Научная статья на тему 'Социальная адаптация первокурсников, обучающихся на факультете социальных наук АмГУ, на основе социального партнерства'

Социальная адаптация первокурсников, обучающихся на факультете социальных наук АмГУ, на основе социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
129
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / АКТИВНЫЕ ГРУППЫ / ACTIVE GROUPS / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / FIRST-YEAR STUDENTS / ВУЗ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полевая Наталия Михайловна, Гостева Лилит Завеновна

Поступление в вуз очень важный этап для абитуриента, который требует существенной перестройки, в связи с чем возникает необходимость поиска путей оптимизации процесса адаптации студентов первого курса к процессу обучения по средствам социального партнерства. Социальное партнерство можно рассматривать как качественно новый и эффективный способ взаимодействия в активных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Полевая Наталия Михайловна, Гостева Лилит Завеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION OF THE FIRST-YEAR STUDENTS WHO ARE TRAINED AT FACULTY OF SOCIAL SCIENCES AMGA ON THE BASIS OF SOCIAL PARTNERSHIP

Receipt in higher education institution very important stage for the entrant who demands essential reorganization in this connection there is a need of search of ways of optimization of process of adaptation of first-year students to process of training in means of social partnership. The social partnership can be considered as qualitatively new and effective way of interaction in active groups.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация первокурсников, обучающихся на факультете социальных наук АмГУ, на основе социального партнерства»

УДК 378.01

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК АМГУ, НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

© 2014

Н.М. Полевая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальная работа» Л.З. Гостева, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Социальная работа»

Амурский государственный университет, Благовещенск (Россия)

Аннотация: Поступление в вуз - очень важный этап для абитуриента, который требует существенной перестройки, в связи с чем возникает необходимость поиска путей оптимизации процесса адаптации студентов первого курса к процессу обучения по средствам социального партнерства. Социальное партнерство можно рассматривать как качественно новый и эффективный способ взаимодействия в активных группах.

Ключевые слова: социальная адаптация, социальное партнерство, активные группы, студенты-первокурсники, вуз, учебный процесс.

Поступление в вуз знаменует в жизни абитуриента очень важный этап, который потребует существенной перестройки, как его самого, так и образа жизни. Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, влекущая появление ряда проблем связанных с появлением новых форм обучения, увеличением объема материала, самостоятельной регуляцией своего поведения, сменой места жительства и т. д., иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям [1]. Поэтому период социальной адаптации может на первых порах обусловить сравнительно низкую успеваемость и трудности в общении студентов-первокурсников, в связи с чем, социальная адаптация представляет собой важнейший процесс приспособления студентов, обучающихся на первом курсе, к изменившейся социальной среде на основе совместной, осознанной деятельности по достижению пересекающихся и взаимосвязанных интересов. Социальная адаптация студентов-первокурсников, является основой партнерских взаимоотношений возникающих в процессе обучения в вузе, поэтому в рамках данной темы социальную адаптацию можно рассмотреть как многоуровневую деятельность, осуществляемую на основе социального партнерства. Следует отметить, что под социальным партнерством в ВУЗе понимаются разнообразные формы сотрудничества: с одной стороны, это сотрудничество студентов, преподавателей и других субъектов в учебно-воспитательном процессе в рамках вуза, а с другой стороны, это взаимовыгодное сотрудничество между студентами разных курсов, основанное на собственной инициативе для достижения поставленных целей [3].

Проанализировав состояние проблемы, необходимо выделить несколько направлений, по которым осуществляются исследования: определение трудностей начального этапа обучения и факторов, влияющих на адаптационный процесс, изучались такими исследователями, как А.Д. Андреева, С.А. Гапонова, Л.Н. Гаценко, А.И. Рувинский, JI.A. Ефимова, М.С. Жамкочьян, Ю.А. Кустов, В.И. Курбатова, А.Н. Леонтьев, Р.Л. Шевченко, и др.; выделению уровней адаптации посвящены работы исследователей С.М. Годник, Л.Д. Демина, Р.П. Жданов, А.И. Рувинский, М.М. Ковалева, А.Е. Соловьева, А.В. Смоличев; особенности обучения в ВУЗе изучались Н.Ш. Валеевой, Н.П. Гончарук, в свою очередь различные аспекты социального партнерства рассматривались в работах Г.Ю. Семигина, И.М. Модель, Б.С. Модель, А.В. Соловьева, В.Н. Якимец, В.А. Михеева и т. д.

