Научная статья на тему 'Феномен ценности в пространстве современной музыкальной культуры'

Феномен ценности в пространстве современной музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
248
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова А. И.

Статья посвящена анализу роли феномена ценности в пространстве современной музыкальной культуры. В работе исследуются особенно­сти нормативного и аксиологического подходов к процессу становле­ния творческой личности. Представлен аксиологический анализ, по­зволяющий рассматривать пространство музыкальной культуры как сложную саморазвивающуюся систему, в которой постоянно происхо­дит процесс рождения, самоутверждения, функционирования и транс­формации художественных и духовных ценностей человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен ценности в пространстве современной музыкальной культуры»

ФЕНОМЕН ЦЕННОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена анализу роли феномена ценности в пространстве современной музыкальной культуры. В работе исследуются особенности нормативного и аксиологического подходов к процессу становления творческой личности. Представлен аксиологический анализ, позволяющий рассматривать пространство музыкальной культуры как сложную саморазвивающуюся систему, в которой постоянно происходит процесс рождения, самоутверждения, функционирования и трансформации художественных и духовных ценностей человечества.

Утвердившееся в пространстве культуры XX века представление о сущности человеческого бытия как единстве проявлений ценностного сознания позволило А. Уайтхеду определить его как «мир ценностей», а М. Кагану ввести термин «аксиосфера культуры». Благодаря признанию факта существования ценности как философской категории, мы сегодня можем говорить о мире музыкальных ценностей, об аксиосфере музыкальной культуры, в которую попадает личность в процессе постижения и «присвоения» себе музыкальных ценностей, создаваемых на протяжении многих веков и хранящихся в сокровищнице человечества. В ряде философских работ нашего времени выявляется место ценностного сознания в целостном пространстве культуры.

В них так или иначе рассматривается феномен ценности, постоянно возникающая необходимость переоценки ценностей как потребности, диктуемой временем. Признание в этих работах абсолютной ценности человеческой жизни, осознание значимости личностно-ценностного начала в постижении бытия, выявления исключительности, уникальности собственных персонифицированных представлений способствовало осмыслению искусства как аксиологического инструмента самопознания культуры.

Аксиологическая константа постоянно присутствует во всех видах художественной деятельности, превращаясь, по выражению М. Кагана благодаря художественно-образному воплощению из личного достояния субъекта в достояние всего человечества. Личностно-ценностное начало -суть искусства, обладая им человек, по утверждению Ф. Ницше, «осыпает своими дарами все, с чем он соприкасается», благодаря ему «все, что видишь и хочешь, кажется великим, переполненным силой. Художник нала-

* Заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор.

гает печать своей силы и могущества на все окружающее, пока окружающее не сделается его отражением, рефлексом его совершенства. Это превращение в нечто совершенное и составляет искусство» [5, с. 182-183]. Поиск ценностных ориентиров - это естественный процесс становления личности в художественном пространстве культуры.

Обращение к музыке как носителю ценности, хранящему в себе идеалы Красоты, Добра, Гармонии, характерно для музыкознания XX века. В работах А. Лосева и Б. Асафьева, В. Медушевского и Е. Назайкинского, Ю.и В. Холоповых, Т. Чередниченко и Г. Ермаковой, Л. Закса и Р. Тельча-рова, А. Соколова и Б. Яворского, и др. музыка предстает в контексте духовной культуры как выражение художественного отношения к миру, как источник ценностных ориентаций, рождающихся в процессе ее постижения. Коломиец Г. обращает наше внимание на аксиологический аспект музыкально-эстетического воспитания личности, формулируя аксиологические тенденции в современном музыкознании, изучая выражение общечеловеческих ценностей в музыке, обращаясь к проблеме восприятия музыки и ценностному становлению личности в аксиосфере музыкальной культуры.

