Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии стресса на учебную деятельность курсантов первого курса ведомственного вуза'

К вопросу о влиянии стресса на учебную деятельность курсантов первого курса ведомственного вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
713
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСАНТ ПЕРВОГО КУРСА / ОБУЧЕНИЕ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ / ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ / FIRST-YEAR CADET’S STUDYING / PREVENTION OF PERSON’S NEGATIVE STATES / STRESS / PECULIARITIES OF STUDYING AT A MINISTERIAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабурин Сергей Витальевич, Зауторова Эльвира Викторовна

Статья посвящена влиянию стресса на учебную деятельность курсантов-первокурсников. Специфика ведомственного вуза требует от обучающихся большой выдержки и нервно-психической устойчивости. В связи с этим важным является профилактика негативных эмоций, возникающих под влиянием стресса, обучение курсантов приемам и навыкам регуляции собственных психических состояний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабурин Сергей Витальевич, Зауторова Эльвира Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stress impact on learning of first-year cadets at a ministerial higher educational institution

The article is devoted to the problem of the impact stress has on the first-year cadets’ learning. Peculiarities of studying at a ministerial higher educational institution require great self-control and mental steadiness. The authors underline that it is important to prevent cadets’ negative emotions resulting from stress, teach them methods and skills of regulating their own mental states.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии стресса на учебную деятельность курсантов первого курса ведомственного вуза»

фликта; правильно использовать предпосылки разрешения конфликта; быть готовым к решению конфликта в профессиональной деятельности.

* Медведев В. С. Проблемы профессиональной деформации работников ОВД (теоретические и практические

аспекты) : монография. Киев,1996. 192 с. ; Караваев А. Ф., Марьин М. И., Петров В. Е. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности сотрудников ОВД : учеб. пособие. Омск, 2007. 168 с. ; Караваев А. Ф., Антилогова Л. Н. Конфликтология : курс лекций. Омск, 2008. 198 с. ; Бандурка А. М., Друзь В. А. Конфликтология. Харьков, 1997. 120 с.

УДК 378 37.09 159.9

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ СТРЕССА НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

С. В. Бабурин, Э. В. Зауторова

Статья посвящена влиянию стресса на учебную деятельность курсантов-первокурсников. Специфика ведомственного вуза требует от обучающихся большой выдержки и нервно-психической устойчивости. В связи с этим важным является профилактика негативных эмоций, возникающих под влиянием стресса, обучение курсантов приемам и навыкам регуляции собственных психических состояний..

Ключевые слова: стресс, учебная деятельность, курсант первого курса, обучение в ведомственном вузе, профилактика негативных состояний личности.

В последнее время отмечается ускорение темпа жизни, нехватка времени, ощущение давления необходимости постоянных достижений в учебной и профессиональной сфере, что способствует увеличению числа людей, находящихся в состоянии хронического раздражения и утомления. Чрезмерно сильное и длительное психологическое или физиологическое напряжение, эмоциональная перегрузка нервной системы приводят человека к стрессу, который может проявляться в дезорганизации его деятельности, нарушениях в поведении и др. Группу риска составляют лица, которые оказываются беззащитными перед стрессовыми ситуациями. В первую очередь к ним относятся обучающиеся, особенно те, кто еще вчера сидел за школьной партой, а сегодня является студентом. Это не только радость, но и достаточно напряженное время. Для первокурсника обучение по любой научной дисциплине представляет по сравнению со школьными занятиями другой вид деятельности. Новизна не только в содержании изучаемых дисциплин, но и в их организации, способах взаимодействия с преподавателями, работе с источниками информации. Непривычными становятся формы и методы обучения, режим жизни и деятельности. Резко возрастают по сравнению со школой требования к самостоятельности в целом и к самостоятельной работе в частности.

Особенно трудно адаптироваться вчерашнему школьнику к образовательной среде ведомственного вуза, имеющей ярко выраженную специфику. Например, доминирование внешне заданного управленческого и организационного начал, предполагающих жесткую регламентацию образовательного процесса, отношений курсантов с иными субъектами (препо-

давателями, командирами); определенные дисциплинарные требования, а также наличие ситуаций постоянного напряжения, волевых проявлений, требует выдержки, нервно-психической устойчивости. При этом курсанты длительное время находятся на замкнутой территории, с четким регламентом, постоянно взаимодействуя друг с другом и т. д. 1

Важным является и тот факт, что с первых лет обучения курсантов ориентируют на соблюдение норм и правил этики органов внутренних дел. В таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы, нравственность и общая культура человека приобретают особую значимость 2. Курсант со слабыми адаптационными способностями может тяжело переживать испытания, вызванные условиями обучения в ведомственном вузе, и всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса у первокурсника.