В предложенной работе авторы постарались проанализировать социальную адаптацию первокурсников в ВУЗе с точки зрения социального партнерства, в которое вовлекаются: преподаватели, кураторы, студенты, а также работники структурных подразделений и т. д.

Для изучения социальной адаптации первокурсников в ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет» был проведен опрос студентов обучающихся на первом курсе факультета социальных наук и преподавателей, а также анализ документов по теме исследования.

По результатам исследовательской работы в дальнейшем будут разработаны рекомендации, направленные на оптимизацию процесса социальной адаптации первокурсников, обучающихся на факультете социальных наук АмГУ, на основе принципов и технологий социального партнерства.

Объектом исследования выступили студенты, обучающиеся на первом курсе факультета социальных наук АмГУ, в свою очередь предметом исследования являлась социальная адаптация первокурсников, обучающихся на факультете социальных наук АмГУ. Анализ социальной адаптации первокурсников, обучающихся на факультете социальных наук АмГУ, построенной на основе социального партнерства - являлся целью исследования.

В связи с поставленной целью были выделены следующие задачи: 1) рассмотреть содержание социального партнерства куратора и академической группы в процессе адаптации первокурсников; 2) проанализировать социальное партнерство между первокурсниками и студентами старших курсов, а также внутригрупповое партнерство первокурсников в процессе адаптации; 3) исследовать социальное партнерство студентов и преподавателей-предметников в процессе адаптации первокурсников;

I Анализ документов по теме исследования (Устав АмГУ, Концепция воспитательной и внеучебной работы; Программа воспитательной и внеучебной деятельности и пр. локальные документы).

В качестве главных сторон социального партнерства в процессе социальной адаптации в ВУЗе выступают: на межгрупповом уровне - группы студентов, студентов и преподавателей, в ходе взаимодействия которых согласовываются требования и ожидания его участников); на межличностном уровне - отдельные индивиды - личности (социальная адаптация личности направлена на восстановление норм, социально-полезных отношений с социальными субъектами, изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности). Названные уровни являются наиболее значимыми, т. к. позволяют реализо-вывать новые механизмы социальной адаптации студентов первого курса к непривычным для них условиям не только в образовательной, но и в бытовой сферах.

Следует отметить, что социальная адаптация студентов-первокурсников на основе социального партнерства в АмГУ является одной из наиболее эффективных стадий начинающихся взаимоотношений студентов первого курса и преподавателей-предметников, кураторов, студентов старших курсов.

В АмГУ реализуются следующие уровни социальной адаптации студентов-первокурсников на основе социального партнерства. Эти уровни можно представить следующим образом.

1 уровень - деятельность, осуществляемая в сфере общественной инициативы в лице ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет»: структурные подразделения вуза (профком, администрация университета, деканат, кафедры и др.); профессорско-пре-

Н.М. Полевая, Л.З. Гостева психолого-педагогическое

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ... направление

подавательский состав (как наемные работники государственного учреждения и участники учебно-воспитательного процесса); студенты (как участники учебно-воспитательного процесса, в т. ч. союз студентов, активы факультетов).

Государственный сектор в лице ФГБОУ ВПО «АмГУ» принимает активную роль в социально-психологической адаптации студентов первокурсников, ставя перед собой следующие задачи: формирование навыков оптимальной организации учебного труда; организация социально-психологической помощи студентам; формирование у студентов общей культуры; ознакомление студентов со структурой вуза, традициями, принятыми нормами обучения.

