Научная статья на тему 'Феномен ювенологии как комплексного междисциплинарного знания о подрастающем поколении'

Феномен ювенологии как комплексного междисциплинарного знания о подрастающем поколении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
750
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕНОЛОГИЯ / МОЛОДЁЖЬ / МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукичёв О. В.

Государству нужна эффективная, обоснованная ювенальная политика, без чего невозможно надлежащее воспитание и образование молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен ювенологии как комплексного междисциплинарного знания о подрастающем поколении»

2. частные криминологические проблемы

преступления несовершеннолетних и против несовершеннолетних

Материалы семинара клуба от 15 октября 2010 года «Ювенология как междисциплинарное научное знание»

УДК 343.9 ББК 67.51

О.В. Лукичёв*

ФЕНОМЕН ЮВЕНОЛОГИИ КАК КОМПЛЕКСНОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЗНАНИЯ О ПОДРАСТАЮЩЕМ ПОКОЛЕНИИ

Аннотация: Государству нужна эффективная, обоснованная ювенальная политика, без чего невозможно надлежащее воспитание и образование молодёжи.

Ключевые слова: ювенология; молодёжь; молодёжная политика.

O.V. Lukichev

PHENOMENON OF JUVENOLOGY AS A COMPLEX INTERDISCIPLINARY SCIENTIFIC KNOWLEDGE OF THE YOUNGER GENERATION

Summary: The state needs an effective and sound juvenile policy which is necessary for proper upbringing and education of the youth.

Key words: juvenology; the youth; youth policy.

Реформирование общества, социальное и экономическое развитие страны в значительной мере зависят от «молодёжного фактора». Качество нынешней молодёжи предопределяет человеческий потенциал, экономическую активную часть населения: его демографические и медикобиологические характеристики, уровень образования и профессиональной подготовки, нравственность и гражданскую зрелость. Молодое поколение не столько объект воспитания, сколько субъект общественного воспроизводства — будущий трудовой потенциал, от качеств и свойств

* Олег Васильевич Лукичёв — кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист России, профессор кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, член Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Россия, Санкт-Петербург).

© О.В. Лукичёв, 2011

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

которого зависит или процветание нации, или её деградация.

Долгие годы в нашей стране отделяли экономику от социальной сферы, забывая, что устойчивый экономический рост не самоцель, а лишь условие нормального развития человека, формирование человеческого потенциала. Была забыта важная роль человеческого фактора в стабилизации и развитии общества, где он всегда является определяющим. Наибольший эффект в экономическом развитии достигнут в тех странах, где долгие годы реализуется эффективная национальная политика параметрирования и активизации человеческого потенциала (Германия, Куба, Китай. Ю. Корея, США, Япония). В этих странах общество в лице государства устанавливает через политику в отношении детей, семьи и молодёжи необходимый социальный статус, место и роль подраста-

ющего поколения в изменяющемся мире (его здоровье, образованность, профессиональную подготовленность, политическую зрелость, характер социализованности) в конечном счёте — качество человеческого потенциала как важнейшей составляющей экономического роста.

Системный кризис и деструктивные тенденции в современной России уже превышают психофизиологические защитные механизмы молодого поколения, качество которого резко ухудшилось за последнее десятилетие. Деформированы демографические, медико-биологические, социально-экономические, нравственные и другие параметры молодёжной популяции. Многие процессы носят необратимый характер и в значительной степени определяют качество генофонда нации, экономическое положение России в мировом сообществе в 21-м веке. Поэтому обществу и государству следует целенаправленно и регулярно параметрировать человеческий потенциал в соответствии с заданными свойствами и качествами.

Складывающаяся в Российской Федерации за последние десятилетия «система» формирования и реализации политики в отношении семьи, детства и молодёжи не учитывает современные реалии: не базируется на единой концепции (доктрине) воспитания, образования и социализации молодого поколения: функционально, финансово и законодательно не обеспечена; её реализация не подлежит должному контролю. Многие направления и мероприятия дублируют друг друга. Всё это приводит к ещё большим деформациям качества молодого поколения россиян. Политика в отношении семьи, детства и молодёжи, с точки зрения государственного управления, должна стать фактором, средством и условием воспитания, образования и социализации подрастающего поколения россиян, эффективной подготовки его к самостоятельной жизни, в конечном итоге

— должна быть направлена на повышение качества будущего трудового потенциала страны.

Сегодня, как никогда ранее, требуется научно обоснованная, эффективная государственная политика в отношении молодого поколения, целенаправленное фор-

мирование у него необходимых свойств и качеств для обеспечения в будущем эффективной трудовой деятельности на благо Отечества.

