УДК 159:343.123.12
I СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД | В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
О. Ю. Закерничная
Освещаются основные результаты эмпирического исследования поведения сотрудников в конфликтных ситуациях, представлен авторский тренинг, направленный на совершенствование стиля поведения в конфликтных ситуациях оперативно-служебной деятельности.
Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, конфликты в правоохранительной деятельности, стиль поведения, тренинговые технологии.
Конфликты являются постоянным спутником общественного развития, сопровождая жизнь людей как повседневный его фактор. Они стали предметом изучения различных социальных научных теорий, в частности социологии, психологии, политологии, экономики и др. Несмотря на существование большого количества научных разработок в этом направлении, проблема не решена в полном объеме, хотя уже и создана определенная фактологическая основа для дальнейшего исследования, обоснования новых подходов и концепций.
Проблемам стиля поведения в конфликтных ситуациях в деятельности сотрудников органов внутренних дел посвящены работы В. Г. Андро-сюка, О. Я. Баева, В. Л. Васильева, Б. Ф. Водолазско-го, Г. Г. Доспулова, А. В. Дульной, Н. И. Клименко, В. Е. Коноваловой, В. Г. Лукашевича, А. Г. Ратинова, Л. Б. Филонова, где анализировались вопросы общения в конфликтных ситуациях. Однако указанные авторы не ставили перед собой цели раскрыть в полной мере сущность, причины и структуру конфликтных ситуаций, механизмы установления контакта и психологического воздействия в процессе оперативно-служебной деятельности. Пока не создано научно обоснованных рекомендаций по разрешению конфликтов в деятельности правоохранительных органов, методов урегулирования противоречий, методов и средств установления сотрудничества между участниками профессионального взаимодействия. Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности данной проблемы и определили выбор направления научного исследования.
Одной из особенностей поведения является стиль, который должен быть динамичным. В зависимости от ситуаций на стили влияют различного рода состояния: адекватность восприятия сторонами конфликта, т. е. достаточно точная, не искаженная личными пристрастиями оценка поступков, намерений, желаний как оппонента, так и своих собственных; открытость и эффективность общения, готовность ко всестороннему обсуждению проблемы, когда участники честно высказывают свое видение того, что происходит, и путь выхода из конфликтной ситуации; создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества *.
Стиль поведения сотрудника ОВД представляет собой относительно устойчивую совокупность прие-
мов и средств взаимодействия, направленных на положительное разрешение конфликтных ситуаций. При определении и характеристике основных стилей поведения в конфликтных ситуациях целесообразно опираться на классическую классификацию К. Томаса. Согласно этой классификации можно выделить пять основных стилей поведения в конфликтных ситуациях: конкуренция, уклонение, приспособление, компромисс и сотрудничество. Для изучения стиля поведения сотрудников органов внутренних дел в конфликтных ситуациях нами проведено эмпирическое исследование среди действующих и будущих (курсантов) правоохранителей (181 человек).
Исследование базировалось на релевантном инструментарии, в который входили методики Т. Элер-са, С. Розенцвейга, К. Томаса, Х. Спилбергера, Т. Лири.
Основные результаты исследования среди действующих сотрудников заключаются в следующем: типы реагирования обусловлены резкой тенденцией к такому стилю поведения, как приспособление в конфликтных ситуациях, и значительным снижением типологического реагирования № (с фиксацией на разрешении проблемы), прослеживается умеренная ин-трапунитивная тенденция I.
Анализ результатов исследования среди курсантов показал, что укрепление тенденции к сотрудничеству (шкала 7 по методике Лири) связано с повышением показателей стажа и приспособления как стиля поведения в конфликтной ситуации; число проявлений подчиняемости (шкала 5 по методике Лири) повышается также в соответствии с показателями стажа и приспособления.
Значимых различий среди действующих сотрудников и курсантов не обнаружено.
Обобщенные результаты стилей поведения свидетельствуют:
— чем больше склонность к избеганию как стилю поведения в конфликтной ситуации, тем меньше проявление склонности к соперничеству, сотрудничеству и приспособлению;
— чем более выражена тенденция к стратегии избегания, тем больше склонность к экстрапунитив-ной реакции;
— с увеличением стажа по должности наблюдается преимущественное применение стиля поведения приспособления в конфликтных ситуациях;
— по показателю среднеарифметического значения лидируют две стратегии поведения в конфликтных ситуациях: компромисс и избегание.