Существует множество исследований, рассматривающих особенности учебной деятельности студентов различных вузов и их изменение на разных курсах. Несмотря на то, что стресс обычно рассматривается как негативное явление, часть исследователей говорят о его позитивном влиянии на личностный рост человека. При этом отмечается, что при благоприятных условиях стрессовое состояние может трансформироваться в оптимальное состояние (известный исследователь в данной области Г. Селье говорит в этой связи о «позитивном стрессе»), а при неблагоприятных — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которой характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Стресс способен нарушить когнитивные функции обучающегося, он снижает способность думать, решать проблемы, распознавать знакомые сочетания элементов и взаимосвязи. В этом состоянии первокурсники с трудом воспринимают учебные задачи, теряют интерес к изучению учебного материала и к обучению вообще. Увеличение объема информации, рост информационных перегрузок может также стать причиной психологических срывов и нервного истощения. Стресс в виде страха мешает курсантам достичь успеха в учебной деятельности, уменьшает их готовность выдерживать сомнения и неопределенность, которые возникают в любом сложном учебном процессе.

Мы знаем, что стресс особенно вреден в тех случаях, когда он связан с ощущением беспомощности.

В этом состоянии страдают не только функциональные способности нашего мозга, страдает и тело: подвергается негативному влиянию стресса общее состояние здоровья и иммунная система человека, что оказывает отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека, провоцируя проявления и обострения различных заболеваний.

Например, на экзамене обучающиеся часто не только испытывают страх и ощущают психическое напряжение, но у многих из них наблюдается снижение иммунитета (уменьшение количества Т-хелперов — клеток иммунной системы) 3. При этом наблюдалось, что большинство курсантов на экзамене находятся в достаточно активном состоянии, они проявляли готовность к предстоящей работе и имели оптимистический настрой. Усиление активности происходило в первую очередь за счет роста потребности в безопасности. Негативное влияние экзаменационного стресса особенно отражается на таких параметрах личности, как общее самочувствие и настроение 4 . У большинства курсантов наблюдается уменьшение стремления к саморазвитию и самоактуализации.

В педагогической практике встречаются такие примеры, когда подготовленный студент не может составить ответ на экзамене, но уже в другой обстановке хорошо рассказывает содержание вопроса. Вероятно, это следствие умственной перегрузки в результате добросовестного стремления усвоить учебный материал во всем объеме, при этом у обучающегося отсутствуют навыки рациональной работы, распределения своих сил в интенсивном умственном труде. Исследователи заметили, что чем сильнее обучающиеся ощущают угрозу и беспомощность, тем ярче у них могут отмечаться такие проявления, как регрессивное поведение, конфликты, агрессия. Вместе с тем следует заметить, что само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека и оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется.

На базе Вологодского института права и экономики ФСИН России было проведено тестирование курсантов-первокурсников на предмет выяснения уровня их нервно-психической устойчивости, готовности к стрессовым ситуациям в учебной деятельности. Методика разработана в ЛВМА им. С. М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их проявления и развития в поведении и деятельности человека.

Результаты показали, что среди курсантов, обучающихся на первом курсе психологического и инженерно-экономического факультетов, распределение показателей нервно-психической устойчивости выглядит следующим образом: норма — 70%, ниже нормы — 22%, результаты недостоверны у 8% обу-

чающихся. В связи с этим организаторам педагогического процесса в ведомственном вузе необходимо построить процесс обучения таким образом, чтобы создать условия для эффективной учебной деятельности курсантов. Важным является формирование готовности обучающихся к самостоятельной работе, необходимой для успешного управления своей учебной деятельностью и творческой самореализацией в течение всего времени обучения в институте.

Профилактика негативного настроения курсантов ведомственного вуза, возникающего под влиянием стресса, возможна, если обучать их приемам и навыкам регуляции собственных психических состояний. В связи с этим нами был разработан факультативный спецкурс «Управление стрессом», знакомство с которым целесообразно осуществлять в первом учебном семестре. Его основной целью является обучение курсантов приемам и методам управления своим эмоциональным состоянием. В результате занятий участники овладевают простым и действенным инструментарием по поддержанию и восстановлению своего психического здоровья, влияющего на их настроение, работоспособность и учебную деятельность.