Анализ процесса рождения, самоутверждения, функционирования и трансформации ценностей в пространстве современной музыкальной культуры, изучение их взаимодействия с установленными в данный конкретный период нормами помогает в создании новой нерасторжимой связи музыкальной теории и практики, в осуществлении их ценностного взаимодействия, обретении «струн общности» (Л. Надирова), бесконечно обогащающих партитуру музыкального бытия. Чрезвычайная актуальность и сложность данной проблемы очевидна, так как «искусство не синонимично, а, в лучшем случае параллельно истории» (И. Бродский), а взгляд на современное искусство лишен временной дистанции и требует ориентации в музыкальном «Хаокосмосе» (термин А. Лосева) сиюминутного бытия изнутри, из бурлящего потока, постоянно уносящего в неизведанное и непознанное. В течение многих столетий музыкальная культура, накопившая огромный опыт и множество знаний о музыке, оставалась нормативной, то есть ориентирующейся на канон. Это обстоятельство нельзя рассматривать как дефект, так канон - это лучшее, что отбирается в процессе эволюции, те ценности, которые в процессе развития музыки обрели статус нормы.

Норма, как и традиция, несет охранительную функцию, регулируя взаимоотношения через набор правил и законов, что характерно для любого сообщества и в том числе и для мира искусства. И хотя норма обязательно несет запретительную функцию, устанавливая границы дозволенного, но и беспредельная свобода подчас оборачивается произволом, что также может представлять определенную опасность, способствуя неоправданным тенденциям разрушения. Однако нормативный подход неизбежно приводит к тупику, поскольку в определенный момент вступает в противоречие с самой

сущностью музыки как одного из самых динамичных искусств, превращаясь из регулятора в тормоз для дальнейшего развития.

Если аксиологический подход рассматривает норму как определенный свод ценностей, канонизированных в данный исторический период и способных к дальнейшей трансформации, то нормативный подход определяет норму как итог, не требующий пересмотра, стабильный и незыблемый. Норма - это внешний регулятор, одинаково обязательный для всех и принимаемый безоговорочно, это итог, завершение процесса, в то время как ценность - это всегда процесс, развитие, изменение, норма объективна, принимающий ее субъект не оказывает на нее никакого личностного воздействия, ценность - результат субъектно-объектных отношений, их взаимодействие и взаимообогащение.

Вся история становления и развития музыкальной культуры проникнута динамикой духовного творчества. Нормы в музыке подчас бывали долговечными, но никогда не становились вечными Строгая полифония перевоплотилась в эстетику барокко, ясность классического искусства сменилась бурным смятением романтических чувств, а XX век позволяет говорить не только об инакомыслии, а об инобытии музыки, поскольку музыкальная Вселенная - это уже миры и галактики, постоянно расширяющиеся и бесконечные, новая музыкальная реальность, где практически ломаются все ранее бесспорные представления о музыке: и о природе звука, и о сущности музыкального языка, и о особой роли музыкального слуха, музыкальной интонации, роли тембров, сути жанрово-стилевого синтеза, пространстве и времени в музыкальном творчестве.

Норма и нормативный подход легко и органично существуют в стабильных, медленно развивающихся общественных устройствах, где традиционные устои если и меняются, то чрезвычайно неторопливо. Но в переходно-переломные эпохи, когда все явления общественной жизни характеризуются предельным напряжением, и на долю одного поколения, как это было в XX веке и продолжает происходить сегодня, приходится несколько смен социокультурных циклов, нормативный подход оказывается значительным тормозом, не позволяющим включиться в происходящие в социокультурной реальности процессы. Музыкальная культура новейшего времени - это огромное художественное пространство, в котором сосуществуют великие творения старых мастеров, огромное классическое наследие, фантастические миры романтиков, уникальные звуковые миры, открытые композиторами XX века, джазовые шедевры, звезды эстрады, все, что в своей совокупности составляет звучащее пространство бытия - мир музыкальных ценностей. Полноценное существование в этом пространстве невозможно без обретения собственной иерархии ценностей, позволяющей открыть собственные миры, наполненные личностнымм смыслами.