Перечисленные задачи решаются путем следующей воспитательной работы, проводимой с первокурсниками в АмГУ: организация информационных встреч первокурсников с представителями структурных подразделений (Темы: права и обязанности студентов; правила проживания в общежитии, внутреннего распорядка АмГУ; социальная защита студентов; студенческое самоуправление; внеучебная деятельность вуза); организация информационных встреч первокурсников с представителями студенческого самоуправления; подготовка и проведение конкурса среди академических групп первокурсников «Лучшая группа - 20_г.»; подготовка и проведение конкурса среди кураторов студенческих групп первого курса «Лучший куратор года - 20_г.».

Мероприятия, проводимые на факультетах со студентами первого курса: 1) организация встреч первокурсников по темам: знакомство с группой; внеучебная деятельность АмГУ; основы формирования навыков самостоятельной работы студентов (встреча первокурсников с ведущими преподавателями факультетов); 2) уроки для первокурсников в музее «Наш университет вчера, сегодня, завтра»; 3) проведение анкетирования «Творчески интересы и навыки первокурсников» (формирование студенческого актива на факультете); 4) подготовка и проведение «Посвящения первокурсников в студенты» и т. д.

2 уровень - деятельность общественного сектора в лице студенческих общественных объединений и инициативных групп (общественные организации, волонтерские движения, научные сообщества, группы самопомощи и т. д.).

Союз студентов Амурского государственного университета является добровольной общественной организацией студентов АмГУ, в которую входят любые студенты университета, желающие активно проявлять себя в общественной, культурной, спортивной, творческой жизни университета, а именно: создание условий для вовлечения молодежи в социально-культурную, творческую и общественную жизнь университета; содействие учебной и научной деятельности студентов; решение проблем общежития; создание условий для реализации социально-значимых инициатив молодежи.

В состав Союза студентов входят студенты всех факультетов университета. Координирует и направляет работу Союза - «Совет девяти», который еженедельно заседает для планирования дальнейшей работы и решения возникших проблем. «Совет девяти» представляют самые активные и энергичные студенты от каждого факультета. Управление осуществляется председателем. Структурным подразделением Союза являются комиссии, в которые входят представители от каждого факультета. Комиссии избирают председателей и организуют работу по одному из основных направлений деятельности Союза.

В последние годы активизировалось участие студентов разных курсов в добровольной деятельности т. е. волонтерстве, на благо как общества в целом, так и отдельных его представителей. Студенты-волонтеры, обучающиеся на разных факультетах АмГУ, оказывают услуги тем, кто в них нуждается; выступают защитниками 76

тех, кто не в состоянии защитить себя (клиенты КЦСОН, жильцам Дома Ветеранов, одиноким инвалидам, проживающим в городе и т. д.); работают в комитетах и органах самоуправления по месту жительства; организуют группы само- и взаимопомощи; тем самым участвуя в развитии профессиональной социальной работы, реализуя себя как будущие специалисты (психологи, социальные педагоги, социальные работники и т. д.).

Таким образом, в АмГУ с одной стороны существуют элементы самоуправления в лице Союза студентов, а с другой - действуют различные общественные некоммерческие организации молодежи и для молодежи, в которых принимают активное участие студенты АмГУ: ОО «ТЕМА», ТОФ «Согласие» и пр.

В результате партнерского взаимодействия возможно достижение разного уровня социальной адаптации: высшего, среднего или низкого: в результате самостоятельных действий в рамках общественного договора (устной или письменной договоренности о сотрудничестве в конкретной сфере) отдельных подразделений ВУЗа и действующих на его территории общественных образований, а также непосредственного партнерского взаимодействия обеспечиваются условия для успешного приспособления студентов-первокурсников к условия учебной и внеучебной (научной, спортивной и творческой) деятельности, жизни в общежитии, организации самостоятельной подготовки к учебным занятиям, налаживания эффективного взаимодействия с одногруп-пниками, студентами-старшекурсниками, преподавате-лями-педметниками, другими работниками Амурского государственного университета и пр.