Обществу и государству настало время обратить пристальное внимание на качество молодёжной составляющей человеческого потенциала, как важнейшее условие экономического развития территориального образования любого уровня (от муниципалитета до России в целом). Необходимо по-новому отнестись к стратегическому планированию развития территорий, закладывая в его основу предстоящие изменения параметров человеческого (в том числе, трудового) потенциала, вытекающего из реального качества нынешней молодёжи, ровно как и характера проводимой федеральной и региональной политики в отношении семьи, детства и молодёжи (заметим, весьма неудовлетворительной). Эта политика уже в ближайшем будущем должна стать одним из важных средств комплексной социализации подрастающего поколения, фактором эффективной подготовки его к активной самостоятельной жизни, условием сбережения, воспроизводства, парамет-рирования и использования имеющегося молодёжного потенциала.

Молодёжную политику и политику в отношении семьи и детства предлагается концептуально, законодательно и финансово объединить в единую ювенальную политику Российской Федерации, придав ей статус приоритетной государственной социально-экономической политики, определяемой задачами целенаправленного формирования и параметрирования будущего трудового потенциала в соответствии со стратегией развития общества.

Новая государственная политика должна базироваться на комплексном междисциплинарном знании о взрослении и становлении молодого поколения в диалектическом единстве социального, духовного и биологического начал. Подобный подход соответствует единству процессов воспитания, образования и социализации молодого поколения, а также основным ориентирам стратегического развития России и её регионов на долгосрочную перспективу с учётом активизации чело-

веческого фактора в экономической и социальной жизни.

Формирование единой ювенальной политики в отношении семьи, детства и молодёжи определяется во многом развитием коллективного и междисциплинарного знания о механизмах взросления и социализации молодого поколения, а также дальнейшем становлении в России региональной политики и регионального развития. Взаимосвязь и взаимообусловленность всех составляющих процесса взросления, становления и развития молодого поколения определили необходимость привлечения различных научных дисциплин, что обусловлено объективно возникновением и формированием юве-нологии как самостоятельной науки (отрасли знания).

Ювенология, как гуманитарная наука органически объединяет общественно — и естественнонаучные знания о молодом человеке и молодёжи.

Эмпирическим объектом этой науки выступают различные когорты подрастающего поколения (дети, подростки, молодёжь, молодые семьи и семьи с несовершеннолетними детьми (в т. ч. многодетные, неполные, кризисные)).

Теоретическим объектом исследования ювенологии выступают процессы, происходящие в социально-демографической группе, находящейся в состоянии становления, развития, перехода от социально незрелого (детского) возраста и социальной, экономической и гражданской зрелости.

Предметом науки являются различные стороны, элементы ювенальных процессов и явлений, определяемых спецификой теоретического и эмпирического объектов

- человека (группы), входящего в «мир взрослых».1

Принципами ювенального знания являются:

— принцип социальной обусловленности (детерминированности) формирования, протекание и развитие ювенальных

1 Ювенология в 21-м веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / под ред. Е.Г. Слуцкого и В.В. Журавлёва. — СПб., 2007.

— С. 27.

Криминология

процессов в конкретном обществе и в конкретный исторический период;

— принцип относительной самостоятельности от окружающей среды, опосре-дованности протекания ювенальных процессов (базируется на диалектике единства социального и биологического в природе поведения и сознания человека);

— принцип коммуникации (общения), выступающий главным средством формирования биосоциальных и духовных характеристик (параметров) личности, группы (молодёжи);

принцип преемственности поколений (межпоколенных взаимосвязей) при освоении подрастающим поколением идей, ценностей, образцов материального и духовного производства, социального общения и культуры, сформировавшихся у старшего поколения, а также в процессе адаптации к окружающим условиям, современных новому поколению на момент его рождения и последующего взросления (созданных старшим поколением);

— принцип диалектического единства социального, биологического и духовного начала в формировании и развитии ювенальных субъектов жизнедеятельности.

В дальнейшем процессе развития юве-нологического знания будут уточнены и определены новые принципы.

Терминологический базис ювенологии, сложившийся к настоящему времени, уже достаточно обширен. Его основу составляет терминология, определяющая предметно-объектную специфику ювенологичес-ких исследований.

Неотъемлемым элементом методологии и ювенологии, наряду с принципами, являются её категории. Глоссарий ювено-логии достаточно обширен, так как находится во взаимосвязи с гуманитарными и естественно-научными дисциплинами.

Ювенология (как любая другая наука) характеризуется определённой внутренней структурой составляющих её элементов, органически связанных между собой в строенную логическую систему. При построении внутренней структуры ювенологического знания необходимо использовать функции научной системы как таковой. Структура ювенологии включает: 1) методологию, 2) феноменологию, 3) праксиологию.