В целях совершенствования стиля поведения в конфликтных ситуациях нами разработана и апробирована тренинговая программа с участием экспериментальной группы численностью 12 сотрудников. Общий объем трехдневного тренинга составил 24 часа, он включает 12 сессий. Результаты апробации показали повышение компетентности по выбору оптимального стиля поведения в конфликтных ситуациях, направленность на решение конфликта в интересах оперативно-служебной деятельности, склонность
к динамическому изменению стиля поведения в зависимости от течения конфликтной ситуации.
Проблемы конфликтности у работников органов внутренних дел мы обобщали в контексте тренинга жизненных умений — три основные модели, определяющие своеобразие подхода к его участникам. Первая модель опирается на семь категорий жизненных умений: решения проблем, коммуникабельности, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, самоуправления и развития Я-концепции. Основу второй модели составляют четыре категории умений: межличностного общения и взаимоотношения, поддержания здоровья, развития самоидентификации, решения проблем и принятия решений. Третья модель включает тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, самоподдержания и концептуализации опыта.
В групповой форме работы использовались элементы интеллектуального тренинга. В профессиональной деятельности очевидна важность собственно когнитивных процессов, а для правоохранительной деятельности они играют приоритетную роль. В связи с этим развитие принципов, методов и программ такого тренинга остается актуальной задачей профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Все изложенное дает основания утверждать, что четкое установление и соблюдение участниками тренинга правил поведения, их активное участие во всех видах деятельности основывается на необходимости информационного обеспечения, эмоционально-интеллектуального насыщения обучения, использования разнообразных форм и методов работы. Актуализация этих ракурсов обеспечила эффективное использование времени занятий и достижение определенной цели нашего тренинга.
Результаты изучения профессионального опыта показывают, что все использованные в тренинге методы (мини-лекции, дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения, медитации, визуализации, мозговой штурм, метод критических инцидентов или метод кейсов (САSЕ меthоd), релаксационные техники, телесно-ориентированные процедуры, арт-техники) оказались весьма эффективными в совершенствовании стиля поведения сотрудников органов внутренних дел в конфликтных ситуациях профессионального взаимодействия.
Проведенное исследование позволило нам проследить 4 основные стадии развития тренинговой группы:
1) начальную, во время которой происходят взаимная адаптация, поиск наилучшего стиля совместной работы, структуры отношений, конкретизация личных целей и ожиданий;
2) переходную, когда выстраиваются отношения и правила поведения, происходит адаптация между самими участниками и ведущим;
3) производительную, когда участники тренинга учатся выявлять причины непониманий и противо-
речий, на основе чего движутся к гармонизации взаимодействия, когда ради группы становится возможным отказ от собственных амбиций и все сосредоточены на анализе самих себя и возникающих моделированных взаимоотношениях;
4) заключительную, на которой происходят консолидация опыта, оценка эффективности работы и эмоциональная подготовка к расставанию.
Благодаря тренингу теоретические навыки закреплялись и переносились в практическую деятельность, что позволило участникам тренинга правильно диагностировать, корректировать и совершенствовать стиль собственного поведения в конфликтных ситуациях профессионального взаимодействия.
По результатам проведенного нами исследования был разработан и внедрен для практического использования ряд рекомендаций: определение общих целей, структурных методов управления конфликтами, формулирование требований, использование координирующих механизмов, установление критериев эффективности деятельности, исключающих столкновение интересов, проработка конфликтов и др.
Оптимальный стиль поведения в конфликтных ситуациях по отношению к инициатору конфликта предполагает:
а) нейтрализацию эскалации эмоционального возбуждения сторон;
б) прекращение накопления отличий позиций и суждений;
в) уточнение верности понимания сторонами аргументации друг друга;
г) трансформацию позиции конфронтации («я против тебя») на позицию сотрудничества («мы вместе против проблемы»).
Анализируя полученные результаты исследования, мы можем сделать выводы:
— чем выше склонность к избеганию в конфликтной ситуации, тем меньше проявление стилей соперничества, сотрудничества и приспособления. При этом возрастает склонность к экстрапунитивно-му стилю реагирования;
— по мере возрастания стажа на должности увеличивается склонность к приспособленческому стилю поведения в конфликтных ситуациях, что может быть связано с проявлениями профессиональной деформации и выгорания;
— в усредненном профиле лидируют стратегии компромисса и избегания в конфликтных ситуациях.
Исходя из приведенного анализа можно констатировать необходимость внедрения в систему служебной подготовки разработанного авторами статьи тренинга, направленного на профилактику непродуктивных поведенческих установок в конфликтных ситуациях. Предложенные в ходе формирующего эксперимента данные позволяют сформулировать практические рекомендации. Выработанные путем тренинга навыки позволяют сотруднику ОВД: находить эффективные структурные методы управления конфликтом; различать полное и неполное разрешение кон-
Бабурин С. В., Зауторова Э.В. К вопросу о влиянии стресса на учебную деятельность курсантов.
