Научная статья на тему 'Феноменологический метод как способ исследования процесса адаптации студентов-первокурсников медицинского университета'

Феноменологический метод как способ исследования процесса адаптации студентов-первокурсников медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
186
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЭМОЦИИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / QUALITATIVE RESEARCH METHODS / PHENOMENOLOGICAL METHOD / FIRST-YEAR STUDENTS / MEDICAL UNIVERSITY / EMOTIONS AND FEELINGS / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Торубарова Ирина Ивановна

Данная статья посвящена проблеме качественных методов исследования и возможности их применения для изучения эмоционально-психической сферы первокурсников на начальном этапе обучения в университете. В ходе исследования были показаны релевантность и информативность такого качественного метода исследования, как феноменологический, который помогает узнать и проанализировать переживания и эмоции индивидуумов, а также опыт, приобретенный ими после испытанных эмоций. Результаты исследования позволяют дать рекомендации административным работникам школ и вузов для улучшения профориентационной работы, проводимой среди старшеклассников, а также обратить внимание родителей на психологическую подготовку их детей к обучению в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Торубарова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENOLOGICAL METHOD AS A WAY TO STUDY FIRST-YEAR STUDENTS’ ADAPTATION PROCESS AT THE MEDICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the problem of qualitative research methods and the possibility of their application to examine first-year students’ emotional and mental sphere at the initial stage of attending the university. The paper shows the relevance and informative value of such qualitative research method as a phenomenological one that helps to learn and analyse individuals’ feelings and emotions, as well as the practice gained by them after experienced emotions. The results of the study make it possible to give recommendations to schools’ and universities’ administrative staff on improving vocational-guidance work carried out with high school students, as well as to draw parents’ attention to their children’s psychological preparation to study at the university.

Текст научной работы на тему «Феноменологический метод как способ исследования процесса адаптации студентов-первокурсников медицинского университета»

https://doi.orq/10.30853/pedaqoqv.2018.4.16

Торубарова Ирина Ивановна

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ

СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Данная статья посвящена проблеме качественных методов исследования и возможности их применения для изучения эмоционально-психической сферы первокурсников на начальном этапе обучения в университете. В ходе исследования были показаны релевантность и информативность такого качественного метода исследования, как феноменологический, который помогает узнать и проанализировать переживания и эмоции индивидуумов, а также опыт, приобретенный ими после испытанных эмоций. Результаты исследования позволяют дать рекомендации административным работникам школ и вузов для улучшения профориентационной работы, проводимой среди старшеклассников, а также обратить внимание родителей на психологическую подготовку их детей к обучению в вузе.

Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/4/2018/4/16.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 4(12) C. 73-77. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Итак, личностно-деятельностный подход позволяет рассматривать процесс самоактуализации не как спонтанный (что само по себе, безусловно, имеет место), а как управляемый процесс. При этом управляемыми могут быть не только самоактуализация в целом как глобальный процесс, но и ее отдельные этапы, и конкретные действия. Владение же педагогом технологией самоорганизации этой деятельности значительно расширяет его возможности для ее эффективной реализации.

Таким образом, феномен самоактуализации педагога в профессиональной деятельности еще требует системного осмысления. Методологическую основу для решения данной проблемы может составить личностно-деятельностный подход в совокупности со смежными теориями деятельности, субъектности, интегральной индивидуальности, самоорганизации и пр. Личностно-деятельностный подход создает основания для того, чтобы максимально возможно и гармонично учесть как внешнюю, так и внутреннюю детерминированность самоактуализации. С этих позиций самоактуализация преподавателя выступает как его осознанная и управляемая деятельность по переводу собственного профессионально значимого потенциала в состояние актуальности, которая осуществляется в профессиональной деятельности, регулируется ее требованиями и спецификой. В таком контексте становится возможным охарактеризовать самоактуализацию системно, во взаимосвязи многообразных компонентов деятельности с ориентацией на дихотомичную цель.

