Структура бытия конститутивна: оно не исчерпывается прошлым состоянием, но также и ответственно за их разрушение и создание новых форм. Динамическая целостность онтоса сближает его с постоянной Планка, ответственной за описание субъект-объектных отношений квантовой физики.

Внутренняя конститутивность сущего присуща жизни, логосу, человеку. В философии Тименецки встречается гартмановский мотив: становление как прогресс времени, пошаговое прохождение через этапы разворачивания бытия: органическое, витальное, общественное и т. д. Однако у нее эти метаморфозы - это универсализирующая и объективирующая сила человеческой жизни, создающая общезначимый порядок жизни [5].

Творческое воображение - необходимое основание для нахождения устойчивости в текучести жизни; оно конструирует семиотическую сетку времени и пространства. Мимолетность жизни требует от человечества концентрации в вопросах создания универсальной референциальной структуры. Сегодня таковая создается для единообразия функционирования государства. Однако даже юристы ошибаются, поэтому более высокий уровень прокладывания курса цивилизации - это система трансцендентального сознания. С другой стороны - любые системы ориентировки в логосе, все, что способствует направлению нашего внимания на вопроша-ние о нем, даже если мы просто сдуваем пену с его поверхности. Разные рефлексии в цивилизации - это артерии логоса. Человечество выработало целый склад различных схем во-прошания о логосе. Когда мы погружены в контекст жизни, то пользуемся только теми стандартами рациональности, которые являются ключевыми в нашей схеме. Однако необходимо, чтобы мы также подвергли инвентаризации ранее приобретенные знания и оценили их сознательное участие во всех жизненных перспективах человечества.

Феноменологическая теория культуры Тименецки одновременно традиционна, фундаментальна, примордиальна и уникальна, так как она самобытно переосмысливает базовые античные категории «телос», «логос», «биос», «энтелехия», «хронос», «кай-рос», «стазис», «дайнамос», «теорезис», «поэ-зис», «праксис». Основная ее тема - жизнь как творчество, самоиндивидуация, которая «упаковывается» Тименецки в ее ноу-хау -емкую категорию «онтопоэзис». Самоиндиви-дуация - это процесс пожизненного формирования личности через нахождение баланса между самотождественностью и потоком он-

топоэтических возможностей, превращающихся в некоторые действительности, конститутивные моменты логоса.

Ключевой модальностью онтопоэзиса выступает память, креативный мотор по продвижению моментов логоса в потоке жизни. Бесчисленные мнемонические узлы активизируются в связи с вопросительной направленностью самоиндивидуации. Какие-то моменты логоса выходят на первый план сознания, иные ослабевают, отступают, переходят в фоновый режим, становятся сумерками для новых дорожек логоса. Находясь в депозитарии, конститутивные мнемонические моменты могут быть пробуждены и наполнены новым содержанием для развития. Они являются своего рода узлами кай-роса, создающими чувство истории и понимания [6].

Тименецки сравнивает конститутив-ность со свободной наррацией, художественным повествованием, используя термин «fabulating», «fabulation» (фабулизация), означающий в литературоведении слияние повседневности с мифическим, магическим и фантастическим, стирание границ между трагическим и комическим, ужасным и смешным, серьезным и тривиальным. Анна-Тереза определяет фабулизацию как функцию образного мышления по интенциональ-ному проектированию и преображению базовых фактов жизненного мира в соответствии с наклонностями, видением и иными факторами человеческого состояния. В результате генерируются прототипы человеческого характера, поведения, социальной организации, образы будущего; устанавливаются идеалы культуры.

Введение такого термина указывает на связи постмодернизма и феноменологии, которые сближаются в акцентуации потоково-сти жизни, трансформативности и модульности: стазис - это лишь точки сборки реальности. Фабулизация, нарративность, единичность оказывают также влияние на естественные науки и медицину [7].

