Научная статья на тему 'Стили поведения сотрудников ОВД в конфликтных ситуациях'

Стили поведения сотрудников ОВД в конфликтных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7102
652
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОНФЛИКТЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES’ OFFICER / CONFLICTS IN LAW ENFORCEMENT / STYLE OF BEHAVIOUR / TRAINING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Закерничная Олеся Юрьевна

Освещаются основные результаты эмпирического исследования поведения сотрудников в конфликтных ситуациях, представлен авторский тренинг, направленный на совершенствование стиля поведения в конфликтных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Закерничная Олеся Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internal Affairs agencies officers’ styles of behaviour in conflicts

The article reviews the main results of empirical study of officer’s behaviour in conflicts. The author presents her own training which aims to improve behavioural style in conflicts during professional performance.

Текст научной работы на тему «Стили поведения сотрудников ОВД в конфликтных ситуациях»

УДК 159:343.123.12

I СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД | В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

О. Ю. Закерничная

Освещаются основные результаты эмпирического исследования поведения сотрудников в конфликтных ситуациях, представлен авторский тренинг, направленный на совершенствование стиля поведения в конфликтных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, конфликты в правоохранительной деятельности, стиль поведения, тренинговые технологии.

Конфликты являются постоянным спутником общественного развития, сопровождая жизнь людей как повседневный его фактор. Они стали предметом изучения различных социальных научных теорий, в частности социологии, психологии, политологии, экономики и др. Несмотря на существование большого количества научных разработок в этом направлении, проблема не решена в полном объеме, хотя уже и создана определенная фактологическая основа для дальнейшего исследования, обоснования новых подходов и концепций.

Проблемам стиля поведения в конфликтных ситуациях в деятельности сотрудников органов внутренних дел посвящены работы В. Г. Андро-сюка, О. Я. Баева, В. Л. Васильева, Б. Ф. Водолазско-го, Г. Г. Доспулова, А. В. Дульной, Н. И. Клименко, В. Е. Коноваловой, В. Г. Лукашевича, А. Г. Ратинова, Л. Б. Филонова, где анализировались вопросы общения в конфликтных ситуациях. Однако указанные авторы не ставили перед собой цели раскрыть в полной мере сущность, причины и структуру конфликтных ситуаций, механизмы установления контакта и психологического воздействия в процессе оперативно-служебной деятельности. Пока не создано научно обоснованных рекомендаций по разрешению конфликтов в деятельности правоохранительных органов, методов урегулирования противоречий, методов и средств установления сотрудничества между участниками профессионального взаимодействия. Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности данной проблемы и определили выбор направления научного исследования.

Одной из особенностей поведения является стиль, который должен быть динамичным. В зависимости от ситуаций на стили влияют различного рода состояния: адекватность восприятия сторонами конфликта, т. е. достаточно точная, не искаженная личными пристрастиями оценка поступков, намерений, желаний как оппонента, так и своих собственных; открытость и эффективность общения, готовность ко всестороннему обсуждению проблемы, когда участники честно высказывают свое видение того, что происходит, и путь выхода из конфликтной ситуации; создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества *.

Стиль поведения сотрудника ОВД представляет собой относительно устойчивую совокупность прие-

мов и средств взаимодействия, направленных на положительное разрешение конфликтных ситуаций. При определении и характеристике основных стилей поведения в конфликтных ситуациях целесообразно опираться на классическую классификацию К. Томаса. Согласно этой классификации можно выделить пять основных стилей поведения в конфликтных ситуациях: конкуренция, уклонение, приспособление, компромисс и сотрудничество. Для изучения стиля поведения сотрудников органов внутренних дел в конфликтных ситуациях нами проведено эмпирическое исследование среди действующих и будущих (курсантов) правоохранителей (181 человек).

Исследование базировалось на релевантном инструментарии, в который входили методики Т. Элер-са, С. Розенцвейга, К. Томаса, Х. Спилбергера, Т. Лири.

Основные результаты исследования среди действующих сотрудников заключаются в следующем: типы реагирования обусловлены резкой тенденцией к такому стилю поведения, как приспособление в конфликтных ситуациях, и значительным снижением типологического реагирования № (с фиксацией на разрешении проблемы), прослеживается умеренная ин-трапунитивная тенденция I.

Анализ результатов исследования среди курсантов показал, что укрепление тенденции к сотрудничеству (шкала 7 по методике Лири) связано с повышением показателей стажа и приспособления как стиля поведения в конфликтной ситуации; число проявлений подчиняемости (шкала 5 по методике Лири) повышается также в соответствии с показателями стажа и приспособления.

Значимых различий среди действующих сотрудников и курсантов не обнаружено.

