Научная статья на тему 'Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию'

Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10212
1308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЯ РЕФЛЕКСИИ И РЕФЛЕКСИВНОСТИ / ВЫСШИЕ РЕФЛЕКСИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ / СИСТЕМНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ / МЕТАКОГНИТИВНАЙ / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ожиганова Галина Валентиновна

В статье с психологической точки зрения проводится анализ понятий рефлексии и рефлексивности. Дается определение высших рефлексивных способностей, подчеркивается их духовное основание. Отмечается, что изучение рефлексии, рефлексивности и высших рефлексивных способностей требует особых подходов и методов; в качеств е таких подходов и методов рассматриваются: моделирование рефлексии, системно-типологический, метакогнитивный, дифференциальный и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflexion, reflexivity and higher reflexive abilities: research approaches

The concepts of reflection and reflexivity are analysed in the article from a psychological point of view. The definition of higher reflexive capacities is given, their spiritual foundation is emphasised. It is noted that the study of reflexion, reflexivity and higher reflexive capacities requires special approaches and methods; as such approaches and methods in this article are considered: reflection modelling, system-typological, metacognitive, differential, and other approaches.

Текст научной работы на тему «Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию»

УДК 159.93

Ожиганова Галина Валентиновна

кандидат психологических наук Институт психологии Российской академии наук, г. Москва

[email protected]

РЕФЛЕКСИЯ, РЕФЛЕКСИВНОСТЬ И ВЫСШИЕ РЕФЛЕКСИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ: ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

В статье с психологической точки зрения проводится анализ понятий рефлексии и рефлексивности. Дается определение высших рефлексивных способностей, подчеркивается их духовное основание. Отмечается, что изучение рефлексии, рефлексивности и высших рефлексивных способностей требует особых подходов и методов; в качестве таких подходов и методов рассматриваются: моделирование рефлексии, системно-типологический, ме-такогнитивный, дифференциальный и др.

Ключевые слова: понятия рефлексии и рефлексивности, высшие рефлексивные способности, моделирование рефлексии, системно-типологический, метакогнитивнай, дифференциальный подходы.

В современном мире все большее значение приобретают рефлексивные возможности человека, его способность осознавать и адекватно оценивать себя и внешний мир, чтобы эффективно действовать в постоянно меняющейся среде. В этой связи важным и актуальным становится психологический анализ рефлексивных проявлений личности, связанный с понятиями рефлексии, рефлексивности, рефлексивных способностей. Эти вопросы до сих пор исследованы в психологии недостаточно.

Понятие «рефлексия» имеет долгую историю применения в рамках философии (Дж. Локк, Г. Лейбниц, Э. Кант, И. Фихте; Г. Гегель; Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и др.). Обратимся к некоторым философским описаниям рефлексии, близким к психологическим. Таковым, прежде всего, является представление Дж. Лока, который отмечал: «Под рефлексией... я подразумеваю то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности» [8, с. 155].

Рефлексия, с точки зрения Канта, связана с исследованием оснований познавательной способности человека. Кант выделил два типа рефлексии: логическую (сравнение представлений об окружающем мире) и трансцендентальную (сравнимые представления касаются познавательных способностей, рассудка или чувственности) [3, т. 3].

Рефлексия изучается не только в философии, но и науковедении, педагогике, лингвистике, социологии, логике и других областях знания, а также в психологии. Понятие рефлексии, будучи включенным в психологическую науку, нуждается в четком определении с точки зрения этой науки.

Цель нашего исследования - рассмотреть с психологической точки зрения понятие рефлексии и связанные с ним понятия рефлексивности, рефлексивных способностей, высших рефлексивных способностей и наметить подходы к их изучению в рамках психологии.

Одним из первых к психологическому изучению рефлексии обратился А. Буземан. Он определял ее

как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя »[Цит. по: 1, т. 4, с. 228].

Большой вклад в разработку психологического понимания рефлексии внесли А.В. Карпов, Д.А. Леонтьев, В.А. Лефевр, А.В. Россохин, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Е.Б. Старовойтен-ко, В. Д. Шадриков и др.

