Am 7universum.com
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Акимова Светлана Вячеславовна
студент Удмуртского государственного университета,
РФ, г. Ижевск E-mail: [email protected]
Кожевникова Оксана Вячеславовна
канд. психол. наук, доцент Удмуртского государственного университета,
РФ, г. Ижевск E-mail: [email protected]
THE FACTORS OF SUCCESSFUL ACADEMIC ADJUSTMENT AT THE INITIAL STAGE OF UNIVERSITY EDUCATION
Svetlana Akimova
student of Udmurt State University,
Russia, Izhevsk
Oksana Kozhevnikova
candidate of Psychological Sciences, associate professor of Udmurt State University,
Russia, Izhevsk
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты исследования возможных факторов успешности академической адаптации. Проанализированы результаты опроса студентов с тенденциями к успешной и неуспешной адаптации относительно внешних, социальных и академических трудностей, с которыми они сталкивались в течение первого семестра обучения в вузе.
Акимова С.В., Кожевникова О.В. Факторы успешности академической адаптации на начальном этапе обучения в университете // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 8 (18) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2516
ABSTRACT
The article presents the results of research on the possible factors of successful academic adjustment. The results of the survey involving students with the tendencies towards successful and unsuccessful adjustment who were asked about external, social and academic impediments they encountered within the first semester of their studying at university are analyzed.
Ключевые слова: академическая адаптация, первокурсники, высшее образование.
Keywords: academic adjustment, freshmen, higher education.
Под академической адаптацией принято понимать активное творческое приспособление студентов нового приема к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [5, c. 31]. Установлено, что специфика адаптации к обучению в университете определяется личностными особенностями первокурсников, в частности, уровнем тревожности, эмоциональной устойчивости, выраженностью экстраверсии-интроверсии студентов и др. [2, с. 65; 3, с. 12; 4, с. 104]. Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи успешности академической адаптации и индивидуально -психологических особенностей студентов первого курса. В эмпирическом исследовании приняли участие 83 студента-первокурсника Удмуртского государственного университета. В процессе анализа данных, полученных в ходе эмпирического исследования с применением психодиагностических методик (многофакторный личностный опросник 16 PF (форма С, автор Р. Кеттелл), опросник выявления структуры темперамента (автор
B. М. Русалов); тест-опросник самоотношения (авторы В.В. Столин,
C. Р. Пантилеев); методика исследования тревожности (Ч.Д. Спилбергер)
и методика диагностики социально-психологической адаптации (авторы К. Роджерс и Р. Даймонд)), мы выделили две подгруппы испытуемых — «первокурсники с тенденцией к успешной адаптации» и «первокурсники с тенденцией к неуспешной адаптации» [1, с. 26—27].
С целью изучения возможных факторов успешности академической адаптации студентов двух выделенных подгрупп был осуществлен детальный анализ их ответов на вопросы разработанного нами (на основании анализа ответов студентов третьего года обучения на вопрос о ситуациях и событиях, с которыми они сталкивались на первом курсе и которые затрудняли процесс их адаптации к учебе в университете) опросного листа «Трудности первого семестра». Методика состоит из 30 пунктов, каждое из предложенных утверждений необходимо оценить по нескольким параметрам: 1 — ситуации, с которыми Вы столкнулись один раз; 2 — ситуации, с которыми Вы сталкивались регулярно; 3 — ситуации, которые вызывали у Вас беспокойство, гнев, отчаяние, раздражение и т. п.; 4 — ситуации, которые затрудняли Ваши отношения с одногруппниками и однокурсниками; 5 — ситуации, которые мешали Вам учиться и достигать необходимых результатов. Предложенные для оценки ситуации сгруппированы в три шкалы: внешние трудности — ситуации, не связанные непосредственно с учебным процессом, но отражающие трудности вхождения в новую социальную среду университета; академические трудности — трудности, возникающие из-за нового графика учебы, большой учебной нагрузки и т. п.; социальные трудности — трудности, возникающие в процессе взаимодействия с одногруппниками и преподавателями.
Выявленные в ходе исследования закономерности представлены на рисунках 1—11. В целом студенты первой подгруппы («первокурсники с тенденцией к успешной адаптации») перечисляют гораздо больше ситуаций, которые вызывали у них затруднения в первые месяцы обучения в университете, при этом наиболее значимым препятствием для их успешной адаптации можно считать «логистические» затруднения: им было сложно в первый раз распределить время на дорогу к университету, а также сориентироваться на его территории.
■ «первокурсники с тенденцией к успешной адаптации»
■ «первокурсники с тенденцией к неуспешной адаптации»
Рисунок 1. Распределение оценок испытуемых ситуации «Сложности в распределении времени на дорогу до университета»
72%
■ «пер в оку рс ники с тенденцией к успешной адаптации»
■ «первокурсники с тенденцией к неуспешной адаптации»
встречались с встречались с испытывали по трудностью трудностью этому поводу единожны регулярно негативные эмоции
Рисунок 2. Распределение оценок испытуемых ситуации «Сложности
с ориентацией в университете»
Внешними трудностями, осложняющими адаптацию к университету второй подгруппы — «первокурсников с тенденцией к неуспешной адаптации», — можно считать жизнь в общежитии: им труднее привыкнуть к правилам жизни в общежитии в целом и к совместному проживанию с незнакомыми людьми.