Список источников

1. Артемьева Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности / ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. С. 67-87.

2. Леонтьев А. Н. Психологическая теория деятельности // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. С. 94-261.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2014. 352 с.

4. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.

5. Рыбакова Н. А. Самоактуализация преподавателя в профессиональной деятельности: вопросы теории и практики: монография. М.: Изд. ЧОУВО «МУ им. С. Ю. Витте», 2017. 132 с.

6. Селезнева Е. В. Грани самоосуществления: от самоотношения к самореализации: монография. М. - Берлин: Директ-Медиа, 2015. 404 с.

TEACHER'S SELF-ACTUALIZATION IN THE CONTEXT OF THE PERSON-CENTRED APPROACH

Rybakova Nadezhda Alekseevna, Doctor in Pedagogy, Associate Professor Moscow Witte University [email protected]

The article substantiates the essence of a teacher's self-actualization as a conscious and controlled activity, which becomes possible when considering this phenomenon from the point of view of the person-centred approach. The author describes the leading interrelated components of self-actualization: the goal, motives, the subject (individual-personal potential), subjective and objective conditions and structural organization of the process. Special attention is paid to the dichotomy of the goal as an integrating factor of the entire system, as well as self-organization, ensuring the effectiveness of a teacher's and students' self-actualization.

Key words and phrases: self-actualization; personality; activity; teacher; student; potential; subjectivity; person-centred approach.

УДК 37; 303.022 Дата поступления рукописи: 23.10.2018

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018.4.16

Данная статья посвящена проблеме качественных методов исследования и возможности их применения для изучения эмоционально-психической сферы первокурсников на начальном этапе обучения в университете. В ходе исследования были показаны релевантность и информативность такого качественного метода исследования, как феноменологический, который помогает узнать и проанализировать переживания и эмоции индивидуумов, а также опыт, приобретенный ими после испытанных эмоций. Результаты исследования позволяют дать рекомендации административным работникам школ и вузов для улучшения профориента-ционной работы, проводимой среди старшеклассников, а также обратить внимание родителей на психологическую подготовку их детей к обучению в вузе.

Ключевые слова и фразы: качественные методы исследования; феноменологический метод; студенты-первокурсники; медицинский университет; эмоции и переживания; профессионализм.

Торубарова Ирина Ивановна

Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко Torubarova69@mail. гы

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Образовательный процесс в медицинском вузе предполагает общение между людьми, реализующими различные социальные роли: преподаватель - преподаватель, преподаватель - студент, студент - студент,

студент - клиницист, студент - пациент и т.д. В ходе этого общения участники испытывают целый спектр эмоций, как положительных, так и отрицательных, и, столкнувшись с негативным вызовом, пытаются справляться с ситуацией различными способами, ищут и получают или не получают эмоциональную поддержку. Студенты нередко, имея очень незначительный жизненный опыт, дистанцируются от сложной ситуации, проявляют равнодушие, игнорируют оппонента. Очевидно, что негативные эмоции и приобретенный в результате опыт оказывают влияние на процесс общения, обучения, качество жизни в целом и процесс профессионального формирования и развития будущих работников здравоохранения, поэтому представляется немаловажным исследовать данный аспект образовательного процесса в медицинском вузе, чтобы выяснить, какие ситуации студенты-додипломники считают эмоционально трудными на первом этапе обучения в университете и как они справляются с данными трудностями.

Многие исследователи обращались к проблеме адаптации первокурсников на начальном этапе обучения в вузе [3; 8; 10] и рассматривали эту проблему с точки зрения гигиены труда и отдыха, учитывая физические параметры индивидуумов. Мы предлагаем рассмотреть возможность использования одного из качественных методов исследования - феноменологического метода - для изучения данной проблемы и проанализировать компоненты эмоциональной сферы индивидуумов и приобретаемый ими в результате опыт.

