Социология. Психология. Философия Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (1), с. 415-422
УДК 159.9
ФЕНОМЕН РЕФЛЕКСИИ: ГРАНИЦЫ ПОНЯТИЯ © 2014 г. Г.М. Шигабетдинова
Ульяновский государственный технический университет shigabetdinova@gmail. com
Пиступила в редакцию 17.06.2013
Рассматривается феномен рефлексии как предмет научно-психологического изучения. Ограничено терминологическое поле феномена «рефлексия», в контексте которого рассмотрена иерархия взаимосвязанных понятий самопознания, интроспекции, ретроспекции, самосознания, самонаблюдения, саморегуляции.
Ключевые слива: рефлексия, самопознание, интроспекция, ретроспекция, самосознание, самонаблюдение, саморегуляция.
Феноменология рефлексии привлекала внимание мыслителей с давних времен. Вместе с тем общая проблема рефлексии в современной науке не только не потеряла своей актуальности, но и становится предметом изучения в различных отраслях научного знания - философии, психологии, педагогике. История ее изучения во многом совпадает с развитием представления человека о самом себе. Для понятия рефлексии характерна неопределенность его понятийного статуса и места в системе психологических понятий. Это вызвано широтой и вариативностью подходов к исследованию проблемы рефлексии.
Само понятие рефлексии возникло от позднелатинского гейехю, что в дословном переводе означает «обращение назад». Феномен рефлексии стал предметом специального изучения в психологии благодаря А. Буземану, который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя» и предложил выделить специальную область психологической науки - психологию рефлексии, которая бы изучала рефлексивные процессы и сознание.
В отечественной психологии основы изучения рефлексии заложены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Ученые рассматривают рефлексию как объяснительный принцип развития самосознания и психики в целом. Принято считать, что рефлексия - это компонент структуры деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.). Благодаря рефлексии происходит отражение во внутреннем плане осуществляемой деятельности, это дает субъекту материал, который можно наблюдать, подвергать критике и изменять. Рефлексия делает возможным совершенствование деятельности как во внутреннем плане, так и во внешнем. Вместе с тем рефлексия дает человеку способность к самоанализу, осмыслению и переос-
мыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром и как необходимая составляющая часть развитого интеллекта. Таким образом, можно говорить о том, что в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна,
A.Н. Леонтьева и других авторов заложены основы изучения рефлексии в когнитивном, генетическом, личностном и коммуникативном аспектах.
Онтологическая значимость рефлексии определена и в концепции П. Тейяр де Шардена: «Рефлексия - это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, - способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь... Рефлектирующее существо в силу самого сосредоточивания на самом себе внезапно становится способным развиваться в новой сфере. В действительности это возникновение нового мира.» [1, с. 136].
Развивая идею рассмотрения рефлексии как характеристики человеческого существования,
B.И. Слободчиков и Е.И. Исаев называют рефлексивное сознание границей, отделяющей человека от животных. Благодаря рефлексии у человека возникает внутренняя жизнь и появляется способность управления своими состояниями и влечениями - свобода выбора. «Рефлектирующий человек не привязан к собственным влечениям, он относится к окружающему миру, как бы возвышаясь над ним, свободен по отношению к нему. Человек становится субъектом (хозяином, руководителем, автором) своей жизни. Рефлексия составляет родовую особенность человека; она есть иное измерение мира» [2, с. 19].
В контексте проблемы сознания и деятельности велась разработка проблемы рефлексии в Московском методологическом кружке (80-е годы ХХ века) и связана с именами Г.П. Щед-ровицкого и В.А. Лефевра. Согласно Г.П. Щед-ровицкому, рефлексия - «особая кооперативная связь двух актов деятельности, особая структура кооперации, объединяющая кооператов или кооперантов» [3]. Для объяснения различных проявлений рефлексии автор предлагает схему кооперативной связи. Он видит рефлексивное отношение как вид кооперации между разными индивидами и между разными деятельностями. Философ называет основной парадокс рефлексивной кооперации - это невозможность взаимопонимания и ищет способы установления понимания. Невозможность взаимопонимания объясняется неравноправностью рефлектируе-мой и рефлектирующей деятельностей, расположением их на разных уровнях иерархии, разностью объектов, средств деятельности и т.д. Единственная возможность для первого индивида адекватно понять смысл, заложенный в сообщении второго индивида, - это встать на его «точку зрения», принять его деятельностную позицию [4, с. 492]. Для превращения ее в творческий механизм необходимо, чтобы она дополнила себя «конструктивной процедурой, порождающей условия и средства, необходимые для объединения рефлектируемой и рефлектирующей деятельности в рамках подлинной кооперации» [4, с. 493].
