Психология
УДК 159.9(091); 159.9(092)
кандидат психологических наук, доцент Ерина Инобат Аъзамкуловна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); студентка группы 61/1 ПП кафедры психологии Крафт Елена Владимировна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ФЕНОМЕН «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И ПОЗИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ
УЧЁНЫХ
Аннотация. В статье представлен историко-теоретический анализ раскрытия понятия «социальная активность» в работах советского времени с точки зрения и позиций отечественных учёных. Рассмотрены свойства, факторы и характеристики феномена «социальная активность». Изучен вопрос о природе психической активности субъекта.
Ключевые слова: активность, социальная активность, индивид, личность, ученые, просоциальное поведение.
Annotation. The article presents a historical and theoretical analysis of the disclosure of the concept of "social activity" in the works of the Soviet era from the point of view and positions of domestic scientists. The properties, factors and characteristics of the phenomenon of "social activity" are considered. The question of the nature of the subject's mental activity has been studied.
Keywords: activity, social activity, individual, personality, scientists, prosocial behavior.
Введение. Социальная активность, как понятие, широко используется в работах философов, социологов, психологов и педагогов. Однако трактовка понятия «социальная активность» была различной. И по сей день не появилось общего подхода в понимании данного социального феномена, хотя исследований, посвящённых «социальной активности» довольно много.
До сих пор не выделено общего подхода в понимании изучаемого феномена.
Социологи Д.Е. Фролов и В.И. Малкин в своей книге «Активность личности студента», объясняют это «... с одной стороны, его сложностью, с другой - отсутствием должного внимания...» к нему [6].
Этой активности посвящена книга «Социальная активность студенческой молодежи современного молодого города» Потаповой С. А.
Подавляющее число работ в этой области представляет собственно конкретно - научные исследования. В них, как правило, рассматривается активность определённых социальных субъектов (личностей, социальных групп, слоёв, классов) в отдельных видах деятельности (политической, трудовой, семейной, эстетической, моральной и т.д.).
Формулировка цели статьи: провести теоретический анализ научных точек зрения, позиций и исследований социальной характеристики личности ведущими учеными в области изучения «социальной активности» личности.
Изложение основного материала статьи. Впервые была дана социальная характеристика личности в 20-е годы ведущими учеными В.М. Бехтеревым, П.П. Блонским, К.Н. Корниловым, через её социальную активность.
Вопрос о природе психической активности субъекта стал основой ряда исследований этих лет. К числу таковых могут быть отнесены работы М.Я. Басова, Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе. Разработка проблемы активности нашла своё отражение и в 40-х годах в теоретических трудах С.Л. Рубинштейна. Особый подход к этой проблеме был предложен А.Н. Леонтьевым, считавшим, что внутреннее воздействует через внешнее.
Развивая идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев говорил, что сам процесс интериоризации это переход из внешней деятельности во внутренний план сознания. Таким образом, на сегодняшний день необходимые предпосылки для создания психологической теории социальной активности содержатся в ряде научных работ [4]. В отечественной психологии при анализе развития личности придерживаются принципа саморазвития, основанного на положениях о разрешении внутренних противоречий, опосредованных влиянием окружающей среды.
Важно отметить отдельно ещё один подход к пониманию данного феномена, поскольку он дал начало многим работам советского времени. Это марксистская теория.
Исходя из методологических положений марксизма, активность личности следует понимать, как деятельность, направленную на: [1]
- усвоение элементарных общечеловеческих способов существования индивида в макро- и микросреде (ходьба, речь, чтение, письмо и т.д.);
- создание мира вещей и идей (репродуктивное и творческое);
- формирование взаимоотношений в микросреде (группа, коллектив) и созидание внутреннего мира другого индивида;
- участие в регуляции и преобразовании макросреды (общественных отношений);
- самосозидание и самовоспитание.
В последние годы были проведены исследования. А.А.Волочкова исследовала общий уровень целостной учебной активности младшего школьника, которое оказывает значительное влияние на развитие его индивидуальности, чем тип или модель обучения.
В исследовании были учтены три фактора - генетический, средовой и активно субъектный, которые позволяют выстроить более реальную картину развития психики и понимания поведения конкретного человека.