Как известно, компонентами эмоциональной сферы личности являются эмоциональный тон, эмоции, чувства и эмоциональные состояния. Эмоциональный тон - это реагирование, которое приобретается через непосредственные ощущения, представления, впечатления. Он помогает индивидууму получать информацию об окружении с позиции «приятно - неприятно» и формирует поведение, соответствующее данной ситуации, являясь тем самым своеобразной защитной реакцией от воздействия нежелательных факторов. Эмоция - психический процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру [4, с. 16]. Эмоции играют важную роль в осуществлении коммуникативной функции, так как помогают распознать вегетативные изменения в организме собеседника и избежать нежелательного для определенной ситуации поведения, способствуя тем самым успешному общению. Чувства -это высшая степень развития человеческих эмоций, они выражают нравственное, эстетическое и т.п. отношение человека к окружающему миру, другим людям, самому себе [Там же]. Феноменологический метод исследования, целью которого является описание «живого опыта» индивидуума, представляется нам наиболее подходящим методом исследования эмоциональной сферы.

Основоположником феноменологии считают Эдмунда Гуссерля (Husserl). Многие ученые обращались к данному методу исследования и описывали его различные аспекты: методологию, сферу применения, ограничения и т.п. [5; 6; 9; 12; 13]. Феноменология изучает опыт исключительно с точки зрения участников общения. Феноменология использует различные подходы, включая интервью, беседы, наблюдение за участниками, исследование их действий, анализ дневников и других личных текстов. В целом методология данных исследований должна быть менее структурированной и более открытой, чтобы побудить участников делиться информацией об их опыте. Другими словами, феноменология подчеркивает субъективность. Цель феноменологических методов исследования - максимизировать глубину собранной информации, и поэтому менее структурированные интервью представляются наиболее эффективными.

А. М. Улановский со ссылкой на Polkinghorne считает феноменологический метод валидным методом исследования, целью которого является «получение ясных, точных и систематичных описаний тех или иных аспектов переживания человека» [9], а отличительными признаками данного метода исследования автор называет «1) его качественно-описательный характер; 2) ориентацию на переживание как предмет исследования; 3) использование рефлексивных данных; 4) отказ от любых теоретических допущений и выводов; 5) использование обыденного языка описания» [Там же]. Таким образом, мы анализируем повествования индивидуумов, и анализ повествования имеет право на существование как научный метод, поскольку помогает понять всю полноту и уникальность человеческих переживаний. Анализируя повествования, мы использовали парадигматический подход и рассматривали повествования с точки зрения появления в них общих тем, категорий, отношений и т.п.

Исследование проводилось в сентябре-октябре 2018 года. В нем добровольно согласились принять участие 59 студентов-первокурсников лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов Воронежского государственного медицинского университета им. Н. Н. Бурденко (ВГМУ). Среди них было 15 участников мужского пола, 44 - женского пола. Всех их попросили в свободной форме ответить на 2 вопроса: «Какая ситуация вызвала наибольшие трудности за время обучения в медицинском университете?» и «Как Вы справились с этой ситуацией (самостоятельно или с чьей-либо помощью?)». Студенты отвечали на вопросы анонимно, используя ручку и лист бумаги. Опрос проводился на обычном практическом занятии в присутствии преподавателя. Интересно отметить, что вначале практически в каждой группе студенты ответили, что у них еще не было трудных ситуаций; но, начав писать, многие излагали свои эмоции, чувства и мысли в течение 20-30 минут, заполнив две страницы опросного листа. Для уточнения информации проводились также устные беседы по определенным заранее вопросам с первокурсниками, участвовавшими в опросе (Где Вы учились? Сколько человек было в классе? Как Вы готовились к поступлению/ЕГЭ?, Какой предмет Вам нравится больше всего? и т.п.), и преподавателями, работающими на первом курсе (Какие студенты наиболее добросовестно относятся к выполнению заданий?, Какие эмоции вызывает у Вас поведение первокурсников? и т.д.).

