Научная статья на тему 'Феномен "социальной активности" в работах отечественных и зарубежных учёных'

Феномен "социальной активности" в работах отечественных и зарубежных учёных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1324
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ / SCIENTIFIC APPROACHES / АКТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК / ACTIVE PERSON / ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА / BASIC PROPERTIES / ДЕТЕРМИНАНТЫ / DETERMINANTS / ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / FORMS OF SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ерина Инобат Аъзамкуловна, Олейников Николай Николаевич

В статье поднята актуальная проблема «социальной активности» молодежи. Представлен широкий анализ точек зрения философов, социологов, психологов и педагогов отечественных и зарубежных ученых, научных направлений в изучении «социальной активности» молодежи. Проанализированы существующие научные подходы к определению понятия «социальная активность». Проблемы социальной активности проанализированы по годам (30-х, 40-х, 70-80 -х, 90-х XX века. Выявлены основные свойства, детерминанты и формы проявления социальной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF "SOCIAL ACTIVITY" IN THE WORKS OF DOMESTIC AND FOREIGN SCIENTISTS

The article raises the actual problem of" social activity " of youth. The article presents a wide analysis of the points of view of philosophers, sociologists, psychologists and teachers of domestic and foreign scientists, scientific directions in the study of "social activity" of young people. The existing scientific approaches to the definition of "social activity"are analyzed. The problems of social activity are analyzed by years (30s, 40s, 70-80's, 90's of XX century. The basic properties, determinants and forms of manifestation of social activity are revealed.

Текст научной работы на тему «Феномен "социальной активности" в работах отечественных и зарубежных учёных»

Психология

УДК 316.4

кандидат психологических наук, доцент Ерина Инобат Аъзамкуловна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); старший преподаватель Олейников Николай Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФЕНОМЕН «СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ» В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ

И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЁНЫХ

Аннотация. В статье поднята актуальная проблема «социальной активности» молодежи. Представлен широкий анализ точек зрения философов, социологов, психологов и педагогов отечественных и зарубежных ученых, научных направлений в изучении «социальной активности» молодежи. Проанализированы существующие научные подходы к определению понятия «социальная активность». Проблемы социальной активности проанализированы по годам (30-х, 40-х, 70-80 -х, 90-х XX века. Выявлены основные свойства, детерминанты и формы проявления социальной активности.

Ключевые слова: социальная активность, научные подходы, активный человек, основные свойства, детерминанты, формы проявления социальной активности.

An^tatton. The article raises the actual problem of" social activity " of youth. The article presents a wide analysis of the points of view of philosophers, sociologists, psychologists and teachers of domestic and foreign scientists, scientific directions in the study of "social activity" of young people. The existing scientific approaches to the definition of "social activity"are analyzed. The problems of social activity are analyzed by years (30s, 40s, 70-80's, 90's of XX century. The basic properties, determinants and forms of manifestation of social activity are revealed.

Keywords: social activity, scientific approaches, active person, basic properties, determinants, forms of social activity.

Введение. Исследования, направленные на изучение, какими свойствами обладает социальная активность в обыденном сознании, как этот термин определяется через призму обыденного сознания, не проводилось. Поэтому существует необходимость изучить социальные представления о данном предмете, так как они являются составной частью обыденного сознания.

Можно без колебаний согласиться со словами М. Д. Мартыновой о том, что «современные студенты очень отличаются от тех, что были лет 10-15 назад. Сейчас у них гораздо больше возможностей». Но как наличие этого большого количества возможностей влияет на социальную активность студентов, увеличилась она по сравнению с социальной активностью студентов, что было лет 10-15 назад или напротив, уменьшилась - это вопрос, на который сейчас трудно дать однозначный ответ. Возможно, столь различные результаты получились из-за отсутствия единого подхода к определению феномена «социальная активность».

Формулировка цели статьи проанализировать существующие на сегодня научные подходы к определению понятия «социальная активность», выявить основные свойства, детерминанты и формы проявления социальной активности как внутреннего свойства личности.