встречались с встречались с испытывали по трудностью трудностью этому поводу единожны регулярно негативные
эмоции
31% 31%
встречались встречались испытывали считали, что с с по этому мешает
трудностью трудностью поводу достигать единожны регулярно негативные учебных эмоции успехов
■ «первокурсники с тенденцией к успешной адаптации»
■ «первокурсники с тенденцией к неуспешной адаптации»
Рисунок 3. Распределение оценок испытуемых ситуации «Сложности, связанные с проживанием в общежитии»
встречались с встречались с испытывали по трудностью трудностью этому поводу едино жны регулярно негативные
эмоции
■ «первокурсники с тенденцией к успешной адаптации»
■ «первокурсники с тенденцией к неуспешной адаптации»
Рисунок 4. Распределение оценок испытуемых ситуации «Сложности, связанные с необходимостью следовать правилам жизни в общежитии»
К числу академических трудностей, осложняющих адаптацию к университету первой подгруппы, относятся прежде всего сложности с поиском литературы и пониманием излагаемого на лекциях материала. Для второй группы — это отсутствие интереса к учебе.
Рисунок 5. Распределение оценок испытуемых ситуации «Сложности с поиском литературы для самостоятельной подготовки»
47%
встречались встречались испытывали считали, что с с по этому мешает
трудностью трудностью поводу достигать
едино жны регулярно негативные учебных
эмоции успехов
■ «первокурсники с тенденцией к успешной адаптации»
■ «первокурсники с тенденцией к неуспешной адаптации»
Рисунок 6. Распределение оценок испытуемых ситуации «Сложности, связанные с низкой мотивацией к учебе»
встречались с встречались с считали, что трудностью трудностью мешает
единожны регулярно достигать
учебных успехов
■ «первокурсники с тенденцией к успешной адаптации»
■ «первокурсники с тенденцией к неуспешной адаптации»
Рисунок 7. Распределение оценок испытуемых ситуации «Сложности, связанные с отсутствием интереса к учебе»
Рисунок 8. Распределение оценок испытуемых ситуации «Сложности
с пониманием материала лектора»
Социальными трудностями, осложняющими адаптацию к университету первой подгруппы — «первокурсников с тенденцией к успешной адаптации», — можно считать сложности с выстраиванием отношений с одногруппниками и преподавателями; второй подгруппы — «первокурсников с тенденцией к неуспешной адаптации», — затруднения в общении с методистами и преподавателями.
40%
встречались встречались испытывали считали, что с с по этому мешает
трудностью трудностью поводу достигать
единожны регулярно негативные учебных
эмоции успехов
■ «первокурсники с тенденцией к успешной адаптации»
■ «первокурсники с тенденцией к неуспешной адаптации»
Рисунок 9. Распределение оценок испытуемых ситуации «Сложности с получением необходимой информации в деканате»
встречались встречались испытывали считали, что с с по этому мешает
трудностью трудностью поводу достигать
единожны регулярно негативные учебных
эмоции успехов
■ «первокурсники с тенденцией к успешной адаптации»
■ «первокурсники с тенденцией к неуспешной адаптации»
Рисунок 10. Распределение оценок испытуемых ситуации «Трудности, вызываемые сложным стилем изложения преподавателя»
встречались с испытывали по считали, что трудностью этому поводу мешает
единожны негативные достигать эмоции учебных
успехов
■ «первокурсники с тенденцией к успешной адаптации»
■ «первокурсники с тенденцией к неуспешной адаптации»
Рисунок 11. Распределение оценок испытуемых ситуации «Сложности во взаимодействиях с одногруппниками, однокурсниками»
Таким образом, можно предположить, что одним из факторов успешной адаптации является способность и готовность к рефлексии по поводу возникающих в ходе адаптации к вузу трудностей: студенты с тенденцией к успешной адаптации более критичны к себе, признают наличие сложностей в процессе приспособления к университетской среде, размышляют по поводу собственных переживаний, вследствие чего, вероятно, научаются более адекватно преодолевать возникающие проблемы. Первокурсники с отсутствием указанной тенденции, возможно, не всегда готовы признать наличие тех или иных затруднений, связанных с обучением в университете, при этом они регулярно продолжают сталкиваться с ними, что закономерно ведет к переживанию гнева, раздражения, обеспокоенности и т. п. Кроме того, у них наблюдается недостаточный интерес к учебе, в то время как студенты
с тенденцией к успешному приспособлению ориентированы, главным образом,
на академические результаты.
Список литературы:
1. Акимова С.В. Успешность академической адаптации первокурсников с разным уровнем ситуативной тревожности // Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса: материалы Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.В. Кузьмина. — Казань, Общество Науки и Творчества, 2015. — С. 23—29.
2. Кожевникова О.В. Взаимосвязь социальной адаптации с личностными особенностями студентов-первокурсников // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: материалы 2-й Междунар. науч.-практ. конф., г. Пенза, 27—28 февраля 2014 г. / отв. ред. В.В. Константинов. — М.: Перо, 2014. — С. 64—69.
3. Меньшикова И.Н. Психологическая помощь студентам в адаптации к стрессовым воздействиям экзаменационной сессии: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — Ставрополь, 2008. — 25 с.
4. Паршина Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека // Социологические исследования. — 2008. — № 8. — C. 100—106.
5. Репьева Н.Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Психологический журнал ГОУ ВПО АлтГТУ им. И.И. Ползунова. — 2007. — № 7. — С. 30—38.