и внедренная программа «Мы- Россияне» с учетом разработанных нами социально-педагогических условий оказывает позитивное влияние на молодое поколение.
На наш взгляд, итогом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет личности не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько про-
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
Цель статьи - проследить с позиций идей феноменологии - новой методологии философии, которая представляется основой познаваемого мира, раскрываемого лишь с позиций феноменологического описания, т.е. сущностной редукции, суть процессов развития социально-культурной активности. На наш взгляд, развитие понятия социально-культурной активности выступает функцией жизнедеятельности его как такового в противовес процессам изменения, которые применительно к нему способны порождаться действием только внешних, прежде всего социальных условий. Другими словами, развитие понятия социально-культурной активности - это самодвижение, самопродвижение, происходящее из его внутренней природы, источник которого содержится в нем самом как развивающемся понятии.
Более того, следует отметить, что достигаемая согласно феноменализму возможность отстраненности от деления изучаемого понятия на социальную и культурную составляющие, а также от сущностного их описания, позволяет нам исследовать ряд положений, нацеленных на адекватность его познания. При этом заметим, что столь популярное в научной литературе деление понятий на составные части, а также родовые и видовые признаки, унаследованное от методологии позитивизма (Х1Х в.), интенсивно использовалось учеными не только в парадигме теории культурно-просветительной деятельности, но и было перенесено в современную парадигму. Подтвердить это можно ссылками на материалы учебника «Социаль-
явлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этомоставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.
Н.В. Шарковская
ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
но-культурная деятельность» под редакцией Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, в котором рассмотрение понятия социально-культурной деятельности осуществляется с позиций родового признака, а его сущностный смысл выводится через такие категории как «социум», «культура», «деятельность».
Мы убеждены, что в своем общем выражении снятие дилеммы социального и культурного компонентов применительно к соотношению субъекта и объекта социально-культурной активности означает, что познавательным смыслом в этом случае начинают обладать общепринятые в теории социально-культурной деятельности признаки этого понятия. Кним мы относим такие феноменальные формы, «затемняющие» сущность познания понятия социально-культурной активности, как:
- суждения о распространенной употребительности его в педагогической системе социально-культурной деятельности;
- смысловая оболочка, то есть содержание понятия;
- предметность понимания историко-пе-дагогической его сути.
Все они с позиций феноменологии являются реалиями направленности личностного сознания исследователя на изучение настоящего понятия, то есть на конституирование его педагогического значения и духовных смыслов.
Учитывая традицию метода феноменологии, состоящую в освобождении понятия от зависимостипредставляющихся «внешними» по отношению к нему социальных факторов,
прежде всего политических, идеологических, экономических, отметим, что научная интерпретация понятия социально-культурной активности осуществляется нами с учетом изучения и обобщения нормативного опыта предшествующих исследований общественной сферы активного досуга, а также имманентного познания социально-культурной деятельности, взятой в динамике. В то же время при допущении обратного отношения к феноменологической традиции, речь может идти лишь о представленности познания содержания понятия как производного относительно взаимодействия различных по своему значению обозначенных выше факторов.
Отсюда становится так важным, чтобы понятие социально-культурной активности в феноменологическом раскрытии осмысливалось в виде общности попадающих в научный кругозор исследователя педагогических, культурологических, социологических и прочих составляющих, динамично обусловливающих его изучение. В свою очередь эта общность призвана быть основанной научете профессионально-личного опыта исследователя, в котором чувственная достоверность, интуиция, самостоятельность мышления, как феномены сознания, способны оказываться главенствующими. В целом описание работы методологического механизма осознания сущности понятия социально-культурной активности, то есть феноменологической редукции, состоящей в переходе от обычной установки по отношению к познанию сути понятия к рефлектированной, обеспечивающей его адекватность, - приоритетная задача нашей статьи.
Итак, с позиций феноменологии развитие понятия социально-культурной активности способно к дифференциации в плане описания его в контексте парадигмы теории социально-культурной деятельности как смыс-лообразующего целого с трех сторон: а) личности; б) качественных признаков социально-культурной деятельности, в) объекта.
Как личностное смысловое образование социально-культурная активность определяется нами посредством системы приобретаемых на протяжении культурной жизнедеятельности постоянных мотивов, во временных границах которой важную роль играют увлеченности теми или иными значимыми делами в свободное время. Наряду с социальными интересами, культурными ценностями, увлеченности способны принимать форму социальной направленности и, соответственно, определять личностный потенциал в виде совокупности возможностей, в том числе духовных для организа-
ции свободного времени.