II Опрос студентов обучающихся на первом курсе факультета социальных наук и преподавателей. Принимая во внимание то, что проблема социальной адаптации студентов-первокурсников в ВУЗе на основе социального партнерства мало изучена, и в то же время существует потребность в получении достоверной информации о предмете эмпирического исследования, в ноябре 2014 г. было проведено пилотажное исследование в форме анкетного опроса студентов-первокурсников, обучающихся на факультете социальных наук. В ходе исследования было опрошено 104 студента очной формы обучения, обучающихся по следующим специальностям и направлениям подготовки: «Клиническая психология», «Социология», «Социальная работа», «Психолого-педагогическое образование», «Психология». Выбор данной категории респондентов обусловлен тем, что профессии данного факультета относятся к группе профессий типа «Человек-человек», характерная особенность которых заключается в том, что главное их содержание составляет партнерские отношения между людьми.

Следует отметить, что использованная в ходе исследования анкета состояла из двух тематических блоков, что обусловлено изучением, во-первых, социальной адаптации студентов первокурсников в ВУЗе, а во-вторых, возможностей социального партнерства в процессе социальной адаптации.

Достижение поставленных в данном исследовании задач дало возможность: во-первых, подробно изучить предмет исследования, оценить сложившуюся ситуацию, а также проанализировать, как развивается взаимодействие студентов-первокурсников с одногруппника-ми, студентами старших курсов, преподавателей-предметников, куратором; во-вторых, выяснить, можно ли в настоящее время говорить о сформировавшемся социальном партнерстве в процессе социальной адаптации студентов-первокурсников, и, наконец, определить пути оптимизации такого взаимодействия.

Полученные в ходе опроса данные показали, что подавляющее большинство студентов-первокурсников отметили отличия учебной деятельности в вузе от школьной (95 % опрошенных). В свою очередь, получены данные, свидетельствуют о наличии определенных Карельский научный журнал. 2014. № 4

проблем у первокурсников (49 % - из всех опрошенных студентов отметили, что испытывают трудности в обучении). Среди основных причин, объясняющих существующие проблемы обучения в ВУЗе, студенты выделяют следующие (рисунок 1): большие нагрузки (54 %); слабая школьная подготовка и недостаточное время для сна (37 %); нехватка свободного времени (30 %); психологический фактор и нерациональное питание (25 %).

25% НИ

ладицд^ т

| м% -

ЦШу,- "%

п слабая школьная по дгот овка, не д о ст ат ок вр емени для сна; □нехватка свободного времени.

60° о -50° о -40» о -30» о -20»о -10» о -0»о -

■ одногуппников

0 преподав ателпй-предметников

Я студентов старших курсов

ми старших курсов, а также сотрудничество студентов первого курса с одногруппниками.

В ходе проведения данного исследования содержание результатов анкеты было дополнено результатами, проведенного среди студентов первого курса факультета социальных наук, неформализованного интервью.

Дополнительное обследование студентов первого курса показало, что 58 % первокурсников факультета социальных наук проживает в общежитии, а остальные 42 % на съемных квартирах или с родственниками, что отражено на рисунке 3.

Рисунок 1 - Основные причины, объясняющие существующие у первокурсников факультета социальных наук проблемы обучения в ВУЗе

Необходимо отметить, что суммарный результат ответов на данный вопрос составляет больше 100 %, поскольку студенты выбирали по несколько вариантов ответа.

Снижение успеваемости по отношению к успеваемости в среднем образовательном учреждении наблюдается у 59 % опрошенных студентов, что объясняется следующими трудностями, возникающими в процессе обучения: большим объемом информации для усвоения (60 %); недостатком времени на подготовку к занятиям (57 %); недостатком учебной литературы по некоторым дисциплинам (32 %); большой продолжительностью учебного занятия (15 %); отсутствием интереса к предмету выбранной специальности (10 %); непонятным расписанием и отсутствием тишины в общежитии (6 %); неинтересное изложение материала по отдельным дисциплинам, трудности в общении с куратором, конфликты с преподавателями (4 %).

Для того чтобы справится с трудностями в обучении, студенты считают, что они нуждаются в помощи: одногруппников (57 %); преподавателей-предметников (45 %); студентов старших курсов (39 %), согласно рисунку 2.

