УДК 377.5
Петрова Нина Сергеевна
Волжский государственный инженерно-педагогический университет, г. Нижний Новгород
РЕФЛЕКСИЯ И ИНТЕЛЛЕКТ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Статья посвящена педагогическим исследованиям в области формирования саморегуляции у студентов профессионального обучения. Актуальность статьи заключается в том, что рефлексивные способности непосредственно связаны с интеллектуальной сферой, а формирование саморегуляции не может происходить без рефлексии и интеллекта, рефлексия является основой саморегуляции, обеспечивающей ее развитие.
Ключевые слова: рефлексия, саморегуляция, исследование, интеллект, учебная деятельность.
Внимание ученых и практиков к осмыслению сущности рефлексии обусловлено требованием общества, ростом потребности человека к самостоятельности, пониманию и оценке себя. По мнению Ю.Н. Кулютки-на, формирование рефлексивной культуры обучающихся становится одной из тенденций современного образования [3]. Целью данной статьи является обоснование важности рефлексии как основы саморегуляции учебной деятельности.
В психолого-педагогической литературе и современных методических рекомендациях мы встречаем разнообразные точки зрения на сущность рефлексии, где она рассматривается как синоним понятия «саморегуляция» и итоговый этап деятельности. Соглашаясь в ряде случаев с этой позицией, считаем необходимым уточнить, что рефлексия является основой саморегуляции, обеспечивающей ее развитие. Рефлексия необходима студентам для самостоятельного осознания новой учебной задачи, для понимания своих ограничений, а также имеющихся личностных и индивидуальных ресурсов.
Появление рефлексии связано с возрастными закономерностями развития, и в педагогике, и в психологии рассматривается как важнейшее новообразование обучающихся. Это положение является для нашего исследования основным. Формирование у студентов системы саморегуляции деятельности предполагает освоение ими рефлексивных умений относительно каждого из ее компонентов [5]. Категория саморегуляции и рефлексии разрабатывается в целом ряде наук, связанных с изучением человека. На современном этапе развития научной мысли исследования рефлексии представлены в философском, социально-философском, психологическом, педагогическом контексте.
Проблема рефлексии, как и саморегуляции, в научной мысли не нова, различные ее аспекты рассматривались философами Греции: Сократом, Платоном. Аристотелем. В онтологическом аспекте в контексте философии рефлексия представлена как способность индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от телесного и внешнего (Р. Декарт). Впервые в науку термин «рефлексия» ввел Декарт, он отождествлял ее со способностью сосредотачиваться на своих мыслях, абстрагируясь от внешнего, телесного. Ничем иным, как проявлением рефлексии, является доказательство Р. Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». У И. Канта рефлексия представлена как модальность взаимодействия категорий познания. И. Кант объяснял рефлексию как соотнесение знаний и представлений с познавательными способностями.
Обращаясь к философской мысли Р. Декарта,
В.Э. Ильенков дает представление рефлексии: «Личность, человеческая индивидуальность, очевиднейшим образом наделенная способностью самочувствия и не менее бесспорной способностью совершать акты самонаблюдения - наблюдение над самой собой, над своими собственными поступками и словами - это ведь не спекулятивная выдумка Декарта и Фихте, а факт» [2, с. 401]. Однако «самосознание не сводится к рефлексии. Самосознание, есть прежде всего порождение духом своего становления» плюс порождение им же рефлексии этого процесса в себя» [2, с. 40].
На рубеже XX века границы применения термина «рефлексия» существенно расширились. На современном этапе данное понятие активно используется не только в области философии, психологии и педагогики, но ее границы распространились и на общенаучном уровне. Таким образом, рефлексия выступает как методологичес-
168
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Петрова Н.С., 2010
кая основа различных направлений современной науки.
В педагогическом аспекте рефлексия, в частности, представлена в исследованиях, связанных с учебной деятельностью обучающихся. Вопросы формирования рефлексивных способностей студентов и их значимость в образовательном процессе рассмотрены в научных трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера, Т.В. Машаро-вой, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, ГИ. Щукиной. А.В. Хуторского, А.А. Шемшурина, Л.Н. Ши-ховой, ГА. Цукерман и др. Накоплен существенный теоретический и практико-ориентированный материал по формированию и развитию рефлексивных умений в учебной деятельности.