А.В. Карпов отмечает широкий смысл психологической трактовки рефлексии, описывая ее как синтетическую психическую реальность, могущую представлять собой и психический процесс, и психическое свойство, и психическое состояние одновременно, но не сводиться ни к одному из них. А.В. Карпов подчеркивает, что суть и специфика понятия рефлексии как отражения соответствующей психической реальности обусловлена именно синтезом модусов психического процесса, свойства и состояния: «Рефлексия - это одновременно и уникальное свойство, присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания. Именно такое понимание, позволяя дифференцировать основные модусы рефлексии и тем самым конкретизировать предмет психологии рефлексии, обеспечивает и сохранение того единства, в котором в психике представлены процессы, свойства и состояния» [4, с. 47].

Важным является определение, представленное И.Н. Семеновым, подчеркивающим целе-и смыслообразующий аспект экзистенциальной рефлексии: «рефлексия есть не что иное, как смысловое обращение к свершившемуся и содеянному в контексте предстоящего для понимания человеком ситуации и себя в ней, для смыслового извлечения из этого уроков в целях перестройки поведения и деятельности, а также для проектирования своего будущего» [13]. Здесь отмечена функция рефлексии, имеющая отношение к формированию смыслов бытия и целеполаганию как регуляторов поведения и деятельности, что во многом связано со способностью к саморазвитию и с высшими рефлексивными способностями, отражающими ценностно-смысловой аспект Я.

Вестник КГУ Л 2018

© Ожиганова Г.В., 2018

56

Психологические исследования рефлексии выявляют множество определений рефлексии и разнообразие предметов ее содержания. В этой связи выделяются определенные типы рефлексии: 1) кооперативный (знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия; 2) коммуникативный (понимание внутреннего мира другого человека и причин его поступков); 3) личностный (образы Я и поступки, связанные с собственной индивидуальностью); 4) интеллектуальный (представления об объекте и способы действия с ним) [15].

Выделяются такие виды рефлексии, как внешняя и внутренняя. Внешняя рефлексия имеет отношение к внешнему миру, охватывает действия, деятельность, поступки, позволяет ответить на вопросы: что, как и когда делает субъект жизнедеятельности. Более высокий уровень внешней рефлексии касается вопроса, почему субъект делает так, а не иначе? Внешняя и внутренняя рефлексия могут быть связаны. Внутренняя рефлексия означает направленность на внутренний мир, она разделяется на душевную и духовную рефлексию. Духовная рефлексия в свою очередь разделяется на светскую и религиозную духовность [16].

В рефлексии как познании себя выделяется де-ятельностная и личностная рефлексия. Деятель-ностная рефлексия связана с отражением своей психической активности, реализующей цели предметно-практической и теоретической деятельности. Личностная рефлексия имеет отношение к познанию себя в своих сущностных качествах как субъекта социального поведения. В реальной жизнедеятельности эти две формы рефлексии взаимосвязаны [16].

Помимо деятельностной и личностной рефлексии представлены и другие виды рефлексии, например: социальная, коммуникативная, духовная и пр.

М.С. Мириманова, описывает рефлексию как способ смотреть на себя со стороны. При этом можно пытаться наблюдать себя как некий объект или же приходить к пониманию себя через посредство другого человека благодаря социальной рефлексии, моделируя в своем сознании представление о себе, имеющееся у окружающих [9].

Понятие социальной рефлексии близко к трактовке коммуникативной рефлексии. Коммуникативная рефлексия связана с пониманием того, что думают другие люди; того, как человек воспринимается другими людьми. Исследователи отмечают многоуровневость рефлексивного восприятия коммуникации. Согласно В.В. Пономаревой [11], выделяются четыре таких уровня. Рефлексивная оценка субъектом: а) данной ситуации, б) своих мыслей и чувств в этой ситуации, в) поведения другого человека в этой ситуации. Суждение субъекта о чувствах другого человека в той же ситуации, о его мыслях по поводу этой ситуации и о са-

мом субъекте. Саморепрезентация мыслей другого человека, связанных с тем, как тот воспринимается субъектом, и о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе. Суждение субъекта о восприятии другим человеком мнения субъекта касательно мыслей другого о поведении субъекта в различных ситуациях.