Г.П. Щедровицкий, изображая рефлексию как процесс и особую структуру в деятельности, представляет её как механизм и закономерность «естественного развития самой деятельности» [4, с. 487]. Кроме того, он подчеркивает, что «это процесс и механизм воспроизводства деятельности» [3]. Таким образом, Г.П. Щедровиц-кий ведет речь о рефлексивном воспроизведении производящих основ деятельности, о рефлексивном воспроизведении производящих ее механизмов.
В споре с Г.П. Щедровицким формируется представление о рефлексии у В.А. Лефевра. Рефлексия - это «способность встать в позицию исследователя по отношению к другому «персонажу», его действиям и мыслям» [5, с. 10]. Автор рассматривает рефлексивные процессы как феномен, определяющий специфику взаимоотношений объектов-исследователей. Важным достижением В.А. Лефевра является введение им понятий «рефлексивной системы» и «рефлексивного управления». Под рефлексивным управлением, в частности, понимается «процесс передачи оснований для принятия решения одним из персонажей другому» [5, с. 11-
14]. Идеи Г.П. Щедровицкого и В.А. Лефевра оказали большое влияние на развитие научной мысли в разработке проблематики рефлексии в философии, в психологии, педагогике и управлении.
Что касается зарубежной психологии, то процесс изучения рефлексии и там шел непоследовательно и сложно. Усиление влияния бихевиоризма и когнитивизма в двадцатые годы ХХ века привело к утрате интереса к проблеме рефлексии в психологии. Но в когнитивной и гуманистической психологии рефлексия все же изучалась и рассматривалась как один из действенных факторов интеллектуального и личностного развития человека. Конец ХХ века характеризуется повышением интереса к данной проблематике.
Несмотря на достаточно короткий период изучения рефлексии в психологии, среди учёных существует мнение о наличии самостоятельного направления в психологии - психологии рефлексии. Несомненный интерес ученых к феномену рефлексии вызван стремлением более широкого использования результатов имеющихся исследований в данной области для решения ряда прикладных задач в сфере педагогической, возрастной, инженерной, социальной и патопсихологии.
По мнению А.В. Карпова, до сих пор сохраняется доминирование так называемого абстрактно-философского подхода к исследованию проблемы рефлексии над конкретно-научным. «Сам предмет исследований - рефлексия - в большей степени раскрыт лишь в общем плане и в гносеологическом аспекте, а не в качестве онтологически представленной и обладающей системой собственных закономерностей психической реальности, что препятствует развитию «позитивной науки о рефлексии», включающей в качестве важнейшей и собственно психологическую составляющую. Причиной этому автор видит в длительной философской предыстории и достаточно короткой психологической истории исследования рефлексии [6].
Отсутствует не только целостная обобщающая психологическая концепция рефлексии, но и единый подход к ее разработке. Так, согласно
А.В.Карпову, в современной науке можно выделить одиннадцать направлений изучения рефлексии: деятельностное, исследование рефлексии в контексте проблематики психологии мышления, изучение рефлексивных закономерностей организации коммуникативных процессов, анализ рефлексивных феноменов в структуре совместной деятельности, педагогическое направление, личностное направление, генетическое направление, «системомыследеятельно-
стный» подход, метакогнитивная парадигма исследования рефлексивных процессов, исследование рефлексии как фундаментального механизма самопознания и самопонимания и, наконец, анализ рефлексивных закономерностей и механизмов управленческой деятельности и управления в целом.
И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов, обращая внимание на значение отечественных конкретно-экспериментальных работ, посвященных изучению рефлексии, придерживаются мнения, что рефлексия исследуется в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном. Первые два аспекта присутствуют в исследованиях коллективных форм деятельности и опосредствующих их процессах общения, а другие два - в индивидуальных формах проявления мышления и сознания.