Согласно Ю.Н. Кулюткину, рефлексия является процессом отображения одним человеком (педагогом) внутренней картины мира другого человека (студента) [4]. В работах Н.Н. Семенова,
С.Ю. Степанова представлена попытка сгруппировать множество разнообразных определений рефлексии в соответствии с тремя методологическими основаниями: естественно научным, инженерно-деятельностным, гуманитарно-культурологическим. Выделенные методологические основания отражают взаимосвязанные, но не тождественные формы рефлексии. В первом случае исследователи раскрывают когнитивные функции рефлексии, когда у человека происходит формирование представления о себе, о другом человеке. Во втором случае формируются эталоны оценки, вырабатываются критерии, нормативы собственной деятельности. Третья ориентация фиксирует внимание на собственной индивидуальности. И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов разработали классификацию рефлексивных способностей личности [8]. Учеными представлена типология рефлексии, включающая кооперативный, коммуникативный, личностный, интеллектуальный типы рефлексии. Рефлексия рассматривается в процессе обучения, поэтому для нас интересен подход к классификации рефлексии в педагогике, представленный Б.3. Вульфовым, В.Д. Ивановым, которые выделили несколько оснований для классификации: по форме выражения - устная и письменная; по количеству участников процесса обучения - коллективная, групповая, индивидуальная. Коллективная рефлексия представляет общественную оценку «самого себя по тем или иным критериям. Совместность оценки требует публичного выражения собственной,
личной позиции, позволяет при необходимости скорректировать ее, дает возможность вместе определять перспективу коллектива и пути к ее достижению» [1, с. 444-445]. Применение групповой рефлексии целесообразно при необходимости анализа результатов групповой деятельности; когда студенты работают в группах, подводят итоги, осмысливают свою деятельность. Индивидуальная рефлексия осуществляется у каждого человека с учетом его личностных и индивидуальных особенностей.
В психолого-педагогических исследованиях показано, что рефлексия формируется в ситуации взаимодействия с другими, равными, либо неравными по уровню знаний и умений. Механизмом учебного взаимодействия между ними выступает качественно новый вид рефлексии -определяющей рефлексии. Мы опираемся на доказательства значимости рефлексии в процессе обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.И. Божович, Т.В. Машарова, В.И. Слободчиков, Г.И. Щукина) и подчеркиваем, что в результате рефлексивного анализа учебной деятельности у студента формируется осознанное отношение к ней, осознанное отношение к себе как субъекту деятельности, который несет ответственность за ее результаты. Развитие рефлексии в учебной деятельности способствует формированию всех компонентов саморегуляции. В учебной деятельности рефлексия предполагает умение обучающимися осознавать и оценивать свои мысли -делать предметом мысли саму мысль, - действия, умение понимать цели учебной деятельности, осуществлять действия контроля и оценки - наиболее сложные компоненты учебной деятельности и саморегуляции для студентов.
Актуальной проблемой процесса обучения является развитие у обучающихся умения достигать поставленные цели, самостоятельно выстраивать свою учебную деятельность, то есть умения учиться. Основой этого умения выступает рефлексия, которая проявляется в осознании своих учебных возможностей, учебных затруднений и ограничений и позволяет студентам осуществлять поиск новых путей и средств решения учебных проблем. В процессе учебной деятельности рефлексия выступает индивидуальной способностью к самоизменению, следовательно, возникает необходимость в построении такого процесса обучения, в рамках которого рефлексивная деятельность станет ведущей и определяющей со-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
169
вершенствование саморегуляции студента. Доказано, что рефлексия является основой саморазвития личности и развития всех видов саморегуляции, следовательно, процесс формирования умений и навыков учебной деятельности нельзя назвать полноценным, если отсутствует рефлексивная составляющая. Таким образом, становление обучающегося как субъекта учебной деятельности возможно при сформированной саморегуляции в процессе рефлексивного обучения. Расставим некоторые акценты. Многообразие научных позиций относительно рефлексии позволяет нам утверждать, что рефлексия - неотъемлемая часть и основание для формирования саморегуляции. Она проявляется через действия целе-полагания, анализа, планирования, контроля, оценки, через цели, средства, методы, процедуры, результаты. Следовательно, рефлексия способствует осознанию всех компонентов саморегуляции учебной деятельности и является ее основой.
По мере развития рефлексии нарастает и ее прикладной потенциал в педагогике. В современных исследованиях продолжается разработка проблемы рефлексии: обозначился переход от исследовательско-объяснительного отношения к рефлексии к деятельностному, что еще раз доказывает актуальность и целесообразность дальнейшей разработки проблемы рефлексии в процессе обучения.
Анализ научной психолого-педагогической литературы позволяет понять сущность рефлексии в процессе научного познания, в различных формах индивидуальной и коллективной деятельности, проследить развитие данного понятия от «обращенности на себя» до рефлексии как особого вида познания.
Педагогический и психологический аспекты изучения рефлексии характерны многообразием направлений. Рефлексия рассматривается как фундаментальная способность сознательного существа быть в отношении к собственному сознанию, мышлению, условиям и способам осуществления жизнедеятельности. В науке широко используется понимание рефлексии как направленности мышления на себя, на собственные процессы и продукты деятельности. «Рефлексия -родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его места во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности» [6,
с. 395]. Рефлексия (от позднелатинского гейехю -обращение назад) - размышление, самонаблюдение. В философском понимании - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов [4].