Именно активный субъект способен по своему выбору аккумулировать и использовать тот материал, который ему предоставили наследственность и среда. Наличие и выраженность «третьего фактора» (активный субъект) - важнейшая родовая особенность человека, во многом объясняющая его филогенез [2].
Подводя промежуточный итог, можно констатировать, что человек имеет двойственную -биосоциальную природу: с одной стороны - это существо индивидуальное, развивающиеся по биологическим и физиологическим законам, а с другой - существо социальное, которое является представителем наивысшей реальности интеллектуального и морального порядка, существует в рамках социума, а значит, принимает во внимание и ориентируется на порядки и законы этого социума. Он является частью общества, а потому не может жить только в системе собственных, индивидуальных «координат», а значит, обладает несколько разными видами «активности.
В.Г. Маралов и В.А. Ситаров выделяют три основные вида активности человека: физическая, психическая и социальная [4].
При этом социальная активность понимается как потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии с мировоззрениями и ценностными ориентациями.
Чёткого определения феномена «социальная активность» нет до сих пор, несмотря на достаточное количество работ, использующих так или иначе это понятие. Подавляющее большинство работ написаны в советское время в рамках педагогики и психологии. Это обуславливается стремлением подтверждать и развивать марксистское положение о том, что человек как личность формируется лишь через посредство своих отношений с другими.
Согласно В.Г.Асееву, человеку присуща потребность в активности вообще или потребность в простом физиологическо-энергетическом функционировании, а также личная потребность при определённых социальных отношениях личности. Потребности первого типа приводят активность в определяемые требованиями и условиями общества пределы, формы, придают ей направление. Потребности второго типа вызывают активность, соотносящуюся с общественно значимыми ценностями, нормами, создают оптимальные условия для развития личности [1].
В советский период изучаемый феномен был сформирован в рамках социалистической теории. В широком философском плане, как отмечает Е.Н. Ануфриев, «социальной может быть признана лишь та активность, которая способствует общественному прогрессу, ориентирована на положительные общественные ценности, наполняющие жизнь человека высоким смыслом» [2].
В более узком смысле социальная активность понимается как мера проявления интенсивности деятельности.
В свою очередь А.П. Петров отмечает, что «...социальную активность следует рассматривать как меру интенсивности деятельности, направленной на совершенствование развитого социализма, в конечном счёте, на построение коммунизма» [4].
Е.В. Власова понимает социальную активность как интегральное свойство личности, становление которого предполагает наличие общественно значимой цели и коллективно организованного способа её достижения [3]. Этот подход к пониманию феномена «социальная активность» перекликается с подходом Т.Н. Мальковской, которая считает, что социальная активность является интегральным общественным свойством, характеризующим состояние субъекта в процессе взаимодействия с другими индивидами [6].
По мнению С.П. Баранова, Л.Ф. Болотина, В.А. Сластёнина, социальную активность следует рассматривать не только как свойство личности, но и как форму, способ деятельности [4].
Кроме того, они считают, что социальная активность тесно связана с другим понятием - «общественная активность», т.к. направлена она также на благо общества.
В 70-80 годы некоторые ученые обращались к личностному аспекту общественной деятельности и определяли её как сложное качество личности.
А.В. Зосимовский в определении сущности общественной активности выделяет готовность и умение трудиться на пользу общества. С точки зрения О.Н. Яницкого, «общественная активность - это сфера приложения личностных сил и способностей, обогащающая содержание жизни, наполняющая её новым смыслом».
К.Д. Радина определяет общественную активность как «свойство личности, включающее осознание значимости общественной деятельности. готовность и желание участвовать в ней, умение действовать, проявляя инициативу, самостоятельность» [6].
В 90-е годы в психологии предметом активной дискуссии, истоки которой уходят ещё в 40-е годы, стал вопрос о соотношении «активности» и «деятельности». В.А. Петровский следующим образом характеризовал связь активности и деятельности, по ему мнению эта связь и есть совокупность обусловленных моментов движения индивида, обеспечивающих развитие, видоизменение, реализацию и становление деятельности» [4].