Фабулизация дает ориентировки в разрешении вопросов, связанных с выживанием, ответом на вопросы «что будет потом», «почему». Чтобы разобраться в тонкостях жизни, вывести эти квесты из глубины подсознания, мы запускаем многочисленные перспективы, которые с помощью философии выходят за рамки непосредственных индивидуальных и межличностных знаний. Фабулизация - это самое сердце человеческого существования и коммуникации. Преодолевая ограниченность своей судьбы, люди ищут связи со всей жизнью, историей, эволюцией, стремясь вложить в наследование способы переживания и постижения жизни. Этот коллективный опыт формируется, фильтруется поколениями и становится моделью для опыта последующих. Сверхзадача в этом квесте жизни -это не просто повторить спираль развития, а

Феноменология культуры А.-Т. Тименецки

87

создать сферу на более высоком ценностносмысловом уровне. Эти визуализации могут принимать формы мифов, религии, а могут достигать глубин личностного бытия через формы науки и философии.

Говоря о фабулизации человеческой истории, Анна-Тереза выходит на тему социальной памяти, рассуждая о том, как логос соединяет туманные контуры прошлого с живым чувством настоящего, когда обусловленные жизненные миры стремятся разрешить вопросы «Почему это произошло со мной?», «Почему я страдаю?». Так из психической сферы мы переходим в область совместных коммуникативных действий. Войны, техногенные катастрофы, стихийные бедствия, болезни - все это приобретает особое значение для человека в той мере, в которой они запускают процесс вопрошания логоса и создание нарративов. Удачи и неудачи существования цивилизации - это все узлы кайроса, отражающиеся в фабулизации истории человечества. Тайники наших личных квестов - виртуальная арена, открытая для подготовки почв дальнейших шагов жизни. Таким образом, прошлое может толковаться из различных углов зрения, и мгновенная синхронизация потоков жизни вряд ли возможна. То, что мы называем историей - это дискретные фазы связывания смыслов, которые интерпретируются в течение нескольких поколений, однако ценность для человека следует искать в узловых моментах кайроса.

Идеалы, стремления, установки, передаваемые из поколения в поколение и создающие культурную традицию, - это нити индивидуального и коллективного разума, соединяющие ткань социальной реальности. Отношения к нынешней ситуации, определяемые в самостоятельной одинаковости, формируют онтопоэтическую последовательность индивидуализации. Движение логоса жизни вперед осуществляется через диалектические фазы дискретности и непрерывности, дина-миса и стазиса. Коммуникация и коллективные действия сообществ живых существ способствуют возрастанию сложности мира.

Тиминецки создает особую феноменологию внутреннего состояния, описывая развитие природы и жизни как симультанные, дискретные, последовательные, переплетенные процессы, которые она сравнивает с изготовлением сети на ткацком станке. Эта креативность открывает неизведанные пути перед человеком: смыслы жизненного мира, общества, культуры. Автор называет эту силу динамической эволюции Imaginatio Creatrix - ось творческого развития индивидуальностей.

Ее феноменология жизни представляет собой сплав классической феноменологической проблематики с экзистенциализмом, неопрагматизмом и постмодернизмом. Она рассматривает человека как креативного

агента культуры, действующего в логосе жизни. Процессуальный логос жизни есть он-топоэзис, творческая эволюция, находящая отражение в личной и социальной жизни через нравственную, когнитивную, эстетическую и религиозную самоиндивидуализацию. Философ задает феноменологии космологическое и эмерджентное измерение, что, с одной стороны, возвращает нас к античной метафизике, а с другой - соотносится с духом ноосферизма, синергетики и глубинной экологии. Среди всевозможных конфигураций вещей, отношений, процессов и событий ключевым фактором выступает смысл, обеспечивающий онтическое постоянство мира. Постоянная эволюция вселенной через само-индивидуацию есть основополагающая идея философии Тиминецки («я живу, поэтому я есть»).

