Научная статья на тему 'Феномен социалистической идеи И. А. Ильина: проблема постижения на фоне поиска идеологии в поликультурном пространстве'

Феномен социалистической идеи И. А. Ильина: проблема постижения на фоне поиска идеологии в поликультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗМ / SOCIALISM / СОЦИАЛЬНОСТЬ / SOCIALITY / СИМУЛЯКР / SIMULACRUM / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / POLITICAL PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Масаев Михаил Владимирович

В рамках поставленной проблемы политическая философия И. А. Ильина, сумевшего фокуснически поменять символ «социализма» на симулякр «социальности» и объявить капитализм не капитализмом («это не будет «буржуазный строй», а строй правой свободы и творческой социальности»), а основанном на «частной инициативе и частной собственности» обществом высшей справедливости, является философией спекулятивной. Ни в России, ни на Украине, исходя из анализа сегодняшних политических реалий, основанное «на частной инициативе и частной собственности» общество не стало обществом высшей справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenon of I. A. Ilyin's Socialist Idea: The Problem of Comprehension in the Context of Ideology Search in Multicultural Environment

Within the problem of political philosophy of I. A. Ilyin, who can focusness to change the symbol of «socialism» by simulacrum «sociality» and declare that capitalism is not capitalism («this will not the «bourgeois order», but the order of the right freedom and creative solidarity»), and based on «private initiative and private property» the society of the higher justice is a speculative philosophy. Neither in Russia, nor in Ukraine, proceeding from the analysis of today's political realities, based on «private initiative and private property» society has not become a society of higher justice.

Текст научной работы на тему «Феномен социалистической идеи И. А. Ильина: проблема постижения на фоне поиска идеологии в поликультурном пространстве»

М. В. Масаев

УДК 930. 1 ФЕНОМЕН

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИДЕИ И. А. ИЛЬИНА: ПРОБЛЕМА ПОСТИЖЕНИЯ НА ФОНЕ ПОИСКА ИДЕОЛОГИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

I роблема поиска и надлежащего применения некоей единой универсальной идеологии интересовали человечество с незапамятных времён. На наш взгляд, одним из апогеев этого поиска была реализация в России коммунистической идеи, воплотившаяся в строительстве, как многие когда-то полагали (а есть и те, которые полагают и сейчас), идеального общества. Одним из непосредственных участников этого процесса, пережившим начало эпохи великих перемен и потрясений, был Иван Александрович Ильин. Вот почему к творчеству выдающегося русского философа И. А. Ильина (1882-1954) обращаются всё чаще и чаще. Пример тому - многочисленные конференции, посвящённые анализу его наследия.

К сожалению, эти обращения связаны, главным образом, с религиозной и культурологической составляющей его творчества. И это не удивительно. В резко и катастрофически меняющемся мире это просто безопасно для современных учёных, обращающихся к творчеству интересного философа недалёкого прошлого. Писали о философии искусства И. А. Ильина и мы [1, с. 308-316].

До сих пор современные исследователи недостаточно обращаются к политической составляющей философии И. А. Ильина. Интересны его работы о федерациях и псевдофедерациях [2; 3; 4; 5; 6]. Но современные учёные и России, и Украины не спешат решиться на публичный анализ этих работ.

Поднять вопрос об умершем и в России, и в Украине социализме не так опасно, как анализировать вопрос о федерализме. В России федерализм - основа российского государственного устройства, а в Украине серьёзная постановка вопроса о федерализации уже привела к неутихающей кровопролитной войне, в которой кроме украинцев уже погибли и голландцы, и малайзийцы, и индонезийцы, и австралийцы, и канадцы, и бельгийцы, и британцы.

Актуально проанализировать идеи И. А. Ильина о федерализации? Актуально, но опасно. Поднять вопрос о социализме в творчестве И. А. Ильина менее, может быть, актуально, но более безопасно. Что мы и делаем.