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

Важнейшие проблемы, составляющие основу ювенологии, как определённой совокупности междисциплинарных знаний о молодом поколении, объединены в следующие научные сферы: 1) взаимодействие общества и молодёжи; 2) характер отношений молодёжи и государства; 3) качество молодёжи как критерий состояния и реформирования общества; 4) молодое поколение и перспективный трудовой потенциал социума; 5) молодое поколение в другие группы и слои общества: характер взаимодействия.2

Говоря о становлении отечественной «науки о молодёжи» с 60-х до середины 90-х годов XX века наряду с позитивными следует отметить и ряд отрицательных сторон:

— отсутствовал системный подход в определении приоритетных направлений исследований проблем молодёжи;

— исследования не были связаны с практикой решения конкретных молодёжных проблем;

— отсутствовало необходимое комп-лексирование в исследованиях, проводимых социологами, педагогами, психологами, медиками, юристами, демографами и экономистами, а также междисциплинарное изучение явлений и процессов, происходивших в молодёжной среде;

— проводимые исследования часто имели слабую теоретическую, эмпирическую и методическую базу (в основном использовался анкетный опрос в ущерб другим методам и процедурам);

— редко проводились исследования по единым и сопоставимым программам и методикам, что не позволяло отслеживать тенденции и делать прогнозы;

— существовала выраженная диспропорция в исследованиях: более 60% работ были посвящены студенчеству, еще 30%

— школьникам и учащимся ПТУ, а 10% — всем остальным категориям молодого поколения. В результате однобокой ориентации исследователи практически не имели представлений о комплексе взаимосвязанных

2 Ювенология в 21-м веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / под ред. Е.Г. Слуцкого и В.В. Журавлёва. — СПб., 2007.

— С. 29—33.

проблем, с которыми сталкивались молодые граждане — представители различных категорий подрастающего поколения.

Формированию новой науки о молодёжи — ювенологии — в России в конце XX века способствовали внешние социальные и внутринаучные факторы развития познавательных процессов. К социальным факторам относятся сложность и динамичность современных преобразований общественной жизни, будущее которой во многом определится качеством молодого поколения. Основным внутринаучным фактором становления ювенологии выступает диалектика познания. Современное познание на пороге третьего тысячелетия вновь характеризуется интеграционными процессами, возвращением целостности представлений о мире, но уже на новой научной основе — комплексной и междисциплинарном знании. Поэтому появление ювенологии обусловлено объективно как результат интеграционных процессов современного научного знания, проявившихся достаточно рельефно в последние десятилетия, а также как итог исследовательского поиска (последних сорока лет) в области изучения разнообразных проблем подрастающего поколения — детей, подростков и молодёжи.

Промежуточным итогом становления научного знания стала коллективная монография — «Ювенология и ювенальная политика в 21-м веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования» / под ред. Е.Г. Слуцкого, вышедшая в старейшем издательстве «Знание» в Санкт-Петербурге в 2004 году на 734 страницах. Монография подготовлена в лаборатории региональных проблем воспроизводства человеческого потенциала и ювенальной политики Института проблем региональной экономики Российской Академии наук. Коллектив авторов: более 20 учёных и специалистов-практикантов, представляющих различные области знания и организации — Комиссию Совета Федерации по делам молодёжи и спорту, Северо-Западную Академию государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербургскую государственную педиатрическую медицинскую академию,

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права и другие учреждения.

Участие экономистов, социологов, юристов, медиков, демографов, политологов, социальных работников и т. д. в разработке теоретических положений нового научного знания о молодом поколении

— ювенологии и концептуальных основах единой (ювенальной) политики в отношении семьи, детства и молодёжи, позволило по-новому осмыслить вопросы биосоциального становления молодого поколения, роль и место молодёжи как субъекта и объекта общественного воспроизводства, механизмы включения молодёжи в рыночные отношени, интеграцию в социальную структуру, экономическую, социально-политическую и культурную жизнь российского общества. Проведённое комплексное

междисциплинарное исследование, аналогов которому нет в отечественной и зарубежной науке, расширило горизонты системного подхода, используемого в таких научных дисциплинах, как региональная экономика, геополитика, социология молодёжи, ювенальное право и ювенальная юстиция, ювенальная (подростковая) медицина, социальная работа с молодёжью и ряд других.

В таком документе, как «Отчёт о деятельности Российской академии наук в 2005 году. Важнейшие итоги» (Москва, 2006) нашли отражение итоговые разработки в области ювенологии и ювенальной политики, которые проводились в последние годы лабораторией региональных проблем воспроизводства человеческого потенциала и ювенальной политики (рук. Е.Г. Слуцкий) ИПРЭРАН.

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.