В постсоветский период (90-е годы XX века) проводятся интенсивные исследования К.Д. Радиной, М.И. Рожковой, А.В. Мудриковой, И.М. Андрамоновой в области проблемы развития социальной активности личности.
В Российской педагогической энциклопедии активность личности определяется как «деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества, проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении» [4].
Кроме собственно определения, большое значение для нас имеет тот факт, какими свойствами, характеристиками наделён феномен «социальная активность», какими факторами он обусловлен.
Если говорить о свойствах социальной активности, то Т.Н. Мальковская выделяет такое свойство, как развитие социальной активности из активности субъектной [7]. По ее мнению, возрастание социальной активности находится в диалектической зависимости от культуры общественных отношений, определяющих общий уровень и характер развития в человеке общественных начал. На каждом возрастном этапе социальная активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает учащийся. Тот или иной уровень социальной активности зависит от соотношения между обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность и отношение в ней [6].
Формирование социальной активности должно идти постоянно, хотя и быстрыми темпами, от одного уровня к другому. Она также отмечает, что процесс формирования социально активной личности сложен и противоречив, его нельзя сделать активным, механически воздействуя на человека.
Е.В. Власова также считает, что социальная активность развиваема и подвергается коррекции путём воздействия «извне», в данном случае - путём педагогического воздействия: «. учитель нуждается в квалифицированных психолого-педагогических рекомендациях по диагностике становления социальной активности учащихся с целью направленной коррекции её развития.» [2].
В.Г.Маралов и В.А.Ситаров поддерживают идею о возможности развития социальной активности и считают задачей педагогики «. стимулировать социальную активность личности в соответствии со способностями, возможностями и творческим потенциалом личности.».
В.К. Котырло и О.А. Головко доказали в своём исследовании, что посредством формирования механизмов управления поведением можно добиваться повышения социальной активности аффективных детей.
Таким образом, согласно мнению советских учёных и исследователей, занимающихся проблемой социальной активности (Т.Н.Мальковская, Е.В.Власова, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров и др.) считают, что социальная активность может иметь различную меру проявления, зависимую от соответствия установок личности на деятельность и общение и того социального пространства, в котором она может реализовать все эти установки. Они также считают, что на активность человека влияет множество обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка [6].
Из выделяемых авторами советского времени свойств социальной активности была определена ее зависимость от объекта, на который она направлена, которая по-разному проявляется в различных видах деятельности: познавательной, трудовой, общественно-политической, организационной, художественно-творческой и др.
В.Г.Маралов и В.А.Ситаров считают, что социальная активность выступает в качестве родового понятия относительно видовых, обусловленных тем или иным видом деятельности и её предметной направленностью. Отдельного человека могут характеризовать в различных видах деятельности разные уровни активности. Т.Н. Мальковская приводит множество причин как объективных, так и субъективных.
Формирование социальной активности человека происходит в связи с уже с имеющимся потенциалом социальной активности, существующего в обществе, а также в рамках этого потенциала.
Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин считают, что критерием социальной активности личности выступает в первую очередь сама позиция личности, характеризующаяся многообразием отношений с окружающей средой, носящая деятельный характер этих отношений. Ее показателями на том или ином этапе развития, является, во-первых, изменение мотивации, во-вторых, направленность этой мотивации на удовлетворение потребностей в общественно-значимой деятельности и социально ценном общении [3].
Оптимум активности в социально значимой деятельности, имеющей самую разнообразную направленность, стимулирует интеграцию и духовное развитие личности, что создаёт предпосылки к её всестороннему развитию.
О.Д.Чугунова, проводившая в своей диссертации, отмечает, что среди исследователей отсутствует единый взгляд на понятие «социальная активность». Г.М.Гак, М.Петросян, Г.Л.Смирнов и др., не раскрывая само понятие, подчёркивают его значимость для развития личности и общества. Ю.В.Бухалов, А.В.Зосимовский, В.Г.Мордкович и др., рассматривают социальную активность как черту личности, проявляющейся в деятельности. Л.И.Божович, Т.СЧ Лапина, К.К.Платонов, В.С.Хангин и др., под активностью понимают целый комплекс свойств личности. В.Х.Беленький, Е.Г.Комаров, П.Е.Кряжев и др., под общественной активностью понимают определённое состояние деятельности индивида или их социальных общностей [3].