Аксиологический подход позволяет взглянуть на пространство музыкальной культуры как на ценность, хранящую в себе личностно-ценност-

ный взгляд человека на окружающий мир. Такой взгляд позволяет понять, что музыкальная культура - это саморазвивающаяся сложноорганизован-ная система, интегрирующая в своих недрах бесконечное саморазвитие музыкального искусства и человека, находящихся в концептуальном поле субъектно-объектных и межсубъектных отношений. В этом пространстве происходит процесс ценностного становления личности, постигающей уже существующие музыкальные ценности и создающей новые в неустанной творческой деятельности. В этом процессе три модуса времени: Вчера, сегодня и Завтра предстают в синергетическом единстве.

Аксиологический подход с помощью методов аксиологического анализа позволяет рассматривать музыкальную культуру как целостное пространство, в котором музыка является носителем ценности, музыкальное образование - инструментом, позволяющим постигать ценности, заложенные в музыке, и передавать это знание в процессе ценностного взаимодействия через музыкальное просвещение и воспитание подрастающего поколения.

Концептуальная направленность аксиологического анализа способствует: ценностному постижению музыки, выявлению ее специфических сущностных черт, осмыслению особенностей конструктивно-художественных авторских моделей как проявлению индивидуального личностно-ценностного видения мира; проникновению в духовную сущность человека, запечатленную в нотном тексте; открытию современным человеком мира музыкальных ценностей как сокровищницы духовного богатства человечества; обращению через постижение мира музыкальных ценностей к внутреннему миру формирующейся личности; выработке личностного взгляда на мир музыкальных ценностей.

Аксиологический подход помогает постигать ценностную значимость функций музыки. В первую очередь, ее коммуникативную роль, способность объединять людей, рождать эмпатию и человеколюбие, стремление, выраженное еще древними греками, к «общности всех вещей». Сегодня, в «эпоху универсального утверждения принципов диалога в культуре» [2, с. 534] ценностное осмысление коммуникативной функции музыки представляется особенно важным, поскольку осознание ее как носителя ценности играет значительную роль в художественном, этическом и эстетическом, самопознании личности. Концепция «Универсального Диалога» (М. Каган) в начале третьего тысячелетия связывается с проблемой самосохранения человечества, что позволяет выделить коммуникативную функцию музыки в разряд высших ценностей культуры.

В цикле статей, написанных в защиту исторической науки, В. Конен констатировала: «Заслуживает внимания большая, по существу еще не разработанная проблема того, какую систему образов «избирает» каждая эпоха, каждая культура для воплощения в музыкальном творчестве своих идей» [3, с. 14]. Аксиологический анализ позволяет подойти к изучению

этой проблемы, ценностно осмысливая и отражение идей, и отражение эмоций, и отражение предметного мира как проявлений личностно-цен-ностного сознания творцов музыки. Поиск в музыкально-образном мире художественных исканий автора, выявление ценностных доминант его творческого облика, специфичности и оригинальности его взгляда на мир, «расшифровка» закодированной в его творчестве иерархии ценностей, характерной для художественного творчества его эпохи, открывают современному музыканту огромное поле поисково-познавательной деятельности.

Авторский смысл, заложенный в изучаемом музыкальном тексте, обретает, таким образом, глубину, объем, живое трепетное эмоциональное содержание, находящее не только отклик и понимание, но и позволяющее открывать с его помощью новое в себе и окружающем мире. Феномен ценности позволяет открывать этос музыкального пространства, что чрезвычайно актуально, так как, по справедливому замечанию В.Холоповой, «этическое содержание музыки - важнейший вопрос, в целом обойденный теорией музыки» [6, с. 7].

Ценностное осмысление эстетического и этического начал в пространстве музыкальной культуры - это одна из магистралей, где музыка пересекается с философией, поскольку, «сама объективная проблематика исторического становления ведет к осуществлению такой возможности: сугубо конкретный опыт слушания и постижения музыки влечет за собой философское истолкование и философские выводы» [1, с. 293]. Все вышеизложенное позволяет определять феномен ценности как один из важнейших факторов, определяющих эффективность процесса художественно-эстетического и духовно-нравственного становления личности в пространстве современной музыкальной культуры.

Список литературы:

1. Адорно Т. Избранное: социология музыки. - М.; СПб., 1999.

2. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997.

3. Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. - М., 1997.

4. Никандров Н. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. - М., 1997.

5. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. - Мн., 1997.

6. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. - М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.