Мы считаем, что над всеми этими уровнями существует еще один - высший - духовный, когда субъект, осознавая наличие духовного Я в себе и других людях, строит коммуникацию и социальное взаимодействие на основе этого духовного уровня, апеллируя к духовному Я другого. Тогда рефлексия приобретает свойства трансцен-денции - выхода за пределы ситуации и за пределы данного Я, получает статус высшей духовной рефлексии, основанной на мудрости, сострадании и понимании сути вещей, и реализуется благодаря высшим рефлексивным способностям.

Психологами подчеркивается важность различения рефлексии и рефлексивности. Рефлексия представляется как процесс познания себя, а рефлексивность как свойство личности (А.В. Карпов, В. Д. Шадриков). При этом, согласно В. Д. Шадри-кову, рефлексивность рассматривается как качество личности, определяющее рефлексию как процесс. Рефлексивность имеет меру выраженности и характеризуется направленностью процессов познания на себя в действиях, поступках, созерцании. Эта направленность может оцениваться с помощью наличия критериев правильности действий и правильности поступков; уровня развития познавательных способностей (интеллекта); показателей направленности на самооценку [16].

Рефлексия и рефлексивность реализуются с помощью рефлексивных способностей.

Говоря о рефлексивных способностях, отметим, что, согласно В.Д. Шадрикову, рефлексия характеризуется теми же способностями, что и способности познания объективного мира, но они приобретают специфические черты, определяемые предметом познания, т. е. субъектом самопознания [16]. По мнению А.В. Карпова, «Выраженность у личности способности к рефлексии во многом определяет уровень, стратегии и эффективность произвольной психической регуляции деятельности и поведения. В контексте эволюции психики рефлексия есть механизм ее самодифференциации с целью адаптации к изменяющейся внешней и усложняющейся внутренней среде» [6, с. 42].

Рефлексивные способности в современной психологии определяются как универсальный механизм развития, позволяющий осознать необходимость изменения индивидуального самосознания в целях продуктивной адаптации.

Рассуждая о высших рефлексивных способностях, важно отметить, что их кардинальная особенность по сравнению с рефлексивными способ-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

57

ностями заключается в том, что они позволяют человеку возвыситься над стремлением к адаптации в отношении внешней среды, выйти за пределы эмпирической личности, материального уровня и перейти в сферу духовности. Часто это обусловлено целями духовного самосовершенствования. Выделяя высшие рефлексивные способности, упомянем высшие формы рефлексирования, о которых писал В.П. Зинченко: «По мере накопления опыта созерцания, переживания, страдания душа как бы впадает в понимание, фиксирует неотрефлексиро-ванные значения и смыслы... созерцание - медитация - переживание, равно как и формы искусства, представляют собой высшие формы рефлексии -рефлексии духовной, которая сродни озарению, сатори, инсайту» [2, с. 354].

Можно сказать, что духовная рефлексия реализуется не просто рефлексивными способностями, а обеспечивается благодаря высшим рефлексивным способностям, которые относятся к категории духовных. Рассматривая рефлексивные способности в качестве высших, мы используем критерий близости к духовному Я, движение от эгоцентрического Я к духовному Я, в основе которого находится морально-ценностный фундамент личности. Таким образом, с одной стороны, принимается в расчет, что рефлексивные способности связаны с мыслительными процессами (анализа, синтеза) и другими интеллектуальными процессами, с другой - учитывается направленность этих процессов (ориентация на высшие ценности и смыслы бытия), что, собственно, позволяет причислять их к разряду высших.