И всё же, нужно отметить, что взаимоисключающих характеристик социальной активности в работах разных учёных обнаружено не было.
В современной психологии интересующее нас понятие встречается крайне редко и в основном понимается как синоним общественной активности (А.А.Арзамасцев, Г.А.Гостилович, И.Е.Безрученко, Н.А.Зенкова, В.Б.Волков и др.). А.А.Арзамасцев и др. включают в это понятие (сформулировано в контексте исследования старшеклассников на социальную активность) отношение к политической и общественной жизни страны, региона, города, школы; участие в школьной и вне школьной общественной деятельности; намерение участвовать в общественной жизни в будущем [4].
В.Б. Волков считает, что понятие «социальная активность» часто путают с понятием «активная гражданская позиция». Но социальная активность, по его мнению, «.это не позиция и не поза, она подразумевает самые что ни на есть конкретные действия, которые совершает человек сам или совершают люди, которыми социальная активность управляет. Слово «социальная» говорит, что действия связаны с социумом, с обществом, в котором эта социально активная личность живёт. И, конечно же, подразумевается, что эти конкретные действия направлены на благо обществу, а не против него».
В.Б.Волков объясняет происхождение социальной активности следующим образом: «.социальная активность, как болезненная бактерия, передаётся только через заражение личным примером. И если примера нет, то и социальная активность не пробивается».
Его мнение заключается в том, что он считает социальную активность можно развивать с помощью тренингов, разработку одного такого тренинга он и представляет в своей книге «Тренинг социальной активности».
Точка зрения В.Д. Шадрикова заключается в том, что общественно - активный человек потому общественно активен, что отождествляет себя с другими, не равнодушен к ним.
Так как в выше рассмотренном теоретическом материале не было найдено точного определения социальной активности, далее были рассмотрены близкие, понятия, так или иначе связанные с социальной направленностью личности. Такие как «активность», «просоциальное поведение», «социальный интерес», «социальное чувство», «коллективистские качества», для того, чтобы выявить сходства и различия между ними и избежать подмены или дублирования понятия.
Итак, просоциальное поведение (согласно словарю психологии), «. состоит из реакций, которые не влекут за собой очевидных выгод для респондента, но выгодны рецепиенту...». При этом существует два основных теоретических подхода к пониманию просоциального поведения: понимание исходя из теории
подкрепления (просоциальное поведение возникает потому, что вознаграждалось в прошлом) и когнитивный анализ способа влияния на поведение восприятий и оценочных суждений [6].
В концепции автора индивидуальной психологии А. Адлера, в её позднейшем варианте, центральным понятием являлось понятие «социальный интерес». Под ним Адлер понимал «... чувство солидарности, связанности человека с человеком.расширенное значение «чувства товарищества в человеческом обществе». Чувство общности касается участия, которое мы принимаем в делах других людей, не просто ради достижения собственных целей, но из «интереса к интересам» других.» [2].
Термин «социальное чувство» Адлер определял, как тенденцию «.объединяться с другими людьми, осуществлять свои задачи в сотрудничестве с другими и в целом быть полезными с социальной точки зрения.» [2].
Понятие «коллективистские качества» характерно для работ советского времени. Разные авторы подчёркивают разные его аспекты. Вместе с тем имеется и общее в их взглядах. Коллективистические качества выражаются в выборе и осуществлении определённой линии поведения, соответствующей нормам коллективистического отношения к другим людям и делам.
Таким образом, ни одно из этих понятий, являясь близким к понятию «социальная активность», всё же не отражает его в полной мере, поэтому нам придётся понимать социальную активность через призму всех тех характеристик, которые выделялись учеными, работающими над этой проблемой. Социальная активность связана с деятельностью - она выступает побудителем к деятельности и характеризуется действиями.