Рассмотрим представление о рефлексии, сложившееся в современной отечественной психологии, подробнее.
В контексте проблематики психологии мышления рефлексия исследуется в работах Н.Г. Алексеева, А.В. Брушлинского, В.В. Давыдова, А.З. Зака, В.К. Зарецкого, Б.В. Зейгарник, Ю.Н. Кулюткина, И.Н. Семенова, В.Ю. Степанова и других.
В.В. Давыдов, к примеру, считает, что рефлексия наряду с анализом и планированием является важным компонентом теоретического мышления: «В процессе усвоения теоретических знаний необходима ориентация на существенные отношения изучаемых предметов. Это предполагает осуществление мыслительных действий анализа, планирования и рефлексии содержательного характера» [7]. Данное представление о рефлексии позволяет создавать основания для определения психологического механизма теоретического мышления.
Метакогнитивная парадигма исследования рефлексивных процессов представлена в работах М.А. Холодной. Феномен рефлексии в контексте рассмотрения проблем творчества представлен в работах Я.А. Пономарева, Ч.М. Гад-жиева, С.Ю. Степанова, И.Н. Семенова.
Рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает «Я-концепцию» человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования. Роль рефлексии в названных процессах, т.е. личностный аспект рефлексии, разносторонне исследуется в работах отечественных психологов. В научных трудах (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия) в термине «рефлексия» подчёркивается её особенность, заключающаяся в универсальности механизма ее дей-
ствия, в основе которой лежит принцип обратной связи, проявляющийся на разных уровнях саморегуляции индивида: от нейрофизиологического уровня до личностного.
Представители естественно-научного подхода к исследованию рефлексии (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, А.Р. Лурия, И.М. Сеченов) принцип обратной связи рефлексии обнаруживали в выполнении ею регулятивной и конструктивной функции. Рефлексия здесь отождествляется с самоощущениями собственного тела в процессе реальных двигательных актов.
В современных психологических словарях обозначена связь рефлексии с процессами самоконтроля и саморегуляции. В Новейшем психологическом словаре читаем (В.Б. Шапарь): «Саморегуляция психическая - один из уровней регуляции активности этих систем, выражающий специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии» [8, с. 537]. В Современном словаре психологии (В.В. Юр-чук): «модели-кондиции-факторы рефлексивноволевой регуляции базируются на самоконтроле субъекта как одном из базальных ингредиентов саморегуляции» [9, с. 577].
Ученые А.Н. Алексеев, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн принцип обратной связи рефлексии видели в рефлексивных процессах самосознания, которые выполняли регулятивную и конструктивную функции и обеспечивали целостность и динамизм внутреннего духовного мира человека.
Так, С.Л. Рубинштейн подчёркивает роль «внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему» [10, с. 382]. Опираясь на такое понимание самоопределения, К.А. Абульханова-Славская выделяет центральный момент самоопределения - самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию [11].
Представления о себе (субъективный образ своего «Я»), согласно А.Н. Леонтьеву, складываются под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков, действий с идеалами и социальными нормами, принятыми в обществе. Рефлексия - это своего рода поиск соответствия между строением внешней практической деятельности и внутренней умственной деятельностью. Это отношение к своему бытию, опосредованное совместной деятельностью, способствующее формированию определенного представления о себе самом как о способном на общественно значимые поступки и действия [12, с. 24].
По мнению М.К. Тутушкиной, рефлексию можно считать одним из важнейших механизмов саморегуляции. «Рефлексия - это механизм отражения личностных смыслов и принципов действий посредством установления связей между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в общении и в деятельности. Именно рефлексия выводит человека из сиюминутного временного пространства, заставляя его обратиться к прошлому с целью отражения в сознании уже происшедших событий со стороны, находясь «над ситуацией» [13, с. 18].
Исследование рефлексии как фундаментального механизма самопознания и самопонимания представлено в работе В.В. Знакова. Результатом самопонимания становится объяснение «человеком своих мыслей и чувств, мотивов поведения; умение обнаруживать смысл поступков; способность отвечать на причинные вопросы о своем характере, мировоззрении, отношении к себе и другим людям, а также о том, как они понимают его» [14].
Рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению, по мнению А.Г. Асмолова и В.П. Зинченко, стимулирует процессы самосознания, обогащает «Я-концепцию» человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования.
В структуре сознания, по В.П. Зинченко, два слоя: бытийный и рефлексивный. «Осмысление значений производится в процессе их соотнесения с мотивами субъекта, его субъективно отреф-лексированным положением в мире», т.е. «в рефлексивном слое сознания разворачиваются процессы, имеющие личностную специфику» [15].
Решение субъектом творческой задачи в проблемно-конфликтной ситуации возможно лишь при помощи рефлексии, переосмысления личностных стереотипов, а в конечном итоге -преобразования своей личности (А.Г. Асмолов). Возможность встать в рефлексивную позицию к самому себе позволяет переосмыслить свое отношение к себе и к окружающей тебя действительности [16].
На связь между операционально-предметной стороной мышления и личностными смыслами субъекта, включенными в мыслительный процесс, указывают ученые А.В. Брушлинский, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, И.Н. Семенов. Авторы называют рефлексию опосредующим и связывающим механизмом, участвующим в установлении данной связи.
В работах Ф.Е. Василюка, М.Р. Гинзбурга,
Н.И. Гуткиной представлено рассмотрение рефлексивного знания как результата осмысления своей жизнедеятельности.
Сложность определения личностной рефлексии заключается в том, что данная психическая реальность характеризуется и как функционально составляющая мыслительного процесса, и как деятельность, и как индивидуальная человеческая способность.
Рефлексивные закономерности организации коммуникативных процессов представлены в работах Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, С.В. Кондратьевой, Б.Ф. Ломова и др.
В процессы общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется с двух сторон: каждый из партнёров уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Специалисты в социальной психологии, как подчеркивает Г.М. Андреева, под рефлексией понимают «осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению» [17].
Изучение рефлексии в контексте современных исследований направлено на рассмотрение процессов межличностного восприятия, познание вне ситуации взаимодействия, в условиях осуществления совместной деятельности. Особое место среди данных работ занимают исследования, посвящённые выявлению кооперативного аспекта рефлексии.
Анализ рефлексивных феноменов в структуре совместной деятельности встречаем в работах В.А. Недоспасовой и В.В. Рубцова.
Следует упомянуть о позиции ряда авторов (К.Е. Данилин, Е.А. Смирнов, А.П. Сопиков), которые под рефлексией, функционирующей в процессах общения, понимают отражение человеком внутреннего мира других людей. В частности, А.П. Сопиков и Е.В. Смирнова отмечают, что «размышление за другое лицо, способность понять, что думают другие лица, называется рефлексией» [18, с. 22]. К.Е. Данилин называет рефлексию специфическим качеством познания человека человеком, когда субъект восприятия реконструирует в собственном сознании элементы внутреннего мира других людей -объектов восприятия [19]. И.Н. Семенов и
С.Ю. Смирнов расширяют толкование рефлексии в процессе общения, включая в него не только отражение внутреннего мира других людей, но и самоотражение.
Итак, анализ работ, в которых изучается коммуникативный аспект рефлексии, показал,
что рефлексия, обеспечивая взаимопонимание и согласованность действий партнёров в условиях общения, совместной деятельности, кооперации, является условием позитивных межличностных контактов, определяя такие партнёрские личностные качества, как проницательность, толерантность, принятие и понимание другого человека.
Большинство современных психологических и педагогических словарей содержат определение понятия «рефлексия». Так, в Психологическом словаре (В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова) рефлексия (англ. reflection) - это «мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т.д.» [20].
В Новейшем психологическом словаре В.Б. Шапаря указана не только связь рефлексии с мышлением, но дана характеристика этого размышления - «полное сомнений и противоречий», «анализ собственного психического состояния». Кроме этого, приводится и второе значение понятия рефлексии: 2) механизм
взаимопонимания - «осмысление субъектом, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнёра по общению» [8, с. 540-541].
В Словаре психолога-практика С.Ю. Головина даны два значения понятия «рефлексия»: 1) процесс самопознания. Автор связывает рефлексию с психическим познавательным процессом - «предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души». Помимо этого, автор называет условие возникновения рефлексии - «достаточную зрелость субъекта», т.е. подчёркивается возникновение рефлексии в онтогенезе; 2) механизм взаимопонимания. В данном значении указано на связь рефлексии с самоотчетом, самоанализом собственных психических состояний [21, с. 690].
