Научная статья на тему 'Феномен военного детства через призму изобразительного искусства: междисциплинарный аксиологический подход'

Феномен военного детства через призму изобразительного искусства: междисциплинарный аксиологический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГ / ЦЕННОСТИ / ФЕНОМЕН ВОЕННОГО ДЕТСТВА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / AXIOLOGICAL APPROACH / TEACHER / VALUES / THE PHENOMENON OF MILITARY CHILDHOOD / FINE ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Елена Геннадиевна, Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна

В данной статье исследуется проблема феномена военного детства через призму изобразительного искусства и его роли в формировании ценностного мира современного педагога, способного транслировать молодому поколению истинные ценности, формировать патриотизм и гражданственность, эмоционально-ценностное, уважительное отношение к миру ребенка в целом и к детям вой ны, сегодняшним ветеранам, которые своим трудом и мужеством приближали Великую Победу.В контексте междисциплинарного аксиологического подхода авторами статьи раскрываются содержательные и технологические основы, позволяющие целостно рассматривать феномен военного детства, отраженный в ИЗО искусстве через мир ценностей и смыслов, знаков и символов, мир артефактов.Определены основные педагогические условия успешного применения предлагаемого междисциплинарного аксиологического подхода на практике, обеспечивающие инкультурацию и социализациию личности будущего педагога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF MILITARY CHILDHOOD THROUGH THE PRISM OF FINE ART: INTERDISCIPLINARY AXIOLOGICAL APPROACH

This article explores the problem of the phenomenon of military childhood through the prism of visual art and its role in in the formation of the value world of a modern teacher, able to transmit true values to the young generation, forming patriotism and civic-mindedness, an emotional-value, respectful attitude to the world of the child in general and to children of war, today’s veterans who, by their labor and courage, has brought the Great Victory closer.In the context of an, the authors of the article reveal the content and technological foundations that allow holistically examining the phenomenon of military childhood, reflected in fine arts through a world of values and meanings, signs and symbols, a world of artifacts.The basic pedagogical conditions for the successful application of the proposed interdisciplinary axiological approach in practice, which ensure the inculturation and socialization of the personality of the future teacher, are determined

Текст научной работы на тему «Феномен военного детства через призму изобразительного искусства: междисциплинарный аксиологический подход»

Феномен военного детства через призму изобразительного искусства: междисциплинарный аксиологический подход

Соловьева Елена Геннадиевна,

кандидат педагогических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: helensolovyova@mail.ru

Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна,

доктор педагогических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: gdautova@mail.ru

В данной статье исследуется проблема феномена военного детства через призму изобразительного искусства и его роли в формировании ценностного мира современного педагога, способного транслировать молодому поколению истинные ценности, формировать патриотизм и гражданственность, эмоционально-ценностное, уважительное отношение к миру ребенка в целом и к детям войны, сегодняшним ветеранам, которые своим трудом и мужеством приближали Великую Победу.

В контексте междисциплинарного аксиологического подхода авторами статьи раскрываются содержательные и технологические основы, позволяющие целостно рассматривать феномен военного детства, отраженный в ИЗО искусстве через мир ценностей и смыслов, знаков и символов, мир артефактов. Определены основные педагогические условия успешного применения предлагаемого междисциплинарного аксиологического подхода на практике, обеспечивающие инкультурацию и социализациию личности будущего педагога.

Ключевые слова: аксиологический подход, педагог, ценности, феномен военного детства, изобразительное искусство

Введение

Современное мировое информационное пространство, манипулирующее информацией и сознанием молодежи, таит в себе немало угроз. При этом ресурсы глобальной сети оказывают серьезное влияние на мировосприятие и ценностные ориентации современной молодежи.

В год 75-летия Великой Победы предпринимаются попытки очернить историю, принизить всемирно-историческое значение победы, героический подвиг советского народа отстоявшего честь, свободу и независимость своего Отечества и спасшего мир от коричневой чумы.

В этой связи представляется актуальным исследование проблемы феномена военного детства через призму ИЗО искусства и его роли в формировании ценностного мира современного педагога, способного транслировать молодому поколению истинные ценности, формировать патриотизм и гражданственность, эмоционально-ценностное, уважительное отношение к миру ребенка в целом и к детям войны, сегодняшним ветеранам, которые своим трудом и мужеством приближали Великую Победу.