Высшие рефлексивные способности соотносятся со сферой самосознания, саморегуляции, саморазвития и обусловливают проявления мудрости, глубины осмысления бытия. Благодаря высшим рефлексивным способностям человек может видеть суть вещей, осознавать все, что с ним происходит, понимать причины и следствия явлений и действий; глубоко анализировать свой опыт и состояния; эффективно прогнозировать события, четко осознавать свои жизненные цели и ценности.

Таким образом, высшие рефлексивные способности обусловлены духовной направленностью личности. С их помощью создается возможность: а) поиска духовного Я и продвижения данного Я к духовному Я; б) осознания наличия духовного Я, способствующего тому, что рефлексия внутренняя и внешняя осуществляется с учетом требований духовного Я, как бы исходя из него.

Рассуждая о подходах и методах изучения рефлексии, рефлексивности и высших рефлексивных способностей, подчеркнем, что рефлексия сама является методом психологического исследования, выступая важнейшим элементом и формой теоретического осмысления действительности. Будучи направленной на внешний мир, рефлексия стано-

вится мощным инструментом осознания, углубленного понимания и решения проблем окружающей действительности, направленная на внутренний мир - помогает исследовать себя, переосмыслить личностные проблемы, ведет к самопреобразованию, саморазвитию. Рефлексия является своеобразным методом осуществления познания и ме-тапознания.

Теоретико-методологическое направление исследований рефлексии, рефлексивности, высших рефлексивных способностей, предполагает создание теорий, концепций, моделей рефлексии, рефлексивных процессов, свойств, состояний, способностей и пр. (В.П. Зинченко, А.В. Карпов, Д.А. Леонтьев, В.А. Лефевр, В.А. Петровский, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Е.Б. Старовойтенко, Г.П. Щедровицкий, В. Д. Шадриков и др.). В рамках этого направления выделяется моделирование рефлексии (В.А. Лефевр - системно-семиотическая модель рефлексии на основе логико-математического анализа; В.А. Петровский - транзактная модель рефлексивного выбора; И. Н. Семенов -системно-уровневая модель рефлексивной регуляции продуктивного мышления; С.Ю. Степанов, И.Н. Семёнов - концептуальная модель рефлексивно-инновационного процесса; Д.А. Леонтьев -дифференциальная модель рефлексии и др.). Метод моделирования в отношении к рефлексии может быть связан с реконструкцией и интерпретацией рефлексивных текстов, созданных выдающимися личностями, прославившимися уникальным вкладом в культуру (философия, теология, литература и пр.). Так, Е.Б. Старовойтенко говорит о моделировании индивидуальности с помощью рефлексивных литературных Я-текстов (метод психологической герменевтики). В этом случае речь идет о рефлексивно-персонологических моделях культу-ротворчества личности [14].

Для изучения высших рефлексивных способностей может использоваться предложенная нами психологическая модель духовных способностей, позволившая выделить и репрезентировать ряд высших способностей, включая рефлексивные [10].

Системно-типологический подход способствует проведению как теоретических, так и эмпирических исследований рефлексивных проявлений личности. В его русле выделяются и изучаются различные виды рефлексий: интеллектуальная, интуитивная, эмоциональная, личностная, диалогическая, коммуникативная, кооперативная, социальная, культуральная, экзистенциальная, духовная [12]. Этот подход позволяет включить в научное рассмотрение духовную рефлексию и высшие рефлексивные способности, относимые к категории духовных.

Метакогнитивный подход также, как и предыдущий системно-типологический, создает возможность теоретического и эмпирического изуче-

ния рефлексии, которая описывается в терминах метакогниций, метапознания (Карпов, Скитяева, 2005; Холодная, 2002; Flavell, 1979; Kuhn, Dean, 2004; Martinez, 2006; Tobias, Everson, 2002) [5; 17; 18; 19; 20].

