фликта; правильно использовать предпосылки разрешения конфликта; быть готовым к решению конфликта в профессиональной деятельности.
* Медведев В. С. Проблемы профессиональной деформации работников ОВД (теоретические и практические
аспекты) : монография. Киев,1996. 192 с. ; Караваев А. Ф., Марьин М. И., Петров В. Е. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности сотрудников ОВД : учеб. пособие. Омск, 2007. 168 с. ; Караваев А. Ф., Антилогова Л. Н. Конфликтология : курс лекций. Омск, 2008. 198 с. ; Бандурка А. М., Друзь В. А. Конфликтология. Харьков, 1997. 120 с.
УДК 378 37.09 159.9
К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ СТРЕССА НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА
С. В. Бабурин, Э. В. Зауторова
Статья посвящена влиянию стресса на учебную деятельность курсантов-первокурсников. Специфика ведомственного вуза требует от обучающихся большой выдержки и нервно-психической устойчивости. В связи с этим важным является профилактика негативных эмоций, возникающих под влиянием стресса, обучение курсантов приемам и навыкам регуляции собственных психических состояний..
Ключевые слова: стресс, учебная деятельность, курсант первого курса, обучение в ведомственном вузе, профилактика негативных состояний личности.
В последнее время отмечается ускорение темпа жизни, нехватка времени, ощущение давления необходимости постоянных достижений в учебной и профессиональной сфере, что способствует увеличению числа людей, находящихся в состоянии хронического раздражения и утомления. Чрезмерно сильное и длительное психологическое или физиологическое напряжение, эмоциональная перегрузка нервной системы приводят человека к стрессу, который может проявляться в дезорганизации его деятельности, нарушениях в поведении и др. Группу риска составляют лица, которые оказываются беззащитными перед стрессовыми ситуациями. В первую очередь к ним относятся обучающиеся, особенно те, кто еще вчера сидел за школьной партой, а сегодня является студентом. Это не только радость, но и достаточно напряженное время. Для первокурсника обучение по любой научной дисциплине представляет по сравнению со школьными занятиями другой вид деятельности. Новизна не только в содержании изучаемых дисциплин, но и в их организации, способах взаимодействия с преподавателями, работе с источниками информации. Непривычными становятся формы и методы обучения, режим жизни и деятельности. Резко возрастают по сравнению со школой требования к самостоятельности в целом и к самостоятельной работе в частности.
Особенно трудно адаптироваться вчерашнему школьнику к образовательной среде ведомственного вуза, имеющей ярко выраженную специфику. Например, доминирование внешне заданного управленческого и организационного начал, предполагающих жесткую регламентацию образовательного процесса, отношений курсантов с иными субъектами (препо-
давателями, командирами); определенные дисциплинарные требования, а также наличие ситуаций постоянного напряжения, волевых проявлений, требует выдержки, нервно-психической устойчивости. При этом курсанты длительное время находятся на замкнутой территории, с четким регламентом, постоянно взаимодействуя друг с другом и т. д. 1
Важным является и тот факт, что с первых лет обучения курсантов ориентируют на соблюдение норм и правил этики органов внутренних дел. В таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы, нравственность и общая культура человека приобретают особую значимость 2. Курсант со слабыми адаптационными способностями может тяжело переживать испытания, вызванные условиями обучения в ведомственном вузе, и всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса у первокурсника.
Существует множество исследований, рассматривающих особенности учебной деятельности студентов различных вузов и их изменение на разных курсах. Несмотря на то, что стресс обычно рассматривается как негативное явление, часть исследователей говорят о его позитивном влиянии на личностный рост человека. При этом отмечается, что при благоприятных условиях стрессовое состояние может трансформироваться в оптимальное состояние (известный исследователь в данной области Г. Селье говорит в этой связи о «позитивном стрессе»), а при неблагоприятных — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которой характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
Стресс способен нарушить когнитивные функции обучающегося, он снижает способность думать, решать проблемы, распознавать знакомые сочетания элементов и взаимосвязи. В этом состоянии первокурсники с трудом воспринимают учебные задачи, теряют интерес к изучению учебного материала и к обучению вообще. Увеличение объема информации, рост информационных перегрузок может также стать причиной психологических срывов и нервного истощения. Стресс в виде страха мешает курсантам достичь успеха в учебной деятельности, уменьшает их готовность выдерживать сомнения и неопределенность, которые возникают в любом сложном учебном процессе.