Основная часть

Особую роль в этом процессе играет искусство. Это обусловлена тем, что интегрируя ценности, оно обладает мощным аксиологическим потенциалом, передает сущность явлений и событий в эмоционально-чувственной форме художественных образов, целостно воздействуя на ум и сердце, позволяет более полно и глубоко с высокой степенью философского обобщения понять мир духовных истин, являющихся ориентирами в жизни и профессиональной деятельности. Через диалог со зрителем искусство помогает открыть истинные ценности, проследить, что происходит с человеческой душой. Искусство используется для передачи информации, превосходящей познавательные способности человека, которую вследствие ее сложности и глубины невозможно передать только вербальными средствами, поэтому и используется язык искусства. Искусство - это особое познание, в котором присутствует логика, интуиция и воображение. [5]

0 В художественном образе органически слито

о эмоциональное и интеллектуальное отношение

художника к миру. Вот почему для более глубо-еЗ кого постижения феномена военного детства ис-

" пользуется искусство. Как никакое другое творе-

ние человека искусство помогает ориентироваться в разных жизненных ситуациях, тем самым облегчая социализацию.

Аксиологический потенциал искусства в учебно-воспитательном процессе, способствует инкультурации, социализации, раскрытию творческого начала личности.

Постижение условного языка, семантики знаково-цветовой системы как средства выражения духовного мира человека, позволяет студенту овладевать нравственными ценностями, у него формируются ценностно-смысловые компетенции.

Понимание феномена военного детства через язык ИЗО искусства позволяет ярче увидеть, открыть и осмыслить такие ценности как любовь, Человек, человеколюбие, истина, смысл жизни, добро, зло, красота, свобода, мир, Отечество, семья, мудрость, долг и многие другие.

В русле аксиологического подхода следует понимать культуру и искусство как систему ценностей, духовных и нравственных ориентиров.

Вполне очевидно, что особая роль художественного осмысления феномена военного детства, отраженного в произведениях искусства через их образное понимание и интерпретацию позволяет будущим педагогам понять и почувствовать суровый мир военного детства, влияние войны на детей, как она изменяет их (одних закаляет, других же уничтожает морально и физически) и какой след она оставляет в их дальнейшей судьбе.

Вчувствование позволяет проникнуть в духовную жизнь, а образ служит основой для понимания внутреннего состояния ребенка, его эмоционального мира. В процессе постижения произведений ИЗО искусства происходит осознание истоков героизма детей, нравственной силы, преданности Родине, понимание специфики отражения в художественных образах феномена военного детства, познаются ценности, моральные нормы. Все это способствует духовно-нравственному воспитанию, формированию культуры чувств, инкультура-ции и социализации будущего педагога.

Искусство помогает постигать ценности, воздействует на ценностные ориентации личности, способствует познанию себя, развивает культуру чувств, способность ассоциативного мышления, интерпретировать конкретную социокультурную ситуацию.

Постижение феномена военного детства через призму ИЗО искусства предполагает опору на педагогические ценности: ориентация на личность ребенка, любовь к детям, знаниям, профессии, предмету, желание и умение увлечь предметом, коммуникативные качества, нравственно-эстетические качества. Педагогические ценности являются устойчивыми ориентирами, с которыми соотносятся жизнь и деятельность педагога. Общечеловеческие ценности: добро и красота, справедливость и долг, равенство и честь входят в педагогические ценности, овладение ими создает основу для усвоения содержания педагогической

культурологии. Образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность в педагогической аксиологии рассматриваются как основные человеческие ценности.

Весь цикл культурологических и педагогических дисциплин нацелен на приобщение студентов к миру подлинных духовных ценностей, на формирование у них готовности и способности к самостоятельному их усвоению и передаче своим будущим ученикам.

Аксиологический подход к подготовке будущего педагога предусматривает не просто усвоение знаний и умений, но и развитие его ценностного сознания.

Ценностное сознание - это высший уровень ценностного отношения к миру. Ценностное сознание будущего учителя включает в себя и самосознание, без которого невозможен профессионально-личностный и творческий рост.

В связи с этим аксиологический подход к профессионально-педагогическому образованию на междисциплинарной основе в русле тематики данной статьи выдвигает особые требования к проектированию содержательной и процессуальной сторон.