Материалы психологических исследований свидетельствуют, что само выделение и осознание временных задач присуще лишь некоторым лицам, для которых проблема экономии, организации времени стала жизненной необходимостью. Что касается временных задач, связанных с досугом, то для одних субъектов свободное время является целостнымфеноменом во всеммногообразии связей, в то время как для других оно способно приобретать разобщенный характер. Это, в свою очередь, по-разному отражается на постановке личностью досуговых целей. Проведенное нами анкетирование (220 респондентов), посвященное вопросам организации свободного времени, показало, что выявить реальные мотивы общественно значимых досуговых занятий, их соотношения (хобби с культурными ценностями, хобби личности и интересами общества и др.) смогли 32% респондентов; принимать во внимание мнения других людей (друзей, близких, однокурсников) при продуктивном устройстве досуговых занятий способны53% респондентов; проследить обусловленность эффективного использования свободного времени для любительских занятий от общественных факторов способно 26%респонден-тов.
Как видим, лишь небольшой процент респондентов стремится к оптимальному сочетанию мотивов досуговых занятий, что приводит нас к выводу о том, что осмысление организации свободного времени связано с субъективной многомерностью личности, которая выступает в виде своеобразного отражения своего «Я» в той или иной ролевой позиции в досуговой среде. Обусловливание приоритетности учета личностью мнений друзей, близких, однокурсников при организации свободного времени свидетельствует о ряде факторов, в том числе рассогласованности между представленностью собственных мнений и мнений других, то есть о недостаточно полном временном структурировании своего свободного времени. Касаясь результатов, полученных по третьему вопросу, отметим, что многим респондентам свойственна позиция изменения жизненных замыслов по проведению свободного времени из-за возникших непредвиденных жизненных обстоятельств, а также отказа от организации свободного времени по причинам «объективных препятствий». В то же время большинство респондентов пространно относится к неожиданным обстоятельствам, способным повлиять на действенную организацию их свободного времени, что можно
объяснить «однонаправленностью» их позиции, то есть обращением внимания только на то, что не выходит слишком далеко за пределы конкретной социальной ситуации.
Нам представляется, что в личностной организации свободного времени довольно емко отражается мера становления человека субъектом своей культурной жизнедеятельности. Вот почему целевая направленность личности соотносить социально-культурную деятельностьс жизненными планами выступает одним из условий дальнейшего ее социального «продвижения» в досуговой сфере.
Анализ социально-культурной активности как личностного образования с позиций феноменологии предполагает выделение обобщенных уровней социального «продвижения» в сфере досуга.
Первый уровень характеризуется осуществлением личностью социального «продвижения» через подбор направлений досуговой деятельности, обычно приближенных к ее культурным установкам. Планы по организации свободного времени чаще всего связываются с воссозданием типов социальных ситуаций, которые уже имели место в социально-культурной деятельности и отвечали интересамличности. Возможность не вполне соответствующего личностным интересам выбора той или иной сферыдосуга ведетлибо к смене сфер и поиску новых, либо к прекращению поиска и избранию пассивных форм досуга. Социально-культурная активность приобретает формальный характер, преоб-ладаетисполнительность.
Второй уровень определяется тем, что личность добивается продуктивной организации и проведения свободного времени путем совершенствования техники использования социальных умений и навыков в той или иной области досуга. В то же время саморегуляция свободного времени представлена не в полной мере, ибо не содержит субъективных результатов и как следствие этого социально-культурная инициатива связана лишь с отдельными фрагментами проведения досуга. Условия социального «продвижения» личности в досуговой деятельности не имеют целостной основы, а социальные ситуации ставят ее перед необходимостью не только включаться в уже функционирующие культурные процессы, но и самостоятельно их моделировать. Социально-культурная активность имеет формальный характер, преобладает исполнительская инициативность.
Третий уровень характеризуется систематически совершенствуемым социальным «продвижением», предусматривающим сознательное использование личностью жиз-
ненного опыта досугового поведения, развитие нравственно-волевых качеств: самостоятельности, ответственности, сопереживания. Наличие у личности ранее не проявлявшихся по разным причинам общих и частных способностей - познавательных, художественных и др., позволяет актуализировать их в социально-культурной деятельности в результате регуляции свободного времени, относительной независимости его от объективного хода жизненных событий. Это, в свою очередь, расширяет горизонты творческих замыслов в сфере активного досуга. Социально-культурная активность приобретает творческую направленность, преобладает инициативность.