Социальная активность - это динамичное образование, она имеет разную меру проявления, проявляется по-разному в различных видах деятельности, и на её проявление влияет множество обстоятельств. Очень важный момент состоит в том, что социальная активность должна быть обусловлена особыми социальными потребностями, суть не в том, что человек выполняет общественно-значимую деятельность, а в том, как он воспринимает её, относится к ней. Для социально активного человека общественная деятельность значима, у него существует своеобразная «готовность» к общественной деятельности (В.Е. Гурин, А.П. Шпона, К.А. Радина), намеренность участия в общественной жизни (А.А. Арзамасцев), и конечно не вызывает сомнения тот факт, что социальная активнобсть должна быть направлена на благо обществу, а не во вред ему.
В общем виде, активность человека детерминирована социальной деятельностью, в которую включен индивид со своими потребностями, мотивами, интересами, установками и т.д. Очевидно, что в науке нет чёткого определения данного понятия и единого отношения к нему, кроме того, не освещены вполне свойства феномена «социальная активность».
Его неопределённость вызывает неподдельный интерес к тому, какие представления сформированы и продолжают формироваться в обществе о «носителях» характеристики «социально активный».
Выводы. Итак, необходимыми предпосылками для создания работ по социальной активности личности являлись работы по активности субъекта. Субъект является частью общества, а потому не может жить только в системе собственных, индивидуальных «координат».
Подавляющее большинство работ, посвященных социальной активности, написаны в советское время, скорее всего, это обусловлено идеологией социалистического общества. Однозначное сходство всех взглядов в том, что социальная активность детерминируется социальной деятельностью, в которую включен индивид.
В психологии понятие «социальная активность» встречается крайне редко. Несмотря на отсутствие единого подхода к определению социальной активности, взаимоисключающих характеристик социальной активности в работах учёных обнаружено не было. Рассмотренные основные взгляды на социальную активность в работах советского времени. Её определения, условия её существования и проявления, её характеристики и другие факторы. В самом общем виде сходство между всеми взглядами в том, что уровень активности человека как социального индивида предопределяет её детерминированность.
Литература:
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., «Мысль», 1976 - 158 с.
2. Буканова А. А., Филюков С. М., Полников В. И. Проблема организации привлечения школьников к активной социальной жизни // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1181-1184.
3. Буканова А. А., Филюков С. М., Полников В. И. Проблема организации привлечения школьников к активной социальной жизни // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1181-1184.
4. История психологии: хрестоматия / Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», Кафедра педагогики и психологии; сост. Н.А. Бугрова. - Кемерово: КемГУКИ, 2014. - 207 с.
5. Козьяков, Р.В. Методика формирования социальной активности учащихся: учебно-методические материалы по изучению дисциплины / Р.В. Козьяков. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 75 с.
6. Фролов Д. Е. Активность личности студента: (Аксиол. концепция в комплекс. социол. исслед.) / Д. Е. Фролов, В. И. Малкин. - М.: Универсум, 1994. - 384 с.
7. Шавель, С.А. Общественная миссия социологии: монография / С.А. Шавель. - Минск: Белорусская наука, 2010. - 406 с.
Психология
УДК: 159.9.07
магистрант Ефремова Анастасия Александровна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический
университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород);
кандидат психологических наук, доцент Батюта Марина Борисовна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты психологической подготовки будущего педагога. Нетрадиционные, практико-ориентированные интерактивные формы обучения на дисциплинах психологического цикла представляется атрибутивным свойством педагогической деятельности преподавателя и ресурсом развития интеллектуального, творческого и нравственного потенциала студента.
Ключевые слова: нетрадиционные формы обучения, занятие, активность, интерес, психология.
Annotation. The article deals with some aspects of psychological training of a future teacher. Non-traditional, practice-oriented interactive forms of learning in the disciplines of psychological cycle is an attribute property of pedagogical activity of the teacher and a resource for the development of intellectual, creative and moral potential of the student.
Keywords: non-traditional forms of learning, lesson, activity, interest, psychology.