Содержание педагогических и культурологических дисциплин должно быть организовано так, чтобы не только стимулировать ценностную ориентацию и самореализацию будущего педагога, но и направлять на осмысление педагогической деятельности по развитию личности школьника. Стержнем междисциплинарной интеграции педагогических и культурологических дисциплин является рассмотрение феномена детства через призму ИЗО искусства, в котором закодированы знания и ценности о мире ребенка в синтезе фактологической и эмоционально-оценочной сторон. Аксиологической доминантой содержания является феномен военного детства: дети с недетской картиной мира и нереализованными детскими желаниями и потребностями, лишенные привычных детских радостей, беззаботности, счастья. Только внешне, в силу своего возраста, они воспринимаются как дети, внутренне они - взрослые, измотанные болезнями и голодом, испытавшие огромные эмоциональные потрясения при неокрепшей детской психике, способные на глубокие драматические переживания, быстро взрослеющие и вынужденные брать на себя заботу и ответственность за близких людей и семью (заботиться о своих матерях, стоять в очереди за хлебом и др.), особенно мальчики, отцы которых ушли на фронт. Трагизм военного детства был и в том, что многие дети лишались родителей, пищи, семьи, крова.

Главное внимание должно быть направлено на то, чтобы через содержание помочь студентам овладеть средствами языка искусства для постижения системы миропонимания и мироощущения детей войны.

При отборе содержания и произведений ИЗО искусства мы считаем необходимым выделить смысловые блоки, темы, идеи, включающие:

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

- целостность рассмотрения феномена военного детства на основе аксиологического, педагогического, культурологического, эстетического, этического, художественного, семиотического подходов;

- универсальные и национальные, духовно-нравственные, исторические, эстетические и художественные ценности, воплотившиеся в образах детей войны;

- знаково-символические ценности, позволяющие через культурные коды проникать на смысловой уровень образа;

- цветовую семантику образов, позволяющую понять условный язык ИЗО;

- специфика образов детей войны в историческом и современном контексте, его интегриро-ванность в современную эпоху;

- вклад ИЗО искусства региона (Республики Татарстан) в исследование феномена военного детства художниками - фронтовиками, отраженный в их фронтовых альбомах и зарисовках.

Содержательно феномен военного детства через призму искусства включает:

- тема борьбы с врагами, подвигов юных героев, фашистских злодеяний (А. Пластов. «Фашист пролетел» - чудовищное злодеяние фашистского летчика, убившего мальчика-пастушка и коров, которых он пас; Х. Якупов. «Беженцы и танк», Б. Дрыжак. «Война. Немцы пришли» и др.)

- тема труда, преимущественного физического, чаще сельскохозяйственного (Из серии «Дети войны», А. Пластов «Жатва» - о детях, помогающих тем, кто остался в тылу кормить бойцов и др.).

- тема сурового военного детства, страданий, недетских испытыний и незащищенности детей от ужасов войны и невзгод военного времени (А.Ф. Пахомов. «На Неву за водой». Из драматической серии литографий «Ленинград в дни блокады» (1941-1944), потрясающие, ранящие душу правдой изображения быта города-героя; С. Боим. «Ладога- дорога жизни» и др.)

- тема детского одиночества, сиротства и бес-призорничества (из фронтовых альбомов Х. Якупова и др.)

- трагедия детей и мирных жителей, оставшихся на оккупированной противником территории (Б. Дрыжак «Война. Немцы пришли», Х. Якупов «Мародеры» из фронтовых альбомов художника и др.)

- тема раннего взросления детей (С.П. Ткачёв «Дети войны» и др.)

- тема ожидания счастливой, мирной жизни (Ф.П. Решетников «Прибыл на каникулы» и др.) Все это позволяет целостно рассматривать фе-

5 номен военного детства, отраженный в ИЗО ис-§ кусстве через мир ценностей и смыслов, знаков

и символов, мир артефактов. ° Технологический компонет междисциплинар-ав ного аксиологического подхода основан на ис-

пользовании инновационных прикладных и интерактивных, интегративных технологий формирования знаний и компетенций, стимулирующие интерес к профессиональной деятельности в контексте феномена военного детства.

Среди них: проектные работы, разработка заданий, построенных на интеграции междисциплинарных знаний и направленных на достижение интегрированного результата- компетенций; виртуальные экскурсии в музеи военного детства, разработанные самими студентами, культурологический анализ, анализ медиа текстов, текстов культуры; выступления на студенческих научных конференциях, ролевые игры, командная работа, дискуссии, моделирование жизненных и профессиональных ситуаций, культурная практика (выбор индивидуальной траектории познавательно-образовательной деятельности в культурном пространстве Татарстана) и др.