Обобщенные результаты стилей поведения свидетельствуют:

— чем больше склонность к избеганию как стилю поведения в конфликтной ситуации, тем меньше проявление склонности к соперничеству, сотрудничеству и приспособлению;

— чем более выражена тенденция к стратегии избегания, тем больше склонность к экстрапунитив-ной реакции;

— с увеличением стажа по должности наблюдается преимущественное применение стиля поведения приспособления в конфликтных ситуациях;

— по показателю среднеарифметического значения лидируют две стратегии поведения в конфликтных ситуациях: компромисс и избегание.

В целях совершенствования стиля поведения в конфликтных ситуациях нами разработана и апробирована тренинговая программа с участием экспериментальной группы численностью 12 сотрудников. Общий объем трехдневного тренинга составил 24 часа, он включает 12 сессий. Результаты апробации показали повышение компетентности по выбору оптимального стиля поведения в конфликтных ситуациях, направленность на решение конфликта в интересах оперативно-служебной деятельности, склонность

к динамическому изменению стиля поведения в зависимости от течения конфликтной ситуации.

Проблемы конфликтности у работников органов внутренних дел мы обобщали в контексте тренинга жизненных умений — три основные модели, определяющие своеобразие подхода к его участникам. Первая модель опирается на семь категорий жизненных умений: решения проблем, коммуникабельности, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, самоуправления и развития Я-концепции. Основу второй модели составляют четыре категории умений: межличностного общения и взаимоотношения, поддержания здоровья, развития самоидентификации, решения проблем и принятия решений. Третья модель включает тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, самоподдержания и концептуализации опыта.

В групповой форме работы использовались элементы интеллектуального тренинга. В профессиональной деятельности очевидна важность собственно когнитивных процессов, а для правоохранительной деятельности они играют приоритетную роль. В связи с этим развитие принципов, методов и программ такого тренинга остается актуальной задачей профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Все изложенное дает основания утверждать, что четкое установление и соблюдение участниками тренинга правил поведения, их активное участие во всех видах деятельности основывается на необходимости информационного обеспечения, эмоционально-интеллектуального насыщения обучения, использования разнообразных форм и методов работы. Актуализация этих ракурсов обеспечила эффективное использование времени занятий и достижение определенной цели нашего тренинга.

Результаты изучения профессионального опыта показывают, что все использованные в тренинге методы (мини-лекции, дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения, медитации, визуализации, мозговой штурм, метод критических инцидентов или метод кейсов (САSЕ меthоd), релаксационные техники, телесно-ориентированные процедуры, арт-техники) оказались весьма эффективными в совершенствовании стиля поведения сотрудников органов внутренних дел в конфликтных ситуациях профессионального взаимодействия.

Проведенное исследование позволило нам проследить 4 основные стадии развития тренинговой группы:

1) начальную, во время которой происходят взаимная адаптация, поиск наилучшего стиля совместной работы, структуры отношений, конкретизация личных целей и ожиданий;

2) переходную, когда выстраиваются отношения и правила поведения, происходит адаптация между самими участниками и ведущим;

3) производительную, когда участники тренинга учатся выявлять причины непониманий и противо-

речий, на основе чего движутся к гармонизации взаимодействия, когда ради группы становится возможным отказ от собственных амбиций и все сосредоточены на анализе самих себя и возникающих моделированных взаимоотношениях;

4) заключительную, на которой происходят консолидация опыта, оценка эффективности работы и эмоциональная подготовка к расставанию.

Благодаря тренингу теоретические навыки закреплялись и переносились в практическую деятельность, что позволило участникам тренинга правильно диагностировать, корректировать и совершенствовать стиль собственного поведения в конфликтных ситуациях профессионального взаимодействия.

По результатам проведенного нами исследования был разработан и внедрен для практического использования ряд рекомендаций: определение общих целей, структурных методов управления конфликтами, формулирование требований, использование координирующих механизмов, установление критериев эффективности деятельности, исключающих столкновение интересов, проработка конфликтов и др.

Оптимальный стиль поведения в конфликтных ситуациях по отношению к инициатору конфликта предполагает:

а) нейтрализацию эскалации эмоционального возбуждения сторон;

б) прекращение накопления отличий позиций и суждений;

в) уточнение верности понимания сторонами аргументации друг друга;

г) трансформацию позиции конфронтации («я против тебя») на позицию сотрудничества («мы вместе против проблемы»).

Анализируя полученные результаты исследования, мы можем сделать выводы:

— чем выше склонность к избеганию в конфликтной ситуации, тем меньше проявление стилей соперничества, сотрудничества и приспособления. При этом возрастает склонность к экстрапунитивно-му стилю реагирования;

— по мере возрастания стажа на должности увеличивается склонность к приспособленческому стилю поведения в конфликтных ситуациях, что может быть связано с проявлениями профессиональной деформации и выгорания;

— в усредненном профиле лидируют стратегии компромисса и избегания в конфликтных ситуациях.

