Научная статья на тему 'Криминологические проблемы воспитания и образования детей в социально неблагополучных семьях'

Криминологические проблемы воспитания и образования детей в социально неблагополучных семьях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
378
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕНОЛОГИЯ / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / МОЛОДЁЖЬ / ВОСПИТАНИЕ / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мелешко Н. П.

Особый контроль должен быть установлен за воспитанием детей, изъятых из неблагополучных, криминальных семей, в новых семьях, а также за неблагополучными семьями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминологические проблемы воспитания и образования детей в социально неблагополучных семьях»



48 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

УДК 343.9 ББК 67.51

Н.П. Мелешко*

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ

Аннотация: Особый контроль должен быть установлен за воспитанием детей, изъятых из неблагополучных, криминальных семей, в новых семьях, а также за неблагополучными семьями.

Ключевые слова: ювенология; ювенальная юстиция; молодёжь; воспитание; неблагополучная семья.

N.P. Meleshko

CRIMINOLOGICAL PROBLEMS OF UPBRINGING AND EDUCATION OF UNDERPRIVILEGED CHILDREN

Summary: Dysfunctional families and the children taken away from such troubled or crime families to new ones in particular should be put under special control.

Key words: juvenology; juvenile justice; the youth; education; dysfunctional family

В конце 90-х начале 2000-х годов в Российской Федерации начался новый этап (виток) создания «Ювенальной юстиции», как судебной системы защиты детства и материнства, а также её научной базы. При этом использовался международный опыт (Франция и др.) развития ювенальной системы под эгидой судебной власти: суды решают, где и как воспитывать несовершеннолетних правонарушителей и определяют ответственность родителей за плохое воспитание, вплоть до изъятия ребёнка из семьи.

Сформировалась практика изъятия детей из неблагополучных семей и передачи их в другие семьи, которая распространилась в Европе и Америке. Подобная практика стала внедряться и в практику «ювенальных судов» Российской Федерации.

Это вызвало отрицательную реакцию в определённых слоях общества, особенно

* Николай Петрович Мелешко — кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» Института управления, бизнеса и права г. Ростова-на-Дону, член Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Россия, Ростов-на-Дону). E-mail: meleshko@iubip.ru

© Н.П. Мелешко, 2011.

в религиозном сообществе, представителями которого ставится вопрос о том, что ювенальная юстиция как научная категория и как практика воздействия на развитие человеческого общества имеет негативные последствия в сфере укрепления семьи, как ячейки общества, т.к. она позволяет изымать детей из неблагополучных семей через специальную систему: судьи зачастую бывают некомпетентны, предвзяты.

Некоторые церковные служители и руководители православной церкви организовывают конференции и «научные симпозиумы», как в государственных вузах, так и в собственной системе, приглашая на них научных работников государственных и иных учебных заведений. Мне приходилось участвовать в «Научном семинаре», проводившемся в РЮИ МВД кафедрой «Философии» весной 2010 года, а также в Москве в Евлафиевском соборе, организованном с участием НИИ МВД РФ летом 2010 года. Представители церкви выступают против изъятия детей из неблагополучных семей, но они не предлагают решение вопроса о надлежащем воспитании детей в этих семьях. Это громадная проблема нашего государства в плане развития и со-

вершенствования семейных отношений, укрепления семьи, воспитания и образования детей.

В работе «Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития»1 мною «Ювенальная юстиция» рассматривается как новая форма комплексного междисциплинарного знания — науки о молодом поколении, призванная способствовать формированию концепции единой государственной ювенальной политики в области семьи, детства и молодёжи, а также как основы национальной политики в сфере воспроизводства, развития и совершенствования человеческих ресурсов России, как и любой другой страны.

Мною предложено в системе юридического образования ввести четвёртую основную специализацию (помимо уголовно-правовой, гражданско-правовой, государственно-правовой) — «Ювенальная юстиция», посвящённую управлению развитием (воспитание, образование, научение) детей (молодёжи, подрастающего поколения), защите их прав и свобод, а также отправлению правосудия в этой сфере общественных отношений. В данную специализацию предлагалось включить следующие дисциплины: «Основы ювенальной юстиции», «Ювенальное правосудие», «Международные стандарты социализации (развития) детей», «Защита детей, попавших в трудную жизненную ситуацию», «Система органов защиты детей и профилактики их девиантного поведения», «Психология несовершеннолетних детей», «Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи», «Основы педагогики», «Домашнее насилие: проблемы противодействия», «Семейная криминология», «Семейное право», «Ювенальное гражданское, трудовое, конституционное право».2

В 2007 г. в Санкт-Петербурге издана монография: «Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание

1 Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития. — СПб.: Изд. Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006.

2 Там же. — С. 61—62.