Приоритетной среди всех видов деятельности является поисково-исследовательская культурно-художественная, творческая деятельность студентов, а среди всех технологий особая роль отводится проектному обучению, в основе которого проблематика, связанная с - выявлением ценностых доминант исторического времени; - анализом развития тем, и образов детей войны в произведениях искусства разных мастеров; - выявлением общности и отличий в трактовке ими одних и тех же тем и образов; -поиском ценностно-смыслового мира ребенка в ИЗО искусстве; - сопоставлением понимания и отношения творцов к феномену военного детства, выраженного в произведениях искусства; - художественной деятельностью по воспитанию школьников, приобщению их к миру художественных ценностей и т.д.

Среди всех проектов особая роль отводится междисциплинарным проектам (Например, «Ценностный мир военного детства в контексте художественной культуры Татарстана», «Феномен военного детства глазами художников-творцов Победы», «Аксиологический потенциал искусства в сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне в музейном пространстве Татарстана»)

Все это способствует ценностно-ориентированному видению мира будущим педагогом.

Заключение

Как показало проведенное нами исследование, основными педагогическими условиями успешного применения предлагаемого междисциплинарного аксиологического подхода на практике являются следующие:

1. Рассмотрение проблемы военного детства как феномена культуры, актуализация семиотической составляющей, а также определение роли аксиологического потенциала искусства для его осмысления;

2. Актуализация интегративного потенциала педагогических и культурологических дисциплин

в образовательной, воспитательной и исследовательской деятельности будущего педагога на основе междисциплинарных знаний и компетенций, активизирующих творческий потенциал личности, ее способности ориентироваться в информационном пространстве;

3. Аксиологический подход и междисциплинарная интеграция в образовательной, воспитательной и исследовательской деятельности в контексте феномена военного детства через призму искусства как важный компонент личностного развития и профессиональной культуры будущего педагога

4. Формирование компетенций и ценностных компонентов профессиональной деятельности будущего педагога, способного постигать ценностный мир ребенка через призму искусства на основе самостоятельности мышления и творчества;

5. Использование искусства как средства постижения общечеловеческих и профессиональных ценностей;

6. Использование инновационных прикладных и интерактивных, интегративных технологий, направленных на развитие профессионально-значимых качеств и активной профессиональной позиции будущих педагогов, на инкульту-рацию и социализацию;

7. Эмоционально-ценностное и смысловое освоение и декодирование ценностей, отраженных в произведениях ИЗО искусства, посвященных феномену военного детства, помогающих ориентироваться в информационном пространстве.

Таким образом, феномен военного детства, имеющий глубокий аксиологический потенциал, рассмотренный через призму ИЗО искусства, оказывает мощное эмоционально-нравственное воздействие на будущего педагога. Понимание базовых нравственных ценностей помогает и современной молодежи найти путь к духовным истокам и ценностям культуры. Ведь память о прошлом, о силе духа детей войны необходимо сохранить ни ради настоящего, а ради будущего.

Литература

1. Вишняков Б.В. Федор Решетников. - М.: «Изобразительное искусство», 1982. - 232 с.

3. Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Педагогическая инноватика: Проблемы стратегии и тактики: монография. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2011. 176 с.

4. Ильина, Т.В. История искусств: Отечественное искусство: Учеб. / Т.В. Ильина 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Высш. шк., 1994. - 461 с.: ил.

5. Каган М.С. Философская теория ценности. -Спб.: ТООТК «Петрополис», 1997. - 205 с.

6. Культурология: Учебник для вузов / Б.А. Эрен-гросс, Р.Г. Апресян, Е.А. Ботвинник и др.; [под ред.Б.А.Эренгросс]. - М.: Оникс, 2007. - 480 с.

7. Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Кабкова Е.П., Фомина Н.Н., Хан-Магомедова В.Д. Мировая художественная культура. XX век. Изобразительное искусство и дизайн. - СПб.: «Питер Пресс», 2007. - 464 с.

8. Снопков П.А., Снопков А.Е., Шклярук А.Ф. Плакаты войны и победы. 1941-1945. - М.: «Контакт - Культура», 2005. - 240 с.