Объект исследования - философия И. А. Ильина.

Предмет исследования - философская рефлексия у И. А. Ильина социалистической идеи в плане прикладной политологии.

Цель работы - показать спекулятивность философии И. А. Ильина в рефлексии социалистической идеи, заменяющего символ социализма симулякром социальности и пытающегося замаскировать основанный «на частной инициативе и частной собственности» капитализм.

Методика исследования основывается, в частности, на разработанной нами концепции парадигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов, которая изложена в книгах «Философия истории» [7], «Curriculum vitae парадигмальных образов и символов эпох и цивилизаций» [8] и диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук [9] и многочисленных статьях. Особенно применимы в настоящем исследовании идеи Ж. Бодрийяра и Е. Г. При-луковой о симулякрах, развитые нами в статье «Экономическая категория среднего класса как симулякр справедливости капиталистического общества» [10, с. 75-78] и в нашей докторской диссертации [9, с. 8].

Новизна работы заключается в историософском анализе поставленной проблемы сквозь призму концепции парадигмальных

20/£/з

образов и символов эпох, цивилизаций и народов и ракурсе прикладной политологии.

Всю жизнь увлекавшийся философией Г. В. Ф. Гегеля (в 1918 г. он защитил по философии Г. В. Ф. Гегеля и магистерскую, и докторскую диссертации), И. А. Ильин начал как мыслитель социалистических идей. «Было время, когда среди русской интеллигенции господствовало воззрение, что «порядочный человек не может не быть социалистом» и что «только социализм» осуществит на земле свободу, равенство, братство и справедливость», - писал И. А. Ильин [11, с. 37]. Философ полагал себя «порядочным человеком» и принимал социализм безоговорочно.

В Советской России, пользуясь благосклонным отношением большевиков к «алгебре революции», как называл философию Г. В. Ф. Гегеля А. И. Герцен (на что указал сам В. И. Ленин в статье «Памяти Герцена»), И. А. Ильин смог защитить и магистерскую, и докторскую диссертации по философии. Но ужасы гражданской войны и первых лет Советской власти, от которых возопил даже пролетарский писатель А. М. Горький, заставили И. А. Ильина эмигрировать. В эмиграции бывший убеждённый социал-демократ сблизился с белоэмигрантами и продолжил активно «изживать» свой социализм.

Со временем, «изживая» социализм, философ пришёл к мнению, что социализм и социальность - не одно и то же. «Социальность», по определению И. А. Ильина, -«это живая справедливость и живое братство людей» [12, с. 39]. «Социальность» есть цель и задача государственного строя, создаваемого, по слову Аристотеля, «ради прекрасной жизни». «Социализм» же есть только один из способов, предложенных для осуществления этой цели и этой задачи» [12, с. 40].

Разделив социальность и социализм, делая «социализм» как бы частью «социальности», философ пошёл дальше. Он объявил социализм и социальность несовместимыми [12, с. 39-42].

«Социализм» у него стал «антисоциален», «искать социальности надо в ином, новом, несоциалистическом строе» [11, с. 38].

«Мы, русские христиане, по-прежнему будем искать в России социального строя. Однако на основах частной инициативы и частной собственности» [11, с. 38], - писал философ в 1948 г. Он умер в 1954 г.

В 1991 г. советский народ попытался искать новый социальный строй «на основах частной инициативы и частной собственности». Что из этого получилось, мы увидели. Советский Союз был развален на 15 государств. Сейчас их уже 17, не считая Приднестровья, Донецкой и Луганской народных республик. Социализма нет, нет и социальности. На основах частной инициативы и частной собственности выросли олигархические государства со всеми вытекающими отсюда последствиями.

К апологии такого общества И. А. Ильин пришёл, заменив ставшее символическим понятием слово «социализм» на симу-лякр «социальность», прикрыв им понятие «капитализм».