Дифференциальный подход создает условия для эмпирического изучения рефлексии, рефлексивных состояний (позитивных, негативных), рефлексивных способностей. Он базируется на идее необходимости дифференциации понятия «рефлексивность» и различения ее типов, связанных с объективной направленностью (Д.А. Леонтьев, А.В. Карпов, В.В. Пономарева) и качественными особенностям рефлексивного отношения. Дифференциальный подход позволяет разграничить позитивные и негативные эффекты рефлексии, например: выявить положительную системную рефлексию, связанную со способностью посмотреть на себя со стороны и непродуктивные навязчивые размышления («самокопание») и фантазирование как негативные проявления рефлексии. В основу этого подхода положена дифференциальная модель рефлексии, предложенная Д. А. Леонтьевым.

Эта модель отражает четыре типа рефлексии: 1) арефлексия, 2) интроспекция, 3) системная рефлексия, 4) квазирефлексия. Дифференциальный подход создает условия для выявления разных типов рефлексии и уровней развития рефлексивных способностей, например, квазирефлексия будет свидетельствовать об их низкой степени развития, а системная рефлексия о высокой, открывающей путь к проявлению высших рефлексивных способностей [7].

Эмпирическое изучение рефлексивных проявлений личности вытекает из теоретических исследований и разработок и возможно, как в рамках номотетического, так и идиографического подходов. В силу специфики предмета исследования -рефлексивные проявления личности - особое значение приобретает применение идиографического подхода, который направлен на исследование уникальности, неповторимой индивидуальности человека, особенно это касается внутреннего духовного опыта, в том числе связанного с высшей рефлексией и высшими рефлексивными способностями. В этом случае могут использоваться качественные методы.

Особо хочется остановиться на интроспекции. И.Н. Семенов подчеркивает изменение ее статуса в современной психологической науке благодаря усилению гуманитарно-ориентированной тенденции в психологии. Он пишет, что интроспекция перешла из частного метода в категорию базового, общепсихологического метода, претерпевая при этом методологическую трансформацию [13].

Такой тип интроспекции в связи с экзистенциальной рефлексией имеет особое значение как для реального духовного самосовершенствования

и развития высших рефлексивных способностей, так и для их научного изучения и может использоваться в качестве метода исследования.

Заключение

Психологический анализ понятия рефлексии показал многовариантность его содержательного наполнения и разнообразие трактовок, но выявленные три модуса рефлексии (процесс, свойство и состояние) позволяют четко определить направления психологического исследования этого феномена и разграничить понятия «рефлексия» (процесс) и «рефлексивность» (свойство, качество). Выделение высшей формы рефлексии - духовной, ведет к необходимости применения понятия высших рефлексивных способностей, благодаря которым реализуется духовная рефлексия. Она же может служить основой для различения высших рефлексивных способностей и просто рефлексивных.

Исследование рефлексии, рефлексивности и высших рефлексивных способностей требует особых подходов и методов; оно может эффективно осуществляться благодаря моделированию рефлексии, системно-типологическому, метакогнитив-ному, дифференциальному и другим подходам.

Библиографический список

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. - М., 1984. - 433 с.

2. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. -М.: Языки славянских культур, 2010. - 592 с.

3. Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 3. - М.: Мысль, 1965. - 799 с.

4. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-58.

5. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология ме-такогнитивных процессов личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 352 с.

6. Карпов А.В. О понятии метакогнитивных способностей личности // Психология интеллекта и творчества / под ред. А.Л. Журавлева, М.А. Холодной и др. - М., 2010. - С. 35-46.

7. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 2 (16). -Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.08.2018).

8. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении (1689) // Сочинения: в 3 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1985. - С. 77-582.

9. Мириманова М.С. Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем // Развитие личности. - 2001. - № 1. - С. 49-65.

10. Ожиганова Г.В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 282 с.

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

59

11. Пономарева В.В. Исследование роли рефлексивности в структуре личности руководителя // Социальная психология - XXI век. - Ярославль, 2000. - С. 203-207.

12. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. - М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1990. - 215 с.

13. Семенов И.Н. Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2015. - № 3. - С. 22-39.

14. Старовойтенко Е.Б. Рефлексия личности в культуре // Мир психологии. - 2007. - № 4. -С. 209-220.

15. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 31-40.