Изложение основного материала статьи. В основном в научных работах «социальная активность» предстает как общеизвестное явление, не требующее объяснения. Оно либо выступает тождественными понятиями как «общественная деятельность», «активная гражданская позиция», «общественная активность», либо определяется через совокупность своих свойств. При выраженном интересе к феномену в научном сообществе, чёткого определения термина в настоящее время не существует ни в психологии, ни в педагогике, ни в какой-либо другой гуманистической науке.

Но кроме научного поля знаний, существует ещё поле обыденного сознания (совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат).

«Общественно - активный человек потому общественно активен, что отождествляет себя с другими, не равнодушен к ним» - отмечает В.Д.Шадриков. А.А. Арзамасцев считает, что общественная активность часто характеризуется как важнейшая составляющая социальной активности. По мнению В.Б.Волкова активные люди должны направлять свои действия во благо социуму, но в современном обществе они занимаются только обеспечением своего личного благополучия.

«Социальная активность», как понятие, широко используется в работах философов, социологов, психологов и педагогов. До сих пор не выделено общего подхода в понимании данного социального феномена. Социологи Д.Е. Фролов и В.И. Малкин в своей книге, посвященной исследованию активности личности студента, объясняют это «... с одной стороны, его сложностью, с другой - отсутствием должного внимания...» к нему.

Подавляющее число работ в этой области представляет собственно конкретно - научные исследования. В них, как правило, рассматривается активность определённых социальных субъектов (личностей, социальных групп, общественных слоёв, классов) в отдельных видах деятельности (политической, трудовой, семейной, эстетической, этической и т.д.).

На протяжении 30-х годов принцип активности в явной или неявной форме становится определяющим для интерпретации важнейших психологических факторов и закономерностей.

Вопрос о природе психической активности субъекта стал основой ряда исследований этих лет. К числу таковых могут быть отнесены работы М.Я.Басова, Л.С.Выготского, Д.Н.Узнадзе.

В рамках социалистической теории - в советский период. В широком философском плане, как отмечает Е.Н.Ануфриев, «социальной может быть признана лишь та активность, которая способствует общественному

прогрессу, ориентирована на положительные общественные ценности, наполняющие жизнь человека высоким смыслом». В более узком смысле социальная активность понимается как мера проявления интенсивности деятельности. А.П.Петров отмечает, что «...социальную активность следует рассматривать как меру интенсивности деятельности, направленной на совершенствование развитого социализма, в конечном счёте, на построение коммунизма».

Власова Е.В. понимает социальную активность как интегральное свойство личности, становление которого предполагает наличие общественно значимой цели и коллективно организованного способа её достижения. Этот подход к пониманию феномена «социальная активность» перекликается с подходом Мальковской Т.Н., которая считает, что социальная активность является интегральным общественным свойством, характеризующим состояние субъекта в процессе взаимодействия с другими индивидами (обществами, коллективами, группами) в деятельности, необходимость которой обусловлена общественно значимым интересом и целями [5, С. 86].

По мнению других исследователей, (С.П.Баранов, Л.Ф.Болотин, В.А.Сластёнин), «социальную активность следует рассматривать не только как свойство личности, но и как форму, способ деятельности. Кроме того, они считают, что социальная активность тесно связана с другим понятием - «общественная активность», т.к. направлена она также на благо общества.

Разработка проблемы активности нашла своё отражение и в 40-х годах в теоретических трудах С.Л.Рубинштейна. Особый подход к этой проблеме был предложен А.Н.Леонтьевым, считавшим, что внутреннее воздействует через внешнее и этим само себя изменяет. Он показал, что деятельность социальна не только по содержанию, но и по структуре, поскольку эта структура сложилась первоначально в условиях сотрудничества между людьми и подчинена системе общественных отношений. Развивая идеи Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьев писал, что процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий внутренний план сознания. Это процесс, в котором внутренний план впервые формируется. [5, С. 87].

В отечественной психологии при анализе развития личности ученые придерживаются принципа саморазвития, основанного на положениях о разрешении внутренних противоречий, опосредованных влиянием окружающей среды.