Введение. К исследованию проблемы профессиональной подготовки педагога в разное время и с различных позиций в своих исследованиях обращались Е.П. Белозерцев, А.А.Бодалев, Г.А.Бордовский, Ф.Н.Гоноболин, В.С.Ильин, И.Ф.Исаев, И.А.Колесникова, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, Е.А.Леванова, М.М.Левина, Н.Д.Левитов, А.И.Мищенко, И.Т.Огородников, А.А.Реан, В.А.Сластенин, В.Д.Смирнов, Г.С.Сухобский, Л.Ф.Спирин, В.Д.Щадриков, Е.Н. Шиянов, А.И.Щербаков, В.А.Якунин и многих др. Исследователи, рассматривая отдельные аспекты и элементы подготовки учителя к профессиональной деятельности, указывают на неготовность выпускников к решению сложных педагогических проблем, стоящих перед ним: профессиональная позиция выпускника часто неустойчива, она меняется на противоположную под влиянием новых условий, многим свойственна авторитарная позиция, отсутствует диалогичность, слабое владение практическими умениями и навыками, отсутствие навыков изучения школьников и налаживания с ними контактов, подражание и копирование в профессиональной деятельности, приводящее к догматизму в поведении; затруднения в выборе образовательной системы, учебника, программы, психологические барьеры невосприимчивости по отношению к новому, нетрадиционному, устаревшее понимание роли учителя как контролера и урокодателя.
В психолого-педагогической литературе последних лет выявляются и анализируются основные причины такого состояния педагогического образования. Прежде всего, обращается внимание на то, что традиционная система образования ориентирована на подготовку специалистов- предметников, педагогический процесс организован как процесс передачи определенных видов деятельности, трансляции готовых знаний в виде неизменных и абсолютных образцов, стандартов и шаблонов, что и приводит к тому, что молодой специалист привыкает к ориентации на чужое мнение, тормозится формирование его самостоятельных педагогических убеждений, а не дает личностного развития учителя. Даже активные методы (социально-психологические тренинга, игровые методы и др.) зачастую превращаются в формализованную техническую отработку тех или иных педагогических приемов, умений, затрагивающую лишь поведенческий компонент профессиональной деятельности. Подобное техническое совершенствование содержит в себе порок любой специализации- оно неминуемо отрывает и уводит от источников новых идей и капитальных открытий. Рано или поздно узкая специализация приведет к простому ремесленному жонглерству. Педагог должен отражать культуру и в содержании образования, и в системе целеполагания учебного процесса, и в методах его организации.
Изложение основного материала статьи. В условиях модернизации российского образования значимая практическая роль отведена психологической подготовке будущего учителя. Однако активному запросу современной педагогической практики на психологическую подготовку учителя далеко не во всем отвечают традиционное содержание и методы психологического образования в педагогическом вузе. Причину этого рассогласования справедливо можно усмотреть в том, что цели, принципы и методы психологической подготовки в педвузе до сих пор не отрефлексированы [2].
Во многих исследованиях установлено, что большинство студентов и работающих педагогов не удовлетворены своей психологической подготовкой и в первую очередь ее практической составляющей. При этом подчеркивается значительное преобладание теоретической подготовки; в результате чего формируется убеждение, что данный курс не является профессионально направленным. Выпускники педагогических вузов «не осознают конструктивных возможностей психологической теории», не пользуют научные научные психологические факты и закономерности при построении образовательного процесса и организации деятельности учащихся (Б.М.Мастеров). По данным М.И.Лукьяновой, в результате опроса школьных учителей, только 27,3% опрошенных считают себя достаточно подготовленными в области возрастной и педагогической психологии, испытывают постоянную потребность в повышении уровня своих психологических знаний - 33,8%, считают необходимой психологизацию учебного процесса - 39%. Более того, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, Н.К.Рерих, В.Н. Сорока-Росинский В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и многие другие известные педагоги и философы подчеркивали основополагающую роль психологических знаний в решении педагогических проблем, необходимость соединения педагогики и психологии, педагогической культуры и психологической компетенции.
Сегодня высшее педагогическое образование, отвечая на современные вызовы, должно быть направлено на формирование профессионально-активной личности, обладающей целостной системой фундаментальных знаний и практикоориентированных методов в своей предметной области. Современной школе нужны