В педагогических словарях рефлексия определяется как «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов на основе жизненного опыта» (Л.В. Мардахаев) [22, с. 243], «как способность человека осмыслить свой собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения. Включает построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок» (В.М. Полонский) [23, с. 145]. Таким образом, в педагогических словарях акцент сделан на рефлексии как характеристике личности.
В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова указывают, что рефлексия «понятийно, процессуально и функционально связана с самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией, самосознанием» [20].
Исследуем это положение.
В словарях по психологии (С.Ю. Головин,
В.Б. Шапарь) интроспекция рассматривается как метод самонаблюдения изучения психики Я, ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики. При этом авторы отличают самонаблюдение от интроспекции, хотя указывают на буквальный перевод этого слова на русский язык. Интроспекция, по мнению этих авторов, субъективный метод, а самонаблюдение - объективный, поскольку вместо рефлексии действует эффект прямого знания [21, с. 257-260; 8, с. 553-554]. Указывая на ограничение интроспекции как метода получения знания о субъекте, данные авторы отмечают, что интроспекция позволяет наблюдать не протекание процесса, а лишь его следы. В этом смысле авторы сближают интроспекцию с дробной ретроспекцией [21, с. 257-260; 8, с. 553-554]. В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова, характеризуя ретроспекцию (от лат. retro - назад + specto - смотрю) как «припоминание и анализ лично наблюдавшихся и пережитых событий, собственных действий и переживаний; рассказ о них», также полагают, что «самонаблюдение (интроспекция) всегда есть в той или иной степени ретроспекция [20]. При этом они понимают под интроспекцией «особый опыт познания человеком своего сознания, который заключается в якобы «непосредственном» восприятии его феноменов и законов» [20].
В статье Современного словаря по психологии В.В. Юрчука указано на то, что «интроспективный опыт должен состоять как минимум из двух эмпирических модификаций: а) имманентно-рефлексивного опыта, который сам по себе дает толчок к гностическим актам в познании экстеромира и интромира; б) экстерореф-лексивного опыта или даже механизмов, связанных с моделями перцепции, ощущения, анализаторными системами, кои дают нам познание экстеромира внешнего, окружающей среды...» [9, с. 209-210].
В педагогических словарях (Г.М. Коджаспи-рова и А.Ю. Коджаспиров, Л.В. Мардахаев, Е.С. Рапацевич) самонаблюдение и интроспекция - синонимичные понятия, имеющие значение «наблюдение за собственной психической активностью (чувствами, переживаниями, мыслями)» [24, с. 51; 22, с. 111, 249; 25, с. 291-292].
Самопознание и интроспекция. Авторы психологических словарей С.Ю. Головин и В.Б. Ша-парь в определении самопознания указывают на отличие данного понятия от интроспекции: 1) процессы сложнее и продолжительнее, данные самонаблюдения лишь первичный материал, подвергаемый обработке; 2) сведение о себе человек получает не только от самонаблюдения, но и от внешних источников - объективных результатов своих действий, отношения других людей и пр. [8, с. 708-709]. Близкими понятиями к рефлексии считаются понятия самоосмысления и самосознания. Самоосмысление - осмысление собственной жизни - активность особого рода, направленная не просто на осознание ведущих мотивов, но и на координацию всей личности в целом [8, с. 707]. Самосознание - осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень сознания - основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. .«образ себя и отношение к себе». Главные функции самосознания - это познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни [8, с. 710].
Трактовка у В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряковой понятия самосознание (англ. selfconsciousness) также связана с осознанием человеком себя как индивидуальности. Авторы указывают, что сознание, направленное на самого субъекта, и есть самосознание. Это один из уровней (процессов и результатов) познания человеком самого себя как индивидуальности, в т.ч. своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам. Авторы считают, что не следует отождествлять самосознание и Я-концепцию. Самосознание частично включает содержание «Я-концепции», которая в этом случае выступает как более или менее устойчивая (стабильная) часть самосознания, но только в той степени, в какой Я-концепция потенциально осознается. Многоэтапная траектория содержательного развития самосознания связана с самоовладением. Самосознание связано с появлением в школьном возрасте рефлексии.