Несмотря на различный социально-культурный фон - участники исследования были родом из разных республик и областей России, учились в различных образовательных учреждениях (гимназиях, лицеях, специализированных классах, малокомплектных школах), - в ходе анализа их повествований четко проявились

пять основных тем, каждая из которых описывала ситуацию, вызвавшую дискомфорт у студентов. Большинство ситуаций описывали проблемы, связанные с учебным процессом, а именно трудности:

1) связанные с усвоением отдельных дисциплин;

2) возникающие в результате плохой самоорганизации/организации рабочего времени;

3) связанные с большим объемом материала, выделяемого на самостоятельное изучение;

4) адаптации в новом окружении, которые вызвали психологический дискомфорт / физическое недомогание, негативно влиявшие не только на качество обучения, но и на качество жизни;

5) в общении с одногруппниками и преподавателями.

Кроме того, четверо участников - 2 юношей и 2 девушки - отметили отсутствие трудностей; в их работах, однако, отсутствовал сюжет, таким образом, по формальному признаку их описания не являются «рассказами/повествованиями». Две работы стояли особняком: их нельзя было отнести к какой-либо группе. Эти работы будут рассмотрены отдельно.

Все студенты (18 человек), описавшие ситуацию усвоения материала по отдельным дисциплинам (анатомии / биологии / латинскому языку / английскому языку / математике / физике) как вызвавшую наибольшие трудности, переживали похожие чувства и эмоции. Уровень оценивания ответов обучающихся в школе и университете отличается очень сильно. Считая себя «экспертами» в области естественных наук после сданного ЕГЭ по биологии и химии, обучающиеся оказались шокированы строгостью оценок преподавателей вуза. В качестве примера можно привести следующий отрывок:

«Для меня неприятной ситуацией, точнее трудной ситуацией - был ответ по анатомии (биологии/латинскому и т.д. - прим. автора). А из-за страха, даже если сидел всю ночь и учил, становиться трудно говорить, трясутся руки, забываешь все слова. Ибо боишься получить "2"... Позже я начала настраиваться на то, что получив "2", я приду на отработку, следовательно, выучу еще лучше, повторю, значит, лучше подготовлюсь к экзамену. Позже страх стал пропадать, ведь мы пришли учиться, значит, учиться на ошибках» (здесь и далее сохранены пунктуация, орфография и стилистика авторов повествований. - И. Т.).

В этой группе большинство студентов самостоятельно справлялись с ситуацией; только один человек из 18 отметил участие одногруппников, которые помогли справиться с этой трудностью (вместе учили анатомию и ходили в «анатомичку»).

Вторая по численности (14 человек) группа студентов отмечала снижение качества процесса обучения и качества жизни вследствие плохой самоорганизации - неумения правильно организовать рабочее время. Большинство участников были приезжими из других городов, им приходилось не только уметь адекватно организовать обучение, но и самостоятельно наладить быт. Вот наиболее типичные фразы, встречающиеся в каждом повествовании:

«Жить отдельно от родителей стало наибольшей трудностью для меня. Не только из-за того, что я скучаю по своей семье, но и потому что мне теперь приходиться самостоятельно налаживать быт и следить за бюджетом. Я все еще привыкаю к этому, учусь правильно выполнять все домашние дела... ».

В качестве примера можно также привести один из наиболее эмоциональных рассказов в этой группе:

«В ночь на четверг я планировал выучить анатомию, подготовиться к отработке по истории медицины и подготовить доклад по элективу. В предыдущую ночь я спал всего 2 часа, готовился к коллоквиуму по уходу. Поэтому я решил восстановить силы четырехчасовым сном и поставил будильник на 2 часа по полуночи. Будильник прозвенел, я его выключил... проснулся в 7.58... ни отработки, ни доклада... благо анатомию успел выучить...