Важно отметить ещё один подход к пониманию данного феномена, поскольку он дал начало многим научным работам советского времени. Это марксистская теория. Исходя из методологических положений марксизма, активность личности следует понимать, как деятельность, направленную на: усвоение элементарных общечеловеческих способов существования индивида в макро- и микросреде (ходьба, речь, чтение, письмо и т.д.); создание мира вещей и идей (репродуктивное и творческое); формирование взаимоотношений в микросреде (группа, коллектив) и созидание внутреннего мира другого индивида; участие в регуляции и преобразовании макросреды (общественных отношений); самосозидание и самовоспитание.

В 70-80 годы некоторые ученые обращались к личностному аспекту общественной деятельности и определяли её как сложное качество личности. А.В.Зосимовский в определении сущности общественной активности выделяет готовность и умение трудиться на пользу общества. С точки зрения О.Н.Яницкого, «общественная активность - сфера приложения личностных сил и способностей, обогащающая содержание жизни, наполняющая её новым смыслом». К.Д.Радина определяет общественную активность как «свойство личности, включающее осознание значимости общественной деятельности. готовность и желание участвовать в ней, умение действовать, проявляя инициативу, самостоятельность». [5, С. 87].

В 90-е годы в психологии предметом активной дискуссии, истоки которой уходят ещё в 40-е годы, стал вопрос о соотношении «активности» и «деятельности». Введение категории деятельность в психологию привело к перестройке всего концептуального аппарата науки, существенно отразившись на традиционных представлениях об активности субъекта. Впервые в категории «деятельность» и через неё понятие «активность» приобретает реальное психологическое звучание. [5, С. 98].

В.А.Петровский следующим образом охарактеризовал связь активности и деятельности в пределах единого определения: «Активность есть совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности». [2, С. 43].

В постсоветский период (90-е годы XX века) проводятся интенсивные исследования проблемы развития социальной активности в области педагогики. (К.Д.Радина, М.И.Рожкова, А.В.Мудрикова, И.М.Андрамонова).

В течение последних лет были проведены исследования, результаты которых свидетельствуют о том, что акцент на одном или двух факторах развития препятствует целостному, объективному взгляду на человека.

Так, согласно исследованиям А.А.Волочкова, проведенных в 1995-2001 годах, общий уровень целостной учебной активности оказывает значительно большее влияние на развитие индивидуальности младшего школьника, чем тип или модель обучения. Именно субъект учебной деятельности и его собственная активность в конечном счёте определяют особенности его индивидуального, прежде всего личностного развития. А учёт в единой системе активного взаимодействия трёх факторов - генетического, средового и активно субъектного - позволяет выстроить более реальную картину развития психики и понимания поведения конкретного человека.

Именно активный субъект способен по своему выбору аккумулировать и использовать тот материал, который ему предоставили наследственность и среда. Наличие и выраженность «третьего фактора» (активный субъект) - важнейшая родовая особенность человека, во многом объясняющая его филогенез [1, С. 13].Человек имеет двойственную - биосоциальную природу: с одной стороны - это существо индивидуальное, развивающиеся по биологическим и физиологическим законам, а с другой - существо социальное, которое является представителем наивысшей реальности интеллектуального и морального порядка, существует в рамках социума, а значит, принимает во внимание и ориентируется на порядки и законы этого социума. Субъект является частью общества, а потому не может жить только в системе собственных, индивидуальных «координат», а это значит, обладает несколько разными видами «активности». Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности.

Формирование молодого человека на протяжении всех лет его активной жизни происходит в среде людей, обладающих определённым потенциалом социальной активности, который в силу своей структуры может иметь множество проявлений, фиксируемых в обыденной жизни каждым человеком, то есть, формирование социальной активности человека происходит в связи с потенциалом социальной активности, уже существующим в обществе, в рамках этого потенциала.

Критерием социальной активности личности выступает позиция личности, характеризующая многообразные отношения её носителя с окружающей средой, деятельный характер этих отношений отмечают Б.Г. Ананьев, В.Н.Мясищев, Б.Д.Парыгин [4, С. 22].