Более широкое и обобщённое определение понятия самосознание встречаем в словаре
В.В. Юрчука,- «индивидуально-осознанное отношение субъекта к своим целям-задачам-потребностям-влечениям-отношение субъекта к тем или иным переживаниям, эмоциям, мыслям, критериям... самосознание позволяет субъекту самоосознавать свое место в социуме, благодаря представлению о самом себе, эйдетикомоде-лированию собственных действий, ментальнорефлексивного программирования-конституи-
рования поведенческих актов, поступков, акций, мультиактов, наряду с потенциями, способностями, талантами» [9, с. 580]. Автор также подчёркивает связь самосознания с процессами рефлексии.
Наряду с понятием «рефлексия» в научной литературе встречаются понятия рефлексивность, рефлексивная способность, рефлексивные возможности, рефлексивные умения, рефлексивно-перцептивные умения, рефлексивная культура, рефлексивная компетентность, рефлексивные ожидания. Среди названных понятий лишь понятие рефлексивность получило необходимое теоретическое обоснование в работах
А.В. Карпова, который предлагает рассматривать рефлексивность как один из модусов рефлексии, как психическое свойство личности, два других ее модуса - рефлексия в ее процессуальном статусе и рефлектирование как особое психическое состояние. А.В. Карпов предложил не только теоретический конструкт, но и разработал процедуру и содержание методики диагностики рефлексивности. Согласно А.В.Карпову, «рефлексия - это одновременно и уникальное свойство, присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания» [6, с. 48]. В связи с этим рефлексию как индивидуальное психическое свойство, допускающее квантификацию и диагностирование, автор выделяет особо и предлагает называть рефлексивностью [26, с. 113].
Таким образом, проведённый анализ литературы показал: понятие «рефлексия» в настоящий момент не получило в научной литературе однозначного толкования. Вслед за учёными И.Н. Семеновым и С.Ю. Степановым можно констатировать существование в современной психологии трёх уровней понимания рефлексии: как объяснительного принципа психических явлений, как существенного компонента психических процессов и как предмета специального психологического исследования [27].
Сравнительный анализ содержательного наполнения понятий «интроспекция», «ретроспекция», «самонаблюдение» показал, что данные психические явления связаны с рефлексией, они опираются на появляющийся в онтогенезе рефлексивный опыт субъекта, участвующий в процессах самопознания, самосознания, а также ментально-рефлексивного программиро-вания-конституирования поведенческих актов, поступков, акций, мультиактов.
Список литературы
1. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
3. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии: Архив номеров (1991-1995).
С. 157-188. http://www.circle.ru/archive/vm/nom
4. Щедровицкий Г.П. Рефлексия / Избранные труды. М.: Шк. Культ. Полит., 1995. 800 с.
5. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М.: Советское радио, 1973.
6. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
8. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь / Под общей ред.
В.Б. Шапаря. Изд. 2-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 808 с.
9. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. Минск: Элайда, 2000. 704 с.
10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 423 с.
11. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973. 288 с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
13. Практическая психология: Учебник / Под ред. М.К. Тутушкиной 4-е изд., перераб., доп. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. 368 с.
14. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 1. С. 18-28.
15. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.
16. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
17. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 1999. 375 с.
18. Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления: Учеб. пособ. Новосибирск: СибАГС, 2001. 144 с.
19. Данилин К.Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы // Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
С. 124-152.
20. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 440 с.
21. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Харвест, 2007. 976 с.
22. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 368 с.
23. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
24. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Учебное пособие. М.: Академия, 2003. 176 с.
25. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. Мн.: Современное слово, 2001. 928 с.
26. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: ИП РАН, 2004.
27. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31-40.
PHENOMENON OF REFLECTION: BOUNDARIES OF THE CONCEPT
G.M. Shigabetdinova
The phenomenon of reflection is examined as an object of scientific and psychological study. The author imposes certain limits on the terminological field of the reflection phenomenon. In the context of this phenomenon, a hierarchy of interrelated concepts of self-introspection, retrospection, self-awareness, self-monitoring, self-regulation is considered.
