Психология
УДК 159.9
ассистент кафедры психологии Ковалевская Анастасия Александровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье представлен анализ методов диагностики и преодоления стресса, а также результаты исследования степени выраженности стресса и уровня стрессоустойчивости. Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость.
Annotation. The article presents an analysis of methods for diagnosing and coping with stress; the results of a study of the degree of stress and stress tolerance. Keywords: stress, stress tolerance.
Введение. Подростковый возраст - это период, для которого характерны частые стрессы, связанные с обучением в школе, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родными. Способы, которыми часто пользуются подростки в целях преодоления стресса - агрессивное поведение, алкоголь, наркотики [5].
Формулировка цели статьи. Целью экспериментального исследования стало определение степени выраженности уровня стресса, а также степени сформированности навыков стрессоустойчивости у подростков.
Изложение основного материала статьи. Для проведения исследования был выбран комплекс методик, дополняющих друг друга:
1. Методика «Шкала тревожности»;
2. Методика «Шкала сниженного настроения - субдепрессии» (ШСНС);
3. Методика выявления стрессоустойчивости.
С целью выявления уровня тревожности использовалась методика - «Шкала тревожности» [3]. Диагностика уровня тревожности у подростков по методике «Шкала тревожности» показала следующие результаты. Как видно из представленных в таблице 1 данных, высокий уровень общей тревожности наблюдался у пяти учащихся (19,2%), очень высокий - у одного (3,8%). Средний уровень общей тревожности выявлен у 12 учащихся (46,2%). Следует, однако, указать, что у пяти человек (19,2%) выявлено чрезмерное спокойствие, что свидетельствует о наличии защитного характера такой нечувствительности к эмоциональному неблагополучию.
Таблица 1
Показатели уровня тревожности у подростков по методике «Шкала тревожности»
Уровень тревожности Школьная Самооценочная Межличностная Общая
% Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек
Нормальный 69,2 18 50 13 57,7 15 46,2 12
Несколько повышенный 7,7 2 3,8 1 15,4 4 11,5 3
Высокий 7,7 2 7,7 2 23,1 6 19,2 5
Очень высокий 7,7 2 7,7 2 0 0 3,8 1
«Чрезмерное спокойствие» 7,7 2 30,8 8 3,8 1 19,2 5
С целью выявления проявлений сниженного настроения - субдепрессии у учащихся использовалась шкала сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС).
Данные, полученные с помощью методики «Шкала сниженного настроения - субдепрессии» показали то, что из 26 учащихся девять человек (34,6%) проявляли незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения, а два человека (7,7%) - значительное. При этом у 15 человек (57,7 %) не отмечалось сниженного настроения.
Таблица 2
Показатели индекса сниженного настроения у подростков по методике «Шкала сниженного
настроения - субдепрессии»
Индекс снижения настроения % Кол-во человек
Лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения 57,7% 15
Незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения 34,6% 9
Значительное снижение настроения 7,7% 2
Для определения уровня стрессоустойчивости подростков в возрасте 14-15 лет использовалась методика выявления стрессоустойчивости. Автор данного теста - Ю. В. Щербатых [6].
Диагностика с помощью теста на стрессоустойчивость показала, что на констатирующем этапе 7,7% учащихся имели признаки повышенной чувствительности к стрессу, показатели 57,7% учащихся находились в пределах нормы, и лишь у 34,6% учащихся присутствует устойчивость к стрессу.
Таблица 3
Показатели динамической чувствительности к стрессу у подростков по методике выявления
стрессоустойчивости
№ п/п Динамическая чувствительность к стрессу %
1 Устойчивость к стрессу 34,6
2 Норма 57,7
3 Повышенная чувствительность к стрессу 7,7
Анализ данных по пяти шкалам теста на стрессоустойчивость показал следующее:
1) По показателям первой шкалы «Повышенная реакция на обстоятельства» 19,2% учащихся имели высокий уровень тревожности на внешние обстоятельства, т.е. на такие на которые они не могли повлиять. При этом нормальный уровень данного показателя отмечался у 53,8% учащихся, а низкий - только у 26,9% учащихся.
2) По данным второй шкалы 19,2% испытуемых обладали склонностью все излишне усложнять, что так же может приводить к стрессам.
3) Третья шкала методики определения стрессоустойчивости определяла предрасположенность испытуемых к психосоматическим заболеваниям. Показатели теста свидетельствуют о том, что 15,4% учащихся относятся к таковым.
4) Показатели четвертой шкалы говорят о том, что 46,2% респондентов применяют деструктивные методы преодоления стрессовых состояний. При этом для преодоления стрессовых состояний по данным опроса испытуемые чаще используют телевизор и вкусную еду.
5) Показания теста по пятой шкале свидетельствуют о том, что только 23,1% учащихся стараются применять конструктивные методы борьбы со стрессом. При этом по данным опроса в число таких методов чаще всего входят сон, отдых, смена деятельности, а также общение с друзьями или любимым человеком.
Таблица 4
Показатели пяти шкал по методике выявления стрессоустойчивости
Уровень Шкалы
Повышен. реакция на обстоятельства Склонность все излишне усложнять Предрасположенность к психосоматическим заболеваниям Деструктивные способы преодоления стресса Конструктивные способы преодоления стресса
% % % % %
Нормальный 53,8 46,2 34,6 50 50
Высокий 19,2 19,2 15,4 46,2 23,1
Низкий 26,9 34,6 50 3,8 26,9
Данные показатели - основание для того, чтобы сделать вывод о необходимости специальная работа по подготовке будущих педагогов к работе по формированию навыков стрессоустойчивости у подростков, т.к. подросток самостоятельно не может конструктивно справиться с данной проблемой овладения навыками стрессоустойчивости.