... Остановку я свою проехал, поэтому опоздал на пару и так и не прочитал доклад. При этом шел дождь и дул сильный ветер. Этот день я запомню надолго».

Следующая группа, участники которой критически отнеслись к организации учебного процесса в вузе, насчитывала 6 человек. Все студенты этой группы сообщали о большом количестве материала, выделяемого на домашнее задание, плохо составленном расписании, когда в один день стоят две «пары», к которым нужно готовиться, плохо организованном процессе получения учебников в библиотеке и т.п. Трудности вызывала необходимость ходить по разным аудиториям и корпусам, некоторые студенты очень плохо ориентировались «на местности», опаздывали на занятия, это также было причиной негативных реакций. Некоторые примеры из этих рассказов можно увидеть далее:

«Наибольшую трудность вызвали нахождение аудитории, где проходят занятия. Также вызвало трудность дз по анатомии, за одно занятие дается очень много материала, которую сложно успевать выполнять в течение недели. Справился я с этим очень тяжело, приходилось иногда учить по ночам»;

«В один день стоят две пары, к которым нужно готовиться и трудности, связанные с большим объемом материала, выделяемого на самостоятельное изучение этой ситуацией справляюсь только, если учить что-то в воскресенье учить...»;

«.непривычно добираться по пробкам в общественном транспорте до других корпусов. Преподаватели идут навстречу, относятся с пониманием... »;

«Самым трудным было понять, что от тебя хотят/ожидают преподаватели... Школа, по сравнению с ВГМУ- курорт... ».

Необходимо отметить, что объективно большинство дисциплин на первом курсе - это теоретические дисциплины, которые в ВГМУ проводятся в главном и учебно-лабораторном корпусах (УЛК), разделенных лишь переходом; а такие дисциплины, как «Уход за больными», «Психология и педагогика», проводятся

на клинических кафедрах, расположенных в шаговой доступности от главного корпуса / УЛК. Кроме того, вся информация об аудиториях и расписании есть на сайте вуза в разделе «Расписание»; студенты также получают ее в деканатах.

Ещё одну группу составили студенты-первокурсники, у которых трудности адаптационного периода стали одной из возможных причин психологического дискомфорта и даже физического недомогания'.

«Нервный срыв (повысилось давление) на уроке из-за упорного изучения этого урока в течение 3-х дней. Помогли успокоить лаборант и учитель... »;

«Начало болеть сердце при испытывании сильных эмоций на "парах"... Решил проблему с помощью врача и своевременного приема медикаментов... »;

«Страх пропустить занятия по причине плохого самочувствия. Плохая восприимчивость информации в таком состоянии... К сожалению, фактически нет возможности побыть в комфортной обстановке, дома, в этот день/момент...

Справилась благодаря поддержке окружающих (в частности семьи), их заботе, усиленному лечению»;

«Одиночество. Я живу на съемной квартире в чужом городе. Я оставила семью, близких, друзей ради учебы в престижном вузе. Иногда бывает очень тоскливо и грустно от одиночества. Да, я общаюсь с многими одногруппниками, пытаюсь наладить контакт с преподавателями, но это не восполняет потерю. Может быть для кого-нибудь это не является проблемой, но для меня это очень тяжело»;

«Само поступление уже было трудным, в какой-то момент даже хотелось уйти. Думаю проблема не в универе, а в психологической подготовке».

Из приведенных примеров видно, что некоторые (значительное число!) студенты абсолютно не готовы, в первую очередь, морально к таким радикальным переменам в своей жизни, как переезд в другой город и самостоятельное проживание вдали от родных и близких. Очень хорошо, что в критический момент во всех ситуациях рядом оказались взрослые люди, которые помогли.

Отрадно отметить, что группа студентов, испытывавших трудности в общении, составила всего 3 человека из всех участников, кроме того, эти студенты критически отнеслись к себе и сообщили, что главная причина этой проблемы - черты их характера, стеснительность, необщительность:

«Было трудно сдружиться с однокурсниками, т.к. я немного стеснительный. Но потом как то какие то ситуации нас объединили... »;

«Сама я не из Воронежа и поэтому найти её мне было очень сложно, да и в добавок к этому мои одно-группники ушли раньше без меня. У мня сразу началась паника...».