Исходя из приведенного анализа можно констатировать необходимость внедрения в систему служебной подготовки разработанного авторами статьи тренинга, направленного на профилактику непродуктивных поведенческих установок в конфликтных ситуациях. Предложенные в ходе формирующего эксперимента данные позволяют сформулировать практические рекомендации. Выработанные путем тренинга навыки позволяют сотруднику ОВД: находить эффективные структурные методы управления конфликтом; различать полное и неполное разрешение кон-

Бабурин С. В., Зауторова Э.В. К вопросу о влиянии стресса на учебную деятельность курсантов.

фликта; правильно использовать предпосылки разрешения конфликта; быть готовым к решению конфликта в профессиональной деятельности.

* Медведев В. С. Проблемы профессиональной деформации работников ОВД (теоретические и практические

аспекты) : монография. Киев,1996. 192 с. ; Караваев А. Ф., Марьин М. И., Петров В. Е. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности сотрудников ОВД : учеб. пособие. Омск, 2007. 168 с. ; Караваев А. Ф., Антилогова Л. Н. Конфликтология : курс лекций. Омск, 2008. 198 с. ; Бандурка А. М., Друзь В. А. Конфликтология. Харьков, 1997. 120 с.

УДК 378 37.09 159.9

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ СТРЕССА НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

С. В. Бабурин, Э. В. Зауторова

Статья посвящена влиянию стресса на учебную деятельность курсантов-первокурсников. Специфика ведомственного вуза требует от обучающихся большой выдержки и нервно-психической устойчивости. В связи с этим важным является профилактика негативных эмоций, возникающих под влиянием стресса, обучение курсантов приемам и навыкам регуляции собственных психических состояний..

Ключевые слова: стресс, учебная деятельность, курсант первого курса, обучение в ведомственном вузе, профилактика негативных состояний личности.

В последнее время отмечается ускорение темпа жизни, нехватка времени, ощущение давления необходимости постоянных достижений в учебной и профессиональной сфере, что способствует увеличению числа людей, находящихся в состоянии хронического раздражения и утомления. Чрезмерно сильное и длительное психологическое или физиологическое напряжение, эмоциональная перегрузка нервной системы приводят человека к стрессу, который может проявляться в дезорганизации его деятельности, нарушениях в поведении и др. Группу риска составляют лица, которые оказываются беззащитными перед стрессовыми ситуациями. В первую очередь к ним относятся обучающиеся, особенно те, кто еще вчера сидел за школьной партой, а сегодня является студентом. Это не только радость, но и достаточно напряженное время. Для первокурсника обучение по любой научной дисциплине представляет по сравнению со школьными занятиями другой вид деятельности. Новизна не только в содержании изучаемых дисциплин, но и в их организации, способах взаимодействия с преподавателями, работе с источниками информации. Непривычными становятся формы и методы обучения, режим жизни и деятельности. Резко возрастают по сравнению со школой требования к самостоятельности в целом и к самостоятельной работе в частности.

Особенно трудно адаптироваться вчерашнему школьнику к образовательной среде ведомственного вуза, имеющей ярко выраженную специфику. Например, доминирование внешне заданного управленческого и организационного начал, предполагающих жесткую регламентацию образовательного процесса, отношений курсантов с иными субъектами (препо-

давателями, командирами); определенные дисциплинарные требования, а также наличие ситуаций постоянного напряжения, волевых проявлений, требует выдержки, нервно-психической устойчивости. При этом курсанты длительное время находятся на замкнутой территории, с четким регламентом, постоянно взаимодействуя друг с другом и т. д. 1

Важным является и тот факт, что с первых лет обучения курсантов ориентируют на соблюдение норм и правил этики органов внутренних дел. В таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы, нравственность и общая культура человека приобретают особую значимость 2. Курсант со слабыми адаптационными способностями может тяжело переживать испытания, вызванные условиями обучения в ведомственном вузе, и всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса у первокурсника.

Существует множество исследований, рассматривающих особенности учебной деятельности студентов различных вузов и их изменение на разных курсах. Несмотря на то, что стресс обычно рассматривается как негативное явление, часть исследователей говорят о его позитивном влиянии на личностный рост человека. При этом отмечается, что при благоприятных условиях стрессовое состояние может трансформироваться в оптимальное состояние (известный исследователь в данной области Г. Селье говорит в этой связи о «позитивном стрессе»), а при неблагоприятных — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которой характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Стресс способен нарушить когнитивные функции обучающегося, он снижает способность думать, решать проблемы, распознавать знакомые сочетания элементов и взаимосвязи. В этом состоянии первокурсники с трудом воспринимают учебные задачи, теряют интерес к изучению учебного материала и к обучению вообще. Увеличение объема информации, рост информационных перегрузок может также стать причиной психологических срывов и нервного истощения. Стресс в виде страха мешает курсантам достичь успеха в учебной деятельности, уменьшает их готовность выдерживать сомнения и неопределенность, которые возникают в любом сложном учебном процессе.

Мы знаем, что стресс особенно вреден в тех случаях, когда он связан с ощущением беспомощности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.