Итак, ни одно из этих понятий, являясь близким к понятию «социальная активность», всё же не отражает его в полной мере, поэтому необходимо понимать социальную активность через призму всех тех характеристик, которые выделялись учеными, работающими над этой проблемой [3, С. 219]. Следуя утверждению В.Г.Маралова и В.А.Ситарова, социальную активность понимается как «родовое понятие относительно видовых».

В качестве видовых составляющих социальной активности можно выделить общественную активность (С.П.Баранов, Л.Ф.Болотин, В.А.Сластёнин), активную гражданскую позицию (А.А.Арзамасцев), активную жизненную позицию (Т.К.Ахаян, В.Е.Гурин, Т.Н.Мальковская, К.А.Радина, А.П.Шпона и др.). Причем, основу социальной активности, без которой она не может существовать, составляет активная жизненная позиция (Т.К.Ахаян, В.Е.Гурин, Т.Н.Мальковская, К.А.Радина, А.П.Шпона и др.). Социальная активность развивается в течение жизни, человек постепенно становится социально активным (Т.Н.Мальковская).

Её развитие находится в зависимости от потенциала социальной активности, уже существующего в обществе - культуры общественных отношений (Т.Н.Мальковская), социального пространства (Т.Н.Мальковская, Е.В.Власова, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров).

Но социальная активность возникает и развивается не на пустом месте, как предпосылка развитию социальной активности - существование активности субъектной (Т.Н.Мальковская).

На развитие социальной активности можно повлиять, так считают Е.В.Власова, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров, В.К.Котыло, О.А.Головко. Социальная активность связана с деятельностью - она выступает побудителем к деятельности (Т.Н.Мальковская) и характеризуется действиями (В.Б.Волков).

Социальная активность - это динамичное образование (Т.Н.Мальковская, Е.В.Власова, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров), она имеет разную меру проявления, проявляется по-разному в различных видах деятельности, и на её проявление влияет множество обстоятельств. Очень важный момент состоит в том, что социальная активность должна быть обусловлена особыми социальными потребностями (Т.Н.Мальковская), суть не в том, что человек выполняет общественно-значимую деятельность, а в том, как он воспринимает её, относится к ней. Для социально активного человека общественная деятельность значима, у него существует своеобразная «готовность» к общественной деятельности (В.Е.Гурин, А.П.Шпона, К.А.Радина), намеренность участия в общественной жизни (А.А.Арзамасцев). И, конечно не вызывает сомнения тот факт, что социальная активно6сть должна быть направлена на благо обществу, а не во вред ему.

В общем виде, активность человека детерминирована социальной деятельностью, в которую включен индивид. «Социальная активность», как качество личности, проявляющееся в различных видах общественно-значимой деятельности, имеет сложную структуру, включает потребности, мотивы, интересы, установки и т.д. [2, С. 54]. Очевидно, что в науке нет чёткого определения данного понятия и единого отношения к нему, кроме того, не освещены вполне свойства феномена «социальная активность». Однако этот термин существует и используется не только в науке, но и в повседневной жизни. Его неопределённость вызывает неподдельный интерес к тому, какие представления сформированы в обществе о «носителях» характеристики «социально активный» [1, С. 103].

Выводы. Из всего сказанного можно сделать вывод, что трактовка понятия «социальная активность» в научном мире была различной. Не было общего подхода в понимании данного социального феномена, хотя исследований, посвящённых «социальной активности» довольно много (А.А.Арзамасцев, Н.Д.Егорова, В.Б.Волков, Д.Е.Фролов, Ю.А.Миславский, Е.А.Якуба, Ю.П.Сокольников, Т.Н.Мальковская, Е.И.Власова, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров и др.). Согласно мнению советских учёных и исследователей, занимающихся проблемой социальной активности (Т.Н.Мальковская, Е.В.Власова, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров и др.), являясь динамичным образованием, социальная активность может иметь различную меру проявления, зависимую от соответствия установок личности на деятельность и общение и того социального пространства, в котором она может реализовать все эти установки. На активность человека влияет множество обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка [3].