Одним из направлений с точки зрения Т.М. Давыденко, является работа над реализацией функций рефлексивного управления процессом обучения, предметом которого выступает система целенаправленных воздействий на процесс обучения. Педагог, определяя цели, включает в этот процесс обучающихся и стремится к тому, чтобы они были ими приняты. Наиболее эффективное развитие саморегуляции достигается при использовании методик рефлексивного обучения и создания рефлексивной среды. Для этого требуется личностная включенность обучающихся в процесс мышления и деятельности, что существенно повышает эффективность обучения.
Осознанная саморегуляция формируется на основе содержательной рефлексии, которая, по мнению В.В. Давыдова, характеризуется поиском и рассмотрением человеком существенных оснований собственных действий. Содержательная рефлексия является основным источником и обеспечивает процесс анализа и моделирования условий, а также планирование деятельности. Учебная деятельность приводит к возникновению рефлексивного отношения к собственным учебным возможностям в пределах этой деятельности, а также к пониманию и разрешению противоречия «я неумелый, незнающий - я умелый, знающий». Ученик выделяет и выстраивает систему осознанных целесообразных действий. Этап контроля, по мнению В.В. Давыдова, также основывается на содержательной рефлексии. В результате рефлексивного контроля обучающийся самостоятельно способен установить действия, необходимые для выполнения деятельности. Таким образом, рефлексия учебной деятельности, с точки зрения В.В. Давыдова, представляет собой ее контроль и оценку. Формирование рефлексии к мере своих возможностей и начинается с учебной деятельности и далее переходит в сферу общения и структуру представлений о своем Я (Я-концепция). Как подчеркивает А.В. Петровский, одним из важных условий учебной деятельности является умение обучающихся обосновывать и анализировать свои действия. Необходимость самостоятельного рассуждения предпола-
170
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
гает формирование умения оценивать собственные мысли и действия, данные умения лежат в основе рефлексии как важного качества, позволяющего объективно анализировать с точки зрения цели и условий деятельности.
Рассматривая в нашем исследовании особенность осознанной саморегуляции учебной деятельности, обратимся к понятию «сознание», которое, возникнув в лоне философии, становится объектом как для размышления, так и для исследования различных наук, в том числе и педагогической. В своих работах, обращаясь к вопросу сознания, В.П. Зинченко выделяет следующие функции сознания: отражательная, порождающая (творческая), регулятивно-оценочная, рефлексивная. По его мнению, рефлексивная функция является основной, так как она характеризует сущность сознания. Благодаря рефлексии, по мнению В.П. Зинченко, «сознание мечется в поисках смысла бытия, жизни, деятельности, в качестве объекта рефлексии выступают и отражение мира, и мышление о нем, основания и способы регуляции человеком собственного поведения, действий, поступков, сами процессы рефлексии и собственное сознание» [2, с. 18].
Таким образом, ясно, что рефлексивные способности непосредственно связаны с интеллектуальной сферой, формирование же саморегу-
ляции не может происходить без рефлексии и интеллекта.
Библиографический список
1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: учеб. пособие. - М.: УРАО, 1999. - 616 с.
2. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. - 1991. - .№2. - С. 15-37.
3. Ильенков В. Э. Личность и творчество. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - 272 с.
4. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПб ГУПМ, 2002. - 48 с.
5. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 523 с.
6. Савинкина Л.А. Рефлексивный механизм саморегуляции психических состояний человека: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2000. - 17 с.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
8. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. - 1982. -№1. - С. 99-104.
УДК 614
Репина Вероника Анатольевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПОНИМАНИЕ РЕКЛАМЫ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ПРОДАВЦАМИ РЕКЛАМЫ И ПОКУПАТЕЛЯМИ ЛЕКАРСТВ
В статье рассматривается проблема понимания рекламных сообщений. Показано как пол, уровень макиавеллизма, личностной тревожности, самооценки, интернальности и других личностных характеристик влияют на понимание рекламных сообщений. Найдены сходства и различия в понимании рекламы лекарств разными группами испытуемых, а именно между производителями рекламы, заинтересованными в её успешной продаже и покупателями лекарственных средств.
Ключевые слова: понимание, компоненты личностного знания, вера, доверие, реклама.
Проблема понимания считается универсальной, так как является одной из главных психологических потребностей человека как социального индивида. «Способность понимать действительность, природную и социальную, понимать других людей и самого себя, тексты культуры - эта способность лежит в основе существования человека» (А.А. Бруд-ный) [1, с. 395]. Без понимания как особого со-
стояния субъекта невозможно продолжение общения, координация действий и какие-либо другие осмысленные действия и воздействия. Широкий круг гуманитарных дисциплин (теоретических и прикладных), таких как психология, философия, история, социология, литературоведение и т.д. не только изучают проблему понимания, но и осознают необходимость ее решения как предпосылку своего дальнейшего развития. Часто
© Репина В.А., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
171