Готовность педагога к работе по формированию навыков стрессоустойчивости у подростков мы рассматриваем как структурный элемент общей системы психолого-педагогической готовности к педагогической деятельности, который отображает структуру данной системы. За основу взято три основных компонента, составляющих эту готовность: аффективный компонент (отношение); 2) когнитивный компонент (знания); 3) технологичный компонент (умения и навыки).
Содержание аффективного компонента отображает гуманистическую направленность личности на педагогическую деятельность, как в целом, так и на работу по формированию навыков стрессоустойчивости у подростков, интерес к данному виду деятельности.
Когнитивный компонент предусматривает наличие информации о стрессе, общих закономерностях его развития, о психологических особенностях учебного стресса учащихся, о психологических методах преодоления стрессового состояния. Данный компонент представлен не только теоретическим ознакомлением будущего педагога с вопросом психологии стресса, но и знаниями о практической их реализации в практике работы с подростками в учебно-воспитательном процессе.
Содержание третьего компонента - технологичного, предусматривает наличие у будущего педагога умений осуществлять профилактику возникновения стрессового состояния, определять причины его возникновения, умений проводить коррекционную работу с детьми данной категории (коррекционный аспект).
Достаточная сформированность составных компонентов и их целостное единство - показатель высокого уровня готовности учителя к работе по формированию навыков стрессоустойчивости у подростков.
Повышению уровня психолого-педагогической готовности педагогов к работе по формированию навыков стрессоусточивости у подростков может способствовать спецкурс «Стресс и способы его преодоления», который решает следующие задачи: создаёт условия для овладения теоретическими и практическими знаниями по проблеме психологии стресса, а также саморегуляции психологического состояния; при освоении содержания данного курса педагоги знакомятся с методами диагностики стресса, способами саморегуляции эмоционального состояния.
Содержание спецкурса включает пять тем, которые рассматриваются на лекционных и практических занятиях. Цель спецкурса - дать знания о психологической сущности стресса, и основных методах его диагностики, профилактики и преодоления.
Прослушав курс, педагоги должны: знать понятие и стадии развития стресса, методы диагностики, предупреждения и саморегуляции эмоционального состояния; иметь навыки распознавания и преодоления стресса.
Лекционные занятия раскрывают содержание следующих тем:
1. Понятие стресса.
2. Стадии развития стресса.
3. Факторы стрессов.
4. Диагностика стресса.
5. Способы преодоления стрессовых состояний.
Практические занятия посвящены раскрытию таких тем:
1. Дыхательные техники.
2. Мышечная релаксация.
3. Рациональная психотерапия
4. Использование позитивных зрительных образов.
Так, проведение данных лекционных и практических занятий, поможет сформировать готовность педагогов к работе по формированию навыков стрессоустойчивости у подростков.
При разработке структуры и содержания спецкурса учитываются также стадии продвижения человека по мере овладения им психологическими знаниями и способами их использования [4]. Каждая стадия овладения психологическими знаниями характеризуется не столько новым содержанием, сколько качеством отношений с психологической информацией, теми новообразованиями, которые формируются в результате её прохождения. На первом этапе работы по формированию готовности в к работе по формированию навыков стрессоустойчивости у подростков охватывает период ознакомления с базовыми понятиями, которые составляют основу психолого-педагогических знаний по вышеназванной проблеме, с трактовкой самого определения стресса и стрессоустойчивости. Основным содержанием второго этапа усвоения психолого-педагогических знаний по проблеме стрессоустойчивости является подготовка к умению диагностировать данное психологическое явление в реальности школьной жизни, вычленять детерминантные факторы возникновения психологического стресса у подростков. На третьем этапе происходит обучение различными способами, приёмами, средствами профилактики и регуляции стрессового состояния.
Выводы. Таким образом, высокий уровень общей тревожности наблюдался у 19,2% учащихся, очень высокий - у 3,8%. У 19,2% учащихся выявлено чрезмерное спокойствие. 7,7% учащихся имели признаки повышенной чувствительности к стрессу. Для работы с этими подростками по формированию навыков стрессоустойчивости педагогам необходимо овладеть соответствующими знаниями и сформировать специальные умения и навыки.
Литература:
1. Бура, Л. В. Профилактика школьной дезадаптации как средство сохранения психологического здоровья обучающихся / Л. В. Бура // Проблемы психологического здоровья личности: коллективная монография. - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. - 244 с.
2. Ковалевская, А.А. Особенности саморегуляции и стрессоустойчивость подростков / А. А. Ковалевская // Проблемы психологического здоровья личности: коллективная монография. - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. - 244 с.
3. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. / Е. И. Рогов - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.
4. Семиченко, В. А. Пути повышения эффективности изучения психологии / В. А. Семиченко - К.: Мапстр-S, 1998. - 124 с.
5. Чайка, Е. Психолого-педагогическая поддержка старшеклассников в стрессовой ситуации / Е. Чайка // Воспитание школьников. - 2003. - №8. - С. 36-39.
6. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
Психология
УДК: 316.61
кандидат психологических наук, доцент Король Ольга Феликсовна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СОТРУДНИКОВ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация. В статье представлена авторская позиция в понимании специфики манифестированных ценностных предпочтений в межкультурном взаимодействии. Данное исследование посвящено изучению иерархического строения ценностных ориентаций с позиции дескриптивного подхода. Предложенный анализ может служить исходным положением для обоснования структурных, содержательных и функциональных характеристик межкультурного взаимодействия.
Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, ценностные предпочтения, ценносные ориентации, дескриптивный подход.