Стимулируя обращение к философии И. А. Ильина, власти надеются, что его спекулятивная философия поможет людям изжить в себе пережитки коммунистического прошлого.

Вот только то, что произошло в голове тонкого интеллигента, вряд ли произойдёт в головах трудящихся масс. Они этой философии не поймут. А если и поймут, то эффект может быть обратным. Почему думающие и соображающие лучше властей философы и не решаются затрагивать эту щекотливую тему. Но в философии, как и в политике, останавливаться в страхе и растерянности нельзя.

Таким образом, проведя историософскую рефлексию в свете концепции пара-дигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов и прикладной политологии, можно заключить, что диалектик-гегельянец И. А. Ильин заменил символ социализма на симулякр социальности и прикрыл им общество, основанное «на частной инициативе и частной собственности».

В статье мы показали некоторую спекулятивность политической философии И. А. Ильина, а власть предержащим следует понять, что на спекулятивной философии далеко не уедешь. Опасно. А потому мы считаем поставленную нами цель достигнутой.

В рамках поставленной проблемы политическая философия И. А. Ильина, сумевшего фокуснически поменять символ «социализма» на симулякр «социальности» и объявить капитализм не капитализмом («это не будет «буржуазный строй», а строй правой свободы и творческой социальности» [11, с. 38]), а основанном на «частной инициативе и частной собственности» [11, с. 38] обществом высшей справедливости, является философией спекулятивной. Ни в России, ни на Украине, исходя из анализа сегодняшних политических реалий, основанное «на частной инициативе и частной собственности» общество не стало обществом высшей справедливости.

АННОТАЦИЯ

В рамках поставленной проблемы политическая философия И. А. Ильина, сумевшего фокуснически поменять символ «социализма» на симулякр «социальности» и объявить капитализм не капитализмом («это не будет «буржуазный строй», а строй правой свободы и творческой социальности»), а основанном на «частной инициативе и частной собственности» обществом высшей справедливости, является философией спекулятивной. Ни в России, ни на Украине, исходя из анализа сегодняшних политических реалий, основанное «на частной инициативе и частной собственности» общество не стало обществом высшей справедливости.

Ключевые слова: социализм, социальность, симулякр, политическая философия.

SUMMARY

Within the problem of political philosophy of I. A. Ilyin, who can focusness to change the symbol of «socialism» by simulacrum «sociality» and declare that capitalism is not capitalism («this will not the «bourgeois order», but the order of the right freedom and creative solidarity»), and based on «private initiative

and private property» the society of the higher justice is a speculative philosophy. Neither in Russia, nor in Ukraine, proceeding from the analysis of today's political realities, based on «private initiative and private property» society has not become a society of higher justice.

Key words: socialism, sociality, simulacrum, political philosophy.

ЛИТЕРАТУРА

1. Масаев М. В. Философия искусства И. А. Ильина в свете концепции парадигма-льных образов и символов эпох, цивилизаций и народов (философско-исторический анализ) / вщп. ред. Аляев Г., Суходуб Т. - Полтава: ООО «АСМ1», 2014. - С. 308-316.

2. Ильин И. А. Что такое федерация? / сост. и коммент. Ю. Т. Лисица. - М.: Русская книга, 1993. - Т. 2. - Кн. 1. - С. 206-209.

3. Ильин И. А. О псевдо-федерациях. / сост. и коммент. Ю. Т. Лисица. - М.: Русская книга, 1993. - Т. 2. - Кн. 1. - С. 209-214.

4. Ильин И. А. Жизненные основы федерации / сост. и коммент. Ю. Т. Лисица. - М.: Русская книга, 1993. - Т. 2. - Кн. 1. -С. 218-221.

5. Ильин И. А. Федерация в истории России I / тост. и коммент. Ю. Т. Лисица. -М.: Русская книга, 1993. - Т. 2. - Кн. 1. -С. 244-247.