Таким образом, ее система - это философия культурологического космополитизма, которая преобразует стены в мосты, изучая общее состояние человеческой жизни и устанавливая контакты между разнородными философскими направлениями ради благосостояния человечества. А.-Т. Тиминецки демонстрирует своим творчеством, что ответственное отношение к миру - это признание как его уникальности, так и многообразия уникальностей в мире, с одновременным объединением их в философскую целостность. При этом Другой воспринимается как равный, а различия - как возможности и достояния. Тиминецки устанавливает миссию философа в современном мире - это служение во имя общего блага человечества. Быть укорененным в традиции мудрости и культивировать добродетель (арете) в согласии с природой - это послание и античности, и нового гуманизма Тиминецки, создающего чувство переживания общей судьбы со всем сущим [8; 9].

Она всегда с интересом относилась к новой тематике, стараясь осмыслить ее в феноменологическом русле. В последние годы ее волновала тема межкультурного диалога. Под ее редакцией вышла серия книг о диалоге феноменологии с исламской философией (“Islamic Philosophy and Occidental Phenomenology in Dialogue”). Другой сферой интересов, которая обозначилась в двухтысячные годы, стала философия природы. 38-ю конференцию 2014 г. Международного феноменологического общества планировалось посвятить теме «Гармония в Космосе, Биосе и в Человеке», а 64-й Феноменологический конгресс - ноосферным процессам: «Эко-феноменология: Жизнь, человеческая жизнь, постчеловеческая жизнь в гармонии Космоса».

ЛИТЕРАТУРА

[1] Rainova I. Interview with Anna-Teresa Tymie-

niecka. URL: http://www.phenomenology.org/inter-

view.html.

88

Е.А. Тимощук

[2] Tymieniecka A.-T. Self-Presentation // American Phenomenology. Origins and Developments. Dordrecht : Springer, 1989. P. 180-190. (Analecta Husserliana. Vol. XXVI).

[3] The passions of the soul in the metamorphosis of becoming / ed. by A.-T. Tymieniecka. Dordrecht ; Boston ; London : Kluwer Academic Publishers,

2003. 251 p.

[4] Cozma C. Some considerations concerning the question of measure in the phenomenology of life // Logos of Phenomenology and Phenomenology of the Logos. Book 3 : Logos of History - Logos of Life. Historicity, Time, Nature, Communication, Consciousness, Alterity, Culture. Dordrecht : Springer, 2006. P. 403-409. (Analecta Husserli-ana. Vol. XC).

[5] Tymieniecka A.-T. Logos and Life. Book 4 : Impetus and Equipoise in the Life-Strategies of Reason. Dordrecht : Springer, 2000. 690 p. (Analecta Husserliana. Vol. LXX).

[6] Tymieniecka A.-T. Phenomenology as the inspirational force of our times // Phenomenology Worldwide. Foundations - Expanding Dynamics - Life

Engagements. A Guide for Research and Study. Dordrecht : Springer, 2002. P. 1-8. (Analecta Husserliana. Vol. LXXX).

[7] Лехциер В. Л. Нарративные черты медицины в интерпретации Риты Шэрон // Вестн. СамГУ. 2012. № 8/1 (99). C. 19-24.

[8] Szmyd J. Post-modernism and the ethics of conscience: various «interpretation» of morality of the post-modern world. Role of A.T. Tymieniecka's Phenomenology of life // Phenomenology and Existentialism in the Twentieth Century. Book 3 : Heralding the New Enlightenment. Dordrecht : Springer, 2010. P. 111-123. (Analecta Husserli-ana. Vol. CV).

[9] Smith J.S. Cosmo-transcendental positioning of the living being in the universe in Anna-Teresa Ty-mieniecka's New Enlightment // Phenomenology and the Human Positioning in the Cosmos. Book 1. Dordrecht : Springer, 2013. P. 1-9. (Analecta Husserliana. Vol. CXIII).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.