фликта; правильно использовать предпосылки разрешения конфликта; быть готовым к решению конфликта в профессиональной деятельности.
* Медведев В. С. Проблемы профессиональной деформации работников ОВД (теоретические и практические
аспекты) : монография. Киев,1996. 192 с. ; Караваев А. Ф., Марьин М. И., Петров В. Е. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности сотрудников ОВД : учеб. пособие. Омск, 2007. 168 с. ; Караваев А. Ф., Антилогова Л. Н. Конфликтология : курс лекций. Омск, 2008. 198 с. ; Бандурка А. М., Друзь В. А. Конфликтология. Харьков, 1997. 120 с.
УДК 378 37.09 159.9
К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ СТРЕССА НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА
С. В. Бабурин, Э. В. Зауторова
Статья посвящена влиянию стресса на учебную деятельность курсантов-первокурсников. Специфика ведомственного вуза требует от обучающихся большой выдержки и нервно-психической устойчивости. В связи с этим важным является профилактика негативных эмоций, возникающих под влиянием стресса, обучение курсантов приемам и навыкам регуляции собственных психических состояний..
Ключевые слова: стресс, учебная деятельность, курсант первого курса, обучение в ведомственном вузе, профилактика негативных состояний личности.
В последнее время отмечается ускорение темпа жизни, нехватка времени, ощущение давления необходимости постоянных достижений в учебной и профессиональной сфере, что способствует увеличению числа людей, находящихся в состоянии хронического раздражения и утомления. Чрезмерно сильное и длительное психологическое или физиологическое напряжение, эмоциональная перегрузка нервной системы приводят человека к стрессу, который может проявляться в дезорганизации его деятельности, нарушениях в поведении и др. Группу риска составляют лица, которые оказываются беззащитными перед стрессовыми ситуациями. В первую очередь к ним относятся обучающиеся, особенно те, кто еще вчера сидел за школьной партой, а сегодня является студентом. Это не только радость, но и достаточно напряженное время. Для первокурсника обучение по любой научной дисциплине представляет по сравнению со школьными занятиями другой вид деятельности. Новизна не только в содержании изучаемых дисциплин, но и в их организации, способах взаимодействия с преподавателями, работе с источниками информации. Непривычными становятся формы и методы обучения, режим жизни и деятельности. Резко возрастают по сравнению со школой требования к самостоятельности в целом и к самостоятельной работе в частности.
Особенно трудно адаптироваться вчерашнему школьнику к образовательной среде ведомственного вуза, имеющей ярко выраженную специфику. Например, доминирование внешне заданного управленческого и организационного начал, предполагающих жесткую регламентацию образовательного процесса, отношений курсантов с иными субъектами (препо-
давателями, командирами); определенные дисциплинарные требования, а также наличие ситуаций постоянного напряжения, волевых проявлений, требует выдержки, нервно-психической устойчивости. При этом курсанты длительное время находятся на замкнутой территории, с четким регламентом, постоянно взаимодействуя друг с другом и т. д. 1
Важным является и тот факт, что с первых лет обучения курсантов ориентируют на соблюдение норм и правил этики органов внутренних дел. В таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы, нравственность и общая культура человека приобретают особую значимость 2. Курсант со слабыми адаптационными способностями может тяжело переживать испытания, вызванные условиями обучения в ведомственном вузе, и всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса у первокурсника.
Существует множество исследований, рассматривающих особенности учебной деятельности студентов различных вузов и их изменение на разных курсах. Несмотря на то, что стресс обычно рассматривается как негативное явление, часть исследователей говорят о его позитивном влиянии на личностный рост человека. При этом отмечается, что при благоприятных условиях стрессовое состояние может трансформироваться в оптимальное состояние (известный исследователь в данной области Г. Селье говорит в этой связи о «позитивном стрессе»), а при неблагоприятных — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которой характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
Стресс способен нарушить когнитивные функции обучающегося, он снижает способность думать, решать проблемы, распознавать знакомые сочетания элементов и взаимосвязи. В этом состоянии первокурсники с трудом воспринимают учебные задачи, теряют интерес к изучению учебного материала и к обучению вообще. Увеличение объема информации, рост информационных перегрузок может также стать причиной психологических срывов и нервного истощения. Стресс в виде страха мешает курсантам достичь успеха в учебной деятельности, уменьшает их готовность выдерживать сомнения и неопределенность, которые возникают в любом сложном учебном процессе.
Мы знаем, что стресс особенно вреден в тех случаях, когда он связан с ощущением беспомощности.