о молодом поколении»,3 где ставится вопрос о создании и развитии в России новой научной структуры — «Национальная Академия Ювенология», как опыта институционализации новой науки о молодом поколении. «Национальная Академия» рассматривается как добровольное самоуправляемое общественное объединение. Определены её задачи и функции, а также дан анализ уже наработанного опыта.4

Следует приветствовать подобный опыт. Представляется необходимым сегодня ставить вопрос о создании национальной академии .венологии5 как государственного научно-исследовательского учреждения для решения существенных государственных проблем по воспитанию и развитию современного цивилизованного человека и для выработки единой государственной политики в образовании и становлении систем защиты молодого поколения российских граждан.

Объектом научных интересов данного учреждения должна быть государственная политика в отношении детей с момента их рождения и молодёжи до 25 лет. Государственная политика должна охватывать воспитание и научение (дошкольное всех уровней и школьное), образование (школьное и профессиональное, вузовское), трудоустройство и социальное обеспечение всех граждан.

Социальная потребность в создании научных дисциплин «Ювенальной юстиции», «Ювенологии» связана, прежде всего, с необходимостью нормализовать условия жизни и воспитания детей и подростков путём защиты их прав и свобод, оказания правового воздействия на лиц, обязанных осуществлять их воспитание, обучение, подготовку к труду, охрану здоровья несовершеннолетних.

3 Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / Под ред. Е.Г Слуцкого и В.В. Журавлева. — СПб.: ООО ИД «Петрполис», 2007.

4 Там же. — С. 177—193.

5 К вопросу о понятиях «ювенальная юстиция» и «ювенология» полагаю, что понятие «ювенология» шире, оно должно охватывать и изучение судебной и уголовно-исполнительной деятельности государства в отношении несовершеннолетних. Поэтому антогонистичесих противоречий в этих дисциплинах я не вижу.

3(22) 2011

50 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

Не менее важная социальная задача этих дисциплин связана с корректировкой нравственно-психологического развития личности несовершеннолетнего, совершившего правонарушение.

Помимо этого следует подчеркнуть, что все перечисленные социальные функции «Ювенальной юстиции» и «Ювенологии», выполнение которых необходимо с точки зрения потребностей личности и общества, должны найти должное отражение в соответствующих правовых актах. Причем это относится к законодательной регламентации (федеральной и региональной), к правовым актам, регламентирующим отдельные направления этой деятельности и правомочия отдельных органов, выполняющих функции ювенальной юстиции, как системы органов государственной власти, в целях обеспечения в максимально возможной степени социализации личности несовершеннолетнего.

Однако особое воспитательное воздействие, которое должны оказывать на подростков органы «Ювенальной юстиции» и Министерства образования РФ, представляется недостаточным в плане адаптации детей для жизни в обществе. Помимо нравственно-психологических качеств (на изменение которых рассчитано воспитание), дети должны приобрести социальные качества личности: знания, профессиональное умение, трудовые навыки, привычки и потребности в культурных формах досуга, опыт нормального социального общения. В социологии этот процесс называется социализацией личности. При этом воспитание рассматривается как одно из средств социализации. Формирование социальных свойств личности достигается образованием (в т.ч. профессиональным), подготовкой к труду, укреплением здоровья и т.п. Права на воспитание, образование, охрану здоровья являются конституционными, т.е. принадлежащими любому гражданину страны.

Частная проблема изъятия детей из неблагополучных семей с лишением их

родительских прав должна решаться, и решается судебными и исполнительными органами государственной власти на базе действующего законодательства. Поэтому нельзя решение этой проблемы возложить только на ювенальную юстицию как науку и как основу правоохранительной системы в отношении защиты детей и семейных отношений в обществе.

Судебная и исполнительная практика в сфере защиты детей и молодёжи от криминалитета и криминальных воздействий должны постоянно совершенствоваться и находиться под контролем государства и всего общества.

Особый контроль должен быть установлен за воспитанием в новых семьях детей, изъятых из неблагополучных, криминальных семей, а также за этими неблагополучными семьями. Представляется, что дети, изъятые из неблагополучных семей, могут знать своих кровных родителей, если последние настаивают на этом, и, будучи совершеннолетними, решать проблемы общения с ними.

Особое внимание заслуживает проблема кровной наследственности от настоящих родителей и возможности исправления негативных родительских поведенческих свойств. Эта проблема нуждается в глубоких научных исследованиях и не может быть безразличной для приёмных семей и самих детей.

Полагаю необходимым остановиться на проблеме создания ювенальных судов в Российской Федерации. 9 октября 2010 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации отклонила во втором чтении проект Федерального Конституционного закона, который предусматривал создание ювенальных судов в судебной системе России.

Последствия этого события видный деятель и сторонник общественно-социального движения за ювенальную судебную систему в России Н.Л. Хананаш-вили назвал «крестовый поход» против детей и «воинствующее клерикальное невежество».6

6 Вопросы ювенальной юстиции. — 2010. — № 6 (32). — С. 17—18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.