16. Шадриков В.Д. Мысль, мышление и сознание // Мир психологии. - 2014. - № 1. - С. 17-32.

17. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitivedevelopmental inquiry // American Psychologist. - 1979. -No 34 (10). - Pp. 906-911.

18. Kuhn D. & Dean D. A bridge between cognitive psychology and educational practice // Theory into Practice. - 2004. - No 43 (4). - Pp. 268-273.

19. Martinez M.E. What is metacognition? Phi Delta Kappan, 2006. - Pp. 696-699.

20. Tobias S., Everson H.T. Knowing what you know and what you don't: further research on metacognitive knowledge monitoring // College Board Research Report. - New York. - 2002. - No 3.

References

1. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: V 6 t. T. 4. -M., 1984. - 433 s.

2. Zinchenko V.P. Soznanie i tvorcheskij akt. - M.: YAzyki slavyanskih kul'tur, 2010. - 592 s.

3. Kant I. Sochineniya. V 6 t. T. 3. - M.: Mysl', 1965. - 799 s.

4. Karpov A.V. Refleksivnost' kak psihicheskoe svojstvo i metodika ee diagnostiki // Psihologicheskij zhurnal. - 2003. - T. 24. - № 5. - S. 45-58.

5. Karpov A.V., Skityaeva I.M. Psihologiya metakognitivnyh processov lichnosti. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2005. - 352 s.

6. Karpov A.V. O ponyatii metakognitivnyh sposobnostej lichnosti // Psihologiya intellekta i

tvorchestva / pod red. A.L. ZHuravleva, M.A. Holodnoj i dr. - M., 2010. - S. 35-46.

7. Leont'ev D.A., Averina A.ZH. Fenomen refleksii v kontekste problemy samoregulyacii [EHlektronnyj resurs] // Psihologicheskie issledovaniya: ehlektron. nauch. zhurn. - 2011. - № 2 (16). - Rezhim dostupa: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 10.08.2018).

8. Lokk Dzh. Opyt o chelovecheskom razumenii (1689) // Sochineniya: v 3 t. T. 1. - M.: Mysl', 1985. - S. 77-582.

9. Mirimanova M.S. Refleksiya kak mekhanizm razvitiya samoorganizuyushchihsya sistem // Razvitie lichnosti. - 2001. - № 1. - S. 49-65.

10. Ozhiganova G.V. Duhovnye sposobnosti kak resurs zhiznedeyatel'nosti. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2016. - 282 s.

11. Ponomareva VV. Issledovanie roli refleksivnosti v strukture lichnosti rukovoditelya // Social'naya psihologiya - XXI vek. - YAroslavl', 2000. - S. 203-207.

12. Semenov I.N. Problemy refleksivnoj psihologii resheniya tvorcheskih zadach. - M.: NII OPP APN SSSR, 1990. - 215 s.

13. Semenov I.N. Refleksivnost' samonablyudeniya i personologiya introspekcii: k ontologii i metodologii refleksivnoj psihologii individual'nosti // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. -2015. - № 3. - S. 22-39.

14. Starovojtenko E.B. Refleksiya lichnosti v kul'ture // Mir psihologii. - 2007. - № 4. - S. 209-220.

15. Stepanov S.YU., Semenov I.N. Psihologiya refleksii: problemy i issledovaniya // Voprosy psihologii. - 1985. - № 3. - S. 31-40.

16. SHadrikov V.D. Mysl', myshlenie i soznanie // Mir psihologii. - 2014. - № 1. - S. 17-32.

17. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitivedevelopmental inquiry // American Psychologist. - 1979. -No 34 (10). - Pp. 906-911.

18. Kuhn D. & Dean D. A bridge between cognitive psychology and educational practice // Theory into Practice. - 2004. - No 43 (4). - Pp. 268-273.

19. Martinez M.E. What is metacognition? Phi Delta Kappan, 2006. - Pp. 696-699.

20. Tobias S., Everson H.T. Knowing what you know and what you don't: further research on metacognitive knowledge monitoring // College Board Research Report. - New York. - 2002. - No 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.