Представления о социально активных людях и о социальной активности в целом, меняются, более того, судя по всему, они «расслаиваются» на представления об «идеальных» социально активных людях и «реальных»- существующих в наше время. Задача формирования социальной активности молодёжи можно считать ведущей задачей воспитания.

Литература:

1. Евстратова, Т.А. Основы молодежной политики: учебное пособие / Т.А. Евстратова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 242 с.

2. Емельянова, О.В. Психолого-акмеологические аспекты развития экономической активности молодежи: электронное учебное пособие / О.В. Емельянова; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 75 с.

3. Латышева М.А. Особенности формирования профессионального самосознания будущего психолога / М.А. Латышева, В мире науки и инноваций: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. - Уфа: ООО «Аэтерна» 2016. С. 219-223.

4. Покровская, Е.М. Организация работы с молодежью: монография / Е.М. Покровская, Л.В. Смольникова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР). - Томск: ТУСУР, 2016. - 112 с.

5. Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования / ред. В.А. Кругликова. - Москва: ИФ РАН, 1995. - 529 с.

Психология

УДК 159.9

ассистент кафедры психологии Ковалевская Анастасия Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье представлен анализ методов диагностики и преодоления стресса, а также результаты исследования степени выраженности стресса и уровня стрессоустойчивости. Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость.

Annotation. The article presents an analysis of methods for diagnosing and coping with stress; the results of a study of the degree of stress and stress tolerance. Keywords: stress, stress tolerance.

Введение. Подростковый возраст - это период, для которого характерны частые стрессы, связанные с обучением в школе, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родными. Способы, которыми часто пользуются подростки в целях преодоления стресса - агрессивное поведение, алкоголь, наркотики [5].

Формулировка цели статьи. Целью экспериментального исследования стало определение степени выраженности уровня стресса, а также степени сформированности навыков стрессоустойчивости у подростков.

Изложение основного материала статьи. Для проведения исследования был выбран комплекс методик, дополняющих друг друга:

1. Методика «Шкала тревожности»;

2. Методика «Шкала сниженного настроения - субдепрессии» (ШСНС);

3. Методика выявления стрессоустойчивости.

С целью выявления уровня тревожности использовалась методика - «Шкала тревожности» [3]. Диагностика уровня тревожности у подростков по методике «Шкала тревожности» показала следующие результаты. Как видно из представленных в таблице 1 данных, высокий уровень общей тревожности наблюдался у пяти учащихся (19,2%), очень высокий - у одного (3,8%). Средний уровень общей тревожности выявлен у 12 учащихся (46,2%). Следует, однако, указать, что у пяти человек (19,2%) выявлено чрезмерное спокойствие, что свидетельствует о наличии защитного характера такой нечувствительности к эмоциональному неблагополучию.

Таблица 1

Показатели уровня тревожности у подростков по методике «Шкала тревожности»

Уровень тревожности Школьная Самооценочная Межличностная Общая

% Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек

Нормальный 69,2 18 50 13 57,7 15 46,2 12

Несколько повышенный 7,7 2 3,8 1 15,4 4 11,5 3

Высокий 7,7 2 7,7 2 23,1 6 19,2 5

Очень высокий 7,7 2 7,7 2 0 0 3,8 1

«Чрезмерное спокойствие» 7,7 2 30,8 8 3,8 1 19,2 5

С целью выявления проявлений сниженного настроения - субдепрессии у учащихся использовалась шкала сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС).

Данные, полученные с помощью методики «Шкала сниженного настроения - субдепрессии» показали то, что из 26 учащихся девять человек (34,6%) проявляли незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения, а два человека (7,7%) - значительное. При этом у 15 человек (57,7 %) не отмечалось сниженного настроения.

Таблица 2

Показатели индекса сниженного настроения у подростков по методике «Шкала сниженного

настроения - субдепрессии»

Индекс снижения настроения % Кол-во человек

Лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения 57,7% 15

Незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения 34,6% 9

Значительное снижение настроения 7,7% 2

Для определения уровня стрессоустойчивости подростков в возрасте 14-15 лет использовалась методика выявления стрессоустойчивости. Автор данного теста - Ю. В. Щербатых [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.