Рисунок 2 - Основные субъекты, в чьей помощи нуждаются первокурсники

Необходимо отметить, что 14 % опрошенных студентов-первокурсников считают, что они не нуждаются ни в чьей помощи. Особое внимание необходимо уделить отношениям, складывающимся в группе: из 100 % опрошенных студентов 62 % отметили, что отношения в группе у них сложились достаточно хорошие, 59 % опрошенных студентов решают возникающие проблемы в процессе обучения самостоятельно, 31 % прибегает к помощи друзей, пользуются помощью одногруппников (27 %).

Итак, исследование показало, что процесс социальной адаптации студентов-первокурсников осуществляется по четырем направлениям, основой которых является социальное партнерство студентов первого курса с куратором, преподавателями-предметниками, студента-

Рисунок 3 - Соотношение количества студентов, проживающих в общежитии и студентов, проживающих на съемных квартирах или с родственниками

Социальное партнерство студентов первого курса и студентов старших курсов, проживающих в общежитии осуществляется на достаточно высоком уровне, этому способствует совместное проживание студентов разных курсов и направлений подготовки в одном общежитии, в свою очередь социальное партнерство студентов первого курса проживающих на съемных квартирах или с родственниками со студентами старших курсов осуществляется слабо, т.к. в учебное время студенты-первокурсники практически не имеют возможности тесно сотрудничать с представителями старших курсов.

Опрос кураторов показал низкую активность студентов-первокурсников в участии в дополнительных вне учебных мероприятиях, организуемых для них (особенно это касается направлений подготовки «Социология», «Социальная работа» и «Психология»).

По словам кураторов, если в начале учебного года (сентябрь-октябрь) студенты-первокурсники с интересом и готовностью откликаются на предложения о проведении мероприятий, ориентированных на знакомство, сплочение группы, успешную адаптацию к учебному процессу, то позже интерес к ним падает: наблюдается низкая явка студентов, отказ посещать «необязательные акции» и пр. Активизация происходит лишь в предсес-сионный и сессионный период, когда студенты первого курса сталкиваются с проблемами сдачи зачетов, получения «допуска» к сессии и подготовка к экзаменам.

Преподаватели-предметники также отмечают, что в процессе общения со студентами первого курса у них возникают проблемы связанные с активностью студентов и неспособностью внимательно работать всю пару, с тяжелым восприятием лекционного материала студентами, с опозданием на пары всей группы из-за неправильного чтения двух недельного расписания и т. д. Резюмируя все выше изложенное, можно сказать, что все эти проблемы вызваны поведением не адаптировавшихся студентов первого курса к новым формам обучения в вузе (неспособность приспособится к организации учебного процесса, к расписанию и т. д.).

В целом полученные в ходе исследования данные подтвердили гипотезу о том, что в процессе социальной адаптации первокурсников в ВУЗе используются отдельные механизмы социального партнерства между выделенными группами субъектов (сами студенты и их преподаватели), однако не все студенты и преподаватели ориентированы на осуществление партнерского взаимодействия друг с другом: отдельные студенты вообще не склонны к сотрудничеству с кем-либо, кроме того, преподаватели-предметники зачастую своим пове-

дением провоцируют отказ от сотрудничества с ними со стороны студентов.

На основе анализа результатов ответов студентов-первокурсников было выявлено, что проблема социального партнерства в процессе социальной адаптации студентов-первокурсников весьма актуальна, что требует более глубокой разработки методических рекомендаций по социальной адаптации студентов первого курса на основе социального партнерства.

Таким образом, в процессе проведения исследования были решены поставленные задачи, в связи, с чем можно сделать следующие выводы:

1) главными задачами куратора в работе с первокурсниками является: разрешение возникающих конфликтов; проведение культурно-досуговой деятельности; знакомство с расписанием; а также информирование о деятельности кафедры, факультета, вуза; Данный блок работы в ФГБОУ ВПО «АмГУ» наиболее проработан, обеспечен методическими пособиями и рекомендациями, для проведения встречи кураторов с первокурсниками выделено отдельное время в расписании. Однако студенты пассивно воспринимают инициативы куратора и именно в данном направлении необходимо продолжать работу;

2) внутригрупповое партнерство осуществляется на достаточно высоком уровне, что обусловлено общностью интересов первокурсников, а также наличием одинаковых проблем возникающих в процессе обучения;

3) в свою очередь, социальное партнерство между первокурсниками и старшими курсами осуществляется

в форме информирования об интересующих вопросах касающихся обучения и передачи основных студенческих традиций;

4) социальное партнерство преподавателей-предметников и студентов-первокурсников, выражается в оказании всесторонней помощи по изучаемым дисциплинам.