Мы знаем, что стресс особенно вреден в тех случаях, когда он связан с ощущением беспомощности.
В этом состоянии страдают не только функциональные способности нашего мозга, страдает и тело: подвергается негативному влиянию стресса общее состояние здоровья и иммунная система человека, что оказывает отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека, провоцируя проявления и обострения различных заболеваний.
Например, на экзамене обучающиеся часто не только испытывают страх и ощущают психическое напряжение, но у многих из них наблюдается снижение иммунитета (уменьшение количества Т-хелперов — клеток иммунной системы) 3. При этом наблюдалось, что большинство курсантов на экзамене находятся в достаточно активном состоянии, они проявляли готовность к предстоящей работе и имели оптимистический настрой. Усиление активности происходило в первую очередь за счет роста потребности в безопасности. Негативное влияние экзаменационного стресса особенно отражается на таких параметрах личности, как общее самочувствие и настроение 4 . У большинства курсантов наблюдается уменьшение стремления к саморазвитию и самоактуализации.
В педагогической практике встречаются такие примеры, когда подготовленный студент не может составить ответ на экзамене, но уже в другой обстановке хорошо рассказывает содержание вопроса. Вероятно, это следствие умственной перегрузки в результате добросовестного стремления усвоить учебный материал во всем объеме, при этом у обучающегося отсутствуют навыки рациональной работы, распределения своих сил в интенсивном умственном труде. Исследователи заметили, что чем сильнее обучающиеся ощущают угрозу и беспомощность, тем ярче у них могут отмечаться такие проявления, как регрессивное поведение, конфликты, агрессия. Вместе с тем следует заметить, что само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека и оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется.
На базе Вологодского института права и экономики ФСИН России было проведено тестирование курсантов-первокурсников на предмет выяснения уровня их нервно-психической устойчивости, готовности к стрессовым ситуациям в учебной деятельности. Методика разработана в ЛВМА им. С. М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их проявления и развития в поведении и деятельности человека.
Результаты показали, что среди курсантов, обучающихся на первом курсе психологического и инженерно-экономического факультетов, распределение показателей нервно-психической устойчивости выглядит следующим образом: норма — 70%, ниже нормы — 22%, результаты недостоверны у 8% обу-
чающихся. В связи с этим организаторам педагогического процесса в ведомственном вузе необходимо построить процесс обучения таким образом, чтобы создать условия для эффективной учебной деятельности курсантов. Важным является формирование готовности обучающихся к самостоятельной работе, необходимой для успешного управления своей учебной деятельностью и творческой самореализацией в течение всего времени обучения в институте.
Профилактика негативного настроения курсантов ведомственного вуза, возникающего под влиянием стресса, возможна, если обучать их приемам и навыкам регуляции собственных психических состояний. В связи с этим нами был разработан факультативный спецкурс «Управление стрессом», знакомство с которым целесообразно осуществлять в первом учебном семестре. Его основной целью является обучение курсантов приемам и методам управления своим эмоциональным состоянием. В результате занятий участники овладевают простым и действенным инструментарием по поддержанию и восстановлению своего психического здоровья, влияющего на их настроение, работоспособность и учебную деятельность.