6. Ильин И. А. Федерация в истории России II / тост. и коммент. Ю. Т. Лисица. -М.: Русская книга, 1993. - Т. 2. - Кн. 1.-С. 247-250.

7. Масаев М. В. Философия истории: учебно-методическое пособие. - Симферополь: Доля, 2008. - 304 с.

8. Масаев М. В. Curriculum vitae пара-дигмальных образов и символов эпох и цивилизаций: монография. - Симферополь: Доля, 2011. - 512 с.

9. Масаев М. В. Парадигмальш обра-зи i символи у трансформацшних процесах епох i цившзацш (фшософсько-юторичний аналiз): автореферат дис. ... доктора фшос. наук. - Днiпропетрiвськ, 2013. - 36 с.

10. Масаев М. В. Экономическая категория среднего класса как симулякр спра-

20/£/з

ведливости капиталистического общества: Матерiали IV Мтжнародно! науково-практи-чно! конференцц Сучасна економiчна теор1я та пошук ефективних механiзмiв господарю-вання. Омферополь, 11-12 березня 2011 року. - Саки: ПП «Пщприемство Фешкс», 2011. -С. 75-78.

11. Ильин И. А. Изживание социализма / сост. и коммент. Ю. Т. Лисица. - М.: Русская книга, 1993. - Т. 2. - Кн. 1. - С. 37-39.

12. Ильин И. А. Социальность или социализм? / сост. и коммент. Ю. Т. Лисица. - М.: Русская книга, 1993. - Т. 2. - Кн. 1. -С. 39-42.

О. А. Мирошников

УДК: 316.6:248.21

ХАРИЗМА: СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Современное общество предъявляет особые требования к людям, занимающим тот или иной политический пост. Партийная борьба, относительно недавно ещё совершенно невозможная в нашем обществе, стала привычным явлением. В процессе этой борьбы нередко возникает проблема оптимального использования харизматических качеств того или иного политика. Но насколько значим «вес» харизмы в наше время?

Харизма, харизматическая власть, харизматический вождь... Эти слова, введённые в научный оборот М. Вебером, уже не исчезнут из лексикона наук об обществе. В то же время их употребление вызывает и будет вызывать определённые вопросы. Кого мо-

жно назвать харизматическим вождём? Откуда появляется и куда исчезает харизма?

Эти и многие другие, связанные с понятием харизмы, вопросы угрожают превратиться в вечные. Одни, подобно З. Фрейду, Э. Фромму, Э. Канетти, С. Московичи, склонны считать, что обладание харизмой даёт власть. Другие, как, например, Т. Адорно и Ю. Давыдов, П. П. Гайденко полагают, что именно обладание властью служит главным источником харизмы, в особенности в современных условиях.

Цель данной работы - дать представление о харизме как явлении, истоки которого следует искать не только в социологии, но также в психологии и социальной психологии, явлении, которое, хотя и обладает на каждом из этапов исторического развития своеобразными чертами, в основе своей всегда и всюду коренится в психологии массы и потому является неискоренимым.

Власть - это качество особого рода. Человек может быть физически сильнее других, владеть большим, чем другие, состоянием и обладать многими иными преимуществами перед прочими. Ни какое-либо из этих отличий, ни все они, взятые в совокупности, не ведут автоматически к власти (хотя, разумеется, каждое из них потенциально выступает как условие власти). Как справедливо полагает Э. Фромм, «власть является результатом межличностных взаимоотношений, при которых один человек смотрит на другого как на высшего по отношению к себе». Однако он делает различие между теми отношениями «высших» и «низших», которые можно определить как рациональный авторитет, и теми отношениями, которые можно назвать «подавляющей властью» [11, с. 276].

Определяя власть таким образом, Э. Фромм говорит также и о типах власти. Но среди тех типов власти, которые он считает нужным упомянуть в этом определении, отсутствует харизматический тип. Возможно, Фромм здесь не случайно избегает говорить об этом типе власти. Действительно, введя понятие харизмы во власть, его автор,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.