Спецкурс рассчитан на 20 аудиторных часов, из которых 6 лекций, 6 семинаров, 8 практических занятий. Спецкурс реализуется по этапам: 1. Подготовительный этап. Информирование курсантов о проводимых и планируемых мероприятиях. Здесь определяются методики оценки эффективности процесса, осуществляется разработка наглядных материалов для реализации спецкурса. 2. Диагностический этап. Осуществляется подбор диагностического инструментария для выявления степени стрессоустой-чивости личности. При этом важно установить наличие проблем в учебной деятельности, помогать осуществлять системный анализ индивидуальных качеств курсантов. 3. Стартово-мотивационный этап. Активное вовлечение первокурсников в различные виды деятельности, разнообразные формы проведения занятий (интерактивные лекции, групповые дискуссии, диагностические процедуры (тесты), психотехнические упражнения, психогимнастика, индивидуальная работа участников и др.), с обязательным выполнением условия добровольности и их личного желания. 4. Содержательно-деятельностный этап. В этот период существенным является органическое сочетание информационно-просветительской работы и коррекционных практических мероприятий. Обучающийся активно участвует во всех видах деятельности и процедурах, предложенных ему, и сам приходит к выводам и заключениям, которые помогут ему поменять свое поведение и отношение к трудным ситуациям в жизни. 5. Рефлексивный этап. Ориентирует на оценку и осмысление изменений в эмоциональной сфере личности, характере и поведении человека. Курсант может самостоятельно оценить свое состояние, видеть достоинства и недостатки отдельно взятой жизненной ситуации.

В программу включены такие темы, как «Стрессо-генные факторы. Симптомы стресса», «Стресс и дистресс», «Научные факты и бытовые мифы о стрессе», «Анализ причин стрессов в современном мире», «Последствия стресса. Психологические и физиологические причины стресса», «Твой порог чувствительности к стрессу», «Диагностика собственного уровня стресса», «Работа с неприятными жизненными ситуациями», «Анатомия уверенности. Умение держать удар» и др.

Основное внимание отводится практическим занятиям, на которых курсанты изучают методы защиты собственного эмоционального состояния от влияния эмоций других, учатся, как не «заразить» себя чужой эмоцией, распознавать собственные и чужие эмоции. Важным в обучении является изучение методов профилактики стресса и управления собственным эмоциональным состоянием. Студенты пробуют применять различные психотехнические методы: «дыхательные», «техники поиска ресурсных состояний», «медитативные», «рисуночные», «методы позитивного мышления», «методы гештальт-терапии» и др. На занятиях также успешно идет обучение экспресс-методам: выход из стрессовых состояний, создание индивидуальных программ самопомощи и профилактики стресса, эффективная работа в ситуации пос тоян ного напряжения, методы расслабления и восстановления.

Частота встреч участников изучения спецкурса «Управление стрессом» — один раз в неделю. Вместе с тем данная программа предполагает вариативность, она может реализовываться как самостоятельная, а также выступать составной частью комплексной программы, например, в рамках такой дисциплины, как «Обучение учению». Программа спецкурса также предусматривает возможность изменения

объема материала, содержания и последовательности тем. Содержание занятий может варьироваться в зависимости от степени подготовленности курсантов-первокурсников к восприятию программного материала.

Ожидаемые результаты освоения программы спецкурса отражают совокупную характеристику готовности обучающихся к освоению приемов и методов управления своим состоянием, «выравнивания» эмоционального настроения в сложных учебных и жизненных ситуациях.

Таким образом, следует принимать во внимание тот факт, что под воздействием стресса обучающийся может терять способность воспринимать самого себя и окружение во всех нюансах, не испытывать желания работать над задачами, требующими быстрого решения, творческого подхода и свободного мышления. Здесь возникает необходимость психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности курсантов первых курсов ведомственного вуза с целью поддержания и увеличения их положительного настроя к обучению, овладения ими навыков управления своими стрессовыми состояниями.

1 Мещерякова Е. И. Особенности влияния образовательной среды ведомственного вуза на профессионально-личностное самоопределение курсантов // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 4. С. 172-175.

2 Шеховцова Е. В. Формирование профессиональных установок будущих правоохранителей // Психопедагогика в правоохранительной деятельности. 2014. № 2(57). С. 9.

3 URL: http://psyera.ru/3013/stress-i-obuchenie (дата обращения: 27.11.2014).

4 Щербатых Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса : автореф. ... дис. докт. биолог. наук. СПб., 2001. 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.