Спецкурс рассчитан на 20 аудиторных часов, из которых 6 лекций, 6 семинаров, 8 практических занятий. Спецкурс реализуется по этапам: 1. Подготовительный этап. Информирование курсантов о проводимых и планируемых мероприятиях. Здесь определяются методики оценки эффективности процесса, осуществляется разработка наглядных материалов для реализации спецкурса. 2. Диагностический этап. Осуществляется подбор диагностического инструментария для выявления степени стрессоустой-чивости личности. При этом важно установить наличие проблем в учебной деятельности, помогать осуществлять системный анализ индивидуальных качеств курсантов. 3. Стартово-мотивационный этап. Активное вовлечение первокурсников в различные виды деятельности, разнообразные формы проведения занятий (интерактивные лекции, групповые дискуссии, диагностические процедуры (тесты), психотехнические упражнения, психогимнастика, индивидуальная работа участников и др.), с обязательным выполнением условия добровольности и их личного желания. 4. Содержательно-деятельностный этап. В этот период существенным является органическое сочетание информационно-просветительской работы и коррекционных практических мероприятий. Обучающийся активно участвует во всех видах деятельности и процедурах, предложенных ему, и сам приходит к выводам и заключениям, которые помогут ему поменять свое поведение и отношение к трудным ситуациям в жизни. 5. Рефлексивный этап. Ориентирует на оценку и осмысление изменений в эмоциональной сфере личности, характере и поведении человека. Курсант может самостоятельно оценить свое состояние, видеть достоинства и недостатки отдельно взятой жизненной ситуации.
В программу включены такие темы, как «Стрессо-генные факторы. Симптомы стресса», «Стресс и дистресс», «Научные факты и бытовые мифы о стрессе», «Анализ причин стрессов в современном мире», «Последствия стресса. Психологические и физиологические причины стресса», «Твой порог чувствительности к стрессу», «Диагностика собственного уровня стресса», «Работа с неприятными жизненными ситуациями», «Анатомия уверенности. Умение держать удар» и др.
Основное внимание отводится практическим занятиям, на которых курсанты изучают методы защиты собственного эмоционального состояния от влияния эмоций других, учатся, как не «заразить» себя чужой эмоцией, распознавать собственные и чужие эмоции. Важным в обучении является изучение методов профилактики стресса и управления собственным эмоциональным состоянием. Студенты пробуют применять различные психотехнические методы: «дыхательные», «техники поиска ресурсных состояний», «медитативные», «рисуночные», «методы позитивного мышления», «методы гештальт-терапии» и др. На занятиях также успешно идет обучение экспресс-методам: выход из стрессовых состояний, создание индивидуальных программ самопомощи и профилактики стресса, эффективная работа в ситуации пос тоян ного напряжения, методы расслабления и восстановления.
Частота встреч участников изучения спецкурса «Управление стрессом» — один раз в неделю. Вместе с тем данная программа предполагает вариативность, она может реализовываться как самостоятельная, а также выступать составной частью комплексной программы, например, в рамках такой дисциплины, как «Обучение учению». Программа спецкурса также предусматривает возможность изменения
объема материала, содержания и последовательности тем. Содержание занятий может варьироваться в зависимости от степени подготовленности курсантов-первокурсников к восприятию программного материала.
Ожидаемые результаты освоения программы спецкурса отражают совокупную характеристику готовности обучающихся к освоению приемов и методов управления своим состоянием, «выравнивания» эмоционального настроения в сложных учебных и жизненных ситуациях.
Таким образом, следует принимать во внимание тот факт, что под воздействием стресса обучающийся может терять способность воспринимать самого себя и окружение во всех нюансах, не испытывать желания работать над задачами, требующими быстрого решения, творческого подхода и свободного мышления. Здесь возникает необходимость психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности курсантов первых курсов ведомственного вуза с целью поддержания и увеличения их положительного настроя к обучению, овладения ими навыков управления своими стрессовыми состояниями.
1 Мещерякова Е. И. Особенности влияния образовательной среды ведомственного вуза на профессионально-личностное самоопределение курсантов // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 4. С. 172-175.
2 Шеховцова Е. В. Формирование профессиональных установок будущих правоохранителей // Психопедагогика в правоохранительной деятельности. 2014. № 2(57). С. 9.
3 URL: http://psyera.ru/3013/stress-i-obuchenie (дата обращения: 27.11.2014).
4 Щербатых Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса : автореф. ... дис. докт. биолог. наук. СПб., 2001. 32 с.