Проведенное нами исследование подтверждает, что одним из путей оптимизации социальной адаптации студентов первокурсников в вузе является социальное партнерство. Рамки настоящего исследования достаточно ограничены, а исследуемый вопрос является сложным и многогранным, что обеспечивает дальнейшие перспективы настоящего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богачкина Н.А. Актуальные проблемы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в среднем педагогическом образовательном учреждении : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2000. 197 с. РГБ ОД, 61:01-13/1724-3.

2. Нагоркина О.В. Социально-психологическая адаптация студентов в вузе в условиях развития студенческого самоуправления : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05. Саратов, 2006. 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-19/527.

3. Ткаченко В.В. Социальное партнерство как социальная технология // Научные материалы для подготовки специалистов социальной сферы. Выпуск 1.

Благовещенск: АмГУ, 2003. С. 107-109.

SOCIAL ADAPTATION OF THE FIRST-YEAR STUDENTS WHO ARE TRAINED AT FACULTY OF SOCIAL SCIENCES AMGA ON THE BASIS OF SOCIAL PARTNERSHIP

© 2014

N.M. Polevayа, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Social Work» L.Z. Gosteva, candidate of medical sciences, associate professor of the chair «Social Work»

Amur State University, Blagoveshchensk (Russia)

Annotation: Receipt in higher education institution - very important stage for the entrant who demands essential reorganization in this connection there is a need of search of ways of optimization of process of adaptation of first-year students to process of training in means of social partnership. The social partnership can be considered as qualitatively new and effective way of interaction in active groups.

Keywords: social adaptation, social partnership, active groups, first-year students, higher education institution, educational process.

УДК 159.9:658.3.1

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПАТОЛОГИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА (НА ПРИМЕРЕ СЛУЖБЫ ЗАГСА)

© 2014

Г.Г. Семенова-Полях, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии развития и психофизиологии» А.А. Кабирова, магистр психологии, ассистент кафедры «Психологии труда и предпринимательства»

Институт экономики, управления и права, Казань, (Россия)

Аннотация: В статье эмпирически обоснована зависимость лояльности персонала от организационных патологий (на примере службы ЗАГСа). Показаны различные аспекты проявления лояльности сотрудников данной службы, а также характерные отклонения в функционировании данной организации.

Ключевые слова: организация, лояльность персонала, приверженность персонала, организационные патологии, управленческие решения, организационные отношения, организационная структура, служба ЗАГСа.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном бизнесе при прочих равных условиях именно человеческий капитал создает платформу для эффективной конкуренции компании на рынке услуг. Бытует мнение, что успех предприятия на 75% определяется прежде всего отношением работников к своей организации, их 1лояльностью. Однако, как показывает анализалитера-туры (Л.Г. Почебут [1], К.В. Харский [2]), несмотря на социальную востребованность и практическую значимость, теория организационной лояльности в нашейп-стране развита недостаточно. В то время как за рубежом данной проблеме уделяется гораздо больше внимания (Н. Аллен, Дж. Мейер, К. Брэддик [3]). Это определяет-

ся интересомп1к возможности предсказания текучести кадровпи 1убежденностью в выгодностип преданного сотрудника, нежели нелояльного 1или безразличного (В.И. Доминяк [4]).

Особенно остро этот вопрос стоит в системе государственного менеджмента. Поскольку недоучет эмоционально-личностного отношения персонала к своей организации (государственной службе) сводит на нет попытки ее модернизации, предпринимаемые в последние годы в России, н-р, в системах здравоохранения, сельского хозяйства и др. Неэффективность деятельности сотрудников госслужб - системы исполнительного апарата - обуславливает недоверие граждан России своему государству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.