9. Solovyova E., Sabirova D., Ageeva A. Linguistic Axiological Component of Academic Interpreter/ Translator Training // Procedings of 10th Annual International Technology, Education and Development Conference. INTED2016, pp. 4856. ISSN2340-1079.]

10. Solovyova E.G. Fahrutdinova G.Z. Formation of the value oriented polycultural personality of a future teacher in the contemporary education space // Life Science Jornal. 2014.T.11(11s):272-276] (ISSN:1097-8135). http://www.lifescience site. com.

11. Шклярук А. Материнство и детство в русском плакате. - М.: «Контакт - Культура», 2006. -160 с.

12. Фахрутдинова Г.Ж., Ботова Л.Н., Заячук Т.В., Шамарданова Г.Ф Гуманизация педагогического процесса в условиях поликультурного пространства общеобразовательной школы// Современное педагогическое образование, 2019, № 11, С. 137-140

13. Харис Якупов Из фронтовых альбомов. https:// izo-museum.ru/upload/files/%D0%AF%D0%BA% D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2_.pdf (дата обращения 12 мая 2020)

the phenomenon of military childhood through the prism of fine art: interdisciplinary axiological approach

Solovyova E.G., Fahrutdinova G. Zh.

Kazan (Volga region) Federal University,

This article explores the problem of the phenomenon of military childhood through the prism of visual art and its role in in the formation of the value world of a modern teacher, able to transmit true values to the young generation, forming patriotism and civic-mindedness, an emotional-value, respectful attitude to the world of the child in general and to children of war, today's veterans who, by their labor and courage, has brought the Great Victory closer. In the context of an, the authors of the article reveal the content and technological foundations that allow holistically examining the phenomenon of military childhood, reflected in fine arts through a world of values and meanings, signs and symbols, a world of artifacts. The basic pedagogical conditions for the successful application of the proposed interdisciplinary axiological approach in practice, which ensure the inculturation and socialization of the personality of the future teacher, are determined.

Keywords: axiological approach, teacher, values, the phenomenon of military childhood, fine art

References

1. Vishnyakov B.V. Fedor Reshetnikov. - M.: "Fine Arts", 1982. -232 p.

2. Zagvyazinsky V.I., Strokova T.A. Pedagogical Innovation: Problems of Strategy and Tactics: Monograph. Tyumen: TSU Publishing House, 2011.176 p.

3. Ilyina, T.V. Art History: Domestic Art: Textbook. / T.V. Ilyina 2nd ed., Rev. and add. - M.: Higher. school, 1994. - 461 pp., ill.

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сз т; о m О от

З

ы о со

4. Kagan M.S. Philosophical Theory of Value. - SPb.: TOOTK "Pe-tropolis", 1997. - 205 p.

5. Culturology: Textbook for high schools / B.A. Erengross, R.G. Apresyan, E.A. Botvinnik and others; [Edited by B.A. Erengross]. - M.: Onyx, 2007. - 480 p.

6. Lvova EP, Sarabyanov DV, Kabkova EP, Fomina NN, Khan-Magomedova VD World Art. XX century. Fine art and design. -SPb.: Peter Press, 2007. - 464 p.

7. Snopkov P.A., Snopkov A.E., Shklyaruk A.F. Posters of war and victory. 1941-1945. - M.: "Contact - Culture", 2005. - 240 p.

8. Solovyova E., Sabirova D., Ageeva A. Linguistic Axiological Component of Academic Interpreter / Translator Training // Procedings of 10th Annual International Technology, Education and Development Conference. INTED2016, pp. 48-56. ISSN2340-1079.]

9. Solovyova E.G. Fahrutdinova G.Z. Formation of the value oriented polycultural personality of a future teacher in the contemporary education space // Life Science Jornal. 2014. T.11 (11s): 272-276] (ISSN: 1097-8135). http: //www.lifescience site.com.

10. Shklyaruk A. Motherhood and childhood in a Russian poster. -M.: "Contact - Culture", 2006. - 160 p.

11. Fakhrutdinova G. Zh., Botova LN, Zayachuk TV, Shamardano-va G.F. Humanization of the pedagogical process in the multicultural space of a comprehensive school // Modern Pedagogical Education, 2019, No. 11, P. 137-140

12. Haris Yakupov From front-line albums. https://izo-muse-um.ru/upload/files/%D0%AF%D0%BA%D1%83%D0%B-F%D0%BE%D0%B2_.pdf (accessed May 12, 2020)

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.