Две истории трудно было отнести в какую-то группу, так как они были нетипичны. Одна из них описывает отрицательные эмоции, которые студентка получила в течение одного учебного дня:

«Получила две двойки по предмету - 1-ую за то, что во время опроса назвала то, что уже называли (но правильно). 2-ую за то, что подсказала девочке. Она получила 5 я 2. Справилась с помощью позитивного образа жизни и чувства юмора».

Интересно отметить, что критическое отношение в свой адрес у данного участника опроса отсутствует (не считает, что она неправа). Этот респондент отмечает также «грубое отношение к первокурсникам, которые задают вопросы». При этом, в ходе проведенных бесед с преподавателями, работающими на первом курсе (иностранный язык, латинский язык, анатомия, биология, история медицины), выяснилась интересная тенденция: многие студенты не умеют «слышать», т.е. не воспринимают объективно информацию (аудио, текстовую, визуальную и т.п.) с первого раза, искажают ее, им приходится повторять неоднократно. Таким образом, можно говорить об отсутствии коммуникативных умений, которые, по мнению многих исследователей [1; 2; 7; 11; 14], являются одними из главных для работников здравоохранения.

И наконец, совсем не типичная, на наш взгляд, история о «переустройстве» мировоззрения:

«Самая трудная ситуация на данный момент моего обучения - это "переустройство" своего мировоззрения и осознание того, что я хочу от этого заведения. На данный момент я полностью связан юридическими цепями с ВГМУ. Так как я целевик, я вынужден отучиться здесь полностью, иначе моим родителям придется оплачивать мою "неопределенность". Наверное, это пока что единственное, что держит меня тут. Но, я уверен, что обучение тут мне поможет определиться в себе и выбрать нужное направление, ведь я всегда хотел помогать людям... ».

Следует отметить, что из-за высокого проходного балла и большого конкурса в медуниверситет, в том числе и среди абитуриентов, имеющих целевое направление, большинство людей поступают сюда целенаправленно, стремятся хорошо сдать экзамены и усердно готовятся, иногда не один год. Вот почему мы считаем ситуацию, описанную в данном повествовании, не совсем типичной для студента медицинского вуза.

Как видно из приведенных выше примеров, ожидания и представления многих студентов об учебе в медицинском вузе и реальность, с которой они сталкиваются в медицинском университете, абсолютно не совпадают. Некоторые из них оказываются абсолютно не готовы к новой жизни ни морально, ни физически; другим требуется значительное количество времени и огромные усилия, чтобы справиться с трудностями адаптационного периода, в том числе эмоциональными трудностями. Многие студенты испытывают коммуникативные трудности как в общении со студентами-одногруппниками/однокурсниками, так и с преподавателями, и эти трудности влияют на качество их жизни и процесс обучения и усвоения материала.

Таким образом, в ходе исследования была показана релевантность и информативность такого качественного метода исследования, как феноменологический метод. Он помогает узнать и проанализировать

переживания и эмоции индивидуумов, а также опыт, приобретенный ими после испытанных эмоций. Исследование также показало, что поддержка и возможность доверительного общения с товарищем, родным, близким человеком, преподавателем и т.п. очень важны для студентов, особенно на начальном этапе обучения. Основываясь на результатах исследования, можно рекомендовать административным работникам школ и медицинских вузов в ходе профориентационной работы, проводимой среди старшеклассников, уделять большее, особое, внимание психологической подготовке к обучению в медицинском вузе, а также обратить внимание родителей на аспекты, рассмотренные выше, при подготовке их детей к обучению в высших учебных заведениях. Кроме того, профессорско-преподавательскому составу медицинского университета необходимо учитывать психологические трудности адаптационного периода первокурсников, оказывать им максимальную помощь и поддержку в освоении учебного материала и правильной организации рабочего времени.