Keywords: reflection, self-awareness, introspection, retrospection, self-awareness, self-monitoring, self-regulation.
References
1. Tejyar de Sharden P. Fenomen cheloveka. M., 1987.
2. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psi-hologicheskoj antropologii. Psihologiya cheloveka. Vvede-nie v psihologiyu sub"ektivnosti: Uchebnoe posobie dlya vuzov. M.: Shkola-Press, 1995. 384 s.
3. Shchedrovickij G.P. Refleksiya v deyatel'nosti // Vo-
prosy metodologii: Arhiv nomerov (1991-1995). S.
157-188. http://www.circle.ru/archive/vm/nom
4. Shchedrovickij G.P. Refleksiya / Izbrannye trudy. M.: Shk. Kul't. Polit., 1995. 800 s.
5. Lefevr V.A. Konfliktuyushchie struktury. M.: So-vetskoe radio, 1973.
6. Karpov A.V. Refleksivnost' kak psihicheskoe svojstvo i metodika ee diagnostiki // Psihologicheskij zhur-nal. 2003. T. 24. № 5. S. 45-57.
7. Davydov V.V. Problemy razvivayushchego obuche-niya. M., 1986.
8. Shapar' V.B., Rossoha V.E., Shapar' O.V. No-vejshij psihologicheskij slovar' / Pod obshchej red. V.B. SHaparya. Izd. 2-e. Rostov-na-Donu: Feniks, 2006. 808 s.
9. Yurchuk V.V. Sovremennyj slovar' po psihologii. Minsk: Ehlajda, 2000. 704 s.
10. Rubinshtejn S.L. Problemy obshchej psihologii. M., 1973. 423 s.
11. Abul'hanova-Slavskaya K.A. O sub"ekte psihi-cheskoj deyatel'nosti. M., 1973. 288 s.
12. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Politizdat, 1975. 304 s.
13. Prakticheskaya psihologiya: Uchebnik / Pod red. M.K. Tutushkinoj. 4-e izd., pererab., dop. SPb.: Izd-vo «Didaktika Plyus», 2001. 368 s.
14. Znakov V.V. Samoponimanie sub"ekta kak kog-nitivnaya i ehkzistencial'naya problema // Psihologi-cheskij zhurnal. 2005. T. 26. № 1. S. 18-28.
15. Zinchenko V.P., Morgunov E.B. Chelovek razvi-vayushchijsya. Ocherki rossijskoj psihologii. M.: Trivo-la, 1994. 304 s.
16. Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti: Uchebnik. M.: Izd-vo MGU, 1990. 367 s.
17. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. M: As-pekt Press, 1999. 375 s.
18. Vojtik I.M., Semenov I.N. Ocenka i razvitie ref-leksivnogo myshleniya: Ucheb. posob. Novosibirsk: SibAGS, 2001. 144 s.
19. Danilin K.E. Formirovanie vnutrigruppovyh us-tanovok i refleksivnoj struktury gruppy // Mezhlichnost-noe vospriyatie v gruppe. M., 1981. S. 124-152.
20. Psihologicheskij slovar' / Pod red. V.P. Zinchenko, B.G. Meshcheryakova. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Pedagogika-Press, 1999. 440 s.
21. Golovin S.Yu. Slovar' psihologa-praktika. 2-e izd., pererab. i dop. Minsk: Harvest, 2007. 976 s.
22. Mardahaev L.V. Slovar' po social'noj pedago-gike: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshih ucheb-nyh zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002. 368 s.
23. Polonskij V.M. Slovar' po obrazovaniyu i peda-gogike. M.: Vysshaya shkola, 2004. 512 s.
24. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.YU. Pe-dagogicheskij slovar': Uchebnoe posobie. M.: Akademiya, 2003. 176 s.
25. Rapacevich E.S. Sovremennyj slovar' po pedago-gike. Mn.: Sovremennoe slovo, 2001. 928 s.
26. Karpov A.V. Psihologiya refleksivnyh mekha-nizmov deyatel'nosti. M.: IP RAN, 2004.
27. Stepanov S.Yu., Semenov I.N. Psihologiya ref-leksii: problemy i issledovaniya // Voprosy psihologii. 1985. № 3. S. 31-40.