Четвертый уровень характеризуется тем, что социальное «продвижение» личности осуществляется не только в аспекте совершенствования нравственных качеств и способностей в досуговой сфере,нои в ходе преобразования той или иной социально-культурной ситуации в адекватном для ее творческих способностей русле. Реальная возможность активно-творческого самовыражения личности в свободном времени соотнесена с общественной направленностью культурной деятельности. Личностная регуляция свободного времени определяетиерархию культурных ценностей жизнедеятельности субъекта. Социально-культурная активность приобретает высокий уровень инициативности.
В целом, реализуя социальные интересы, увлеченности, личность вступает в социальные взаимоотношения с другими участниками социально-культурной деятельности, что позволяет ей опредмечивать свою социально-культурную активность. Однако наблюдающиеся в последние годы процессы снижения социально-культурной активности, обусловленные многочисленными факторами, в том числе возросшими темпами жизни, насыщенностью сознания человека информационными потоками, можно расценивать как своего рода отступление от функционирования моделей социального «продвижения» личности в сфере усовершенствованных форм досуга. На наш взгляд, повысить социально-культурную активность способен реальный учет мотивации личности в осуществлении социально-культурной деятельности, что возможно, в свою очередь, при наличии позиции личности как субъекта активного творческого досуга, а также стирании психолого-педагогических стереотипов в организации работы социальныхинститутов.
Понятие социально-культурной активности в виде качественного определения соци-
ально-культурной деятельности, ее признаков, прослеживается посредством операци-ональности - совокупности педагогических методов и приемов познания социальной действительности, прежде всего:
- участия в коллективно творческих играх по созданию социокультурных изыскательных проектов, в том числе экологических, художественных, технических и др.; в конструктивно-ролевых, дискуссионных играх с целью формирования навыков принятия и продуктивного использования социальных ролей в досуговой деятельности;
- реализации метода погруженности в социокультурную среду, основная суть которого состоит в том, что все знание о многочисленных сферах социально-культурной деятельности конструируется самой личностью и, соответственно, представляет сугубо субъективный опыт;
- применения приема неожиданных решений, в ходе которого социальные педагоги, аниматоры, работающие в сфере учреждений культуры, а также в системе дополнительного образования, предлагают личности нестереотипный подход к решению той или иной проблемы, противоречащий имеющемуся ее опыту в социально-культурной деятельности. Вовлекаясь в эмоционально значимую ситуацию, личность самостоятельно ставит и разрешаетсоциально ориентированные вопросы проблемного содержания, касающиеся творческого постижения среды, культурной ее составляющей.
С позиции достижения дефинитивного (окончательного) продукта социально-культурной деятельности: творческого или реп-
родуктивного, то есть с позиции объекта, понятие социально-культурной активности прослеживается:
- в закреплении социально ориентированных знаний, формировании навыков, в том числе связанных сосмыслением информации в сфере досуга, а также в выработке личностью умений целесообразно применять обобщенные знания в комплексе новых ситуаций, возникающих в разных областях социально-культурной деятельности;
- в социально-культурных изменениях, которые происходят в системе как мировоззренческих установок, убеждений личности, так и социальных действий в ходе совершения досуговой деятельности.
Обзорно представленный разбор развивающегося понятия социально-культурной активности в русле обозначенных аспектов не означает игнорирования многообразия других сторон, в том числе социально-оценочного его рассмотрения. Например, со стороны этого направления рефлексия проявления социально-культурной активности как понятия личностного образования, осуществляется в сознании участников социально-культурной деятельности в виде социальной оценки или общественного мнения. Таким образом, с феноменологических позиций социально-культурная активность - это качество личности с присущей рефлексивной дифференциацией «потока» сознания, направленного не только на познание сфер социально-культурной деятельности, но и на достижение в процессе выражения в них преобразующего или воспроизводящего результата.
В.И. Солодухин
РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО МНОГООБРАЗИЯ НАРОДОВ РОССИИ
В современных условиях социально-культурного преобразования мира и изменения его этнокультурной составляющей многонациональность, мультикультур-ность и полиэтничность становятся глобальными и универсальными характеристиками, отражающими многообразие как основу динамичного развития культуры страны в целом.Разнообразие этнокультурных элементов российской культуры, которую составляют культурные традиции более 160 народов и народностей, содержит в себе потенциал, влияющий на качество культурной жизни в регионах. И это
не случайно, поскольку культура России, представляемая национальными сообществами, играет роль социального регулятора регионального развития через обогащение и сохранение его культурной самобытности, расширение участия этнических групп в политической, социальной и других сферах жизни территории.
Общеизвестно, что регионы Российской Федерации представляют собой полиэтнические пространства с различными взаимодействующими национальными традициями и сохранившимися этническими культу-