Несмотря на небольшой временной период проведения исследования, полученные результаты дают возможность предположить, что большинство студентов в итоге справляются с возникающими трудностями. Однако необходимы дальнейшие исследования, направленные на то, чтобы понять, как приобретенный опыт влияет на профессионально-личностные характеристики студентов, такие как эмпатия, коммуникативность, толерантность и т.п., их психическое здоровье и развитие профессионализма в целом.

Список источников

1. Барсукова М. И. Коммуникативная компетенция врача как фактор предупреждения рисков в общении с пациентом // Проблемы речевой коммуникации. 2014. Вып. 1. С. 124-133.

2. Васильева Л. Н. О коммуникативной компетентности будущих врачей // Медицинская психология в России. 2013. T. 5. № 5. DOI: 10.24411/2219-8245-2013-15160.

3. Голендухина М. И. Роль самоорганизации студентов-первокурсников медицинского вуза в адаптационный период // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. № 6: в 2-х ч. Ч. 2. С. 46-48.

4. Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. 440 с.

5. Клюева Н. В., Дорфман Л. Я. Феноменологический метод исследования в консультационной психологии: методологический анализ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2008. № 33. С. 46-50.

6. Козырева А. С. Феноменологический метод и движение опыта // Vita Cogitans: альманах. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. Вып. 3. C. 105-122.

7. Наумова Е. В. Проявление высокого уровня коммуникативной компетенции в речи врача // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. Вып. 13. С. 64-78.

8. Ряскин К. А., Ряскина Д. А., Фертикова Т. Е. К вопросу об адаптивности обучающихся в школе и медицинском вузе // Молодежный инновационный вестник. 2016. Т. 5. № 1. С. 410-411.

9. Улановский А. М. Феноменологическое описание в психологии [Электронный ресурс]. URL: http://hpsy.ru/public/x825.htm (дата обращения: 17.10.2018).

10. Ходжаян А. Б., Гевандова М. Г., Маяцкая Н. К., Савченко В. В. Проблемы адаптации первокурсников к обучению в медицинском университете // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2: в 3-х ч. Ч. 2. С. 389-392.

11. Cabrales R. A. Towards a Concept of Communicative Competence in Health: a qualitative study in medical residents [Электронный ресурс]. URL: http://www.tuningjournal.org/article/view/77/128 (дата обращения: 17.10.2018).

12. Moran D. Introduction to Phenomenology. L. - N. Y.: Routledge, 2000. 550 p.

13. Smith D. W., Thomasson A. Phenomenology and philosophy of mind [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/ 10.1093/acprof:oso/9780199272457.001.0001 (дата обращения: 05.10.2018).

14. Wouda J. C., Wiel H. B. M. van de. The communication competency of medical students, residents and consultants // Patient Education and Counseling. 2012. Vol. 86. Iss. 1. Р. 57-62.

PHENOMENOLOGICAL METHOD AS A WAY TO STUDY FIRST-YEAR STUDENTS' ADAPTATION PROCESS AT THE MEDICAL UNIVERSITY

Torubarova Irina Ivanovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N. N. Burdenko Voronezh State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation

Torubarova69@mail. ru

The article is devoted to the problem of qualitative research methods and the possibility of their application to examine first-year students' emotional and mental sphere at the initial stage of attending the university. The paper shows the relevance and informative value of such qualitative research method as a phenomenological one that helps to learn and analyse individuals' feelings and emotions, as well as the practice gained by them after experienced emotions. The results of the study make it possible to give recommendations to schools' and universities' administrative staff on improving vocational-guidance work carried out with high school students, as well as to draw parents' attention to their children's psychological preparation to study at the university.

Key words and phrases: qualitative research methods; phenomenological method; first-year students; medical university; emotions and feelings; professionalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.